Содержание
История Петровского путевого дворца и архивные фотографии
Skip to main content
Архитектура
В новом материале рубрики «Усадьбы Москвы в деталях» рассказываем про дворец, который видел практически всех русских императоров, давку на Ходынском поле и даже Наполеона Бонапарта — Петровский путевой дворец.
Софья Шатохина
Дворец с торжественным архитектурным ансамблем был построен в 1776–1780 годах — страна таким образом отметила победу в войне с Турцией в 1774 году. В честь знаменательного события Екатерина II попросила архитектора Матвея Фёдоровича Казакова построить своего рода «отель для императоров» — место, в котором высокопоставленные чиновники могли бы отдохнуть по пути в Москву. Так дворец приобрел название «путевой». Строить его было решено на землях, раньше принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – отсюда появилось название «Петровский».
Фото: Культура РФ.
В 1796 году Павел I установил традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации. Дворец стал последней и обязательной точкой в маршруте императоров к Российскому трону — на утро будущие монархи въезжали в Москву на венчание. В 1896 перед коронацией Николая II, который по традиции остановился в Петровском дворце, произошла трагедия — давка на Ходынском поле.
Усадьбы Москвы в деталях: история Кускова и старинные фотографии
Петровский путевой дворец, 1977–1979.
Фото: pastvu.com. Источник: Взято из официального отчёта Игр XXII Олимпиады 1980 г. Автор: Dimast.
Дворец
Это дебютная самостоятельная постройка Казакова, которая сразу же сделала его одним из самых известных архитекторов страны. Петровский и Царицынский дворцы считаются первыми зданиями в России в стиле романтической псевдоготики: сочетание древнерусской, готической и восточной архитектуры. Влияние нарышкинского барокко можно разглядеть в белых декоративных элементах на фасаде, стрельчатые арки, башни и окна выполнены в готическом стиле, а бочкообразные колонны — это отголоски древнерусского стиля.
Коронационные торжества, 1896.
Фото: pastvu.com. Источник: vasum.
Во время войны 1812 года Наполеон бежал из Кремля в Петровский путевой дворец — оттуда он наблюдал, как горит несдавшаяся Москва. Дворец был разграблен, и восстановили его только к середине 1830-х годов. В отреставрированных флигелях дворца разместили казенные квартиры — какое-то время там гостил Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни», — писал Лермонтов своим родственникам.
Петровский путевой дворец, 1910–1915 года.
Фото: pastvu.com. Автор: Карл Андреевич Фишер. Источник: simm.
Большая часть интерьеров в стиле ампир не сохранилась. Сегодня посетители дворца могут погулять по вестибюлю, гостиной и колонному залу на первом этаже — раньше там также располагалась приемная монарха и комнаты членов императорской семьи.
Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца, 1896 год.
Фото: pastvu.com. Автор: И. Н. Александров. Источник: GLOVER.
Интерьер гостиной в Петровском путевом дворце, 1896 год.
Фото: pastvu.com. Источник: GLOVER.
Главное пространство дворца — круглый зал с шестнадцатиметровым куполом на втором этаже. Зал окружают четыре гостиные: Кавалерская, Петровская, Парковая и Дворцовая — там проводились «дамские игры», стояли «фортунки» (лотерейные ящики) и играли на фортепьяно. До революции на втором этаже были библиотека, императорские покои и спальня наследника престола.
Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца, 1896 год.
Фото: pastvu.com. Автор: И. Н. Александров. Источник: GLOVER.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы.
Петровский парк
Если сейчас все приезжают посмотреть именно на дворец, то раньше главной достопримечательностью района был Петровский парк. Усилиями архитектора Адама Адамовича Менеласа Петровский парк стал развлекательным центром для всей Москвы: с публичным садом, прудом, павильонами в готическом стиле, Триумфальной аркой и тремя парковыми аллеями — самыми первыми аллеями в Москве. Позади дворца до сих пор находится сохранившаяся часть Петровского парка: к сожалению, от 65 гектаров осталось всего 26,5.
Усадьбы Москвы в деталях: история Останкина и архивные фотографии
Петровский парк, 1900–1910 года.
Фото: pastvu.com. Источник: А.Н.Ларина. История Москвы в почтовой открытке. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2010. Автор: 1_9_6_3.
