Жизнь мекка: Мекка – родина Души (некоторые воспоминания после поездки в Хадж)

Содержание

Мекка



Мекка

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Мекка

Мекка — главный город ислама, расположенный на западе Саудовской Аравии
(Хиджазе). Одна из основных священных «заповедных территорий» ислама. Мекка —
место, где некоторое время жили персонажи священной истории — Адам, Хавва (Ева),
Ибрахим, Исмаил, Хаджар. В этом древнем торговом и культурном центре
арабов
родился, жил и начал проповедовать основатель ислама пророк
Мухаммед. Конфликт с
верхушкой мекканского общества был одной из причин его переезда из Мекки в
Медину. После того как в 630 году Мекка без боя была занята войсками Мухаммеда,
ее превратили в религиозный центр ислама, а общеаравийское языческое святилище
Кааба стала главной святыней мусульман. Всем верующим предписано совершать к ней
паломничество (хадж). Кааба находится во дворе главной мекканской мечети —
Масджид аль-Харам (араб. — заповедная мечеть). После создания халифата
традиционные мекканские династии стали играть главенствующую роль в
мусульманском государстве. Из них вышли правители мусульманского средневековья.
В Мекке стекались финансовые потоки со всего исламского мира в виде
пожертвований, жалований и разных субсидий. Многочисленные паломники также
способствовали развитию и процветанию города. В Мекке жили многие мусульманские
ученые, там сложились школы фикха и хадиса. В Мекке находятся учебные заведения
четырех суннитских мазхабов и шиитов-джафаритов. Политически Мекка подчинялась
наместникам тех государств, которые устанавливали власть над Западной Аравией.
Фактически же во внутренней жизни города значительную роль всегда играли шарифы.
В 1925 году Мекка вошла в состав государства Саудидов. В настоящее время Мекка —
крупный город с населением около миллиона человек. Мекка является духовным
центром мусульманского мира, символом его единства и солидарности. В Мекке
размещают свои штаб-квартиры многие международные мусульманские организации,
часто собираются общемусульманские конференции. Пребывание паломников в Мекке во
время ежегодного хаджа широко используется для пропаганды идей исламской
солидарности.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с.
136-137.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Мекка – родина Души (некоторые воспоминания после поездки в Хадж)

Мне много раз приходилось слышать, что Хадж – подарок от Аллаха, и не каждый может его получить. Хадж – паломничество к святым местам, является пятым столпом Ислама, он обязателен для всех мусульман, которые в состоянии его совершить. Тот, кто правильно совершит его, получит полное искупление всех грехов и вернется домой чистым как младенец. Конечно, я тоже знал об этой священной обязанности каждого мусульманина, но, как и для многих из нас, решение этого вопроса находилось большей частью в умозрительной плоскости. Находил оправдания для себя: что состояние здоровья не позволит перенести предстоящие физические трудности, нет свободной суммы денег на поездку и т.д.

Однако получилось так, что Аллах благословил меня на поездку в Хадж! И все в этой цепочке сложилось как надо. На очередном рабочем заседании Совета ветеранов прозвучала информация о направлении в Хадж паломников от нашей республики по Президентской программе. В итоге по ходатайству Совета ветеранов в указанную группу включили А.М. Камалова и меня. Потом из числа ветеранов ездили в Хадж Г.К. Гиниатуллина и Ф.Ф Хайрутдинова. Во многом наши впечатления совпали.

Итак, перед совершением Хаджа я много читал о предстоящем паломничестве и смотрел видеоролики, чтобы лучше подготовиться к поездке. Посещал занятия, организованные ДУМ РТ Хадж. Признаюсь, эти знания очень помогли мне, и я оставался относительно спокойным, что позволило более полно исполнять обязанности мусульманина. Помогло также и то, что до поездки я уже обучался в медресе при мечети «Казан Нуры», совершал ежедневный пятикратный намаз, знал арабский алфавит, немного умел читать.

В значительной степени успешному проведению паломничества способствовала слаженная работа по организации поездки сотрудниками ДУМ РТ Хадж. Забегая вперёд, отмечу, что самое важное – они разместили нас в хорошей гостинице недалеко от главной святыни Мекки – мечети аль-Харам. Мы проходили всего несколько кварталов по улице и сразу попадали в тоннель длиной в один километр, в котором мощные вентиляторы нагнетают прохладный воздух. Выйдя из тоннеля, сразу оказывались на площади перед мечетью. Это позволило нам избежать дорожных пробок и, соответственно, больше времени проводить в мечети, исполняя предписанные молитвы.

В нашей группе из 49 паломников сложились по-настоящему родственные отношения. В составе группы были в основном молодые преподаватели татарского языка со всей республики, большинство из них ‑ мужчины. Повезло также, что практически всегда вместе мы были с бывшим коллегой А.М. Камаловым.

Сплочению группы способствовало и то, что руководителем от ДУМ РТ Хадж был Тимергали хазрат Юлдашев, в то время имам-хатыйб Галеевской мечети Казани – молодой, эрудированный имам, имеющий фундаментальное религиозное образование. Обладая хорошими организаторскими способностями, знанием арабского языка и всеми тонкостями совершения обрядов Хаджа, он был для нас безусловным и авторитетным лидером. Кстати, мы до сих пор поддерживаем дружеские, братские отношения. Неоднократно встречались в Галеевской мечети, организовали после дневного намаза чаепитие в халяльном кафе, причём была практически вся наша группа. Создана Тимергали хазратом и действует группа «Хадж-2018» в социальных сетях. Представители нашей группы, в том числе и я, были летом этого года на открытии мечети “Салях”, имам-хатыйбом которой назначен Тимергали хазрат.

