Содержание
Надписи на Рейхстаге – DW – 08.05.2021
Фото: DW / Nelioubin
История
Максим Нелюбин
8 мая 2021 г.
«Немецкому народу» — такую надпись поместили на фасаде Рейхстага во время Первой мировой войны. В 1945 году на его стенах появились имена советских солдат.
https://p.dw.com/p/MKrZ
Реклама
Парламент принадлежит народу. «Dem deutschen Volke» — «Немецкому народу», — написано над входом в Рейхстаг в Берлине. Архитектор Пауль Валло (Paul Wallot) хотел разместить эту своего рода дарственную надпись еще в 1894 году, к открытию здания имперского парламента на его фасаде, однако столкнулся с сопротивлением германского кайзера Вильгельма II (Wilhelm II.). Упоминание «народа» в этом контексте ему не понравилось.
Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.
«Немецкому народу» — гласит надпись на Рейхстаге. Кайзеру Вильгельму «народ» не понравилсяФото: imago
Поджог Рейхстага в 1933 году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, послужил формальным поводом для расправы с оппозицией и захвата единоличной власти. Обстоятельства поджога до сих пор окончательно не расследованы. В поджоге Гитлер обвинил коммунистов, а коммунисты — Гитлера.
С 1933 по 1942 годы нацистский рейхстаг собирался на свои пропагандистско-показательные заседания всего 19 раз — в том числе 15 сентября 1935 года на выездную сессию в «городе партийных съездов НСДАП» Нюрнберге, чтобы проголосовать за «расовые законы», которые положили начало массовому уничтожению европейских евреев.
Военный лазарет и родильное отделение
В годы Второй мировой войны окна Рейхстага, который в системе архитектурных и идеологических символов диктатуры национал-социалистов никакой роли не играл, замуровали. В некоторых его помещениях фирма AEG наладила производство радиоламп, в других разместили военный лазарет и акушерское отделение берлинской клиники «Шарите» (Charité).
Рейхстаг после взятия Берлина в 1945 годуФото: AP
На протяжении первого послевоенного десятилетия здание, оказавшееся в западной части Берлина, находилось в полуразрушенном виде. В 1954 году из-за угрозы обрушения взорвали остатки купола, хотя, по мнению некоторых архитекторов, без особой на то необходимости. Вскоре решили провести ремонт, однако в условиях разделенной Германии не было ясно, в каких целях использовать здание Рейхстага.
Ремонтные работы затянулись до 1973 года. Западногерманский архитектор Пауль Баумгартен (Paul Baumgarten), выигравший конкурс, отказался от восстановления купола, а также, что вполне соответствовало прагматичному духу 1960-х годов, удалил множество резных и штукатурных украшений в стиле неоренессанса и необарокко, ссылаясь на то, что они и так сильно пострадали во время войны и постепенно разрушались после нее.
Стены внутри облицевали белыми панелями, под которыми скрыли следы боев, а также автографы советских солдат, таким образом — вольно или невольно — сохранив их для будущего. Бывший зал заседаний, сгоревший в 1933 году, восстановили, причем, с расчетом на воссоединение Германии, чтобы хватило места всем депутатам.
До воссоединения Германии
В 1971 году державы-победительницы приняли новое Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (Viermächteabkommen über Berlin) о статусе этой части разделенного города. В период разрядки напряженности Советский Союз, США, Великобритания и Франция договорились о том, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ, но Федеративная Республика Германия получала право представлять его интересы на международной арене, если они не затрагивали стратегические вопросы и проблемы безопасности.
Этот договор воспрепятствовал планам проводить некоторые пленарные заседания бундестага в Западном Берлине. Правда, в отремонтированном здании Рейхстага иногда проходили собрания фракций и слушания комиссий, на которые депутаты прилетали из Бонна. Но эти мероприятия носили, скорее, символический характер: они демонстрировали стремление ФРГ объединить страну.
Одно из самых значимых событий в современной немецкой истории произошло около здания Рейхстага 3 октября 1990 года. В полночь на флагштоке перед западным порталом был поднят черно-красно-золотой флаг объединенной Германии. Именно в этот день, менее чем через год после падения Берлинской стены, произошло формально-юридическое воссоединение страны.
Память о 1945 годе
Во время ремонта здания в 1995-1999 годах, перед переездом столицы Германии из Бонна в Берлин практически все изменения, внесенные Баумгартеном, исправили, ориентируясь на оригинальные планы Валло. Но реконструкция, конечно же, не преследовала цели восстановить Рейхстаг в прежнем виде. Сохранение следов истории было одним из условий открытого международного конкурса, который выиграл британский архитектор Норман Фостер.
