Жители владимира как называются: Как называют жителей Владимира | Правильное название жителей города Владимира

Содержание

Образование этнохоронимов городов России в русском языке. Какойконим новаторы – какой город? 10 редких этнохоронимов


Слово

Дата обновления статьи: 05.11.2022


Катойконимы и этнохоронимы — специфические формы слов, обозначающие жителей определенных населенных пунктов. Словообразование катойконимов имеет свои закономерности. Поэтому жителей Иваново называют «ивановцы», а жителей Мурманска — «мурманчане». Однако русский язык богат и разнообразен, а из каждого правила есть ряд исключений. Кроме того? при образовании этнохоронимов учитываются не только правила словообразования, но и история городов России.

Катойконимы и этнохоронимы: различия терминов и правила образования


Практически все источники утверждают, что катойконимы и этнохоронимы — идентичные по значению слова. Однако в таком случае закономерно возникает вопрос — зачем языку две одинаковых единицы? Одна из них должна быть избыточной. Тем не менее, у слов имеется незначительная разница.


Термин «катойконимы» происходит от греческих слов «κᾰτά» (сообразно), «οἶκος» (жилище) и «ὄνομα» (имя). То есть, имя, данное людям, у которых одинаковое жилище. Например, конкретный род, поселение или община.


Ещё один термин, такой же малоизвестный, − «этнохоронимы». Термин происходит от греческих слов «ἔθνος» (народ), «χῶρος» (местность) и «όνυμα» (название, имя). То есть, название народа, проживающего на определенной местности.


Катойконимы менее обширное понятие, чем этнохоронимы. Тем не менее, в современной лингвистической и филологической практике не делают различий между понятиями. Более распространенное слово − «катойконимы».

Какому городу соответствует катойконим «новоторы»?


Один из самых интересных катойконимов — «новоторы». Многие изначально ошибочно называют жителей Торжка «торжокцами». Несмотря на видимую очевидность подобного названия, оно неверно. Правильный катойконим — «новоторы». Почему?


В древности Торжок носил название «Новый Торг». Даже сейчас любому человеку интуитивно понятно, что «Торжок» связан с каким-то видом торговли. Современное название города означает торговую местность, оно возникло потому, что первые жители поселения занимались торговлей. В ходе исторического развития город преображался в своем названии от «Торга», «Нового Торга» к «Торжец», пока оно не приобрело свое актуальное значение — «Торжок».


Однако даже после закрепления нового имени города, местных жителей продолжают называть на старый манер. Поэтому мужчину из Торжка следует именовать «новотор», а женщину — «новоторка», несмотря на распространенное заблуждение, будто правильное название — это «новоторец».

Как называют жителей города … — Интересные, необычные, неочевидные катойконимы российских городов


Нестандартное название носят жители Архангельска — их называют «архангелогородцы». Это наименование актуально до сих пор, несмотря на то, что город уже давно не называется «Архангельский город».


В Саратовской области находится город Энгельс, жители которого называются «покровчане». Истина в том, что до 1931 года город назывался «Покровск». Катойконим же актуален до сих пор. Также используется новое слово «энгельситы».


Жители города Мценска Орловской области также носят нестандартное название — «амчане». Точных сведений, почему именно так, нет. Исследователи полагают, что префикс «а» был добавлен для благозвучности, так как «мчане» − некомфортное сочетание букв для произношения.


Даже в таком вопросе, как образование катойконимов, не обошлось без некоторой комичности. Жители города Няндома (Архангельская область) называются «мамонами». Основная версия происхождения данного катойконима в том, что он был образован от названия рода или конкретной семьи. Само слово «мамон/мамона» согласно словарю В.И.Даля может означать «1.богатство, пожитки, земные сокровища; 2. брюхо, желудок», 3.либо имеет смысл связанный со словом «мамонить» в значении «соблазнять, манить, прельщать». В древности родовые понятия были основой категориального мышления человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже один чем-то выделяющийся представитель семьи мог одарить прозвищем весь род, а род, в свою очередь, − все поселение.


Жители Камчатки называются «камчадалы». Этот катойконим также происходит со времен старины, когда местных жителей называли по наименованиям близлежащих рек. На рубеже XVII–XVIII веков из-за аналогичного названия реки местных жителей называли «камчатские люди». Немного позже, после похода Владимира Атласова через Камчатку, катойконим трансформировался до «камчадалы».


Интересны вариации катойконимов в созвучных городах. Например, жители Нижнего Новгорода — это нижнегородцы, а Великого Новгорода — новгородцы. Жители Ростова Великого — это ростовцы, а Ростова-на-Дону — ростовчане. Рушанами называют местных жителей г. Старая Русса (Новгородская область), а котлашанами — жителей Котласа (Архангельская область).


Интересное название самого города Гусь-Хрустальный (Владимирская область). Актуальный катойконим − гусевчане. Изначально поселок назывался «Гусская волость», так как местная река носит наименование Гусь. Там начали строительство стекольного завода, что добавило в название города слово «Хрустальный». Однако жители, тем не менее, продолжают называться по-старому.


Интересно и то, что этнохоронима для г. Воронежа не существует. Местных жителей следует называть «житель Воронежа», а не «воронежец», как это нередко встречается в быту.


Некоторые сложности у людей вызывают катойконимы, образованные от сложносоставных названий городов. Например, жители Нижнего Тагила называются «тагильчане», а не «нижнетагильцы». Катойконим для жителей Набережных Челнов — челнинцы, а для жителей Великого Устюга устюжане.


Другие интересные катойконимы:

  • жители Волжска — волжане, а Вологды — вологжане;
  • люди, живущие в г. Ельня, что в Смоленской области, называются ленинчане;
  • сложный катойконим у жителей г. Заполярный — заполярненинцы;
  • этнохороним для г. Комсомольск-на-Амуре упрощен. Здешние обитатели называются комсомольчане;
  • катойконим для г. Нижневартовск также несколько упрощен, а именно — вартовчане;
  • для жительниц Тогучина катойконима нет, несмотря на то, что мужчину, проживающего в этом городе, называют «тогучинец». Также нет этнохоронима для жительниц множества городов, например: Талнаха, Пушкин, Протвино, Окуловка, Нелидово, Завитинск и др. При этом жительниц г. Черкесск не называют «черкесками» − для них также нет катойконима, поэтому грамотно будет сказать «жительница Черкесска».

Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:

Подписывайтесь на нашу группу:

Жители городов России, названия — Список

Я тут подумал, что полного списка этнохоронимов России нигде нет, и решил его создать. В основном учитываются жители столиц регионов + жители городов, о которых часто говорят, и ещё сотня городов по численности населения. Также на учёте жители Белоруссии и Украины. Казахстан – также не в сторонке, поскольку Казахстан – это всё-таки тоже близкая для России страна. Подобраны наиболее официальные и часто употребляемые варианты. Для удобства города расставлены по алфавиту.

Жители городов России, бывает, очень даже забавно называются! 🙂 Но если вы не желаете их так называть, у нас также принято называть их типа житель такого-то города, допустим, житель Владивостока, жительница Пензы и т.д. Названия жителей к каждому городу были внимательно сверены с Википедией, а также расспрашивались у жителей лично.

P. S. Россияне или русские? Это спорный вопрос. Одни не любят, когда их называют «русский», а другим не сподобилось называть себя россиянином. Но скажу одно! Россиянин – это гражданство, то есть россиянином может быть любой проживающий в России, будь он русский, будь он немец или украинец, не важно. А русский – это коренной житель России. Он может проживать в любой стране, но при этом всегда будет оставаться русским.

P.P.S. В связи с частыми запросами о том, как называют жителя любой страны или любого города, отвечаю: житель страны – гражданин, а житель города – горожанин.

Содержание

  1. Россия – россияне (россиянин, россиянка)
  2. Беларусь – белорусы (белорус, белоруска)
  3. Казахстан – казахстанцы (казахстанец, казахстанка)
  4. Украина – украинцы (украинец, украинка)
  5. Похожие статьи

Россия – россияне (россиянин, россиянка)