Относительно самой поездки, как мне представляется, будет правильным не останавливаться подробно на ритуалах Хаджа, а поделиться своими впечатлениями об этом очень значимом для меня событии.

Вылетев из Казани чартерным рейсом, мы приземлились в аэропорту Медины, которую называют «Лучезарной». Признаюсь, что невозможно словами передать те возвышенные чувства, трепет души, которые я испытал, оказавшись на священной для всех мусульман земле, где жил наш любимый Пророк (салләллаһү галәйһи вә салләм).

В Медине нас разместили в гостинице недалеко от аль-Масджид ан-Набави – мечети Пророка (с.г.в.с.). Туда мы и пошли всей группой, чуть отдохнув с дороги. Интерьер мечети просто поражает своей монументальностью, величием, изяществом. При этом нет, на мой взгляд, помпезности, вычурности, здесь очень уютно и торжественно. Считается, что молитва в мечети Пророка (с.г.в.с.) предпочтительней тысячи молитв в любой другой мечети. Находясь здесь, совершенно забываешь о своих мирских заботах, проблемах и думаешь только о величии Аллаха, по воле которого в одном месте собрались миллионы верующих со всей планеты и том, как ты сможешь в молитвах показать Всевышнему свою безграничную благодарность Ему. После первого намаза мы направились в сторону зеленого купола, где находится могила Пророка (с.г.в.с.). Вскоре в общем потоке посетителей мы оказались возле ажурного ограждения, за которым просматривается небольшое неосвещенное помещение. Вот здесь в доме Аиши был захоронен Пророк Мухаммад (с.г.в.с.). Рядом могилы его самых близких сподвижников, первых двух праведных халифов – Абу Бакра (р.г.) и Умара (р.г.). В соответствии с правилами посещения мы всех поочередно коротко приветствовали. При этом слезы лились сами собой, душевное волнение было очень сильное.

Спокойствие, умиротворённость и благоговение – вот те чувства, которые были во мне с момента приземления в Медине и до самого окончания поездки.

Побывав несколько дней в Медине, мы выехали в священную Мекку. В определённом месте, которое называется «микат», мужчины нашей группы вошли в состояние «ихрама». Это обязательное условие до въезда в Мекку. В пути часто читали громко тальбийю: «О, Аллах, вот я перед тобой…» При подъезде к городу наш автобус заехал в специальную зону, где нам раздали подарки — коробки с сухим пайком и бутылочки с водой Зам-Зам. Это было так приятно и трогательно! После долгого пути мы въехали в Мекку, которую я представлял сказочным восточным городом. В реальности Мекка оказалась обычным арабским городом с невысокими строениями, расположенными у подножия гор или прямо на скалах.

Но в нашей поездке туристический аспект занимал далеко не главное место. Все мы приехали с единственной целью ‑ проявить Аллаху свою покорность, достойно совершить все положенные ритуалы Хаджа, заслужить Его милость и получить прощение грехов.

Как я отмечал в самом начале, нас разместили в гостинице недалеко от мечети аль-Харам. Расселили нас по жилым блокам из двух комнат с одной туалетной комнатой, совмещённой с душевой кабиной, и кухней, устроенной в прихожей. Вполне комфортно и достаточно уютно. В каждой комнате, оборудованной кондиционером, было по 4 человека. На нижних этажах гостиницы располагались большой молельный зал (мечеть) и столовая. Кормили дважды в день — утром и вечером в 6 часов. Пища привозная, вполне приличная и достаточно разнообразная. Порядок в блоках мы поддерживали сами. Как вы поняли, жили мы автономно, бытовых проблем практически не было. К тому же для нас быт был на самом последнем месте. Главное – правильное и полное выполнение всех обрядов Хаджа.

После размещения и обустройства, прочитав в гостиничной мечети ночной намаз, всей нашей группой во главе с Тимергали хазратом в первый раз направились в одну из главных святынь Мекки — Мечеть аль-Харам совершить один из важнейших обрядов — умру. Невозможно передать ту бурю чувств, которую, уверен, испытывал каждый из нас, шагая по ночным улицам Священного города.

И вот мы, выйдя из тоннеля, видим это великолепное, грандиозное сооружение! Мечеть со всех сторон окружена площадями, выложенными особым белым мрамором, на которых сидят, стоят, лежат или идут паломники. Просто огромное море людей, такого количества людей я не мог и представить. Нам сказали, что во время Хаджа здесь одновременно бывает 2-3 миллиона паломников. На площади рядом с мечетью возвышается башня с часами (в ней находится гостиница, а внизу большой торговый центр). Размеры этого сооружения просто ошеломляют!

