Содержание
Пролив Босфор. Путешествие по Реке Времени. Часть 1.
Всего 59 фото
Никакая фотография конечно же не передаст «живого» упоения моментом и нахождения в «здесь и сейчас», особенно в путешествии по проливу Босфор, который часто так и называется — «Большой Босфор». Именно поэтому я и откладывал публикацию этих фото материалов по Босфору поскольку передать свои реальные впечатления фото рядом довольно сложно, опасался, что не смогу передать ими свои глубокие ощущения. Однако время идет, эти самые впечатления укладываются, выстраиваются для себя в стройный визуальный ряд — появляются ассоциативные мысленные построения, представления упорядочиваются относительно того что когда-то видел. Этот материал и станет неким итоговым общим впечатлением от пребывания в этом — одном из самых интересных и захватывающих в этом смысле мест мира.
Это как путешествие по Реке Времени, когда ты воспринимаешь окружающее не как достопримечательности, а как действительно реальные исторические места где тысячелетиями происходили великие события мирового значения. С Босфором связаны легенды и мифы многих народов, здесь проплывали на кораблях великие герои и полубоги, цари, простые воины, завоеватели, здесь перевозили неисчислимые количества рабов, в этих местах творилась История, и не та что написана в школьных учебниках, а именно та, что происходила на самом деле — История которая неразрывна связана с каждым из нас. Если уж мы здесь не бывали (в своих прошлых жизнях), то уж наши предки-то совершенно точно бесчисленное количество раз) Сколько народов мира появлялось здесь и исчезало. И вообще, само осознание того, что ты находишься в месте в котором История слита в пульсирующее целое судеб и славы, жизни и смерти, войны и мира, любви и ненависти, надежды и веры побуждает воспринимать окружающие виды пролива не как холмы банально застроенные горячей недвижимостью «с видом на Босфор», но и видеть то, что когда-то зрила твоя душа много много и много раз, когда-то там, в пропасти Времени. И вообще Босфор это как раз то самое место где такие вещи сконцентрированы и сплетены в невероятно эмоционально-чувственный клубок.
Стоит только позволить себе, и ты сможешь ощутить Это; в таких значимых ярких местах сделать подобное гораздо легче чем скажем, в московской квартире рассматривая картинки путешествий кого-то другого незнакомого в «живом» общении. Тебя начинает властно затягивать в те далекие времена которые доходят до уровня сознания в виде трепетных ощущений, тонких переживаний, смутных образов былого. В общем для чего я все это пишу? — для того, чтобы даже не читатель, а уже зритель попробовал отвлечься от знакомой городской, а скорее «сетевой» спешки «проглотить» новую порцию информации и бежать дальше. Уж чего не хотелось бы, так именно этого. Сейчас популярны видеоролики о посещении исторических достопримечательностей, в них как водится, следует динамично ярко высказывать свои впечатления по ходу видеоряда понуждая принимать автора старающегося тебя впечатлить — как будто бы предлагающего яркую видео-жвачку. Однако как по мне, «созерцательная» фотография останется вечной потому как в каждом кадре остановленном человеком с фотокамерой так или иначе отражается его ви́дение мира, его глубокие впечатления, первичные эмоции, тонкие чувства. Именно они становятся достоянием общечеловеческого коллективного сознания и тогда у нас появляется уникальная возможность расслабившись, уловить то что чувствовал этот человек. Так и воспринимаются произведения искусства, когда ты погружаешься в образ созданный человеком и в отдельный момент проникаешь в его чувства поскольку в тебе открывается эмоциональный поток именно его впечатлений и чувств из коллективного безсознательного. В общем о чем это я!? Просто попробуйте воспринимать это фотографии не как «стамбульские картинки», но трепетные оттенки личных впечатлений автора. Тогда станет лучше понятной количественная и качественная насыщенность фоторяда. В общем, будет много фото, ну, а мы отправляемся в путешествие по Реке Времени.
Босфо́р (греч. Βόσπορος) — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами Босфор соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул расположенный в азиатской и европейской частях света. Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м. Пролив имеет эрозионное происхождение; представляет собой старую речную долину, затопленную морской водой в четвертичный период. В Босфоре два течения — распреснённое верхнее из Чёрного моря в Мраморное, на юг (скорость 1,5-2 м/с) и солёное нижнее — из Мраморного моря в Чёрное, как было установлено адмиралом Макаровым еще в 1881-1882 годах (скорость 0,9-1 м/с). Солёное течение продолжается в Чёрном море подводной рекой.
По одной из наиболее распространённых легенд, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя — прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором. Древние греки также называли пролив «Боспором Фракийским», чтобы отличать от «Боспора Киммерийского» (современное название — Керченский пролив). Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.
02.
