Стена памяти рейхстаг: История Рейхстага — строительство, пожар, надписи – DW – 09.12.2022

История Рейхстага — строительство, пожар, надписи – DW – 09.12.2022

Рейхстаг на цветной литографии около 1900 годаФото: akg-images/picture alliance

ТуризмГермания

Максим Нелюбин

Рейхстаг в Берлине — больше, чем просто здание парламента Германии. | 14 фотографий

https://p.dw.com/p/MKrZ

Реклама

«Пленарное здание бундестага — Рейхстаг» («Plenarbereich Reichstagsgebäude») — так, несколько громоздко, но точно отражая предназначение, официально называется эта берлинская достопримечательность со стеклянным куполом и черно-красно-золотыми флагами на угловых башнях. Оно было возведено 1884-1894 годах для парламента Германской империи — рейхстага. Название здания принято писать с большой буквы, заседавшего в нем парламента кайзеровских времен — с маленькой. Перед нами — архитектурный памятник, образец немецкого неоренессанса. Литографии выше как раз была сделана через несколько лет после окончания строительства.

Бундестаг ФРГ заседает в стенах рейхстага кайзеровской Германии и парламента Веймарской республики. В 1990-е годы около него возвели современный офисный комплекс. Мест для депутатских кабинетов в здании не хватало уже в прошлые века, особенно после того, как с провозглашением Веймарской республики в 1919 году число депутатов увеличилось на двести человек до шестисот. Нынешний бундестаг насчитывает более семисот парламентариев. С другими частями современного парламентского комплекса — например, с библиотекой бундестага — Рейхстаг связан подземными коридорами и пешеходными мостиками через реку Шпрее.

Зал пленарных заседаний бундестага в здании Рейхстага Фото: Michael Sohn/AP Photo/picture alliance

Помимо зала пленарных заседаний в самом Рейхстаге расположены помещения для общих собраний фракций, а также офис председателя бундестага и гостевой кабинет канцлера — на случай, если требуется обсудить какие-то вопросы в перерывах между дебатами, депутатский клуб и другие репрезентативнее помещения. В свое время четыре угловые башни, согласно замыслу архитектора, должны были символизировать четыре входившие в Германскую империю королевства — Пруссию, Баварию, Саксонию и Вюртемберг, а купол в центре — самого кайзера.

От империи — до империи

В 1806 году закончилась эпоха Священной Римской империи германской нации, существовавшей в Европе почти тысячу лет. В 1815 году, после разгрома наполеоновских войск, чьи завоевания менее чем за десять лет до этого привели к распаду империи, на ее территории был основан Германский союз (Deutscher Bund), в который вошло 39 независимых государств, главным образом — княжеств.

В 1866 году после поражения Австрии в войне с Пруссией Германский союз объявили распущенным, а следом по инициативе прусского премьер-министра Отто фон Бисмарка (Otto von Bismarck) основали Северогерманский союз (Norddeutscher Bund). Он и стал базой для создания через несколько лет Германской империи (Deutsches Kaiserreich) во главе с Пруссией — с прусским королем Вильгельмом I (Wilhelm I. ) на императорском троне и «железным канцлером» Бисмарком во главе правительства. Начало германской государственности было положено.

Рейхстаг и современные здания парламентского комплекса бундестага в Берлине Фото: Bernd Settnik/dpa/picture alliance

Провозглашенная 18 января 1871 империя являлась федерацией из 25 государств — четырех королевств, шести великих герцогств, пяти герцогств, семи княжеств и трех свободных городов. Новый имперский парламент (Reichstag) начинает работать в Берлине во временных помещениях. Уже через несколько месяцев он принимает постановление о строительстве достойного репрезентативного здания, после чего начинаются поиск участка и международный архитектурный конкурс. С этого момента до новоселья пройдет 23 года.

В первом конкурсе 1872 года победил проект родившегося в Санкт-Петербурге немецкого архитектора Людвига Людвиговича Бонштедта (Ludwig Bohnstedt), но он реализован не был. Начало строительства постоянно откладывалось. Большая задержка с началом строительства была вызвана, в первую очередь, трудностями при поисках подходящего места в Берлине. Граф, владевший городским домом на приглянувшемся участке, не хотел его продавать. Рассматривался даже вариант принудительной сделки, но кайзеру он не нравился. После смерти старого хозяина его наследники оказались более сговорчивыми. Когда формальности были урегулированы, члены рейхстага решили устроить второй конкурс, так как проект Бонштедта, по их мнению, уже устарел. Бонштедт также принял в нем участие, но без особых шансов на победу. Через несколько лет он умер.

Здание Рейхстага и бывшая Королевская площадь в Берлине в конце 1920-х годовФото: akg-images/picture alliance

Тернистый путь Валло

Здание Рейхстага построено по проекту Пауля Валло (Paul Wallot) в 1884-1894 годах в стиле неоренессанса с использованием элементов барокко. Современный акцент зданию придавал купол из стекла и стали над залом заседаний, который стал своего рода демонстрацией достижений немецкой инженерно-технической мысли тех лет.

