Северный речной вокзал гербы республик: Витражи и майолика Северного речного вокзала

Витражи и майолика Северного речного вокзала

?

Витражи и майолика Северного речного вокзала
tushinetc wrote in moscow_walks
July 30th, 2015

Северный речной вокзал в Москве — место моего детства. Из Тушино с дедом переправлялись туда на речном «трамвайчике» и гуляли там. Великолепный шедевр сталинской архитектуры, который венчает звезда, находившаяся в 1935-1937 годах на Спасской башне Кремля. Много чего видел вокзал на своём веку. Именно ему и каналу «Москва — Волга» посвящён легендарный фильм «Волга-Волга» с великолепной Любовью Орловой. И в ресторане вокзала гулял «Дикий прапор» с призывниками в фильме «ДМБ». Это было второй памятник истории и культуры в СССР, поставленный на государственную охрану. Первым был Мавзолей Ленина. Мавзолея. Сейчас здание вокзала закрыто. Его будут реставрировать. Надеюсь, что это сделают очень бережно. А внутри сохранились великолепные витражи с гербами республик СССР. Пройти туда нельзя, сидит охранник на входе. Я сделал пару кадров зала прямо из дверей.

01. Справа герб СССР, а слева герб Молдавской ССР

02. Зал вокзала

На обоих входах в вокзал, со стороны канала и со стороны Ленинградского шоссе расположены великолепные майоликовые панно

03. Дирижабли были тогда в моде

04. На нижнем панно мы видим Дворец Советов, который хотели возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, но война помешала этим планам

05. Мощь армии и индустриализация

06. Наш паровоз вперёд летит

07. Воздушный шар. Время романтики

08. Полярная авиация. Время перелёта Чкалова через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, спасения полярными лётчиками научной экспедиции ледокола «Челюскин». А ещё, прямо напротив вокзала, в Тушино, находился аэродром Полярной авиации

09. Время постройки гидроэлектростанций в СССР

10. Время усиления военного флота

11. И время модных речных круизов

12.

13.

14.

15.

16.

17. Часы на башне

18.

19.

20.

21. Привет из 90-х

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28. Вид на причал

29.

30. Вид на Тушино. Справа виден экраноплан «Орлёнок»

31.

32.

33.

34. Вид на шлюзы

35. Ограда вокзала около Ленинградского шоссе

36. Скульптура «Водный путь» у входа в парк Северного речного вокзала — скульптор Ю.А.Кун, 1937

37.

38.

Tags: Москва

Северный речной вокзал.

Интерьеры: bogachkova1957 — LiveJournal

Categories:

  • Искусство
  • История
  • Cancel

Продолжение экскурсии, начало — Северный речной вокзал. Проект внутренней планировки здания Северного речного вокзала был новаторским для своего времени и предполагал создание многофункционального общественного пространства, в котором приятно было провести время. Техническое задание предполагало загрузку в 430 человек, единовременно находящихся в здании в месяцы активной навигации. 

Северный речной вокзал. Центральный вестибюль. Фото 2020.

Внутри здание вокзала (более 42 тыс. м³) с помощью четырёх массивных колонн разделено на три главные зоны: центральный вестибюль (220 м²), зал ожидания (225 м²) в северной части и ресторан — в южной (225 м²). Все эти помещения были двухсветными, с художественной отделкой стен, расписными сводами потолка, мозаичными полами. Чтобы сделать пребывание на вокзале максимально удобным для пассажиров, внутри обустроили ряд вспомогательных помещений. На момент передачи здания в эксплуатацию в 1937 году здесь располагались комната врача, библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комнаты хранения багажа, и даже комната матери и ребёнка с отдельными игровой и спальней. На втором этаже каждой открытой веранды добавили дополнительный буфет для пассажиров. 

Химкинский речной вокзал. Центральный вестибюль. Фото 1939-1940.

