Содержание
Уволен директор музея-усадьбы «Архангельское» | Новости культуры | Известия
Культура
Его должность занял владелец коммерческого Музея техники Вадим Задорожный
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Читать iz.ru в
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Министерство культуры РФ уволило директора музея-усадьбы «Архангельское» Андрея Бусыгина. На его должность назначен владелец крупнейшего в России частного Музея техники Вадим Задорожный. Об этом «Известиям» сообщили в Минкультуры.
— Андрей Евгеньевич Бусыгин покинул пост директора Архангельского 2 июня по собственному желанию по состоянию здоровья, — заявил директор департамента культурного наследия Михаил Брызгалов. — На пост директора музея-усадьбы «Архангельское» назначен Вадим Николаевич Задорожный. Музей техники Вадима Задорожного — блестящий частный проект, чрезвычайно популярный среди посетителей и исключительный по качеству, является одним из лучших музеев техники в Европе. Уверен, что, отталкиваясь от собственных наработок, накопленных при создании столь масштабного выставочного комплекса, Задорожный сумеет превратить усадьбу Архангельское в русский Версаль. Именно такая задача поставлена перед новым директором.
Вокруг судьбы музея-усадьбы «Архангельское» долгое время не утихают споры. При Андрее Бусыгине была разработана и согласована концепция развития музея, предусматривающая строительство около 20 новых капитальных объектов на охранной территории и вырубку около 10 га парка.
1 июня представители подмосковного отделения «Общероссийского народного фронта» провели мониторинг состояния «Архангельского». В ходе проверки активистами ОНФ были выявлены факты систематического нарушения законодательства, в частности, массовая вырубка деревьев на Аллее ветеранов 1945 года, которая была проведена по инициативе руководства Музея техники. Представители ОНФ также отметили, что многие исторические постройки усадьбы находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, ряд усадебных построек закрыты и недоступны для посещения, при этом полноценной реставрации архитектурно-паркового комплекса не производится.
В настоящее время по распоряжению Минкультуры ведется работа по пересмотру охранного статуса усадьбы с «ансамбля» на «достопримечательное место». ОНФ обратился к Минкультуры с просьбой остановить разработку новой охранной документации, поскольку «связи с изменением охранного статуса появляется угроза пересмотра многочисленных судебных решений, принятых в 2008–2014 годы в интересах сохранения усадьбы».
Сегодня на территории Архангельского продолжается строительство, реконструкция и продажа коттеджей и таунхаусов в охранной зоне усадьбы. Непосредственно на территории объекта культурного наследия выстроен капитальный забор, огораживающий незаконные постройки. Вступившие в силу решения судов о сносе незаконных построек не исполняются. Кроме того, запланировано строительство двух крупнейших жилых комплексов на прилегающих к усадьбе территориях.
Реклама
Музей техники Вадима Задорожного — Квесты в музеях от КВЕСТ Lab.
Музей техники Вадима Задорожного – один из самых известных и больших частных музеев в Европе. В музее собрана коллекция редких ретро автомобилей и мотоциклов, сельскохозяйственной и военной техники. Всего экспозиция насчитывает около 1000 экземпляров. Это не просто музей, а научно – познавательный центр, ведущий активную экспедиционную и исследовательскую деятельность. Многие экспонаты до сих пор на «ходу», и регулярно используются в военно – исторических реконструкциях, таких как ежегодный Парад на День Победы.
По внутренней экспозиции музея взрослые и дети о 7 лет имеют возможность пройти квест «Люди Z: музейный апокалипсис».
На территории музея находиться собственная библиотека, административные и офисные здания, а так же частная оплачиваемая автостоянка. Здесь есть два ресторана, полевая кухня. Стоит отметить, что реставрационная мастерская находиться тоже на территории музея. Ведь именно там автомобили приобретают тот самый безупречный и сияющий вид, которым так восторгаются посетители. Для посетителей музея проводятся обширные экскурсии по территории музея, катание на ретро автомобилях, а так же мастер-классы по сборке и разборке автомата Калашникова. Музей Вадима Задорожного, это не просто хранилище древних экспонатов, а увлекательное место для отдыха всей семьей.
