Содержание
Сенатский дворец Московского кремля
Рабочая резиденция президента Российской Федерации в настоящее время размещается в Сенатском дворце Московского Кремля, который является памятником архитектуры XVIII века. До наших дней в совершенно неизменном виде дошли лишь его фасады и два уникальных по задумке и исполнению зала – Екатерининский и Овальный.Утерянное за все предыдущие века было мастерски восстановлено нашими современниками. Значимость проведенных в 1994–1996 годах реставрационных и восстановительных работ трудно переоценить. Возрожденные исторические залы Сената и созданные практически заново, но в духе казаковского времени, интерьеры вызывают восхищение.
Сенат строился в период с 1776 по 1787 год «по плану и под надзором» Екатерины II «ради прославления державы Российской». Перед М.Ф. Казаковым, прошедшим к тому времени суровую школу кремлевского строительства под руководством замечательного русского архитектора В.И. Баженова, стояла достаточно сложная задача. В Кремле нужно было построить такое административное здание, которое, с одной стороны, выполняло бы парадную, представительскую роль, соответствующую исторической традиции Московского Кремля, а с другой – служило бы с наибольшей пользой решению ежедневных текущих государственных дел высочайшего присутственно-чиновного учреждения.
С этой непростой задачей зодчий справляется с величайшим мастерством и тактом. Он создает великолепное монументальное правительственное здание, которое гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Кремля.
Именно этой идеей руководствовались современные архитекторы, восстанавливая старину и наполняя здание XVIII столетия новой жизнью. Реставрационные работы, проводившиеся в здании, можно назвать уникальными хотя бы на том основании, что им предшествовали обширные научно-архитектурные исследования, на основании которых мастера самых разных специальностей сумели в считанные месяцы по старинным эскизам, фрагментам интерьера, древним гравюрам спроектировать и восстановить внутреннее убранство дворца, в полном объеме сохранив уникальный образец русского зодчества.
Изначально Сенат был задуман как здание государственного назначения. Это означало, что оно было, с одной стороны, максимально приспособленным для «присутственных мест», а с другой – наилучшим образом выполняющим представительские функции государства. Все рабочие и представительские помещения Сената расположены вдоль наружных фасадов. Они удобно соединены друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру внутренних дворов. Такое расположение рабочих комнат идеально соответствует назначению здания, каковым, приспособленным под нужды государственного учреждения, Сенатский дворец был в прошлом и чем является резиденция президента теперь.
Сегодня резиденция президента, которая так удачно разместилась в историческом здании Сената, также состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает в себя ряд рабочих помещений и кабинетов: рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших сотрудников, зал для заседаний президентского совета, Совета безопасности Российской Федерации, президентскую библиотеку. Представительская часть Сенатского дворца состоит из анфилады новых залов для деловых и торжественных встреч, которая протянулась от приемной Представительского кабинета президента вдоль всего главного фасада здания и выходит окнами на Кремлевский Арсенал. Именно здесь проходят важные международные встречи и протокольные мероприятия.
Поскольку многие фрагменты интерьеров Сената были утеряны, внутреннее убранство этих залов пришлось создавать заново.
К рабочей части следует отнести и ситуационный центр, куда стекается информация со всех уголков России и со всего мира. С применением последних достижений науки и техники спроектированы все системы комплекса электронной связи, находящиеся в здании. Проведение совещаний и заседаний обеспечивают наисовременнейшие системы звукоусиления и перевода речи, а оборудованный по последнему слову техники телерадиокомплекс позволяет транслировать выступление главы государства в прямом эфире. Таким образом, Сенат после современной реставрации и реконструкции, проведенной по указу Б. Н. Ельцина в 1994–1996 годах, превратился в уникальное сооружение. В нем исключительная «старина» и казаковские интерьеры соседствуют с наисовременнейшими коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими самую эффективную работу руководителя государства. Подобного сооружения нет, пожалуй, нигде в мире.
РАБОЧИЙ КАБИНЕТ ПРЕЗИДЕНТА
В самом центре деловой части резиденции находится рабочий кабинет президента. По своим размерам он небольшой, так как при его планировке проектировщики исходили из идеи сохранения общей объемно-пространственной концепции всего Сенатского дворца, заложенной еще М.Ф. Казаковым. Мебель чрезвычайно рациональна и изготовлена из темного мореного дуба. Стены кабинета обиты панелями из того же материала. Все здесь продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Лишь расписные под старину потолки да хрустальные, великолепной работы, люстры вносят некоторый элемент оживления во внешнюю строгость обстановки. А геометрический орнамент, выполненный в светлой, бело-золотистой гамме, в сочетании с изысканной мебелью придает рабочему месту президента особую парадность и красоту. Люстры, как бы завершающие все декоративное убранство, украшены бронзовыми медальонами с гербами России и своей строгостью гармонируют со всей рабочей обстановкой главного рабочего помещения резиденции президента России.