Абакан – абаканцы (абаканец, абаканка).
Азов – азовчане (азовчанин, азовчанка).
Анадырь – анадырцы (анадырец, ж – нет).
Анапа – анапчане (анапчанин, анапчанка).
Ангарск – ангарчане (ангарчанин, ангарчанка).
Армавир – армавирцы (армавирец, армавирка).
Архангельск – архангелогородцы (архангелогородец, архангелогородка).
Астрахань – астраханцы (астраханец, астраханка).
Ачинск – ачинцы (ачинец, ачинка).
Балаково – балаковцы (балаковец, балаковка).
Балашиха – балашихинцы (балашихинец, балашихинка).
Барнаул – барнаульцы (барнаулец, барнаулка).
Белгород – белгородцы (белгородец, белгородка).
Белозерск – белозерцы (белозерец, ж – нет).
Бийск – бийчане (бийчанин, бийчанка).
Биробиджан – биробиджанцы (биробиджанец, биробиджанка).
Благовещенск – благовещенцы (благовещенец, благовещенка).
Братск – братчане (братчанин, братчанка).
Брянск – брянцы (брянец, брянка).
Валдай – валдайцы (валдаец, валдайка).
Великий Новгород – новгородцы (новгородец, новгородка).
Великий Устюг – устюжане (устюжанин, устюжанка).
Владивосток – владивостокцы (владивостокчанин, владивостокчанка).
Владикавказ – владикавказцы (владикавказец, ж – нет).
Владимир – владимирцы (владимирец, владимирка).
Волгоград – волгоградцы (волгоградец, волгоградка).
Волгодонск – волгодонцы (волгодонец, волгодончанка).
Волжск – волжане (волжанин, волжанка).
Вологда – вологжане (вологжанин, вологжанка).
Воркута – воркутинцы (воркутинец, воркутинка).
Воронеж – воронежцы (воронежец, ж – нет).
Выборг – выборжане (выборжанин, выборжанка).
Вязьма – вязьмичи (вязьмич, вязьмичка).
Вятка (Киров) – вятчане (вятчанин, вятчанка).
Гатчина – гатчинцы (гатчинец, гатчинка).
Горно-Алтайск – горноалтайцы (горноалтаец, горноалтайка).
Грозный – грозненцы (грозненец, грозненка).
Гусь-Хрустальный – гусевчане (гусевчанин, гусевчанка).
Дербент – дербентцы (дербентец, дербентка).
Дзержинск – дзержинцы (дзержинец, дзержинка).
Дмитров – дмитровчане (дмитровчанин, дмитровчанка).
Донецк – см. список городов Украины.
Дудинка – дудинчане (дудинчанин, дудинчанка).
Евпатория – евпаторийцы (евпаториец, ж – нет).
Екатеринбург – екатеринбуржцы (екатеринбуржец, екатеринбурженка).
Елец – ельчане (ельчанин, ельчанка).
Ессентуки – ессентучане (ессентучанин, ессентучанка).
Златоуст – златоустовцы (златоустовец, ж – нет).
Иваново – ивановцы (ивановец, ивановка).
Ижевск – ижевчане (ижевчанин, ижевчанка).
Иркутск – иркутяне (иркутянин, иркутянка).
Йошкар-Ола – йошкаролинцы (йошкаролинец, йошкаролинка).
Казань – казанцы (казанец, ж – нет).
Калининград – калининградцы (калининградец, калининградка).
Калуга – калужане (калужанин, калужанка).
Кемерово – кемеровчане (кемеровчанин, кемеровчанка).
Керчь – керчане (керчанин, керчанка).
Кинешма – кинешемцы (кинешемец, кинешемка).
Киров – кировчане (кировчанин, кировчанка).
Кисловодск – кисловодчане (кисловодчанин, кисловодчанка).
Коломна – коломчане (коломчанин, коломчанка).
Комсомольск-на-Амуре – комсомольчане (комсомольчанин, комсомольчанка).
Королёв – королёвцы (королёвец, ж – нет).
Кострома – костромичи (костромич, костромичка).
Котлас – котлашане (котлашанин, котлашанка).
Краснодар – краснодарцы (краснодарец, краснодарка).
Красноярск – красноярцы (красноярец, красноярка).
Кудымкар – кудымкарцы (кудымкарец, ж – нет).
Курган – курганцы (курганец, курганчанка).
Курск – куряне (курянин, курянка).
Кызыл – кызылчане (кызылчанин, кызылчанка).
Ленинград (Санкт-Петербург) – ленинградцы (ленинградец, ленинградка).
Липецк – липчане (липчанин, липчанка).
Луганск – см. список городов Украины.
Люберцы – люберчане (люберчанин, люберчанка).
Магадан – магаданцы (магаданец, магаданка).
Магас – магасцы (магасец, ж – нет).
Магнитогорск – магнитогорцы (магнитогорец, магнитогорочка).
Майкоп – майкопчане (майкопчанин, майкопчанка).
Махачкала – махачкалинцы (махачкалинец, махачкалинка).
Минеральные Воды – минераловодцы (минераловодец, ж – нет).
Москва – москвичи (москвич, москвичка).
Мурманск – мурманчане (мурманчанин, мурманчанка).
Муром – муромляне (муромлянин, муромлянка).
Набережные Челны – челнинцы (челнинец, челнинка).
Назрань – назрановцы (назрановец, назрановка).
Нальчик – нальчане (нальчанин, нальчанка).
Нарьян-Мар – нарьянмарцы (нарьянмарец, ж – нет).
Находка – находкинцы (находкинец, находчанка).
Нижневартовск – вартовчане (вартовчанин, вартовчанка).
Нижнекамск – нижнекамцы (нижнекамец, нижнекамка).
Нижний Новгород – нижегородцы (нижегородец, нижегородка).
Нижний Тагил – тагильчане (тагильчанин, тагильчанка).
Новгород – см. Великий Новгород.
Новокузнецк – новокузнечане (новокузнечанин, новокузнечанка).
Новороссийск – новороссийцы (новороссиец, новороссийка).
Новосибирск – новосибирцы (новосибирец, ж – нет).
Новочеркасск – новочеркасцы (новочеркасец, новочеркасинка).
Норильск – норильчане (норильчанин, норильчанка).
Омск – омичи (омич, омичка).
Оренбург – оренбуржцы (оренбуржец, оренбурженка).
Орёл – орловчане (орловчанин, орловчанка).
Орск – орчане (орчанин, орчанка).
Пенза – пензенцы (пензенец, пензенка).
Пермь – пермяки (пермяк, пермячка).
Петербург – см. Санкт-Петербург.
Петрозаводск – петрозаводчане (петрозаводчанин, петрозаводчанка).
Петропавловск-Камчатский – петропавловцы (петропавловец, петропавловчанка).
Питер – см. Санкт-Петербург.
Подольск – подольчане (подольчанин, подольчанка).
Прокопьевск – прокопчане (прокопчанин, прокопчанка).
Псков – псковичи (пскович, псковичка).
Пятигорск – пятигорчане (пятигорчанин, пятигочанка).
Ростов – ростовцы (ростовец, ростовчанка).
Ростов-на-Дону – ростовчане (ростовчанин, ростовчанка).
Рыбинск – рыбинцы (рыбинец, рыбинка).
Рязань – рязанцы (рязанец, рязанка).
Салехард – салехардцы (салехардец, ж – нет).
Самара – самарцы (самарец, самарчанка).
Санкт-Петербург – петербуржцы (петербуржец, петербурженка).
Саранск – саранчане (саранчанин, саранчанка).
Саратов – саратовцы (саратовец, саратовчанка).
Севастополь – севастопольцы (севастополец, ж – нет).
Северодвинск – северодвинцы (северодвинец, северодвинка).
Симферополь – симферопольцы (симферополец, симферопольчанка).
Смоленск – смоляне (смолянин, смолянка).
Сочи – сочинцы (сочинец, сочинка).
Ставрополь – ставропольцы (ставрополец, ставропольчанка).
Старый Оскол – старооскольцы (староосколец, старооскольчанка).
Стерлитамак – стерлитамаковцы (стерлитамаковец, стерлитамаковка).
Суздаль – суздальцы (суздалец, суздалянка).
Сургут – сургутяне (сургутянин, сургутянка).
Сыктывкар – сыктывкарцы (сыктывкарец, сыктывкарка).
Таганрог – таганрожцы (таганрожец, таганроженка).
Тамбов – тамбовчане (тамбовчанин, тамбовчанка).
Тверь – тверяки (тверяк, тверичанка).
Тобольск – тоболяки (тоболяк, тоболячка).
Тольятти – тольяттинцы (тольяттинец, тольяттинка).
Томмот – томмотцы (томмотец, ж – нет).
Томск – томичи (томич, томичка).
Торжок – новоторы (новотор, новоторка).
Туапсе – туапсинцы (туапсинец, туапсинка).
Тула – туляки (туляк, тулячка).
Тюмень – тюменцы (тюменец, тюменка).
Углич – угличане (угличанин, ж – угличанка).
Улан-Удэ – улан-удэнцы (улан-удэнец, улан-удэнка).
Ульяновск – ульяновцы (ульяновец, ульяновка).
Уссурийск – уссурийцы (уссуриец, ж – нет).
Уфа – уфимцы (уфимец, уфимка).
Ухта – ухтинцы (ухтинец, ухтинка).
Феодосия – феодосийцы (феодосиец, феодосийка).
Хабаровск – хабаровчане (хабаровчанин, хабаровчанка).
Химки – химчане (химчанин, химчанка).
Чебоксары – чебоксарцы (чебоксарец, чебоксарка).
Челябинск – челябинцы (челябинец, челябинка).
Череповец – череповчане (череповчанин, череповчанка).
Черкесск – черкесцы (черкесец, ж – нет).
Чита – читинцы (читинец, читинка).
Шахты – шахтинцы (шахтинец, шахтинка).
Элиста – элистинцы (элистинец, элистинка).
Энгельс – энгельситы (энгельсит, ж – нет).
Южно-Сахалинск – южносахалинцы (южносахалинец, южносахалинка).
Якутск – якутяне (якутянин, якутянка).
Ялта – ялтинцы (ялтинец, ялтинка).
Ярославль – ярославцы (ярославец, ярославна).
Яя – яйчане (яйчанин, яйчанка).