История музея начиналась с обычного коллекционирования автомобилей. В далеком 1999 году, Вадим Задорожный познакомился на выставке «Автоэкзотики», которая ежегодно проходила в Тушино, с группой энтузиастов, занимавшихся реставрированием старого BMW DA3 Wartburg выпуска 30-х годов. Вадим вызвался помочь им восстановить технику за 10 месяцев. Достигнув отличного результата, он решил взять на реставрацию еще несколько старых автомобилей. И уже в 2000 году, в коллекции В. Задорожного было целых 5 восстановленных ретроавтомобилей. Со временем коллекция увеличивалась, но хранить их было уже негде. К тому времени, у Вадима Задорожного появились единомышленники, которые помогали ему во всем. Вместе они открыли «Клуб кабриолетов и родстеров». Он и стал предшественником будущего музея. Для строительства здания было выбрано огромное поле, поросшее лопухами, недалеко от усадьбы Архангельское.
15 апреля 2006 году началось строительство музея. И уже в 2008 году, 12 апреля была открыта первая экспозиция ретро техники. На ней были представлены довоенные автомобили, мотоциклы, военная техника. В обсуждении дальнейшей судьбы музея, было принято создать первый в России технический музей с мировыми стандартами. Подробнее об истории музея можно найти на страницах сайта .
Невероятное количество исторически важных автомобилей, которыми когда — то управляли первые лица государства и известные всем личности, предстают взору посетителей музея. Представленный на экспозиции легендарный ЗИС 115 был автомобилем, перевозившем «великого вождя» И. Сталина. Вся документация на этот автомобиль была под грифом секретно, поэтому оформлена она была как «шосси от кузова и комплект запасных частей». ЗИС 110 — советский полноприводный автомобиль был в эксплуатации у Н.С. Хрущева. Многие зарубежные историки приравнивали его к автомобилям, типа американских «Паккардов», но на самом деле это была полностью советская версия автомобиля, схожего только внешне с американскими. Версия автомобиля ЗИС 111, была выпущена только для особых случаев. 14 апреля 1961 года на ней торжественно проехал Юрий Гагарин. Производство велось вручную, по 12-15 машин в год. Любителей кино интересно позабавит запорожец из легендарного фильма «Операция – Ы».
На экспозиции представлены автомобили не только советского периода и отечественного производства. Так же там есть образцы немецкого, французского, американского и итальянского производства. Особенно хочется выделить первый автомобиль безлошадного типа, Holsman 1908 года выпуска с каретной внешность. Этот американский автомобиль, созданный Генри Хольсманом, отличался от своих современников. В то время уже многие автомобили щеголяли на стальных колесах с резиновыми шинами. А все это потому, что в Америки в начале XX века не было хороших дорог. На втором этаже представлена необыкновенная коллекция автомобилей марки Alfa Romeo. Многочисленные модели разных лет завораживают взгляд посетителей, и не оставят равнодушными даже самых искушенных зрителей. Не меньшего внимания заслуживает автомобиль Delahaye 135 CC «Синяя птица», на которой ездил знаменитый французский гонщик Рене Дрейфус. Можно так же увидеть Mercedes-Benz 770K, который находился в пользовании высших чинов военного командования армии Гитлера. В основном здании так же находятся некоторые небольшие самолеты двух периодов: Первой мировой (1914-1918) и межвоенного периода (1918-1939). Представлен первый самолет, АИР- 1 который был создан А. Яковлевым и последний дошедший до наших дней Як-15. В главном здании находятся коллекции советских мотоциклов, которые выпускались на заводе «Ижмаш», до Великой Отечественной войны. А так же коллекции немецких мотоциклов.
На аллеи военной техники представлены боевые самолеты, танки, военные машины. Так же есть и рабочая техника: первые грузовики и тракторы.
Чтобы посещение музея было более познавательным и интересным, можно заказать экскурсии. Они бывают общие, обзорные и тематические, касающиеся какого- то определенного периода. Дополнительным бонусом будет катание на антикварных автомобилях, причем на одних из лучших в свое время. Можно прокатиться даже с маленькими детьми. На полевой кухне предлагают попробовать военную гречку. Посещение музея лучше планировать заранее и отвести на экскурсию целый день, т.к. этот музей заслуживает внимания каждого, а не только людей, увлекающихся ретро техникой. Подробную информацию о деятельности музея можно найти на их официальном сайте .
