Содержание
Карта высот центра Москвы
Авторская статья Константина Коновалова о семи холмах Москвы и о том, изменить Красную площадь, чтобы город стал удобным для людей.
Константин Коновалов:
Я уже давно хотел сделать удобную карту высот Москвы, чтобы комфортно ездить на велосипеде в незнакомых частях города. Да и чтобы друзьям, начинающим использовать велосипед в качестве транспорта, было проще объяснить, как лучше строить маршрут. Не многие осознают, что для велосипедиста важнее перепады высот, чем кратчайший путь. В этом посте я немного расскажу про карты высот и как нужно изменить Красную площадь, чтобы город стал удобным для людей.
OpenStreetMap с данными о высотах
Я пытался работать с разными выгрузками данных о высотах с различных картографических сервисов. Но эти данные были недостаточно точны и шаг горизонталей был слишком большим, да и не точным, не дающим представления о резких подъемах и спусках, таких как Рождественский бульвар.
Этим летом пришла идея, что есть смысл поискать данные не в современных веб сервисах, а в старых картах города. До революции качество карт было довольно высокое. И при этом еще не было автомобильного движения. Кареты, телеги и конки люди катили сами или с помощью лошадей. А значит вопрос перепада высот в таком холмистом городе как Москва стоял очень остро. Я довольно быстро нашел карту 1888 года, точно описывающую рельеф столицы.
План Москвы составлен на основании тригонометрической сети по съемке и нивелировки города в 1874-77 годах Н.Н. Смирновым и Д.П. Рашковым (2-ое издание Московской Городской Думы 1888 год)
Кто-то скажет, что это же старая карта, многое поменялось. С одной стороны да, город уже не узнать, но вот высоты практически не изменились, конечно, где-то переместились мосты через Москву-реку, а следовательно и рельеф в этих местах немного подкорректировался, но на самом деле никаких серьезных изменений в рельефе за полтора века не случилось. И это моё самое классное открытие в этом проекте.
Одним летним днем я сел под дерево в саду Эрмитаж и на ноутбуке перерисовал высоты со старой карты. А потом выдавил в трехмерную модель рельефа города.
3D модель высот Москвы
Семь холмов Москвы
Более светлые участки это вершины, темные — низины. Частая лесенка горизонталей — резкие перепады высот. Эта визуализация помогла мне быстро разобраться самому в некоторых местах города и различить основные холмы и способы на них въехать на велосипеде с минимальными усилиями.
Кстати о холмах. До сих пор многие любят повторять, что Москва это город на семи холмах, но мало кто знает где эти холмы находятся.
В действительности это всё не правда, где-то с 16 века стали про семь холмов упоминать, да и то лишь для того чтобы подчеркнуть связь Москвы и Рима. Я отметил на карте места, где находятся эти холмы. Легко заметить, что большинство из них это лишь части более крупных холмов.
Семь холмов Москвы
Мне лично интересно, что в действительности на самых высоких точках основных холмов внутри Садового кольца находятся два архитектурных памятника. Самой высокой точкой является внутренняя сторона Сретенского бульвара, в этом месте стоят здания страхового общества “Россия”, знаменитые не только своей архитектурой и жильцами, а тем, что здание строилось как автономное со своей собственной электростанцией в подвале, прототипом кондиционера, отоплением и даже с артезианским колодцем глубиной 45 метров. И при этом для строительства выбрали самую высокую точку. Может на случай полного затопления всего города? Не знаю. Но интересное совпадение. А на втором самом высоком холме находится конторский дом Сытина, который пережил нашествие Наполеона, а в 1979 году даже был передвинут на 33 метра в сторону.
Объезд холмов
Но вернемся к изначальной велосипедной теме. Карта высот нужна для построения маршрута и для проектирования велоинфраструктуры. Как строить маршрут по карте высот разобраться не сложно. Возьмем, например, один из самых неприятных участков велодорожки Бульварного кольца — Рождественский бульвар. Это один из самых заметных холмов в центре города. Те кто постоянно ездит на велосипеде, знают, что лучше держаться стороной и сразу продумывать маршрут вне этого участка, хоть и на Рождественском бульваре есть велодорожка.