Беларусь – белорусы (белорус, белоруска)

Барановичи – барановичане (барановичанин, барановичанка).
Бобруйск – бобруйчане (бобруйчанин, бобруйчанка).
Борисов – борисовчане (борисовчанин, борисовчанка).
Брест – брестчане (брестчанин, брестчанка).
Витебск – витебляне (витеблянин, витеблянка).
Гомель – гомельчане (гомельчанин, гомельчанка).
Гродно – гродненцы (гродненец, гродненка).
Жлобин – жлобинчане (жлобинчанин, жлобинчанка).
Минск – минчане (минчанин, минчанка).
Могилёв – могилевчане (могилевчанин, могилевчанка).
Пинск – пинчане (пинчанин, пинчанка).

Казахстан – казахстанцы (казахстанец, казахстанка)

Актау – актаусцы (актаусец, жительница Актау).
Актюбинск – актюбинцы (актюбинец, актюбинка).
Алматы – алматинцы (алматинец, алматинка).
Астана – астанчане (астанчанин, астанчанка).
Атырау – атыраусцы (атыраусец, жительница Атырау).
Караганда – карагандинцы (карагандинец, карагандинка).
Кокшетау – кокшетауцы (кокшетауец, жительница Кокшетау).
Костанай – костанайцы (костанаец, костанайка).
Кызылорда – кызылординцы (кызылординец, кызылординка).
Павлодар – павлодарцы (павлодарец, павлодарка).
Петропавловск – петропавловцы (петропавловец, петропавловчанка).
Тараз – таразцы (таразец, жительница Тараза).
Уральск – уральцы (уралец, уралка).
Усть-Каменогорск – устькаменогорцы (устькаменогорец, устькаменогорка).
Шымкент – шымкентцы (шымкентсец, шымкентка).

Украина – украинцы (украинец, украинка)

Винница – винничане (винничанин, винничанка).
Днепропетровск – днепропетровчане (днепропетровчанин, днепропетровчанка).
Донецк – дончане (дончанин, дончанка).
Житомир – житомиряне (житомирянин, житомирянка).
Запорожье – запорожцы (запорожец, запорожанка).
Ивано-Франковск – ивано-франковцы (ивано-франковец, ж – нет).
Киев – киевляне (киевлянин, киевлянка).
Кировоград – кировоградцы (кировоградец, ж – нет).
Кривой Рог – криворожане (криворожанин, криворожанка).
Луганск – луганчане (луганчанин, луганчанка).
Луцк – лучане (лучанин, лучанка).
Львов – львовяне (львовянин, львовянка).
Мариуполь – мариупольцы (мариуполец, мариупольчанка).
Николаев – николаевцы (николаевец, ж – нет).
Одесса – одесситы (одессит, одесситка).
Полтава – полтавчане (полтавчанин, полтавчанка).
Припять – припятчане (припятчанин, припятчанка).
Ровно – ровенчане (ровенчанин, ровенчанка).
Сумы – сумчане (сумчанин, сумчанка).
Тернополь – тернопольчане (тернопольчанин, тернопольчанка).
Ужгород – ужгородцы (ужгородец, ж – нет).
Харьков – харьковчане (харьковчанин, харьковчанка).
Херсон – херсонцы (херсонец, херсонка).
Хмельницкий – хмельничане (хмельничанин, хмельничанка).
Черкассы – черкасцы (черкасец, черкаска).
Чернигов – черниговцы (черниговец, черниговчанка).
Чернобыль – чернобыльцы (чернобылец, чернобылька).
Черновцы – черновчане (черновчанин, черновчанка).

Похожие статьи

Владимирская икона Божией Матери : University of Dayton, Ohio

Владимирская икона Божией Матери

— М. Жан Фриск

Умиленная Богоматерь — Спасительница России

9000 титул Чудотворный образ , Богоматерь Владимирская, известна как Елеуса , что в переводе с греческого означает Мать Нежности . Младенец Христос нежно прижимается к своей матери, он смотрит на нее и так тесно связан с ней, что его левая рука полностью обнимает ее. Его правая рука нежно касается ее левой щеки. Оригинальное изображение представляет собой большую картину типа икон св. Луки. Мэри смотрит на людей. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что она тесно связана со своим Божественным Сыном.

Происхождение

Происхождение древней иконы Богородицы Владимирской Божией Матери восходит к 1125 году. Для многих Богоматерь, Спасающая Россию, является самым любимым образом Восточной Церкви.

Старейшее известное изображение Владимирской иконы Божией Матери в настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Согласно исследованиям, это прекрасное изображение Элеуса было заказано в Константинополе русским, который затем возил картину из города в город в период совместной украинско-российской истории. В 1169 г.Князь Андрей Боголюбский приказал привезти икону из Киева в новый Владимирский собор. Благодаря чести и почитанию народа, приписывавшего милостивую помощь Богородице по всей Украине, Ей был построен большой собор во Владимире.

Чудотворный Характер

Когда в 1395 году Москве угрожало монгольское нашествие, икона была привезена в Москву, где почиталась как непобедимый щит русского народа. Перед ее изображением совершались важные государственные сделки; ее благословения искали перед битвой. Со временем Богоматерь Владимирская стала знаком Русской Православной Церкви.

Посвящение

Владимирская икона имеет тысячи изображений. Говорят, что нет ни православной церкви, ни религиозного уголка православного дома, где бы не был где-либо представлен этот образ. Во времена коммунистического режима Богоматерь Владимирская приобрела мировую известность, но не столько по политическим причинам, сколько благодаря экуменическим усилиям. Единство церквей символизировалось и на него надеялись в единстве Младенца и его матери. Близкие отношения Богоматери Нежности с ее божественным сыном, Иисусом Христом, представлены как идеальное указание на отношения христианина ко Христу.

На международном уровне почитание этой иконы Марии началось в двадцатом веке, когда верующие христиане узнали о религиозном значении, красоте и силе обращения к Марии и святым. Вводя глубокое религиозное значение византийских икон, западная церковь научилась ценить значение религиозных символов и знаков, форма катехизации, которая вовлекает нас в сопричастность к божественным таинствам через созерцание истины, представленной в иконе. Иконы никогда не делаются просто для украшения или продажи. Истинная икона есть выражение молитвы и долгого созерцания. Художник (а часто и желающие получить икону) пишет образ в посте и соблюдении безмолвия, в духе послушания Слову Божию и духе целомудрия. Правила написания иконы строго регламентированы, потому что они должны представлять фиксированное или твердое учение веры.