Полезные ссылки:
https://vk.com/technicalmuseum
https://www.instagram.com/zadorozhnymuseum/
https://www.facebook.com/technicalmuseum/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_техники_Вадима_Задорожного
Вадим Задорожный: биография, фото, семья. Музей техники Вадима Задорожного: адрес, отзывы
Если есть желание посетить Музей техники Вадима Задорожного, как добраться на общественном транспорте Москвы, подробно описано в нашей статье. От станции метро «Тушинская» ходят автобусы и маршрутные такси №№ 568, 549, 541, 151 до остановки «Липовая аллея», а от станции метро «Строгино» автобус «Строгино-Захарково». Там невозможно не заметить Музей техники Вадима Задорожного. Его адрес: поселок Архангельское Красногорского района Московской области, Ильинское шоссе, дом 9..
Прочая информация
Взрослый билет в будни 300 руб., в выходные и праздничные дни — 400 руб. Студенты, очники, инвалиды и пенсионеры будут платить 150 рублей за вход и 250 рублей за вход. Если вы не посещаете крытую выставку, вход будет стоить 100 рублей. Фото и видео съемка стоит 150 руб.
Режим работы: в выходные и праздничные дни Технологический музей Вадима Задорожного работает с 10.00 до 21.00, в будние дни закрывается раньше — в 19.00..00. По понедельникам музей не работает.
Здесь же, непосредственно на территории, открыты сувенирный магазин, полевая кухня, ресторан. Также есть автомобильная стоянка. Первые полчаса стоянки бесплатны. Далее до 90-й минуты — 100 рублей, все остальное время — 50 рублей в час.
Вы можете заказать экскурсию на английском языке. Предлагается покататься на военной или ретро технике — платно. Вы также можете потренироваться в сборке и разборке некоторого оружия.
Все предложенное настолько интересно, что настоятельно рекомендуется посетить Музей Вадима Задорожного, адрес которого был сообщен выше. Прикоснуться к настоящим немецким и русским танкам времен войны, мотоциклам и автомобилям, принадлежавшим первым лицам различных государств, увидеть вблизи артиллерийское и стрелковое вооружение самого разнообразного производства — все это очень познавательно.
Основатель музея
Основатель и владелец Музея техники Вадим Задорожный не сидит на месте: у него огромное хозяйство — десять тысяч квадратных метров одних выставочных площадей, более сотни раритетных автомобилей. Также есть самолеты, ракетницы, танки, пушки, разнообразное стрелковое оружие. Все это с пустого места, всего через десять лет создал Вадим Задорожный. На фото мы видим чрезвычайно мотивированного человека.
Что толкнуло мужчину на столь громкий поступок, рассказывает сам Вадим Задорожный. «В нашей стране, — говорит он, — самый большой дефицит — это гордость за Родину, патриотизм, этот музей — дань уважения нашему (и не только!) историческому прошлому». Рано или поздно каждый человек задается вопросом: что я такое, зачем я здесь живу, на земле? Я сам на этот вопрос и попытаюсь ответить здесь.
О чувстве гордости
Музейный предмет, в данном случае — технический, автомобильный, военно-исторический, есть попытка создания совершенно бескорыстного пространства. Человек, попадая сюда, неизбежно должен испытывать гордость за свою страну и радость, что он живет в России.
Вот и приходит понимание, что у России еще все впереди, музей обязательно должен пробудить такую надежду. Это сделано для того, чтобы в выходные дни эти экспозиции посещали тысячи детей и подростков, чтобы иностранцы удивлялись, что такой музей существует. Это образ жизни творца, он не имеет абсолютно никакого отношения к бизнесу.
За ненадобностью
Здесь ничего не продается! Машины восстанавливаются чисто для музея, а после выставляются. Когда есть лишние деньги, приобретается техника, находящаяся в России или за границей. На данный момент машин под восстановление столько, что парк машин, например, пока не пополнится. Во-первых, выросли цены, во-вторых — огромное количество оборудования ждет реставрации, чем занимается Вадим Задорожный.