В центре комнаты – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор, изготовленный современными умельцами из уральского малахита. Над письменным столом – герб Российской Федерации.
Справа и слева от президентского стола – флаг Российской Федерации и штандарт президента. Ближе к окну – еще один стол, для проведения переговоров. Это удобное место не только для работы президента, но и для деловых встреч и совещаний с его ближайшими помощниками.
Особое внимание привлекают к себе книжные шкафы. Являясь непременным атрибутом любого кабинета, в данном случае они выделяются уникальным подбором книг, постоянно находящихся здесь и очень часто используемых в работе. Это и собрания сочинений видных русских историков, философов и юристов: С. М. Соловьева, В.О. Ключевского, А.Ф. Кони, и многочисленные словари. В первую очередь – это уникальные энциклопедические, снискавшие себе мировую известность: «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», а также толковые, мифологические и другие справочные издания, включая Большую Советскую Энциклопедию.
БИБЛИОТЕКА ПРЕЗИДЕНТА
Отдельно от кабинета, но тут же в здании резиденции, оборудована большая библиотека президента Российской Федерации. Она находится в живописной круглой ротонде на третьем этаже северо-восточной части здания Сената. В свое время М.Ф. Казаков планировал этот уютный небольшой, круглый в плане, зал под рабочие кабинеты.
Во время последней реконструкции здания Сената в целом архитектурное убранство ротонды было воссоздано в прежнем виде. Оно включает в себя легкое купольное перекрытие и систему из четырех арок, которые симметрично делят помещение. При оборудовании библиотеки архитекторы и художники сохранили казаковский замысел и воссоздали ту мебель, которая была характерна для дворцовых библиотек середины XVIII столетия. В свое время именно так – застекленными шкафами темного дерева – была заставлена знаменитая библиотека Румянцевского музея в доме Пашкова.
Задача современных мастеров и дизайнеров состояла не в том, чтобы возобновить в ротонде старинный облик помещений во всех его мельчайших подробностях, но попытаться воссоздать дух казаковского времени. В результате интерьер библиотеки повторяет лучшие традиции оформления дворцовых библиотек, строившихся два столетия назад в Москве и Санкт-Петербурге. В библиотеке собраны книги, необходимые для работы. Это энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания. Помимо энциклопедических собраний, когда-либо выпускавшихся в России, шкафы заполнены сборниками законодательных актов как дореволюционной, так и современной России.
Здесь – и наиболее известные книги по истории Российского государства, многочисленные красочные альбомы и наиболее подробные монографии по истории Московского Кремля.
Отдельной частью коллекции президентской библиотеки являются книги с дарственными авторскими посвящениями президенту России.
Как особо ценный экспонат в библиотеке хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации. Именно на нем президенты России приносили присягу во время торжественных церемоний вступления в должность в Кремле.
Рядом с рабочим кабинетом президента расположен еще один зал, привлекающий внимание своим художественным исполнением. Это зал заседаний Совета безопасности. Основным формирующим элементом его декора явились строгие торжественные пилястры, изготовленные из темно-серого мрамора, эффектно декорированные позолоченными капителями.
Оформление торцевых стен зала необычно и очень оригинально. Стены украшает замечательный по исполнению и замыслу, поражающий своими размерами гобелен ручной работы. В рисунке этого произведения искусства отражена символика Российского государства, неким символическим художественным кодом переданы многие важные эпизоды из русской истории.
Хотя этот и многие другие гобелены в резиденции современной работы, в них в полной мере сохранилась стилистика оформления казаковского Сената. Создателем такого необычного оформления является замечательный художник России Н.В. Мурадова, чьи работы сегодня по достоинству оценены и представлены во многих музеях мира. Выполненный художницей гобелен для резиденции президента считается одним из лучших.
ОВАЛЬНЫЙ ЗАЛ СЕНАТА
Кроме рабочего кабинета президента в резиденции, в одном из самых красивых ее исторических уголков, находится Представительский кабинет президента, который оформлен более нарядно и торжественно, чем все другие рабочие помещения. Разместился он в Малом, или, как его называл М.Ф. Казаков, Овальном зале Сенатского дворца. Когдато здесь проходили заседания президиума правительства, теперь это место проведения самых важных встреч президента с главами иностранных государств, переговоров, вручения государственных наград.