В закладке фундамента Рейхстага участвовал первый германский кайзер Вильгельм I (Wilhelm I. ), а закончилось строительство уже при его внуке — последнем германском кайзере и короле Пруссии Вильгельме II (Wilhelm II.). Строительство обошлось в 24 миллиона рейхсмарок. Их взяли из французских репарационных выплат после войны 1870-1871 годов. Что касается технического оснащения, здание было оборудовано на высоте эпохи: собственный электрогенератор, двойное остекление окон, центральное отопление с датчиками температуры, водопровод, туалетные комнаты, пневматическая почта, телефоны, электрические вентиляторы…

Современный купол Рейхстага со смотровой площадкой, возведенный после воссоединения Германии в ходе реконструкции здания по проекту британского архитектора Норманна ФостераФото: Micha Korb/pressefoto_korb/picture alliance

Купол Рейхстага

Задача перед Валло стояла нелегкая. Понятно, что до него никто таких репрезентативных зданий для парламентов в Германии не строили. Кроме того, он должен был постоянно согласовывать проект и его осуществление с государственными ведомствами Пруссии, чиновники которых упорно вмешивались в планы. Среди них были и те, кто участвовал в конкурсе, но проиграл. Показательна, например, история купола. Под давлением прусских консультантов Валло, вопреки исходным планам, согласился установить его не над залом заседаний в центре здания, а перенести к Западному порталу.

После того как в ходе реализации проекта архитектор окончательно убедился в неприемлемости такого решения, он с огромным трудом смог уговорить кайзера вернуть купол в центр. К тому времени несущие стены зала заседаний Рейхстага уже построили — без расчета на его массу. Поэтому общую высоту купола пришлось уменьшить с 85-ти до 75-ти метров над землей, а при строительстве применить максимально легкую конструкцию. Нынешний купол, появившийся в конце прошлого века на месте старого, еще ниже — он уходит в небо над Берлином примерно на 50 метров.

Рейхстаг и Бранденбургские ворота в 1899 годуФото: brandstaetter images/Austrian Archives/picture alliance

Высота и символы

Даже в таком уменьшенном виде Рейхстаг выходил выше Городского дворца (Berliner Stadtschloss) — резиденции Вильгельма II, что кайзеру категорически не нравилось. Отметим, что Городской дворец во время Второй мировой войны очень сильно пострадал и был позже взорван по решению властей ГДР, а сохранившийся фрагмент фасада был интегрирован в здание Государственного совета ГДР (Staatsratsgebäude). В 2002 году бундестаг принял решение восстановить дворец на прежнем месте и разместить в этом комплексе «Форум Гумбольдтов» (Humboldt Forum). Через двадцать лет в конце 2022 года был завершен последний этап этого проекта — в Берлине появилась новая достопримечательность.

Если в начале строительства монарх всячески поддерживал Валло, то за те десять лет, пока проект реализовывался, дружба перешла в ненависть, доходившую до грубых оскорблений со стороны кайзера и явных проявлений мелочности. Он, например, отказался подписывать бумаги о присвоении Валло полагавшихся ему наград и званий.

Готовое здание Вильгельм II прозвал «имперским обезьянником» (Reichsaffenhaus) и «верхом безвкусицы». Влиятельный член городского строительного совета Людвиг Хофман (Ludwig Hoffmann), позже отвечавший в Берлине за строительство Пергамского музея (Pergamonmuseum), назвал Рейхстаг «катафалком первого класса» (Leichenwagen erster Klasse).  Однако в целом современникам работа Валло пришлась по душе и вполне соответствовала духу и эклектичному стилю эпохи.

Монтаж надписи «Dem Deutschen Volke» на здании Рейхстага в 1916 году Фото: akg-images/picture alliance

Парламент принадлежит народу

 «Dem deutschen Volke» — «Немецкому народу», — написано над входом в Рейхстаг в Берлине. Архитектор Пауль Валло хотел разместить эту своего рода дарственную надпись еще в 1894 году, к открытию здания имперского парламента на его фасаде, однако столкнулся с сопротивлением германского кайзера Вильгельма II. Упоминание «народа» в этом контексте ему не понравилось.

Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Горящий Рейхстаг в 1933 годуФото: Mary Evans Picture Library/Weima/picture-alliance

Поджог Рейхстага в 1933 году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, послужил формальным поводом для расправы с оппозицией и захвата единоличной власти.

Обстоятельства поджога до сих пор окончательно не расследованы. В поджоге Гитлер обвинил коммунистов, а коммунисты — Гитлера. С 1933 по 1942 годы нацистский рейхстаг собирался на свои пропагандистско-показательные заседания всего 19 раз — в том числе 15 сентября 1935 года на выездную сессию в «городе партийных съездов НСДАП» Нюрнберге, чтобы проголосовать за «расовые законы», которые положили начало массовому уничтожению европейских евреев.

Знамя Победы над Рейхстагом в 1945 годуФото: Jewgeni Chaldej/Tass/dpa/picture alliance

Военный лазарет и родильное отделение

В годы Второй мировой войны окна Рейхстага, который в системе архитектурных и идеологических символов диктатуры национал-социалистов никакой роли не играл, замуровали. В некоторых его помещениях фирма AEG наладила производство радиоламп, в других разместили военный лазарет и акушерское отделение берлинской клиники «Шарите» (Charité).На протяжении первого послевоенного десятилетия здание, оказавшееся в западной части Берлина, находилось в полуразрушенном виде. В 1954 году из-за угрозы обрушения взорвали остатки купола, хотя, по мнению некоторых архитекторов, без особой на то необходимости. Вскоре решили провести ремонт, однако в условиях разделенной Германии не было ясно, в каких целях использовать здание Рейхстага.

Здание Рейхстага в июле 1945 годаФото: Usis-Dite/Leemage/picture alliance

Ремонтные работы затянулись до 1973 года. Западногерманский архитектор Пауль Баумгартен (Paul Baumgarten), выигравший конкурс, отказался от восстановления купола, а также, что вполне соответствовало прагматичному духу 1960-х годов, удалил множество резных и штукатурных украшений в стиле неоренессанса и необарокко, ссылаясь на то, что они и так сильно пострадали во время войны и постепенно разрушались после нее.