Дачи
В 1836 году император Николай I разрешил строить загородные дома от Тверской заставы до Петровского парка — так появился один из первых дачных поселков в России. Дворцовое ведомство подошло к строительству со всей ответственностью: дома обязательно должны были иметь хорошую архитектуру (мезонин, антресоль и железную крышу), которая согласовывалась с Комиссией для строений, и стоять фасадом на дорогу. Тем, кто выполнял все условия, давали привилегии на кредит.
Фото: pastvu.com.
За Петровским дворцом дачи строили в основном богатые купцы и меценаты. Некоторые дачи стали архитектурными достопримечательностями парка: например, дом предпринимателя Ивана Викуловича Морозова по проекту Федора Шехтеля и вилла Николая Павловича Рябушинского «Черный лебедь».
Дача И.В.Морозова в Петровском парке. Вид главного дома.
Фото: pastvu.com. Источник: Московский журнал № 3/2012.
Призовые конюшни и манеж И.В.Морозова во дворе владения. Один из деревянных корпусрв комплекса сохранился на улице Серегина, в сквере между зданиями №1 и 2-а. 1896 год.
Фото: pastvu.com. Источник: maratstas.
Вилла Николая Павловича Рябушинского «Черный лебедь».
Воксал
Особой достопримечательностью Петровкого парка был «Воксал» — русский предок развлекательных центров. Там располагались залы для балов, концертные сцены, столовые, игровые комнаты, библиотеки с новейшей литературой и смотровая площадка на крыше. У «Воксала» даже был свой герб: лира с буквой «В», окруженная венком. На сцене «Воксала» выступал венгерский пианист Ференц Лист и дебютировал десятилетний Антон Рубинштейн.
Музыкальный павильон на Большом кругу. Петровский парк, 1903.
Фото: pastvu.com. Источник: Музей Истории Благотворительности. Автор: К.А.Фишер.
Сад «Альгамбра» в Петровском парке, 1900–1901 года.
Фото: pastvu.com. Источник: Открытое письмо изд. Шерер, Набгольц и Ко, б/д.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
По задумке архитектора Евграфа Тюрина церковь должна была выглядеть как уменьшенная копия Петровского дворца. Но Николай I перепоручил строительство храма Федору Федоровичу Рихтеру. В основе постройки лежит архитектура церкви Иоанна Предтечи в XVI века в селе Дьякове.
Фото: pastvu.com.
Ресторан «Эльдорадо»
В 1899 году купец Илья Арефьевич Скалкин построил небольшой деревянный ресторан с экзотическим названием «Эльдорадо». Там проходили самые громкие гуляния в Москве, и владелец решил облагородить здание. Для реновации пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Поликарпова. Отличительной особенностью новой постройки стали полукруглые окна на нижнем этаже, над которым располагается широкое тройное окно полуовальной формы. Но главной гордостью «Эльдорадо» был зимний сад с тропическими растениями и птицами.
Ресторан «Эльдорадо» в 1937 году.
Фото: pastvu.com. Автор: «Ленин в Москве» Московский рабочий 1947. Источник: ArchitectorS.
Во время Первой мировой войны в некоторых помещениях ресторана располагался госпиталь. Здание «Эльдорадо» чуть не снесли во время революции — постройку спас тот факт, что Ленин произносил одну из своих речей в главном зале ресторана. В 2000-х годах сооружение было реконструировано, а теперь оно служит офисом для крупной компании. Сейчас от Путевого дворца до бывшего здания ресторана идти 10 минут, а когда-то оно было частью зеленой рощи Петровского парка.
Тройное окно. Фото: Александр Иванов.
В начале XX века в Петровский парк стало приезжать слишком много людей, общественные пространства потрепались, а аристократические дачи превратились в обычные жилые дома. В 1928 году началась стройка стадиона «Динамо», и ансамбль парка был почти полностью разрушен: старые дачи, Триумфальную арку и «Воксал» снесли, а пруд засыпали.
Фото: russiainphoto.ru.
В советское время в Петровском путевом дворце заседало руководство Военно-Воздушной Академии им. Жуковского, пока в 1997 здание не вернули мэрии Москвы. После реставрации в 2005 году дворец вновь открыли для посетителей.
