Защитникам советского заполярья в годы: Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша»)

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша»)

  • «Интересный мемориал, впечатляют размеры.»(2 подсказки(-ок))

    «Красивый огромный памятник с вечным огнём»(4 подсказки(-ок))

16 Подсказки и отзывы

Фильтр:

  • памятник
  • достопримечательности
  • площадки
  • вид

  • Интересный мемориал, впечатляют размеры. Хорошая память о подвиге русских солдат. Красивые виды с холма. Интересно наблюдать здесь закат👍🏻

  • Памятник Защитникам Советского Заполярья был открыт в 1974 году. Его высота — 42,5 метра. Взгляд «Алёши» устремлён в Долину Славы, где шли самые ожесточённые бои войны.

  • Масштабный памятник, шикарный вид на город, но газовая станция для «вечного огня» подтравливает газом, запах чувствуется на площадке.

  • Отличное место! Памятное и достопримечательное!!!

  • Виды просто супер!

  • Отличный обзор на город с площадки.

  • Красивый огромный памятник с вечным огнём

  • В 2010 году с памятника Защитникам Советского Заполярья началась акция телеканала Россия «Чудеса России с высоты птичьего полёта».

  • Очень величественный и красивый памятник.

  • Спустились к роднику, полно брусники и вороники, еще и гриб нашли🍄😄

  • Масштаб!!! Завораживает когда на него смотришь!

  • Весь снег вокруг в серой угольной пыли, от чего складывается мистическое ощущение

  • Очень тяжелое место.

  • героический суровый мемориал

  • You haven’t been in Murmansk, if you haven’t seen this memorial- city hero… can’t miss the pride and stamina of the Russian people standing ar this place. View of the city and bay in wonderful!

  • アリョーシャと言ってこの町を守った人の銅像があり、ムルマンスクを一望出来る

770 Фото

Чтобы использовать foursquare.com, необходимо включить JavaScript.

Мы используем самые современные технологии, чтобы вам было максимально удобно работать с нашим сайтом.
Чтобы продолжить, включите JavaScript в настройках своего браузера.

Скачайте Foursquare для своего смартфона и начните исследовать мир вокруг!

Как создавали «Алёшу»: История мемориала Заполярья

Культура | 16 03 2019, 17:30 | СеверПост


Фото: pastvu. com


В Мурманске на сопке Зелёный мыс возвышается величественный мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». А в народе его называют просто — «Алёша».

Недаром масштабный монумент установлен на самой высокой точке над Кольским заливом. С этого места «Алёша» смотрит вдаль, в Долину Славы, где почти восемь десятков лет назад шли кровопролитные бои с фашистскими захватчиками.

Как создали каменного защитника Заполярья

Шел 1965-й год. Великая Отечественная война осталась позади. Выжившие участники сражений, жены и матери павших бойцов выступили с идеей – в столице Кольского Заполярья нужно возвести памятник в честь погибших солдат.

Было решено организовать сбор средств для постройки мемориала. Тогда этим занимался коллектив плавмастерской «Резец».

Деньги на памятник собрали быстро, и над разработкой проекта начали работу скульптор-монументалист Исаак Бродский и архитектор Игорь Покровский.

Первоначально они планировали установить монумент неизвестному солдату на площади Пяти Углов. Но всё же, после консультаций, выбрали сопку Зелёный Мыс. Там во время Великой Отечественной войны стояли зенитные орудия, прикрывавшие город от налётов вражеской авиации. 

Кроме того, по архитектурному замыслу, монумент должен был виден почти из любой точки Мурманска.

Так и началось строительство «Алеши» на сопке Зелёный мыс, которая возвышается над Кольским заливом и городом на 173 метра.

К возведению памятника приступили 17 октября 1969 года. Оно шло быстрыми темпами: рабочие трудились в три смены.

Самым сложным фрагментом памятника была голова. Её пришлось создавать в отдельной мастерской.

Причем, по решению управляющего трестом «Мурманскморстрой» Анатолия Бакланова, у памятника был установлен второй башенный кран, чтобы поставить ее на место.

Операция была нелёгкой, но всё же строителям удалось поднять фрагмент на многометровую высоту. 