Стены внутри облицевали белыми панелями, под которыми скрыли следы боев, а также автографы советских солдат, таким образом — вольно или невольно — сохранив их для будущего. Бывший зал заседаний, сгоревший в 1933 году, восстановили, причем, с расчетом на воссоединение Германии, чтобы хватило места всем депутатам.

Концерт Дэвида Боуи перед Рейхстагом в 1987 годуФото: Chris Hoffmann/dpa/picture alliance

До воссоединения Германии

В 1971 году державы-победительницы приняли новое Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (Viermächteabkommen über Berlin) о статусе этой части разделенного города. В период разрядки напряженности Советский Союз, США, Великобритания и Франция договорились о том, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ, но Федеративная Республика Германия получала право представлять его интересы на международной арене, если они не затрагивали стратегические вопросы и проблемы безопасности.

Молодые люди играют перед Рейхстагом в футбол в 1987 году Фото: DB Bratke/dpa/picture-alliance

Этот договор воспрепятствовал планам проводить некоторые пленарные заседания бундестага в Западном Берлине. Правда, в отремонтированном здании Рейхстага иногда проходили собрания фракций и слушания комиссий, на которые депутаты прилетали из Бонна. Но эти мероприятия носили, скорее, символический характер: они демонстрировали стремление ФРГ объединить страну.

Одно из самых значимых событий в современной немецкой истории произошло около здания Рейхстага 3 октября 1990 года. В полночь на флагштоке перед западным порталом был поднят черно-красно-золотой флаг объединенной Германии. Именно в этот день, менее чем через год после падения Берлинской стены, произошло формально-юридическое воссоединение страны.

Надписи, сделанные на стенах Рейхстага советскими солдатамиФото: DW / Nelioubin

Память о войне 

Во время ремонта здания в 1995-1999 годах, перед переездом столицы Германии из Бонна в Берлин практически все изменения, внесенные Баумгартеном, исправили, ориентируясь на оригинальные планы Валло. Но реконструкция, конечно же, не преследовала цели восстановить Рейхстаг в прежнем виде. Сохранение следов истории было одним из условий открытого международного конкурса, который выиграл британский архитектор Норман Фостер.

О взятии Рейхстага в 1945 году посетителям и депутатам сегодня напоминают надписи, сделанные солдатами Красной Армии. Сейчас, благодаря специальной реставрационной технологии, они выглядят так, будто появились только вчера. Все солдатские автографы, обнаруженные на стенах после снятия «баумгартенской» облицовки, сначала зафиксировали на фото, а затем перевели на немецкий язык. Часть надписей оставили для обозрения, часть пришлось убрать под штукатурку, но так, чтобы их сохранить, то есть законсервировать. Надписи, содержавшие нецензурные слова и непристойности, удалили, предварительно согласовав это с российскими дипломатами.

Рейхстаг и Мемориал павшим советским воинам в ТиргартенеФото: Barbara Sax/AFP/Getty Images

Во время экскурсий по зданию гиды любят повторять историю про первых депутатов, попавших в Рейхстаг после переезда парламента из Бонна в Берлин. Один из них, увидев автографы советских солдат, подумал, что это свежие следы, оставленные какими-то хулиганами в только что отремонтированных помещениях. Депутат позвонил в управление делами парламента, чтобы рассказать об этом вопиющем безобразии, но там ему объяснили происхождение и смысл этих надписей. Не всем депутатам понравилась тогда идея сохранить исторические напоминания, но поддержки они не получили.

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Назад в прошлое: надписи на стенах Рейхстага стали основой для исторического каталога

Статья

Каждую фамилию, каждую загогулину на стенах Рейхстага любой надписи лучше всех знает немка Карин Феликс

Депутаты немецкого парламента каждый день ходят на работу в буквальном смысле по коридорам времени. Справа, слева, на лестнице их встречают и провожают Носов, Москаленко, Жилкин, Логачев, Сапунов, Жученко, Золотаревский, Горовцов и сотни других фамилий, написанных на стенах в мае 1945-го солдатами-освободителями. Немцы сохранили и законсервировали эти надписи, обработав их сжатым воздухом, а потом еще и специальным составом. Историю решили не стирать со стен, а оставили все как есть, для потомков – чтобы помнили.

Каждую фамилию, каждую загогулину любой надписи лучше всех знает немка Карин Феликс (Karin Felix) – бывший экскурсовод, которая проработала в Рейхстаге без малого четверть века. Более того, фрау Феликс удалось лично познакомиться с некоторыми из тех, кто оставил эти надписи. Истории их жизни, а также точное месторасположение всех сохранившихся сегодня автографов на стенах Карин описала в книге «Когда история оживает» («Wenn Geschichte zu leben beginnt»), вышедшей в свет в 2015 году.

Книга Карин Феликс действительно уникальна. Она систематизирует надписи по месторасположению, содержит их изображения как крупного плана, так и на общем фоне части стены с сохранившимися солдатскими «граффити»… По сути, это «именной» каталог, в котором приведены не только сами надписи, но и сведения о человеке, ее оставившем.