Маршрут морского круиза «Большой Босфор» от исторического Стамбула до крепости Йорос и обратно
Наше путешествие «Большой Босфор» начинается от причала залива Золотой Рог в старейшем историческом районе Эминёню, рядом с Галатским мостом. На фото ниже можно рассмотреть его.
03.
На гравюре XVII века (ниже) мы видим залив Золотой Рог примерно с такого же ракурса как и на фото выше, что сделана с Галатской башни исторического района Константинополя — Галаты. На первом плане на гравюре сами Галаты и Галатская башня (башня Христа) (правее). И как мы видим, на месте сегодняшней набережной Эминёню (дальней от зрителя) проходит городская крепостная стена и причалы. Кстати, присмотревшись, можно увидеть и Святую Софию, недалеко от нее правее — снесенную сейчас колонну Юстиниана в Августионе (Большом (святом) императорском дворце снесенном также) и еще правее Колонну Константина находившуюся на одноименном форуме.
04.
Северо-восточная часть Галаты. Фрагмент гравюры Мейснера. 1638 год.
На фото ниже — вид с Галатской башни на место слияния Залива Золотой Рог, пролива Босфор (слева) и Мраморного моря (справа и выше).
05.
Тоже Золотой Рог, Босфор и Мраморное море но с увеличением. Зрелище захватывающее надо сказать, особенно на закате, вот как на этом фото.
06.
Сейчас мы на набережной Эминёню, ждем свой теплоход. Вот и он на подходе. На дальнем плане Галатский холм и Галатская башня.
07.
А вот здесь Галатский холм уже поближе
08.
Заодно рассмотрим в деталях Галатский мост, о нем я уже рассказывал в своё время.
09.
Вот и наш теплоход; на нем мы и отправимся в путешествие по Реке Времени (в большой круиз по Босфору).
10.
Залив Золотой Рог. Местечко Эминёню известно своими рыбными как ресторанами, так и бюджетными рыбными лавками. Рыбу готовят прямо при вас. Все очень вкусно и аппетитно. А запах!!?)
11.
Вид на Эминёню с причалами (на фото ниже). На дальнем плане мечеть Сулеймание́ (тур. Süleymaniye Camii) — до недавнего времени вторая по значению и первая по размерам мечеть Стамбула (первая по значению — мечеть Султана Ахмета), вмещает более 5000 верующих. Мечеть расположена в старой части города, в районе Вефа. Мечеть сооружена по приказу Султана Сулеймана Великолепного архитектором Синаном в 1550-1557 годах.
12.
У мечети Сулеймание́ четыре минарета, которые означают, что султан Сулейман Великолепный — четвёртый падишах по счёту после завоевания Стамбула, и на первых двух минаретах, считая с парадного входа, есть по два балкона и на двух минаретах после по три балкона, которые означают, что он десятый правитель династии Османов. Со зданиями бань, медресе, кухонь, библиотек, больниц и обсерваторией мечеть образует комплекс, по размерам сопоставимый с городским кварталом. Само здание хорошо освещено внутри — свет падает из 136 окон. Во дворе мечети находится кладбище, здесь в двух соседних мавзолеях покоится сам Сулейман и его любимая жена Хюррем (Роксолана) с их дочерью Михримах.
13.
И вот, перед нами великий пролив Босфор. Сейчас мы плывем на север в сторону Черного моря.
14.
История Константинополя охватывает период от освящения в 330 году города, ставшего новой столицей Римской империи, до его захвата османами в 1453 году. Построенный фактически заново на месте античного Виза́нтия, благодаря гигантским по масштабам тех времён строительным работам, стремительному росту населения, развитию торговли и ремёсел, столичному статусу и усилиям первых римских императоров Константинополь за полвека превратился в один из крупнейших городов Европы и Ближнего Востока. Богатому и процветающему «мегаполису средневековья» была уготована роль крупнейшего политического, культурного и экономического центра обширной империи, правда, уже стремившейся к закату.
После падения в V веке Рима Константинополь стал столицей просуществовавшей около десяти веков Восточной Римской империи, которая старалась сохранить приверженность римским и эллинистическим традициям. История Константинополя византийской эпохи была наполнена бурными политическими событиями — народными восстаниями и дворцовыми интригами, убийствами императоров и сменами правящих династий, многомесячными осадами и походами против могущественных западных и восточных соседей.
15.
Византийский Константинополь. Реконструкция Антуана Хелберта.
16.
Центральная часть византийского Константинополя. На первом плане Большой (Святой) императорский дворец, колонна Юстиниана (слева) и Айя-София. Реконструкция Антуана Хелберта.