В вестибюле стояла большая бронзовая фигура «инициатора и вдохновителя строительства канала Москва-Волга» Иосифа Сталина, впоследствии убранная. Также здесь располагался большой электрифицированный макет канала Москва-Волга, который был представлен на выставке в Париже в 1937 году. На круглых стёклах под потолком с внутренней стороны были изображены гербы советских социалистических республик. 

Капители колонн центрального вестибюля. Фото 2020 и 1940.
Кессонный потолок центрального вестибюля.
Роспись в стиле гризайль. Фрагмент потолка центрального вестибюля.
Мозаичный пол центрального вестибюля.
Карниз и светильники в галерее между центральным вестибюлем и залом ожидания. Художник А.И. Щербаков. Фото 1940.
Фото 2020.
Капители полуколонн в галерее между центральным вестибюлем и залом ожидания. Фото 2020.

Зал ожидания выполнен в более спокойных, светлых тонах, с отделкой под мрамор, потолок зала расписан цветами (художник В. С. Щеглов) и орнаментами. 

Северный речной вокзал. Зал ожидания. Фото 2020.
Потолок зала ожидания. Художник В. С. Щеглов.
Люстра и роспись в стиле гризайль потолка зала ожидания.
Цветочный гризайль потолка.
Светильники зала ожидания.

Фрески на темы статей Советской конституции на стенах зала ожидания Северного речного вокзала.

Стены ресторана облицованы искусственным мрамором, имитирующим малахит, и декорированы картушами (на них изображены девять основных гидротехнических узлов канала Москва-Волга).  Потолок в зоне ресторана украшен кессонами (расписан художником А. И. Щербаковым), его композиция изображает чаек на фоне неба и четыре корабля (среди которых крейсер Аврора и каравелла Колумба). 

Потолок ресторана. Фото 1940.
Северный речной вокзал. Ресторан. Потолок расписан художником А. И. Щербаковым. Фото 2020.
Люстра перед входом в ресторан.

Осветительные приборы, электроарматура и прочие элементы интерьера были выполнены по специальному заказу, например, люстры вестибюля были изготовлены в форме группы раковин, а светильники в зоне ресторана — в форме соцветий ландыша. Несмотря на положительную оценку здания современниками, встречалась и его критика. Например, существовало мнение, что колонны вестибюля излишне «затесняли» его, а в центральных помещениях явно недоставало естественного освещения. «Неправильная форма стен» общественных зон, по мнению критиков, затрудняла расстановку мебели. Но это все ерунда.

Очень знаменательное и невероятно интересное место получилось в результате реставрации, необычайная красота данного места заворожила. Обязательно посетите Северный речной вокзал и парк вокруг него – не пожалеете.

Использованные источники: Архитектура канала Москва-Волга, под ред. И.Г.Сушкевич, 1939; Кассиль Л. Канал Москва-Волга. Путеводитель, 1938;  https://100izvestia.ru/gallery;  https://ru.wikipedia.org/wiki.

Северный речной вокзал

как строили и реставрировали Северный речной вокзал / Новости / Сайт Москвы

Культура

Пресс-служба Московского муниципального имущественного комплекса

Mos. ru разбирается, зачем и зачем Северная река Станция построена, что можно понять по ее силуэту и сколько драгоценных камней на звезде, что венчает ее шпиль.

Северный речной вокзал открылся после масштабной реставрации два года назад, в День Москвы. Сейчас можно с уверенностью сказать, что памятник архитектуры быстро восстановил былую славу: теперь в нем проходят общегородские мероприятия, парк вокруг него – излюбленное место отдыха москвичей; некоторые пары даже устраивают свадебные приемы в здании вокзала.

Этот «порт пяти морей», как его стали называть сразу после открытия, впервые завоевал любовь москвичей и туристов еще в 1930-е годы. Она стала первой транспортной станцией, на которую люди стали ездить просто погулять или отдохнуть.

В годовщину открытия вокзала поговорим о том, как Алексею Рухлядеву удалось спроектировать такое оригинальное общественное пространство в Москве, что его вдохновляло и как реставраторы спустя 90 лет вернули ему былую славу.