Входим в мечеть. Наконец я вижу Каабу. Она стоит такая большая, чёрная и такая яркая на белоснежном мраморном полу и на фоне белых одежд паломников. Осознание того, что я воочию вижу ТО, к чему обращены лица всех мусульман планеты во время совершения молитв, вызвало во мне, как и у других, огромное душевное волнение и буквально целый поток слёз, слёз очищения и радости за то, что посчастливилось попасть в эти священные места! Все мы произносим специальную молитву по случаю первой встречи с Каабой и обращаемся к Аллаху со своими просьбами.

Вливаемся в поток совершающих таваф — семикратный обход Каабы. В этом деле есть свои правила, и мы их выполняем. Народу много, но немного меньше, чем в другое время суток. Люди разных цветов кожи из разных стран мира, разного возраста, одетые в ихрам, все босиком, кто молча, кто шёпотом, а кто выкрикивая молитвы, кто «сцепившись» в группы, кто, взявшись за руки, обходят священную Каабу. Этот процесс не останавливается ни на минуту и прерывается только на время намазов. Таваф завершается чтением двух ракаатов намаза и питьем воды Зам-Зам. После этого направляемся к холму ас-Сафа и совершаем семикратный «бег» — «сай» между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Как и во время совершения тавафа, читаю положенные суры и дуа, обращаясь к Аллаху с просьбами и мольбами, которые идут, кажется, от самого сердца и я верю, что Он их слышит и обязательно примет.

После завершения умры все возвращаемся в гостиницу. Мы, мужчины, сбриваем друг другу волосы на голове. После этого считается, что мы вышли из состояния ихрама. После у всех было немного свободного времени. Лично я его максимально использовал для посещения мечети аль-Харам, где участвовал в чтении намазов, молился, просил у Аллаха за своих близких, друзей, соседей, бывших сослуживцев, за ушедших из жизни. Чтобы никого и ничего не забыть заранее до поездки написал себе в помощь «шпаргалку».

Шопинг изначально не входил в мои планы, поэтому за всё время, проведённое в Мекке, я только один раз побывал в торговом центре и один раз на рынке. На подарки близким купил чётки, тюбетейки и местные финики.

Согласно хадису, молитва в аль-Масджид аль-Хараме предпочтительнее ста тысяч молитв в любом другом месте мира. Поэтому никто из паломников не хотел упускать такую возможность – получить саваб (вознаграждение), который нигде больше не получишь. Но надо отметить, что найти себе место для молитвы в огромной мечети очень непросто. Поэтому старались прийти как можно раньше и занять место, причём подальше от прямого потока холодного воздуха. На пятничный намаз вообще приходили за 3-4 часа до его начала. Главное — успеть зайти в мечеть до того, как охрана перекроет входы в молельные залы. Кстати, о масштабах мечети можно судить по количеству дверей, вернее сказать «ворот». Например, мы пользовались в основном входом под номером 100 и это далеко не последний по счёту вход/выход.

Как и везде, очень многолюдно и более торжественно во время пятничного намаза. Мне особенно запомнилось, как имам при совершении намаза заплакал в микрофон во время чтения суры из Корана. С трудом преодолев плач, он закончил чтение. И это на миллионную аудиторию! Часто именно так, от всего сердца читают Коран имамы в мечети аль-Харам. Это очень берёт за душу и не заплакать, просто не получается. И слёз этих никто не стесняется.

При таком немыслимом количестве людей и когда после уличной жары заходишь в хорошо кондиционируемое помещение, неизбежны простудные, в том числе и вирусные заболевания. Заболевает абсолютное большинство паломников, хотя и с разной тяжестью. Хорошо, что с нами была группа врачей из Казани, которые оказывали круглосуточную медицинскую помощь.

Говорят, что здесь и болезни имеют свой смысл, только вот когда тебе плохо, об этом не думается. Каждый раз в мечети аль-Харам после обязательной молитвы читают погребальный намаз по умершим. Считается, что умершие паломники, находясь в это время в ихраме, попадут в Рай.

Надо сказать, что паломники настроены благожелательно друг к другу. Если нечаянно кто-то заденет другого, то, обернувшись, погладит его по плечу, попросит прощения, а в ответ увидит улыбку и услышит ту же просьбу. Обращаются друг к другу «хаджи». Даже не зная языков, нам удавалось общаться, в основном при помощи отдельных знакомых английских или арабских слов и доброжелательной улыбки.

В 8-й день месяца Зуль — Хиджа мы опять облачились в ихрам, взяли с собой самые необходимые вещи и выехали в Мину ‑ это палаточный город недалеко от Мекки. Это был действительно палаточный город! Везде, куда хватало глаз, были остроконечные белые палатки паломников. Туда нас привезли на автобусах. Нас ждала вполне уютная большая кондиционируемая палатка, в которой поместилось около 40 человек. У каждого из нас был матрас шириной 50 см, одеяло, подушка. Между палатками установлены ёмкости со льдом, в которых охлаждается бутилированная вода. На улице есть туалет, совмещённый с душем. В отдельной палатке медпункт. Большая палатка была выделена под походную мечеть, где читали намаз. Весь этот день мы провели за чтением Корана, молитв, поминаний и восхвалений Аллаха. Кстати, здесь пришлось увидеть и благополучно пережить самую настоящую песчаную бурю. Скажу только, что это «зрелище» не для слабонервных.