Красный пунктир — резкий подъем, белые линии — велодорожки, желтые — линии объезда.
Чтобы не пришлось въезжать в слишком резкую гору можно проложить альтернативные маршруты (маршрут 1 или маршрут 2 на картинке), которые будут иметь более равномерное распределение перепада высот на своей длине, что снизит физические нагрузки.
Белая линия — маршрут по бульварам, желтая — альтернативный маршрут. Карта ориентирована на запад.
Карты высоты могут помочь объехать небольшой участок, а могут предлагать альтернативные пути минуя многокилометровые холмы. Например, если вы находитесь на Кропоткинской (точка А), а вам нужно добраться до Трубной (точка B), то самый логичный маршрут, что приходит в голову, это поездка по бульварному кольцу, да там еще и велополоса местами есть, кажется, что решение не плохое, но на самом деле есть более спокойный вариант движения. Можно поехать вдоль устья реки Неглинка, которая сейчас течет в трубе и таким образом объехать холм. Движение же по бульварному вас приведет на вершину одного из самых высоких холмов Москвы, на Пушкинскую площадь. А значит большую часть пути при этом придется ехать вверх, что не самое лучшее решение. Да и по дороге придется перетаскивать велосипед через подземный переход под Новым Арбатом.
Проектирование велоинфраструктуры
За последние годы мэрия Москвы много сделала для появления велоинфраструктуры в городе. Это очень хорошее начинание в сторону экологического и здорового города. Но, к сожалению, есть и обратная сторона. Город строит много велодорожек, но они все появляются в хаотичном порядке, они не связаны друг с другом. То есть они не образуют единую сеть с помощью которой можно добраться из точки А в точку Б. Когда вы едите по городу на велосипеде, вам может попасться несколько велодорожек по пути, но основное время вы будете двигаться по неприспособленным к велодвижению улицам.
По отчетам мэрии в Москве уже более 200 километров велодорожек. И это одна из главных проблем и недопониманий между мэрией и велосипедистами. В мэрии думают, что чем больше дорожек будет построено, тем более велосипедным станет город, но в реальности всё не так. Люди не поедут по велодорожкам как в Амстердаме, пока эти дорожки не будут связаны между собой в единую понятную сеть. Дорожки из ниоткуда в никуда никому не нужны, кроме людей, пишущих отчеты о километрах построенных дорожек в городе.
Москве нужные магистральные велодорожки, которые должны связывать части города между собой, быть максимально выпрямленными и сходиться в центре. А так же нужны второстепенные дорожки, которые будут проникать в кварталы и соединять магистральные линии между собой, образовывая единую непрерывную сеть.
Карта с основными POI
Вернемся к карте высот. Чем она может помочь в проектировании и обосновании строительства велодорожек? Давайте взглянем на текущее состояние “сети” велодорожек в центре Москвы.
Действующие велодорожки
Вот так выглядят существующие велодорожки в городе. Да, они помогают строить некоторые маршруты, но они идут из ниоткуда в никуда, да еще и по холмам вверх вниз, а порой просто прерываются парковкой. А следовательно велосипедистов на них не так много, как хотелось бы.
Поэтому люди пока не готовы пересесть из машины или метро на велосипед. Для того чтобы для многих людей велосипед смог стать реальной транспортной альтернативой нужно создать умную сеть велодорожек, которая будет соединена между собой, а так же будет комфортно огибать резкие подъемы рельефа.
Красная площадь
Сейчас на Красной площади совсем запрещено ездить на велосипеде, никто даже не знает причины этого запрета. Но полиция постоянно пытается останавливать там велосипедистов.
Если внимательно взглянуть на карту высот, то видно, что Красная площадь это низина холма, который можно хорошо объехать по ней, чтобы направится к Новокузнецкой или к Котельнической набережной. Но сейчас там не то что инфраструктуры нет, там просто нелепый запрет на движение велосипедов и запрещающие знаки висят.
