Печерская лавра в пскове: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь: История, фотографии, как добраться

Содержание статьи

  • Псково-Печерский монастырь
  • Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
  • Богом зданныя пещеры
  • Старчество
  • Чудотворные иконы
  • Богослужения
  • Паломнический центр
  • В единственном экземпляре

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Читайте также — Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Читайте также — Мой монастырь

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

e-mail: [email protected]

Паломнический центр

181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

Информация с сайта монастыря.

 

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

  • Иные люди
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Псково-Печерский монастырь, Псково Печерская лавра

Главная  /  Россия  /  Псков  /  Псково-Печерский монастырь


Это, пожалуй, второй монастырь после Троице-Сергиевой лавры по значимости в русском православии. Псково-Печерский монастырь был основан в 1473 году с первой выкопанной в песке в овраге Успенской церкви. В XVI веке он был обнесён крепостной стеной, и во времена Ивана Грозного стал русским форпостом на западе, выдержал осаду Стефана Батория. Пребывая на эстонской территории, монастырь избежал закрытия, а после войны ситуация с православием в стране изменилась — хотя Советы и обвинили игумена Павла (Горшкова) в пособничестве германским властям, арестовали и сгноили в ленинградских Крестах, монастырь не закрыли.

Монастырь похож на великолепный городок в табакерке, причём очарования ему добавляет тот факт, что располагается он в овраге. Его начищенность и ухоженность резко контрастируют с убогостью того, что за воротами. Отличительная черта Псково-Печерской лавры — очень яркие, почти лубочно-пасхальные цвета куполов, крыш и стен монастырских строений.

Многие туристы едут сюда из-за знаменитых пещер, аналогов Киево-Печерской лавры, где в нишах захоронены мощи монахов. Однако пещеры посетить весьма непросто, предполагается только групповой режим (кроме пн. и пт.) при получении благословения от наместника, которое даётся по большим праздникам. Комплекс пещер состоит из трёх некрополей, разделённых на семь «улиц» длиной в 200 метров. Отдельно похоронены знатные миряне-дворяне и монахи (многие их мощи нетленны). В стены вставлены керамические плиты с рельефами, самые старые датируются XVI веком. Кстати, несмотря на свободный вход, многие территории монастыря закрыты для посещения, о чём свидетельствуют расставленные там и тут таблички.

Комплекс монастыря сложился в XVI—XVIII веках, с некоторыми позднейшими добавлениями. Центральный вход — Петровская башня. Рядом, чуть справа — Никольская башня и пристроенная к ней надвратная церковь Николы Ратного (1565—1581) со звонницей. Здесь у ворот, по преданию, в 1570 году Иван Грозный лично убил игумена Корнилия по подозрению в измене и переговорах с князем Курбским. Отсюда к центру монастыря под горку ведёт «кровавый путь», по которому тотчас после убийства раскаявшийся царь отнёс тело игумена в Успенскую церковь. Корнилий, собственно, может считаться создателем Псково-Печерского монастыря, он построил большинство зданий XVI века, организовал братию. На «кровавом пути» вы можете увидеть в стеклянном павильоне карету, на которой в монастырь приезжала императрица Анна Иоанновна. Слева остаются больничные палаты с жёлтой Лазаревской церковью (1792) со стеклянной верандой, чуть дальше — красная Благовещенская (1541) и Сретенская (1870) церкви, как бы составляющие одно целое, и перед ними колодец. Прямо по курсу — Успенская церковь, построенная как раз на пещерах (1478), с надстроенной Покровской церковью и барочными главками 1759 года. Там в серебряной раке покоятся мощи Корнилия. От Никольской башни есть и другая дорога, которая приводит к Михайловскому собору (1816—1827, архитектор Луиджи Руска), построенному в честь героев войны 1812 года, и дому настоятеля (1883) — это как раз закрытая территория, где живут монахи и руководство монастыря. Впечатляют также башни стен монастыря, особо интересна большая башня Верхних Решёток (высота 25 метров), под которой протекает ручей. Кстати, в монастыре два колодца, в том числе артезианский, над которым поставлена часовня (1911)— это обстоятельство облегчало жизнь монахам при осаде.