Овальный зал был задуман архитектором в самом центре лицевого фасада над главным въездом во двор и служил связующим звеном между двумя частями здания. По замыслу зодчего, это был второй по значению парадный зал Кремля. Его прекрасный купол завораживает и неизменно приковывает к себе внимание всех посетителей. По рисункам старых мастеров выполнены три прекрасные хрустальные люстры, которые не только превосходно дополняют интерьер парадного зала, но и в значительной степени украшают его. Уже сами по себе они являются произведениями искусства. Рисунки люстр выполнялись по сохранившимся в архивах рисункам М.Ф. Казакова, а сами светильники производились в лучших европейских мастерских по реставрации и изготовлению художественных изделий из металла.
Сегодня зал полностью восстановлен во всей своей первоначальной красоте. Был воссоздан «казаковский» цвет стен – благородный бледно-салатный с белым. К счастью, сохранились практически все проектные документы XVIII века. Именно благодаря этим чертежам, планам и рисункам удалось выявить многочисленные, вплоть до мельчайших, изменения, допущенные в оформлении зала на протяжении двух веков. После тщательного изучения архивных данных реставраторы установили, что самым серьезным изменениям Овальный зал подвергся в 1824 году. Именно тогда были сооружены вертикальные перегородки и надстроен пол третьего этажа. В результате подверглось разрушению единое художественное решение зала. «Потерялись» и многие другие элементы этого парадного помещения. Заслуга современных архитекторов и строителей состояла в том, что они сумели не только восстановить все утраченное за столетия, но и воссоздать ту неповторимую атмосферу художественной гармонии, столь характерную для творения истинного мастера.
К работам привлекались самые опытные реставраторы из Москвы и Санкт-Петербурга, архитекторы и художники, владеющие уникальным опытом старинных мастеров. Сегодня даже трудно себе представить, что совсем недавно (первые по-настоящему крупные реставрационные работы проходили здесь в 1962 году) прекрасный купол Овального зала был закрыт горизонтальным дощатым перекрытием XIX столетия, а многие детали его интерьера были просто-напросто утеряны.
Камины, вошедшие в моду в России на рубеже XVIII–XIX веков, были незаменимой частью дворцового интерьера. Тогда их собирали, как правило, из глыб шлифованного натурального камня – яшмы, малахита, мрамора. Поделочные камни добывались на Урале, а мрамор привозили из Италии. Камин в Овальном зале облицован тонкими пластинками малахита, подобранными так, что естественный рисунок плавно переходит с одной пластины на другую и кажется, будто он высечен из цельного куска переливающегося разными оттенками камня.
Непременным дополнением убранства каминов всегда были часы.
Вместе с вазами, подсвечниками и канделябрами часы становились украшением и неотъемлемой частью интерьеров. Камин в Овальном зале Кремля, отделанный бронзой, дополняют большие бронзовые часы и канделябры XIX столетия.
В оформлении интерьеров дворцов в XVIII–XIX веках большую роль играла отделка полов. И здание Сената не стало исключением. Великолепный паркет Овального зала подобен ковру, он набран из десятков различных видов ценных пород дерева. Дорогостоящие наборные паркеты украшают не только этот зал, но и многие другие помещения. Они воссозданы по старинным чертежам и эскизам из ценных и твердых пород дерева совместными усилиями российских и итальянских мастеров.
В декабре 1995 года на куполе Овального зала была восстановлена знаменитая скульптура Георгия Победоносца – символа мужества и непобедимости русского народа. Она – точная копия казаковского творения.
Установление скульптурной группы явилось символическим завершающим аккордом в окончании реставрации Сенатского дворца. Ее создателями стали отец и сын В.Е. и А.В. Цигаль. Когда-то точно такая скульптура была установлена на постаменте с надписью: «Le Saint Georges place au-dessus du Senat». Всадник, символизирующий победу добра над злом, находился здесь до 1812 года. Во время наполеоновского нашествия он бесследно исчез. Стараниями наших соотечественников прежнее оформление крыши Сенатского дворца было восстановлено. Памятник, отлитый из бронзы, возвышается над куполом Овального зала и хорошо просматривается со стороны Арсенала и Сенатского сквера. А на самой высокой точке здания – на флагштоке над Екатерининским залом – гордо развевается президентский штандарт.
