Содержание
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Архитектура
Архитектурный каталог
Архитектура Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
vma.muar.ru
Еще в 1752 году Ф.Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте.
По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф.Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию».
Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный — в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф.Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены.
Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец.
Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце — она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III.
В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838–1839 годах занимались архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов.
Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».
Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф.Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.
Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.
Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.
Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
Барокко
Елизаветинское барокко
Смотрите также
Архитектура
Первый жилой дом Ленинградского городского Совета народных депутатов
Санкт-Петербург
Архитектура
Инфекционная больница им. С.П. Боткина
Санкт-Петербург
Архитектура
Серафимовский участок Московско-Нарвского района
Санкт-Петербург
Архитектура
Трикотажная фабрика «Красное Знамя»
Санкт-Петербург
Архитектура
Дом Советов
Санкт-Петербург
Архитектура
Мясокомбинат им. С.М. Кирова (Московское шоссе, 13)
Санкт-Петербург
Архитектура
Дом технической учёбы при Дворце культуры им. А.М. Горького Московско-Нарвского района
Санкт-Петербург
Архитектура
Кировский райсовет
Санкт-Петербург
Архитектура
Дом-коммуна Всесоюзного общества политических каторжан
Санкт-Петербург
Архитектура
Большой дворец и Большой каскад в Петергофе
Санкт-Петербург
Архитектура
Жилая застройка Тракторной улицы
Санкт-Петербург
Архитектура
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург
Архитектура
Школа 10-летия Октября в Ленинграде на проспекте Стачек, 5/ул. Гладкова, 2
Санкт-Петербург
Архитектура
Дворец культуры им. А.М. Горького (Дом культуры Московско-Нарвского района)
Санкт-Петербург
Архитектура
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург
Зимний дворец — краткая история, фото, факты, события
Зимний дворец историческое здание в Петербурге, богатое своей историей. сегодня мы не будем вдаваться в подробности и мельчайшие детали, а расскажем краткую историю Зимнего дворца.
Содержание
- Свадебные палаты
- Зимний дворец Петра I
- Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной
- Временный Зимний дворец
- Современный Зимний дворец
- 7 интересных фактов о Зимнем дворце
Свадебные палаты
Петр I был владельцем земель между Невой и Миллионной улицей (где в наши дни расположен Эрмитажный театр). В 1708 году на этом участке, в самом центре владения, возводится «Зимний дом» — невысокое здание в два этажа с большим крыльцом, крытое черепицей. Спустя 4 года были возведены Свадебные палаты государя, из камня, подаренные губернатором будущей столицы Александром Меншиковым, правителю России в честь венчания царя с Екатериной Алексеевной.
Зимний дворец Петра I
В 1716 году по указу Петра I развернулось сооружение Второго Зимнего дворца под руководством Г. Маттарнови. Дворец строился там, где пересекается Нева с Зимней канавкой. Спустя 4 года, Петр I с семьёй переезжает в новое дворцовое здание, а еще через 5 лет здесь же и умирает.
Найти экскурсии в Зимний дворец >>
Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной
В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.
Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.
В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.
При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.
К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.
Временный Зимний дворец
Возведение четвёртого Зимнего дворца завершается к середине 50-х годов XVIII столетия. Дворцовое сооружение возводилось там, где пересекаются Невский проспект и набережная Мойки. А в самом начале 60-х годов здание было разрушено.
Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales, а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.
Современный Зимний дворец
Почти 9 лет (1754-1762 года) строилось современное здание дворца, который тогда был наиболее высокой жилой постройкой Северной столицы. В нём было около полутора тысяч комнат общей площадью порядка 60 тысяч квадратных метров.
Императрице Елизавете не суждено было увидеть постройку завершённой, строительные работы завершились при Петре III в апреле 1762 года. На тот момент закончили отделку фасадов, но внутренняя отделка большей части помещений не была завершена. Через несколько месяцев Петр III был, свергнут с престола, окончание строительных работ приходится на времена Екатерины Великой.
Екатерина II внесла свои изменения в организацию застройки, не воспользовавшись услугами Растрелли. Теперь эту работу выполняли другие архитекторы во главе с Бецким.
