Суд древних афин 7: Суд в Древних Афинах, 7 (семь) букв

Содержание

Семинар 7 «Социально-политическое устройство Древних Афин. Важнейшие особенности древнегреческой демократии»

Семинар 7

Проблемы для обсуждения

  1. Важнейшие черты социально-политического устройства Древних Афин.
  2. Уроки суда над Сократом.
  3. Древнегреческая демократия: достоинства, слабости, влияние на социально- экономическое развитие.

Прочитать

  1. Кессиди Ф.Х. Сократ. – Глава I. «Сократ и его время», Заключение.
  2. Платон. Критон.

Вопросы

1. Важнейшие черты социально-политического устройства Древних Афин

  1. Что такое полис? В чем, по мнению Ф. Кессиди, состоит отличие полиса от города-государства?
  2. Охарактеризуйте особенности социального устройства полиса.
  3. В чем состояли важнейшие права и обязанности гражданина полиса?
  4. Дайте объяснение понятиям «демократия», «плутократия», «олигархия» и «тирания».
  5. Опишите функционирование афинской демократической системы в период суда над Сократом.
  6. Какую роль в древнегреческом обществе играла религия?
  7. В чем вы видите важнейшие достоинства афинской демократической системы?

2. Уроки суда над Сократом

  1. Расскажите об основных вехах биографии Сократа.
  2. Что Вы можете сказать о философских взглядах Сократа и особенностях сократовского метода ведения беседы, опираясь на диалог «Критон» Платона?
  3. Что послужило причиной судебного преследования Сократа? Кто и почему в Афинах оказался заинтересован в суде над философом?
  4. Опишите функционирование афинской системы судопроизводства. Охарактеризуйте ее важнейшие особенности.
  5. Почему Сократ был приговорен к смертной казни? Считаете ли вы этот приговор законным и справедливым?
  6. Как вы относитесь к утверждению «большинство всегда право»?
  7. Согласны ли Вы с той позицией, которую Сократ отстаивает в диалоге с Критоном? Обоснуйте свой ответ.

3. Древнегреческая демократия: достоинства, слабости, влияние на социально-экономическое развитие

  1. Какое влияние афинская демократическая система оказывала на социально- экономическое развитие страны?
  2. В чём вы видите достоинства и недостатки афинской демократической системы?
  3. Чем, по вашему мнению, отличается древнегреческая демократия от демократии современной?
  4. Возможна ли и нужна ли в современном мире прямая демократия?


Видеоролик к семинару

«История мира» (Великобритания, BBC, 2012). Отрывок из 2 серии «Противостояния. Первые империи» (возникновение демократии в Афинах).

Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)

 

описание, адрес, время и режим работы 2022

Греция – маленькая горная страна с древней величественной историей и огромным количеством памятных объектов, приобщиться к которым ежегодно стремятся туристы со всего мира. Одной их таких достопримечательностей является Ареопаг в Афинах – место, где в древности собирался орган власти полиса, также именуемый Ареопагом.

В дословном переводе с греческого Ἄρειος πάγος означает холм Ареса. Это историческая местность, с которой связано немало славных событий в истории древних Афин.

Расположение

Areopagus, Афины 105 55, Греция

История названия местности

Есть несколько объяснений происхождения названия холма. По одному из них именно на этом месте (большом камне – по-гречески πάγος «пагос») Олимпийскими богами судился бог войны Арес, который лишил жизни сына Посейдона. Холм назвали Ареопагом в честь Ареса.

Еще одна версия происхождения названия утверждает, что на этом камне воинственные Эринии (подземные богини) совершали суд над убийцами. В пользу этого объяснения говорит тот факт, что у подножия холма располагалась пещера со святилищем Эриний.

Орган власти – Ареопаг

Еще во времена, когда Афинами управляли цари, для качественного решения государственных дел были введены должности архонтов – управителей разными сферами жизнедеятельности. Даже был сформирован орган советников, состоящий из представителей аристократического происхождения. В советники назначались те люди, которые раньше были архонтами. Совет для решения государственных дел собирался на вершине холма Ариса, отсюда и название Ареопаг.

Эволюция Совета Ареопага

В Совет входило 9 человек, которые занимали свои должности пожизненно. После ликвидации в Афинах царской власти Ареопаг сконцентрировал в своих руках огромные полномочия, так как формировал политику полиса, контролировал исполнение законов, являлся судом, влиял на религиозную жизнь афинян.