Фото: pastvu.com
ТегиАрхитектураУсадьбыИсторияПутешествияМоскваДворцы
Петровский путевой дворец архитектора Казаков
В глубине Петровского пейзажного парка просматривается яркая своеобразная архитектура исторической жемчужины современной Москвы — ансамбль Петровского путевого дворца. Этот великолепный образец русской готики конца XVIII столетия стал памятником победы в одной из ключевых войн между Российской и Османской империями. Мирный договор 1774 года принес на весь следующий год атмосферу непрекращающегося праздника в Москву и заряд созидания в ее архитектуру.
Именно 1775 год стал знаменательным в судьбе архитектора Казакова: в январе, после строительства Пречистенского дворца, он был официально представлен Ее Императорскому Величеству и в мае утвержден в звании архитектора, что ознаменовало начало его самостоятельной творческой деятельности. Разносторонний талант зодчего не замыкался только на русском классицизме. Казаков и Баженов разрабатывали пути освоения древнерусского зодчего, создавая оригинальные произведения в духе русского архитектурного романтизма. Матвей Федорович создавал новые формы и композиции, используя принципы живописности древнерусского архитектурного ансамбля, приемы и материалы прошлого, в частности сочетание кирпича с белым камнем.
В идейно-художественном содержании его творческих исканий чувствуются элементы неоготики, сочетающиеся с господствующими принципами русского классицизма. Этим объясняется, что живописные формы русской готики ужились с ордерными пропорциями и строго классической композицией планов во всех романтических произведениях Казакова.
Созданию Петровского путевого дворца предшествовало строительство выдающимся тандемом Баженова и Казакова огромного комплекса «увеселительных» сооружений на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира, по которому России вернулись земли, некогда принадлежавшие Древней Руси. Естественно, торжество должно было носить национальный характер.
Поэтому зодчие решили возродить в своем проекте древнерусскую архитектуру, средствами которой были созданы изумительные произведения в формах национальной архитектуры и неоготики, обогащенных новыми приемами и мотивами в соответствии с современными условиями. Баженов, отвлеченный провалом строительной утопии Большого Кремлевского дворца и экспертизами по кремлевским строительным работам, переложил основную тяжесть ходынских работ на плечи Казакова. Так, недалеко от Петербургской дороги на обширном пространстве в апреле — июне 1775 года были возведены многочисленные временные павильоны из дерева, раскрашенные под камень, которые связывались архитектурно-композиционно и содержательно.
Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.
Императрица, оставшись довольной прошедшими торжествами и работой зодчего, заказала Казакову проект нового «подъездного» дворца у села ПетровскоеЗыково на въезде в Москву со стороны Твери. Этот проект должен был стать композиционным, стилистическим и символическим продолжением ансамбля ходынских павильонов.
Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие Высокопетровскому монастырю, напротив Ходынского поля, за Петербургским трактом. Самый южный, последний, путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для отдыха Ее Императорского Величества и важнейших особ, которые могли бы остановиться в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский Кремль с особой пышностью.
Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом — осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.
Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля — кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.
С противоположной стороны дворца был устроен внутренний двор, где располагался небольшой садик, к стенам которого примыкали с северо-запада и юго-востока еще два маленьких хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. На углах переднего и заднего дворов возвышались большие башни.
Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.
Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.
Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки — «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.
Через ров были перекинуты каменные мосты. Около выступающих наружу круглых башенок предполагались небольшие бастионы. Над воплощением дворца работало довольно много иностранных мастеров: например, И. Юст выполнял наружные и внутренние декоративные работы, И. Енш и И. Ерке изготавливали скульптуры. Постройка дворца затянулась на семь лет из-за скупого финансирования. Наружные Строительные работы были закончены в 1779 году, а внутренняя отделка дворца продолжалась до 1783 года. После ухода в 1812 году наполеоновской армии из Москвы здание было разорено крестьянами. Многократные реставрационные и ремонтные работы незначительно исказили образ комплекса.
Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.
Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов — захваченных турецких крепостей — как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической — Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.
Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец — наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.
Это особенно заметно при сравнении его с неоконченным дворцом в Царицыне, который возводился им в 1787-1793 годах на основании разобранной баженовской постройки, где попытка соединить классицистические и древнерусские элементы не привела к созданию сооружения, органичного и цельного по облику. Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.