Жемчужина Химкинского водохранилища

Северный речной вокзал стал завершающим этапом одной из грандиозных строек 1930-х годов канала Москва — Волга. Здание речного вокзала возводилось параллельно каналу и Химкинскому водохранилищу. Но водохранилище наполнили водой только после завершения строительства станции. Кстати, землю, вырытую из котлована водохранилища, использовали для строительства террас парка Северного речного вокзала.

 

 

Северный речной вокзал (изначально Химкинский речной вокзал) спроектирован Алексеем Рухлядевым. Еще в 1920-х годах он был членом авангардной группы молодых архитекторов-рационалистов, Ассоциации новых архитекторов. В 1930-е годы изменился творческий вектор советской архитектуры. Нетривиальные авангардистские решения перестали соответствовать грядущей эпохе, которая была больше связана с интерпретацией классицистических традиций, слиянием искусств, монументальностью и симметричностью. Северный речной вокзал был воплощением этого перехода. Похоже, Алексей Рухлядев был поклонником итальянского Возрождения.

Образы Италии и дух новаторства

Как и любое произведение искусства, здание Северного речного вокзала вызывает множество коннотаций. Для одних это трехпалубный корабль с мачтой посередине, для других – Дворец Дожей в Венеции, для третьих – здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

«Я часто спрашиваю туристов: «Что вам напоминает силуэт Северного речного вокзала?» Некоторые говорят: «Это корабль! Огромная лодка! Пароход!» Действительно, он похож на трехпалубный пароход, пришвартованный к пристани. Архитектору понравился этот образ. Алексей Рухлядев говорил, что плавное плавание и бархатные рожки пароходов на Волге были одними из самых дорогих воспоминаний его юности», — говорит г-жа Кленова.

Она добавляет, что высокий шпиль станции также очень напоминает другое культовое здание — Адмиралтейство. Это тоже не без достоинств.

«Рухлядев окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург), так что силуэт здания Адмиралтейства тоже мог быть источником вдохновения. И конечно же, гуляя по зданию, вы замечаете, как вокруг вас дует какой-то средиземноморский бриз. Работая над своим знаменитым проектом, Рухлядев определенно черпал вдохновение в итальянской архитектуре. Только взгляните на архитектурные детали сторожевой башни или на воздушные аркады и полукруглые ротонды с фонтанами, раскинувшиеся вокруг главных фасадов. Не напоминает ли вам это стиль итальянского Возрождения? — спрашивает экскурсовод.

Новаторский подход архитектора заключался в том, что он не только построил функционально надежное здание для пассажирского транспорта, но и создал выдающееся общественное и культурное пространство. Раньше сюда приходили просто отдохнуть: прогуляться по открытым галереям, подняться на крышу, служившую смотровой площадкой, перекусить в ресторане, понаблюдать за фонтанами и, конечно же, прогуляться по парку речного вокзала. На вокзале была почта, парикмахерская, комната матери и ребенка, это было, как мы сегодня называем, многофункциональное общественное пространство.

«Действительно, Химкинский речной вокзал в то время был модным местом в Москве. Там все как в кино, посетители словно уносятся на морской курорт: террасные галереи, полные света, пальмы в кашпо, чистый речной воздух, потрясающий вид на водохранилище, белый пар и моторные лодки. Но Северный речной вокзал — это все еще модное место в современной Москве, не так ли? Слова Рухлядева о своем творении как о «грандиозном, красивом и уютном» как нельзя лучше подходят к современному состоянию корабля-станции», — отмечает г-жа Кленова.

Здание действительно уникально как по внешнему виду, так и по назначению. Один только его складной шпиль чего стоит входной билет. Идея архитектора заключалась в том, чтобы он расширялся с началом навигации и опускался с закрытием в ноябре. Традиция почему-то не прижилась в советское время. Сейчас (после реставрации) его оживили. 5-метровая звезда-флюгер, позолоченная и инкрустированная драгоценными камнями, венчает шпиль. Весит более 700 кг. Это, пожалуй, самая заметная часть декора станции, но далеко не единственная.

