Содержание
Музей Валерия Павловича Чкалова.
Валерий Чкалов — любимец всего мира, Юрий Гагарин своего времени. Государство поставило задачу-максимум — летать выше всех, быстрее всех, дальше всех. Дальше всех залетел Чкалов — через Северный Полюс добрался до самой Америки, без пересадки и заправки. Помогал ему в этом верный экипаж — Александр Беляков и Георгий Байдуков. Этот перелет вызвал в мире настоящий шок, сравнить который можно разве что с реакцией на первый полет человека в космос четверть века спустя… Семидесятипятилетию легендарного перелета посвящен очередной выпуск программы «Сделано в СССР».
Валерий Павлович Чкалов внёс значительный вклад в развитие отечественной авиации. У него были свои собственные взгляды на роль истребителя в воздушном бою, свои представления о качествах лётчика-бойца. Он установил собственные нормы поведения в воздухе, открыл новые возможности полёта благодаря аналитическому уму и таланту. Впервые в мире он исследовал и осуществил на практике многие фигуры высшего пилотажа, которые в дальнейшем стали использоваться в воздушных боях.
Чкалову принадлежит авторство таких фигур, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте. Он творчески разрабатывал применение различных форм сочетания огня и манёвра. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта и, в частности, в перевёрнутом полёте. Ему принадлежит идея тарана врага винтом самолёта. Много сделано им в разработке тактики вертикального боя.
Чкалов внёс значительный вклад в развитие отечественной авиации и как лётчик-испытатель. Из 14 лет его авиационной деятельности 8 отдано испытательной работе, которой он занимался сначала в Московском научно-испытательном институте, а затем на авиазаводе им. Менжинского. За эти годы через его руки прошло 70 различных конструкций самолётов. Валерий Павлович, будучи шеф — пилотом замечательного авиаконструктора Н.Н.Поликарпова, испытал по тому времени лучшие в мире истребители И-15, И-16.
Всемирную известность принесли Чкалову его дальние беспосадочные перелёты по маршрутам Москва — Дальний Восток и Москва — Северный полюс — Соединённые штаты Америки, совершённые на самолёте «АНТ-25».
Они вошли в историю не только отечественной, но и мировой авиации.
Валерий Павлович всем сердцем любил свою родину, свой народ. О безопасности своего отечества прежде всего думал он, осуществляя свои дерзновенные эксперименты. О родине думал он в часы перелётов по дальним маршрутам.
Сегодня память о выдающемся лётчике, о его дерзновенных подвигах хранится в Мемориальном музее В.П.Чкалова. Основа экспозиции — фотографии, документы, личные вещи В.П.Чкалова, все то, что связано с жизнью и деятельностью Чкалова — человека и Чкалова — знаменитого летчика.
Мемориальный музей В. П. Чкалова — мемориальный комплекс, посвящённый памяти выдающегося лётчика, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова, открыт для посетителей 7 июля 1940 года. Включает в себя мемориальный дом, где родился и вырос Валерий Чкалов, и павильон – ангар, в котором экспонируется коллекция самолетов, связанных с его летной деятельностью.
Каждый из семи разделов экспозиции дома – музея рассказывает об определенном периоде жизни и деятельности В. П. Чкалова. В экспозиции каждого раздела представлены фотографии, подлинные документы, уникальные экспонаты и изобразительные материалы.
В павильоне – ангаре находятся уникальные самолеты, на которых В.П.Чкалов летал, которые он испытывал. Центральное место в ангаре отведено знаменитому АНТ-25 (конструктор А.Н.Туполев) – участнику героических беспримерных по своей дальности и сложности перелетов 1936г. (Москва – о.Удд) и 1937 г. (Москва – Северный полюс – США), вошедших в историю авиации всего мира. Истребители И-16 и И-17 (ЦКБ-15) напомнят посетителям о сложной, рискованной работе В.П. Чкалова летчиком-испытателем. Экспериментальный истребитель И-17 серийно не выпускался, но его экспонировали в 1936 году на Всемирной выставке в Париже. Реактивный истребитель МИГ-15 (бис) представлен, как воплощение мечты В.П. Чкалова о самолетах с большими скоростями. Здесь же, в ангаре, стоит личный самолет В.П. Чкалова ПО-2 (У-2), подарок Советского правительства за первый беспосадочный перелет. Еще один подарок В.П. Чкалову — автомобиль «Паккард».