Совет формировался из представителей аристократии, поэтому и действовал в интересах знатных людей Афин, что неизбежно привело к конфликту между аристократами и простыми жителями государства – демосом.

Противоречия разрешил правитель Афин Солон, который в 594 году до н.э. провел демократические реформы, ограничивающие полномочия Ареопага, а вместе с тем всесилие аристократов и расширяющие права демоса. Часть политической власти Ареопаг потерял при архонте Эфиальте. По реформе последнего, Совет сохранил за собой право контролировать соблюдение законов и отправлять правосудие по отдельным видам преступлений.

После падения демократии в Аттике в конце V в до н. э. Ареопаг вернул все свои полномочия. С возвращением демократии потерял их снова. Ареопаг продолжал деятельность во времена, когда Греция была захвачена Македонией и в Римский период. Он оставался авторитетным органом, но при этом утратил политические функции и не имел отношения к суду.

Интересные факты

  • На вершину холма ведет лестница, ее ступени выбиты в камне. Наверху заметны следы от каменных скамеек – они расположены полукругом. В то время, когда Совет Ареопага вершил суд, перед скамейками лежало два белых камня. Камень достоинства и камень бесстыдства. На первый становился обвинитель, а на другой – обвиняемый.
  • Ареопаг формировался, как элитарная структура, поскольку именно он назначал архонтов, а потом те же архонты становились членами Совета после окончания срока правления Афинами.
  • Высокий суд вызывал в качестве обвиняемых не только простых людей, но и правителей. Так, в убийстве обвинили тирана Писистрата (был оправдан по причине неявки на заседание суда).
  • Суд мог приговорить преступников и к смерти. Ареопаг вынес Сократу смертный приговор за то, что тот не чтил богов и развращал молодежь. Правда, философ не был отдан палачу – он принял смертельную дозу яда.
  • Курьезный случай произошел на одном из судебных заседаний, когда к разбирательству за богохульство привлекли известную в Афинах гетеру Фрину. В ходе слушаний ситуация складывалась не в пользу женщины. Тогда защитник, как последний аргумент в пользу подсудимой, сдернул с ее тела тогу. Суд не осмелился принять обвинительный приговор, так как посчитал, что не вправе это делать. Поскольку боги благосклонны к гетере – они наделили ее прекрасным телом.
  • В 51 году Апостолом Павлом была произнесена речь с вершины холма, в которой тот изложил истоки христианской веры. Бронзовая табличка с текстом речи прикреплена к камню скалы – туристы могут прочитать ее и сегодня. Считают, что Павел приобщил к вере некоторых афинян, среди которых был Дионисий Ареопагит. Он впоследствии стал епископом полиса. У северного склона скалы заметны развалины христианского культового сооружения, которое было построено в средине XVI века.

Достопримечательность на карте Афин

Холм Ареопаг высится в центре города между двумя историческими объектами: Акрополем и Агорой. Путешественнику лучше всего пройтись пешком самостоятельно и исследовать эти три достопримечательности Греции. Начинать путь можно с Агоры – от нее ведет прямая дорога к Ареопагу, а затем и к Акрополю.

Ареопаг огражден невысоким забором, в котором есть несколько входов. Один из них расположен со стороны старой рыночной площади, а другой – со стороны Акрополя.

Как добраться

Если вы находитесь не в центре, то добраться к холму можно на метро (станция Thissio (Θησείο) или наземным транспортом (автобус №№ 025, 026, 027, 035, 227), выходить на остановке Monastiraki (Μοναστηράκι), доехать можно и на троллейбусе №21, остановка Palia Agora (Παλιά Αγορά).

Объект находится по адресу: Греция, Афины, улица Теориас. Если искать место на карте, то, введя в поисковую строку координаты 37.972322, 23.723348, вы сможете точно определить его расположение.

Контактная информация

Ареопаг сегодня не имеет музея и открыт для посещения круглосуточно. У объекта нет телефона, электронной почты и официального сайта. Посетителям не нужно покупать билеты – для всех он доступен бесплатно. Сюда любят приходить афиняне и гости города. С вершины холма (высота 115 метров) открывается прекрасный вид на город и на Акрополь. Отсюда можно сделать отличные фотографии, написать картину или просто отдохнуть на пути к новым достопримечательностям Афин.