Берлин осенью 1945 года Фото: akg-images/picture-alliance
О взятии Рейхстага в 1945 году посетителям и депутатам сегодня напоминают надписи, сделанные солдатами Красной Армии. Сейчас, благодаря специальной реставрационной технологии, они выглядят так, будто появились только вчера. Все солдатские автографы, обнаруженные на стенах после снятия «баумгартенской» облицовки, сначала зафиксировали на фото, а затем перевели на немецкий язык.
Часть надписей оставили для обозрения, часть пришлось убрать под штукатурку, но так, чтобы их сохранить, то есть законсервировать. Надписи, содержавшие нецензурные слова и непристойности, удалили, предварительно согласовав это с российскими дипломатами.
Фото: picture-alliance/dpa/D. Kalker
Во время экскурсий по зданию гиды любят повторять историю про первых депутатов, попавших в Рейхстаг после переезда парламента из Бонна в Берлин. Один из них, увидев автографы советских солдат, подумал, что это свежие следы, оставленные какими-то хулиганами в только что отремонтированных помещениях. Депутат позвонил в управление делами парламента, чтобы рассказать об этом вопиющем безобразии, но там ему объяснили происхождение и смысл этих надписей. Отметим, что не всем депутатам понравилась тогда идея сохранить исторические напоминания, но поддержки они не получили.
В последние годы в Германии вышли две книги, рассказывающие о тех солдатах, которые оставили свои имена на стенах Рейхстага. Немецким историкам удалось идентифицировать их и выяснить судьбы многих из них.
Смотрите также:
На Рейхстаге в Берлине сохранили надписи советских солдат
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
75 лет окончания Второй мировой войны в ЕвропеНемецкие замкиМонастыри в ГерманииОтто фон БисмаркРоманика в ГерманииВторая мировая войнаДень Победы 9 МаяДостопримечательности БерлинаОсновной закон ФРГВыставки ГерманииФридрих БарбароссаБерлинская блокадаХрамы в ГерманииИндустриальные памятники в ГерманииНемецкий фахверкГотика в ГерманииВсемирное наследие ЮНЕСКОПамятники архитектуры в ГерманииРейхстагБерлинПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Германия: Стены Рейхстага говорят по-русски
В посольстве России в Берлине прошла презентация книги историка Карин Феликс «Здесь был…» – исследования надписей на стенах рейхстага, оставленных советскими бойцами и офицерами после Победы.
Пандемия оставила Берлин без туристов. Исчезла длинная очередь у входа в здание рейхстага. Прежде гости столицы едва ли не поголовно записывались на экскурсии, чтобы посмотреть на заседания парламента, подняться по широкой винтовой лестнице на самый верх стеклянного купола, а, выходя – непременно сфотографироваться у гранитных колонн портала. Даже не подозревая при этом, сюжеты чьих снимков они при этом повторяют.
«Дойти до Берлина и расписаться на стенах рейхстага!» — этот призыв в последние месяцы войны был не менее популярен, чем нынешние мемы «Можем повторить!» или «Спасибо деду за победу!» В такой форме тогда сконцентрировалось стремление советских солдат поставить символическую точку в схватке с врагом.
«Мы входим в рейхстаг, даже не входим, а нас «вносит» поток бойцов и офицеров. Где-то ещё раздаются автоматные очереди. Чумазые бойцы, выбираясь из нижних этажей, предупреждают: «Там, в подвалах, ещё сидят». Но выше, вверх, по украшенной разбитыми скульптурами лестнице, идёт ажиотажное соревнование – автографы на стенах рейхстага. О, сколько их! Мы уже с трудом находим свободные места. Надо помогать друг другу и подставлять плечи, чтобы, взяв откуда-то что-то красящее, расписаться: «Из Москвы, майоры Смирнов, Черток, Чистяков». Не помню сейчас, ставили ли мы инициалы. Но расписались и эту памятную надпись для верности обвели дважды» — так описывал эти события в своей книге воспоминаний «Ракеты и люди» патриарх советского ракетостроения Борис Черток.
В начале 90-х исписанные стены рейхстага никого не удивляли. В центре Берлина тогда вообще немало зданий были в таком состоянии, будто война только что закончилась. Но приближались перемены: 20 июня 1991 года бундестаг принял план переезда из Бонна в Берлин. Здание пустовало несколько десятков лет, многие повреждения военного времени не были устранены – так что понадобилась длительная реконструкция.
Что же стало с надписями, оставленными советскими бойцами в мае 45-го? Скрылись под слоем штукатурки? Превратились в строительный мусор? Напротив: большая часть во время работ была не только бережно сохранена, но и законсервирована – так, чтобы прочитать их можно было и десятилетия спустя.