Захват турками Константинополя в мае 1453 года знаменовал собой окончательное крушение Византии и превращение Османской империи в одно из самых могущественных государств мира. Падение Константинополя произвело огромное впечатление на современников, вызвав шок по всей христианской Европе и ликование при дворах Каира, Туниса и Гранады. Кроме того, уничтожение величайших культурных ценностей некогда процветавшего города нанесло непоправимый ущерб всей европейской культуре. В Европе образ турок стал после этого синонимом всего жестокого и чуждого христианству.
17.
На этой средневековой гравюре ниже — Константинополь времен Османской империи. Слева залив Золотой Рог, в правой верхней части гравюры пролив Босфор, в нижней Мраморное море.
На дальнем плане (на фото ниже) первый и самый старый мост через Босфор. Сейчас он называется Мост мучеников 15 июля (тур. 15 Temmuz Şehitler Köprüsü, англ. 15 July Martyrs Bridge), ранее Босфо́рский мост — это первый висячий мост через Босфорский пролив. Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Длина моста — 1 560 метров, три пролёта — два береговых и один центральный судоходный. Длина основного пролёта — 1074 метров, ширина моста — 33 метра, высота опор — 165 метров над водой. Закладка моста, запланированная ещё в 1950 году, была осуществлена 20 февраля 1970 года. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд Инжиниринг. После попытки военного переворота 15 июля 2016 года, в 2016 году Босфорский мост был переименован в «Мост мучеников 15 июля».
18.
В правой части кадра (сверху) на азиатской стороне Стамбула на высоком холме виден грандиозный комплекс мечети в районе Чамлыджа. Это одна из самых больших в мире мечетей. Строительство длится пять лет, она будет открыта в 2019 году. Самые высокие минареты мечети достигают 107 метров, вместительность мечети до 63 тысяч человек.
19.
Уникальный проект создавался двумя турецкими женщинами-архитекторами Бахар Мизрак и Хайрие Гюль Тоту. Этот грандиозный комплекс с мечетью сейчас называют не иначе, как Комплексом Реджепа Тайипа Эрдогана. В его состав, помимо мечети, вошли музей, галерея искусств, библиотека, ателье, конференц-зал, залы для собраний.
20.
Можно пока отвлечься от азиатского берега и обратить внимание на европейском — на мечеть Долмабахче́ (тур. Dolmabahçe Camii). Также она известна как Мечеть Безмиалем Валиде Султан (тур. Bezmialem Valide Sultan Camii) — мечеть XIX века, расположенная к югу от одноименного дворцового комплекса в Стамбуле. Строительство мечети было начато в 1853 году по приказу матери султана Абдул-Меджида, Безмиалем Султан. Архитектором был назначен Карапет Бальян, член знаменитой династии архитекторов Бальян. Мечеть была завершена уже после смерти Безмиалем её сыном.
21.
Мечеть Долмабахче́, за ней городской стадион Стамбула в Водафон Парк
Далее недалеко расположен знаменитый дворец Долмабахче (тур. Dolmabahçe — «насыпной сад») — дворец османских султанов.
22.
Строился дворец Долмабахче в 1842-1853 годах для султана Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный соперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. В качестве архитекторов выступали армяне из семейства Бальянов.
23.
Слева на фото (части дворца Долмабахче) — Часовая башня дворца — уникальная достопримечательность Стамбула.
Часовая башня дворца Долмабахче была возведена в конце XIX века, во времена правления султана Абдул-Хамида II. Башенные часы изготовлены во Франции и установлены придворным мастером Йоганном Майером, после реконструкции в 1979 году некоторые их детали заменены на электронные. Примечательны каллиграфические знаки султана Абдул-Хамида II, изображенные с двух сторон башни.
24.
Часовая башня дворца Долмабахче
На украшение Хрустальной лестницы дворца Долмабахче и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость его строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Среди основных достопримечательностей — подаренная королевой Викторией люстра из богемского стекла, весом почти в пять тонн, и собрание картин Ивана Айвазовского, которые художник исполнил по заказу султана. За несколько десятилетий дворцовый комплекс, первоначально скромный по размерам, разросся до того, что занял 45 000 кв.м.
25.
Дворец Долмабахче
Здесь (на фото ниже) хорошо виден мыс Сарайбурну́ (тур. Sarayburnu — дворцовый мыс) со стороны акватории Босфора. В английской литературе он известен как Сера́льо (итал. Seraglio) — мыс, разделяющий залив Золотой Рог и Мраморное море. На нём располагаются знаменитые дворец Топкапы и парк Гюльхане. Сарайбурну расположен в исторической части Стамбула и включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.
26.
Отсюда хорошо виден султанский дворцовый комплекс Топкапы о котором я уже рассказывал очень подробно.