Сам город Печоры (эстонское название Петсери, 12 тысяч жителей), где находится монастырь, расположен в 3 км от ж/д станции Печоры Псковские. Несмотря на то, что сразу же за Печорами начинается Эстония, из погранзоны город в угоду туризму исключён. Хотя документы могут проверить. Название его собственно означает пещеру (по-древнерусски печора). Из Пскова удобно ехать с утра на электричке (8.50) или автобусе (5 рейсов в день) в Печоры, а на обратном пути заехать в Изборск. От ж/д вокзала до монастыря придётся идти через весь город, от автостанции ближе. В городе имеется несколько дореволюционных домов, нетипичные для России эстонские дома в стиле функционализма 20—30-х годов, лютеранская кирха Св. Петра (1926—1929, архитекторы Подчекаев и Зубченков) с органом, краеведческий музей (ул. Международная, 3) — от него удобно осматривать монастырь со смотровой площадки. Перед монастырем стоит церковь Св. Варвары (XVIII век) — деревянный дом с двумя барочными главками. Она особая, предназначена для православных эстонцев-сету. Сету сохранили множество языческих пережитков, за что русские называли их «полуверцами». Рядом с ней ещё одна церковь, Сорока Севастийских Мучеников (XIX век, стандартный классицизм).

Смотрите также:

  • Достопримечательности Пскова
  • Достопримечательности Изборска
  • Пушкинские горы

связанных историй и ярких культур

Киево-Печерская Лавра, также известная как Киево-Печерский монастырь, является древнейшим монастырским комплексом Руси. Он был основан около 1050 года боговдохновенным монахом по имени Антоний, который искал мира и молитвы. Затем община росла под руководством Феодосия, который был ее третьим настоятелем. К семнадцатому веку монастырь, его обширные коллекции изображений и предметов, а также находившийся в нем печатный станок еще больше повысили святость и значимость этого места в более широких восточно-христианских культурных сферах.

Современный вид Киево-Печерской Лавры, расположенной на берегу Днепра, на некотором удалении от центра Киева © Public domain

Примечательным аспектом монастырского комплекса является обширная подземная сеть пещер, в которой хранятся гробницы святых монахи и важные деятели, связанные с монастырем, в том числе основатель Святой Антоний. На самом деле название монастыря «Печерский» происходит от слова «пещеры»/«печеры». Этот лабиринт подземных ходов когда-то служил убежищем от мира для святых, которые жили и молились в монастыре. Теперь он служит вечным захоронением и местом памяти.

На одной из древнейших икон Руси, образе XIII века, известном как «Печерская Богоматерь», в центре изображена Богородица с Младенцем Христом на коленях на золотом фоне. По обе стороны от святого дуэта стоят святые Антоний и Феодосий, первые основатели Киево-Печерской Лавры. © Государственная Третьяковская галерея, Москва

На протяжении своей долгой истории Киево-Печерская Лавра собирала иконы, ткани, изделия из металла, дерева, реликвии, книги, гравюры и многие другие артефакты. Эти яркие коллекции со временем росли за счет даров, обменов, пожертвований и предметов, произведенных в местных мастерских, демонстрируя благочестие покровителей, связи монастыря в христианских культурных сферах, а также навыки местных художников, мастеров и писцов. .

Печатная и эстамповая деятельность в Киево-Печерской Лавре началась в начале XVII века, и монастырь стал известен своими печатными книгами, бумажными иконами и набивными тканями. Гравюры на дереве с религиозными иконографиями в больших количествах продавались паломникам, что увеличивало доходы монастыря. Некоторые из самых ранних образцов таких бумажных икон датируются ок. 1625 г. Сегодня в архивах монастыря хранится около 3500 ксилографий, в основном XVII-XVIII вв. Типография Киево-Печерской Лавры была одной из самых активных, успешных и популярных с XVII века.

Страница из календаря, отпечатанного в Киево-Печерской Лавре, ок. 1628 г., а сейчас находится в Бодлеанских библиотеках Оксфордского университета. Такие печатные календари включали 12 листов бумаги, по одному на каждый месяц года, с указанием святых, празднуемых в каждом месяце. © Арка Бодлианской библиотеки. Б б.4

Вещественные и текстовые свидетельства Лавры сохранились в различных зданиях монастырского комплекса, которые были перепрофилированы после преобразования монастыря в музей в 1926 г. Затем он был переименован в Киево-Печерский историко-культурный государственный Заповедник (Всеукраинский город-музей). В 1990 года Киево-Печерская Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 1988 года Киево-Печерская Лавра используется современной Украинской Православной Церковью Московского Патриархата на основании договоров аренды. По состоянию на январь 2023 года все богослужения в монастыре проводятся Православной церковью Украины.