«Сам Рухлядев писал в одной из своих статей, что Северный (или Химкинский) речной вокзал был первым речным вокзалом в СССР, вобравшим в себя скульптуру, изобразительное искусство и народные промыслы. Вы только посмотрите на интерьеры станции: на стенах панно с картинами и расписные потолки. Украшение фасадов тоже уникально: центральных порталов два, каждый в два этажа», — поясняет экскурсовод.

24 фарфоровые медальона (или панно), отлитые и расписанные вручную на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, украшают фасады. Они сосредоточены на экономических достижениях 1930-х годов и ключевые стройки первых пятилеток. Метро, ​​Днепрогэс, самолет полярных ВВС, дирижабль, аэростат, даже нереализованный символ эпохи — Дворец Советов. Во время недавней реставрации они тщательно обновили медальоны.

Интерьеры станции не менее впечатляющие. Потолок главного вестибюля украшен кессонами, его стены облицованы искусственным мрамором, полы выполнены из мрамора и гранита. Стены украшают панно и витражи с изображением гербов 15 советских республик. Зал ожидания украшают четыре расписных панно с изображением счастливых советских людей и иллюстрациями к статьям Конституции СССР.

За долгие десятилетия все это великолепие утратило свой блеск, кое-что вообще утрачено. Шедевр Алексея Рухлядева нуждался в реставрации.

Возвращение величия

Реставрация Северного речного вокзала и прилегающей территории началась в 2018 году. Вероятно, проект реставрации был не менее масштабным, чем первоначальный проект строительства. 400 специалистов-реставраторов из всех областей и со всей страны два года трудились над тем, чтобы вернуть москвичам легендарный порт пяти морей.

Укрепили все фундаменты и конструкции, отреставрировали интерьеры, картины, фонари, фонари, фонтаны. Знаменитый шпиль и звезда на его вершине также были отремонтированы. Вся их работа основывалась на комплексных исследованиях.

«Это был один из самых сложных и амбициозных проектов в нашей практике, — говорит Виктор Кувшинников, генеральный директор компании «Инженерная геология исторических территорий», которая выступала генеральным подрядчиком по проектированию Северного речного вокзала. «Возьмите, к примеру, восстановление звезды. Это была лишь небольшая часть общей работы по реставрации, но в то же время сам по себе огромный проект».

Звезда изготовлена ​​из нержавеющей стали. В ходе реставрации он был электрохимически покрыт листами из нержавеющей стали. Звезду украшает 741 драгоценный камень с Уральских гор: кварц, топаз, берилл и др. Каждый из них имеет свой отлив (оправу). Архитекторы-реставраторы реконструировали их, добавили новый слой позолоты, очистили уцелевшие драгоценные камни и восстановили утраченные. Таких драгоценных камней, кстати, всего десять, остальные — оригиналы.

Рухлядев украсил основание станционной башни четырьмя статуями: Мужчина с севера, Колхозница с юга, Красноармеец и Краснофлотец.

«Мы отреставрировали статуи и поставили их на цокольный этаж вокзала, иначе под открытым небом их постоянно разъедало бы. На прежних местах сейчас стоят реплики из полимербетона. Они выглядят точно так же, но на самом деле выдерживают непогоду», — говорит г-н Кувшинников. «Мы также вкладываем много сил в картины. Картины из Зала Конституции и ресторана мы обработали клеем, восстановили утраченные части, вставили в рамы и снова повесили на стены. Крашеные потолки стали для нас уникальным испытанием: из-за того, что конструкции долгое время находились без отопления, они начали крошиться. Пришлось восстанавливать некоторые их части по архивным эскизам и фотографиям.

Были и неожиданные моменты радости. Например, нас приятно удивило, что большая часть осветительных приборов (около 70 процентов) уцелела. Мы воссоздали те, которые были утеряны из-за оригинального дизайна. То же самое сделали и с фарфоровыми медальонами на фасаде: мы переделали разрушенные по технологиям 1930-х годов.