Карин Феликс пришла на работу в экскурсионную службу бундестага в 1991 году. Про надписи она знала, но, как и многие, не придавала им значения. До примечательного случая, который, можно сказать, определил ее жизнь на много лет. Вот как она об этом рассказывает:
─ Это было в 2001 году. Во время экскурсии ко мне обратился пожилой, скромно одетый человек. Он спросил, не встречала ли я фамилии Сапунов среди надписей на стенах. Но здесь сотни фамилий, многие надписи уже трудно прочитать – ничем не могу помочь, ответила я. К тому же я не знаю, как пишется ваша фамилия – нет ли у вас визитной карточки? Спросив это, я тут же спохватилась – какая неловкость, ну откуда у этого человека визитка? Однако он, поискав в карманах, протянул мне карточку, на ней было написано: Сапунов Борис Викторович, профессор, доктор исторических наук, руководитель отдела Эрмитажа. Я подвела его у участку стены, где было особенно много надписей, и через несколько минут он нашел оставленную им в мае 1945 года! Это был первый на моей памяти такой случай.
Дружба с профессором Сапуновым продолжалась вплоть до его смерти в 2013 году, вспоминает Карин Феликс. А после еще нескольких подобных встреч ей стало ясно: надо заняться расшифровкой надписей на стенах, составить поимённый список тех, кто их оставил.
Легко сказать! Поверхность стен много раз обрабатывалась, очищалась, краски выцвели. К тому же местами солдаты, видно, не найдя свободного места, писали поверх более ранних надписей. Так что Карин, даже владея русским, не всегда удавалось разобрать написанное.
Понадобились помощники. Например, Марина Роман – ей, инженеру-картографу, было ясно, как сантиметр за сантиметром обрабатывать изображения. Затем она же проверяла найденные имена в российских базах данных. А фотограф Герман Йозеф Мюллер готовил снимки и графику для публикации. Вообще же перечень благодарностей занимает в книге целую страницу – десятки людей помогали Карин Феликс в работе над ее проектом, которая длилась девятнадцать лет!
Книга под заголовком «Ich war hier» вышла в декабре 2018 года. Она вызвала большой интерес – ранее не было такой масштабной публикации на эту тему. Издание не только продается на всех основных площадках, но даже рекомендовано Федеральным агентством политического образования. А как появился русский перевод, презентация которого состоялась сейчас в Берлине? Рассказывает его инициатор – депутат Государственной думы Павел Завальный. Он – президент Российского газового общества, которое стало спонсором русского издания книги:
─ В мае 2019 года делегация Государственной думы находилась с официальным визитом в Германии. Тогда нам вручили немецкое издание. Мы перевели его на русский и выпустили в прошлом году, в преддверии 75-летия Победы. Но пандемия, к сожалению, не позволила нам тогда же представить издание немецкой публике.
Кому адресовано русское издание? Карин Феликс объясняет: за четверть века работы экскурсоводом в бундестаге ей приходилось много раз сопровождать гостей из России. Порой это были известные личности – Михаил Горбачёв, Эдуард Шеварднадзе, Даниил Гранин. Но, как правило, конечно – обычные туристы. Нередко, признается Карин, её удивляло – чтобы оказаться в Берлине, гостям приходилось проделать путь в тысячи километров! А сколько тех, кому такое путешествие недоступно! Теперь, благодаря этой книге, и они смогут открыть для себя драматические события мая 1945 года.
На трехстах с лишним страницах разместился не только обширный справочный материал – фотографии и алфавитный список фамилий. Кроме этого, в книге почти тридцать статей, рассказывающих о встречах автора с ветеранами – теми, кто, как Борис Сапунов, спустя десятилетия нашел сделанные ими надписи.
Конечно, список, хоть и содержит более 700 фамилий, далеко не полный. Например, «майоры Смирнов, Черток, Чистяков», о которых шла речь выше, в нем не встречаются.
Леонид ПОЛЯКОВ
Источник: МК-Германия
Граффити, которые сделали Германию лучше
БЕРЛИН. В один из мартовских четвергов Ангела Меркель, канцлер Германии, шла по залитым светом залам здания Рейхстага в Берлине, направляясь в зал пленарных заседаний, чтобы обратиться к парламенту Германии на русском языке. агрессия на Украине. Ее темп был целеустремленным. И все же, даже не останавливаясь, она, должно быть, в сотый раз взглянула на стены коридоров, как это делает почти каждый, находясь внутри этого здания, немецкого эквивалента Капитолия Америки. Это потому, что они не только изрыты пулевыми отверстиями, но и покрыты кириллическими граффити — выцветшими, но тщательно сохраненными.
Молодые русские нацарапали граффити после взятия Рейхстага 30 апреля 1945 года. Советы расценили захват здания как символ своей общей победы над нацистской Германией, потому что они приняли его за «логово Гитлера», как его назвали в одном граффито. (На самом деле Адольф Гитлер никогда не произносил речи в этом здании и покончил жизнь самоубийством в тот же день в своем настоящем логове, бункере в 10 минутах ходьбы, примыкающем к территории сегодняшнего Мемориала Холокоста.) Некоторые русские писали на стены из обугленного дерева, которые они нашли повсюду. У других был красный или синий мел, который они использовали во время наступления на Германию, чтобы отметить на своих картах смещающиеся линии фронта: красный для наступающей Красной Армии, синий для отступающих немцев.