Первое же поселение на территории современного мыса Сарайбурну возникло около 6 600 года до н.э. и относится к эпохе неолита. Просуществовав около тысячи лет, оно было смыто вследствие повышения уровня моря. Другое поселение на Сарайбурну, называвшееся Лигос (греч. Λυγός), было основано фракийскими племенами между XIII и XI веками до н. э., как и соседняя Семистра, упоминающаяся в записях у Плиния Старшего. Сегодня о Лигосе напоминают лишь несколько стен и остатки фундаментов, которые сохранились рядом с современным дворцом Топкапы, построенным в XV веке османскими султанами.
В 667 году до н.э. греческие переселенцы из Мегар (город недалеко от Афин) во главе со своим царём Византом основали здесь город Византий. На месте современного дворца Топкапы ими был построен акрополь. Ещё раньше, в 680 году до н. э. мегарейцы основали анатолийском берегу Босфора город Халкедон (современный район Кадыкёй). Однако, как оказалось, поселение на этом месте существовало задолго до греков. Найденные здесь остатки финикийского порта относятся к медному веку (предметы из кургана Фикитерпе датируются 5500-3500 годами до н.э.). В период античности в районе мыса Сарайбурну существовали две природные гавани — Просфорион и Неорион — врезавшиеся в береговую линию Золотого Рога (сейчас это территория Сиркеджи в районе Эминёню), благодаря которым мыс был более заметным. Со временем мыс стал местом стыка двух городских (морских) стен, отделявших город от моря. Во времена Византийской империи мыс называли Айос Димитриос (греч. Άγιος Δημήτριος — Святой Димитрий).
27.
Мыс Сарайбурну́
Топкапы́ (Топкапи; тур. Пушечные ворота, тур. Topkapı, устар. Сераль (фр. Serail) от тур. saray — дворец) — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море. Обратите внимание на чудом уцелевшие береговые древние крепостные укрепления византийского Константинополя (фото ниже).
28.
Мыс Сарайбурну́. Слева направо: Голубая мечеть (на дальнем плане), Айя-София и дворец Топкапы.
Однако вернемся к Мосту Мучеников 15 июля. По свидетельству Геродота, первый понтонный мост через Босфор в 514 году до н.э. в этом месте построил инженер с острова Самос по имени Мандрокл. Переход приказал возвести персидский царь Дарий, направлявшийся с огромной армией на покорение Скифии. Однако многие века через Босфор переправлялись лишь на лодках и паромах. Большая глубина и сильные течения не позволяли установить в русле опоры мостов. Только в 1973 году транспортная проблема в Стамбуле была решена.
29.
Вид на Босфор и Стамбульский мост со стороны дворцового комплекса турецких султанов Топкапы (как со стороны вышеупомянутого мыса Сарайбурну́)
Ежедневно через Мост Новых мучеников 15 июля проезжает более полумиллиона человек. Проезд по мосту платный, для пешеходов он закрыт В первые четыре года по нему ходили люди, но впоследствии это запретили, потому что мостом регулярно пытались воспользоваться те, кто решил свести счеты с жизнью. Пешеходам предложено пользоваться паромами, которые ходят между берегами Босфора еще со времен персидского царя Дария I (V-IV вв. до н.э.).
30.
Европейская часть Босфора у Моста Новомучеников 15 июля.
31.
32.
Здесь обращает на себя внимание изящная мечеть Ортакё́й (тур. Ortaköy Camii) (фото ниже) расположенная недалеко от пролетов этого моста. Официальное её название Больша́я мече́ть Меджидие́ (тур. Büyük Mecidiye Camii). Расположена мечеть в новой престижной части города в районе Ортакёй рядом с Босфорским мостом. Построена в 1853-1854 годах, имеет два минарета. Мечеть возведена в стиле османского барокко.
33.
Султан Абдул-Меджид I в 1853 году поручил строительство мечети армянскому архитектору Никогосу Бальяну, который возвел её в кратчайшие сроки. К мечети примыкают два минарета из белых каменных плит, каждый из них имеет отдельный балкон (шерефе).
34.
Внутренняя часть этой однокупольной мечети украшена розовыми мозаиками. Высокие и широкие окна пропускают солнечный свет и отражают переливающиеся всеми цветами радуги воды Босфора. Молитвенная ниша была выполнена из мрамора и дополнена мозаиками, а мрамор кафедры в свою очередь покрыт порфиром.
А вообще же, застройка на берегах Босфора — это ярчайшие стамбульские контрасты, чему и посвящен вот этот снимок что ниже)
35.
В этой акватории слияния Босфора, Золотого Рога и Мраморного моря наиболее сильно сконцентрировано движение морских судов самых разных уровней достатка. Очень много вот таких яхт класса люкс.
36.
