Кусково картинная галерея: Портретная галерея усадьбы Кусково

Содержание

Портретная галерея усадьбы Кусково

 

 

 

Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.

Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.

В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности  — образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.    

В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только  четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых  и князей Черкасских, —  были представлены в галерее  на правах родственных связей.В  основном же галерею составили портреты российских и  европейских «славных особ», размещенных в соответствии  с избранными  графом системой и количеством: 

   —  сорок одно изображение    представителей  отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича;  причем центр галереи – вне рамок хронологии, — занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла  Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;

   —  сорок шесть  портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, 

  —  и сорок один  – императоров, королей и правителей Западной Европы.

Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом   Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно  оценкой занимаемого  места в исторически значимых событиях.

Для Портретной галереи  в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в  котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано.   Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов

К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.

Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически  полностью сохранившаяся кусковская  галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной  коллекцией  в ряду некогда существовавших подобных  усадебных  собраний.

Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи:  в центральном зале размещались портреты российских монархов,  в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.

Принцип собирательства  шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике.   Граф вывозил  в Кусково достойные его  галереи  портреты из своих имений  и столичных домов;  требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам   создать копии с нужных ему изображений.  Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников  — от известных авторов до  неизвестных крепостных, – и западноевропейских  мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века  была весьма распространена. В отношении подобных собраний  качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя  оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии». 

В то же время будущая  галерея  изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то  в иконографическом. К редким типам изображений  можно отнести  отдельные  монаршие портреты,  такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и  «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности:  патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого;  ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом:  четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини  Гессен-Гомбургской, а также  португальских и датских королей.

Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты  на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь  королевских  портретов немецкого художника Г. Швейкхардта (1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был  и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника  Алессио Эрарди (1669-1727).

Портретная галерея Шереметевых, созданная  на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных  собраний  русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.

История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного  собрания произведений живописи  сосредоточились  как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности  парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений  расхожих «типов»  до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.

 Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:

российские монархи и члены их семей,

российские государственные деятели,

представители западноевропейских правящих династий.

Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.

Собранная  П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и  послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем  Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия  «Диплома  Академии художеств» (Российский государственный исторический архив).  

Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII— одним из раритетов основного собрания Шереметевых.     

Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,  аналогичных  нашедшим отражение впервых описях 1787 года.

Выставка сопровождается каталогом: Л.Сягаева, А. Муковоз.  Каталог «Портретная галерея усадьбы Кусково». М., «Трирона», 2015.- 360 с., цв. ил.                                        

  

Узнайте о выставке больше  

Выставка «Портретная галерея усадьбы Кусково. Русские придворные».

Музей

  • 1 Отзывы
  • Бесплатно

Только на Русский

Поделиться

Загрузите тур на телефон:

Экспонаты

Экспонаты с озвученной историей

Предоставлено

Блог об истории и архитектуре русской усадьбы
Все аудиогиды

Смотрите также

  • ru

Россия  •  Москва

Летопись Русской Усадьбы. Подмосковье

  • ru

Россия  •  Москва

Музей-усадьба «Кусково». Дворец

  • ru

Россия  •  Москва

Тур по дворцовой усадьбе «Кусково»

  • ru

Россия  •  Москва

Вокруг Кусково

  • ru

Россия  •  Москва

Выставка «Портретная галерея усадьбы Кусково. Западные монархи».

  • ru

Россия  •  Москва

Выставка «Портретная галерея усадьбы Кусково. Российские цари и императоры».

  • ru

Россия  •  Москва

Музей-усадьба «Кусково». Итальянский домик

  • ru

Россия  •  Москва

Музей-усадьба «Кусково». Голландский домик

Отзывы

Я оцениваю этот тур

A minimum rating of 1 star is required.

Ваше имя

Please fill in your name.

Комментарий (необяз.)

Leave this field blank

Открыть в приложении

Events – Lump

18 июля 2022 г.

ОБМЕН ИСТОРИЯМИ Пятница. 22 июля, 19:30–21:00 «Истории абортов 2022» – это интерактивный художественный проект, основанный Кассандрой Нейенеш @CassandraNeyenesch и Каролиной Франко @dra.wc_franco, который предоставит Lump в качестве безопасного, непредвзятого пространства для всех, кто чувствует себя перемещенным в поделиться своей личной историей аборта. Вас не будут записывать без вашего разрешения, но вы можете указать в разделе заметок формы регистрации (ссылка ниже), согласны ли вы на документирование вашей истории в видео- или аудиоформе. Мероприятие по рассказыванию историй предназначено абсолютно для всех, кто хочет поделиться своим опытом аборта, независимо от того, были ли они беременны или нет. Те, кто предпочитает рассказывать свою историю в частном порядке, могут поделиться ею со слушателем один на один. Вы можете узнать больше об этом продолжающемся проекте ЗДЕСЬ. и тут. Мы особенно приветствуем людей, чьи личности несоразмерно затронуты борьбой за аборты: BiPOC, […]

1 июня 2022 г.