– Все началось в 2001 году, когда во время экскурсии я познакомилась с Борисом Сапуновым, историком с мировым именем, доктором наук, работником Эрмитажа и почетным доктором Оксфордского университета. Борис Викторович искал надпись, сделанную им на стене – и представьте себе, мы ее нашли! – вспоминает Карин Феликс. – В этом же году я встретила Бориса Золотаревского, приехавшего в Берлин из Израиля специально для того, чтобы увидеть свой «автограф» на стене. До этого надпись обнаружил внучатый племянник Бориса Леоновича и рассказал об этом деду. После встречи с Золотаревским мое решение написать книгу об освободителях Берлина созрело окончательно. Борис Золотаревский – единственный из героев моей книги – из тех, кто оставил надписи – который еще жив. Ему уже 90 лет, мы регулярно созваниваемся по скайпу, но в Берлин он уже, увы, приехать не сможет – возраст дает о себе знать…

После первой беседы с Карин Феликс Борис Золотаревский, потрясенный встречей со своим прошлым, даже написал письмо в Бундестаг: «Недавнее посещение Бундестага произвело на меня столь сильное впечатление, что я не нашел тогда нужных слов для выражения своих чувств и мыслей. Я очень тронут тем тактом и эстетическим вкусом, с которым Германия сохранила автографы советских солдат на стенах Рейхстага в память о войне, ставшей трагедией для многих народов. Для меня была очень волнующей неожиданностью возможность увидеть свой автограф и автографы моих друзей: Матяша, Шпакова, Фортеля и Кваши, с любовью сохраненные на бывших закопченных стенах Рейхстага. С глубокой благодарностью и уважением, Б.Золотаревский».

Позже в жизни Карин появились и другие люди, жизнеописание которых приводится в книге. Всего таких оказалось девятнадцать человек из тех, кто оставил надписи на стенах, и еще пятеро переживших концлагеря и гетто, с кем фрау Феликс познакомилась во время экскурсий. Одной из этой пятерки стала бывшая учительница математики, киевлянка Анна Иосифовна Крень, которую Карин называет не иначе как «мамочка». Анна Крень была узницей под номером 17325 концентрационного лагеря Равенсбрюк.

– Мамочка говорит, что ей очень повезло: она попала в швейную мастерскую лагеря, а многие женщины трудились на строительстве дорог, вручную перекатывали огромный каток, чтобы выровнять дорожное покрытие, надрывались, умирали… – говорит Карин Феликс. – Мы дружим с моей мамочкой уже несколько лет, звоним друг другу. Она меня всегда спрашивает: «Как дела, доча?». Я гостила у нее в Киеве. Ей уже 94 года, но у нее очень ясный ум, и она по-прежнему остается умной и доброй учительницей, которая, как и прежде, любит своих детей, несмотря на то, что «дети» уже сами стали дедушками и бабушками.

За каждой надписью на стене – судьба человека.

– Как-то во время экскурсии одна туристка разрыдалась. Она смотрела на стену и все повторяла: «Это мой отец, мой отец. ..», – вспоминает Карин Феликс. – Ее звали Ольга Мусатова…

Ольга Львовна приехала в Берлин искать своего сводного брата Лиона. Ее отец, Лев Гаврилович Жученко, остался служить в Германии после Победы. Познакомился с немкой по имени Херта, женился. У молодых родился сын Лион. В 1949-м Льва решили отправить на родину, и он попросил командование разрешить ему взять с собой семью. Но вместо этого, офицера разжаловали в сержанты и отправили в СССР, даже не дав попрощаться с родными.

На родине Лев женился еще раз, во втором браке у него родилось трое детей, но всю жизнь он пытался найти свою первую семью.

– Ольга рассказывала, что ее мама и брат с сестрой знали историю первой семьи отца, – говорит Карин. – Все понимали, как важно для него найти своих родных и попросить у них прощение… Наконец, уже в 70-х годах Херта и Лион нашлись, и Льву Гавриловичу даже разрешили поехать к ним в Германию… Но потом связи снова оборвались: письма из СССР стали возвращаться обратно с пометкой «адресат выбыл».

С помощью Карин Феликс немецкую родню саратовской семьи Жученко удалось разыскать во второй раз. Родственники активно переписываются по электронной почте.

При помощи Карин Феликс автограф своего мужа на стене Рейхстага нашла и Людмила Носова из Запорожья.

– Представляете, я много лет ходила на работу в свой кабинет – он был на юго-восточной стороне Рейхстага – и видела эту надпись: НОСОВ, – рассказывает Карин. – И вдруг женщина меня спрашивает: ищу фамилию своего мужа…. Ему было всего 16 лет, когда его отправили на фронт, а ей 15, когда ее угнали на работы в Германию. Но оба выжили. Муж Людмилы умер десять лет назад.

…Ольга Дианова из подмосковного Жуковского теперь знает, где находится надпись, сделанная ее отцом, Юрием Александровичем Лаптевым.

…Семья москвичей Христофоровых обнаружила «автограф» деда Тихона Ивановича. Родственники фронтовика, участвовавшего в боях за Берлин, поведали Карин, что надписи на стене делал не сам Тихон Христофоров. «Дед рассказывал, что солдаты вставали друг к другу на плечи и каждый выкрикивал свою фамилию. Именно поэтому, скорее всего, фамилия деда написана с ошибкой – Хрестофоров», – рассказали внуки.

…Оксана Сюзюкина родом из Чувашии нашла на стене подпись своего отца – САН. Ее мама рассказала, что отец вместо полной фамилии всегда и везде указывал свои инициалы – САН, то есть Сюзюкин Александр Николаевич. «И вправду, в нашем доме все хозяйственные предметы и предметы кухонной утвари обозначены тремя буквами «САН», – вспомнила дочь.

– Почему-то раньше считалось, что сохранившихся надписей на стенах Рейхстага 202. А я насчитала 715 автографов, сделанных углем, карандашом, мелом – всем, что было тогда у солдат под рукой, – говорит Карин. – Все они есть в моей книге, которая, надеюсь, все же будет опубликована.

К сожалению, найти книгу «Когда история оживает» в продаже спустя пять лет после публикации непросто. Однако более позднее издание авторства Карин Феликс, посвященное надписям в Рейхстаге – «Здесь был: Надписи в здании Рейхстага» («Ich war hier – Zdes’ byl: Die Graffitis im Reichstagsgebäude») – доступно для покупки в различных книжных интернет-магазинах.