В начале 60-х годов XVIII столетия государыня Екатерина II поселилась во дворце, этажом ниже по её приказу расположился её приближённый Г. Г. Орлов (уже спустя год для фаворита императрицы начнётся строительство Южного павильона Малого Эрмитажа, соединённого с покоями государыни специальной галерейкой). В северо-западной части строения, обустроили «Тронный зал», здесь же сделали помещение для ожидающих — «Белый зал», открыли столовую, а чуть дальше – «Светлый кабинет».
Затем располагалась «Парадная опочивальня», её позже, спустя год, переделали в «Алмазный покой». Царица отдала приказ устроить книгохранилище, рабочий кабинет, гостиную, 2 спальные и туалетную комнату.
В 1764 году государыня получает, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины (есть мнение, что полотен было чуть больше двухсот) стали началом коллекций Эрмитажа. В наше время около ста из них находятся в Эрмитаже.
Во времена Екатерины полотна были помещены в уединенных дворцовых апартаментах, названных «Эрмитажем» (от франц. ermitage «одинокий сельский домик, пустынное место, место для уединения»). Позднее для них был построен корпус с восточной стороны. В 80–90-е года отделывать дворцовые помещения было поручено И. Е. Старову и Дж. Кваренги.
В 1783 году, следуя указу Екатерины Великой, во дворце был разобран театр.
В 90-е годы XVIII века по указанию государыни, которую не устраивало хождение посетителей Эрмитажа через царские апартаменты, обустраивается «Аполлонов зал», — через него посетители обходили покои государыни. Одновременно возводился и новый «Тронный» зал. Предыдущий зал переделали в жилые помещения для семьи князя Александра. Закончилось обустройство «Мраморной галереи».
В 1826 году согласно архитектурному плану К. Росси была доделана Военная галерея, в ней размещались созданные за десятилетие Д. Доу портретные полотна. К началу 1830-х годов во дворце, в его восточной части, О. Монферран создаёт ещё три зала: «Петровский», «Фельдмаршальский» и «Гербовый».
Пожар в Зимнем дворце в 1837 году уничтожил практически все интерьеры, начинаются работы по воссозданию Зимнего дворца, руководство этими работами осуществлялось В. П. Стасовым, А. П. Брюлловым и А. Е. Штаубертом.
Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook, где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.
7 интересных фактов о Зимнем дворце
В Петербурге на главной площади находиться самый знаменитый и красивый дворец города. Именно поэтому туда стекается, так много туристов. Но все ли вы о нем знаете? Даже жители города иногда удивляются, когда слышат невероятные истории о столь древнем и прекрасном месте.
По архитектуре, дизайну и декоры дворец не имеет себе равных. Ведь не зря же российские императоры выбрали его своей резиденцией.
- Зимний дворец в Санкт-Петербурге, фото которого есть у каждого туриста в путеводителе имеет 176 скульптур на своей крыше.
- Строили столь красивое и величественное здание более 4 тыс. каменщиков, штукатуров, лепщиков и живописцев. При этом они получали мизерную плату и жили прямо на площади в самодельных шалашах.
- Когда закончилось строительство вся Дворцовая площадь оказалась завалена хламом и мусором. Тогда Петр III объявил, что каждый желающий может взять все что угодно совершенно бесплатно. К вечеру площадь стала абсолютно чистой.
- За все время существования здание постоянно перекрашивали. Был он и розовым и красным, но свой оригинальный окрас приобрел в 1946 году и в таком виде стоит он на Дворцовой площади и по сей день.
- В 1837-ом приключилась беда — дворец сгорел. Но 6 тысяч наемных работников смогли восстановить его из пепла всего за 15 месяцев.
- Екатерина II устроила в Зимнем дворце свой “эрмитаж”, который с французского переводится, как “уединенный уголок”, куда императрица приходила отдыхать от государственных забот.
- Изначально был, воздвигнут Зимней дворец, к которому со временем стал достраиваться Эрмитаж. Но история перевернулась с ног на голову и теперь дворец является пристройкой к Эрмитажу, а не наоборот.