Большинство просто написали свои имена («Иванов», «Пётр», «Борис Викторович Сапунов»), как сегодня делали бы селфи. Или отмечали даты и маршруты своего личного путешествия («Москва-Смоленск-Берлин, май 1945 г.»). «Мы не гордились», — сказал Сапунов, первый россиянин, снова обретший свое имя после реставрации граффити в 1990-х годах. «Мы были пьяны. И мы боялись, что нас все равно могут расстрелять в самом конце». Некоторые из его товарищей выражали разные эмоции. Их фразы варьировались от стандартных туалетных до явно непроизносимых (немцы, часто по предложению русского посольства, убрали некоторые граффити в XIX веке).90-х). Сегодня осталась только одна пошлость, еле читаемая в юго-восточном углу здания: «Я трахаю Гитлера в задницу».
***
Ни одна другая столица так не обращается со своим прошлым, как Берлин. На одном полюсе находятся такие города, как Пекин, где люди, пересекающие площадь Тяньаньмэнь, все еще смотрят на огромный портрет Мао Цзэдуна. Такая архитектура предполагает упрямое отрицание. Иерусалим находится в другой крайности. Как и у Берлина, у него, возможно, «слишком много истории». Но его прошлое, в отличие от берлинского, на самом деле даже не прошлое, поскольку многие общественные места все еще оспариваются евреями, мусульманами и христианами. Это как Берлин до падения Стены.
Кроме того, есть страны, включая Америку, Великобританию и Россию, архитектура которых строит фундаментально героическое повествование об их идентичности. Посетитель Вашингтона будет в восторге от памятников его одноименному отцу-основателю, а также Джефферсону и Линкольну, а окружающие улицы кишат победителями на лошадях. Стиль напоминает классическое великолепие Рима. Иногда сквозь городской пейзаж проглядывает ностальгия. Центр Парижа, по сути, является не столько городом, сколько обширным музеем бывшей Франции.0013 слава. Другие столицы уже пережили ностальгию и сохраняют прошлое в основном археологическом стиле, как в Риме или Афинах.
В Берлине также есть несколько победителей на лошадях. Наиболее заметным из них является Alte Fritz (Старый Фред, или Фридрих Великий, прусский король, превративший свою страну в великую державу). Но эти статуи не являются лейтмотивом архитектуры города. Возвращаясь к далекому и в основном позитивному прусскому просвещению, они просто обрисовывают определяющие бедствия Берлина и Германии: мировую войну, холокост, поражение, раскол.
Вместо этого преобладает трагическое повествование, но с искуплением в настоящем. Воссоединение города (а также страны и континента) в 1990 году и перенос немецкой столицы из Бонна в Берлин в течение следующего десятилетия предоставили возможность и физическое пространство для архитектурного выражения этого повествования. Многие общественные здания, построенные или перестроенные в это время, визуально признают бедствия прошлого, но окружают их достижениями настоящего. Комбинация представляет собой увещевание для будущего. Рейхстаг, пожалуй, лучший пример того, как возник этот особый стиль.
***
В течение полувека после 1945 года граффити на стенах Рейхстага были забыты и действительно непреднамеренно скрыты. После первой небрежной реставрации здания в послевоенные годы, когда Рейхстаг находился в контролируемом британцами секторе города, потрёпанные панели скрыли каракули и пулевые отверстия. Но в 1995 году граффити возродилось, как обычно бывает в прошлом. Британский архитектор Норман Фостер перестраивал Рейхстаг, чтобы в нем разместился парламент воссоединенной Германии, который все еще располагался в скромной и сонной послевоенной столице Бонне. Рабочие сняли штукатурку со стен и сначала не поняли, что нашли. Как только это стало ясно, полемика была мгновенной.
«Некоторые говорили: «Ни за что, мы не можем позволить, чтобы нас снова унижали. Все кончено, и это не должно снова стать видимым».
Что Германии делать с граффити? Какова была надлежащая роль этих или любых других напоминаний о темном прошлом Германии — о ее преступлениях против человечности и последующем опустошении — в новом здании парламента и столице Германии?
«Долой это, — сказали некоторые члены парламента. Другие говорили: «Это тоже относится к нашей истории», — вспоминала Рита Зюссмут, старейшина немецкой послевоенной политики и в то время председатель парламента. «Некоторые говорили: «Ни за что, мы не можем позволить себя снова унизить. Это закончилось, и это не должно снова стать видимым». Они были правее, но по всему [политическому спектру]. … Но я всегда говорил, что это делает нас сильнее, а не слабее. Это составляет человечество сильнее».
