Здание северного речного: История одного здания: Северный речной вокзал

Содержание

История одного здания: Северный речной вокзал

Публикации раздела Архитектура

Аудиоверсия: История одного здания: Северный речной вокзал

Северный речной вокзал называют одним из лучших примеров сталинского ампира, главным сооружением канала имени Москвы и первым общественным пространством СССР. Здание строили заключенные, поэтому все его чертежи, эскизы и архивные документы много лет были засекречены. Из-за этого возникло много легенд о Северном речном вокзале — звезде с его шпиля, часовом механизме и «комнате особого назначения». Читайте в нашем материале о том, кто проектировал, украшал и реставрировал этот памятник архитектуры.

Главное сооружение канала имени Москвы

Скульптура «Водный путь» на аллее возле Северного речного вокзала. Москва. Скульптор Юлия Кун. 1937. Фотография: Валентин Хухлаев / russiainphoto.ru

Северный речной вокзал. Москва. Архитектор Алексей Рухлядев. 1933–1937. Фотография: Наум Грановский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Северный речной вокзал. Москва. Архитектор Алексей Рухлядев. 1933–1937. Фотография: Владислав Микоша / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В 1930-х годах Москва быстро росла: застраивались новые территории, открывались фабрики и заводы, увеличивалось население. Из-за этого в городе начались проблемы с питьевой и технической водой. Тогда в 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) постановил «коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».

Строить канал Москва — Волга (сейчас — канал имени Москвы) начали в 1932 году. Чтобы соединить две реки, потребовалось больше четырех лет. За это время возвели более 200 гидротехнических сооружений, самым крупным из которых стал Северный речной вокзал.

Открыли здание в 1937-м, в один год с каналом имени Москвы. Ни один другой советский речной вокзал не был так богато оформлен. Впервые в СССР появилось общественное пространство. Здесь не только продавали билеты на речной транспорт: можно было посетить парикмахерскую, библиотеку, душевую, почту, комнату матери и ребенка.

Спроектировал речной вокзал архитектор Алексей Рухлядев. Он вдохновлялся венецианскими палаццо, в том числе Дворцом дожей. Северный речной вокзал украсили многочисленными арками с фарфоровыми панно, характерными для итальянских особняков. Их выполнила скульптор Ленинградского фарфорового завода Наталья Данько. Она же украсила колонны главного входа майоликовыми медальонами. На панно Данько изобразила главные стройки тех лет: метро, Днепрогэс, а также новейший транспорт — корабли, дирижабли, поезда.

Северный речной вокзал внешне напоминал пароход: его центральную башню с высоким шпилем сделали похожей на трубу, а три яруса веранд — на палубы. Крыша у здания была плоская. С нее открывался панорамный вид на Химкинское водохранилище и канал имени Москвы.

Башню вокзала украшали часы. А 27-метровый шпиль увенчали рубиновой звездой. По задумке архитекторов его оборудовали выдвижным механизмом. Шпиль должен был подниматься и опускаться и служить маяком. Однако за всю историю его поднимали всего трижды: в честь открытия канала, победы в Великой Отечественной войне и к 850-летию Москвы в 1997 году.

Внутреннее помещение вокзала при помощи колонн разделили на три зоны: вестибюль, зал ожидания, ресторан. В вестибюле можно было посмотреть на электрифицированный макет канала Москва — Волга. Зал ожидания украсили фресками по мотивам статей советской конституции. Стены ресторана облицевали искусственным мрамором, который внешне напоминал малахит.

Вокруг вокзала разбили парк, где установили скульптуру Юлии Кун «Водный путь» — один из символов канала имени Москвы. Она изображает девушку с парусным корабликом в руках.

На набережной рядом с вокзалом открыли два фонтана — «Север» и «Юг», которые символизировали Арктику и Крымское побережье Черного моря. Их спроектировали скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов. Фонтан «Север» украсили фигурами гагар и диких гусей. Чашу в его центре держали белые медведи. А фонтан «Юг» изображал группу дельфинов.

Читайте также:

  • Самые культурные городки и деревни России
  • Гид по Красной площади: маршрут от Государственного исторического музея
  • Путешествие по Москве: маршрут от Музея транспорта

Кремлевская звезда, два архитектора и пропавший часовой механизм

Деталь отделки стены вестибюля Северного речного вокзала. Москва. Иллюстрация из книги Романа Хигера «Архитектура речных вокзалов». Москва: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1940

Монтаж звезды на Северном речном вокзале. Москва, 1937 год. Фотография: Анатолий Егоров / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Деталь потолка ресторанного зала, расписанная художником А.И. Щербаковым в Северном речном вокзале. Москва. Иллюстрация из книги Романа Хигера «Архитектура речных вокзалов». Москва: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1940

Существует множество легенд о Северном речном вокзале. Они возникли из-за того, что в советское время все документы о здании были засекречены. Проект курировали сотрудники НКВД, а строили вокзал заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря Московской области. К тому же многие чертежи и эскизы сооружения потерялись во время Великой Отечественной войны.

