Содержание
Гамлет
Га́млет — центральный персонаж пьесы Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе он является принцем Дании, сыном покойного и племянником царствующего короля.
Принц Гамлет, чей образ является квинтэссенцией нерешительности и душевных мук, безусловно вне времени, ведь даже спустя сотни лет «быть или не быть» все еще остается одним из самых волнующих вопросов.
Прототипом Гамлета был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг Снорри Стурлусона. Это позволяет делать предположение, что сюжет о Гамлете, вероятно, был предметом ряда древних преданий.
Первый литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Гамлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Саксона Грамматика. В «Истории данов», написанной около 1200 года он сообщает, что эта история произошла ещё в языческие времена, то есть до 827 года, когда Дания приняла христианство.
«Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил всё его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.
У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией. Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рёрика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.
Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.
Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.
Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию. Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.
Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.
Амлет становится королём и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рёрика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являялся его вассалом, и убил его в битве.»
После изобретения книгопечатания были напечатаны тексты Саксона Грамматика. Это привлекло к ним внимание французского писателя Франсуа Бельфоре, который включил сагу о Амлете во второй том «Трагических историй», опубликованный в 1576 году. Повествование Бельфоре в основном повторяет сюжет Саксона Грамматика. Три элемента сюжета были изменены. Во-первых между Фенгоном и Герутой существовала связь ещё при жизни её мужа. Во-вторых, Герута становится соучастником мести Амлета. Она подготавливает всё необходимое для расправы Амлета с придворными. Принц не сжигает придворных, а прокалывает пиками. Король погибает не вместе с придворными. В конце пиршества он удаляется в опочивальню, принц следует за ним и убивает, отрубив голову.
Радзиховский: Пьеса Шекспира «Гамлет» — величайшая в истории мировой литературы
Спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли стал визитной карточкой Театра на Таганке и культовым событием 1970-х. / РИА Новости
Особенно досталось от Толстого «Гамлету». Слабая пьеса без сюжета. Шекспир просто свалил в кучу свои, казавшиеся ему интересными мысли, и не заботясь о правдоподобии, формально связал их тонкой, на каждом шагу рвущейся ниткой. Но так как это априори «Гений Шекспир», то сотни литературоведов, делая вид, что не видят, что принц — голый, пытаются в этой куче найти жемчужные зерна.
Что ж, чем грубее и проще критика, тем в некоторых случаях ценнее.
Вспомним фабулу. Гамлет встречается с Призраком умершего отца, который рассказывает, что его убил брат, Клавдий, дядя Гамлета, который женился на матери-вдове (а до того был ее любовником) и стал королем. Как это возможно в обход законного наследника Гамлета? Пьеса молчит, никто не спрашивает! Так или иначе, Отец завещает ему месть, но Гамлет сомневается — а не соврал ли Призрак, не было ли это, скажем, его галлюцинацией. Для проверки он устраивает сцену «Мышеловка», где актеры разыгрывают убийство Гамлета-старшего и Клавдий бежит с представления. После этого уверовав, что Призрак не соврал, Гамлет: а) пропускает случай убить Клавдия («Он молится. Какой удобный миг! / Удар мечом — и он взовьется к небу, / И вот возмездье. Так ли? Разберем».). Оказывается, это был бы подарок Клавдию — убить в момент молитвы! Нет, надо дождаться, «когда он будет в гневе или пьян. .. Руби его, чтоб он свалился в ад» б) после ряда приключений (Клавдий отправляет его в Англию, он едет, затем возвращается и т.д.) Гамлет… будто забывает обо всей этой истории! Он больше не нападает на Короля, не строит планов — ни убийства, ни восстания (хотя куда менее популярный в народе Лаэрт как раз бунт против Клавдия легко поднимает!), занят какими-то дурацкими играми — спортивным фехтованием на рапирах с Лаэртом и только уже раненый, в безнадежном положении, убивает Клавдия — «ступай отравленная сталь по назначенью !».
Простите, но если прочесть саму по себе эту story, всякий скажет — ну и галиматья!