Люди отдыхают, наслаждаются жизнью совмещая своё времяпрепровождение с созерцанием умопомрачительных в своей красоте видов акватории пролива Босфор и исторической части Стамбула)
37.
Здесь же непрерывно проходят огромные океанские лайнеры, нефтеналивные танкеры, контейнеровозы. Впечатляющее зрелище. Мы их еще с вами насмотримся)
38.
А это вид в сторону Мраморного моря.
39.
Если присмотреться в этом направлении пристально, можно увидеть вдали многочисленные Принцевы острова. Я там побывал, как-нибудь выложу об этом отдельный репортаж)
При́нцевы острова (Кызыладалар; тур. Kızıl Adalar — «красные острова», Prens Adaları — «принцевы острова» или просто Adalar — «острова»; греч. Πριγκηπόννησα, Pringeponnesa; др.-греч. Πριγκήπων νήσοι, Pringēpōn nēsoi) — группа из девяти островов недалеко от берега Стамбула, Турция, в Мраморном море.
40.
Вот на этом фото (ниже) с Галатской башни Принцевы острова видны гораздо лучше (на дальнем плане). С ними связаны жутковатые и порой даже «кровавые истории. Во времена Византийской империи принцы и другие близкие к императорам особы ссылались на эти острова. После 1302 года, когда османы захватили г. Пили (Ялова), на острова устремился поток греческих беженцев из Малой Азии. Сами острова были захвачены османами лишь в 1453 году, незадолго до падения самого Константинополя. Позднее на Принцевы острова отправляли в вечную ссылку родственников оттоманских султанов, что и дало островам их нынешнее название.
41.
Принцевы острова. Мраморное море (на дальнем плане).
Здесь же в прямой видимости, недалеко от азиатского берега находится знаменитая Девичья башня (Леандрова башня, Кыз Кулеси, тур. Kız Kulesi). Она расположена на небольшом островке Босфорского пролива в районе Ускюдар. Башня является одним из символов города.
42.
Первые связанные с башней исторические сведения рассказывают не столько о ней самой, сколько о скалистом островке, на котором она была построена. В 411 году до н. э., во время войн между Афинами и Спартой, Византий стал на сторону спартанцев. Так европейская часть пролива Босфор перешла к Спарте, а азиатская — к Афинам. В конечном счёте Афины победили, но некоторое время по отношению к Византии они не предпринимали никаких действий. Победители предпочли взять пролив Босфор под свой контроль и взимать налоги с проходящих через него кораблей. Существует несколько версий строительства башни. По одной версии Девичью башню построил афинский полководец Алкивиад для контроля над пришествием персидских кораблей в Босфорский пролив. Он построил на скалистом берегу налоговую контору. Однако нигде не упоминается о существовании в то время башни. По другой — башня была построена во время правления императора Константина Великого в качестве сторожевой вышки. Подробно об истории Девичьей башни и ее легендах смотрите вот в этом моем материале.
Изображена Девичья башня, в частности, на полотне Айвазовского «Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848).
43.
44.
Мы продолжаем удаляться от исторической части Стамбула…
45.
…и сейчас проходим под Первым стамбульским навесным мостом…
46.
Вид Моста Мучеников 15 июля и акватории Босфора уже с севера.
47.
На азиатской стороне у моста можно увидеть Дворец Бейлербейи (тур. Beylerbeyi Sarayı) — это летняя резиденция султанов, расположен на азиатском берегу Босфора.
48.
Она была заказана султаном Абдул-Азизом и построена между 1861-1865 в необарочном стиле, в основе традиционный план дома, характерный для Османской империи.
49.
50.
А вообще, этот мост — удивительное сооружение.
51.
Мост визуально такой протяженный что широкоугольный объектив едва его охватывает даже на относительно далеком расстоянии.
52.
За мостом недалеко от европейского берега Пролива Босфор есть небольшой остров. Непонятно, природный он или насыпной, но еще недавно остров размещал популярный клуб на воде) Сейчас все строения на островке сносятся, прям-таки как как относительно недавно сносились торговые палатки и павильоны на улицах Москвы) Однако примечателен не сам остров, а то что находится за ним дальше, уже на побережье.
53.
Здесь судя по карте довольно обширная строительная площадка на месте старых каменных сооружений непонятного времени возведения. Возможно это всего лишь старые подпорные стены. Рядом с этим местом находится старая мечеть Тескереджи Осман Эфенди. И подобных мест на Босфоре можно выискать при желании в изобилии)
54.
Вот здесь этот исторический объект уже поближе с увеличением) Похоже его собираются использовать именно оставив исходные строения в целости — сейчас в Стамбуле очень строго насчет охраны исторических памятников.
55.
Как уже отмечалось, в районе Первого стамбульского моста на европейском берегу находится престижный жилой городской район. Все здесь об этом упорно напоминает)
56.