В 1995 году, к шестисотлетию перенесения иконы из Владимира в Москву, в Третьяковской художественной галерее состоялась научная конференция. Среди тем конференции были такие темы, как благочестие Марии, связанное с культурой христианского народа. Богородица Умиление и сегодня продолжает «говорить» с нами через свою икону.

Медитация

Иконы были описаны как окна в божественное. Те, кто уделяет время размышлениям о божественных реалиях, выраженных в картинах, делают это внутренним взором души, достигающим за пределы представления к истине, которую оно представляет. Медитация может быть просто тихим наблюдением в тишине и удивлении. Слова не нужны. Возможно, это лучшая медитация из всех. Медитация также может вдохновить на молитву, чтобы поделиться ею с другими. Мы приглашаем вас вместе с нами поразмыслить о Богоматери Нежности.

Мария, Богородица,

Нежная нежность, которой Вы делитесь со своим ребенком, — это тихая, сильная вещь, отраженная в Вашем образе. Между его мягкими, но полными объятиями и тобой нет расстояния. Он любит тебя. Да нет сомнений! О, как этот ребенок любит тебя! Вы слеплены как единое целое. Его тело от вашего тела, его плоть от вашей плоти, его сердце от вашего сердца. Его глаза хвалят вас и благодарят за вашу долю в его человечности.

Словно сильный, мощный, но мирный магнит, твой взгляд держит мой. Тихая, спокойная, бесконечно смотрящая на меня из девяти веков отраженной мудрости. Вы просите меня только об одном: поделиться любовью, которую вы разделяете. Любовь не нежная, мягкая нежность в чувстве слабости. Любовь нежна в смысле силы: прочное, радикальное, нерушимое единство.

Госпожа Нежности, твой взгляд одновременно и утверждение, и вопрос: если это и есть то единство, которое он ищет, — любовь между Богом и человеком настолько сильна, что ничто не может разделить ее — то могу ли я, по крайней мере, пытаться любить как он любил? Могу ли я хотя бы попытаться разрушить барьеры, разделяющие народы? Разве я не могу принимать свои решения в его присутствии и под твоим взглядом — присутствием этого призыва к единению из полноты нежной любви?

Мэри, возможно, если бы я остановился достаточно долго, чтобы ответить на ваш взгляд, остановился достаточно долго, чтобы нежно полюбить хотя бы на одно мгновение, я мог бы узнать от вас, что на самом деле означает мудрость.

Вот чего наш Бог просит от вас, только этого: поступать справедливо, любить нежно и смиренно ходить пред Богом вашим.ср. Амос 14-16.

Для получения дополнительной информации о Богоматери Нежности см. статью «Russland» в Marienlexikon Vol. 5, с. 605f и Handbuch der Marienkunde, p. 859.

Все о Мэри содержит разнообразный контент, большая часть которого отражает опыт, интерпретации и мнения отдельных авторов, а не обязательно Марианской библиотеки или Дейтонского университета. Пожалуйста, поделитесь отзывами или предложениями с [email protected].

ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОРОДИЦА И ЕЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОРОДИЦА И ЕЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

НАПИСАНО СПИРО ДЖАББУРОМ НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ
ПЕРЕВОД ПРОВЕРЕН МИССИС. ФИОНА МЭНСБРИДЖ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Имени иконописца никто не знает. Икона была написана, однако, в Константинополе греческим иконописцем в период между 11 и 12 веками. Известно, что он появился в Киеве, тогдашней столице России, в 1131 году, когда Византией правила Македонская династия. Затем в 1155 году икона была перенесена в город Владимир, по свидетельству Павла Евдокимова, или, по словам и Успенского, и по Лосскому, в 1161 году.

Из-за своего расположения во Владимире, бывшем тогда религиозной столицей, она получила название «Владимирская Богородица». Позднее религиозным центром стала Москва, поэтому икона была перенесена туда в 1395 году, где и находится до сих пор. Хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Икона составляет неотъемлемую часть жизни русской истории, особенно в связи с приписываемыми ей чудесными вмешательствами, весть о которых всегда наполняла русский народ любовью к ней. Как мы увидим, великие иконописцы подражали ему. Он пережил множество пожаров и всевозможных разрушений, учиненных грубыми татарскими захватчиками. Русские признают благосклонность Владимирской Богородицы, трижды спасавшей Москву от татар: 26 августа 139 г. 5, 23 июня 1480 г. и 21 мая 1521 г. В 1621 г., когда поляки напали на Москву, вера в икону вызвала у москвичей пылкий энтузиазм в ее защиту.

Икона была восстановлена ​​в 1514 году при участии иконописца епископа Варлаама. Три раза в год русские устраивают праздники в честь Владимирской Богородицы, считающейся священным сокровищем русского народа. Она мыслится как византийская луна на небосводе Русской Церкви и лучшая из ее икон. Ведь Русская Церковь – не великолепная дочь Константинопольской Церкви и ее патриарха святителя Фотия Великого? Итак, верность дочери матери великолепна в ее единстве с ней веры, наследия, канонов, традиций и обрядов Церкви, в следовании всему этому до последней буквы, иногда в манере, граничащей с преувеличением в попытка дочери подражать матери в совершенстве. Следует добавить, что византийское наследие глубоко обязано Антиохийскому Патриархату.

ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ

Подлинные иконы Богородицы существуют в двух основных основных группах, первая из которых называется «Одигитрия» или «Путеводительница», в которой Богородица держит Младенца Иисуса на левой руке и указывает на него правой рукой. как бы ведя нас к нему, как бы говоря: «Это Он».

Иконы второй группы называются «Умилостивленные». В них Богородица держит младенца Иисуса правой рукой, прижимая его к своей груди, переполненная материнской нежностью.

Икона Владимирской Богородицы объединяет идеи этих двух групп. На ней изображен младенец Иисус, сидящий на ее правой руке, а левой она ясно указывает на Него.

В православной церкви есть два течения мнений о Богородице, одно из которых считает Деву прекраснейшим из творений Божиих. Таково отношение нашего иконописца.