«В законопроекте о консервации этого здания есть практически все: фасад, внутренняя отделка, фонтаны, шпиль, звезда и так далее. Это означает, что вы ничего не можете изменить, только восстановить. Вот что значит «сохранение наследия». Поэтому можно сказать, что дизайнерская идея Алексея Рухлядева осталась неизменной», — подчеркивает г-н Кувшинников.

Теги

Реставрация архитектуры Северный речной вокзал Алексей Рухлядев

Сферы

Культура,
Транспорт

Все новости

город Архангельск Путеводитель

История Архангельска

Основание Архангельска

Архангельск — один из исторических городов России. В XII веке на месте нынешнего Архангельска новгородцы основали Михайло-Архангельский (Святого Архангела Михаила) монастырь. Этот монастырь на мысе Пур-Наволок впервые упоминается в летописях в 1419 году..

В 1553 году Ричард Ченселлор, английский исследователь и мореплаватель, достиг села Нёнокса, а затем Николо-Корельского монастыря на острове Ягра (территория нынешнего города Северодвинска). С этого времени русские стали активно торговать с англичанами и голландцами в устье Северной Двины.

Михайло-Архангельский монастырь был окружен многочисленными иностранными факториями, складами, амбарами и избами холмогорских, вологодских, московских купцов, приезжавших сюда в период навигации.

В 1583 году для защиты этого важного центра торговли от возможного нападения шведов Иван Грозный подписал указ о строительстве крепости на мысе Пур-Наволок. В 1584 году, который считается годом основания Архангельска, было завершено строительство укреплений и поселение получило название Новохолмогоры (Новые Холмогоры).

Еще исторические факты…

В 1596 году это поселение было впервые названо городом Архангельским по имени монастыря. В 1613 году официально утверждено название «Архангельск». К концу 16 века Архангельск стал центром российской внешней торговли (до 60% доходов государственной казны). Рост торговли сопровождался развитием города. Плотные группы деревянных построек были очень уязвимы для пожаров. В 1637 году сгорел Михайло-Архангельский монастырь, давший название городу.

В XVII веке Архангельск вступил в период своего расцвета, благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. Во второй половине XVII века вместо деревянной крепости его центром стал порт. К концу XVII века и в последующие века Архангельск продолжал расти вдоль реки Северной Двины.

Государственная верфь была построена в Архангельске по указу Петра Великого в 1693 году. Главная проблема заключалась в том, что около пяти месяцев в году порт находился под ледовым покровом. Это было одной из причин, по которой Петр I начал военный поход (Северную войну) против шведов в районе Балтийского моря, чтобы получить дополнительный выход к морю. Война увенчалась успехом, и в 1704 году был основан город Санкт-Петербург.0003

Архангельск в Российской империи

С началом Северной войны (1700-1721 гг.) Белое море стало для России единственным безопасным торговым путем в Западную Европу. В 1708 году была образована Архангельская губерния, центром которой стал город Архангельск. Начиная с 1713 г., Петр Великий стал ограничивать торговлю через Архангельск с целью развития нового балтийского порта России — Санкт-Петербурга. Количество кораблей, прибывающих в Архангельск, резко сократилось (230 в 1715 г. и только 19в 1724 г.).

Архангельск продолжал оставаться одним из главных центров кораблестроения Российской империи. В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск. Но вернуть себе статус главного порта России город не смог. С 1794 года он застраивался по регулярному плану, параллельно набережной строились широкие улицы.

В 1807-1813 годах, во время наполеоновских войн и в связи с континентальной блокадой Великобритании, Архангельск переживал новый экономический подъем, так как это был единственный порт в Российской империи, куда могли доставляться британские товары. В 1846 году в городе открылся театр.

В 1898 году Архангельск был соединен с Москвой узкоколейной железной дорогой (через Вологду). К этому времени население городка составляло около 20 тысяч человек. В конце 19 — начале 20 веков Архангельск стал крупнейшим лесопромышленным и лесоэкспортным центром страны. В 1914 году в городе было 26 лесопильных заводов, на которых работало 11 тысяч рабочих. Архангельск также был важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути.

