Содержание
СЕВЕРНОЕ МОРЕ • Большая российская энциклопедия
СЕ́ВЕРНОЕ МО́РЕ, окраинное мелководное шельфовое море Атлантического ок., ограничено на западе островами Великобритания, Оркнейскими и Шетландскими, на востоке – полуостровами Скандинавским и Ютландия, на юге – побережьем Европы. Сообщается на севере с Норвежским м., на востоке – с Балтийским м. через проливы Скагеррак, Каттегат, Эресунн, Большой Бельт и Малый Бельт, на юго-западе – проливами Па-де-Кале, Ла-Манш и на северо-западе межостровными проливами – с Атлантическим ок. Омывает берега Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Германии, Дании и Норвегии. Пл. 565 тыс. км2, ср. глубина 87 м, объём 49 тыс. км3. Наибольшая глубина 725 м.
Берега
Побережье о. Великобритания в Северном море.
Фото Д. В. Соловьёва
На северо-востоке, в Норвегии, берега фьордовые, с большим количеством мелких островов, на востоке, в Англии и Шотландии, – обрывистые, местами галечные пляжи, пересекаются речными долинами, на юге – б. ч. песчаные пляжи, дюны, множество эстуариев (реки Рейн, Эльба и т. д.), в Дании – лагунные; вост. побережье Нидерландов почти всюду окаймлено дамбами от наводнений. На юго-востоке, вдоль берега, тянется цепочка Фризских о-вов, к северу от них – о. Гельголанд.
Рельеф и геологическое строение дна
Поверхность дна представляет собой слабо наклонённую к северу равнину с глубинами от 20 до 170 м и множеством небольших банок (наиболее значительна – Доггер-банка). В юго-зап. части распространены вытянутые в сев.-вост. направлении небольшие песчано-гравийные гряды, созданные приливными течениями. Встречаются также узкие ложбины с глубинами св. 200 м (остатки древних речных долин). Вдоль берегов Норвегии протягивается корытообразный жёлоб глубиной 300–400 м, в прол. Скагеррак до 800 м.
Впадина С. м. приурочена гл. обр. к сев. части Североморско-Среднеевропейской мегасинеклизы Западно-Европейской платформы, складчатый фундамент которой в этой части в осн. каледонский. Осадочный чехол сложен мощной (до 12 км) толщей морских и континентальных (в т. ч. ледниковых) отложений от девона до четвертичной системы, образующих систему пологих поднятий и впадин. Наиболее крупные поднятия – Ютландское, Доггер-банка, впадины – Северная, Северо-Датская, Английская. Пермские слои заключают мощную толщу солей (цехштейн), которые образуют многочисл. купола, внедряющиеся в вышележащие отложения. С осадочным выполнением мегасинеклизы связаны крупные месторождения нефти и природного горючего газа (см. в ст. Северного моря нефтегазоносная область).
Климат
Климат в районе С. м. умеренный, находится под влиянием тёплого Северо-Атлантического течения и циклонич. деятельности Исландского центра пониженного давления. Зима короткая, относительно мягкая, лето прохладное. Господствуют зап. и юго-зап. ветры, достигающие наибольшей силы зимой. С ноября по март отмечается наибольшая повторяемость штормов. Частая смена циклонов и антициклонов определяет неустойчивую погоду во все сезоны. Ср. темп-ра февраля от 0 °C на востоке до 5 °C на западе, августа – от 15 °C на севере до 17 °C на юге. Зимой при сев. ветрах темп-ра может падать до –23 °C. Ср. годовая облачность 6–7 баллов, с максимумом зимой. Осадков в год от 600–700 мм на юге до 1000 мм на севере. Зимой часты снегопады, могут сопровождаться сильными шквалами. Характерны туманы.