Я бы хотел обратиться к мэру города, ФСО и руководству транспортного комплекса с предложением о развитии велотранспорта. Если от Цветного бульвара до Добрынинской (через Красную площадь) проложить прямую магистральную велодорожку, то она соединит две части города. С тех пор как в 30-х годах построили здоровенные мосты для автомобилей (Большой Каменный, Большой Москворецкий и Большой Устьинский) вместо комфортных старых мостов город разорвался на две части, между которыми пешеходу можно передвигаться только на метро нормально. Но если начать развивать велоинфраструктуру и перебросить велодорожки между двумя частями центра столицы, хоть и по этим автомобильным мостам, то велосипедный и пешеходный трафик возрастет.
Магистральная велодорожка через центр города. Белым отмечены существующие велодорожки.
Желтым цветом выделена предлагаемая мною первая магистральная велодорожка через центр. На всем её протяжении перепады высот незначительные, во всяком случае не сильно усложняющие кручение педалей велосипеда.
Половина этой велодорожки уже существует, нужно лишь соединить куски действующих дорожек вместе, а так же соединить её с набережными. Набережные очень подходящее место для велодорожек, потому что перепадов высот нет да и движение почти бессветофорное. Но на них не хватает инфраструктуры и велосипедисты, развивая большую скорость, мешают гуляющим пешеходам. А так же нет наземных переходов из-за чего на набережные тяжело съехать.
Для реализации такой велодорожки нужна лишь политическая воля. На автомобильное движение эта велодорожка почти не повлияет. На юг она может продолжаться по Люсиновской улице к Тульской, где уже существует односторонняя велодорожка, а на север по Олимпийскому проспекту к Фестивальному парку.
После появления такой велодорожки логичным будет ответвление новых магистральных дорожек на запад и восток от Кремлевского кольца.
Город для людей
Город в первую очередь создан для людей, машинам, конечно есть место, но если каждый сядет за руль авто, город встанет. Да собственно сейчас он стоит в пробках весь день. Так что если хоть 5% москвичей пересядут на велосипед, в городе станет легче дышать, и пробки уменьшатся. Я в основном езжу на велосипеде, что в большинстве случаев быстрее, чем на автобусе, такси, и на небольшие расстояния быстрее чем на метро. Но ни каждый сможет ехать по дорогам в крайнем ряду, то и дело натыкаясь на автомобильных хамов. Поэтому процесс перехода на велосипед пока сложен для большинства горожан. Городу не нужны велодорожки, городу нужна связанная продуманная сеть велодорожек.
А пока Москва грустит и ждет толпы велосипедистов.
Помимо веловопроса карта высот отвечает почему этим летом затопило Малую Бронную. Да, ливневая канализация Москвы не в самом лучшем состоянии, но если вы посмотрите на карту высот, увидите, что подтопленный кусок Малой Бронной, так же как и Патриарший пруд находятся в небольшой низине и там свойственно воде скапливаться. А следовательно мэрии следует обратить внимание на ливневую канализацию именно в таких местах в первую очередь.
Это картографическое исследование я проводил по собственной инициативе этим летом. Я разобрал только центральную часть города, но думаю нормальную карту высот можно собрать и для всей Москвы. Нужно лишь время.
Автор | Константин Коновалов |
Карты Москвы в разные годы истории
Шаг за шагом в своей истории Москва укреплялась, менялась и расширялась. Менялись и карты города от карт древнего Кремля до современных широких размеров крупного мегаполиса.
Древняя Москва
В древние времена Москва представляла собой город, окруженный стенами Кремля, вокруг которого располагались деревни и сёла.
XII-XV века
Карты Москвы XII — XV веков — Исторические реконструкции Московского Кремля XII — XV веков, с дней первого упоминания в летописи, в виде схемы-плана, выполненные в 1960 году архитектором А. И. Хамцовым.
XVI-XVII века
Карты Москвы XVI — XVII веков — схематические, хорошо проиллюстрированные по тем временам рисунками, карты Кремля, составленные различными послами иностранных государств.