Александр Павлов

Граффити, которые сделали Германию лучше

БЕРЛИН. В один из мартовских четвергов Ангела Меркель, канцлер Германии, шла по залитым светом залам здания Рейхстага в Берлине, направляясь в зал пленарных заседаний, чтобы обратиться к парламенту Германии на русском языке. агрессия на Украине. Ее темп был целеустремленным. И все же, даже не останавливаясь, она, должно быть, в сотый раз взглянула на стены коридоров, как это делает почти каждый, находясь внутри этого здания, немецкого эквивалента Капитолия Америки. Это потому, что они не только изрыты пулевыми отверстиями, но и покрыты кириллическими граффити — выцветшими, но тщательно сохраненными.

Молодые русские нацарапали граффити после взятия Рейхстага 30 апреля 1945 года. Советы расценили захват здания как символ своей общей победы над нацистской Германией, потому что они приняли его за «логово Гитлера», как его назвали в одном граффито. (На самом деле Адольф Гитлер никогда не произносил речи в этом здании и покончил жизнь самоубийством в тот же день в своем настоящем логове, бункере в 10 минутах ходьбы, примыкающем к территории сегодняшнего Мемориала Холокоста. ) Некоторые русские писали на стены из обугленного дерева, которые они нашли повсюду. У других был красный или синий мел, который они использовали во время наступления на Германию, чтобы отметить на своих картах смещающиеся линии фронта: красный для наступающей Красной Армии, синий для отступающих немцев.

Большинство просто написали свои имена («Иванов», «Пётр», «Борис Викторович Сапунов»), как сегодня делали бы селфи. Или отмечали даты и маршруты своего личного путешествия («Москва-Смоленск-Берлин, май 1945 г.»). «Мы не гордились», — сказал Сапунов, первый россиянин, снова обретший свое имя после реставрации граффити в 1990-х годах. «Мы были пьяны. И мы боялись, что нас все равно могут расстрелять в самом конце». Некоторые из его товарищей выражали разные эмоции. Их фразы варьировались от стандартных туалетных до явно непроизносимых (немцы, часто по предложению русского посольства, убрали некоторые граффити в XIX веке).90-х). Сегодня осталась только одна пошлость, еле читаемая в юго-восточном углу здания: «Я трахаю Гитлера в задницу».

***

Ни одна другая столица так не обращается со своим прошлым, как Берлин. На одном полюсе находятся такие города, как Пекин, где люди, пересекающие площадь Тяньаньмэнь, все еще смотрят на огромный портрет Мао Цзэдуна. Такая архитектура предполагает упрямое отрицание. Иерусалим находится в другой крайности. Как и у Берлина, у него, возможно, «слишком много истории». Но его прошлое, в отличие от берлинского, на самом деле даже не прошлое, поскольку многие общественные места все еще оспариваются евреями, мусульманами и христианами. Это как Берлин до падения Стены.

Кроме того, есть страны, включая Америку, Великобританию и Россию, архитектура которых строит фундаментально героическое повествование об их идентичности. Посетитель Вашингтона будет в восторге от памятников его одноименному отцу-основателю, а также Джефферсону и Линкольну, а окружающие улицы кишат победителями на лошадях. Стиль напоминает классическое великолепие Рима. Иногда сквозь городской пейзаж проглядывает ностальгия. Центр Парижа, по сути, является не столько городом, сколько обширным музеем бывшей Франции.0013 слава. Другие столицы уже пережили ностальгию и сохраняют прошлое в основном археологическом стиле, как в Риме или Афинах.

В Берлине также есть несколько победителей на лошадях. Наиболее заметным из них является Alte Fritz (Старый Фред, или Фридрих Великий, прусский король, превративший свою страну в великую державу). Но эти статуи не являются лейтмотивом архитектуры города. Возвращаясь к далекому и в основном позитивному прусскому просвещению, они просто обрисовывают определяющие бедствия Берлина и Германии: мировую войну, холокост, поражение, раскол.

Вместо этого преобладает трагическое повествование, но с искуплением в настоящем. Воссоединение города (а также страны и континента) в 1990 году и перенос немецкой столицы из Бонна в Берлин в течение следующего десятилетия предоставили возможность и физическое пространство для архитектурного выражения этого повествования. Многие общественные здания, построенные или перестроенные в это время, визуально признают бедствия прошлого, но окружают их достижениями настоящего. Комбинация представляет собой увещевание для будущего. Рейхстаг, пожалуй, лучший пример того, как возник этот особый стиль.

***

В течение полувека после 1945 года граффити на стенах Рейхстага были забыты и действительно непреднамеренно скрыты. После первой небрежной реставрации здания в послевоенные годы, когда Рейхстаг находился в контролируемом британцами секторе города, потрёпанные панели скрыли каракули и пулевые отверстия. Но в 1995 году граффити возродилось, как обычно бывает в прошлом. Британский архитектор Норман Фостер перестраивал Рейхстаг, чтобы в нем разместился парламент воссоединенной Германии, который все еще располагался в скромной и сонной послевоенной столице Бонне. Рабочие сняли штукатурку со стен и сначала не поняли, что нашли. Как только это стало ясно, полемика была мгновенной.

«Некоторые говорили: «Ни за что, мы не можем позволить, чтобы нас снова унижали. Все кончено, и это не должно снова стать видимым».

Что Германии делать с граффити? Какова была надлежащая роль этих или любых других напоминаний о темном прошлом Германии — о ее преступлениях против человечности и последующем опустошении — в новом здании парламента и столице Германии?