Описание паломничества в России — 10 монастырей, Святыни России

Два обзора, посвященных православным монастырям и храмам России, вы можете прочитать на сайте Геомерид. В этом обзоре «Паломничества в России» рассказывается о монастырях и храмах, где находятся мощи наиболее чтимых православных святых или наиболее чтимые иконы. Поклониться им ежегодно приезжают тысячи паломников.

Еще один обзор называется «Монастыри России». Их тоже посещает много людей, но ценность их больше историческая и культурная. Например, это монастыри, включенные в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Это монастыри, где написаны ценные фрески. Это монастыри, которые связаны с важными историческими событиями, происходившими на Руси.

Например, в Ипатьевском монастыре в Костроме в 1613 году был призван на престол Михаил Романов. Он был первым царем из династии Романовых. Ганиноямный монастырь в Екатеринбурге расположен на месте, где большевики в 1918 сбросили тела казненных членов царской семьи в заброшенную шахту. Они были последними из династии Романовых.

Православные верующие России чаще всего посещают в паломнических поездках следующие монастыри и храмы:

1. Троице-Сергиева лавра (Московская область)
2. Дивеевский монастырь (Нижегородская обл.) Матроны (Москва)
4.   Оптина Пустынь мужской монастырь (Калужская область)
5.    Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург)
6. Свято-Иоанновский монастырь (Санкт-Петербург)
7. Псково-Печерская Лавра (Псковская область)
8. Казанский собор (Санкт-Петербург)
9. Тихвинский монастырь (Тихвин)
10. Троицкий монастырь (Муром) 9 0004

Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом монастыре и увидеть большое количество фотографий

Троице-Сергиева Лавра (Московская область)

Троице-Сергиева Лавра расположена в 80 километрах к северо-востоку от Москвы. В Русской Православной Церкви важнейшие духовные центры (монастыри) страны имеют статус «Лавры». Таких монастырей в России два: Троице-Сергиева лавра в Московской области и Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Однако главным духовным центром Русской православной церкви считается Троице-Сергиева лавра. Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Он является самым почитаемым святым Русской Православной Церкви. Сергий родился в семье знатных бояр из города Ростова. Его родителей звали Кирилл и Мария. Позже они переехали в поселок Радонеж, что на севере Московской области. Здесь родился мальчик Варфоломей. В 1337 году Кирилл и Мария в весьма почтенном возрасте постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове, но почти сразу скончались.

Варфоломей и его брат Стефан поселились в лесу на Маковецкой горе, в 10 километрах от Хотьковского монастыря. Варфоломей стал монахом Сергием. Вокруг них стали собираться другие монахи. Сергий Радонежский (Сергий села Радонежский) стал настоятелем монастыря, который был назван в честь Троицы. Вскоре монастырь стал духовным центром Русской земли. Это был сложный период феодальной раздробленности страны. Сергий Радонежский призвал князей вместе бороться против монголо-татарского ига. Его называли «Духовным собирателем земли русской», «Ангелом-хранителем России».

Картина «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой» в музее на Куликовом поле

Троицкий собор — главный храм Троице-Сергиевой Лавры, построенный в 1442 году

Успенский собор, построенный Иваном Грозным, и Часовня над источником Святой воды в Троице-Сергиевой Лавре

В 1380 году князь Дмитрий Донской пришел со своим войском в монастырь, чтобы Сергий Радонежский благословил их перед битвой на Куликовом поле с войском хана Мамая . В 1392 умер Сергий Радонежский. Его мощи находятся в Троицком соборе монастыря и ежегодно к ним совершают паломнические поездки тысячи людей.

С 15 века в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство каменных церквей. В 1422 году был построен Троицкий собор, в котором сейчас покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. К 16 веку монастырь превратился в мощную крепость. Он выдержал осаду во время интервенции польских войск в начале 17 века. Сейчас в Троице-Сергиевой лавре построены десятки церквей и зданий.

Серафимо-Дивеевский мужской монастырь (Нижегородская область)

Серафимо-Дивеевский мужской монастырь расположен в Нижегородской области в селе Дивеево, в 180 километрах к югу от Нижнего Новгорода. Арзамас – ближайший город к Дивеевскому монастырю.

Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в 1760 году русской монахиней Александрой, но прославился на всю Россию благодаря служению Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых в России.