Вы узнали основные факты о Зимнем дворце, надеемся они оказались интересными и познавательными.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 4 752 times, 1 visits today)
Зимний дворец | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено
Учреждение Зимнего дворца относится к первому десятилетию существования Санкт-Петербурга, когда в 1711 году был построен первый Зимний дом для Петра I. С переносом столицы от Москвы в 1712 году зимняя резиденция царя-императора приобрела статус крупного государственного здания. Следующий Зимний дворец был построен на набережной Невы в 1716–1719 годах по проекту Георга Маттарнови и расширен в 1720-х годах Доменико Трезини. В 1732 году Бартоломео Франческо Растрелли начал работу по приказу императрицы Анны над третьим вариантом Зимнего дворца, который строился большую часть 1730-х годов.
Планирование нового Зимнего дворца для императрицы Елизаветы началось в начале 1750-х годов под руководством Растрелли, который намеревался включить существующий третий Зимний дворец в проект еще более крупного сооружения. Однако по мере того, как работы продолжались в 1754 году, он пришел к выводу, что новый дворец потребует не просто расширения старого, но и должен быть построен на его фундаменте. Строительство продолжалось круглый год, несмотря на суровые зимы, и императрица, считавшая дворец предметом государственного престижа во время Семилетней войны (1756–1763), продолжала отдавать приказы о его скорейшем завершении. 859555 рублей, первоначально выделенных на строительство Зимнего дворца, должны были быть взяты по схеме, разработанной царедворцем Петром Шуваловым, из доходов казенных трактиров. (Большая часть армии рабочих Растрелли получала ежемесячную заработную плату в один рубль.) Перерасход средств был хроническим, и работа иногда останавливалась из-за нехватки материалов и денег в то время, когда ресурсы России были истощены до предела Семилетней войной. В конечном итоге проект стоил около 2 500 000 рублей, полученных из налогов на алкоголь и соль, взимаемых с и без того обремененного населения. Елизавета не дожила до завершения строительства дворца: она умерла 25 декабря 1761 года. На следующий год были готовы парадные парадные залы и императорские апартаменты для царя Петра III и его супруги Екатерины.
Основной план Зимнего дворца представляет собой четырехугольник с внутренним двором, оформленным аналогично внешним стенам. Наружные фасады нового императорского дворца, три из которых обращены в сторону общественных помещений, оформлены в стиле позднего барокко. На невском фасаде дворец издалека представляет собой непрерывный горизонтальный размах протяженностью более 200 метров, а противоположный фасад (на Дворцовой площади) отмечен в центре тремя арками парадного входа во двор, увековеченными кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном, а также художниками, изобразившими в утрированном виде «штурм Зимнего дворца». Фасад, выходящий на Адмиралтейство, — это единственная часть конструкции, которая содержит существенные элементы третьего Зимнего дворца.
На фасадах царит строгая симметрия. Двести пятьдесят колонн разделяют около семисот окон, не считая окон внутреннего двора. Дворец состоит из трех основных этажей, расположенных над цокольным этажом, а кульминацией конструкции является тщательно продуманный карниз, поддерживающий 176 больших декоративных ваз и аллегорических статуй. Первоначальная каменная скульптура, изъеденная суровым петербургским климатом, в 1890-х годах была заменена медными фигурами. Песочный цвет, который Растрелли предназначал для лепнины фасада, исчез под серией красок от тускло-красного (применялся в конце девятнадцатого века) до бирюзового в начале двадцать первого века.
Интерьер Зимнего дворца, насчитывающего более семисот комнат, претерпел множество изменений, и от растреллиевского убранства в стиле рококо сохранилось немногое. Работа над интерьером продолжалась несколько десятилетий, так как помещения менялись и
переделывались в соответствии со вкусами Екатерины Великой и ее преемников. Еще более разрушительным был дворцовый пожар 1837 года, который бесконтрольно горел более двух дней и уничтожил интерьер. В ходе реконструкции большинство помещений было оформлено в эклектических стилях середины XIX века или восстановлено в стиле неоклассицизма, которым пользовались преемники Растрелли в оформлении дворца, такие как Джакомо Кваренги. Только парадная, или Иорданская, лестница и ведущий к ней коридор (Галерея Растрелли) были восстановлены Василием Стасовым в манере, близкой к первоначальному замыслу Растрелли. И все же Зимний дворец по-прежнему ассоциируется прежде всего с именем Растрелли, создателя этого шедевра барокко.