Схема проезда: Петровский путевой дворец:
Петровский дворец
+7 495 991-72-70
COVID-19
Петровский дворец, Москва, 1910
Петровский дворец, Москва, 2010
Петровский дворец был построен для Екатерины Великой по проекту известного русского архитектора Матвея Казакова в 1775-82 гг. Он должен был стать последней ночной станцией царских поездок из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы императрица могла отдохнуть перед въездом в Москву. Екатерина посетила его один раз, в 1785 году. Ее сын Павел останавливался во дворце перед коронацией в Московском Кремле. В 19Петровский дворец стал свидетелем многих официальных церемоний, именно отсюда русские цари начинали свой путь в Кремль на коронацию.
В сентябре 1812 года во дворце побывал еще один знаменитый гость. В Петровском дворце скрывался Наполеон от страшных пожаров, охвативших Москву. «Отсюда, весь в мыслях, он смотрел на страшный огонь», — писал поэт Александр Пушкин. «Комната Наполеона» во дворце сохранилась.
Здание оставалось королевской резиденцией до 19 века.18. После революции Петровскому дворцу очень повезло. В отличие от многих других императорских дворцов в Москве, он не был реконструирован большевиками. В 1923 году во дворце разместилась Военно-воздушная академия имени Жуковского. Среди знаменитых выпускников – Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, великие авиаконструкторы Сергей Илюшин, Александр Яковлев, Артем Микоян.
В 1990-х годах здание закрыли на реконструкцию, и Академия заброшена. Дворец был официально открыт в 2009 году мэром Москвы Юрием Лушковым как Дом приемов правительства Москвы. Он будет использоваться как гостиница для высокопоставленных гостей в Москве и для проведения официальных приемов.
Во дворец нельзя попасть, но можно увидеть здание по пути из аэропорта Шереметьево. Будет интересно увидеть больше зданий того же архитектора во время ваших туров по Москве.
Строительство МГУ. Москва, 1951-52 гг. источник: www.oldmos.ru
Московский государственный университет им. Москва, 2009 г.
Красная площадь Москва, 1987 г.
Красная площадь Москва, 2009 г.
Федор Алексеев. Красная площадь. Москва, 19 век.
Красная площадь Москва, 21 век
Храм Христа Спасителя, Москва, конец XIX века
Храм Христа Спасителя, Москва, 2009 г.
Храм иконы Казанской Божией Матери. Москва 1900-х годов.
Калужская площадь. Москва 2009
Музей Руманцева (бывший дом Пашкова). Московское движение, 1902 г.
Дом Пашкова. Московский трафик, 2009 г.
Красная площадь, Москва, 1937 год. источник: www.oldmos.ru
Красная площадь, Москва, 2009 г.
Ф.Алексеев. Вид на Воскресенские ворота. Москва, 1811 год.
Воскресенские ворота и Исторический музей. Москва, 2009 г.
Москва Бассейн. Москва, 1960-е годы
Храм Христа Спасителя. Москва, 2009 г.
Скульптура Гоголя работы Андреева на Прешистенском бульваре. Москва, 1909 г.
Скульптура Гоголя работы Томского на Гоголевском бульваре. Москва, 2009 г.
Рынок на Красной площади, Москва, 1910 год источник: www.oldmos.ru
Сувенирный рынок у Красной площади, Москва, 2009 г.
Красная площадь, Москва, 1900
Красная площадь, Москва, 2010
Национальная гостиница, Москва, 1895 г.
Гостиница Националь, Москва, 2009 г.
Церковь Иоанна Воина, Москва, 1888 г. источник: oldmos.ru
Храм Иоанна Воина, г. Москва, 2010 г.
Храм Святителя Николая, г. Москва, 1974 г.
Храм Святителя Николая, г. Москва, 2010 г.
Китайгородская стена, Варварские ворота, Москва, 1920
Начало улицы Варварка, г. Москва, 2010 г.
Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 1881 г.
Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 2010 г.
улица Малая Дмитровка, Москва, 1910
ул. Малая Дмитровка, г. Москва, 2010
Елисеевский продуктовый рассказ, фото начала XX века
Елисеевский продуктовый магазин в наши дни
Дом генерал-губернатора, Москва, начало 20 века
Мэрия Москвы, Москва, 2010
Синагога на Большой Бронной, Москва, 1888 г.
Синагога на Большой Бронной, Москва, 2010 г.
Арбатская площадь, Москва, 1925
Арбатская площадь, Москва, 2010
Вид на Кремль, Москва, 1890-е гг.