«Долой это, — сказали некоторые члены парламента. Другие говорили: «Это тоже относится к нашей истории», — вспоминала Рита Зюссмут, старейшина немецкой послевоенной политики и в то время председатель парламента. «Некоторые говорили: «Ни за что, мы не можем позволить себя снова унизить. Это закончилось, и это не должно снова стать видимым». Они были правее, но во всем [политическом спектре]. … Но я всегда говорил, что это делает нас сильнее, а не слабее. Это составляет человечество сильнее».

И все же даже Зюссмут вскоре понял, что о сохранении всех граффити не может быть и речи. Она отказалась повторять мне худшие сообщения, но сказала, что некоторые говорили о русских «саблях», пронзающих немецкие «ножны» или «вульвы». Зюссмуту было восемь лет, когда закончилась война, и он помнит ее последствия, в том числе массовые изнасилования русскими-завоевателями. «И жертвами были не только женщины, как мы снова увидели на балканской войне», — пояснила она. «Это были женщины и мужчины, девочки и мальчики». Ее голос, всегда слабый, стал еще более прерывистым, когда я попросил ее еще раз вспомнить ужасы обеих войн. Зверства в бывшей Югославии происходили, когда она принимала решения о граффити.

Стена Рейхстага с граффити (Рейтер)

Я спросил Зюссмут, представляла ли она когда-нибудь пожилую немку, изнасилованную в 1945 году, стоящую перед самым откровенным граффити. — Да, и я не мог бы ответить за это. Есть пределы, как в кабаре или комедии, тонкая грань, где она наклоняется», — сказала она мне. Она считает, что свобода слова и мнений неприкосновенна, как и искусство во всех его проявлениях. Но вы все равно должны уважать то, что люди могут вынести.

Сначала возникло согласие просто задокументировать то, что было написано на граффити, что во многих случаях было так же просто, как «мы выжили», — вспоминает она. Но она выступила за то, чтобы пойти еще дальше и сохранить и даже отобразить сообщения. «Да, [русские] были здесь, и это был [немцев] конец, и одновременно наши освобождение », — сказала она мне. Постепенно она убедила своих скептиков, и ее точка зрения возобладала.

Эта трансформация в немецком восприятии своего собственного Stunde Null (нулевой час) — от «нашего конца» к «нашему освобождению» — открыла то, что с тех пор, намеренно или нет, стало отдельной темой в политическом дискурсе Германии и сопутствующим эстетика в своем общественном искусстве и архитектуре. Никогда нельзя скрывать прошлое и его шрамы. Вместо этого они должны быть признаны, сохранены и показаны как имплицитный выговор за то, чтобы быть нравственным и ответственным здесь и сейчас.

Все эти «истории о страданиях, о разрыве, о признании вины, это официальное обращение с виной является частью немецкого представительства», — сказал Хайнц Джироут, архитектор и гид в Берлине. — Я такого больше нигде не вижу. Он, конечно, не видит этого в своем родном городе Вене, который покинул более трех десятков лет назад. После Второй мировой войны австрийцы перестроили свою столицу, чтобы вернуть как можно больше ее былого габсбургского великолепия. Сегодня Вена выглядит так, как будто ничего особенного там не произошло между 1938 г., когда Гитлер аннексировал его родную страну, и 1945 г. Напротив, отмечает Джирут, в немецкой столице новая эстетика незаметно стала «основой новой идентичности» и «формой силы».

«Истории страданий, разрывов, признания вины, эта официальная трактовка вины является частью немецкого представительства».

У всех стран, конечно, есть памятники своим травмирующим моментам — у японцев — в Хиросиме и Нагасаки, у американцев — во Вьетнаме и так далее. Но это, как правило, отдельные памятники, обособленные физически и повествовательно. Даже поминки в Берлине начинались в этом стиле. Между 1957 и 1961 года официальные лица в Западном Берлине, который тогда был островом за железным занавесом, поручили архитектору Эгону Эйерману восстановить церковь Кайзера-Вильгельма-Гедехтнис-Кирхе, обычно называемую Мемориальной церковью, которая была разрушена бомбами в 1943 году. План Эйермана было полностью снести его и построить на его месте современное строение. Но после продолжительных протестов он сохранил руины и окружил их современной башней, церковью, часовней и вестибюлем. Однако старые и новые элементы просто стоят рядом друг с другом, без какого-либо взаимодействия. Они еще не интегрированы в новый нарратив. Берлинцы называют церковь «полым зубом».

Соединение старого и невыносимого с новым и обнадеживающим стало возможным только после воссоединения и, возможно, только в Берлине. «Когда рухнула Стена, все раны открылись не только физически, но и инфраструктурно», — вспоминал Дэвид Чипперфилд, лондонский архитектор, перестроивший знаменитый Новый музей, наиболее известный своим бюстом египетской царицы Нефертити, в Берлинском музее. Остров на реке Шпрее. Канализационные системы, железнодорожные системы: все было разобрано и продублировано на Востоке и на Западе.

«С физической точки зрения это разрушенный город, поэтому в нем полно брешей», — сказал мне Чипперфилд в своей берлинской резиденции, современном здании из бетонных плит, которое он построил внутри воронки от бомбы в бывшем Восточном Берлине. «И разрывы бывают как физические, так и ментальные, если хотите. Если вы поедете в Париж, пробелов не будет. В Лондоне практически нет пробелов».

«Поезда к жизни — поезда к смерти», расположенный на вокзале Фридрихштрассе, посвящен спасательной операции, которая спасла почти 10 000 еврейских детей от нацистов. (Тобиас Шварц/Reuters)

Одним из подходов к заполнению этих пробелов является создание чего-то совершенно нового. Как на бывшем западе, так и на бывшем востоке Берлина есть множество ультрасовременных сооружений. Резиденция Чипперфилда — одна из них. Еврейский музей, построенный польско-американским архитектором Даниэлем Либескиндом и открытый в 2001 году, является еще одним, с его угловатыми окнами и кривыми полами, сигнализирующими о призрачном историческом фоне. Но для большинства общественных зданий в центре города казалось более подходящим интегрировать прошлое, чем заменить его.