КОММУНЬ НОЧИ Repo Man / Street Trash Пятница, 3 июня, 20:00. Мы очищаем дно горящей бочки с помощью этой двойной функции, и мы никогда не были так взволнованы. Он начинается с Repo Man, культового шедевра Алекса Кокса, саундтрек к которому предлагает безупречное дегустационное меню из Лос-Анджелеса середины 80-х, панка и хардкора, а также высмеивает саентологию глазами Отто, наглого агента по изъятию автомобилей, ставшего панком. Затем, для настоящих фанатов ужасов, мы начнем с «Уличного мусора», уникального грязного фильма о заблудшей партии ядовитой ряби, которая превращает уличных бомжей в неоновые радуги внутренностей. Совершенно оскорбительно. Совершенно грубо. Если вы не видели ни один из этих фильмов, вы должны задаться вопросом, почему они были скрыты от вас, а затем наденьте туфли в эту пятницу и отправляйтесь к Лумпу за исправлением. […]

1 июня 2022 г.

12 июня в 19:00 После двух мучительных лет отговорки людей от коллекционирования в помещении, Lump возвращает в пространство экспериментальные музыкальные представления, начиная с Дайан Клак и Шанель Аллесандр. Мы можем позволить звукам снова захлестнуть нас. И хорошо, что мы не слышим через рот, потому что маски по-прежнему обязательны в помещении в Lump. У нас есть свободные у дверей.

1 июня 2022 г.

КОМ В НОЧИ Действие США / Возвращение живых мертвецов Воскресенье, 3 июля, 20:00. ДВА комка в ночи!? Ну да мужик. Это лето. Мы только что преодолели инфекцию Covid и полны амбиций; смело так, несмотря на затянувшуюся усталость. Во-первых, Джош из Lunchmeat предложил нам свой последний видео-релиз, патриотическую подделку Чака Норриса, которая посрамляет Чака, под названием Action USA. Мы действительно подключим видеомагнитофон и воспроизведем его с успокаивающим разрешением 320 на 240 строк. Что касается второй функции, мы делаем день макияжа для «Возвращения живых мертвецов». Это просто казалось неправильным в ту тихую апрельскую ночь, потому что действие происходит в ночь на 3 июля, так что… «пришлось». Организовано Moviegoer NC и Mystery Meat с приглашенным ведущим Lunchmeat VHS. Осторожно […]

4 октября 2020 г.

28 июня 2020 г.

ЩЕЛЧОК, МЯГКАЯ ОБЛОЖКА, ЗВУК Пока вы изолированы, посмотрите на светлую сторону. Время внезапно кажется таким, каким оно было, когда тебе было десять. Он зевает. Это тянет. Он обнажает, огромные участки самого себя. Это ужасная перспектива, когда вы ребенок, но, зная то, что вы знаете сейчас, подумайте о роскошной реальности, когда у вас есть время, чтобы наверстать упущенное в том журнале развлечений, к которому вы стремились добавить в течение многих лет. Через HIT LIST Team Lump поделится с вами своими любимыми развлечениями. Мы говорим о важном материале, который в какой-то степени определил нашу культуру, как высокую, так и низкую. Так что, если ваш список просмотра исчерпан, вам надоело слушать этого ноющего ушного червя, или вы только что просмотрели последний из серии мякоти Трэвиса МакГи, то заходите каждую пятницу на постоянно растущий список фильмов, книг [… ]

23 марта 2020 г.

FÄQUE KNEWS, начало 27 марта онлайн Благодаря COVID-19 мы вынуждены пересмотреть наше использование пространства галереи в тот момент, когда его традиционная функция — внезапная ответственность перед общественным здравоохранением. Как и большинство арт-пространств, Lump закрыл свои двери и ушел в полностью цифровое пространство. Но вместо того, чтобы показывать изображения работ, которые изначально были созданы для того, чтобы их можно было увидеть, стоя на земле, глаза на холсте, Lump вкладывает свою энергию в демонстрацию работ, предназначенных исключительно для цифрового пространства. FÄQUE KNEWS — это первый из серии исключительно цифровых проектов, которые выходят за рамки традиционной выставочной модели. Джеральдо Ривера недавно сказал нам по национальному телевидению, что если мы можем задерживать дыхание более чем на десять секунд, то у нас явно нет вируса Короны. Этот тип […]

8 февраля 2020 г.