И все же даже Зюссмут вскоре понял, что о сохранении всех граффити не может быть и речи. Она отказалась повторять мне худшие сообщения, но сказала, что некоторые говорили о русских «саблях», пронзающих немецкие «ножны» или «вульвы». Зюссмуту было восемь лет, когда закончилась война, и он помнит ее последствия, в том числе массовые изнасилования русскими-завоевателями. «И жертвами были не только женщины, как мы снова увидели на балканской войне», — пояснила она. «Это были женщины и мужчины, девочки и мальчики». Ее голос, всегда слабый, стал еще более прерывистым, когда я попросил ее еще раз вспомнить ужасы обеих войн. Зверства в бывшей Югославии происходили, когда она принимала решения о граффити.
Стена Рейхстага с граффити (Рейтер)
Я спросил Зюссмут, представляла ли она когда-нибудь пожилую немку, изнасилованную в 1945 году, стоящую перед самым откровенным граффити. — Да, и я не мог бы ответить за это. Есть пределы, как в кабаре или комедии, тонкая грань, где она наклоняется», — сказала она мне. Она считает, что свобода слова и мнений неприкосновенна, как и искусство во всех его проявлениях. Но вы все равно должны уважать то, что люди могут вынести.
Сначала возникло согласие просто задокументировать то, что было написано на граффити, что во многих случаях было так же просто, как «мы выжили», — вспоминает она. Но она выступила за то, чтобы пойти еще дальше и сохранить и даже отобразить сообщения. «Да, [русские] были здесь, и это был [немцев] конец, и одновременно наши освобождение », — сказала она мне. Постепенно она убедила своих скептиков, и ее точка зрения возобладала.
Эта трансформация в немецком восприятии своего собственного Stunde Null (нулевой час) — от «нашего конца» к «нашему освобождению» — открыла то, что с тех пор, намеренно или нет, стало отдельной темой в политическом дискурсе Германии и сопутствующим эстетика в своем общественном искусстве и архитектуре. Никогда нельзя скрывать прошлое и его шрамы. Вместо этого они должны быть признаны, сохранены и показаны как имплицитный выговор за то, чтобы быть нравственным и ответственным здесь и сейчас.
Все эти «истории о страданиях, о разрыве, о признании вины, это официальное обращение с виной является частью немецкого представительства», — сказал Хайнц Джироут, архитектор и гид в Берлине. — Я такого больше нигде не вижу. Он, конечно, не видит этого в своем родном городе Вене, который покинул более трех десятков лет назад. После Второй мировой войны австрийцы перестроили свою столицу, чтобы вернуть как можно больше былого габсбургского великолепия. Сегодня Вена выглядит так, как будто ничего особенного там не произошло между 1938 г., когда Гитлер аннексировал его родную страну, и 1945 г. Напротив, отмечает Джирут, в немецкой столице новая эстетика незаметно стала «основой новой идентичности» и «формой силы».
«Истории страданий, разрывов, признания вины, эта официальная трактовка вины является частью немецкого представительства».
У всех стран, конечно, есть памятники своим травмирующим моментам — у японцев — в Хиросиме и Нагасаки, у американцев — во Вьетнаме и так далее. Но это, как правило, отдельные памятники, обособленные физически и повествовательно. Даже поминки в Берлине начинались в этом стиле. Между 1957 и 1961 года официальные лица в Западном Берлине, который тогда был островом за железным занавесом, поручили архитектору Эгону Эйерману восстановить церковь Кайзера-Вильгельма-Гедехтнис-Кирхе, обычно называемую Мемориальной церковью, которая была разрушена бомбами в 1943 году. План Эйермана было полностью снести его и построить на его месте современное строение. Но после продолжительных протестов он сохранил руины и окружил их современной башней, церковью, часовней и вестибюлем. Однако старые и новые элементы просто стоят рядом друг с другом, без какого-либо взаимодействия. Они еще не интегрированы в новый нарратив. Берлинцы называют церковь «полым зубом».
Соединение старого и невыносимого с новым и обнадеживающим стало возможным только после воссоединения и, возможно, только в Берлине. «Когда рухнула Стена, все раны открылись не только физически, но и инфраструктурно», — вспоминал Дэвид Чипперфилд, лондонский архитектор, перестроивший знаменитый Новый музей, наиболее известный своим бюстом египетской царицы Нефертити, в Берлинском музее. Остров на реке Шпрее. Канализационные системы, железнодорожные системы: все было разобрано и продублировано на Востоке и на Западе.
«С физической точки зрения это разрушенный город, поэтому в нем полно брешей», — сказал мне Чипперфилд в своей берлинской резиденции, современном здании из бетонных плит, которое он построил внутри воронки от бомбы в бывшем Восточном Берлине. «И разрывы бывают как физические, так и ментальные, если хотите. Если вы поедете в Париж, пробелов не будет. В Лондоне практически нет пробелов».