С северной стороны к Овальному залу примыкает приемная Представительского кабинета. Двери, соединяющие Представительский кабинет с приемной, сделаны под старину, из темного тонированного дерева с бронзовыми накладными украшениями.
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ЗАЛ СЕНАТА
Екатерининский зал изначально, по замыслу Казакова, выделялся среди всех остальных залов. Он был задуман как памятник – апофеоз государственной деятельности русской императрицы Екатерины Великой. Исполненный в манере того времени, он напоминает сегодня всем «славнейшие» события царствования государыни Екатерины II. Замысел зодчего был воплощен в жизнь с подобающей для екатерининской эпохи пышностью и великолепием. Восемнадцать лепных горельефов помещены в среднем ярусе ротонды, в виде которой был исполнен зал. Они прославляют законность, правосудие, просвещение – идеалы передовых людей эпохи Просвещения – и по праву считаются наиболее ярким скульптурным украшением зала. На каждом из этих горельефов Екатерина II предстает в аллегорическом образе Минервы. В греческой мифологии Минерва – богиня мудрости, у этрусков – это богиня гор, полезных открытий и изобретений, у римлян – покровительница и изобретательница ремесел и искусств. Уже само обращение автора к римско-греческой мифологии настраивало зрителя на возвышенный и философский лад. Под каждым сюжетом – назидательная подпись, объясняющая смысл происходящих событий. Рельефы идут по кругу купольного основания зала, в хронологическом порядке описывая основные деяния великой императрицы.
Купол Екатерининского зала поражает своей легкостью и красотой. Полусфера купола начинается на уровне пола галереи, которая переходит в стену ротонды. Этим приемом зодчий зрительно поднял начало купола на более высокий уровень. Соответственно увеличилась и высота зального пространства. Дополнительно зрительный эффект высоты зала, а также легкости купола усиливался еще и тем, что Казаков дал тонкую обработку поверхности купола прямоугольной сеткой узких парных ребер.
Весь свод купола украшен кессонами. Они постепенно уменьшаются кверху. Это придает куполу замечательную глубину и легкость, создает впечатление бесконечного голубого небесного свода. Свободная постановка кольцевой колоннады создает большое пространственное и пластическое богатство интерьера. Уже в самой этой классической композиции можно угадать отзвуки характерных черт национальной архитектуры – ярусного принципа построения объемов.
Кольцо колоннады лишь на половину диаметра отстоит от стен. Это создает своеобразную геометрию зала, которая позволяет мысленно вписать в нее шар. Три ряда окон наполняют зал воздухом и светом. Днем в эти огромные трехсветные окна врывался яркий солнечный свет, заполняя все пространство зала, а вечером он освещался тысячами свечей и ламп. Удачно выбранное сочетание цветовой гаммы зала – белое с золотом и голубым – придавало ему особую дворцовую парадность. Первоначально в центре купола находился световой фонарь, через который также проникал дневной свет. Полы зала когда-то очень давно были вымощены камнем. В XIX веке световой фонарь был заделан, каменный пол заложили деревянными плахами. Во время последней реставрации пол был оформлен наборным паркетом из восемнадцати различных пород дерева, исполненным в традициях дворцовых интерьеров XVIII столетия.
Как только закончилась отделка Круглого зала, Екатерина II пожелала его осмотреть. 1 июля 1787 года, через одиннадцать лет после начала строительства, императрица вступила под своды Круглого зала и не смогла сдержать своего восторга. «Обозревая Круглую залу Сената, – вспоминает в своих записках А.Н. Бокарев, – обратясь к Казакову, Екатерина II сказала ему: «Я не ожидала, чтобы ты так мог восхитить Меня! Так, как превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то Моего совершенного удовольствия».
Современные мастера в ходе работ 1994–1996 годов отреставрировали старинные горельефы, воссоздали в первоначальном виде гербы российских городов, лепной декор карниза, фриза, капителей, выполненных в свое время с таким совершенством и мастерством.
В ходе комплексной реставрации современные мастера стремились до мельчайших деталей воссоздать всю технологическую цепочку архитектурно-строительной и оформительской работы казаковской эпохи. Реставраторы тщательно выявляли и снимали более поздние напластования и переделки. Под многочисленными слоями штукатурки были выявлены обширные фрагменты декоративного оформления, относящегося к екатерининским временам, древние белые рельефные украшения.