В православной традиции существует предание о четырех земных судьбах Пресвятой Богородицы. Первым уделом считается древняя Иверия (ныне это Грузия), куда Богородица должна была отправиться с апостольским служением. Второй судьбой была гора Афон в Греции. Третий удел – Киево-Печерская Лавра в Киеве. Александра была монахиней этого монастыря, когда ей было видение Пресвятой Богородицы. Она благословила ее отправиться на север России для основания нового монастыря в Дивееве, который она обозначила своим четвертым земным уделом.

Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске в семье богатого купца. В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где был благословлен стать монахом Саровского монастыря Нижегородской губернии. Преподобный Серафим поселился в келье в лесу близ монастыря и много молился. В 1793 году стал иеромонахом и духовником Дивеевского женского монастыря.

Троицкий и Спасо-Преображенский соборы монастыря

Святая Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре

Серафим скончался в 1833 году, а в 1903 году был причислен к лику преподобных Серафимов Саровских и всея Руси Чудотворцев. В последние годы жизни Серафиму явилась Богородица, велела ему взять мотыгу и прочертить Канавку близ Серафимо-Дивеевского монастыря по пути, по которому она прошла.

Как вспоминали монахини монастыря: «Отец Серафим много чудесного говорил об этой Канавке, здесь были ноги Пресвятой Богородицы. Эта земля была взята в удел Самой Царицей Небесной. И как только придет Антихрист, он пройдет везде, но не перепрыгнет через этот Паз». Все, кто приезжает в монастырь с паломнической поездкой, обязательно проходят по Канавке Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря построен в середине 19 века. В нем находится ракия с мощами преподобного Серафима. Также в монастыре есть большой Спасо-Преображенский собор, Благовещенский собор и несколько церквей.

Покровский монастырь святой Матроны Московской (Москва)

Покровский монастырь святой Матроны Московской находится недалеко от Таганской площади. Он был основан в 1635 году царем Михаилом Романовым в память о своем отце, патриархе Филарете. Однако известно оно стало благодаря святой Матроне Московской, жившей в 20 веке.

Матрона Московская родилась в 1885 году в селе Себино Тульской губернии. Ее родители жили в нищете, а мать хотела отдать четвертого ребенка в приют, но однажды к ней явилась еще не родившаяся девочка в образе белой птицы и попросила не отдавать ее в приют. Глаза птицы были плотно закрыты. Девочка родилась слепой, но мать не отдала ее в детский дом. Девочка с ранних лет проводила все свое время в храме.

Будучи маленькой девочкой, она предсказывала многие события и исцеляла многих больных. К ней съезжались люди со всей провинции. В 16 лет у нее онемели ноги. Она приняла свои проблемы и продолжала лечить других. В 1925 лет Матрона переехала в Москву, где прожила почти 30 лет. Ежедневно к Матроне приходило до 40 человек. Она всех принимала и всем помогала.

Очередь верующих к иконе Блаженной Матроны, висящей на стене Покровского собора.

Чудотворная икона Блаженной Матроны висит на стене Покровского собора.

Матрона умерла 2 мая 1952 года и была похоронена на Даниловском кладбище в Москве. Это кладбище стало местом ее почитания. Многие люди приезжали сюда в паломнических поездках. В 1998 г. мощи Матроны Московской были перенесены в Покровский монастырь, а в 2004 г. она была канонизирована.

Перед храмом почти всегда большая очередь людей, пришедших поклониться Святой Матроне. Перед паломнической поездкой нужно быть готовым, что придется простоять в очереди около 3-4 часов, а может и больше.

Оптина пустынь мужской монастырь (Калужская область)

Оптина пустынь мужской монастырь расположен на окраине города Козельск Тульской области. Согласно преданию, монастырь был основан в 14 веке раскаявшимся разбойником Оптой, ставшим монахом и первым игуменом под именем Макария.

Долгие годы Оптина пустынь была небольшим провинциальным монастырем. Самые тяжелые времена наступили при царе Петре I. Этот монастырь планировалось закрыть. Однако в 19 веке монастырь Оптина Пустынь стал одним из духовных центров России.

В Оптиной пустыни на протяжении всего XIX века существовала традиция святых старцев, которая привлекала тысячи паломников со всей России. В Оптиной пустыни за сто лет было более десяти святых старцев, которые принимали и учили приходящих к ним людей. Старец – это монах, обладающий даром духовного видения и руководства.