Вид на Кремль, Москва, 2010 г.
улица Кузнецкий мост, Москва, 1900
улица Кузнецкий мост, Москва, 2010
Третьяковский проезд, Москва, 1900
Третьяковский проезд, Москва, 2010
Любанская площадь, Москва, 1928 г.
Любанская площадь, Москва, 2010
Памятник Дзержинскому, Москва, 1971 г.
Любанская площадь, Москва, 2010
Московский университет и церковь святой Татьяны, Москва, 1906 г.
Московский университет и храм святой Татьяны, Москва, 2010 г.
Главпочтамт, Москва, начало 20 века
Главпочтамт, Москва, 2010
Чайный дом Перлова, фото 1960-х гг.
Чайхана Перлова, фото 2010 г.
Сухарева Башня
улица Сретенка
Софийская набережная, Москва, 1957 год источник: oldmos.ru
Софийская набережная, Москва, 2010
Московский зоопарк, Москва, 1934 г.
Московский зоопарк, Москва, 2010 г.
Московский трамвай, Москва, 1933 год. источник: oldmos.ru
Московский трамвай, Москва, 2010 г.
Лимонадные автоматы, Москва 1989 г.
Киоск Coca Cola, Москва, 2010 г.
М. Воробьев. Вид на Манеж, Кутафью башню и церковь Николая Чудотворца, Москва, 1917
Манеж, Кутафья и Троицкая башни, Москва, 2010 г.
Красная площадь, Москва, 1872 г.
Красная площадь, Москва, 2010
Николаевский вокзал,
Ленинградский вокзал
Ярославский вокзал, открытка
Ярославский вокзал, фото, 2010 г.
Ярославский вокзал до 1902 г.
Ярославский вокзал, 2010 г.
Царицыно, Большой дворец, Москва, 1990-е гг.
Царицыно, Большой дворец, Москва, 2008 г.
Дворец Алексея Михайловича, гравюра
Дворец Алексея Михайловича, фото 2010 г.
Винно-соляной двор, сфотографировано в начале 1900-х гг.
Дом на набережной, 2000 г.
Дворянские собрания, Москва, 1895-1903 гг.
Дом Союзов, Москва, 2008 г.
Вознесенский женский монастырь, Москва 1890-1900
Администрация президента, 2000 г.
Красные ворота, Москва, 1920-е гг.
Садовое кольцо, Москва, 2010 г.
Цирк Салмановского, Москва 1900
Москва Цирк Нкулина, Москва, 2010
«Мысль» Меркурова на Цветном бульваре, Москва, 1926 г.
Георгиевский обелиск на Цветном бульваре, Москва, 2010 г.
Московская ратуша, Москва, начало 20 века
Музей истории Москвы, Москва, 2010
Гостиница «Москва», фото 1970-80-х гг.
Гостиница Москва, фото 2010 г.
Ильинские ворота, Москва 1910-е гг.
Площадь Ильинских ворот, Москва, 2009 г.
Охотный Ряд, Москва, 1931
Охотный Ряд, Москва, 2009
Гостиницы Националь и Интурист, Москва, 1980-е гг.
Гостиницы «Националь» и «Ритс-Карлтон», г. Москва, 2010 г.
Гостиница Россия, Москва, 1980 г.
улица Варварка, Москва, 2010
Дом бояр Романовых, Москва, 1905 г., источник: www.oldmos.ru
Дом бояр Романовых, Москва, 2010 г.
Каток на Чистых прудах, 1910 г.
Каток на Чистых прудах, 2005 г.
Детский Мир, 2006
Лубянская площадь, 19.00-19.10
Царь-колокол, Москва, конец 19 века
Царь-колокол, Москва, 2010 г.
Лучшие туры по Москве и России
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваше взаимодействие с нашим веб-сайтом и облегчить предоставление вам услуг, доступных через наш веб-сайт. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы принимаете использование нами файлов cookie, условия нашей Политики конфиденциальности и Условия обслуживания.
Петровский дворец | История | Российская Империя
Петровский дворец | История | Российская империя
История дворца
Российская Империя
СССР
Российская Федерация
Петровский дворец
Исторически последний отрезок пути из Северной Пальмиры (Санкт-Петербург) в первую столицу (Москву) был единственным местом, где мог быть построен Петровский дворец, также известный как Подъездной дворец. Государям и дворянам нужно было где-нибудь остановиться в конце утомительного пути, отдохнуть и привести себя в нарядный и презентабельный вид для торжественного прибытия в Москву с большой помпой.