В 1918 году Зимний дворец и его художественная коллекция были национализированы, а в 1922 году большая часть здания отошла к Государственному Эрмитажу. Существенные реставрационные работы были прерваны начавшейся войной, в ходе которой сотрудники музея действовали героически. Государственный Эрмитаж вновь открылся в 1945 году, и с тех пор бывший Зимний дворец стал объектом кропотливой работы по сохранению одного из величайших музеев мира.
См. также: Элизабет; французское влияние в России; музей, эрмитаж; Растрелли, Бартоломео; ул. петербург
Брамфилд, Уильям Крафт. (1993). История русской архитектуры. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Орлов Александр и Швидковский Дмитрий. (1996). Санкт-Петербург: царская архитектура. Нью-Йорк: Abbeville Press.
Уильям Крафт Брумфилд
Энциклопедия истории России
Еще с encyclopedia.com
Зима , зима •горький, коммиттер, криттер, озлобленность, излучатель, слесарь, флиттер, фриттер, блеск, пескоструй, нападающий, дрожь, вязальщица, помет, разрешитель, питта,… Джонни Зима , Зима, Джонни
Гитарист
В 1968 году в журнале Roiling Stone, написанном Ларри Сепульвадо и Джоном Бёрксом, под заголовком «Техас» говорилось: «Представьте себе 130-фунтовый… Буран, буран. Местное название ветра в России и Центральной Азии, который сильно дует с севера. Восток зимой и летом. Зимой очень с… Северный олень, северный олень, жвачное млекопитающее, род Rangifer, семейства оленьих, встречается в арктических и субарктических районах Евразии и Северной Америки. Это единственный д… Санкт-Петербург Россия , Санкт-Петербург
фонды
апогей
индустриализация и революция
Библиография
«Долгий девятнадцатый век» Европы стал свидетелем апогея Р… Торфинн Карлсефни , Торфинн Карлсефни
Торфинн Карлсефни (thôr´fĬn kärl´sĕvnē), эт. 1002–1015 гг., исландский лидер попытки колонизировать Северную Америку. Он появился в Гр…
Об этой статье
Обновлено О Содержимом encyclopedia.com Распечатать статью
Вам также может понравиться
wint.
Christy, Barrett (1971–)
Winter, Johnny and Edgar
Waara, Jennie (1975–)
Winter, Alla
- .
зимняя ягода
5959595959595959595959595959595959595959595959595959595959595959595.
Близлежащие сроки
Зимние олимпийские игры
зима 1779–1780
Зимние встречи
Зимняя лилия
Зимние убийства
Зимние путешествие
Зима в крови
Зимний полете
Зимний путешествие
Зима в крови
Зимний полете
Зимний путь
. Скотт Фицджеральд, 1922
Зимние сны
кресс-салат
Зимние каникулы
зимние ягоды
зимние.
Винт, Морис Дин
Winstone, Ray 1957–
Winstone, Harold E.
Университет штата Уинстон-Салем: табличные данные
Университет штата Уинстон-Салем: описательное описание State University
Winston-Salem Foundation
Winston-Salem Bible College: табличные данные
Winston-Salem Bible College: описательное описание
Winston-Allen, Anne 1942–
Winter Palace
Зимний парк
Зимний прохождение
Зимние люди
Зимний диапазон
Зимние шпалы
Зимние солнцестояния
Зимние солнечные песни
Зимние штормы
Зимние слова
Зимние Эймс (1865–1944)
Винтер, Дэвид Брайан
Винтер, Элла
Винтер, Эрик 1976-
Винтер, Этель (1924–)
9
Винтер, Джон (Энтони) Джонни и Эдгар
Винтер, Иона 1962-
Винтер, Кари Дж.