Автомобильно-пешеходная

Самая высокая гора Афин, храм Посейдона и целебное озеро — все это на прогулке по столице Греции.

Подробнее

Пешеходная

Путешествие по Афинам с обзором основных достопримечательностей города и посещением Акрополя

Подробнее

Авторская

Пешеходная

Вы увидите три белоснежных мраморных здания со статуями Афины Паллады в самом центре столицы, которые завоевали репутацию передовых архитектурных сооружений города.

Подробнее

Пешеходная

Вы увидите необыкновенный город Пирей — «ворота» Афин. Посмотрите, чем славится этот центр мореходства, познакомитесь с главными достопримечательностями и пройдетесь по набережной.

Подробнее

Показать ещё

Технополис

Подробнее

Парфенон

Подробнее

Агора

Подробнее

Термальное озеро Вульягмени

Подробнее

Площадь Синтагма и эвзоны

Подробнее

Новый музей Акрополя

Подробнее

Эрехтейон

Подробнее

Афинский Акрополь

Подробнее

Вход на сайт

Регистрация на сайте

Восстановить пароль

Афинский суд — Суды греческого права

Повседневная жизнь римлян

Пожалуйста, включите JavaScript

Повседневная жизнь римлян

С 1200 по 900 год до н. э. у древних греков не было официальной судебной системы. В этот период времени, если вы совершили убийство, вас, скорее всего, убьют члены семьи жертвы. Лишь в середине VII века до н. э. что были установлены официальные законы и началась концепция суда присяжных заседателей.

Драко и Солон

В 620 г. до н. э. Драко, первый создатель законов в Древних Афинах, заменил эти семейные распри письменным кодексом, который должен был соблюдаться судом. Первый закон, написанный Драко, устанавливал наказание за убийство изгнанием из страны.

Афинский государственный деятель Солон был назначен официальным законодателем около 594 г. до н. э. Солон написал многие законы, которые использовались в афинских судах. Существовало четыре типа законов: деликтные законы, семейные законы, публичные законы и процессуальные законы.

Законы о правонарушениях

Законы о правонарушениях охватывают ситуации, когда кто-то причиняет вред человеку или чему-то, что ему принадлежит. Драко и Солон написали конкретные наказания за каждый тип преступления. Приговор по большинству преступлений предусматривал выплату денег потерпевшему в качестве части наказания. Например, штраф за кражу зависел от первоначальной суммы украденного. Если ваша собака укусила вашего соседа, вас могут попросить отдать собаку с деревянным ошейником, накинутым на ее шею. В дополнение к этим типам законов о травмах Солон также написал законы о размещении домов, канав и колодцев. Существовали даже законы, определяющие размещение пчелиных ульев и деревьев.

Законы о семье

Солон написал множество законов о семье, которые содержали руководящие принципы для мужчин, женщин и их взаимоотношений. Он написал законы, касающиеся брака, усыновления и наследства. Наказания по этим законам заранее не определялись, а устанавливались главой семьи. Роль женщин в греческом праве была очень мала. Ответственным был официальный опекун женщин или кириос. Кириос был либо отцом девушки, либо ее мужем. Иногда женщины появлялись в суде, чтобы представить доказательства по делу об убийстве или попытаться вызвать жалость к чувствам присяжных.

Публичные законы

Публичные законы устанавливают руководящие принципы того, как должны осуществляться общественные функции и услуги. Например, эти типы законов устанавливали бы экспорт и импорт товаров и количество земли, которой мог бы владеть человек.

Процессуальные законы

Процессуальные законы сообщают судьям и присяжным, как использовать другие законы. Например, в процессуальном законе будет указано, сколько свидетелей должно быть в суде по делу об убийстве.

Начало судов и судебной системы

Для того, чтобы надлежащее наказание приводилось в исполнение, афинянам нужна была система осуждения и наказания виновных. Это было началом демократической судебной системы, которую мы знаем сегодня. В то время не было профессиональных юристов. Судебным чиновникам не платили много, и большинство судебных процессов завершались в один и тот же день.