Интерес к имени и делам В.П.Чкалова с годами не убывает. В музей идут и едут люди со всей России и не только – из Москвы, Пскова и Перми, Санкт-Петербурга и Нижнекамска, Германии и США.
В книге отзывов читаем записи, сделанные посетителями музея: «Музей В.П. Чкалова является гордостью России. Он является символом мужества, героизма, преданности, любви к Родине. В.П. Чкалов – образец целеустремленности, трудолюбия, мужества. Музей необходим для воспитания патриотизма нашей молодежи, любви к своей Родине…» — преподаватель НГТУ им. Р.Е. Алексеева Э.Г.Полякова. Ещё запись: «Мы, ребята, приехавшие к вам за несколько тысяч километров, безумно (!) благодарны Вам за то, что такие экскурсии обогащают знания нынешней молодежи. Рассказ интересный, экспонаты позволяют окунуться в прошлое с головой, в том числе и нас» — ребята из солнечного Пятигорска.
Разнообразные тематические экскурсии, интерактивные программы, квест — игры позволяют музею быть интересным и привлекательным для посетителей любых возрастов.
Много интересного хранится здесь, в этом священном для России и всего мира, месте. Месте, связанном с именем прекрасного, сильного и великого сына своего Отечества – Валерия Чкалова.
Музей скоростей
Музей скоростей занял весь второй этаж Дома культуры имени Валерия Павловича Чкалова. Он посвящен развитию скорости на воде – от бурлачества к экранопланам, а также главному конструктору судов на подводных крыльях Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.
Недалеко от Чкаловска, на реке Троца, располагаются испытательная база Конструкторского бюро и аэродром. В свое время, Ростислав Алексеев много творил там. По этой причине, основными темами музея (который открылся в 2010 году) стали развитие судостроения и экранопланостроения.
Структура музея разнообразна и имеет четкую логическую линию. Все начинается с Василевой слободы (раннее название Чкаловска) и заканчивается техническими достижениями ХХI века. Здесь так же можно получить исторические сведения старинных прилегающих улиц и зданий слободки.
Фондовые материалы музея разнообразны – это фотографии, мебель, предметы старины, личные вещи, подлинники и копии документов, разнообразные инсталляции, макеты, модели экранопланов и кораблей. Широко используются интерактивные средства – в виде демонстрации различных видеорядов.
Музей начинается с Василевой слободки, с рода Рукавишниковых.
История Чкаловска делится на два этапа: «до» затопления и «после». Во время образования Горьковского водохранилища, его воды покрыли обширные земли. Затопило постройки, жилые дома, храмы, площади, леса… Под воду ушел целый мир! Уникальный макет затопленной части Василевой слободы вы можете увидеть в разделе «Бурлаки на Волге». Центральная площадь, от нее, словно лучи Солнца, расходятся улицы, повсюду богатые купеческие дома, церковь, овраги, деревья, небольшие речушки… и вот она – Покровская гора! Сегодня это утес над просторами воды.
Инсталляция в виде аквариума с живыми рыбками наглядно демонстрирует итоги затопления. Его задняя стенка и дно оформлены так, будто рыбки плавают в подводном городке, среди бывших жилых домов и того, что осталось от людской жизни. Выглядит это сказочно!
Экспозиция следующего зала музея дает посетителям уникальную возможность познакомиться с устоявшимся образом жизни Василевой слободы. Торговля, плетение из лозы, щепной и гончарный промыслы, как наиболее распространенные занятия сноровистых васильчан, представлены во всем своем многообразии в витринах зала. В зале воссоздан не только интерьер купеческой лавки, действительно существовавшей в Василевой слободе, но и часть гончарного заводика. Предметы быта, одежда, богатая коллекция разнообразной ремесленной продукции красноречиво рассказывает об особенностях самобытного уклада жизни населения старейшей Василевой Слободы.