«Элитная недвижимость на Босфоре», что еще может круче в этих местах!?)
57.
58.
59.
На этом пожалуй, пока и остановимся. Во второй части путешествия по проливу Босфор мы увидим крепости Румелихисар, Анадолухисар, Йорос и другие примечательные места этой удивительной Реки Времени.
Источники:
Борзенко А., Борзенко А., 2008.
Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017.
Уляницкий В. А. Дарданеллы, Босфор и Черное море в XVIII веке. — М.: Тип. А. Гатцули, 1883.
И другие…
© Vladimir d’Ar, 2019
Часть вторая
Tags: большой босфор, достопримечательности босфора, круиз по проливу босфор, пролив босфор, река времени
Экскурсия по Босфору | BestMaps
Будет большим упущением, побывав в Стамбуле, не проплыть по Босфору — проливу, разделяющему два материка Европу и Азию. Одна из версий появления его названия отсылает к легенде об Ио — жрице Геры и возлюбленной Зевса. Страшно прогневалась Гера, узнав об измене мужа. Чтобы спасти Ио, Зевс превратил ее в белую корову. Но Гера наслала на соперницу жалящего овода, который погнал страдалицу прочь из страны. Место переправы Ио из Европы в Азию было названо «коровьим бродом» — Босфором.
Геологические процессы образования пролива
Пролив Босфор соединяет моря Чёрное с Мраморным. Согласно геологическим изысканиям фарватер пролива возник примерно восемь тысячелетий тому назад. В результате таяния ледников, покрывавших землю в последний ледниковый период, долина существовавшей здесь реки переполнилась, и вода хлынула, расчищая на своем пути преграды. Так соединились между собой Мраморное море и Чёрное, являющееся в то время пресным озером. Течение в Босфоре двухслойное. Из Мраморного в Чёрное море подводная река несёт соленые воды, верхнее течение направлено из Чёрного моря в Мраморное. Длина пролива около 31 км, ширина варьирует от 0,7 км до 3,8 км.
Мосты через Босфор
Сейчас берега Европы и Азии соединяет между собой два моста и ещё один в процессе строительства. Босфорский мост, ещё его называют мостом Ататюрка, был введен в эксплуатацию в 1973 году. Общая длина 1560 метров, ширина 33 метра. Открытие второго моста через Босфор был приурочен к дате 535-летия покорения Константинополя турками. Он был назван именем султана Мехмеда Фатиха — Завоевателя. Его длина 1510 метров, ширина 39 метров. Высота свода над водой у обоих сооружений 64 метра, что позволяет любым судам без препятствий проходить под ними. В 2013 году появилась ещё одна ветка, соединяющая берега пролива — туннель «Мармарай», проложенный под дном Босфора.
Достопримечательности на берегах пролива
Лучше всего познакомиться с достопримечательностями Босфора, устроив экскурсию на туристическом судне, путь которого пролегает вдоль живописных берегов. Самое древнее сооружение в окрестностях Стамбула — крепость Анадолухисары, построенная в конце 14 века на азиатском берегу. Здесь наиболее узкое место пролива. И на противоположной стороне в 1452 году была возведена мощная крепость Румелихисары. Сейчас в ней разместился Музей артиллерии. Здесь же, на летней сцене периодически устраиваются концерты.
Продвигаясь вдоль европейского берега Босфора можно познакомиться с небольшими предместными городками, каждый из которых имеет уникальные памятники прошлого. В Арнавуткёе представлено деревянное зодчество и греческие таверны. Далее, несомненно привлечет внимание дворец Хыдыв-Сарай в Бебеке. После Сарыера начинается Белградский лес — любимое место горожан для прогулок и пикников. На азиатской стороне Босфора можно полюбоваться дворцовым комплексом 19 века Бейлербейи, дворцом Гёксу, в основу архитектуры которых несомненно были положены европейские традиции. На обоих берегах Босфора много рыбацких деревень, есть дачные постройки и районы особняков знати.
Морская трасса
Босфор очень важная морская артерия, по которой перевозится нефть, добываемая в районе Черного моря и Прикаспия. Неоценима его роль как уникальной водной трассы, обеспечивающей выход странам Европы, в том числе России, в Средиземное море и дальше к мировым океанам.
Пролив Босфор в Стамбуле — Все о Стамбуле
Босфор — это естественный пролив, соединяющий Черное море с Мраморным морем, поэтому он является очень важным водным путем. Это была река в долине в третичный период континентов, которая была затоплена морем в конце этого периода. Его длина составляет 32 километра (20 миль) с севера на юг, ширина 730-3300 метров (800-3600 ярдов), а глубина 30-120 метров (100-395 футов). Пролив Босфор отделяет европейскую часть Стамбула от азиатской. Поверхностное течение всегда течет с севера на юг; однако сильное противотечение под поверхностью создает водовороты и водовороты.