Наш учитель Григорий Палама (умерший в 1395 г.) воспевал эту чудесную красоту, ибо она есть образ той абсолютной красоты, которой является сам Бог. (Nigne по-гречески 151:468 A и B) Наш вдохновенный иконописец потратил всю свою энергию, чтобы создать прекраснейшую из всех икон, не имеющую себе равных по художественному совершенству. Те, кто смотрят на него лицом к лицу, преисполнены удивления. Никакая другая картина, даже Мона Лиза, не может с ней сравниться.

КОММЕНТАРИЙ К ИКОНАМ

Нашему иконописцу удалось изобразить чудесное сияние на голове и лике Богородицы. Продолжительный взгляд необходим наблюдателю, чтобы различить в этом божественном сиянии заботу матери, глубоко беспокоящейся о будущем своего Сына. Не говорил ли ей Симеон Праведный: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»? (Луки 2-35) Дева носит покрывало на голове, которое покрыто чуть выше бровей. В древние времена иерусалимская школа иконописцев преобладала над греческими и другими влияниями, таким образом изображая Богородицу, как здесь, в виде консервативной палестинской девушки с покрытой головой. Фата темно-фиолетового цвета ниспадает ей на плечи, что означает сильную божественную любовь. Золотая тесьма украшает фату. Подобная вышивка изображена на рукаве, ибо Богородица — это славная дама, исполненная божественного света Святого Духа, который наполняет ее божественностью. Разве она не наша Царица и мать Господа Иисуса? На ее лбу мы видим звезду, а также по одной на каждой до, во время и после рождения Господа нашего.

Форма каждой звезды представляет собой крест с четырьмя точками на каждом конце. Внутри каждого креста есть еще один пересекающийся крест, представляющий четыре головни. Пересекающиеся кресты пересекают друг друга так, что в их общем центре лежит квадрат. Крест люминесцентный. Указывают ли четыре точки четыре угла земли, озаренные Крестом, явленным миру через девство Марии? Ибо Мария не была ни игрушкой судьбы, ни слепым орудием в руках Бога. Скорее ее прозрачная девственность души и тела сделала ее привлекательной для Иисуса, так что он пришел в мир через нее.

Шестой Вселенский Собор учит нас, что Христос обладает двумя волями. В Марии встретились небо и земля, так как она приняла предложение ангела. Ибо она зачала Иисуса с полным принятием и свободной волей, а не по принуждению. Поскольку он воплотился через нее, Крест стал его судьбой с первого момента зачатия. Он полностью отдал себя в полном подчинении, чтобы стать Сыном Человеческим, а затем умер на кресте, чтобы спасти человека от смерти.

Чистота девственности Марии кристальна и чище любого кристалла, когда свет Святого Духа прошел через него, чтобы вовлечь ее чрево в сотворение человеческой природы для нашего Господа. Мученик умирает только один раз, но истинная девственность — это ежедневное мученичество. Девственность Марии самая возвышенная после девственности Ее Сына. (После него) Мария — самое возвышенное и самое совершенное существо в творении. В день Воплощения Святой Дух преобразил ее, так что, хотя Иисус и принял от нее человеческую природу, эта природа в нем стала безгрешной. (Евреям 4:15) Какая ужасная тайна! Бог заставил ее пережить Воплощение сверх ее обычных возможностей. Она несла Божественный Огонь. Каким невыносимым был бы крест, если бы не милость Божия!

Лицо Девы не столько круглое, сколько длинное. Образуется перевернутый треугольник с подбородком на вершине, доходящий до базовой линии под глазами. Хотя щеки несколько округлены, подразумевается, что Троица (представленная треугольником) есть все во всем в жизни Девы. Что за Дева, в существе которой запечатлены Троица и Крест! Глаза длинные, а их зрачки черные. Ресницы густые, брови широкие и длинные. Нос тоже длинный — острый и изогнутый, как клюв орла. В этом он больше похож на нос мужчины, чем на нос женщины, добавляя к лицу оттенок духовной смелости в выражении, в противном случае озабоченном и охваченном заботами. Вместе глаза, ресницы, брови, веки и нос сочетаются в своих пропорциях с остальными частями лица, чтобы указать на ряд признаков: нежность Девы, тревогу и заботу с еще мужским акцентом и смелость, свободную от сентиментальной женской деликатности, отказывающую соболезнования в беде.

Дева обладает ростом духовного мужества, не только у мужчин, но и у некоторых женщин, превосходящим мужское. Действительно, после распятия Иисуса мужчины и женщины были в равной степени призваны к мученической смерти.

Рот неулыбчивый, что соответствует меланхолии лица.

Наклон правого плеча отличается от наклона левого. Изгиб справа продолжается в линию спины Младенца Иисуса. Контур рукава платья Богородицы рифмуется с контурами Бэби. Левое плечо полное и округлое, а грудь под ним видная, как и темно-порфировый цвет покрывающей ее одежды, противопоставляющий выпуклым контурам шеи Младенца Иисуса: пропорции и размеры параллельны.

Область вокруг сердца Богородицы и шеи Младенца Иисуса выделены кистью иконописца таким образом, что кажутся центром тяжести. (Это означает), что в Иисуса вдыхается дыхание Святого Духа, пребывающего в Нем, и что сердце Девы более просторно, чем сами небеса, и полно Божественного Присутствия. Щека Иисуса прижата к правой щеке его матери. Его глаза, полностью округленные, а не впалые, смотрят на Богородицу, рассеянно изумляясь ее печали, как будто бы это чувство говорило с нею, говоря:

«Не плачь обо мне, Мать, как будто ты видишь меня в моей могиле. Ибо Я, Сын Твой, Которого Ты зачал во чреве, не посадив, восстану из мертвых и прославлюсь. Поскольку я Бог, я поднимусь с достоинством, без жесткости смерти, я, кто превозносит вас с великой любовью и верностью ». (Одион 6, из Канона Великой Субботы).

Но взор Богородицы не останавливается на Младенце Иисусе. Ее глаза рассеянно плывут, глядя куда-то далеко за пределы нас. Где? Они созерцают мир вечности. Дева отвлекается от земли, от мира и, может быть, даже от самой себя. Ее отвлекает и озадачивает то, как Бог устраивает дела с ангелами и людьми? Как она может понять этот неописуемый порядок событий, предопределивший, что она обрела благосклонность Отца, избравшего ее быть матерью Своего возлюбленного Сына. Ло! Она слышит на сороковой день по чудесном девственном рождении Господа нашего слова праведного Симеона:

И тебе меч пронзит душу». (Луки 2:35). Как? И когда? Это то, что она переживает у подножия Креста, парадокс, что ее сын во плоти также является Сыном Отца, полностью разделяя божественную природу и сущность, несмотря на это он умирает на Кресте, как если бы он был самым жестоким из преступники.