Когда построили «Алёшу», начали обустраивать площадку перед ним — это произошло в мае 1974 года. Подиум «Вечный огонь» выполнили из блоков природного камня чёрного цвета.

Рядом с монументом установили покатую трёхгранную пирамиду, которая символизирует боевое знамя, склонённое в знак скорби по павшим бойцам. 

Открытие мемориального комплекса

Торжественное открытие памятника состоялось 19 октября 1974 года, в канун 30-летнего юбилея разгрома фашистских войск на Кольском полуострове. 

На церемонии открытия мемориала присутствовали не только мурманчане. Были приглашены гости из Ленинграда, Карелии, Архангельска, делегации из Финляндии и Норвегии.

В тот день через Мурманск шествовала колонна северян, впереди которой двигались два бронетранспортёра. На прицепе первой боевой машины был орудийный лафет, на котором была установлена урна с останками Неизвестного солдата. В тот же день она была захоронена.

Кроме того, в основание мемориального комплекса замуровали две капсулы: одну с горстью земли из Долины Славы, а вторая была заполнена морской водой с места гибели сторожевого корабля «Туман».

Через год, 9 мая 1975 года, у памятника зажгли Вечный огонь. Причём, его перенесли к подножию «Алёши» от памятника 6-й Героической комсомольской батарее на проспекте Ленина, который мурманчане называют просто «Пушка».

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.

Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал
Telegram.



Новости smi2.ru


Сказки Баренцева моря
Жительница Североморска Валерия Сивачук пишет книгу «Сказки Баренцева моря» про маленькую русалку и мудрого кита. Таким образом девушка…→

«Арктическая сцена»: новые надежды и возможности
В регионе стартовал Первый Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена». О театральном марафоне и закулисье, в материале…→

Мурманск: Большой литературный уик-энд
Конец первой недели октября в столице Заполярья проходит под знаком поэзии, прозы, литературной критики и поэтической песни. В Мурманске стартовал…→

Прощай, Рерих!
Итак, свершилось неизбежное и печальное. Картина Николая Константиновича Рериха «Поморяне. Вечер», написанная в 1907 году,…→

Внимание, занавес!
Приближаются заветные для заполярных театралов дни, когда торжественно поднимутся занавесы и зажгутся рампы трёх театров Мурманска. СеверПост узнал о…→



Туристические новости России — uVisitRussia

Главная О Туристических новостях России Мемориал «Защитникам Советского Заполярья» («Алеша»)

Мурманский Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» издавна принято называть «Алёша». Жители Мурманска относятся к главному городскому символу как к родному человеку — вообще мало в мире бетонных многометровых скульптур, к которым люди ласково обращаются по имени.

Сейчас забыли, что имя «Алеша» прижилось не сразу — первый, «оригинальный» Алеша появился намного раньше Мурманска, в 1957 году и в другой стране — Болгарии, в городе Пловдиве. Прототипом болгарского памятника считается русский богатырь Алексей Скурлатов, поэтому «Алеша».

«Стоит над горою Алеша / В Болгарии русский солдат» — эта песня на слова Константина Ваншенкина и музыку Эдуарда Колмановского когда-то была так популярна в СССР, что к много одиночных памятников солдатам. Так со временем и произошло в Мурманске, хотя горожане довольно долго пытались придумать для памятника правильное, не заимствованное название. Но теперь мурманчан может мучить вопрос «Почему именно Алеша?» — многие уже не смогут ответить, «Алёша» — и всё, привыкли.

Еще один не самый очевидный факт: мурманский «Алеша» — один из самых больших памятников в мире. По высоте (без постамента) в России он уступает только одному памятнику, нетрудно догадаться какому. Общая высота «Алеши» составляет 42,5 метра, без пьедестала — 35,5 метра. Но дело не только в высоте скульптуры, но и в том месте, где она расположена – на Зеленом мысу, самой высокой горе Мурманска (173 м). Широкоплечего воина в плаще-палатке видно практически из любой точки города и наоборот – с памятника открывается самая известная панорама Мурманска и впечатляющий вид на Кольский залив. Защитник видит, что защищает. А горожане видят своего защитника даже ночью: ночью фигура могучего воина подсвечивается прожекторами. Сейчас даже сложно представить, что первоначальный монумент планировалось установить на центральной площади города, Пяти точках.