Во время Первой мировой войны военные грузы из Западной Европы и США доставлялись в Российскую империю через Архангельск. Грузооборот Архангельского порта вырос в 20 раз. В 1915 году при управлении Архангельского торгового порта было открыто ледокольное бюро, в состав которого входило 13 ледоколов. Эти корабли обеспечивали проводку из Белого моря в Архангельск в период зимней навигации.

В 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива был основан портовый город Мурманск. Со временем сюда были перенесены рыбоперерабатывающие и судоремонтные предприятия, а Архангельск утратил статус главного северного порта России.

Архангельск в ХХ веке и далее

Несмотря на идеологию советского государства и религиозный подтекст в названии Архангельска, оно не менялось. Тем не менее советский период ознаменовался сносом многих архитектурных памятников. Было разрушено более десятка церквей, в том числе самые старые постройки города.

К началу 1930-х годов население Архангельска значительно увеличилось. Этот город продолжал оставаться важнейшим центром освоения Арктики. В годы Великой Отечественной войны Архангельск был одним из основных портов, принимавших грузы из стран-союзников по программе ленд-лиза (арктические конвои).

В 1984 году Архангельску исполнилось 400 лет. В честь этого события в центре города был построен так называемый «Архангельский небоскрёб» — 24-этажное здание, ставшее самым высоким зданием в Архангельской области (82 метра).

В 1990-х годах город пережил тяжелый экономический кризис. Население сократилось более чем на 50 тысяч человек. В начале 21 века в Архангельске была открыта первая пешеходная улица — проспект Чумбарова-Лучинского.

Сегодня Архангельск является относительно крупным транспортным узлом и продолжает играть важную роль крупнейшего центра лесной промышленности России. Также имеются машиностроительные предприятия (специализирующиеся на выпуске оборудования для лесной и деревообрабатывающей промышленности) и судостроительные заводы.

Картины Архангельска

Церковь в Архангельске

Автор: Сергей Буланов

Памятник Ленину в Архангельске

Автор: Кудинов Д.М.

Архангельск Море-Речной вокзал

Автор: Холявкин Андрей

Архангельск — Особенности

Архангельск — крупнейший город на севере европейской части России, в который входят Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Республика Комилия и Республика Карелия. Республика. Так как этот город расположен в устье и на обоих берегах реки Северной Двины, на его территории много мостов.

На лицевой стороне российской банкноты номиналом 500 рублей изображен Архангельск — памятник Петру I и здание Архангельского Море-Речного вокзала.

Герб Архангельска утвержден в 1780 году. Вот описание: «В золотом поле щита видишь летящего Архангела, который вооружен огненным мечом и щитом и побеждает поверженного дьявола». Исторический герб Архангельска, не использовавшийся в советское время, восстановлен 10 октября 1989 года.

Климат Архангельска умеренный, морской с продолжительной умеренно холодной зимой и коротким прохладным летом. Средняя температура января минус 12,7 градусов по Цельсию, июля — плюс 16,3 градусов по Цельсию.

Архангельск характеризуется частой сменой погоды, повышенной влажностью и большим количеством дней с осадками. С вторжением холодного воздуха из Сибири зимой возможны морозы до минус 30 градусов по Цельсию. В то же время иногда бывают оттепели. Летом возможна жара до плюс 35 градусов по Цельсию.

Период Белых ночей длится с 17 мая по 26 июля. В этот период при ясной погоде естественное освещение позволяет круглосуточно выполнять большинство видов работ, в том числе чтение. Полярная ночь и полярный день в Архангельске не наблюдаются.

В Архангельске расположены предприятия лесоперерабатывающей, рыбной, микробиологической, машиностроительной, судоремонтной промышленности. Ведущая роль в местной экономике принадлежит лесной промышленности. Эти предприятия производят более 40% всего объема продукции, выпускаемой в Архангельске. Лес, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба по-прежнему остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами.