Кстати, «мышеловка» выглядит сверхглупо: ну да, услышав более чем прозрачные обвинения в убийстве брата, Клавдий, как и любой бы на его месте, психанул — и что? Единственный эпизод «признания обвиняемого» — та самая «молитва Клавдия» (которую едва ли СЛЫШИТ Гамлет!). Если убирать этот монолог Клавдия — а ведь и не такие купюры делали режиссеры — вообще неизвестно, убит Гамлет-старший или это глюки Гамлета-младшего, впавшего в паранойю (или шизофрению). Ну а действия Клавдия по организации убийства Гамлета — всего лишь самооборона от этого опасного сумасшедшего («Пока он жив, нет жизни для меня»).
Однако я и правда считаю эту пьесу величайшей в истории мировой литературы.
Из всех пьес Шекспира «Гамлет» — особая. Не «приключения тела», а «приключения духа», где внешние события — или просто дань почтеннейшей публике (вот вам реки крови и горы трупов, над чем сам Гамлет издевается в сцене с актерами — «рвать страсть в куски и клочья к восторгу стоячих мест»). Или это лишь поводы, «идеальные эксперименты», которые разыгрывает (над собой и другими) Гамлет, чтобы «мысль разрешить».
Действия Гамлета — условны, но сам этот циник-идеалист-невротик — абсолютно живой, и пожалуй, самый глубокий, харизматично-притягательный герой мировой литературы.
Студент Эпохи Возрождения бьется о главные, вечные вопросы. С него-то эти «гамлетовские вопросы» и начались, отравили и зажгли европейское сознание. Зачем я живу? В чем смысл, «надо ли» жить? Через 400 лет донеслось русское эхо — «тварь я дрожащая или право имею»? «Русские мальчики» Достоевского без конца спрашивали себя : «Есть ли Бог?» Британский интеллектуал прямо это не обсуждает — даже встретившись с пришедшим с Того Света отцом, он не только не пытается расспросить его «что ТАМ?», но и сам с собой на эти темы не говорит. Однако он (как и Иван Карамазов) — «мира божьего не принимает». «Дания — тюрьма», «весь мир — тюрьма», и как же (зачем?) гнить в тюрьме — «когда так просто сводит все концы удар кинжала!»?
Говоря о «тюрьме», Гамлет повторяет знаменитый Сонет 66: «Тоска смотреть, как мается бедняк и как шутя живется богачу». Шекспир не просто раз и навсегда перечислил там ВСЕ социальные проблемы, о которых говорят философы и революционеры последние 2000 лет, но и выделил ГЛАВНОЕ — «насмешки недостойных над достойным». Звучит вроде наивно, но поскреби любые социальные беды и язвы, и вылезет — чувство гнева и унижения перед издевательски-злорадным торжеством «недостойных над достойным». ОБИДА ЖЖЕТ, потому что у человека есть гордость, инстинкт справедливости. И всякий это прекрасно ощущает.
В Сонете 66 Шекспир отвечает: «Все мерзостно, что вижу я вокруг…/ Но как тебя покинуть, милый друг?» Любовь, только любовь держит человека в этом мире. Ответ эгоцентрика и эгоиста Гамлета куда безнадежней: нет, держит только СТРАХ. «Боязнь страны, откуда ни один/ Не возвращался, не склоняла воли/ Мириться лучше со знакомым злом,/ Чем бегством к незнакомому стремиться».
Но не человеческая гордость, не социальная несправедливость и уж тем более не драка за пост Короля-Тюремщика — главное для Гамлета. Иван Карамазов отвергает социальный мир (тот же Сонет 66 + особо выделенные страдания детей), но на этом его Бунт кончается: Бога «принимаю просто и ясно».
Гамлет же роет куда глубже: не только отношения людей в обществе ужасны. Нет! Он не понимает, «отторгает», можно сказать, ФИЗИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ Мира! Он ошеломлен картиной: Время течет, Дней Связующая Нить скользит сквозь пальцы. Иногда нить рвется. И соединить потом — нельзя.