После того как был снят паркет, перед современными мастерами открылся подлинный мозаичный пол с выложенной в нем датой строительства Сенатского здания. Такую же каменную мозаику удалось воссоздать в парадном холле Сената, находящемся перед Шохинской лестницей, ведущей в Екатерининский зал. И сегодня наши современники могут оценить не только гениальный замысел М.Ф. Казакова, но и мастерство современных российских каменотесов, воссоздавших великолепный мозаичный пол.
После завершения реставрационных работ Екатерининский зал обрел свой первозданный вид. Он похорошел, наполнился воздухом и светом. Восстановленный в каждой своей мельчайшей детали, он покоряет величием и замечательным изяществом отделки. Его украшением сегодня являются не только барельефы и горельефы казаковского времени, но и скульптуры современного автора. Это бронзовые аллегорические фигуры «Россия» и «Правосудие», олицетворяющие собой обновленную Россию и новый этап в становлении национальной государственности, мастерски исполненныe скульптором, народным художником России А.А. Бичуковым. Новшеством в Екатерининском зале стал и замечательный инкрустированный паркетный пол, воспроизводящий рисунки древней каменной мозаики. В нем как бы отражается небесный свод кессонированного купола, создавая замечательное гармонично замкнутое пространство.
И сегодня Екатерининский зал резиденции президента Российской Федерации – прекрасное место для официальных государственных церемоний, вручения наград, премий, встреч на высшем уровне, других торжественных мероприятий. Уникальный архитектурно-художественный ансамбль оставляет яркое впечатление у всех побывавших здесь.
Разнообразное и богатое убранство Екатерининского зала особенно поражает после сдержанного облика фасадов Сенатского дворца, которые полностью сохранились в том виде, в каком их задумал и построил М.Ф. Казаков. Внешний облик Сената как со стороны Ивановской площади, так и со стороны Арсенала – это прежде всего могучий фасад, закрывающий от зрителя всю сложную объемно-пространственную систему сооружения. В центре главного фасада, по его оси, Казаков поставил четырехколонный портик, обрамив им сквозной арочный проем, ведущий от Арсенала к главному залу Сената. Через эту арку осуществляется парадный въезд во двор Сената, расположенный по оси симметрии с подобной аркой Арсенала, со стороны которого и находится главный фасад, обрамленный зеленью сквера с прекрасно исполненным фонтаном. Здесь как бы неожиданно прерывается общий единообразный строй фасада, исчезает мерный ряд лопаток, разрывается колоннами линия цоколя и вводится новая тема портика с фронтоном. Портик, свободно противопоставленный всей системе членений фасада, представляется как бы врезанным в массив здания.
Главный портал с портиком, перекрывающим арку, убедительно ориентирует зрителя в глубину здания. Тонкость пластической разработки портика и его крупная форма в целом противопоставлены крупной пластике и мощи стены. Этот парадный въезд в здание логически дополнительно закреплен у М.Ф. Казакова значительным архитектурным объемом в виде купольной овальной ротонды. Нужно отметить, что возведение купола над проездными воротами представляет собой прием, близкий к традиции возведения надвратных церквей и башен в качестве «триумфальных» въездных сооружений в монументальных архитектурных ансамблях. Блестящий знаток архитектуры античности и Возрождения, М.Ф. Казаков творчески переработал их приемы в духе дальнейшего преемственного развития архитектуры ансамбля Кремля. Триумфальная арка, над которой возвышается изящный и гармоничный купол Овального зала, открывает вид на внутренний центральный двор. По своей основной архитектурной роли он служит преддверием к Большому Круглому Екатерининскому залу Сената.
Внешний облик Сената отличается необыкновенной гармонией. Его фасад представителен и строг одновременно. Будучи ярким образцом московского классицизма, здание при всем разнообразии форм отличается четкостью линий. Это создает торжественность и строгость образа. Главный внутренний двор необычайно гармоничен. Он подчеркивает и назначение этого здания, и его единство со всей кремлевской архитектурой. Все здесь, от каменного ковра двора и до скульптур на постаментах у парадного подъезда и старинного обрамления главного входа в здание, создает ощущение гармонии и красоты.
СЕНАТ ПОСЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕВРАТИЛСЯ В УНИКАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ. В НЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ «СТАРИНА» И КАЗАКОВСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ СОСЕДСТВУЮТ С НАИСОВРЕМЕННЕЙШИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ И СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ САМУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВ.
Здание Сената в Московском Кремле — описание и фото, история строительства
ЗДАНИЕ СЕНАТА в Московском Кремле
Сенатский дворец — здание на территории Московского Кремля, построенное
по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах.
Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном
для того времени неоклассическом стиле. По первоначальной задумке здание
должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти
Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё
название.