В XIX веке по Волге ходило до 4000 судов на лямках и парусах. Многие из них останавливались зимой в затоне Василевой слободы. Много людей прибывало сюда, чтобы заработать, например, наняться в бурлаки. Адский труд – об этом свидетельствуют фотоснимки. На них не только мужчины-бурлаки, но и женские артели. На каждого бурлака в среднем выходило по 40 кг веса нагрузки. С эти грузом надо было идти немалые расстояния. Посетители музея могут попробовать себя в роли бурлака, подняв груз с таким весом.
От такого наплыва народа Василева слобода богатела: от лавочников, кабатчиков и приказчиков, до церковных приходов. Дед Максима Горького, прадед и дед Валерия Чкалова тоже были бурлаками.
Следующий зал – «История на дне моря. Василево-Чкаловск в истории развития судоходства на Волге». Со временем, труд бурлаков использовали все меньше. По Волге стали ходить пароходы.
В 1883 году были основаны Василевский затон и казенные мастерские для отстоя и ремонта флота. Позже, тут же образовался судостроительный и судоремонтный завод имени В.И. Ульянова (Ленина). Эта эволюция показана в виде различных макетов и экспонатов.
Второй раздел музея – это два зала: «Феномен летающих судов» и «Время. Скорость. Результат». Они подводят посетителей к кульминации музейной экспозиции. Здесь вы получите общее представление об экранопланах, конструкторской деятельности и значении новаторств Р. Е. Алексеева.
Один из залов — «Летающие люди: Ростислав Алексеев», — посвящен самому создателю судов на подводных крыльях и экранопланов. Кроме экспонатов, рассказывающих о жизни и личности конструктора, здесь можно посмотреть видеозапись с рассказами его дочери, Т.Р. Алексеевой, и других близких ему людей. Семиминутный фильм «Памяти Р.Е. Алексеева посвящается» уникален, так как состоит из реальных хроник.
Алексеев увлекался горными лыжами, подводным плаванием, управлял самолетами, судами, яхтами, участвовал в парусных гонках. Скорость он любил везде: «…в сумрачные дни блики на поверхности воды серые, стальные, твердые. В детстве я мечтал, что если сильно разогнаться, то по воде можно бежать, скользить, лететь…», — вспоминал Ростислав Евгеньевич. Выходит, что он работал над мечтой своего детства!
Р. Алексеев был хорошим рисовальщиком, ряд рисунков есть в музее. Его вдохновляли свобода, стихия, море, яхты. Кроме того, что Алексеев был яхтсменом, он привнес в этот вид спорта и некоторые технические усовершенствования. Парусная регата, в которой он победил в 1938 году еще студентом, сейчас носит имя Р.Е. Алексеева. Символично, что единственная в жизни встреча Ростислава Алексеева с Валерием Чкаловым произошла на парусных гонках. В музее есть фотография этой встречи.
В своих разработках Алексеев дошел до создания экранопланов-ракетоносцев, транспортно-десантных и аварийно-спасательных экранопланов. На одной из экспозиций представлены их фотографии, макеты, на экране демонстрируется видеоряд. Конструктор был одним из немногих, кто умел управлять экранопланом. У него было жесткое правило: за руль нового судна в первый раз садился он сам.
В 60-е годы Ростислав Алексеев выпустил классическую модель скоростных судов на подводных крыльях; они выходили под разными названиями: «Ракета», «Метеор», «Буревестник», «Спутник», «Комета». Самой совершенной работой специалисты признали «Метеор», а самым скоростным судном – «Буревестник». Он был оснащен двумя авиационными турбинами АИ-20.
Сейчас можно увидеть один из сохранившихся экранопланов — «Орленок». Он находится в музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота в Москве (р-он «Северное Тушино»).
Энергии и трудоспособности Алексеева можно позавидовать. Ему всегда казалось, что он еще не достиг своего идеала: «Проектирование глиссеров – эта задача для троечников, суда на воздушной подушке – это женская забава!» — говорил Ростислав Евгеньевич. Настоящим мужским делом он считал работу с экранопланами.