Главное в «Гамлете» сказано в самом начале. «Королева. Так создан мир: что живо, то умрет/ И вслед за жизнью в вечность отойдет. / Гамлет. Так создан мир./ Королева. Что ж кажется тогда/ Столь редкостной тебе твоя беда? / Гамлет. Не кажется сударыня, а есть».
Вот завязка неразвязываемой драмы.
Смерть Гамлета-старшего — что для всех НЕИЗБЕЖНО, такова Жизнь — то для Гамлета — Катастрофа. Он ХОЧЕТ, чтоб отца убили — виновата чья-то злая воля, и можно пусть не «исправить», но хотя бы отомстить! А если убило просто Время, его неслышное и необратимое Течение за годы конечной человеческой жизни? НОРМАЛЬНО, НЕИЗБЕЖНО = необъяснимо и неисправимо.
У Гамлета нет обычного для всех «механизма привыкания», «задубения Жизнью». Его сознание — на краю, его Флейта в общий оркестр не встраивается.
Об этом — и встреча с черепом Йорика, покруче, чем с Призраком! Его-то уж точно никто не убивал, ну и что? Такой конец ничем не лучше, чем у Гамлета-старшего…
Если дней связующая нить все равно будет разорвана, то ЗАЧЕМ она? Нестерпимо не только СОДЕРЖАНИЕ Мира, но и априорные формы его существования, само Время.
Мы — люди обычные, не гамлеты, мы — из породы гертруд. Но когда сталкиваемся с «Гамлетом», острее ощущаем движение Старого Крота под нашей землей.
Посетите замок Кронборг, также известный как замок Гамлета
Фото: Даниэль Овербек — VisitNordsjælland
Включите замок Гамлета, Кронборг, в свой список мест, которые нужно увидеть во время пребывания в Дании! Если вы ищете, чем заняться недалеко от Копенгагена, или у вас есть больше времени для прогулок, у вас будет достаточно времени, чтобы посетить самый известный замок Дании, увековеченный Шекспиром еще в 1600-х годах.
Замок Кронборг – дом Гамлета
Вот он – настоящий замок, в котором Шекспир поселил Гамлета! Вокруг Шекспира много загадок, и одна из них — посещал ли он когда-либо замок Кронборг. В «Гамлете» Шекспир назвал Кронборг замком Эльсинор. Это стало английским названием Хельсингёра, города, где вы можете посетить Кронборг.
Фото: Jens Herrndorff
История замка Кронборг (Эльсинор)
Замок Кронборг существует в Хельсингёре (Эльсинор) с 1420 года. глава пролива Эресунн. Корабли, заходящие в Балтийское море, платили пошлину в замке Кронборг, а Хельсингёр когда-то был одним из самых важных городов Европы. В 2000 году замок Кронборг стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внутри замка Гамлета: экскурсии по Кронборгу
Вы можете узнать богатую историю замка Кронборг (Эльсинор) во время ежедневных экскурсий. Есть 3 разных тура разной продолжительности, и некоторые из них бесплатны после того, как вы заплатили за вход в замок. Узнать время и стоимость экскурсий можно здесь.
Фото: Jens Herrndorff
Хольгер Датчанин из Хельсингёра (Holger Danske)
Изучение жутких склепов и катакомб замка Кронборг – это отличный опыт. Глубоко под замком вы встретите Хольгера Датчанина (Holger Danske), внушительную каменную статую. Хольгер Датчанин — легендарная фигура в датской культуре. Если у Дании когда-нибудь возникнут проблемы, он проснется со своего каменного трона под Хельсингёром и защитит ее!
Шекспировский фестиваль в замке Гамлета
Каждое лето вы можете насладиться живым исполнением величайших пьес Шекспира от датских и международных компаний, включая Королевскую шекспировскую труппу. На шекспировском фестивале HamletScenen в замке Кронборг проходят шекспировские мероприятия для всей семьи. Отличный летний день из Копенгагена.
Фото: Daniel Overbeck — VisitNordsjælland
Практическая информация
Открыт в Google Maps
Адрес
Kronborg
3000 Helsingør
координаты
Longitude : 12. 621725
Latitude : 56.038966
. Вы найдете замок Кронборг примерно в часе езды по автомагистрали.