В отличие от московского мемориала на Поклонной горе, Мурманск относится к числу тех памятников, художественные достоинства которых не принимаются. Советские монументалисты знали свое дело, а само место наполнено глубоким смыслом для тех, кто хоть немного разбирается в военной истории.

Мемориал установлен на вершине, где в годы войны находились зенитные батареи, защищавшие город и порт от налетов авиации. Взгляд «Алеши», как написано во всех путеводителях, обращен в сторону Долины Славы, где на подступах к Мурманску шли ожесточенные бои. Но не все помнят, что раньше Долина Славы называлась Долиной Смерти. В 1941 был настоящий ад. В нашей памяти первый год войны связан с Москвой — все силы были брошены на защиту столицы, которую отстояли ценой страшных жертв. Гораздо меньше знают о подвиге мурманчан и защитников Заполярья (достаточно вспомнить официальное название мемориала). Кто-то вспомнит знаменитые полярные конвои, но это будет чуть позже, а в первые месяцы войны основные боевые действия происходили на суше: взятие Мурманска, важнейшего порта, связанного железной дорогой с центром страны , давало бы немцам огромное преимущество.

Но ни один выигрышный бюллетень не прибыл в Германию из Советского Заполярья. Немцы не смогли взять Мурманск, не смогли продвинуться к железной дороге, линия фронта стабилизировалась в 1941 г. и оставалась такой до 1944 г. Мурманская область — единственная, где противник не прорвался дальше 30 км от госграницы. Здесь всегда будут помнить подвиги моряков, добровольно ушедших в морскую пехоту и сражавшихся на суше, будут помнить корабли, защищавшие город от налетов авиации своей зенитной артиллерией. Хотя бы в одной строке следует упомянуть легендарного наркома ВМФ адмирала Николая Герасимовича Кузнецова — единственного, кто накануне нападения Германии на СССР принял меры по повышению боеготовности флотов, а в ночью 22 июня приказал привести их в полную боевую готовность, избежав таким образом потерь кораблей и морской авиации.

Не сумев сразу взять город в 1941 году, немцы отыгрались в следующем году. Проклятием Мурманска было солнце, не заходящее в полярный день: летом 1942 года бомбардировки сожгли три четверти почти полностью деревянного города, люди ушли в сопки, поселились в землянках, но порт продолжал обрабатывать кредиты. арендовать грузы с конвоев. За годы войны Мурманск пережил 792 авианалета и 185 тысяч бомбежек — второе место после Сталинграда по интенсивности бомбежек.

За подвиг столица Заполярья награждена дважды: в 1982 году орденом Отечественной войны I степени, а через три года — званием Город-герой.

Военный парад 9 мая в Мурманске проходит не так, как в других городах-героях. Среди наших матросов, пограничников и пехотинцев есть «коробка» стариков не нашей внешности разной степени жизнерадостности — в белых беретах, синих блейзерах с рядом необычных медалей и серых брюках. Это члены клуба «Северная Россия» — английские военные и гражданские моряки, ветераны союзных полярных конвоев Второй мировой войны. На левом плече куртки нашивка «Счастливчики». Почему? Они гордо улыбаются: «Пойти к вам в те годы и вернуться домой… О, для этого надо было «родиться с серебряной ложкой во рту»». Это аналог нашего «рожденного в рубашке».

До сих пор неизвестно, сколько тысяч советских солдат и матросов погибло при обороне Мурманска…

Даже поверхностное знание истории помогает понять смысл всех элементов мемориала — Вечного огня, Могилы Неизвестный солдат, гранитная стела с надписью «За защитников Полярного круга – воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов» Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!» Две зенитки и две капсулы, замурованные у подножия памятника — один с морской водой с места гибели легендарного корабля «Туман», повторивший подвиг крейсера «Варяг», второй – с сушей с верманского рубежа.

ИСТОРИЯ
Проект разработан скульптором Исааком Бродским и архитектором Игорем Покровским. Памятник был заложен в 1969 году, но открытие мемориала состоялось 19 октября 1974 года — к 30-летию разгрома немецких войск в Арктике. Это был настоящий праздник для всего города — люди шли на Зеленый мыс тысячами. После официального открытия крейсер «Мурманск», стоя на рейде в Кольском заливе, салютовал тридцатью залпами.