Сегодня он находится в районе Аэропорта на Ленинградском шоссе, в непосредственной близости от знаменитого Ходынского поля, непосредственно связанного с дворцом. Подробнее об этом следовать.
Красивое, но необычное дворцовое сооружение классифицируется некоторыми специалистами как романтическая неоготика. Другие считают его образцом архитектурной эклектики. Правда, его стили и детали причудливо и эклектично переплетаются, создавая неповторимые формы и радуя глаз своей непохожестью ни на одно подобное здание в мире.
Совершим небольшой исторический экскурс, чтобы понять истоки и жизнь этого здания, которое сегодня является не только памятником архитектуры XVIII века, но и важным административно-деловым объектом с функциями Дома приемов мэрии Москвы, VIP-гостиницы. и туристический оплот столицы.
Фон
Еще в конце XVI века через слободу Тверскую-Ямскую проходила широкая дорога, соединявшая Москву с такими торговыми центрами, как города Псков, Тверь и Великий Новгород. Этот поселок был конечной станцией для большого числа ямщиков, или кучеров, которые обеспечивали транспортное обслуживание на главном торговом пути.
Зная о потребностях путешественников, регулярно приезжающих в Москву, и возможности получения выгоды, предприимчивые хозяева стали устраивать первые заезжие гостевые дома, которые росли как грибы в окрестностях села Всехвятское (ныне Сокольский район).
Иностранные послы устраивали свои резиденции на Ходынском поле, где могли комфортно расположиться в ожидании высокой монаршей аудиенции в непосредственной близости от Кремля.
Этот двор в разное время был свидетелем многих знатных особ. В XVII веке здесь останавливался князь Густав, когда приехал из Швеции жениться на Ксении Годуновой. В темное Смутное время здесь квартировали противостоявшие Лжедмитрию II полки Шуйского, а за ними и сам самозванец, прежде чем он бежал. До сих пор жива легенда о закопанном им там кладе.
В конце XVII века земли соседнего Высокопетровского монастыря, существовавшего здесь издавна (упоминается в летописях 149 г.2) были разорены в Смутное время и перешли во владение князя Никиты Барятинского. Постепенно они превратились в маленькое село Петровское с 30 жителями, тремя домами и скотным двором. Сохранившийся опись усадьбы включает описание прекрасного монастырского сада, также перешедшего к новому владельцу, и добротных жилых покоев на каменном фундаменте. Как особый признак достатка упоминаются голландские изразцовые печи.
Административные и торговые перспективы конно-гужевого пути, проходившего по этим землям, по достоинству оценил Петр I, который в 1722 г. превратил его в цивилизованную Петербургскую дорогу, впоследствии соединившую новую столицу Санкт-Петербург с Москвой.
Дворец построен
Русско-турецкая война, начавшаяся в 1768 году, была, по разным данным, пятым или шестым конфликтом между Россией и Османской империей и закончилась в 1774 году убедительной победой русских и подписанием Кучук-Кайнарджинского мира. По этому договору Россия получила протекторат над Крымом, несколько ключевых городов, имеющих большое военное значение, в том числе крымские Керчь и Еникале, и долгожданный выход к Черному морю с полноценным правом владычества там.
Вошедшая на престол Екатерина Великая решила отпраздновать эту выдающуюся победу с размахом и пышностью, характерными для ее царствования.
Специально для этих торжеств архитектор Василий Баженов по царскому указу построил целый деревянный фиктивный город, представляющий собой крепости, захваченные русскими воинами в бою. Невиданная ранее при дворе восточная экзотика с разнообразными изысками в турецком стиле произвела сильное впечатление на пытливый и энергичный ум императрицы. В ее сердце запала идея построить в пути памятник в том же стиле.
Мать царица всегда была так хороша, как ее слова.
Еще в 1775 году лучшему ученику Баженова Матвею Казакову было поручено строительство палат для временного отдыха высших государственных сановников и их ближайшего окружения. Но имейте в виду, хоть я и православный, но по происхождению немец… Эта запись в конце Царского приказа стала ориентиром для Казакова. Неудивительно, что в Петровском дворце можно увидеть элементы немецкой готики.