НОЧЬ ОХОТНИКА Показ фильма, пятница, 28 февраля, 19:00 Проповедник Роберта Митчема в этой голливудской классике является настоящим злом. Он — комплекс видов, воплощение. Как зверь на охоте в какой-нибудь басне, он двигается медленно и говорит обдуманно, убедительно. Он одновременно и хамелеон, и хищник. И он охотится на детей. Спроецировано в высоком разрешении с новой цифровой реставрации с оригинального 35-мм черно-белого негатива. Бесплатный вход и бесплатный попкорн.

8 февраля 2020 г.

ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ и ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЯ – показ двойного полнометражного фильма, пятница, 6 марта, 19:00 и 21:00 соответственно. Этот маловероятный двойной полнометражный фильм предлагает еще два ракурса на тему комплекса видов Джеффа Уетстоуна. Во-первых: Что происходит, когда группа школьников оказывается на острове без присмотра взрослых? Согласно легендарной одноименной книге (той, которую всех нас заставляли читать в 9-м классе), они регрессируют к базовой природе человека. Сильные правят насилием, а слабые страдают тихо. Но они не становятся тотальными животными. Эти брошенные католики, по крайней мере, сохраняют верность богу. Тот, кто существует во плоти, прямо на острове. Дарвин был бы взволнован и встревожен. Во-вторых: что происходит, когда две студентки колледжа решают лишиться девственности? Ничего похожего на то, что вы увидите в «Порки» или «Американском пироге». Познание плоти, возможно, один из самых хитрых и огорчающих фильмов […]

8 февраля 2020 г.

Выступления MILLIE и FLOOR MODEL в пятницу, 13 марта, в 20:00 Еще больше экспериментальной музыки от двух эффектно гипнотических исполнителей.

Press-комки

11.01.20

Uncharted Territy: Dump Gallery в 25 лет

от Colony Litt Новый журнал Лумпа, «Blount Force»

Брайан Хоу


03.13.19

, забрав Trash, художник Кэлвин Бретт, украшает улицы и галереи Дарема

от Noah Rawlings


05.02.18

9002

Брайан Хоу


15.03.18

Познакомьтесь с новым директором Lump Эйприл Чайлдерс на ее выставке в галерее0053

Давно работающий Raleigh Gallery Link To Leadership в этом месяце

от Indy Arts


08.02.17

Tyler Jackson’s Выставка на комки.

06.02.17

Кармен Нили рассказывает о своей жизни в «17 футах» в Lump

Майка Уильямса0043

Любовный комочек? Спасибо Келли МакЧесни, которая закрывает свою галерею Flanders, чтобы спасти ее. по Крис Витиелло


12.02.16

Интервью с Биллом о его работе в Lump.

Ком в горле: последняя выставка Билла Телена в его основной галерее в Роли открывается сегодня вечером0050

29.10.15

Отличный обзор Dress/Shield на Art F City.

Мы отправились в Северную Каролину, часть 1: CAM, Lump and Flanders Gallery  by Пэдди Джонсон и Майкл Энтони Фарли

Lump вспоминает свое двадцатилетие  от Acid Rain


0.10.15

Отличная статья о Lumpxx и нашем 20-м сезоне

Кому исполняется 20 лет: как важная ранняя галерея и коллектив Рэли зажгли сонную арт-сцену Юга by Крис Витиелло

Обзор шоу Харрисона Хейнса в Independent.

В галерее Lump and Flanders Харрисон Хейнс, Крис Уоттс и Аарон Фаулер разрушают миф о сольном художнике.

Год в обзоре: В визуальном искусстве треугольника 2014 год был годом подрядчика : Дэвид Коладжованни в Роли на Келли Борнхоф


19. 07.14

Книга Джерстина Кросби «Generation Hex» была рассмотрена в июльско-августовском выпуске Art Papers.


27.11.13

Компания Lump очень рада и горда объявить о включении четырех художников, с которыми она работала над проектами, в биеннале Whitney Biennial 2014 года. Работы Элайджи Бургера (февраль 2012 г.), Тони Льюиса (май 2013 г.), Пола Дрюке (март 2001 г.) и Стива Рейнке (февраль 2012 г.) будут представлены на выставке.