Как вспоминают очевидцы тех событий, не обошлось без дела. Зеленый мыс — место, известное своими пронизывающими ветрами; дуют здесь всегда, даже в самый погожий день, что уж говорить о середине октября, полярной осени. Порывом ветра задул только что зажженный Вечный огонь, принесенный к мемориалу от памятника 6-й Героической батарее. Публика затаила дыхание — кто осмелится после принесшего факел первого секретаря обкома партии вновь разжечь огонь? Молодой офицер не растерялся и не стал медлить: спас положение, пламя снова вспыхнуло.

Сегодня «Алеша» — обязательный пункт в программе любого туриста, сюда съезжаются свадебные кортежи, чтобы сфотографироваться, иностранные делегации возлагают венки, а 9 мая мурманчане гуляют от центра города до Зеленого мыса на мульти -тысячная колонна в пешем строю. Как и в день торжественного открытия памятника на высочайшем холме, ставшего визитной карточкой города-героя Мурманска.

Присоединяйтесь к нашим турам и посмотрите на эту удивительную достопримечательность:
www.uvisitrussia.com/day-tours/tours-to-murmansk/

 

Поболтай с нами,
на базе LiveChat

Блуждание по Мурманску в полночь

На прошлой неделе я рассказал о своем сухопутном путешествии с тридцатью коллегами из Киркенеса, Норвегия, в Мурманск, Россия. В пятичасовом путешествии мы прошли мимо ядовитого никелевого завода, военных тренировочных лагерей и маленькой придорожной лачуги, где продавали рыбные пироги и пиво, охраняемые двумя пушистыми хаски. Выехав из шахтерского городка Никель, расположенного недалеко от границы с Норвегией, мы почти не проезжали мимо других населенных пунктов, петляя по тундре.

Все изменилось, когда мы прибыли в Мурманск около семи вечера. Глядя через фьорд, мы скоро перейдем мост, лодки стояли в гавани, девятиэтажные бетонные жилые башни тянулись вдоль горизонта, а статуя высотой 116 футов — вторая по высоте в России — стояла в честь «защитников Советская Арктика в годы Великой Отечественной войны» (Вторая мировая война).

Въезжая в город, мы проехали мимо десятков автомастерских на его окраинах. Трамвай и несколько автомобилей катили по широким полупустым бульварам, явно построенным в то время, когда в городе было гораздо больше населения. Пик численности населения Мурманска пришелся на 1989 на 468000. После распада Советского Союза оно сократилось на 36% и составило немногим менее 300 000 человек.

Почти пустые бульвары Мурманска в 19:00 летним вечером.

Мурманск, основанный в 1915 году как военный форпост во время Первой мировой войны, сохранил стратегическое значение и в XXI веке. Вокруг Кольского полуострова Советы сохранили свои атомные подводные лодки (некоторые из которых сейчас ржавеют) и сбросили радиоактивные отходы на 11 отдельных объектах. Сегодня незамерзающий порт Мурманск является центром российской ядерной деятельности. В прошлом месяце первая в мире плавучая атомная электростанция , пришвартовался к причалу Атомфлота, морской дочерней компании государственной атомной энергетической компании Росатом. Летом следующего года планируется отбуксировать 70-мегаваттное судно с номером «Академик Ломоносов», номер по Северному морскому пути в портовый город Певек на Дальнем Востоке России, где оно будет обеспечивать достаточно энергии, чтобы заменить два наземных атомных и угольных реактора. -топливные электростанции.

План удвоения экспорта угля

Мурманск может быть центром ядерной энергетики, но он по-прежнему является важным пунктом доставки угля — и большого количества угля. Каждый год через порт, расположенный прямо в центре города, проходит пятнадцать миллионов тонн черной сажи. Жителям приходится бороться с антрацитовой пылью, чернеющей в воздухе и покрывающей подоконники и легкие. Большая часть мира, в том числе Китай, крупнейший производитель и потребитель угля, пытается отказаться от сжигания ископаемого топлива. Но на западном берегу Кольского залива ведется строительство нового угольного терминала, который увеличит мощность перевалки угля в регионе еще на 18 млн тонн. Этот проект является частью плана развития инфраструктуры стоимостью 2,3 миллиарда долларов США, направленного на превращение Мурманской области в узел арктического судоходства по Северному морскому пути, или, как его все чаще называют благодаря инвестициям из Китая и все более восточной ориентации прохода, Полярный шелковый путь. Дорога.