Гидрологические условия
Гидрологические условия С. м. определяются его географич. положением, климатич. условиями, водообменом с Атлантическим ок. и Балтийским м. и материковым стоком. Осн. роль играют тёплые и солёные атлантич. воды, поступающие в С. м. двумя потоками: один между Шетландскими о-вами и сев. оконечностью о. Великобритания, другой – через прол. Па-де-Кале. Более пресные воды Балтийского м. поступают в сев.-вост. часть С. м. через прол. Скагеррак. Материковый сток имеет преобладающее значение в юго-вост. части моря, куда впадают реки Эльба, Везер, Эмс, Рейн, Маас, Шельда, Темза, и в районе берегов Норвегии и Швеции, где локальное влияние оказывают талые воды. Общий годовой приток пресных вод с материковым стоком составляет 300 км3.
Воды С. м. вовлекаются в общую циклональную циркуляцию, на которую накладываются местные круговороты того же направления. Осн. масса поверхностных вод уходит из С. м. в Норвежское м. между Скандинавским п-овом и Шетландскими о-вами. Поверхностные течения имеют осн. скорости до 0,3 м/с, под влиянием ветров их направления и скорости значительно меняются.
Темп-ра поверхностных вод имеет ярко выраженный годовой ход, ср. темп-ры изменяются в феврале от 2 °C у побережья Дании до 8 °C на северо-западе, в августе от 18 до 13 °C соответственно. В прибрежных зонах, исключая области эстуариев и фьордов, средние значения солёности составляют 32–34,5‰, исключая проливы Каттегат и Скагеррак, где из-за воздействия Балтийского м. солёность на входе и выходе изменяется в пределах от 10 до 25‰ и от 25 до 34‰ соответственно. В открытых зонах моря и в его зап. части солёность поверхностных вод составляет ок. 35‰. Глубинные темп-ры и солёности на большей части моря мало отличаются от поверхностных. За последние 100 лет темп-ра поверхностных вод увеличилась в среднем на 1 °C.
В С. м. формируются разл. водные массы, которые разделяют 3 типа фронтов: приливной, зоны апвеллинга и солёностный, в них увеличивается биологич. активность.
Приливы преим. полусуточные, их величины изменяются от 0,6 до 7,6 м. Скорость приливных течений достигает у Шетландских о-вов 18 км/ч. В С. м. входят 2 приливные волны: мощная волна с севера и более слабая через прол. Ла-Манш. Большое влияние на приливную волну оказывают глубина и конфигурация берегов, на уровень моря – ветровые сгонно-нагонные явления, в юж. части моря они могут повышать уровень до 3 м и понижать до 2,1 м. Под совокупным влиянием приливов и сильных нагонных ветров повышения уровня могут приводить к катастрофич. наводнениям, затопляя значит. площади низменных побережий Нидерландов, Бельгии, Великобритании, Дании. Ветровые волны в период штормов достигают высоты 8–10 м на севере и 6–7 м на юге. Льды встречаются у берегов С. м. с декабря по март. В суровые зимы ледяной покров может сохраняться в течение месяца и более.
Органический мир
В С. м. насчитывается ок. 300 видов растений и более 1500 видов животных. Это обычные для морей диатомовые (преобладают на севере моря) и перидиниевые планктонные водоросли и зелёные, бурые и красные макрофиты. Среди животных особенно многочисленны ракообразные (ок. 600 видов), черви, моллюски (примерно по 300), кишечнополостные и рыбы. Известно ок. 230 видов рыб. Для литорали характерны заросли фукоидов, большие поселения мидий, морских желудей, червей-пескожилов, бокоплавов; глубже – много морской травы-зостеры, крупных моллюсков (модиола, морской гребешок, устрицы).
Птицы используют берега С. м. для гнездования, а также через него проходят пути миграции. Ежегодно в этом районе наблюдается от 6 до 12 млн. птиц более 50 видов (глупыш, буревестник, олуша, гагара и т. д.).
Водятся 3 вида тюленей и 16 видов китов. Осн. виды морских млекопитающих: обыкновенный тюлень, длинномордый (серый) тюлень, морская свинья, малый полосатик, беломордый дельфин.