В случае с Новым музеем, над которым Чипперфилд начал работать в 1990-х годах, но который вновь открылся только в 2009 году, он увидел неоклассический храм середины 19-го века во всех его изуродованных войной руинах. Коммунисты оставили здание заброшенным и находящимся на грани обрушения, пока оно не было окончательно укреплено в 1980-х годах. Как обычно в Берлине, история предстала во всех своих слоях: Пруссия, затем империя, затем анархия, нацисты, война, коммунизм и, наконец, освобождение.

***

Это историческое наслоение преимущественно болезненных воспоминаний характерно для многих общественных зданий Берлина. Возьмем, к примеру, министерство финансов, из которого Вольфганг Шойбле в последнее время вместе с Ангелой Меркель руководит реакцией Германии на европейский экономический кризис. При нацистах здание служило штаб-квартирой немецкого Люфтваффе (военно-воздушные силы) и, таким образом, Германа Геринга, которого Гитлер выбрал своим преемником. Огромная свастика когда-то висела в одном из залов, в котором я теперь регулярно сижу на пресс-брифингах. После поражения нацистов Советы использовали это здание в качестве своей штаб-квартиры до 1948. В следующем году в этом здании официально возникла Германская Демократическая Республика (Восточная Германия).

В 1965 году здание стало свидетелем одного из самых дерзких побегов в истории Берлинской стены. Храбрый восточный немец Хайнц Хольцапфель на целый день заперся с женой и сыном в ванной. Ночью семья пробралась на крышу, и Хольцапфель бросил молоток, привязанный к нейлоновой веревке, через ближайшую Стену. Его родственники, ожидавшие с западной стороны, привязали к нему стальной трос, который Хольцапфель протянул к крыше и прикрепил к флагштоку. С помощью самодельных ремней по тросу, как в гондолах, скользила семья: сначала сын, потом жена, потом Хольцапфель. Часовой из Восточной Германии пропустил всю операцию.

Купол Рейхстага, вид со стороны берлинского мемориала Холокоста (Арнд Вигманн)

Драматическая история здания на этом не заканчивается. После воссоединения в нем разместилось агентство, которому было поручено приватизировать государственные восточногерманские компании. Многие Ossis (бывшие восточные немцы) до сих пор затаили обиду на агентство за то, что, по их мнению, они дешево продали содержание своей жизни жадному Wessis . В 1991 году босс агентства Детлев Роведдер был убит в своей гостиной террористом из крайне левой Фракции Красной Армии.

Что делать с таким зданием? Один из вариантов — разрушить структуру и заменить ее чем-то новым, сказал мне Чипперфилд. Другой — воссоздать то, как это выглядело до всего плохого. И тогда есть все варианты между ними. В случае с министерством финансов ответ заключался в том, чтобы сохранить его внешний вид таким, каким оно выглядело при Геринге, но сделать внутреннее пространство ярким, современным и гостеприимным. Фотовыставки в вестибюле и верхних комнатах документируют ужасное прошлое здания. Прошлое здесь, но история, рассказанная внутри, превосходит ту, что рассказывают фасады.

***

Эти решения никогда не даются легко. Когда Чипперфилд реконструировал Новый музей, он решил, что как архитектор «я несу ответственность за здание. Как будто это греческая ваза или флорентийская часовня или что-то еще. Я был хранителем ткани, которую оставила история». Но для берлинцев, переживших городские травмы, задача была более запутанной и болезненной. «Никому на самом деле не нравятся свидетельства разрушения, — сказал мне Чипперфилд. Когда он решил сохранить дырки от пуль на стенах музея, кто-то подошел к нему и сказал: «Я был здесь, когда пришли русские, я не хочу видеть дырки от пуль в стене. Я видел это в первый раз».

Чипперфилд понял это настроение, но проигнорировал его. Точнее, он превзошел его. Он сохранил пулевые отверстия и другие шрамы истории, но объединил их с новыми структурами. Например, современные колонны поддерживают старые и поврежденные стены. Большинство посетителей находят это сопоставление красивым.

Вход в Новый музей (Fabrizio Bensch/Reuters)

«Думаю, помогло то, что я был со стороны», — считает он теперь. Чипперфилд, как и Норман Фостер, британец — факт, который добавил решимости и иронии в публичные дебаты об архитектуре Германии. «Разрушен британцами, восстановлен британцами», как сказал мне Джирут, архитектор австрийского происхождения.

Но решающими факторами были время и место. Города в Западной Германии были быстро перестроены после войны, часто с постройками, которые теперь выглядят дешево и портят некогда красивые места, такие как Штутгарт или Ганновер. Многие восточногерманские города были перестроены, чтобы соответствовать идеологической эстетике коммунизма и выглядеть еще уродливее. И ни Западная, ни Восточная Германия в послевоенные годы не были особо заинтересованы в том, чтобы интегрировать прошлое в свои разработки. Но центральный Берлин, долгое время ставший неприкосновенным из-за нейтральной зоны Стены, в нужное время предлагал бреши, дыры и щебень для новых архитектурных видений. Прошлое не было ни слишком далеким, ни слишком близким. Прежде всего, прошлое, как нацистское, так и коммунистическое, было к 1990-е годы преодолевают , со всей Германией стабильной, открытой и свободной демократией.