Главным днём Хаджа является стояние на горе Арафат. Без этого Хадж не считается совершённым. До Арафата мы добрались на автобусе. Я представлял, что мы будем стоять где-то под горой, под палящим солнцем, и ждать заката. Но оказалось все совершенно не так. Горы были далеко, а нас ждала огромная палатка. Внутри палатки даже росло довольно большое пушистое дерево. В день Арафа просьбы молящегося не отвергаются, а грехи прощаются. Поэтому мы молились, читали зикр (поминание и прославление Аллаха) и суры из Корана.

Повернувшись в сторону Каабы я, как и другие, молился весь день, вспоминая всех своих близких, друзей, знакомых, а также всех мусульман и немусульман, прося для себя и для них благополучия в этой жизни и следующей. Просил простить нам наши грехи и не дать совершить вновь, и обо всём, что я хотел и о чём меня просили до отъезда, надеясь на милость Аллаха.

После этого вечером мы поехали в открытую каменистую местность, расположенную между долинами Мина и Арафат, которая называется Муздалифа. Там нам предстояло переночевать под открытым небом.

После ночёвки до восхода солнца, в 10-й день месяца Зуль-Хиджа (день жертвоприношения) возвратились в палаточный городок в долине Мина. Вначале мы ехали в автобусе, но очень скоро из-за неимоверных пробок на дорогах, вынуждены были идти 15 километров пешком.

Немного отдохнув в палаточном городке, мы уходим на первое обивание «Шайтана» камнями. После возвращения, получив от руководителя группы сообщение о заклании жертвенного животного, обриваем головы, принимаем душ, снимаем с себя ихрам. Надо сказать, что паломники сами не покупают и не забивают жертвенное животное, а за их деньги специализированные фирмы организовывают забой и впоследствии распределяют мясо среди нуждающихся, как в самой Саудовской Аравии, так и за её пределами. Для нас приготовленное мясо в ланч-боксах привезли в палаточный городок. Кстати, мы видели эти гигантские заводы по забою и переработке жертвенных животных. Видели и 3- ярусные автофуры, груженные овцами и козами.

В 11-й 12-й день месяца Зуль-Хиджа мы снова ходили кидать камушки. После этого возвращаемся в Мекку, совершаем в праздничный день обход Каабы и другие положенные ритуалы. Даётся это непросто – сказывается усталость, но с помощью Аллаха со всем справляемся.

Перед тем, как покинуть Мекку, в последний день пребывания там, паломник обязан совершить прощальный таваф. В его начале необходимо утвердиться в намерении его совершить. После завершения тавафа, совершив двухракаатный намаз-сунну, надо просить у Аллаха помощи в нуждах обоих миров. Этот прощальный таваф делал каждый сам (не в составе всей группы).

Во время одной из проповедей я услышал, что Мекка – это родина Души и что именно здесь Аллах её создал. Телу здесь нелегко, а Душа торжествует, она блаженствует! Это я точно испытал на себе! Скажу откровенно – прощание с Каабой для меня было самым трогательным, самым душевным моментом из всего хаджа. Хадж окончился, я ощущал себя чистым от грехов, чувствовал удовлетворение от того, что выдержал этот экзамен, хотя и не знаю, принял ли его Аллах. Но уповая на Его милость, надеюсь на это. В этот момент мне хотелось, чтобы это прощание никогда не кончалось. Казалось, что, если бы мне вдруг предложили остаться здесь ещё на какое-то время, я бы не задумываясь, согласился. Но, увы… Слезы лились из глаз совершенно независимо от моей воли. Таваф был завершён, намаз окончен, по сути, закончен и Хадж. Нам предстоял путь в аэропорт Медины и вылет в Казань.

Как известно, для того, чтобы получить прощение грехов и заслужить Рай, необходимо, чтобы Аллах принял совершённый Хадж. И один из признаков принятого Хаджа – положительные перемены в характере, поведении мусульманина. Эти изменения должны продолжаться и после паломничества. Нужно постоянно совершенствовать нравственность, теоретические знания Ислама, практические навыки. Конечно, на это требуется не один день или даже год. Я глубоко убеждён, что отправляться к святыням Ислама, а затем возвращаться на родину, чтобы продолжать жить по накатанной колее – понятия абсолютно несовместимые. А тех, кто не вполне знаком с обрядами и условиями совершения Хаджа, хочу искренне предупредить, что процесс совершения Хаджа ‑ это очень и очень «не туристическая поездка»! Хадж ‑ это высшая честь, которая может быть оказана мусульманину и требует очень много и физических и духовных сил. Считаю, что более уверенному и успешному совершению обрядов Хаджа будут способствовать и практические навыки (знание сур и аятов Корана, чтение намазов и т.д.). Лично для меня совершение Хаджа добавило смысла в мою жизнь и, думаю, повлияло на дальнейшую судьбу. Я очень надеюсь, ин шаа Аллах, что Всевышний примет мой Хадж, и я достойно буду исполнять свои обязанности перед Ним.

Конечно, не все я написал в своих воспоминаниях. И не все здесь относится чисто к хаджу. Но и проводить такое разграничение мне не хотелось, картина была бы не полной. Например, разве можно умолчать общение с братьями по вере? Мы делились друг с другом водой, продуктами, лекарствами, мы подбадривали друг друга, угощали, учились друг у друга, еще недавно совершенно незнакомые … Я старался быть честным и искренним по отношению к окружающим, быть аккуратным при исполнении обрядов Хаджа. Я приехал из Хаджа более богобоязненным. Стал более уверенным в себе. И с чувством радости от того, что ЭТО в моей жизни случилось.