На испытаниях очередного экраноплана, 14 января 1980 года, конструктор получил серьезные травмы при спуске модели на воду. Две проведенных операции не помогли: 9 февраля того же года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало, его похоронили на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
Интересная и насыщенная жизнь Р. Алексеева в полной мере отражена в экспозициях музея. Здесь побывали десятки тысяч туристов, множество гостей, каждый уважающий себя чкаловец был здесь не раз… но музею всегда есть, чем удивить посетителей!
Музей Валерия Чкалова, г. Чкаловск
Знаменитый советский летчик, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов
стал всемирно известным после первого беспосадочного перелета через Северный
Поляк на маршруте Москва-Ванкувер. Работая в НИИ ВСС, он совершил более 800 испытательных полетов на трех десятках типов самолетов.
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время первого полета истребителя И-180, у которого заглох двигатель. Отважный пилот приложил все усилия, чтобы вывести падающий самолет из жилого массива. После
смерть легендарного и очень популярного пилота, правительство
принято решение о создании мемориального комплекса на родине героя.
Музей находится в доме, построенном отцом летчика Павлом
Григорьевичем Чкаловым в 1896 году в селе Васильева Слобода, где
легендарный летчик родился 2 февраля 1904 года. В то время дом располагался не здесь, а в сотне метров ближе к берегу реки Волги. В
1956 г., во время наполнения Горьковского водохранилища дом находился в
зоне затопления и был тщательно разобран и собран на своем нынешнем
расположение.
Музей открыт 7, 19 июля40, и большой вклад в его
Творение совершил Евгений Михайлович Боев, ставший первым
директор музея и Лев Николаевич Фролищев, научный сотрудник
односельчанин и друг Чкалова, устроивший авиационные мастерские для
будущий знаменитый летчик в Нижнем Новгороде. Много личных вещей предоставила жена летчика Ольга Эразмовна Чкалова. В настоящее время
коллекции музея насчитывают более 8 тысяч единиц хранения, на протяжении
за годы своего существования его посетило более двух миллионов человек.
Музей занимает шесть комнат дома. Выставка в бывшей кухне семьи Чкаловых посвящена детству и юности. Здесь можно увидеть фотографии родителей и семьи, школьные фотографии Чкалова, студенческие принадлежности. Следующий раздел рассказывает об учебе Валерия в Череповецком техникуме и знакомстве с авиацией. Это
Именно в этот период он впервые увидел гидросамолет, летевший над
Волга, начал работать в авиационных мастерских, а потом научился летать. Есть пробковый шлем, который был на Чкалове во время его первого полета.
В следующей комнате находятся экспонаты, связанные с его летной работой, в том числе
поврежденный цилиндр двигателя и карту полета с маршрутами, нарисованными Валерием
Рука Павловича. Отдельная выставка рассказывает о двух беспосадочных перелетах Чкалова,
здесь модно увидеть летный костюм, в котором были оба полета
сделанные и личные вещи. Последний номер рассказывает о гибели отважного пилота, летный костюм с
здесь хранятся следы крови и нераскрытый парашют.
Рядом с домом-музеем находится ангар, где находится несколько исторических самолетов и другие экспонаты, связанные с В. П. Чкаловым. В
центр экспозиции — самолет-рекордсмен АНТ-25
назывался «Сталинским маршрутом», по которому совершались так называемые «Великие полеты».
изготовлен во второй половине тридцатых годов. Подробнее о самолете я расскажу в следующей статье.
20 июля 1936 года АНТ-25 в составе командира экипажа Чкалова В.П.,
второй пилот Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков взлетели в Москве
и полетел 9375 километров за 56 часов и приземлился на отмели Удд
Остров в Охотском море. Все
членам экипажа присвоено звание Героя Советского Союза, а
командир получил в подарок от правительства самолет По-2.
самолет использовался Чкаловым для служебных полетов, а также он летал в свои
родное село несколько раз, где катал на нем своих земляков.