Судебное дело состояло из одного лица, которое утверждало, что имело место противоправное действие, и другого лица, выступавшего в защиту. Сегодня, в зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь, жюри может состоять из шести-пятнадцати членов. В Древней Греции наименьшее количество членов жюри составляло 201 человек, но в среднем жюри состояло из 501 члена. Некоторые жюри насчитывали 2001 член или более. Идея иметь так много присяжных заключалась в том, чтобы предотвратить подкуп присяжных. Присяжных всегда было нечетное количество, чтобы не было ничьей.

Кто может быть присяжным?

Женщинам и мужчинам, не являющимся гражданами, не разрешалось быть присяжными заседателями. Хотя мужчины старше 18 лет могли участвовать в принятии законов, только лица старше 30 лет могли быть присяжными. Каждый день жюри будет выбираться путем жеребьевки. В большинстве дней в надежде попасть в состав присяжных появлялось гораздо больше граждан, чем действительно требовалось.

Присяжных не допросили по делу до начала суда. Количество присяжных плюс тот факт, что они присягали богам Деметре, Аполлону и Зевсу, гарантировали, что они останутся беспристрастными и отдадут свои голоса на основании закона независимо от их чувств.

Народный суд

Поскольку ими управляли любители, в судах часто царил хаос. Те лица, которые представляли дела, не были профессиональными юристами, поэтому они иногда пытались апеллировать к эмоциям присяжных, а не к специфике закона. Присяжные часто выходили из-под контроля. Члены жюри часто кричали или оскорбляли тех, кто представлял свои дела.

Вердикт

После того, как обе стороны представили свои аргументы, члены жюри проголосовали. У них было два диска, по одному на каждую сторону корпуса. Никаких дискуссий между членами группы не было. Каждый член жюри бросал свой диск в урну, отмеченную именем человека, за которого он хотел бы получить свой голос. Тот, кто набрал наибольшее количество голосов, выиграл дело.

Если человек был признан виновным в совершении преступления, проводилась вторая часть судебного разбирательства, во время которой присяжные голосовали за предложенное наказание. Решение жюри было окончательным. Апелляций в древнеафинском суде не было.

Законы и суды в древних Афинах: краткий обзор

Когда мы исследуем, как работали законы и суды классической Греции, закон древних Афин дает нам большую часть исходного материала. Таким образом, этот обзор будет посвящен афинскому праву пятого и четвертого веков до нашей эры.[1] До этого споры разрешались официальными лицами, называемыми архонтами. Архонты, возможно, слышали показания сторон и свидетелей, могли допрашивать их, и, возможно, сторонам было позволено задавать вопросы друг другу.[2] Однако к пятому веку до н. э. в Афинах были письменные статуи и официальная судебная система.[3]

Дела и суды

Афинские суды рассматривали дела двух типов — частные [ dikai ] и публичные [ graphai ]. Не было ни адвокатов, ни прокуроров. Жалобы могли подаваться только физическими лицами: нашего современного понятия «юридического», а не «физического» «лица», такого как корпорация или товарищество, видимо, не существовало. Кроме того, не было ни прокуратуры, ни профессиональных адвокатов, ни полиции по расследованию преступлений. То, что существовало для охраны порядка, выполнялось неафинянами, такими как скифские стрельцы, которые были родом из нынешней Южной России, и они в основном следили за порядком на публичных церемониях.

В частных делах только лицо, имеющее личную заинтересованность в деле (например, лицо, которому причинен вред, или, в случае убийства, семья погибшего) может подавать жалобы. Публичные дела также возбуждались отдельными лицами, но, поскольку считалось, что они представляют общественный интерес, их мог возбуждать любой гражданин, то есть любой свободнорожденный афинянин мужского пола старше восемнадцати лет.

В частном деле с сторон взимались судебные издержки, и они могли урегулировать дело без штрафных санкций. Однако, если частное дело будет передано в суд и истец наберет менее пятой части голосов, он заплатит штраф в тысячу драхм и должен будет воздержаться от подобных исков в будущем. В открытом судебном процессе, поскольку государство было заинтересовано в наказании правонарушителя, стороны не могли урегулировать дело без штрафа в 100 драхм, но с них не взимались судебные издержки.[5]

Эти дела слушались в трех типах судов. Первой категорией судов, рассматривавших подавляющее большинство дел, были народные суды [ dikasterai ], которые рассматривали жалобы, не связанные с убийством или ранением.[6] Народные суды собирались в разных местах, в основном возле Агоры.[7]