И ещё. Скажу без тени лукавства, что с момента возвращения из Хаджа мне снова хочется там побывать.

Душа тоскует по священным местам!

 

 


Садриев Рафаил Гарафиевич,

ранее работал заместителем Управления –

зав. отделом делопроизводства

Аппарата Президента Республики Татарстан

 

 

 

 

Жизнь Пророка Мухаммада – Часть I в Мекке

Рождение Пророка

Мухаммед, сын Абдуллы, сын Абдула Мутталиба, из племени курайшитов, родился в Мекке за пятьдесят три года до хиджры. Его отец умер до его рождения, и сначала его защищал его дед Абдул Мутталиб, а после смерти деда — его дядя Абу Талиб.

Мальчиком он путешествовал со своим дядей в купеческом караване в Сирию, а через несколько лет совершил такое же путешествие на службе у богатой вдовы по имени Хадиджа. Он так добросовестно вел дела вдовы и так превосходны были отзывы о его поведении, которые она получила от своей старой служанки, сопровождавшей его, что вскоре после этого она вышла замуж за своего молодого агента; и брак оказался очень счастливым, хотя она была на пятнадцать лет старше его. На протяжении двадцати шести лет их совместной жизни он оставался ей преданным; и после ее смерти, когда он брал других жен, он всегда упоминал о ней с величайшей любовью и благоговением. Этот брак дал ему место среди знатных людей Мекки, а его поведение принесло ему прозвище Аль-Амин, «заслуживающий доверия».

Хунафа

Мекканцы заявляли о своем происхождении от Авраама через Исмаила, и согласно традиции их храм, Кааба, был построен Авраамом для поклонения Единому Богу. Он по-прежнему назывался Домом Аллаха, но главными объектами поклонения здесь были идолы, которых называли «дочерями» Аллаха и заступницами. Те немногие, кто испытывал отвращение к этому идолопоклонству, царившему веками, тосковали по религии Авраама и пытались узнать, в чем заключалось ее учение. Такие искатели истины были известны как Хунафа (песн. Ханиф), слово, первоначально означавшее «те, кто отворачивается» (от существующего идолопоклонства), но в конце концов оно приобрело значение «праведный» или «путем природа праведна», потому что такие люди считали путь истины правильным поведением. Эти хунафы не составляли общины. Они были нонконформистами своего времени, и каждый искал истину в свете своего внутреннего сознания. Мухаммед, сын Абдуллы, стал одним из них.

Первое откровение

Он часто удалялся в пещеру в пустыне для медитации. Местом его уединения была Хира, пещера в горе, называемой Горой Света, недалеко от Мекки, а избранным им месяцем был Рамадан, месяц жары. Именно там однажды ночью, ближе к концу его спокойного месяца, к нему пришло первое откровение, когда ему было сорок лет.

Он услышал голос: «Читай!» Он сказал: «Я не умею читать». Голос снова сказал: «Читай!» Он сказал: «Я не умею читать». В третий раз голос, еще более страшный, скомандовал: «Читай!» Он сказал: «Что я могу читать?» Голос сказал:

«Читай: Во имя Господа твоего, Который творит.

«Создает человека из сгустка.

«Читай: И это твой Господь Наищедрый

«Кто учит пером,

«Учит человека тому, чего он не знал».

Видение пещеры Хира’

Пещера Хира’ в Горе Света (Джебель Аль-Нур) Он вышел из пещеры на склон холма и услышал тот же внушающий благоговейный трепет голос, говорящий: «О Мухаммад ! Ты посланник Аллаха, а я Джибриль (Габриэль)». Тогда он поднял глаза и увидел ангела, в подобии человека, стоящего в небе над горизонтом. И снова ужасный голос сказал: «О Мухаммад! Ты посланник Аллаха, а я Джибриль (Габриэль)». Мухаммад (мир ему и благословение) стоял совершенно неподвижно, отворачивая лицо от яркого видения, но куда бы он ни поворачивал лицо, перед ним стоял ангел. Он оставался таким долгое время, пока, наконец, ангел не исчез, когда он вернулся в сильном смятении к своей жене Хадидже. Она сделала все возможное, чтобы успокоить его, сказав, что его поведение было таким, что Аллах не допустил, чтобы к нему пришел вредный дух, и что она надеется, что он станет Пророком своего народа. По возвращении в Мекку она отвела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю, очень старому человеку, «знавшему Писания иудеев и христиан», который заявил о своей вере в то, что небесный посланник, пришедший к Моисею в древности, пришел к Мухаммеду. , и что он был избран Пророком своего народа.

В конце концов Мухаммед принял возложенную на него огромную задачу, исполнившись энтузиазма послушания

Его бедствие

Чтобы понять причину неуверенности Пророка и его крайнего душевного расстройства после видения Хиры, необходимо вспомнил, что хунафы, одним из которых он был, искали истинную религию в естественном мире и с недоверием относились к общению с духами, которыми в те дни хвастались люди, «жадные до Невидимого», колдуны, прорицатели и даже поэты. Кроме того, он был человеком скромного и набожного ума, любителем тишины и уединения, и сама мысль о том, что он будет избран из всего человечества, чтобы предстать перед человечеством, один, с таким посланием, поначалу ужаснула его.