Монастырь Оптина Пустынь со стороны Козельска

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм — главный храм Оптиной пустыни старцы Оптиной пустыни. Великий русский писатель Федор Достоевский писал, что большое влияние на него оказало паломничество в Оптину пустынь. После этого он написал роман «Братья Карамазовы», где прототипом старца Зосимы был оптинский старец Амвросий. Несколько раз Оптину пустынь посещал Лев Николаевич Толстой. Последний раз он посещал монастырь в 1912. После этого он сел в поезд, но вынужден был сойти с него по болезни на станции Астапово, где и умер через 7 дней.

Основателем духовной школы старцев в Оптиной Пустыни был старец Леонид (Лев Наголкин). Его учениками были великие оптинские старцы преподобные Макарий и преподобный Амвросий. Старец Амвросий (1812-1891) распространил свое духовное влияние по всей России, и молитва оптинских старцев получила широкое распространение.

Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург)

Часовня Ксении Блаженной находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Ксения Блаженная – небесная покровительница города, со святыми Александром Невским и Иоанном Кронштадтским.

Ксения Блаженная родилась в первой половине 18 века. Точный год ее рождения неизвестен. В молодости она вышла замуж за придворного певца Андрея Петрова, но овдовела в 26 лет. После этого она облачилась в его одежды и посвятила свою жизнь Богу, став юродивой (блаженной). Она сказала, что Ксения мертва, а Андрей Петров жив. Более 40 лет она была бездомной странницей, молясь за людей и помогая им. Особенно много было рассказов о том, как молитва Ксении помогла в устройстве семейной жизни. Большинство молодых людей, которые приходят в часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище, теперь спрашивают ее об этом.

Много народа всегда приходит помолиться Ксении Блаженной

Придя в часовню Ксении Блаженная трижды обходит ее вокруг

Долгое время на Смоленском кладбище была только небольшая могила Ксении. На плите было написано: «Кто меня узнает, пусть вспомнит мою душу во спасение души своей». В 1902 году над ее могилой была возведена часовня. В 1988 году Ксения Петербургская была канонизирована.

В настоящее время в Часовню Ксении Блаженной всегда приходит много людей. Многие приезжают сюда в паломнические поездки из других городов. Чтобы войти в часовню и поклониться мощам Ксении Блаженной, придется выстоять несколько часов в длинной очереди, поэтому лучше приходить сюда рано утром.

Свято-Иоанновский монастырь (Санкт-Петербург)

Свято-Иоанновский монастырь расположен на набережной реки Карповки на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. Иоанн Кронштадтский – покровитель Санкт-Петербурга.

Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в селе Сура Архангельской губернии. Со временем он стал очень известным проповедником. Многие говорили, что слушали его проповеди «со слезами на глазах», а в церковном предании он именуется «великим молитвенником, провидцем и чудотворцем». Он принял последние исповеди российских императоров Александра II и Александра III.

Мощи Иоанна Кронштадтского хранятся в гробнице Ильи и Феодоры в нижнем приделе Иоанновского монастыря

Главный храм монастыря построен в византийском стиле, имеет 5 куполов. С западной стороны пристроена пятиъярусная колокольня. В 1901 году на первом этаже строящегося храма была освящена церковь св. Иоанна Рильского, покровителя св. Иоанна Кронштадтского.

В 1903-1908 годах в подклете была устроена небольшая церковь-усыпальница. Иоанн Кронштадтский скончался 20 декабря 19 года.08. На следующий день был освящен главный храм Иоанновского монастыря, а на следующий день отец Иоанн был погребен в гробнице в подвале. Русская Православная Церковь канонизировала святого Иоанна Кронштадтского в 1990 году.

Псково-Печерская Лавра (Псковская область)

Псково-Печерская Лавра расположена в 50 км к западу от города Пскова, в селе Печеры. Псково-Печерский монастырь часто называют Лаврой, что подчеркивает его значение для Русской Православной Церкви.

Официально в России всего две Лавры — Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге. Однако Лаврой называют также Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь с многовековой историей. За всю свою историю он ни разу не закрывался.

Монастырь был основан святителем Иоанном в 1473 году, который выкопал первую пещеру в склоне оврага. С тех пор здесь появилось множество пещер. Слово «Печеры» в переводе с русского означает «Пещеры». Внутреннее устройство Псково-Печерской Лавры весьма оригинально. Все постройки и церкви монастыря построены на склонах глубокого оврага. Войдя в монастырь через Главные ворота, вы увидите дорогу, идущую вниз по дну оврага, а в низине расположено несколько храмов и построек монашеских келий.