«Поезда к жизни — поезда к смерти», расположенный на вокзале Фридрихштрассе, посвящен спасательной операции, которая спасла почти 10 000 еврейских детей от нацистов. (Тобиас Шварц/Reuters)
Одним из подходов к заполнению этих пробелов является создание чего-то совершенно нового. Как на бывшем западе, так и на бывшем востоке Берлина есть множество ультрасовременных сооружений. Резиденция Чипперфилда — одна из них. Еврейский музей, построенный польско-американским архитектором Даниэлем Либескиндом и открытый в 2001 году, является еще одним, с его угловатыми окнами и кривыми полами, сигнализирующими о призрачном историческом фоне. Но для большинства общественных зданий в центре города казалось более подходящим интегрировать прошлое, чем заменить его.
В случае с Новым музеем, над которым Чипперфилд начал работать в 1990-х годах, но который вновь открылся только в 2009 году, он увидел неоклассический храм середины 19-го века во всех его изуродованных войной руинах. Коммунисты оставили здание заброшенным и находящимся на грани обрушения, пока оно не было окончательно укреплено в 1980-х годах. Как обычно в Берлине, история предстала во всех своих слоях: Пруссия, затем империя, затем анархия, нацисты, война, коммунизм и, наконец, освобождение.
***
Это историческое наслоение преимущественно болезненных воспоминаний характерно для многих общественных зданий Берлина. Возьмем, к примеру, министерство финансов, из которого Вольфганг Шойбле в последнее время вместе с Ангелой Меркель руководит реакцией Германии на европейский экономический кризис. При нацистах здание служило штаб-квартирой немецкого Люфтваффе (военно-воздушные силы) и, таким образом, Германа Геринга, которого Гитлер выбрал своим преемником. Огромная свастика когда-то висела в одном из залов, в котором я теперь регулярно сижу на пресс-брифингах. После поражения нацистов Советы использовали это здание в качестве своей штаб-квартиры до 1948. В следующем году в этом здании официально возникла Германская Демократическая Республика (Восточная Германия).
В 1965 году здание стало свидетелем одного из самых дерзких побегов в истории Берлинской стены. Храбрый восточный немец Хайнц Хольцапфель на целый день заперся с женой и сыном в ванной. Ночью семья пробралась на крышу, и Хольцапфель бросил молоток, привязанный к нейлоновой веревке, через ближайшую Стену. Его родственники, ожидавшие с западной стороны, привязали к нему стальной трос, который Хольцапфель протянул к крыше и прикрепил к флагштоку. С помощью самодельных ремней по тросу, как в гондолах, скользила семья: сначала сын, потом жена, потом Хольцапфель. Часовой из Восточной Германии пропустил всю операцию.
Купол Рейхстага, вид со стороны берлинского мемориала Холокоста (Арнд Вигманн)
Драматическая история здания на этом не заканчивается. После воссоединения в нем разместилось агентство, которому было поручено приватизировать государственные восточногерманские компании. Многие Ossis (бывшие восточные немцы) до сих пор затаили обиду на агентство за то, что, по их мнению, они дешево продали содержание своей жизни жадному Wessis . В 1991 году босс агентства Детлев Роведдер был убит в своей гостиной террористом из крайне левой Фракции Красной Армии.
Что делать с таким зданием? Один из вариантов — разрушить структуру и заменить ее чем-то новым, сказал мне Чипперфилд. Другой — воссоздать то, как это выглядело до всего плохого. И тогда есть все варианты между ними. В случае с министерством финансов ответ заключался в том, чтобы сохранить его внешний вид таким, каким оно выглядело при Геринге, но сделать внутреннее пространство ярким, современным и гостеприимным. Фотовыставки в вестибюле и верхних комнатах документируют ужасное прошлое здания. Прошлое здесь, но история, рассказанная внутри, превосходит ту, что рассказывают фасады.
***
Эти решения никогда не даются легко. Когда Чипперфилд реконструировал Новый музей, он решил, что как архитектор «я несу ответственность за здание. Как будто это греческая ваза или флорентийская часовня или что-то еще. Я был хранителем ткани, которую оставила история». Но для берлинцев, переживших городские травмы, задача была более запутанной и болезненной. «Никому на самом деле не нравятся свидетельства разрушения, — сказал мне Чипперфилд. Когда он решил сохранить дырки от пуль на стенах музея, кто-то подошел к нему и сказал: «Я был здесь, когда пришли русские, я не хочу видеть дырки от пуль в стене. Я видел это в первый раз».
Чипперфилд понял это настроение, но проигнорировал его. Точнее, он превзошел его. Он сохранил пулевые отверстия и другие шрамы истории, но объединил их с новыми структурами. Например, современные колонны поддерживают старые и поврежденные стены. Большинство посетителей находят это сопоставление красивым.