Очередной рейс начался 18 июня в Москве, самолет летел над Северным
Поляк и 20 июня благополучно приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Экипаж Чкалова преодолел в очень сложных условиях 8504 километра, находясь в воздухе 63 часа 16 минут. За этот подвиг Чкалов, Байдуков и Беляков получили Paccard Eight model 19.37 автомобилей от правительства.
9-цилиндровый радиальный авиационный двигатель воздушного охлаждения М-25 мощностью
625 л.с. производился в СССР по лицензии американской фирмы
Райта и являлся копией двигателя Cyclone R-1820F3. Эти двигатели устанавливались на истребители И-15 и И-16 конструкции Николая Поликарпова, которые испытывал Валерий Чкалов.
Самолет И-17, который разрабатывался Поликарповым параллельно с И-16.
использование рядного двигателя Hispano-Suiza «12Ybr» с водяным охлаждением сделало его
можно уменьшить аэродинамическое сопротивление и достичь более высокой скорости, чем это
И-16 с радиальным двигателем.
И-17 испытал В. П. Чкалов в сентябре 1934 и достиг скорости
455 км/ч, но этот проект не получил развития из-за трудностей
с производством рядных двигателей в СССР. Тем не менее в 1936 году И-17 показали на Парижском авиасалоне.
Музей находится в г. Чкаловск, по ул. Чкалова, 5. Вы
сюда можно добраться из Нижнего Новгорода с автовокзала Канавинская на
автобус № 550 «Н. Новгород-Чкаловск», время в пути около трех часов. Автобус ходит 8 раз в день и 3 раза по воскресеньям. Более быстрый вариант — проезд автобусами до Ярославля, Кинешмы, Иваново и т. д., около 20 рейсов в день. Музей открыт для посетителей со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00, стоимость билета 90 рублей
Служба национальных парков отмечает достижение российско-американской авиации в музее авиации Пирсон
На этом снимке из коллекции национального парка изображен самолет Чкалова АНТ-25 на аэродроме Пирсон-Филд в окружении местных зевак.
NPS Фото
Дата выпуска новостей: 15 июня 2017 г.
Контактное лицо: Боб Кромвель, начальник отдела перевода, 360-816-6253
Присоединяйтесь к Службе национальных парков, представителям российского консульства в Сиэтле и нашим партнерам в Музее авиации Пирсон в 10:00 в субботу, 24 июня. 2017 г., за специальную программу, посвященную 80-летию знаменательного трансполярного перелета Валерия Чкалова из Москвы, Россия, в Пирсон-Филд, и его значимости для нашего сообщества.
Чкалов вместе со вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым совершил посадку в Пирсон-Филд утром 20 июня 1937 года. Их первый в своем роде полет из Москвы над Северным полюсом длился 63 часа и 16 минут.
«Этот год особенно важен, потому что мы отмечаем 80-летие этого исторического полета», — сказал Боб Кромвель, руководитель отдела интерпретации национального исторического памятника Форт-Ванкувер. «Невероятное путешествие, совершенное Чкаловым, Байдуковым и Беляковым, было больше, чем просто подвигом человеческой выносливости и технологическим достижением; это был важный момент в американо-российских отношениях перед Второй мировой войной».
Программа будет включать в себя музыку от Ванкуверского общественного концертного оркестра, краткие выступления, церемонию возложения венков к мемориалу в честь полета, расположенного рядом с музеем авиации, и прием с бесплатными закусками. Посетителей также приглашают посетить недавно открывшуюся выставку «КРАСНЫЙ БОЛТ ИЗ СИНЕГО», рассказывающую об истории трансполярного перелета.
В честь 80-летия полета в Книжном магазине друзей Форт-Ванкувера в Центре посетителей Форт-Ванкувера будет выставлена подборка картин с изображением города Чкаловск, Россия — места рождения и тезки Валерия Чкалова. Картины — работы русских художников, проживающих в Чкаловской области. Чкаловск расположен на реке Волге в Нижегородской губернии. Основанная в 1200 году нашей эры как Василова Слобода, община была переименована в честь своего местного героя после 19-го века.37 полет. Колония художников возникла здесь после Второй мировой войны, и, начиная с 1992 года, некоторые из их картин были переданы частным коллекционерам.