Рисунок 1: Руины древней Афинской Агоры со Стоей Аттала и Акрополем на заднем плане 90 002 Дела об убийствах и ранениях слушались в судах второго типа, и в них применялись более формальные процедуры, чем в народных судах. Например, суды по делам об убийствах запрещали заявления «не относящиеся к делу», то есть заявления, которые сегодняшние правила доказывания могут классифицировать как не относящиеся к делу, в то время как народные суды были более снисходительны к тому, какие утверждения были приемлемыми. [8] Суды по делам об убийствах полагались не на присяжных, а на коллегий из пятидесяти одного старейшины, отбывавших пожизненный срок.]

Интересно, что дела об убийствах были возбуждены как dikai , а не graphai . животное было признано виновным и изгнано или убито, чтобы удалить ритуальное загрязнение убийства.

Самый известный суд по расследованию убийств — Ареопаг, Холм Ареса, недалеко от Акрополя. Другие суды по делам об убийствах включали Палладион, Дефинион и Пританион. В то время как Ареопаг был зарезервирован для дел об умышленном убийстве, Палладион был зарезервирован для дел о непреднамеренном убийстве (сегодня мы могли бы классифицировать такой случай как преступление непредумышленного убийства или правонарушение в виде противоправной смерти). совершение убийства (например, когда он обнаружил свою жену in flagrante delicto с другим мужчиной) его будут судить в Дельфинионе. Дело об убийствах с участием животных, неодушевленных предметов или неизвестных лиц было возбуждено в Пританионе. [12]

Рис. 2. Вид на Ареопаг с Акрополя в Афинах 90 002 Третьими были морские суды, которые, возможно, были народными судами с теми же присяжными, но с другим набором процедур и правил. Цель морских судов состояла в том, чтобы обеспечить предсказуемые результаты для облегчения торговли. В делах морских судов часто участвовали неафинские торговцы или метеки (неграждане, проживающие в Афинах). Споры должны были касаться письменных контрактов, а не споров по устным соглашениям. Морские суды, как и суды по делам об убийствах, применяли правило, запрещающее высказывания, не относящиеся к делу.[13]

Досудебное производство

События перед настоящим судом напоминают то, что многие участники процесса переживают сегодня. Как и в наше время, дело возбуждалось по заявлению истца. Истец отвечал за вручение жалобы ответчику в присутствии свидетелей[14]. Затем жалоба была передана мировому судье, гражданину, выбранному по жребию, который затем провел предварительное слушание [ анакризис ]. В ответ на жалобу ответчик мог отрицать обвинения, отрицать и поднимать параграф , или отрицать наличие основания для иска.[15] На этих предварительных слушаниях стороны могли задавать вопросы друг другу и должны были раскрыть доказательства, которые они намеревались представить в суде, включая документы и показания свидетелей.[16] После предварительного слушания магистрат обычно направлял частное дело, не связанное с убийством, арбитру, а публичное дело — непосредственно в народный суд.

Арбитры были гражданами старше шестидесяти лет, также избирались по жребию, и предлагаемые ими приговоры не имели обязательной силы; если стороны не согласны с решением арбитра, они могут добиваться передачи дела в суд. Поскольку арбитраж требовал, чтобы стороны представили все документы, которые они использовали в суде, и эти документы были опечатаны в контейнере [ echinos ], арбитраж также служил цели досудебной подготовки.[17]

Присяжные в народных судах

Граждане старше тридцати лет без судимостей имели право служить dikastai . Ученые расходятся во мнениях относительно того, следует ли называть dikastai присяжными или судьями, поскольку их функции, по сути, сводились к обеим ролям. Для простоты здесь используется термин «присяжные заседатели». Ежегодно по жребию выбиралось шесть тысяч таких граждан[18]. Присяжные получали небольшой гонорар, три обола, за каждый день, проведенный за рассмотрением дела. Это было меньше, чем человек мог заработать за день работы, поэтому многие присяжные состояли из людей, слишком старых, чтобы работать, как описано в комедии Аристофана 9.0077 Осы .[19] Присяжным не назначали дни работы, они просто появлялись, когда были готовы служить. По оценкам, на каждый судебный день требовалось от полутора тысяч до двух тысяч присяжных. В каждый судебный день по жребию выбирались присяжные, и также по жребию выбирались суды, куда они были назначены. Присяжные по частным делам могут насчитывать от двух до четырехсот, а по публичным делам — от пятисот до тысячи присяжных.[20]