Вход в Новый музей (Fabrizio Bensch/Reuters)
«Думаю, помогло то, что я был со стороны», — считает он теперь. Чипперфилд, как и Норман Фостер, британец — факт, который добавил решимости и иронии в публичные дебаты об архитектуре Германии. «Разрушен британцами, восстановлен британцами», как сказал мне Джирут, архитектор австрийского происхождения.
Но решающими факторами были время и место. Города в Западной Германии были быстро перестроены после войны, часто с постройками, которые теперь выглядят дешево и портят некогда красивые места, такие как Штутгарт или Ганновер. Многие восточногерманские города были перестроены, чтобы соответствовать идеологической эстетике коммунизма и выглядеть еще уродливее. И ни Западная, ни Восточная Германия в послевоенные годы не были особо заинтересованы в том, чтобы интегрировать прошлое в свои разработки. Но центральный Берлин, долгое время ставший неприкосновенным из-за нейтральной зоны Стены, в нужное время предлагал бреши, дыры и щебень для новых архитектурных видений. Прошлое не было ни слишком далеким, ни слишком близким. Прежде всего, прошлое, как нацистское, так и коммунистическое, было к 1990-е годы преодолевают , со всей Германией стабильной, открытой и свободной демократией.
Таким образом, именно в центре Берлина накапливаются примеры интеграционно-исторического стиля. В министерстве иностранных дел Германии, как и в министерстве финансов, есть современный отдел и пережиток нацистской эпохи, которые взаимодействуют друг с другом во дворе. Берлинско-Бранденбургская академия наук и гуманитарных наук — одно из нескольких зданий, в которых современные стеклянные атриумы возвышаются над бывшими внутренними дворами, стены которых до сих пор покрыты пулевыми отверстиями. Железнодорожный вокзал на Фридрихштрассе с одной стороны кивает Холокосту со статуями еврейских детей, которые когда-то сели на поезд 9.0013 Kindertransporte оттуда. На другой стороне вокзала стоит Дворец слез, который сейчас является музеем, а раньше был контрольно-пропускным пунктом, где восточные немцы прощались со своими западногерманскими посетителями перед тем, как сесть на поезд обратно в Западный Берлин.
Этот новый стиль произвел сильное впечатление как на немцев, так и на посетителей. Работа, проделанная в рейхстаге во время ее пребывания на посту председателя парламента, вспоминала Зюссмут, «решалась очень небольшим большинством голосов» в законодательном органе. Но в ходе этих долгих дебатов «произошло что-то очень демократичное», поскольку все разногласия «утихли» и уступили место новому консенсусу в отношении того, что этот стиль был уместным и воодушевляющим.
Внутри купола Рейхстага (Арнд Вигманн)
Сегодня здание Рейхстага является свидетельством прозрачной практики демократии. Его купол открыт для посетителей, которые могут подняться по спиральной дорожке наверх и заглянуть сквозь стекло в зал пленарных заседаний внизу. Парламентарии, в свою очередь, могут смотреть вверх и видеть посетителей. Когда я впервые увидел выступление Ангелы Меркель — это был жаркий июньский вечер 2012 года, когда парламент должен был провести историческое голосование, чтобы спасти евро, — я начал внутри зала, затем поднялся к куполу, прежде чем снова спуститься. увидеть, как она закончит речь.
Все ли посетители понимают, что эта новая «прозрачность» — эта близость между народом и его представителями — призвана контрастировать с мнимой демократией Веймарской республики, которая когда-то рухнула на том же месте? Понимают ли они, что русские граффити в холлах — тонкое предостережение от национализма, высокомерия и ура-патриотизма? «Я думаю, это работает. Но не все объясняется само собой», — сказал Жирут. Опять же, такова природа эффективного искусства и архитектуры: они редко бывают откровенными.
«Мы формируем наши здания, а потом наши здания формируют нас», — сказал однажды Уинстон Черчилль. Зюссмут, профессор педагогики до прихода в политику, расширяет этот пункт до образования. «Я могу превратить агрессивных детей в [хороших]», — сказала она мне. — Мне даже не нравится слово «поворот» — это уж слишком, потому что дети на самом деле делают это сами, под влиянием искусства, или музыки, или… — Она замолчала, заметно тронувшись. Затем она обвела пальцем, как бы осматривая окрестности своего кабинета у Бранденбургских ворот, центра объединенного Берлина.
Посетить купол Рейхстага ночью
Рекомендуемый опыт № 7
Освещенная вершина Германии в новом представлении
Солнце заходит над Рейхстагом, как и над любым другим зданием. За исключением внутренней части, колоссальный фонтан зеркал отражает угасающий свет на запатентованно-голубых пленарных креслах.
Публичный доступ к куполу из стекла и стали, в котором находится эта уникальная башня на вершине здания, возможен после предварительной онлайн-регистрации, что дает посетителям возможность увидеть зал пленарных заседаний и официальные заседания, которые проходят в нем с высоты птичьего полета. неделя.