Матвей Казаков (1738-1812) был русским архитектором-неоклассиком. Казаков был одним из самых влиятельных московских архитекторов в царствование Екатерины II, построив многочисленные особняки, два царских дворца, две больницы, Московский университет и Кремлевский Сенат.
Казакову понадобилось всего три года, чтобы блестяще воплотить идею Екатерины в жизнь. Последние отделочные работы были закончены к 1782 году. По свидетельству современников, каждая деталь придорожного дворца свидетельствовала о победе и величии Российской империи. Здание прозвали дневной иллюминацией из-за необычных ярких форм. Архитектор причудливо смешал строгий классицизм, радостное барокко и воздушную готику. Дворец украшали два флигеля с башнями в модном тогда готическом и мавританском стиле. По выражению современника, это было прекрасное здание мавританской архитектуры, приспособленное к европейским укладам.
Казаков выбрал гармоничное и точное место для замка на обширном участке земли, отведенном под его строительство, и умело выстроил эффектную композицию на основе красного кирпича и белого камня. Современные исследования показывают, что первоначально дворец был окрашен в розовый, золотой, красный и белый цвета. Его купол был покрыт белой итальянской жестью, а крыша покрыта красной черепицей.
Екатерина Великая хотела, чтобы 16-метровый купол напоминал купол собора Святой Софии в Константинополе. Императрица видела в этом сходстве некий сакральный смысл. Гениальный архитектор, пользовавшийся ее особой благосклонностью, всячески старался ей угодить. Петровский дворец стал воплощением мечты русской царицы немецкого происхождения. Роскошный дворцовый парк впоследствии стал излюбленным местом прогулок старомосковской знати.
Только в 1787 году императрица, как вдохновительница строительства дворца и его хозяйка, нашла возможность посетить его, согласно записи в ее дневнике. Известно также, что Екатерина Великая решила остаться в своей резиденции в одиночестве под защитой своих людей и приказала убрать не только свою многочисленную свиту, но и своих чекистов. Это решение было крайне опрометчивым, так как вызвало наплыв зевак и едва не привело к топтанию. Вспомнили потом во время кровавых событий на Ходынском поле. Подробнее об этом еще следовать.
Так родилась монархическая традиция
В 1797 году во дворце останавливался Павел, сын Екатерины Великой, по дороге из Петербурга на коронацию в Москву. Этот факт примечателен тем, что положил начало традиции: с тех пор все российские императоры проводили здесь ночь перед коронацией. Стены старинного дворца словно хранят память о монархических стремлениях и невзгодах накануне восшествия на русский престол.
Наибольшим великолепием была отмечена интронизация Александра II, когда в 1856 году на его голову была возложена Корона Российской империи. Он также готовился к этой официальной церемонии под крышей Петровского дворца.
Бедное время
В легендарном дворце побывали и незваные гости. Так, во время Отечественной войны 1812 года Наполеон Бонапарт несколько дней держал здесь свою ставку, наблюдая за горящей Москвой. После бегства французов разрушенный замок долго стоял обугленный с обрушившимся куполом.
Реставрация Петровского дворца началась только при Николае I. Разработка его проекта была поручена архитектору Огюсту де Монферрану, построившему Исаакиевский собор в Петербурге. Сам император получил инженерно-техническое образование и имел способности к архитектуре. Он лично руководил процессом реставрации в строгом соответствии с оригинальной концепцией Матвея Казакова. В 1827 году монарх утвердил план застройки территории вокруг дворца, включавший криволинейные английские аллеи, пруды и купальни, а затем кафе, сувенирные и продуктовые лавки и даже небольшой зоопарк. Очень скоро парк стал излюбленным местом прогулок московской знати. Там был построен театр, а в последующие годы открылось несколько роскошных ресторанов. Таким образом, Петровский дворец оказался в центре культурной и общественной жизни Москвы.
Вот стоит, окруженный тенистым парком,
Петровский замок; и слава
которыми так недавно изобиловала
гордо звучит это мрачное имя.
Наполеон здесь, пьяный
с недавней удачей, напрасно ждал
до Москвы, смиренно на коленях,
сдал старинные кремлевские ключи:
но нет, моя Москва так и не наткнулась на
и не полз в просительном одеянии.