Экономико-географический очерк
Хозяйств. значение С. м. определяется тем, что на его берегах расположены наиболее развитые страны Зап. Европы, по морю идут важные торговые пути из Балтийского м. в Атлантический ок.; оно богато крупными рыбными ресурсами, месторождениями нефти и природного газа.
Через С. м. проходят осн. внешнеторговые и каботажные грузопотоки стран Зап. Европы. В грузообороте преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, железная руда, лесоматериалы, металлы, целлюлоза и бумага, а также машины. Крупнейшие порты: Роттердам (Нидерланды, 1-е место в Европе по грузообороту), Антверпен, Брюгге (Бельгия), Амстердам (Нидерланды), Лондон, Иммингем, Халл (Великобритания), Дюнкерк (Франция), Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен (Германия), Гётеборг (Швеция), Осло, Берген (Норвегия).
С. м. – один из крупнейших районов рыболовства Зап. Европы. За годы активного рыболовства был нанесён существенный урон рыбным ресурсам моря, европ. страны прилагают усилия по восстановлению и устойчивому использованию рыбных ресурсов. Виды рыб, имеющих хозяйств. значение: сельдь, путассу, сайда, камбала, килька, скумбрия, треска. Активное развитие переживает аквакультура (С. м. занимает 2-е место в ЕС), осн. виды – мидии и лососёвые.
Добыча природного газа с платформы на шельфе Северного моря.
В С. м. ведётся добыча нефти и газа. В нач. 21 в. крупнейшим производителем газа является Норвегия. В 2002 введена в эксплуатацию первая морская ветровая электростанция (ВЭС). Позднее были построены другие ВЭС, в т. ч. 2 крупнейшие в мире (2010) – «Thanet» в Великобритании и «Horns Rev 2» в Дании.
Прилегающие к С. м. территории характеризуются развитой сетью каналов. Кильский канал (соединяет Балтийское м. и С. м.), по данным на 2012, – наиболее используемый искусств. водный путь в мире.
Северное море на карте мира – краткое описание, какие страныи побережья омывает
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 110.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 110.
Северное море — мелководное шельфовое море Атлантического океана, омывающее берега северной Европы. Расположено между Британскими островами на западе, Ютландским, Скандинавским полуостровами на востоке и континентальной Европой на юге.
Где находится Северное море?
Северное море расположено в северо-восточной части Атлантического океана, являясь окраинным морем последнего. Протянувшись между Северо-Западной Европой и Великобританией, Оркнейскими и Шетландскими островами, на севере оно соединяется с Норвежским морем, на востоке — через проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой Бельт, Малый Бельт и Эресунн), а также Кильский канал — с Балтийским, а на юго-западе через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш сообщается с Атлантикой.
Рис. 1. Северное море на карте мира
В очень давние времена этот морской бассейн был частью обширных равнин Северной Европы, которую в конце ледникового периода затопили воды Атлантического океана.
Краткое описание Северного моря
Ранее это море называлось Немецким морем, но затем название изменилось на новое Северное море. Несмотря на свое название, Северное море не является самым северным морем в мире.
Вместе с заливом Скагеррак площадь Северного моря составляет 565 тыс. кв. км.. Северное море относительно мелководное: его средняя глубина составляет 95 м. В южной части моря встречаются отмели, слой воды над которыми не превышает 40 м; под воздействием ветров и сильных морских течений они постоянно перемещаются, что весьма осложняет навигацию. Самые большие глубины (в том числе и максимальная — 725 м.) находятся в глубоководном Норвежском желобе, который протянулся вдоль южного побережья Норвегии от пролива Скагеррак до Норвежского моря; глубоководные — свыше 450 м. — разломы обнаружены и в западной части моря, например восточнее Эдинбурга.
Соленость воды составляет 32—34,5 промилле в прибрежных водах и достигает 35 ‰ в открытом море.