В праздник Рождества мы поем:

«Почему ты удивляешься, о Мария, и почему ты так размышляешь внутри себя?» (Вторая стехология)

Если зачатие Иисуса заставило ее глубоко задуматься, то событие Креста должно было во сто крат усилить ее потребность в глубоких размышлениях, когда меч пронзил ее собственную душу.

Смерть на Кресте озадачила Космос, ибо она была неподвластна ни ангелам, ни людям. Таким образом, Мария, пережившая две тайны непревзойденной глубины (соединения как человеческой, так и божественной природы), была величайшей из всех (творений). Как она вынесла это, не сгорая и не теряя рассудка? Мы можем не просить ее, а только просить Бога, Который почтил и возвысил ее и даровал ей силу выносить огонь Божий во чреве своем, видение Сына Божия, который был также и им. сын, растянутый на кресте, пригвожденный к нему и, наконец, заколотый острием копья. Вся жизнь Марии после Воплощения есть отвлечение, удивление и Крест, (тайна), который разорвал бы душу человека, если бы он не был спасен Божественной Волей.

И (на иконе) Иисус тоже полон глубокого размышления, но не о печали своей Матери. Его лицо полное и серьезное, достойное благоговения. Мы не видим в нем и следа печали, поскольку Иисус уверен, что воскреснет на третий день. Он полон мудрости, понимания, прозорливости и великолепия. Тогда пусть Мария будет уверена в его грядущем воскресении. У него вид человека, который придает уму уверенность и спокойствие. Рост у него как у ребенка, но одежда у него как у взрослого. Он носит свободный восточный плащ в стиле взрослого человека.

Плащ в стиле традиционной одежды того, что раньше называлось Ближним Востоком. Пояс – это взрослый. Он Бог, о котором Романос-мелодист сказал:

«Сегодня Богородица приходит в грот, ибо рождается для нас новый Младенец, Бог, Который есть прежде всех веков». (Кондак Рождества Христова).

Он младенец на руке своей Матери, но он также и Бог, существовавший прежде веков, который, однако, со временем стал для нас и для нашего спасения совершенным человеком. Восточный плащ соткан из светлых, эфирных, золотых нитей, подобных нитям солнца, чьи линии выделяются, не затемняются. Разве Иисус не есть Солнце правды, Который нитями своих лучей и благодати сияет во всей вселенной? Не Богочеловек ли, блистательный светоносец, как явился на горе Преображения? Здесь иконописец представляет его в блестящих одеждах еще ребенком на руках Девы. Православное богословие считает тело Иисуса наполненным светом с момента Воплощения, а не только во время Преображения. Но он закрыл свой свет от наших глаз, чтобы мы могли видеть его и жить с ним. [2] Он Солнце Праведности, которое никогда не заходит. Подвешенные нити четкие и, тонко переданные художником, привлекают внимание.

Протянутая правая рука Богородицы выходит из-под Младенца Иисуса, сидящего на ее руке. На других иконах Младенец Иисус восседает преимущественно на запястье или только на части руки. Но здесь пальцы Богородицы свободны, так же свободны, как и ее чистая душа, хотя они и немного изгибаются, чтобы обнять Иисуса.

Но левая рука простерта до верхнего края пояса Иисуса, указывая добрым знаком народу. Она ведет их и ведет к нему. Не является ли Он ожидаемым Христом, Сыном Божьим и Спасителем мира? Пальцы согнуты лишь немного, чтобы сделать четкий знак, так что Иисус все еще не связан ее руками. Как они могут удержать Того, кого не могут удержать небеса? Он неограниченный, безграничный Бог, которого нельзя удержать.

На нашей иконе пальцы Богородицы достигают пояса. У других пальцы так далеко не доходят. В нашей иконе очень велика привязанность Богородицы к Сыну. Нежность преобладает над благоговением. Она ведь мать, а не Иоанн Креститель. Наш иконописец с удивительным мастерством изобразил руки, так что Богородица свидетельствует об Иисусе в знакомом и реалистичном стиле. Она обнимает Младенца, не охватывая его пальцами, и указывает на него с великим знанием, но с еще большим благоговением.

В области предплечья и запястья золотое шитье ниспадает на фату и рукав. Ибо она — великая Королева-Мать, озаренная Божественным Огнем. Богородица держит Младенца Иисуса на правой руке, так что правый бок Иисуса прилегает к ее сердцу. Левая рука Иисуса охватывает шею Богородицы, а его пальцы выходят из-под завесы, где они обхватывают шею Богородицы с левой стороны ее щеки, обнимая ее большим пальцем. Его правая рука протянута над покрывалом над левой грудью, в области сердца.

Его сострадание очевидно. Она прижимает его к своему сердцу, а он в ответ кладет руку ей на грудь, чтобы успокоить и успокоить ее беспокойный ум. Иконописец выводит левую сторону лона Богородицы и, уравновешивая ее, выводит шею Младенца. Дева пылает любовью, а Иисус полон огненного света Святого Духа. Иконописец — настоящий художник, умеющий управлять разными встречами и поворотами двух фигур.

Левая нога Младенца Иисуса отведена назад, как будто он отказывается прикасаться к нашему миру. Разве Иисус не сказал:

«И теперь меня больше нет на свете». (Иоанна 17:11)

Появляется только подошва стопы. Но правая нога выброшена и вытянута. Таким образом, спина Иисуса изогнута, а его грудь выгнута внутрь, хотя правое бедро и икра выброшены наружу. (Смысл всего этого в том, что) он — Господь, которого мы не можем видеть, кроме его спины. (Исход 33:23). Здесь только подошва его ноги. Он есть Господь, сокрытый от глаз наших, которые не могут вынести Его видения. Но он склоняется к нам и тянется к нам: стал человеком и ходил по земле. Его божественность удаляет его от нас, но его человечность спешит на землю в дерзком акте героизма. Своим пришествием к нам Бог пребывает с человеком, чтобы мы могли наполниться его божественным светом и благодаря этому свету могли наслаждаться тем светом, который исходит от сущности Божией. По выражению Паламы, мы гипостазируем свет, благодать и славу Божию в лицах наших, и он становится частью нашего бытия (тайна Божественного домостроительства).