Старая Москва
Москва постепенно расширялась, выходя своими границами за стены Кремля, на месте деревень появлялись дома и более крупные строения, а бывшие дороги между деревнями становились улицами.
XVIII век
Карта Москвы XVIII века — Мичуринский план Москвы 1739 года.
XIX век
Карта Москвы XIX века — иллюстрированная схема-план города Москвы, нарисованная чертежником Орловским в 1882 году.
Начало XX века
Карта Москвы начала XX века — карта-план города книжного издательства А. Я. Петрова, ул. Тверская, дом Борисова. Была издана, как приложение к «Всеобщему путеводителю и справочнику по Москве и окрестностям 1911 года
Советская Москва
Столица Советского государства стремительно росла и укреплялась, разрастаясь на жилые районы, промышленные сектора, обрастая мощной городской инфраструктурой.
1920-е годы
Карта Москвы 1920-х годов — карта-схема города Москвы, опубликованная в виде приложения к адресной книге «Вся Москва» издательства Московского коммунального хозяйства в 1927 году.
1930-е годы
Карта Москвы 1930-х годов — карта, изданная геодезической конторой отдела городских земель МосСовета и отпечатана на 2-й Картографической фабрике ГУГСК НКВД СССР, 1938 г.
1940-е годы
Карта Москвы 1940-х годов — карта Москвы, изданная в 1943 году и составлена на основе карт генерального штаба по состоянию местности и границ города на 1940 год.
1950-е годы
Карта Москвы 1950-х годов — Карта была издана в виде иллюстрированной схемы издательством МОСГОРИСПОЛКОМА, архитектурно-планировочным управлением МОСГОРГЕОТРЕСТ и отпечатана в 1957 году на Минской картфабрике.
1960-е годы
Карта Москвы 1960-х годов — карта была подготовлена картографическим отделом Мосгоргеотреста, отпечатана в 1966 году в издательстве мысль в виде приложения к московскому путеводителю.
1970-е годы
Карта Москвы 1970-х годов — cхема-план города Москвы по состоянию на март 1974 года был подготовлен картографическим отделом МОСГОРГЕОТРЕСТ, напечатан в издательстве «Московский рабочий» в крупном тираже 1 000 000 экземпляров
1980-е годы
Карта Москвы 1980-х годов — подробная карта Москвы была составленна по материалам топографических съемок, производственным картосоставительским объединением «Картография» в 1989 году.
Современная Москва
Столица Российской Федерации Москва продолжает не только расширяться, но и расти в высоту. Появляются высотные здания коммерческих и жилых секторов, многие из них смелых дизайнерских решений. Современный облик столицы теперь совмещает прежний исторический кольцевой с радиальными строениями вид в современной структуре города-мегаполиса..
1990-е годы
Карта Москвы 1990-х годов — Карта-схема города для путеводителя по культурным объектам города Москвы с указанием наименований примечательных объектов города.
2000-е годы
Карта Москвы 2000-х годов — карта со световой подсветкой изнутри располагалась в вестибюлях возле касс метро. Наложенная на улицы города схема линий метро указана приблизительно. На карте уже видна часть открытого участка 3-го транспортного кольца.
XXI век
Карта современной Москвы — современная карта постоянно строящейся и расширяющей свои границы Москвы.
Москва (Москва, Moskva), карта города, 1934 — Waldin
Москва (Москва, Moskva), карта города, 1934 — Waldin — Avenza Maps
Получить приложение. Получите карту.®
Описание:
Старая старинная карта Москвы 1934 года, находившаяся в России, затем в Советском Союзе, выпущенная издательством Моссовета, в масштабе 1:25 000. Это обработанное цифровым способом изображение является частью коллекции Discus Media 1900.
Будьте уверены, что на купленном и скачанном изображении не появится размытие или подобное искажение изображения, даже если предварительный просмотр карты на этой странице выглядит размытым, поскольку он приведен здесь только для предварительной оценки.