Испытания

Как и в современных судебных процессах, истец говорил первым, за ним ответчик, а время сторон измерялось водяными часами [ клепсидра ]. [21]

Рисунок 3: Клепсидра, реконструкция глиняного оригинала из Афинской Агоры

. Каждая сторона должна была отстаивать свое право перед судом. Когда присяжным зачитывались свидетельские показания или уставы, водяные часы останавливались и запускались снова, когда оратор продолжал свою речь. В рамках своего выступления сторона могла привести свидетельские показания либо для зачитывания из документа, либо позже, для дачи лично. Однако перекрестный допрос не был разрешен.[23] Если свидетель был рабом, его показания принимались только после пыток, потому что считалось, что раб не будет давать точных показаний в отсутствие страха.[24]

Часто тяжущиеся стороны нанимали спичрайтеров ( logographai ), которые обеспечивали выступления сторон. Одними из самых известных из этих логографов были Антифон, Лисий и Демосфен. Сохранившиеся речи таких людей составляют главный источник наших знаний об афинском праве.[25] Однако участники процесса никогда не указывали, что произносят подготовленные речи, вместо этого притворяясь, что говорят импровизировано, демонстрируя свое мастерство в том, что мы сегодня назвали бы риторикой, с целью убедить присяжных. Многие заявления были допущены в народных судах, которые сегодня столкнулись бы с доказательственными проблемами, такими как слухи и релевантность. Например, присяжные часто выслушивали аргументы, касающиеся предыдущих действий стороны в процессе, его отношений с другими членами сообщества и возможных неблагоприятных последствий обвинительного приговора для его семьи.[27]

У магистрата, проводившего судебное разбирательство, не было иной роли, кроме как председательствовать. Он не выносил постановлений о доказательствах, не разрешал возражений и не давал инструкций присяжным. По завершении презентаций сторон присяжные проголосовали немедленно и тайно, и простое большинство решило дело, в отличие от современных американских уголовных жюри, которые должны быть единогласны. Не было совещаний присяжных, как в современных судах. В случае ничьей обвиняемый был признан невиновным.[29] Однако более позднее добавление дополнительного присяжного для создания нечетного числа предотвратило это.

Бюллетени для присяжных представляли собой два диска со стержнями, проходящими по центру: сплошной стержень для ответчика и полый стержень для истца. Присяжные бросили бюллетени для подсчета в один контейнер, а бюллетени для подсчета — в другой контейнер, закрыв стержни, чтобы их голоса оставались неизвестными для других. Затем были подсчитаны голоса и оглашен приговор[31].

Рис. 3. Древние афинские бюллетени присяжных заседателей

. Некоторые законы предусматривали установленное наказание за вынесение обвинительного приговора, но в противном случае стороны могли предложить наказания, и для определения того, какое из них будет наложено, требовалось повторное голосование.[32] Обжалования вердикта присяжных не было. Проигравшая сторона могла попытаться подать иск против победителя на других основаниях, но это был его единственный выход.[33]

Суд также был публичным мероприятием, и было обычным делом, что те, кто не был выбран в качестве присяжных, или люди в городе на день по другим делам, проводили время в судах, наблюдая за процессом. Именно на такие занятия его наставник вдохновил юного Демосфена стать logographos .[34]

Таким образом, если бы нам пришлось возбудить судебное разбирательство в древних Афинах, мы бы нашли многие процедуры и обычаи чуждыми и запутанными. Современные адвокаты могут испытывать особые трудности, ограничиваясь однодневным судебным разбирательством. Однако основные принципы представления состязательных бумаг и доказательств, право быть услышанным и решения, принимаемые согражданами, функционировали две тысячи пятьсот лет назад точно так же, как и сегодня.

Примечания

[1] Гагарин, М. 2005. «Единство греческого права» в The Cambridge Companion to Ancient Greek Law , изд. М. Гагарин и Д. Коэн, 35. Кембридж, Великобритания, издательство Кембриджского университета. См. также Вольф. H. 1975. «Комментарий: юридическая история Греции — ее функции и возможности». Ежеквартальный ежегодник Вашингтонского университета за 1975 год, 395:397.