На востоке солёность Северного моря заметно ниже из-за притока холодных и менее солёных вод Балтики, а также впадение в него таких крупных рек, как Рейн, Эльба, Везер, Шельда и Темза.
Какие страны омывает Северное море
Северное море омывает берега Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.
- Побережье Норвегии
Восточная граница Северного моря частично проходит вдоль юго-западного побережья Норвегии. Для этого участка береговой линии характерны фьорды — узкие, длинные, глубоко вдающиеся в сушу разветвлённые заливы с отвесными краями.
Рис. 2. Норвежские фьорды Северного моря
- Побережье Дании
Южнее Норвегии, за проливом Скагеррак, восточная часть Северного моря ограничена датским полуостровом Ютландия, на западных берегах которого преобладают бесконечные дюны, часто рассекаемые заливами или небольшими озёрами.
- Побережье Германии
Берега Германии — южная граница Северного моря — представляют собой заболоченные низины, во время морских приливов скрывающиеся под водой. Вдоль берега тянется цепочка Северо-Фризских (крупнейший из них — Зильт) и Восточно-Фризских островов, частично принадлежащих Дании.
- Побережье Нидерландов
Нидерланды, западный сосед Германии, — страна относительно небольшая; тем не менее, длина её береговой линии составляет 451 км. Из века в век защищая берега от разрушительных волн Северного моря, голландцы создали целую систему защитных валов, дамб, каналов и шлюзов. Неотъемлемая часть пейзажа Голландии — ветряные мельницы, помогающие перекачивать воду и превращать солёные болота в плодородные поля; именно таким образом на месте залива Зюйдерзее в своё время возник самый крупный и знаменитый польдер страны.
Рис. 3. Польдер – это осушенный и возделанный низменный участок побережья.
- Побережье Бельгии
Побережье Бельгии представляет собой почти сплошную аллювиальную низменность, возвышающуюся над уровнем моря всего лишь на 5 м; здесь тоже много плодородных польдеров, и некоторые из них находятся ниже уровня моря. Несколько гряд песчаных дюн образуют вдоль берега «защитный пояс» шириной почти 4 км. и высотой до 30-40 м. над уровнем моря.
- Побережье Франции
Входящее в бассейн Атлантического океана, Северное море придает климату Франции уравновешенность и стабилизирует перепады температур. Достаточно глубокое и в большую часть года спокойное, в зимние месяцы море часто штормит из-за постоянных западных ветров.
- Побережье Великобритании
На западе Северное море ограничено Великобританией, крупнейшим из Британских островов. Это соседство создаёт дополнительную температурную аномалию: зимой здесь гораздо теплее, чем в других регионах, находящихся на той же географической широте — среднемесячная температура января здесь колеблется в пределах 4—7 °по Цельсию.
Что мы узнали?
Северное море, ранее называвшееся Немецким морем, принадлежит к бассейну Атлантического океана. Море омывает своими водами побережья семи европейских стран: Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Андрей Королев
8/10
Анатолий Афанасьев
10/10
Денис Христофоров
10/10
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 110.
А какая ваша оценка?
Северный морской путь России сталкивается с неудачами, низкий интерес – The Diplomat
Горячие точки | Безопасность
Несмотря на потепление в Арктике, соперничество между великими державами остается прохладным.
Президент России Владимир Путин (справа) и премьер-министр Индии Нарендра Моди (слева) рассматривают модель атомного ледокола «Лидер» во время посещения верфи «Звезда» в городе Большой Камень, Россия, среда, 4 сентября. 2019.
Фото: Михаил Климентьев, Sputnik, Кремлевский пул Фото через AP
Во вторник российский ледокол подал экстренный сигнал о бедствии после того, как, по-видимому, потерял все четыре главных двигателя, оставив его дрейфовать в шторме у западного побережья Норвегии. Норвежские спасательные суда уже направлялись на помощь, когда корабль восстановил мощность и отменил вызов. Российские морские власти заявили, что сигнал бедствия был отправлен случайно во время отказа оборудования.