Крупные кучи угля ждут погрузки на суда в Мурманском порту. Судоремонтный завод в Мурманске.

Мурманск сверху и снизу

За свои недолгие двенадцать часов в Мурманске я осмотрел город-герой Советов (самый северный мегаполис, удостоенный такого звания за героизм в годы Великой Отечественной войны) сверху и снизу земля. В ресторане на крыше отеля «Азимут», откуда открывается вид на главную площадь города, я ужинал поздно вечером с друзьями. За пивом и окрошка, холодный кефирный суп с кусочками камчатского краба, яйцами, огурцами, редисом и пружинистыми веточками укропа, мы могли видеть раскинувшийся под нами город с его изящными пастельными зданиями в центре и километр за километром советского многоквартирного дома, излучающего наружу. Из окон, выходящих на запад, открывались огромные груды угля и длинные, медленно движущиеся поезда, грохочущие по путям, которые заканчиваются в Мурманском порту. Мы также могли увидеть первый в мире атомный ледокол, Ленин, постоянно пришвартован в воде. Построенное в 1957 году, громадное судно теперь служит музеем и конференц-залом.

Когда бар объявил о последнем звонке, я в шоке посмотрел на часы. Приближалась полночь. Когда небо никогда не тускнеет, легко потерять счет времени, особенно когда теряется час после пересечения границы из Норвегии в Россию. Вместо того, чтобы сделать еще один заказ, трое из нас поставили перед собой задачу исследовать Мурманский порт под полуночным солнцем.

Двадцатиминутная прогулка привела нас по пустынным, усаженным деревьями бульварам, через тихие парковые зоны и мимо многих зданий, нуждающихся в покраске. По мере нашего приближения стук, стук и скрежет в порту и железнодорожной станции становились все громче. Летом тяжелая работа по выгрузке угля из поездов и погрузке его на корабли происходит круглосуточно благодаря неумолимому дневному свету. Мы стояли на пешеходном мосту некоторое время, наблюдая, как поезда грохочут под нашими ногами. У каждого в движении были световые огни, освещающие их красные локомотивы марки РЖД (государственные Российские железные дороги), что делало их немного похожими на Рудольфа, бегающего вокруг запасов угля Санты для непослушных детей.

Поезд едет по путям в Мурманском порту. Поезда с углем в Мурманском порту.

Насытившись поездами, мы спустились по ступенькам на набережную порта, где можно было вблизи оценить матово-черную корму Ленина, , отражающуюся в лужах после недавнего ливня. Корабль был выведен из эксплуатации в 1989 году после того, как лед стер его корпус за тридцать лет службы. За время эксплуатации ледокола произошли две серьезные ядерные аварии, в результате которых моряки подверглись значительному облучению. Однако, по данным норвежской организации по охране окружающей среды Bellona, ​​бортовой музей почти не упоминает о них (к сожалению, у меня не было времени лично осмотреть выставку).

Ледокол «Ленин», ныне музей и конференц-залы, пришвартовался в Мурманске на постоянную стоянку. Автовокзал в полночь возле Мурманского порта.

Возвращаясь из порта, мы без проблем нашли отель благодаря светлому небу. Я вернулся около 1:30 ночи и проспал около пяти часов, прежде чем встать рано утром, чтобы успеть до запланированного отъезда пробежаться до гигантского памятника советским воинам, воевавшим на полярном фронте, по кличке Алеша. Во время моей короткой четырехкилометровой пробежки я обогнал нескольких собаководов в утренней мороси. Как и любая хорошая смотровая площадка в Мурманске, с памятника открывается еще больше видов на бетон и уголь.

Статуя Алеши, вторая по высоте в России. Более формально он известен как Памятник защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны.

Когда я возвращался в гостиницу в центре города, начался час пик. Это был первый раз с момента прибытия накануне вечером, когда я увидел больше, чем просто горстку машин и пешеходов на главных улицах Мурманска.