Винтер, Леон де 1954-
Винтер, Лиана (1942–)
Зимний дворец | izi.TRAVEL
Зимний Дворец.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Россия, был с 1732 по 1917, официальная резиденция российских монархов. Расположенный между Дворцовой набережной и Дворцовой площадью, рядом с местом первоначального Зимнего дворца Петра Великого, нынешний и четвертый Зимний дворец строился и перестраивался почти непрерывно в период с конца 1730-х по 1837 год, когда он сильно пострадал от пожара и сразу же перестроен. Штурм дворца в 1917 году, изображенный на советских картинах и в фильме Эйзенштейна 1927 года «Октябрь», стал культовым символом русской революции.
Дворец был построен в монументальном масштабе, чтобы отразить могущество и могущество Императорской России. К концу 19 века царь правил из дворца более чем 22 400 000 квадратных километров и более чем 125 миллионами подданных. Он был спроектирован многими архитекторами, в первую очередь Бартоломео Растрелли, в стиле елизаветинского барокко. Зелено-белый дворец имеет форму вытянутого прямоугольника, а его главный фасад имеет длину 250 м и высоту 100 футов. В Зимнем дворце было рассчитано 1786 дверей, 1,945 окон, 1500 комнат и 117 лестниц. В результате перестройки 1837 года внешний вид не изменился, но большие части интерьера были переработаны в соответствии с различными вкусами и стилями, в результате чего дворец был описан как «дворец 19 века, вдохновленный моделью в стиле рококо».
В 1905 году произошла резня в Кровавое воскресенье, когда демонстранты шли маршем к Зимнему дворцу, но к этому времени императорская семья предпочла жить в более безопасном и уединенном Александровском дворце в Царском Селе и вернулась в Зимний дворец только для самые официальные и самые редкие государственные мероприятия. После Февральской революции 1917, дворец на короткое время был резиденцией Временного правительства России во главе с Александром Керенским. Позже в том же году дворец был взят штурмом отрядом красноармейцев и матросов, что стало поворотным моментом в рождении Советского государства. С другой стороны, месячное разграбление винных погребов дворца в этот неспокойный период привело к тому, что было названо «величайшим похмельем в истории». Сегодня отреставрированный дворец входит в комплекс зданий Эрмитажа.
Вернувшись из своего Великого посольства в 1698 году, Петр Первый в России начал политику вестернизации и экспансии, которая должна была превратить Российское царство в Российскую империю и крупнейшую европейскую державу. Эта политика проявилась в кирпичах и известковом строительстве нового города, Санкт-Петербурга, в 1703 году. Культура и дизайн нового города были задуманы как сознательный отказ от традиционной русской архитектуры с византийским влиянием, такой как модная тогда Нарышкинское барокко в пользу классической архитектуры, преобладающей в великих городах Европы. Царь предполагал, что его новый город будет спроектирован в стиле фламандского ренессанса, позже известного как петровское барокко, и именно этот стиль он выбрал для своего нового дворца в городе. Первой королевской резиденцией на этом месте была скромная бревенчатая хижина, известная тогда как Домик Петра I, построенная в 1704 году и выходящая окнами на Неву. В 1711 году его перевезли на Петровскую набережную, где он и стоит до сих пор. Расчистив место, царь приступил к строительству большого дома между 1711 и 1712 годами. Этот дом, который сегодня называют первым Зимним дворцом, был спроектирован Доменико Трезини.
18 век был периодом большого развития европейской королевской архитектуры, поскольку потребность в укрепленной резиденции постепенно уменьшалась. Этот процесс, начавшийся в конце 16 века, ускорился, и большие классические дворцы быстро заменили укрепленные замки в более могущественных европейских странах. Одним из самых ранних и наиболее заметных примеров был Версаль Людовика 14. В значительной степени завершенный к 1710 году Версаль своими размерами и великолепием обострил соперничество между монархами Европы. Петр Великий из России, стремившийся продвигать все западные концепции, хотел иметь современный дворец, как его собратья-государи.