Хотя инцидент произошел у побережья Норвегии, Россия стремится сохранить международное доверие к своим ледокольным возможностям, поскольку они имеют решающее значение для реализации Северного морского пути как более короткой альтернативы существующим судоходным маршрутам между Азией и Европой, проходящим через Суэцкий канал. Канал. Пока грузоотправители настроены скептически, и прогнозы о том, что Арктика откроется для новой международной конкуренции, кажутся как минимум преждевременными.
Одним из ожидаемых экономических последствий изменения климата является то, что отступающие арктические льды впервые откроют крайний север для крупномасштабного судоходства и добычи ресурсов. Обозреватели Министерства обороны и даже госсекретарь США утверждают, что эти события превращают Арктику в новую арену «соревнования великих держав» между США, Россией и, что несколько невероятно, Китаем.
Россия рассматривает Северный морской путь как привлекательную альтернативу для перевозок между Европой и Азией. Вместо транзита через Южно-Китайское море, через Индийский океан, через Суэцкий канал в Египте и через Средиземное море в Западную Европу Северный морской путь протянулся на 3000 миль через северное побережье России между Норвегией и Беринговым морем между Россией и Аляской. .
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
N
Получайте информацию о событиях недели и о разработке сюжетов для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
Северный морской путь может сократить расстояния, которые должны пройти суда, почти вдвое, но коварные условия требуют более дорогих грузовых судов с ледовым классом и обширных ледокольных услуг, требуют более высоких страховых ставок и, несмотря на отступление арктического морского льда из-за глобального потепления, судоходство по этому маршруту по-прежнему возможно только в течение нескольких месяцев в году. В результате этих обязательств, по некоторым оценкам, стоимость использования Северного морского пути по-прежнему как минимум на треть выше, чем гораздо более длинный южный маршрут через Суэцкий канал.
Bloomberg сообщает, что Россия рассматривает проект государственного судоходства, чтобы взять на себя расходы и ответственность по арктическому участку маршрута от коммерческих грузоотправителей и приблизить общие расходы и обязательства к стоимости Суэцкого маршрута, но еще не сделала окончательное решение о продолжении.
Тем не менее, российские власти сохраняют оптимизм в отношении того, что коммерческий тоннаж, использующий Северный морской путь, может увеличиться в четыре раза к 2024 году до примерно 80 миллионов метрических тонн, но это все равно будет незначительной долей судоходства, которое проходит через Суэцкий канал, по которому проходит более миллиард тонн перемещается каждый год.
Однако международные грузоотправители скептически относятся к отклонению своих судов на север от маршрута Суэцкого канала, и многие из них не склоняются к российским субсидиям.
Реклама
Летом датский судоходный гигант Maersk подтвердил, что изучает возможность партнерства с российской государственной ледокольной компанией для обеспечения судоходства между Азией и западной частью России. Однако Maersk утверждает, что не планирует использовать Северный морской путь, несмотря на проведение пробного рейса в 2018 году, заявляя, что маршрут остается нерентабельным и слишком опасным.
В августе французская CMA CGM, четвертая по величине контейнерная компания в мире, обязалась не использовать Северный морской путь из-за опасений по поводу воздействия на хрупкую экосистему Арктики увеличения судоходства. Буквально в этом месяце еще две крупнейшие судоходные компании мира также обязались не использовать российский Северный морской путь. Немецкая компания Hapag-Lloyd заявила, что у нее также нет планов использовать Северный морской путь, поскольку это представляет экологическую угрозу для Арктики, а швейцарская MSC сослалась на аналогичные экологические проблемы и заявила, что сосредоточена на повышении эффективности своих судов с использованием альтернативных способов. маршруты.
Это в значительной степени оставляет Китай, который, несмотря на то, что он расположен к югу от России, начал называть себя «приарктическим государством», чтобы отстаивать свои интересы в регионе.