Вы также можете добраться на поезде из Копенгагена. Сядьте на поезд DBS до Хельсингёра, который находится в 45 минутах от центрального вокзала Копенгагена.
Если вы едете из Швеции, вы можете сесть на паром из Швеции в Данию между Хельсингёром и Хельсингборгом.
Узнайте больше о замке Кронборг в Хельсингёре.
Читать или не читать, вот в чем вопрос…
…Но ниже мы приводим несколько советов, которые помогут вам определиться с ответом на этот сложный вопрос.
Котировки Гамлета: Дания | SparkNotes
Что ты узурпирует в это время ночи
Вместе с той прекрасной и воинственной формой
В которой величие погребенной Дании
Иногда Шагало? Клянусь небом, заклинаю тебя, говори. (И.и.44–47)
Спектакль начинается со встречи с призраком глубокой ночью возле замка в Эльсиноре. В этих строках Горацио обвиняет Призрака в узурпации ночи (узурпировать — значит незаконно захватить власть) и требует знать, почему призрак выглядит так же, как покойный король Гамлет. Хотя призрак быстро уходит, не ответив, эта таинственная встреча задает зловещий тон и делает мир пьесы миром, в котором сверхъестественные существа могут взаимодействовать с живыми.
По крайней мере, так ходит шепот: наш последний король,
Чей образ только что явился нам,
Был, как известно, Фортинбрасом Норвежским,
Тому уколол прекраснейшую гордыню,
На бой осмелился ; в котором наш доблестный Гамлет
(Ибо так почитала его эта сторона нашего известного мира)
Убил этого Фортинбраса, который скрепленным договором
Хорошо утвержденным законом и геральдикой,
Лишил жизни своей все свои земли. . .
Сэр, молодой Фортинбрас, 9 лет0080 Из неулучшенного мужества, горячего и полного,
Побывал в юбках Норвегии тут и там
Раскинул список беззаконных решимости. . .
Но чтобы вернуть нам, крепкой рукой
И условиями обязательными, те означенные земли
Так отцом потерянным. И это, я так понимаю,
Главный мотив наших приготовлений,
Источник этой нашей стражи, и главная голова
Этой поспешности и рытья в земле. (И.и.79–88; 94–96; 101–106)
В этих строках из начальной сцены Горацио объясняет, что Дания готовится к неизбежному вторжению из Норвегии, поэтому замок в Эльсиноре так усиленно охраняется. Когда-то в прошлом покойный король Гамлет убил короля Норвегии Фортинбраса и захватил его земли. Молодой Фортинбрас, его сын, теперь собирает армию в Данию, чтобы вернуть земли, потерянные его отцом. По иронии судьбы, угроза вторжения практически не играет роли в трагических событиях пьесы, главным образом потому, что королевский двор в Эльсиноре озабочен внутренней коррупцией и предательством. К тому времени, когда Фортинбрас появляется со своей армией в финальной сцене пьесы, датчане уже успели добиться собственной гибели.
Что, если [призрак] соблазнит вас к потопу, милорд,
Или к ужасной вершине утеса
Что жуки над его основанием в море,
И там примут какой-то другой ужасный вид,
Который может лишить ваш суверенитет разума
И вовлечь вас в безумие? Подумай об этом.
Само место кладет игрушки отчаяния,
Безо всякого повода, в каждый мозг
Которое так много саженей смотрит в море
И слышит его рев внизу (I.iv.72–81)
Когда Горацио умоляет Гамлета не следовать за Призраком, он характеризует замок в Эльсиноре как место, которое естественным образом вызывает мысли о самоубийстве. Замок расположен на скале, откуда открывается вид на бушующее море далеко внизу. Горацио утверждает, что у любого, кто смотрит на море в момент отчаяния, может возникнуть соблазн прыгнуть. Его слова оказались пророческими, поскольку Гамлет позже размышляет о самоубийстве как способе избежать своих проблем.
Что-то неладно в Датском королевстве.