Босфор происходит от фракийского слова, означающего «проход коровы», происходящего из легенды об Ио, который был одним из многих любителей
Зевс. Когда Гера, жена Зевса, заподозрила своего мужа в любовной связи с Ио, Зевс превратил Ио в маленькую корову и попытался отогнать ее от гнева Геры. Она (корова) переплыла пролив, но Гера обнаружила это, и она послала больших мух за коровой, чтобы кусать и беспокоить ее все время, закончив Ио в Эгейском море (таким образом названном Ионическим морем).
Босфор по-турецки известен как Богазичи, что означает «внутренний пролив». С древних времен он всегда играл важную роль из-за своего стратегического положения, являясь единственным проходом из Черного моря в Средиземное, наряду с
пролив Дарданеллы. Особенно во время холодной войны проливы имели решающее значение для советского флота.
Босфор — очень загруженный водный путь, по нему проходит множество судов и нефтяных танкеров, а также местная рыбалка и паромы ходят в азиатскую сторону туда и обратно. Ежегодно через этот пролив проходит около 48 000 судов, что в три раза больше, чем через Суэцкий канал, и в четыре раза больше, чем через Панамский канал. Ежегодно через пролив проходит около 55 миллионов тонн нефти.
На Босфоре есть три подвесных моста, соединяющих Европу с Азией (или наоборот). Первый известен как «Босфорский мост» и был открыт 29 октября 1973 года между районами Бейлербейи и Ортакёй. Название этого моста было изменено на «Мучеников 15 июля», посвященное жертвам попытки государственного переворота 15 июля 2016 года. Его длина между двумя опорами составляет 1074 метра (1175 ярдов), он имеет 6 полос движения, высоту 165 метров (540 футов). пирсы. Второй известен как «Мост Фатиха Султана Мехмета» (сокращенно «Мост ФШМ») и был открыт 3 июля 19 г.88 между районами Анадолу Хисари и Румели Хисари. Этот имеет длину 1090 метров (1192 ярда), имеет 8 дорожек и находится на высоте 65 метров от поверхности воды. Мост FSM является частью автомагистрали TEM (Трансевропейская автомагистраль) между провинциями Анкара и Эдирне. Третий известен как «Мост Явуз Султан Селим» (или сокращенно YSS Bridge) и был открыт 26 августа 2016 года между районами Гарипче и Пойразкой вдоль берегов пролива. Это один из самых длинных и высоких подвесных мостов в мире; 1408 метров (1540 ярдов) в длину между колоннами высотой 322 метра, это 59метров (65 ярдов) в ширину с 8 полосами для автомобилей + 2 полосы для поездов. По обеим сторонам 3-го моста построена новая автомагистраль для межконтинентальной торговли и пригородных перевозок. Все три моста платные; принимаются только автомобили с электронной системой пропуска (называемой HGS), наличные не принимаются. На них запрещены велосипеды и пешеходное движение.
Тоннель между микрорайонами Ускюдар и Еникапы был сдан в эксплуатацию в октябре 2013 года. Это большой проект, построенный японскими компаниями, который задерживается на 4 года по техническим причинам и археологическим находкам. Этот туннель соединяет только железные дороги/метро между Европой и Азией, но не автомобили. Еще один подводный двухуровневый туннель длиной 5,4 км (3,3 мили) проходит между районом Казличесме в Европе и районом Гозтепе в Азии. Этот проект называется «Туннель Евразия» и был открыт в декабре 2016 года, по нему ездят только автомобили и микроавтобусы, запрещены мотоциклы, интенсивное движение или пешеходы. В будущем планируется проложить больше тоннелей под водой.
Босфор является одним из самых популярных районов Стамбула среди его жителей, особенно летом из-за его климата. Его берега окружены красивыми кварталами, османскими дворцами, крепостями, старыми деревянными виллами, отелями, парками и садами, ресторанами, кафетериями и так далее.
Некоторые из интересных районов на Босфоре: Бешикташ, Ортакёй, Арнавуткёй, Бебек, Румелихисар, Эмирган, Тарабья, Еникёй, Истинье, Сарыер, Ускюдар, Канлыджа, Бейкоз, Анадолухисар, Бейлербейи, Ченгелькёй и многие другие. Лучший способ увидеть эти достопримечательности — совершить приятную прогулку на лодке по Босфору.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть фотогалерею Босфора в высоком разрешении.
До скорой встречи в Стамбуле.
Пролив Босфор (Стамбул) — все, что вам нужно знать, прежде чем идти
Подробные обзоры: порядок отзывов основан на описательности определенных пользователем тем, таких как чистота, атмосфера, общие советы и информация о местоположении.