Китай рассматривает свою зависимость от Суэцкого маршрута как стратегическую уязвимость, если другие государства попытаются отрезать ему доступ к Малаккскому проливу и Индийскому океану за ним, и, возможно, рассматривает Северный морской путь как решение своей «Малаккской дилеммы». ” Полярные усилия Китая не обошлись без неудач, но он неуклонно расширял свои зарождающиеся ледокольные и научные возможности.
В ожидании обострения конкуренции ВМС США начали отправлять боевые корабли для патрулирования за Полярным кругом, но их возможности для проведения арктических операций ограничены. Некоторые эксперты считают эсминцы класса Arleigh Burke ВМС США лучшим вариантом для патрулирования северных вод, но они не идеальны. У Соединенных Штатов не было военных кораблей с ледовым корпусом со времен холодной войны, а это означает, что их военные корабли нуждаются в значительной поддержке со стороны небольшого и стареющего флота ледоколов Береговой охраны США для работы в ледовых условиях, а многие критические инженерные системы не предназначены для работы в экстремальных условиях. холодная вода. Береговая охрана США в настоящее время эксплуатирует один тяжелый ледокол, но ожидает, что флот из трех новых тяжелых ледоколов начнет поступать в 2023 году9.0005 Метки
- Горячие точки
- Безопасность
- Россия
- ледокол
- Северный морской путь
- Россия
- Российский ледокол
Варианты печати:
- Картинки
- Мультимедиа
- Встроенный контент
- Комментарии
Ссылка скопирована в буфер обмена
Регионы
Предыдущий
Следующий
Последние новости
Владивостокский фотограф запечатлел навязчивый феномен северокорейских рыболовецких судов, дрейфующих к побережью Приморского края России.
Это пустое северокорейское рыболовное судно вышло на берег у восточного побережья России весной 2020 года. Это одно из нескольких таких судов, многие из которых имеют трагическую предысторию, которые каждый год прибывают к берегам России.
С 2019 года фотограф Наталья Булкина из Владивостока на Дальнем Востоке России ищет призрачные затонувшие северокорейские корабли.
Большинство кораблей, дрейфующих к российскому побережью, пусты, но некоторые из них несут тела северокорейских моряков или истощенных выживших после штормов, которые часто обрушиваются на Японское море.
В 2018 году местные жители вызвали экскаватор, чтобы проломил корпус одного перевернутого судна, которое застряло в песке на пляже в 150 километрах от Владивостока, услышав шум внутри. Как только корпус был взломан, появился «тощий красноглазый» рыбак, говорящий по-корейски. Рыбаки, которые выживают и выходят на берег в России, депортируются обратно в Северную Корею.
Булкина, которая переехала во Владивосток из своего родного города под Санкт-Петербургом, рассказала Радио Свобода, что, увидев несколько северокорейских судов во время своих приключений вдоль береговой линии, она поняла, что кораблекрушения «были не отдельным случаем, а частью более крупное явление».
Рудиментарный нож, который, как полагают, был привезен с северокорейского рыболовного судна, выброшенного на берег в России.
Согласно газете Siberian Times , браконьеры из Северной Кореи часто заходят в российские воды и используют незаконные дрифтерные сети, обычно в летние месяцы.
В исследовании 2020 сделан вывод о том, что массовый флот китайских траулеров, занимающихся браконьерством кальмаров в последние годы, резко истощил запасы морепродуктов в водах Северной Кореи. Поскольку квоты должны быть выполнены, северокорейские рыбаки были вынуждены совершать более длительные и рискованные поездки в море на своих скрипучих деревянных судах.
Количество смертей в море от безжалостно управляемого авторитарного государства невозможно точно подсчитать. Россия не ведет подсчет судов, выброшенных на берег вдоль ее побережья, но японские власти сообщили о почти 600 кораблях-призраках с десятками тел, обнаруженных на борту, которые дрейфовали к ее берегам с 2016 по 2020 год9.