Рамка иконы прямоугольная. Согласно господствовавшим в то время представлениям, земля считалась прямоугольной. Фигура Богородицы на иконе образует треугольник с вершиной в ее голове. Как упоминалось ранее, на ее лице также образован треугольник, вершиной которого является ее подбородок, простирающийся до (основной) линии под ее глазами. (Треугольник означает Троицу). Вера в Троицу является ядром нашей веры. Мария есть орудие той связи Святой Троицы с миром (расшатавшимся и изуродованным в самом истоке грехом), которую она создала. Что касается ранее упомянутого квадрата в центре каждой из звезд иконы; если бы мы провели линию между точками каждой из этих трех звезд, то получили бы квадраты, а также Крест, (представляющий) Крест в сердце всего мира через Деву. Ибо через Деву Троица примирилась с миром посредством Креста и Крови Христовой. Вселенная отражает его славу. Через Деву Бог преклонил небеса и сошел, чтобы обнять творение и вернуть ему его прежнюю красоту, как сияющую красоту Богородицы на этой великолепной иконе.

Мы поем:

«О Мария, ты воистину стала сосудом, населенным Сыном, для беспредельной Троицы, угодив тем Отцу. Святой Дух осенил тебя, так что ты явилась как Матерь Всевышнего». (четверг exapostellari).

Здесь следует отметить, что художник был великим богословом, сознававшим огромное значение Божественного Света в нашей жизни и значение Богоявления. Божественный Свет играет важную роль в его искусстве; как если бы он был Григорием Паламой, хотя и жил более чем за два века до него. Пересекающиеся световые пламена в звездах Богородицы, исходящие из глубокого богословского видения.

Евангелист Лука упоминает, что в Преображении Иисус видел, как он говорил с Моисеем и Илией о своем предстоящем отъезде, который должен был совершиться в Иерусалиме (Лк. 9:31). Этот уход (или исход) есть Крест. Крест Иисуса сияет. Затем холм Голгофа встречается с горой Преображения и горой Хорив, на которой Бог является Моисею и Илии. Иисус считал Крест своей славой. Иоанн Богослов упоминает, что Иисус показал Свою славу своим ученикам, чтобы они поверили в него. То же было и на свадьбе в Кане Галилейской. (Иоанна 2:11). Которая слава больше славы Креста, с вершины которого Иисус победил грех, сатану, ад, тление и разложение, и освободил души, находящиеся в рабстве в шеоле, и вознес их с (раскаявшимся) разбойником в рай и открыл его для нас после того, как он был закрыт от нас так долго.? Крест есть не стыд и срам, а победа, слава, свет и сияние, божественное видение, увенчание венцов царей и патриархов.

* ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОРОДИЦА И ВЕЛИКИЕ ИКОНОГРАФЫ *

[3]

В России было три выдающихся иконописца, которые вместе работали над написанием икон для Благовещенской церкви в Кремле. Это были: Прохор Горидецкий, Феофан Грек (из Халкидона близ Константинополя) и святой Андрей (Андрей) Рублев, который был младшим. Они повлияли друг на друга, а на два последних оказала влияние икона «Владимирская Богородица».

Игорь Грабарь доказал, что икона Божией Матери Донской (Донская) написана Феофаном Греком в 1370 [4] , а Лазарев утверждал, что никакой связи с ним не имеет, и утверждал, что она написана в 1390 году. Он присваивает ей номер 92 в томе на Новгородских иконах, и она называется Иконой Сострадания. С ним связаны и другие иконы Милосердия [5] Многие ссылки связывают ее с Владимирской Богородицей.

Многие русские художники подражали ей, как на илл. 108, в Книге Московской школы Лазарева, под названием «Богородица Владимирская», но это датируется XV веком. В табл. 109, 113, 114 и 115 той же книги отношения с Владимирской Богородицей. Однако Рублев искал у него руководства в иконе Святой Троицы, как и у:

  1. Склонение головы среднего ангела (ангел, таким образом, представляет Отца). Он имитировал склонение головы Богородицы в сторону Младенца Иисуса.
  2. Наклон правого плеча на обоих значках. . . . .
  3. Темно-фиолетовый цвет на обеих иконках.
  4. Положение ног Иисуса имитируется в положении ног ангела справа.(чтобы ангел представлял Сына, Иисуса.)
  5. Существуют и другие сходства, например, расположение нитей. Русская традиция приписывает Рублеву икону, в которой есть подражание Владимирской Богородице. [7]

Отец Антон Хебби получил фотографию иконы в предании Владимирской Богородицы, подаренной бывшим патриархом России Алексием женскому монастырю Аль-Нурия в Бейруте. Это влияние различных гениев (первоначальных) иконописцев свидетельствует о величии нашей завораживающей иконы. Ведь наши иконы, наша церковная музыка и песнопения возносят людей на небеса.

Таким образом, если гений русского искусства Рублев и его великий соратник Феофан Грек (вернее, эллин) и другие великие русские художники стремились следовать традиции Владимирской Богородицы, то молчание — лучшая дань уважения ей. слава, чем речь.

Тогда, о Мария, в этот Праздник Креста, пусть этот Крест. Твоего Сына наполни наше существование. Мы любим вас, и достаточно того, что вы знаете об этой любви.

ГОМС 14.9:89


СПИРО ДЖАББУР

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


[1] См. стр. 78 в «Тайне божественного домостроительства» и стр. 43 в «Обезьяна это или человек?» (по-арабски)..

[2] См. стр. 98 в «Тайне божественного домостроительства».
Образ Божий (Патриарх Илия Четвертый), также стр. 66 и «Православное видение» (Аднан Трабулси, на арабском языке).

[3] Иконописец: означает «иконописец», родом из греч.

[4] ‘Советская литература’, № 6, 1988, стр. 178/179, Москва.

[5] «Советская литература», № 6, 1988, с. 128/129, Москва, где упоминается, что Рублев искал указаний у Феофана в иконе Троицы в отношении использования им синего цвета.