Самая известная легенда связана со звездой, которая украшает шпиль. Существует версия, что в 1935–1937 годах это навершие венчало Спасскую башню Кремля. Звезду сделали по эскизам художника Федора Федоровского и украсили уральскими самоцветами. В 1935 году ее установили на башню, а всего через два года решили заменить, потому что полудрагоценные камни от климата быстро тускнели. Для Спасской башни сделали новую звезду из рубина. А старую якобы решили поместить на шпиль Северного речного вокзала.

На самом деле звезда на здании появилась весной 1937 года. А навершие Спасской башни заменили только спустя несколько месяцев — осенью. Звезды действительно внешне похожи, однако они изготовлены на разных заводах.

Другая легенда гласит, что часовой механизм, который установили в башне, переставили с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. Подтвердить или опровергнуть эту версию нельзя. Документы, в которых содержались сведения о часах, не сохранились. Исчез и сам механизм: кто и когда его демонтировал — неизвестно.

А еще считается, что в здании был кабинет Иосифа Сталина, или «комната особого назначения». На самом деле это помещение использовали как зал ожидания высокопоставленные советские чиновники и иностранные дипломаты.

Среди авторов Северного речного вокзала часто указывают Владимира Кринского, одного из основоположников архитектурного рационализма. В 1930-х он часто работал вместе с Рухлядевым. Вдвоем они даже проектировали некоторые сооружения канала имени Москвы. Однако ни на одном из чертежей Северного речного вокзала подписи Кринского нет. Поэтому здание стоит считать работой только Алексея Рухлядева.

Северный речной вокзал после реставрации

Северный речной вокзал после реставрации. Москва, 2020 год. Фотография: С. Быстров / Пресс-служба мэра и правительства Москвы / ТАСС

Северный речной вокзал после реставрации. Москва, 2020 год. Фотография: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Часы на башне Северного речного вокзала после реставрации. Москва, 2020 год. Фотография: Михаил Джапаридзе / ТАСС

В 1960–70-х годах речными перевозками стали пользоваться реже, чем раньше. Северный речной вокзал начал приходить в упадок. Здание обновили к летним Олимпийским играм 1980 года, но решили не реставрировать его, а просто отремонтировать и перекрасить. Из-за этого пострадала первоначальная отделка.

После распада СССР от вокзала и вовсе перестал ходить речной транспорт. В здании расположились многочисленные офисы и магазины. К 2005 году в нем работал только ресторан. В 2010 году закрыли и его.

Реставрировать Северный речной вокзал начали только в 2018 году. Руководил проектом архитектор Константин Беляев. А всего здание восстанавливали более 500 человек. По архивным чертежам и документам они реконструировали утраченные предметы декора, элементы росписи и фарфоровые панно. Со шпиля сняли звезду. Навершие почистили, установили на него выпавшие драгоценные камни. В парке проложили новые дорожки, отреставрировали скульптуры. А на крыше вновь открыли террасу.

Проект реставрации Северного речного вокзала получил сразу несколько архитектурных премий: «Золотой диплом» конкурса «Золотой Трезини», награду «Реставрация года» по версии издания The Art Newspaper Russia, бронзовую медаль международного конкурса дизайна A’Design Awards в номинации «Градостроительство и городской дизайн».

В 2020 году Северный речной вокзал открылся для посетителей. В его вестибюле сейчас находится поп-ап-пространство Музея транспорта Москвы. Экспозиция там меняется каждые два месяца.


Автор: Анастасия Войко

Теги:

История одного зданияАрхитектураПубликации раздела Архитектура

Победитель AD Design Award 2021: Северный речной вокзал в Москве

Skip to main content

Сохранение наследия

Победу в специальной номинации от MR Group “Открытие года” AD Design Award 2021 одержал Северный речной вокзал Москвы. В сентябре 2020 года он наконец открылся после масштабной реставрации.

Северный речной вокзал смело можно ­назвать первым общественным пространством СССР, однако его проектирование и строительство проходили совсем не “общественно”, а под грифом “секретно”. Здание вокзала возводилось в 1933–1937 годах, параллельно со строительством стратегически важного канала Москва–Волга, над которым работали заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, именно поэтому все материалы находились в ведении НКВД и долгие годы не были доступны для исследований.