[2] Chroust, A. 1954. «Юриспруденция в древних Афинах». 29 Обзор законов Нотр-Дам 339: 342.

[3] Hornblower, S. и A. Spawforth, ред. 1998. Оксфордский спутник классической цивилизации. 221. Оксфорд, Великобритания 221.

[4] Берс, Виктор и Адриан Ланни. 2003. «Введение в афинскую правовую систему». 3. http://www.stoa.org/projects/demos/article_intro_legal_system?page=3&greekEncoding=UnicodeC.

[5] Панези, М. 2017. «Обновление: описание структуры Греческой Республики, греческой правовой системы и правовых исследований». доступно на http://www.nyulawglobal.org/globalex/Greece1.html

[6] Ланни, А. 2004. «Самый справедливый приговор: способы классической афинской юстиции». 16 Йельский журнал права и гуманитарных наук 277, 281.

[7] Фриман, К. 1963. Убийство Ирода и другие судебные процессы афинских судов . 18. Нью-Йорк.

[8] Ланни, 2004. 279-281.

[9] Lanni, 2004. 287.

[10] Вольперт, А. и Каппарис, К., ред. и транс. 2011. Правовые речи демократических Афин . xiii. Индианаполис.

[11] Фримен, 1963. С. 16—17.

[12] Фримен, 1963. 16.

[13] Ланни, 2004. 287, 312—318.

[14] Берс и Ланни, 2003. 4.

[15] Chroust, 343. Параграф может быть описан как «встречное обвинение», указывающее на то, что дело, возбужденное против ответчика, было ненадлежащим, и утверждает, что истец был неправ. Отрицание существования основания для иска без сопутствующей жалобы на истца, по-видимому, функционировало как современное ходатайство об отклонении дела за неуказание основания для иска. См. Фед. Р. Гражданский. P. Правило 12(b)(6), допускающее возражение в связи с отказом заявить иск, который должен быть подан путем ходатайства, и Правило 13, касающееся встречных требований. Полезный список терминов, используемых в древнегреческом праве, см. в «Глоссарии афинских юридических терминов». http://www.stoa.org/projects/demos/article_law_glossary.

[16] Тур, Г. 2018. «Будущее классического ораторского искусства». в Древнегреческий закон в 21 ст В. , изд. П. Перлман 197. Остин, Техас.

[17] Тур, Г. 2005. «Роль свидетеля в афинском праве». в Кембриджский компаньон древнегреческого закона . 156-157. Кембридж, Великобритания

[18] Hornblower, S. и A. Spawforth, ред. 1998. Оксфордский спутник классической цивилизации. 221. Оксфорд, Великобритания 221.

[19] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 394.

[20] Wolpert and Kapparis, 2011. xiii-xx.

[21] Wolpert and Kapparis, 2011. xix–xx. Так как же можно было защищаться, если ты был в изгнании и не мог вернуться в Афины? В таких случаях ответчик стоял на лодке у берега в месте под названием 9.0077 Phreatto , а присяжные слушали с пляжа. Фримен. 1963. 16.

[22] Фримен. 1963. 27.

[23] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 396.

[24] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 396 с.; Фриман. 1963. 27.

[25] Фримен. 1963. 33-39.

[26] Ланни. 2004. 285.

[27] Ланни, А. 2005. «Значение в афинских судах». в Кембриджском компаньоне древнегреческого закона . 112-128. Кембридж, Великобритания

[28] Берс и Ланни. 2003. 5.

[29] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 396.

[30] Берс и Ланни. 2003. 6.

[31] Берс и Ланни. 2003. 6.

[32] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 396.

[33] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 396.

[34] Lanni, A. 1997. «Зрительский спорт или серьезная политика? oi periesthkotes и афинские суды». 117 Журнал греческих исследований, 183–189.

Авторы изображений

Рисунок 1: Агора. Из Викисклада. Фотография Уильяма Нойхейзеля. Creative Commons CC-BY-2.0

Рисунок 2: Блик на Ареопаге в Афинах. Викисклад. Фото Фингало. Creative Commons CC-BY-SA-2.0-DE

Рисунок 3: Клепсидра – водяные часы: Реконструкция глиняного оригинала конца V века до н.э., Музей Древней Агоры в Афинах.