Признание Божественной природы полученного им зова повлекло за собой изменение всего его ментального мировоззрения, достаточно тревожное для чуткого и честного ума, а также отказ от тихого, достойного образа жизни. Ранние биографы рассказывают, как его жена Хадиджа «испытывала пришедший к нему дух» и доказала, что он хорош, и как, благодаря продолжающимся откровениям и убежденности, которые они принесли, он в конце концов принял возложенную на него огромную задачу. , наполняясь энтузиазмом повиновения, оправдывающим его гордейший титул «Раба Аллаха».

Первые новообращенные

В течение первых трех лет или, вернее, меньше, своей миссии Пророк проповедовал своей семье и своим близким друзьям, в то время как жители Мекки в целом считали его человеком, который стал маленьким безумный. Первой из всех его новообращенных была его жена Хадиджа, второй — его двоюродный брат Али, которого он усыновил, третьим — его слуга Зайд, бывший раб. Его старый друг Абу Бакр также был одним из первых новообращенных.

Начало преследования

В конце третьего года Пророк получил повеление «встать и предостеречь», после чего начал публично проповедовать, указывая на жалкое безумие идолопоклонства перед лицом чудовищных законов дня и ночи, жизни и смерть, рост и увядание, которые проявляют силу Аллаха и свидетельствуют о Его владычестве. Именно тогда, когда он начал выступать против их богов, курайшиты стали активно враждебными, преследуя его более бедных учеников, насмехаясь и оскорбляя его. Единственным соображением, которое удерживало их от его убийства, был страх перед кровавой местью клана, к которому принадлежала его семья. Сильный в своем вдохновении, Пророк продолжал предупреждать, умолять, угрожать, в то время как курайшиты делали все возможное, чтобы высмеивать его учение и удручать его последователей.

Бегство в Абиссинию

Карта Абиссинии 16-го века – современная Эфиопия – Новообращенные первых четырех лет были в основном скромными людьми, неспособными защитить себя от угнетения. Гонения, которым они подверглись, были настолько жестокими, что Пророк посоветовал всем, кто только мог, иммигрировать в христианскую страну, Абиссинию. И все же, несмотря на гонения и эмиграцию, небольшая группа мусульман росла. Курайшиты были серьезно встревожены. Поклонение идолам в Каабе, святом месте, к которому совершала паломничество вся Аравия, считалось для них, как для хранителей Каабы, первостепенным среди их корыстных интересов. В сезон паломничества они расставляли людей по всем дорогам, чтобы предостеречь племена от «сумасшедшего», который проповедовал среди них. Они пытались привести Пророка к компромиссному предложению принять его религию, если он изменит ее так, чтобы освободить место для их богов в качестве заступников перед Аллахом, предлагая сделать его своим царем, если он откажется от нападок на идолопоклонство; и, когда их усилия в переговорах не увенчались успехом, они отправились к его дяде Абу Талибу, предлагая отдать ему лучшего из своих молодых людей вместо Мухаммада, дать ему все, что он пожелает, если только он позволит им убить Мухаммеда и сделает это. с ним. Абу Талиб отказался.

Обращение Омара

Раздражение идолопоклонников усилилось обращением Омара, одного из их приверженцев. Они становились все более и более озлобленными, пока дело не дошло до того, что они решили подвергнуть остракизму весь род Пророка, идолопоклонников, которые защищали его, а также мусульман, которые верили в него. Их вожди приказали составить документ о том, что ни они, ни те, кто им принадлежит, не вступали в сношения с этим кланом, не продавали им и не покупали у них. Все они подписали это, и оно было оставлено в Каабе. Затем на три года Пророк был заперт со всеми своими родственниками в их крепости, расположенной в одном из ущелий, спускающихся к Мекке. Только во время паломничества он мог выходить и проповедовать, и никто из его родственников не осмеливался идти в город.

Уничтожение документа

В конце концов некоторые добрые сердца среди курайшитов устали от бойкота старых друзей и соседей. Им удалось вынести документ, который был помещен в Каабу, для повторного рассмотрения; когда было обнаружено, что все надписи были уничтожены белыми муравьями, кроме слов «Бисмик Аллахумма» («Во имя Твое, о Аллах»). Когда старейшины увидели это чудо, запрет был снят, и Пророк снова мог свободно ходить по городу. Но тем временем оппозиция его проповеди ожесточилась. Он не имел большого успеха среди мекканцев, и его попытка проповедовать в городе Таиф потерпела неудачу. Его миссия потерпела неудачу, если судить по мирским меркам, когда во время ежегодного паломничества он наткнулся на небольшую группу людей, которые с радостью его выслушали.

Люди из Ясриба

Они прибыли из Ятриба, города, расположенного более чем в двухстах милях отсюда, который с тех пор стал всемирно известен как аль-Медина, «Город» по преимуществу. В Ясрибе были еврейские племена с учеными раввинами, которые часто говорили язычникам о пророке, который вскоре придет к арабам, с которым, когда он придет, евреи уничтожат язычников, как племена Аада и Самуда были уничтожены. уничтожены издревле за их идолопоклонство. Когда люди из Ясриба увидели Мухаммеда, они узнали в нем Пророка, которого описали им еврейские раввины. По возвращении в Ясриб они рассказали о том, что видели и слышали, в результате чего в следующий сезон паломничества из Ясриба прибыла делегация специально для встречи с Пророком.