Здание Северного речного вокзала было призвано продемонстрировать все лучшее, что было в СССР, и стать свое­образным олицетворением советского образа ­жизни — визитной карточкой города, как того требовала эпоха. Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев ориентировался на дворцовую парадную архитектуру и, безусловно, вдохновлялся лучшими образцами, например венецианским Дворцом дожей — это угадывается в колоннадах Северного речного вокзала, состоящих из ста пятидесяти колонн.

Фасад Северного речного вокзала со стороны набережной. Украша­ющую шпиль звезду-флюгер спускали для реставрации, мастера вручную перебирали самоцветы и восстанавливали позолоту, чтобы звезда вновь сверкала. Шпиль будет подниматься в дни открытия и опускаться в дни закрытия речной навигации, как это было задумано в ­изначальном проекте.

На вид огромное вытянутое в плане здание, похожее на величественный корабль, внутри поделено на три смысловых блока: зал ожидания, парадный вестибюль, выходящий в парк и на набережную, и ресторан. Множеством мифов обросла комната “особого назначения”, которую окрестили “кабинетом Сталина”, хотя, судя по доступным материалам, Сталин там никогда не бывал. Эту комнату, скорее всего, использовали для встреч и ожидания своих рейсов важные члены советского правительства и иностран­ные делегации.

В историческом зале ожидания разместилось поп-ап-пространство Музея транспорта Москвы. Экспозиция будет меняться каждые два месяца.

Восстановленный фонтан “Север”, украшенный фигурами гагар.

В 1960–1970-х годах, когда пассажиропоток упал, здание стало приходить в запустение. К Олимпиаде-80 его решили “обновить” и сделали это небрежно, попросту закрасив оригинальную отделку. В 1990-е оно сдавалось в аренду всевозможным предприятиям, которые относились к памятнику архитектуры без ­уважения, меняли отделку, заделывали окна и в итоге сильно повредили оригинальные элементы декора. В 2015 году здание вокзала перешло в собственность города, а в 2017-м началась долгожданная реставрация, ре­зультат которой мы можем видеть сейчас.

В зале ожидания, отделанном оселковым мрамором светлых тонов, органично смотрится мебель скандинавской фабрики Please Wait to be Seated, скамьи и столики из коллекции Anza. Все светильники в здании вокзала оригинальные — реставраторы очистили их и восстановили утерянные детали.

Входная зона вокзала. Все гербы союзных республик были восстановлены по архивным рисункам.

Над проектом работало больше пятисот человек — архи­текторы, реставраторы, художники и дизайнеры. Рестав­раторы восстановили пышные росписи в интерьерах Се­верного речного вокзала, двадцать четыре фарфоровых панно на фасадах, оригинальные светильники, в том числе “ландыши” на крыше, а также паркет и полы в разных помещениях, не говоря уже о знаменитом вы­движном шпиле и гигантской звезде. Как и было задумано при постройке, на крыше вокзала снова появилась терраса, с которой открывается вид на Химкинское водохранилище.

Колоннаду Северного речного вокзала украшает 150 колонн.

Декорированием пышных интерьеров занималась коман­­да дизайнеров, которым нужно было выполнить амбициоз­ную задачу в сжатые сроки. По результатам их работы в зале ожидания и по совместительству музейном ­пространстве появились скамьи и столики Please Wait to be Seated, ресто­ран “Волга-Волга” украсили предметы еще одной ­датской марки Gubi, а его веранду — уличная мебель B&B Italia. Во всех залах появилось пышное озеленение – дизайнеры вдохновлялись архивными фотографиями вокзала, который когда-то был украшен такими же пальмами в кадках.

Интерьеры ресторана “Волга-Волга” особенно хороши в закатное время: лучи солнца через верхние окна мягко освещают пространство. С помощью пальм дизайнеры хотели добиться “курортного” ощущения: из Северного речного вокзала люди отправляются в путешествия не только на север, но и на юг.

Практически вся мебель была выполнена на заказ в рекордные сроки. Для ресторана дизайнеры выбрали латунные основания для ножек столов и стульев, вторящие сверкающим позолоченным светильникам. В рисунке восстановленного паркета присутствуют черные ромбы — к ним были подобраны темные столешницы.

Веранда ресторана “Волга-Волга”с уличной мебелью B&B Italia.

Для офиса туроператоров сделали на заказ мебель на итальян­ской фабрике Morelato. Выбор фабрик был продиктован историческим кредо здания: “все лучшее сразу”. Поэтому в нарядные интерьеры так органично встала эффектная современная мебель ведущих мировых фабрик. Дизайнеры также занимались озеленением пространств и за основу взяли архивные фотографии того времени, на которых подсмотрели, что здесь раньше было много пальм.