За время своего существования его стены увидели немало государственных
деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке
дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались
здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды),
при советской власти во дворце располагался кабинет В. И. Ленина,
позднее он становится зданием Совета министров СССР. В наше время
Сенатский дворец является «рабочей резиденцией президента Российской
Федерации».
Резиденция Президента России в Сенатском дворце состоит из деловой и
представительской частей. Деловая часть включает в себя рабочий и
представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших
помощников, зал заседаний Совета Безопасности, президентскую библиотеку.
Рабочий кабинет президента находится в центре деловой части резиденции.
Библиотека президента расположена в ротонде третьего этажа
северо-восточной части здания Сената. Легкое купольное перекрытие
ротонды образует систему из четырёх арок, которые делят помещение на
части.
Зал заседаний Совета Безопасности находится в рабочей зоне Сенатского
дворца. Гербовый (Посольский) зал открывает анфиладу представительских
помещений Сенатского дворца. В его декоративном оформлении главенствует
герб России (отсюда и название зала — Гербовый). Другое наименование
зала, Посольский, отражает его предназначение — для приема президентом
послов иностранных государств.
Представительский (парадный) кабинет размещается в Малом, или, как его
называл архитектор Матвей Казаков, Овальном зале Сенатского дворца.
Здесь проводятся встречи президента России с главами иностранных
государств, переговоры. Екатерининский зал — главный зал Сенатского
дворца Кремля. В Екатерининском зале проходят официальные и
торжественные мероприятия с участием президента, в частности, церемонии
вручения государственных наград.
Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова.
Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать
гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов
архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется
строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом,
классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную
выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной
столицы.
Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство,
ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём.
Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя
поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской
площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным
портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В
углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр
сооружения — купольный зал сената. Это один из обширнейших круглых залов
Москвы.
Прежде он предназначался для дворянских собраний и называется Белым или
Екатерининским. Сегодня он продолжается выполнять свою функцию — здесь
проходят все главные официальные мероприятия с участием президента. В
Екатерининский зал ведет Шохинская лестница. Её основание украшают два
торшера, а пролёты — скульптуры богини правосудия.
Лестница отделана мрамором и гранитом, перила — ценными породами дерева.
Высота зала до купола — 29 м. В простенках между колоннами установлено
18 горельефных панно работы скульптора Д. Замораева. В аллегорической
форме они отражают государственную деятельность Екатерины II,
прославляют законность, правосудие, просвещение — идеалы передовых людей
того времени.
Сенатский дворец — из путеводителя 1964 года
Здание Сената в Московском Кремле (бывшее здание Совета Министров СССР) — выдающееся произведение русской архитектуры XVIII в. Оно занимает особое место в истории Московского Кремля. Здесь работает Советское правительство, здесь жил и работал В. И. Ленин.
Здание построено в 1776—1788 гг. архитектором М. Ф. Казаковым в стиле русской классики на месте усадьбы князей Трубецких и подворий Чудова монастыря. В плане оно представляет треугольник со срезанными углами и с небольшим внутренним двором, разделенным поперечными коридорами на три части. Такая планировка была обусловлена формой участка, ограниченного кремлевской стеной, Чудовым монастырем и зданием Арсенала.
Здание прекрасно вписано не только в архитектурный ансамбль древнего Кремля, но и Красной площади. Оно имеет три этажа, поставленных на высокий цоколь. Первый этаж обработан рустами, а второй и третий расчленены пилястрами, ритмично чередующимися с окнами. Завершает здание мощный карниз с модульонами.
В центре главного фасада (обращенного к Арсеналу) находится проезд на внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки с четырехколонным портиком ионического ордера и фронтоном.
В центре здания—круглый зал, увенчанный огромным куполом. Это один из лучших круглых залов в Советском Союзе и по богатству архитектурного убранства, и по смелости конструктивного решения. Диаметр его — 24 м, высота — 29 м. Внутри зал украшен 18 колоннами, лепниной, барельефами, изображающими великих русских князей и царей. Это копии с мраморных барельефов, выполненных скульптором Ф. И. Шубиным и находящихся сейчас в Оружейной палате. В простенках между колоннами помещено 18 горельефных панно работы скульптора Г. Замараева. В аллегорической форме они выражают идеалы передовых людей России того времени — просвещение, законность, правосудие.