Таким образом, именно в центре Берлина накапливаются примеры интеграционно-исторического стиля. В министерстве иностранных дел Германии, как и в министерстве финансов, есть современный отдел и пережиток нацистской эпохи, которые взаимодействуют друг с другом во дворе. Берлинско-Бранденбургская академия наук и гуманитарных наук — одно из нескольких зданий, в которых современные стеклянные атриумы возвышаются над бывшими внутренними дворами, стены которых до сих пор покрыты пулевыми отверстиями. Железнодорожный вокзал на Фридрихштрассе с одной стороны кивает Холокосту со статуями еврейских детей, которые когда-то сели на поезд 9.0013 Kindertransporte оттуда. На другой стороне вокзала стоит Дворец слез, который сейчас является музеем, а раньше был контрольно-пропускным пунктом, где восточные немцы прощались со своими западногерманскими посетителями перед тем, как сесть на поезд обратно в Западный Берлин.

Этот новый стиль оказал глубокое влияние как на немцев, так и на посетителей. Работа, проделанная в рейхстаге во время ее пребывания на посту председателя парламента, вспоминала Зюссмут, «решалась очень небольшим большинством голосов» в законодательном органе. Но в ходе этих долгих дебатов «произошло что-то очень демократичное», поскольку все разногласия «утихли» и уступили место новому консенсусу в отношении того, что этот стиль был уместным и воодушевляющим.

Внутри купола Рейхстага (Арнд Вигманн)

Сегодня здание Рейхстага является свидетельством прозрачной практики демократии. Его купол открыт для посетителей, которые могут подняться по спиральной дорожке наверх и заглянуть через стекло в зал пленарных заседаний внизу. Парламентарии, в свою очередь, могут смотреть вверх и видеть посетителей. Когда я впервые увидел выступление Ангелы Меркель — это был жаркий июньский вечер 2012 года, когда парламент должен был провести историческое голосование, чтобы спасти евро, — я начал внутри зала, затем поднялся к куполу, прежде чем снова спуститься. увидеть, как она закончит речь.

Все ли посетители понимают, что эта новая «прозрачность» — эта близость между народом и его представителями — призвана контрастировать с мнимой демократией Веймарской республики, которая когда-то рухнула на том же месте? Понимают ли они, что русские граффити в холлах — тонкое предостережение от национализма, высокомерия и ура-патриотизма? «Я думаю, это работает. Но не все объясняется само собой», — сказал Жирут. Опять же, такова природа эффективного искусства и архитектуры: они редко бывают откровенными.

«Мы формируем наши здания, а потом наши здания формируют нас», — сказал однажды Уинстон Черчилль. Зюссмут, профессор педагогики до прихода в политику, расширяет этот пункт до образования. «Я могу превратить агрессивных детей в [хороших]», — сказала она мне. — Мне даже не нравится слово «поворот» — это уж слишком, потому что дети на самом деле делают это сами, под влиянием искусства, или музыки, или… — Она замолчала, заметно тронувшись. Затем она обвела пальцем, как бы осматривая окрестности своего кабинета у Бранденбургских ворот, центра объединенного Берлина.

Памятные кресты жертвам Берлинской стены за Рейхстагом в Берлине, Германия, 15 июня 1979 г. (фото) по

[]



Ваш текущий выбор

Актив(ы)
Ресурсы

модальный-турбо#открытый»
title=»Добавить выделение в лайтбокс»
>

актив—актив-электронная торговля#addSelection»
data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection»

title=»Добавить в корзину»
>

Памятные кресты жертвам Берлинской стены за Рейхстагом в Берлине, Германия, 15 июня 1979 г. (фото) by

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»SZP1074589″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»фото»,»item_category2″:»no_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»memorial_crosses_for_victims_of_berlin_wall_behind_the_reichstag_in_berlin_germany_1 5th_june_197″,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.



Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложением текста могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов

Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Тип прав

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

Век

до

Отфильтровать регионВеликобританияГерманияФранцияИталияСША——————-АфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБосния и ее зеговинаБотсвана Остров БувеБразилияБританская территория в Индийском океанеБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая Республика Острова КукаКоста-РикаКот-Д’ИвуарХорватияКубаКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГермания ГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-бисауГайанаГаитиОстров Херд и МакдональдсСвятой ПрестолГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиЙорданияКазах станКенияКирибатиКорея, Народно-Демократическая РеспубликаКорея, Республика КувейтКыргызстанЛаосская Народная Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедония, Бывшая Югославская РеспубликаМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты Молдовы, Республика МонакоМонголияЧерногорияМонтсеррат МароккоМозамбикМьянмаНамибияНауруНепалНидерландыНидерландские Антильские островаНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэ Остров НорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатар РеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮг АфрикаЮжная Георгия и Южные Сандвичевы островаИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТуркменистанТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияUni ted Штаты Малые отдаленные острова США УругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение
число
СЗП1074589
Название
Памятные кресты жертвам Берлинской стены за Рейхстагом в Берлине, Германия, 15 июня 1979 г. (фото)
Средний
фотография
Дата
1979 г. н.э. (C20-й н.э.)
Фото предоставлено
© SZ Photo / snapshot-photography / Bridgeman Images

Хотите загрузить это изображение сейчас?


Персональное использование

£20. 00

Личные принты, открытки, подарки, ссылки. Не для коммерческого использования, не для публичного показа, не для перепродажи.

Презентация

£25.00

Использование в презентации. Все языки, 3 года. Использование для личных презентаций или некоммерческое, непубличное использование только внутри компании или организации.

Веб-сайт или социальные сети

£30.00

Веб-дисплей, социальные сети, приложения или блоги. Только для частных лиц (без коммерческого использования).