Офис туроператоров в здании Северного речного вокзала. Вся мебель в стилистике 1920-х годов выполнена на заказ на итальянской фабрике Morelato.

Приехать на Северный речной вокзал стоит в первую очередь за тем, чтобы увидеть уникальный памятник эпохи сталинского ампира, изучить восстановленные фонтаны “Юг” и “Север” с торцов здания, прогуляться по колоннадам вокзала и по набережной, на которой теперь располагается макет канала Москва–Волга.

Скульптура “Водный путь” на входе в парк Северного речного вокзала, скульптор Ю. А. Кун, 1937 год.

Набережная стала продолжением обновленного парка Северного речного вокзала — в нем проложили новые дорожки, оборудовали прокаты и отреставрировали все оригинальные скульптуры. В историческом зале ожидания теперь расположено поп‑ап‑пространство Музея транспорта Москвы, его экспозиция, по словам директора музея Оксаны Бондаренко, будет меняться каждые два месяца.

Фото: Сергей Ананьев, Ольга Мелекесцева; продюсер: Наталья Онуфрейчук

ТегиАрхитектураМоскваГородРеставрацияСохранение наследия

«Сокрушенная» строительная промышленность Северных рек просит помощи в восстановлении пострадавшего от наводнения региона помочь региону прийти в себя.

Ключевые моменты:

  • Владелец бизнеса в Твиде говорит, что ведущие строительные компании должны будут помочь пострадавшим от наводнения регионам
  • Промышленность уже «потрепана» после закрытия границ
  • Среди тех, кто потерял дома из-за наводнения, есть строительные компании и сотрудники. «.

    «Даже если вы не пострадали напрямую, у вас есть член семьи или сотрудник, который может работать на вас, партнер, друг или коллега, который пострадал», — сказал г-н Леотта.

    Воздействие на местную строительную отрасль сокрушительно, особенно после того, как предприятия справились с проблемами пандемии и закрытия границ.

    «Наша промышленность уже была изношена. У нас было практически 680 дней с закрытыми границами», — сказал г-н Леотта.

    «Как строительная отрасль, строительные компании столкнулись с трудностями. Нам пришлось значительно диверсифицироваться.»

    Г-н Леотта сказал, что ущерб был широкомасштабным и затронул большую часть отрасли от сотрудников до производителей.

    «Так много нашей торговой базы и нашей базы поставщиков были затронуты», сказал он.

    «Если мы посмотрим на все низменные районы, как правило, через северные реки, то увидим, что они обычно частично коммерческие.

    «Обработка оборудования займет 12 месяцев. Лучше всего восстановить много корпусов.

    «И, конечно же, это окажет немедленное влияние на нашу отрасль, и мы окажем постоянное влияние на уже изношенную отрасль, продолжающуюся на некоторый период времени».

    Питер Леотта говорит, что восстановление Северных рек — это задача, для решения которой требуются компании с национальным охватом. первым шагом была забота о людях, а затем оценка ущерба. 

    Как оформить страховое возмещение ущерба от наводнения

    Независимо от того, начали ли вы уборку или готовитесь к наводнению, вот как оформить страховое возмещение.

    Подробнее

    Но он сказал, что для восстановления по всему региону необходима помощь со стороны ведущих строительных компаний.

    «Вместо того, чтобы восстанавливать местную торговлю и местные предприятия, потребуются строительные фирмы первого и второго уровня, чтобы выйти в регион и помочь в этом процессе восстановления в массовом масштабе», — сказал он.

    «Речь идет не о сплочении местных строителей, не о сплочении местных жителей, хотя это всегда будет происходить. 

    «Это в таком масштабе, что требуются организации, которые достаточно значительны, чтобы иметь возможность иметь национальный охват,

    Сотни домов потеряны

    Г-н Леотта сказал, что это было невероятно тяжелое время для этого района, когда сотни старых и новых домов по всему региону были повреждены.

    «Были потерянные строящиеся дома, что всегда трудно, люди, которые строят новый дом, разрушали его или пострадали от наводнения еще до того, как у них появилась возможность въехать.

    «Это абсолютно обескураживающе.» 

    Загружается форма…

    Northern Rivers Builders — Cornerstone Constructions

    Строители жилых домов в Кулангатте

    Обсудите свой новый дом с нашим владельцем Беном

    Хотите сделать следующий шаг к строительству нового дома в Северных реках?

    Независимо от того, готовы ли вы приступить к строительству или все еще разбираетесь в процессе, мы будем рады, если вы встретитесь с нашим владельцем Беном Коннолли для бесплатной ознакомительной встречи.