Курайшиты боялись, во что может превратиться Пророк, если он сбежит от них, и поэтому замышляли убить его. Первый пакт аль-Акабы

Они присягнули ему на верность в первом пакте аль-Акабы. Затем они вернулись в Ятриб с учителем-мусульманином в их компании, и вскоре «не было дома в Ятрибе, где бы не упоминался посланник Аллаха».

Второй пакт аль-Акабы

В следующем году, во время паломничества, семьдесят три мусульманина из Ятриба прибыли в Мекку, чтобы присягнуть Пророку и пригласить его в свой город. Ночью в аль-Акабе они поклялись защищать его, как защищали бы своих жен и детей. Именно тогда было принято решение о хиджре, бегстве в Ясриб.

Заговор с целью убийства Пророка

Вскоре мусульмане, которые были в состоянии сделать это, начали продавать свое имущество и незаметно покидать Мекку. Курайшиты знали о том, что происходит. Среди них они ненавидели Мухаммада, но боялись, чем он может стать, если сбежит от них. Было бы лучше, подумали они, уничтожить его сейчас. Смерть Абу Талиба лишила его главного защитника; но все же им приходилось считаться с местью его клана клану убийцы. Они бросили жребий и выбрали убийцу из каждого клана. Все они должны были атаковать Пророка одновременно и ударить вместе, как один человек. Таким образом, в его убийстве будут обвинять всех курайшитов. Именно в это время (утверждает Ибн Халдун, и это единственное удовлетворительное объяснение того, что произошло потом) Пророк получил первое откровение, приказывающее ему вести войну со своими преследователями, «пока не прекратится преследование и религия не будет только для Аллаха.

Хиджра (20 июня 622 г. н.э.)

Последними из способных мусульман, оставшихся в Мекке, были Абу Бакр, Али и сам Пророк. Абу Бакр, богатый человек, купил двух верховых верблюдов и оставил проводника наготове для полета. Пророк только ждал повеления Бога. Оно пришло наконец. Это была ночь, назначенная для его убийства. Убийцы были перед его домом. Он отдал свой плащ Али, велев ему лечь на кровать, чтобы любой, кто заглянет внутрь, мог подумать, что Мухаммед лежит там. Убийцы должны были бить его, когда он выходил из дома, будь то ночью или ранним утром. Он знал, что они не причинят вреда Али. Затем он вышел из дома, и, как говорят, на предполагаемых убийц напала слепота, так что он, проходя мимо, посыпал их головы прахом, а они и не заметили.

Хиджра считается началом мусульманской эры. Он пошел в дом Абу Бакра и позвал его, и они вдвоем пошли в пещеру на пустынном холме и прятались там, пока шум и крик не прошли, сын и дочь Абу Бакра и его пастух, приносящий им пищу и новости после наступления темноты. Однажды поисковая группа подошла совсем близко к ним в их укрытии, и Абу Бакр испугался; но Пророк сказал: «Не бойся! Аллах с нами». Затем, когда берег очистился, Абу Бакр приказал однажды ночью привести к пещере ездовых верблюдов и проводника, и они отправились в долгий путь к Ясрибу.

После многодневного путешествия по малолюдным тропам беглецы достигли пригорода Ясриба, куда в течение последних недель жители города ходили каждое утро, высматривая Пророка, пока жара не заставила их укрыться. Путешественники прибыли в разгар дня, после того как наблюдатели удалились. Это был еврей, который насмешливо крикнул мусульманам, что тот, кого они ожидали, наконец прибыл.

Такова была хиджра, бегство из Мекки в Ясриб, которая считается началом мусульманской эры. Тринадцать лет унижений, преследований, кажущихся неудач и несбывшихся пророчеств закончились.

* Взято с некоторыми редакционными изменениями из предисловия Пиктхолла к его переводу Корана.

По мере прекращения карантина из-за COVID-19 паломники Мекки возвращают к жизни самый священный город ислама. Мечеть в этом священном для мусульман городе. Мариам сначала говорит, что ей 10 лет, но потом решает, что ей 8.

Ее мать, в черной абайе и с фатой, сидит в нескольких шагах на тротуаре и продает шарфы группе паломников.

Сейчас 6:30 утра, и десятки паломников останавливаются, возвращаясь в свои отели после совершения фаджр , утренней молитвы в Большой мечети.

Мать Мариам — одна из нескольких продавцов, продающих различные товары проходящим паломникам. Это впервые за более чем два года, когда они смогли это сделать после того, как Саудовская Аравия недавно ослабила большинство ограничений, связанных с COVID-19.


СВЯЗАННЫЕ: Как и многие традиции хаджа в год пандемии, вода Замзам получает перезагрузку


«Она скоро закончит, а потом мы вернемся домой и будем спать», — сказала Мариам, все время не сводя глаз с матери. — Все равно будет слишком жарко, чтобы быть на улице.

Еще через час мать Мариам упаковывает несколько шарфов, которые она не смогла продать, и готова вернуться домой.