13.03.13

Ненавистный обзор в последнем выпуске Independent

Совместный журнал Hateful захватывает Lump Gallery  от Эми Уайт


31.03.13

Ненавистный обзор в последнем Daylight.

НЕНАВИСТЬ (ТОРИ РАЙТ И ЛИДИЯ МОЙЕР) В LUMP GALLERY ДО 31 МАРТА 2013 ГОДА  от Элин О’Хара Славик

В галереях – создано крипом в Good Citizen by Джессика Баран


18.03.12

Картина Николаса Франка Spiraling Jeté (Down) в обзоре Эми Уайт в Independent.

Николас Франк совершает прыжок в мифологию самого себя в Lump by Эми Уайт


02.11.12

Анальная свастика против Холокоста гениталий представлена ​​на artloversnewyork.

АНАЛЬНАЯ СВАСТИКА vs. ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХОЛОКОСТ !!  на  Нэнси Смит


10.12.11

На Tiny MixTapes был хороший обзор о фестивале All Day/All Night в Lump во время классиков.

Классики 2011 «Лопатин убил». by Мэтью Хорн


10.04.11

Билл дал интервью журналу Go Magazine о Роли и чем заняться.


23.06.11

Отличный обзор Drop City in the Independent Эми Уайт.

Team Lump из Raleigh и New Orleans The Front отдают дань уважения Drop City by Amy White0043

EJ Hauser, Perfecto @ Lump Gallery  от Винс Контарино


04.06.11

Хороший пост Венди Ливингстон в блоге Nasher о Дэвиде Коладжованни.


04.29.11

Пост о SwartYouforVisitingTheinternet.net на New Raleigh


03.17.11

NICE Review of Casey Cook’s Exiction Functure в вечернем.

Зимний кудзу, весенние ножи: в «Пещере Адама» и галереях «Лумп» тренд на потепление by Chris Vitiello


01.30.11

Немного прессы перед выставкой Xiu Xiu на Pitchfork.

Xiu Xiu Launch Art Show, Серия футболок by Tom Breihan


01.25.11

Билл опубликовал свою первую десятку за 2010 год в блоге Nasher.

Венди


08.02.10

Прочтите эту замечательную новую статью Линкольна Хэнкока в блоге Art 21.

Почему здесь? Часть 2 by Lincoln Hancock


07.02.10

Pre-show press about the 

Skins & Skeletons  AVA in Chattanooga

‘Skins and Skeletons’ Artist collective Team Lump exhibits in AVA Gallery 

Team Lump’s новая выставка Skins & Skeletons открывается сегодня вечером в AVA в Чаттануге, штат Теннесси. Перед выставкой была пресса, ее можно прочитать здесь.

Вот еще один, и это только что…

Еще один.


06.07.10

Небольшой рекламный ролик о черной сырости в Н&О.


27.04.10

Текст как просмотр изображений и изображений.

Групповая выставка в Lump Gallery борется со словами на Брайан Хоу


03.04.10

Хороший обзор червей — слова Дейва Делкамбра в последнем номере The Independent.

Worms Are the Words at Lump – Духовность и китч  by  Dave Delcambre


02.23.10

River Front Times review of Jerstin Cosby’s show In The Manner of Smoke 

Featured Review: In the Manner of Smoke  by  Jessica Baran


02.01.10

Арт-форум рецензия на выставку Джерстина Косби In the Manner of Smoke.

Джерстин Косби by Айви Купер


01. 01.10

Джейсон Полан на npr

8 Million Portraits In The Naked City  by  Petra Mayer

~and~

A Thirty Second Interview of Jason Polan in MOMA

30 Seconds: Member: Jason Polan  by  Thilo Hoffmann


 

12.30. 09

Плохие сны с участием хороших друзей на фекальном лице

Дэниел Дэвидсон и Джош Рикардс @Lump Gallery by J Crosby

Lump Gallery представляет: Bad Dreams с участием хороших друзей  by  Layne Hutchison


20.12.09

В сегодняшних новостях и обозревателе есть хорошая небольшая статья о Bad Dreams с участием хороших друзей и Lump.


16.12.09

Кристофер Коулман получил премию Metropolis Art Prize за свою анимацию

автора Howard Halle

The Magnitude of the Continental Divides, премьера которой состоялась в апреле в Lump. Его покажут на Таймс-сквер в четверг, 17 декабря, с 19:00 до 20:00.