Это один из крупнейших транспортных узлов на северо-западе России. Здесь начинаются важные железные и автомобильные дороги, есть крупные морской и речной порты, два аэропорта Архангельск (Талаги) и Васьково. Доступны рейсы в/из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Мурманска, Сочи, а также по некоторым другим направлениям. Город является важным центром автомобильного транспорта. Это конец федеральной трассы М8 «Холмогоры». Это единственная магистраль, которая связывает город с центром России.

Лучшие достопримечательности Архангельска

Архангельск – культурно-историческая столица Русского Севера. В этом городе много сохранившихся старинных зданий и музеев; ежегодно проводятся различные выставки и фестивали.

Туристов привлекает возможность погрузиться в дух старой России, познакомиться с местными традициями, обычаями, кухней, ремеслами. Удобнее всего добираться до Архангельска самолетом (из Москвы или Санкт-Петербурга).

Если хотите посмотреть достопримечательности города, лучше ехать летом. В Архангельске теплая летняя погода начинается в конце июня и держится до середины августа. В середине-конце зимы (конец февраля-начало апреля) создаются идеальные условия для занятий зимними видами спорта.

Самые красивые панорамы Архангельска – это виды Северной Двины. Набережная в Архангельске служит одновременно и главной городской улицей, и историческим центром. Именно отсюда, от мыса Пур-Наволок, по берегам реки вырос город. Сегодня об этом напоминает установленный памятный знак.

Архангельск Гостиный двор (Купеческий двор), построенный здесь в 1668-1684 гг., представляет собой комплекс торгово-оборонительных сооружений, от которых до наших дней сохранились только одна из башен и фрагмент стены. Сегодня это Архангельский краеведческий музей. Гостиный двор считается старейшим зданием Архангельска. Набережная Северной Двины, 85/86.

Экспозиции Северного морского музея рассказывают о нелегкой жизни архангельских моряков, вынужденных бороться с лютыми морозами и коварными льдами. История судоходства в дельте Северной Двины началась в глубокой древности. Экспозиции охватывают период со времени спуска на воду первого деревянного корабля до наших дней. Набережная Северной Двины, д. 80, стр.

Еще одна достопримечательность, расположенная поблизости, — музей «Старый особняк» . Этот дом, построенный в 1786 году, неоднократно перестраивался. Внутри можно увидеть произведения искусства разных жанров, проводятся тематические и музыкальные вечера. Набережная Северной Двины, д. 79.

В самом центре Архангельска (проспект Чумбарова-Лучинского, д. 38) можно увидеть одно из самых интересных с архитектурной точки зрения зданий города. «Марфин дом» («Марфинский дом») спроектирован и построен в середине 19 в.век. Первоначальное здание находилось в другой части города и было разрушено. Нынешнее здание является копией этого дома, но здесь до сих пор проходят общественные и культурные мероприятия.

Далеко от центра города на север, на острове Линский прилук, можно увидеть руины Новодвинской крепости , построенной по приказу императора Петра I. Она выполняла важную функцию по защите города от шведов военно-морской. ул. Ивана Рябова, 17.

Здание проектных организаций ( «Архангельская высотка» ) на площади Ленина — один из символов города, который хорошо виден даже из пригорода. Построенный в 1984 году небоскреб долгое время пустовал. Сегодня его 24 этажа занимают офисы, теле- и радиостудии.

Художественный музей освоения Арктики представляет уникальные экспонаты — маршрутные карты, навигационные приборы и другие предметы, использовавшиеся во время экспедиций на Крайний Север. Подробнее об освоении Арктики можно узнать, посмотрев картины художника А.А. Борисов, в честь которого и назван этот музей. ул. Поморская, д. 3, стр.

Для более подробного ознакомления с культурой Русского Севера необходимо также обратиться по адресу Музей изобразительных искусств (пл. Ленина, 2) и Архангельский литературный музей (ул. Володарского, 10). В первом экспонируются образцы древнерусского искусства и народных промыслов, во втором можно увидеть редкие книги, дневники, фотографии и другие документы, принадлежавшие поэтам и писателям, искренне любившим Север и проведшим много время здесь.

«Малые Корелы» — музей деревянного зодчества и народного творчества северных регионов России.