Паломники, совершающие умру, идут к Большой мечети утром во время Рамадана в середине апреля 2022 года в Мекке, Саудовская Аравия. На заднем плане виден проект расширения Большой мечети. Фото Рабии Джаффери

«Это были очень трудные два года», — вежливо говорит она, несмотря на явную нерешительность заговорить с незнакомцем. Мариам и ее мать, которая отказалась назвать свое имя из соображений безопасности, имеют сомалийское происхождение и входят в число 5 миллионов незарегистрированных мигрантов, проживающих в Саудовской Аравии.

«Нам сейчас тоже не намного легче. Мы просто сводим концы с концами, пока нас не поймают и не депортируют. Но альхамдулиллах, — слава Богу, — мы снова получили хотя бы один нормальный Рамадан. Надеюсь, мы тоже совершим хадж до того, как нас выгонят».

В течение двух лет, пока COVID-19 бушевал по всему миру, правительство Саудовской Аравии, хранитель святых мест в Мекке, закрыло страну для посторонних, запретив тем, кто приезжает совершить паломничество умра во время Рамадана, и более 2,5 миллионов человек паломники, которые в обычный год совершают обязательный визит в Мекку или хадж.

Помимо духовных лишений, закрытие сильно ударило по валовому внутреннему продукту страны и зажало торговцев, таких как мать Мариам, которые зависели от паломников.

Но худшее, возможно, уже позади: Министерство хаджа и умры объявило, что ограничения на хадж в этом году, который начинается в июле, были смягчены до миллиона паломников — более 50 000, разрешенных в 2021 году, и 1000 в 2020 году. , в разгар пандемии. Заполняемость ведущих отелей Мекки уже увеличилась до 95% в первую неделю Рамадана.

Сотни паломников-мусульман окружают Каабу, кубическое здание Большой мечети, соблюдая социальную дистанцию ​​для защиты от коронавируса в священном для мусульман городе Мекка, Саудовская Аравия, 29 июля., 2020. (AP Photo)

Но трудности у уличных торговцев все же есть. В течение многих лет правительство проводило негласную политику терпимости по отношению к этим общинам, но несколько лет назад количество депортаций резко увеличилось. В 2017 году в рамках новой экономической повестки была запущена кампания под названием «Нация без нарушителей».

Мать Мариам, которая уже 15 лет продает шарфы паломникам, говорит, что с тех пор это становится все более рискованным.

«Иногда мы просто оставляли свои вещи и убегали, если видели, что полиция подходит для проверки», — сказала она. «Всегда было незаконно продавать, если у вас нет надлежащего магазина. Но если ты сам нелегал, то ты не просто так получишь штраф. Вы попадаете в тюрьму, а затем отправляетесь обратно в свою страну».

Риск был оправдан, особенно во время Рамадана и хаджа, когда миллионы паломников принесли много благословений, сказала она. Потом случилась пандемия, и все изменилось.

«Последние два года я был дома. У меня вообще не было возможности зарабатывать деньги», — сказала она. «Но никто другой не был. Даже не крупные предприятия и рынки. Как будто Бог проклял их за то, что они так усложнили нам жизнь».

Многие предприятия по всему городу так и не оправились от месяцев самоизоляции и отсутствия паломников и закрылись навсегда.

Закрытый рынок простаивает во время месяца Рамадан в Мекке, Саудовская Аравия, апрель 2022 года. Ограничения на поездки из-за пандемии сильно ударили по туристической индустрии. Фото Рабии Джаффери

Халил Рехман, один из более чем 11 миллионов легальных иммигрантов в стране, имеет небольшой магазин недалеко от того места, где сидели Мариам и ее мама, где он продает четки, хну и широкий выбор игрушек и сувениров. После закрытия магазина почти на два года он продает товары, которые спрятал в 2020 году, когда начался первый карантин.

Рехман, родившийся на юге Индии, последние 23 года работает в Саудовской Аравии, 20 из них он провел в своем магазине. Но до того, как паломники вернулись, он подрабатывал случайными людьми, например, водителем для богатых местных жителей.

Как и другие жители города, он надеется, что индустрия паломничества, наконец, полностью восстановится после ослабления ограничений. «Раньше за две недели хаджа мы зарабатывали больше, чем за три обычных месяца вместе взятых. Рамадан также три раза в обычный месяц. Я надеюсь, что это снова возможно».

Абдулрехман Кураиши, 21-летний житель Саудовской Аравии, говорит, что паломническое гостеприимство у него в крови. Его дедушка владел финиковой фермой, и в течение многих лет паломники приносили финики домой в качестве подарков. Его отец сейчас дистрибьютор импортных продуктов питания в продуктовых сетях в Мекке. Во время Рамадана и хаджа, по словам сына, «мы собираем финики и бесплатно раздаем их паломникам и бедным районам. Я не думаю, что дух Рамадана полностью вернулся, но он намного лучше, чем в 2020 году».

В настоящее время он проходит стажировку в компании своего отца, поскольку они готовятся к миллиону дополнительных людей, которые будут покупать продукты на две недели хаджа.


СВЯЗАННЫЕ: Centro Islámico, центр для латиноамериканских мусульман из ближнего и дальнего зарубежья, расширяется во время Рамадана


Паломнический сектор Саудовской Аравии.