Соборы и храмы Псково-Печерского монастыря

Храмы Псково-Печерского монастыря стоят на склонах оврага, окруженного крепкими стенами

Главный храм Лавры — Сретенский собор. В нем есть чудотворные иконы, а рядом вход в пещеры (подземные ходы), где захоронены монахи монастыря. Псково-Печерская Лавра похожа на Киево-Печерскую Лавру. В обоих монастырях есть случаи захоронения монахов, многие из которых канонизированы. Обязательно прогуляйтесь по крепостным стенам Псково-Печерского монастыря.

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Казанский собор расположен на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В нем хранится чудотворная копия Казанской иконы Божией Матери. Поклониться иконе всегда приходит много людей.

На пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова в 1733 году построена церковь Рождества Богородицы. Со временем эта церковь стала и местом празднования побед русской армии.

К концу 18 века храм обветшал, и император Павел I решил построить на этом месте Казанский собор. Он должен был стать одним из крупнейших храмов Петербурга и всей России по вместимости. На конкурсе был выбран проект архитектора Воронихина. Он предложил построить Казанский собор с огромной колоннадой, обращенной к Невскому проспекту. Так решалась проблема строительства церквей на Невском проспекте, так как они были повернуты боком к главной улице города.

Чтимая икона Казанской Богородицы – главная святыня Казанского собора в Санкт-Петербурге

Казанский собор был заложен в 1801 году, а завершен в 1811 году, всего за год до войны с Наполеоном. Его колоннада из 96 колонн похожа на собор Святого Петра в Риме.

Здесь был молебен перед отъездом полководца Михаила Кутузова в 1812 году в русскую армию на войну с Наполеоном. В 1813 году здесь был похоронен Михаил Кутузов.

Главной святыней Казанского собора является чтимый образ Казанской Чудотворной иконы Божией Матери. Сама Чудотворная икона была обретена в 1579 году в Казани. Икона творила чудеса и со временем стала одной из самых почитаемых икон на Руси.

В том же 1579 году с иконы была изготовлена ​​и отправлена ​​Ивану Грозному в Москву, где она хранилась в Казанском соборе на Красной площади. Петр I перевез эту копию в Санкт-Петербург. К тому времени реплика тоже считалась Чудотворной. В 1904 г. была ограблена церковь в Казани, а сама Казанская икона исчезла. Сейчас в России есть только почитаемая копия иконы Казанской Богородицы, которая хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Тихвинский монастырь (Тихвин)

Тихвинский монастырь расположен в 220 км к востоку от Санкт-Петербурга. В нем хранится одна из самых почитаемых в русском православии икон Пресвятой Богородицы – Тихвинская икона. Многие люди всегда приезжают сюда в паломнических поездках. Недалеко от Тихвина находится Александро-Свирский монастырь, куда также приезжает много паломников.

По преданию, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Почти полторы тысячи лет он хранился в Константинополе. Однако в конце XIV века икона стала являться жителям деревень на юге Ладожского озера, пока не достигла берега реки Тихвинки. Это было место, где была найдена икона. Константинополь еще не пал перед турками, но уже терял статус центра православия.

По преданию, Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Тихвинском монастыре, написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы

Каменный Успенский собор в Тихвинском монастыре построен в 1510 г. Царь Василий III

В 1383 году на месте иконы была построена деревянная церковь, а в 1510 году царем Василием III здесь был построен каменный Успенский собор. С тех пор все русские цари приезжали в Тихвин с паломничеством для поклонения чудотворной иконе. В 17 веке почти все постройки монастыря были построены из камня.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны немецкие войска захватили Тихвин. Отступая, икону взяли с собой. В Риге икона досталась епископу Иоанну. В 1949 году он переехал в США и стал архиепископом Чикаго. Икону он взял с собой. Он завещал передать икону обратно в Тихвинский монастырь, как только она будет восстановлена. В 2004 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь.

Троицкий монастырь (Муром)

В Троицком монастыре, расположенном в центре древнего города Мурома, хранятся мощи святых Петра и Февронии. На Руси они всегда считались покровителями Семьи и Брака. День Петра и Февронии, 8 июля, отмечался в России до 1917 года как День влюбленных (тогда в России не было Дня святого Валентина).

Петр и Феврония жили в 13 веке. Существует легенда, что муромский князь Петр, когда-то заболевший проказой, так и не смог от нее вылечиться.