До революции зал назывался Белым, или Екатерининским, и предназначался для дворянских собраний. После революции в нем был клуб кремлевских курсантов, на собраниях которых неоднократно выступали В. И. Ленин, Я. М. Свердлов и другие деятели нашей партии.
В настоящее время здесь проходят заседания Пленумов ЦК КПСС, вручаются Ленинские премии выдающимся борцам за мир.
Первоначально на куполе зала с наружной стороны была установлена цинковая скульптурная конная группа, изображавшая Георгия Победоносца (герб Москвы). В 1812 г. ее разрушили наполеоновские войска. В 1856 г., когда в здании разместились судебные учреждения, купол увенчали короной и надписью «Закон», что было эмблемой царской законности. После Великой Октябрьской социалистической революции над куполом был водружен алый стяг — знамя победившей революции.
До революции в здании помещалась так называемая Судебная палата, которая разбирала политические дела. По приговорам ее судей тысячи революционеров были отправлены на каторгу и заключены в царские тюрьмы.
Сенат: Кремль
Здание Сената по праву считается прекрасным образцом русской архитектуры 18 века в комплексе зданий Московского Кремля. Выдающийся русский архитектор М.Ф. Казаков спроектировал это замечательное сооружение. Строительство длилось с 1776 по 1788 год; внутренняя отделка была завершена в 1790 году.
Первоначально здесь планировалось проводить собрания московской губернской знати. В 1856 г., в связи с переводом двух Сенатских ведомств из Петербурга в Москву, передано в состав судебных ведомств Московского Сената.
Трехэтажное здание в плане имеет форму треугольника с тупыми концами. Его внутреннее пространство разделено двумя прямыми арками, образующими три внутренних двора. Верхний угол треугольника отмечен большим зеленым куполом. Сенат стоит напротив Сенатской башни, напротив Мавзолея с внешней стороны Кремлевской стены. Купол Сената вторит другому, меньшему, расположенному напротив большого.
Главный купол был впервые увенчан гербом Москвы — конной статуей св. Георгия, которую в 1856 г. заменила эмблема царской юстиции. В 1918 декабря, когда столица была перенесена из Петрограда обратно в Москву, на куполе был установлен красный флаг, ныне замененный трехцветным флагом Российской Федерации.
Здание Сената — блестящий образец раннего русского классицизма в архитектуре. Внешне строгий и сбалансированный, он являет собой множество образцов нового стиля в красивом декоре. Больше всего впечатляет большой круглый зал, признанный шедевр русского зодчества. Расположенный внутри великолепной ротонды, этот зал невозможно обнаружить снаружи. Только гигантский купол отмечает местонахождение этого композиционного центра всего здания.
Зал по периметру окружен легкими колоннами и пилястрами коринфского ордера, поддерживающими ажурную мебель в полный профиль. Над ней расположена узкая галерея, между окнами которой расположены два яруса гипсовых барельефных копий портретов русских князей и царей. Известный русский скульптор Ф.Г.Шубин изготовил их мраморные оригиналы в 1774-1775 гг. для Чесменского дворца в Петербурге. Их копии можно увидеть в залах Оружейной палаты.
Бело-голубые стены, белоснежные колонны, голубая обивка, золотые розетки на куполе, светлые четкие линии, идеальные пропорции делают этот интерьер художественным и архитектурно совершенным.
Диаметр зала 24,7 м. На высоте 27 м его перекрывает грандиозный кессонный сферический купол, возвышающийся над ажурной, даже хрупкой, сферической окружностью зала.
Над дверными арками в нижней части зала горельефы с аллергологическими сценами, прославляющими Екатерину II (скульптор Г.Г. Замараев). Зал назывался Екатерининским (Екатерининским) залом до 19 века.19, когда зал был переименован в зал Свердлова.
Овальный зал расположен под вторым, меньшим куполом Сената. Он такой же бело-голубой, как Екатерининский зал. На куполе по продольной оси горельефы св. Георгия, поражающего дракона. Эти гербы напоминают о том, что изначально здание предназначалось для проведения Московских губернских дворянских собраний.
После революции 1917 в здании Сената располагался клуб кремлевских служащих и курсантов военного училища. Весной 1918 года столица Советского государства была перенесена в Москву. В конце апреля того же года Ленин с семьей, женой и сестрой переехал в бывшее здание Сената. Его квартира и кабинет находились на третьем этаже.
С этого времени здание является резиденцией советского правительства. В Сведловском зале проходили партийные съезды и конференции. Здесь же были вручены высшие правительственные и государственные награды и Ленинские премии. Заседания народных депутатов проходили здесь до 1934, когда Александровский и Андреевский залы были специально перестроены к XVII съезду партии. После этого здесь проходили партийные съезды и пленумы Верховного Совета.