Ищете ценный и оригинальный подарок? Купить эту карту на высококачественной плакатной бумаге или поликоттоновом холсте различных размеров можно в нашем интернет-магазине http://www.discusmedia.com/maps/moscow_city_maps/6650/
Цена:
$
3,99
долларов США
Поставщик: Валдин
Категория: Турист
Мероприятия: Экскурсии по городу
Опубликовано: 1934 г.
Язык: русский
Размер: 54,2 МБ
Посмотреть все карты Waldin
Карты, приобретенные здесь, можно просматривать только в
приложение Avenza Maps для iOS и Android.
Предварительный просмотр и охват:
Приложение
Как это работает
Функции
Часто задаваемые вопросы
Получить карты сейчас
Блог о картах Авензы
В прессе
Специалисты
Карты Авенза Pro
Отрасли
Для правительства и военных
Для некоммерческих организаций
Управление подписками
Уровни подписки
Часто задаваемые вопросы
Филиалы
Как это работает
Преимущества
Часто задаваемые вопросы
Получить карты
КОРЗИНА
МОЙ СЧЕТ
Avenza Systems Inc. © 2022. Все права защищены.
Avenza Maps™ является торговой маркой Avenza Systems Inc.
Юридический
Политика конфиденциальности и файлов cookie
Получить приложение. Получите карту. ®
Официальные туристические карты Москвы (PDF)
В этой статье вы найдете подборку из 10 официальных туристических карт Москвы в формате PDF, которые вы можете скачать и распечатать. «Москва для туристов», «Музеи Москвы», «Москва для детей», «Экскурсии по Москве» или «Арбат, душа Москвы» — так называются некоторые из этих официальных карт, изданных по заказу Мосгоркомитета по туризму и туризму. Гостиничная индустрия.
В этой статье я сделал подборку самых интересных туристических карт Москвы, которые вы можете скачать и распечатать для подготовки к поездке в российскую столицу. Большинство карт снабжены подробными маршрутами городского метро, важными телефонами и мини-словарем основных слов на русском языке.
- Скачать карты Москвы (PDF)
Я расскажу о…
- 1. Туристическая карта центра Москвы
- 2. Москва для туристов
- 3. Музеи Москвы
- 4. Экскурсии по Москве
- 5. Москва для детей
- 6. Арбат, душа Москвы
- 7. Литературные бульвары Москвы
- 8. Театры студенческой жизни
- 9 в Москве
- 10. Тверская улица в Москве
1. Туристическая карта центра Москвы
Туристическая карта самого центрального района Москвы (Красная площадь и ее окрестности) с информацией об основных музеях, церквях, театрах , общественные парки и расположение туристических информационных центров, а также карту Московского метрополитена.
2. Москва для туристов
Туристическая карта города в высоком разрешении с основными музеями и достопримечательностями города, где также можно найти карту Кремля и мини-словарь русского языка для туристов.
3. Музеи Москвы
Туристическая карта основных музеев города: адрес, сайт, время работы и закрытия.
4. Экскурсии по Москве
Карта с маршрутами экскурсий по центру Москвы с посещением основных туристических достопримечательностей.
5. Москва для детей
Если вы едете в Москву с детьми, то на этой карте вы найдете все самое интересное для самых маленьких: парки, сады, зоопарки, цирки, детские музеи, рестораны и т.д.
6. Арбат, душа Москвы
Туристическая карта одного из самых знаковых и туристических районов Москвы, улицы Арбат, с пешеходным маршрутом 3 км (1,5 часа).
7. Литературные бульвары г. Москвы
Туристическая карта с маршрутом 4,4 км (около 2,5 часов) по литературным бульварам Москвы.
8. Театры Москвы
Туристическая карта с пешеходным маршрутом для осмотра театров Москвы (4,6 км, продолжительность 2 часа).
9. Студенческая жизнь в Москве
Туристическая карта с путешествием на 7 километров (4 часа) по студенческим средам Москвы, по берегам Москвы-реки.
10. Москва, Тверская улица
Описание туристического маршрута по Тверской улице, главной и самой известной жизненно важной артерии Москвы.