Популярные упоминания
4,5
10 403 отзыва
Отлично
Очень хорошо
В среднем
Ужасно
Pieter N
Hartbeespoort, Южная Африка140 публикаций
прекрасный круиз на лодке
август 2022
получил много информации после круиза по Босфору на автобусе и истории. tour was les facinating
Написано 9 января 2023 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Мария С
Молдова18 публикаций
Босфор в Стамбуле
Ноябрь 2022 • Друзья
Удивительно, если вы в Стамбуле, вы должны совершить экскурсию на Босфор или вы можете прогуляться самостоятельно по крепости Ромелия
90 030, Письмо
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Pinky C
1 публикация
Обязательно посетите город
ноябрь 2022 • Друзья
Невероятный город, место, которое обязательно нужно посетить. Полный археологических раскопок, красивого побережья и множества уличных баров и ресторанов, которыми вы никогда не перестанете наслаждаться.
Написано 27 ноября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
DipuKV
Пуна, Индия1 611 публикаций
Inter-continental
Октябрь 2022 г.
Важный водоем, расположенный между красивым городом Стамбул и двумя континентами Азии и Европы по обе стороны. Круиз по этому проливу подарит вам великолепный вид на достопримечательности города.
Написано 31 октября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
__NoDoubt__
Англия, Великобритания46 взносов
Круиз по Босфору за 65TL
Сентябрь 2022 • Друзья
Оказались на пароме, который шел два часа, 2,5 часа до конечного пункта, где было много рыбных ресторанов и крепость, а затем два часа обратно. Это был необходимый перерыв для моих ног после всех прогулок накануне, и он стоил всего 65 турецких лир
Написано 30 сентября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
jaybeeFL
Палм-Харбор, Флорида 3090 публикаций
Обязательно
Август 2022
Зарезервировано место на роскошной яхте для 2,5-часового круиза по этому впечатляющему водному пути. Отделяя Европу от Азии, она идет от Мраморного моря до Черного моря. По пути вы увидите лучшее из того, что может предложить Стамбул: красивые дворцы, впечатляющие и мегабогатые виллы, многовековые крепости, огромные мечети с возвышающимися минаретами, возносящими призывы к молитве, и, конечно же, огромное количество кораблей (нефтяников). , грузовые и контейнеровозы), а также паромы, туристические катера и прогулочные суда.
Никогда не бывает скучно, и фотосессии происходят постоянно. Это стоило потраченного времени, и цена была невероятно разумной.
Написано 28 сентября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Razorfish
Little Rock, AR3 487 публикаций
Великолепный вид на Азию и Европу в проливе Босфор в Стамбуле
Январь 2022
Во время нашей поездки в Стамбул в рамках нашего морского круиза «Викинг» в январе прошлого года мы с женой обедали в кафе мира. У нас был великолепный вид на пролив Босфор с Азией с правой стороны и Европой с левой. Это был один из тех волшебных моментов, которые случаются всего несколько раз в жизни.
Написано 16 сентября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Аакаш Султания
9 публикаций
Приятный отдых с ограниченным бюджетом
август 2022 • Пары
Мы отправились в короткий круиз по Босфору от пирса Эминоу (недалеко от города Султанахмент)
Последний паром 15,5. чтобы увидеть закат на этом, когда солнце садится только около 19.00
Это стоило нам 32 TL на человека, есть и другие продавцы, предлагающие менее массовый круиз около 100 TL. Не знаю, как они.
Прохладный ветерок на Босфоре с дворцом Долмабанче и замком Румели на заднем плане был хорош
Написано 25 августа 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Arjhane
Денвер, CO68 взносов
Очень средний
Июль 2022
На самом деле ничего особенного. Может быть, это зависит от того, в каких столичных гаванях вы уже побывали, но для меня в этом нет ничего особенного. Я сел на короткий «городской/правительственный паром» Сихирхатлари в 14:40. Некоторые здания и мечети (старые церкви) выглядели очень хорошо, но не более того. Еда в кафе была очень низкого качества. Вид стал бы скучным после первых десяти минут, и, как и везде в Стамбуле во время этой поездки, я не был слишком без ума от типа туристов, которых я видел в Стамбуле в этой поездке; громкий, эгоистичный, беспорядочный и низкий этикет (натыкание на вас, пересечение линии и т. д.)
Написано 7 августа 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Анурадха
215 публикаций
Завораживает
Июн 2022 • Семья
Отличный вид на город с Босфора, который был завораживающим! Обязательное занятие в Стамбуле. Существует множество вариантов круиза разной продолжительности, нужно отправиться на азиатскую сторону, сев на паром из Эминёню в Ускудур.