В отличие от непроницаемого вильгельминского нео-барокко/ренессансного тела здания с его декоративным величием, ничем не украшенный купол предлагает четкий вид на парламентскую палату организации – Бундестага – базирующейся здесь.
Символизм этой дисгармонии как нельзя более очевиден; то, что старо и традиционно, образует основу, но определяющая вершина сооружения — это его прямолинейный и честный купол. В нем отсутствуют имперские символы Пруссии или впечатляющие черты диктатуры, которые нашли свое место в Германии 20-го века, вместо этого есть простая откровенность стекла и стали.
Никакое другое здание, кроме Рейхстага, не может лучше отражать беспокойную эволюцию немецкой нации и отчетливо интроспективный текущий политический климат страны, который теперь венчает его.
Благодаря расположению здания в городе и близости к некоторым из основных исторических достопримечательностей Берлина, крыша и купол здания также предлагают исключительную 360-градусную панораму горизонта города и близлежащих достопримечательностей.
Примечательно, однако, что после захода солнца определяющий стеклянный купол приобретает более очаровательное качество, как маяк на вершине здания, окруженный тьмой бывших королевских охотничьих угодий — Тиргартен — с одной стороны, и Band des Bundes (Федеральный оркестр) правительственного округа Германии (Regierungsviertel) и тихоходная река Шпрее, с другой.
Будучи одним из главных демократических институтов имперской Германии, первоначальный Рейхстаг (Имперский парламент), от которого здание получило свое название, служил нижним парламентом страны. Члены этого парламента наделены законодательными полномочиями по внесению законов и поправок в политическую систему страны; хотя в то время все еще подчинялся монарху — Вильгельму II, который правил страной с 1888 по 1918 год. Строительство здания Рейхстага с 1884 года будет происходить при правлении трех последовательных императоров. Вильгельм I, Фридрих III и Вильгельм II. Последний был настолько враждебен парламенту, что после того, как он был наконец завершен при его правлении, он стал называть его «императорским обезьянником» (9).0133 Reichsaffenhaus ).
Так же, как каждому королю нужна корона; каждому цирку нужна палатка.
Знаете ли вы…
Рейхстаг был спроектирован архитектором Полом Валлотом, чтобы напоминать Мемориальный зал в Филадельфии?
Построенное в 1894 году, через двадцать три года после образования Германской империи, здание Рейхстага было спроектировано Паулем Валлотом, относительно неизвестным немецкоязычным архитектором французского гугенотского происхождения. Концепция Уоллота, вдохновленная Мемориальным залом в Филадельфии, была выбрана победителем конкурса, проведенного парламентской комиссией. Как и современная форма здания, этот оригинальный дизайн также имел стеклянную куполообразную крышу, считавшуюся революционной в то время, которая обеспечивала естественное освещение происходящего внизу.
Однако предлагаемое место для строительства в то время было занято роскошной резиденцией, принадлежавшей польско-прусскому аристократу, который не знал о планах лишить его жилья и совершенно не хотел расставаться со своим устоявшимся положением, пока ему не будет предоставлено видное место для переселения. .
Рейхстаг, который в настоящее время считается расположенным в центре Берлина, когда он был завершен в 1894 году, на самом деле находился за пределами города – к западу от Бранденбургских ворот. Только после принятия Закона о Большом Берлине в 19 г.20, что Тиргартен и Рейхстаг будут полностью включены в состав города.
Сверху Рейхстаг напоминает восьмерку, с крыши видны два внутренних двора. Когда солнце движется вокруг здания в течение дня, гигантский автоматический отражатель внутри стеклянного купола отслеживает его путь, чтобы блокировать любое нежелательное солнечное излучение в главном зале парламента. Купол не только обеспечивает вентиляцию пленарного зала с вершиной, открытой к небу, но также включает в себя дорожку, по которой посетители могут пройти внутри купола, чтобы добраться до крыши окулуса.
Прусский король Фридрих Великий однажды сказал, что корона — это просто шляпа, пропускающая дождь. Купол, венчающий Рейхстаг, предназначен именно для этого.
Символически открытый элементам и путь к звездам.
Как Пантеон в Риме; или аналогичный Neue Wache в Берлине на соседней Унтер-ден-Линден; купол Рейхстага — и само здание — теперь открыто миру — здание с непрозрачной крышей, предлагающее солнце, дождь и ветер — не богам или матери, оплакивающей своего сына, — но бьющемуся сердцу политического жизнь в Германии.
Рейхстаг
Platz der Republik 1, 11011 Берлин
Центральный вокзал Берлина
Некоторые полезные ссылки, связанные с Рейхстагом:
Официальный сайт Бундестага для бронирования доступа к куполу Рейхстага
НАШИ
ОСОБЕННОСТИ
Наши
Частные туры
Узнайте больше о битве за Берлин и исследуйте это городское поле битвы с нашими турами по битве за Берлин.