В здании Сената находился кабинет Сталина, состоящий из большой приемной и малого кабинета. Здесь решались судьбы страны и народа. Здесь хранится знаменитый экран с большой движущейся географической картой. Она известна миллионам людей, поскольку ее можно увидеть в кинохронике и художественных фильмах о жизни правительственного Кремля. Первая карта такого рода была сделана по указанию Ленина.
В первый год 3-го тысячелетия здание Сената занимает администрация Президента Российской Федерации.
Кремль
История
Сенат Кремля, Москва, Россия — SpottingHistory.com
Сенат Кремля был первоначально построен с 1776 по 1787 год. Первоначально в нем размещалось Московское отделение Правительствующего Сената, высший судебный и законодательный орган Императорской России. В настоящее время в нем размещается администрация президента России, и это строго охраняемая территория с ограниченным доступом, закрытая для публики. В настоящее время виден только южный угловой фасад, напротив Царь-пушки.
Треугольное строение имеет внутренний двор и разделено коридорами на центральную пятигранную часть и две боковые трехгранные части. Посередине главного фасада находится арочный проход в виде триумфальной арки, ведущий во внутренний двор. Внутри находится зал Ротонда, когда-то называвшийся Пантеоном России. Его зеленый купол с государственным флагом, если смотреть с Красной площади, позже станет символом советской пропаганды. Однако первоначально на нем находилась статуя Святого Георгия, затем статуя Правосудия (разрушена французскими войсками в 1812 г.). Внешний вид здания представляет собой необычное сочетание колонн дорического и ионического ордеров.
Внутри здания большой «Екатерининский зал» устроен как парадный зал, где проходят особо важные церемонии. Это круглый зал диаметром 24,7 метра с обширным барельефным орнаментом, изображающим Екатерину в образе греческой богини Минервы.
Правительствующий Сенат — учреждение, созданное царем Петром Великим в 1711 году. Он имел шесть ведомств, четыре из которых находились в Санкт-Петербурге и два — в Москве. Императрица Екатерина Великая была частым гостем в Москве в то время, когда в городе, запущенном прежними монархами, не хватало государственных учреждений. Она приказала построить здание для размещения московских отделений Правительствующего сената, а именно народного судебного управления и резиденции выборной администрации Московской области. Новое здание было спроектировано Матвеем Казаковым, участвовавшим в проектировании Московского Арсенала, а строительство было начато в 1776 году Карлом Бланком на большом треугольном участке на северо-востоке Московского Кремля по проекту Казакова 1775 года. Когда-то на этом месте располагался фамильный дворец Трубецких и не менее трех церквей. В 1779 г.Бланк был понижен в должности, и Казаков вышел вперед. Он задумал Правительственный Сенат как «Храм Закона» и спроектировал структуру в неоклассическом стиле, характеризующемся симметрией и строгостью. Здание было завершено в 1787 году, а внутренние работы продолжались до 1790 года.
Позднее, в соответствии с правовыми реформами екатерининских преемников, здание утратило свои государственные функции и стало резиденцией Московского областного суда и ряда других государственных учреждений. В 1905 году великий князь Сергей Александрович Романов, военный губернатор Москвы, был убит Иваном Каляевым прямо у Московского Сената. В память об этом установлен памятный крест, созданный Виктором Васнецовым в 1908. В 1918 году памятник был уничтожен большевистской администрацией.
После революции 1917 года и переноса столицы в Москву Кремлевский Сенат первоначально служил резиденцией советского правительства. В 1918-1922 гг. у Владимира Ленина был кабинет и личная квартира на третьем этаже. Позже в Сенате разместились кабинет и конференц-зал Иосифа Сталина. У Сталина была небольшая служебная квартира в Сенате Кремля, хотя он предпочел не жить в здании Сената в качестве своей основной резиденции. В 1955, квартиры Ленина были открыты для посещения; однако в 1994 году все экспонаты этого музея были перемещены в Горки Ленинские, и Сенат снова закрыл свои двери для публики. С 1946 года до распада Советского Союза в 1991 году в этом здании располагался Совет Народных Комиссаров.
В 1994-1998 годах здание Сената было переоборудовано под администрацию президента РФ. Беспорядочная реконструкция с нуля уничтожила казаковские интерьеры. На современных фотографиях также видно, что строители уничтожили и замостили каштановый сад, украшавший в XIX веке Сенатский двор.