Музей живет только за счет аренды части этажей, вырученные средства вкладываются в развитие. Эта экономическая схема допускает самофинансирование, музей не получает дотаций от государства и не ждет. И эта схема плоха, хороша или плоха, но она работает. Музей был основан в 2003 году, тогда же был заложен первый кирпич. Не в сегодняшнем количестве экспонатов, конечно. Тогда было не слишком дорого взять землю в аренду и начать строить — без запредельных, космических сумм, которые потребовались бы сейчас.
Гражданская позиция
У богатых людей на счетах миллиарды долларов. Эти люди сами являются фигурами. Они живут на эти деньги и умирают вместе с ними. Не переключайте их на красоту, на созидание. Музей – это не бизнес, а любовь к Родине. И еще это творчество. Ведь реставрация техники не уступит реставрации живописи.
Здесь нужны не просто технические знания, но и глубочайшие исторические: любое несоответствие есть отход от оригинала. Мастера, занимающиеся реставрацией, до самой глубины изучили автомобильную технику любого периода, они также должны знать базу ремонтной техники соответствующего времени.
Они творцы, фанаты. Вадим Задорожный относится к делам музея как к важнейшему делу всей жизни. Он хранитель, который с любовью оберегает каждый экспонат, необходимый для понимания как настоящего, так и далекого будущего. Музей Вадима Задорожного — это не коллекция, музей — это консервация.
Об экспонатах
В реставрации сейчас только больше сотни автомобилей, сто мотоциклов и много-много другого. Острая нехватка площадей, которую испытывает музей техники Вадима Задорожного, является одной из самых больших нужд и проблем. Экспозиция сейчас занимает около десяти тысяч квадратных метров. Необходимо построить гораздо большее здание. Он постоянно ищет в музее Вадима Задорожного, как добраться до таких средств, чтобы создать лучшую экспозицию техники не только в России, но и в Европе.
Теперь любую машину в музее можно завести и поехать, все до одного! И это главное качество такого места, как музей живой истории. Пусть реставрация очень затратный процесс, но оно того стоит! Каждая машина расширена, переработана. И тут уже не так важно: машина этого пятидесятого года или даже раньше, — на это уходит много времени и сил. Правильная реставрация стоит до двухсот тысяч долларов, и это только одна машина. Если системные мастера ответственные, влюбленные в технику, то все получится нужное.
Парады на Красной площади
Мы, живущие в этой стране, несем ответственность за сохранение памяти о нашем прошлом. В том числе и те парады, которые проходят 7 ноября. Кроме танков Т-34 наша страна больше ничего выставлять не может! Ни в одной стране нет беговых технологий! Может, соберет со всех городов и весов десяток «тридцатьчетверок», за ними штат, вот и все.
Музей понимает свою ответственность в этом вопросе. Ведь наступает почти последний момент, когда можно попытаться воссоздать ту технику, которая будет достойно представлять историческое прошлое нашей страны. Вадим Задорожный, биография которого украшена таким фактом, как создание одного из интереснейших музеев России, трепетно относится к каждому историческому экспонату. И мечтает, что многие из них вызовут благодарный сюрприз у наблюдающих за парадом на Красной площади.
Подробнее об экспонатах
Нет неинтересных экспонатов, за которыми не стояла бы история. И относиться ко всем здесь с должным уважением. Как в семье, где много детей, все любят всех одинаково. Однако экспонаты не детские, и история не их мамина.
Вот автомобиль, когда-то принадлежавший Гитлеру — «Гроссер-Мерседес-770». В этом кабриолете (бронированном!) фюрер принимал парады. Это, конечно, мировая вершина. Глядишь — и перед глазами фашистская Германия, «Барбаросса», и сердце сжимается от злости, и от чувства бессилия подташнивает под ложечкой. Глядя на этот экспонат, ясно видишь и понимаешь самую суть идеологии фашизма.
Впоследствии этот автомобиль был подарен Павеличу — хорватскому диктатору. И когда Югославию победил Броз Тито, он подарил эту машину Сталину. Иосиф Виссарионович отказался ездить на машине врага и передал ее Узбекистану — первому секретарю. Уже спустя много десятков лет этот автомобиль был куплен в Музее техники Вадима Задорожного. Комментарии, которые приходят к такому экспонату, можно себе представить. Есть ли человек, который не хочет увидеть это лично? Осталось только вспомнить, как пройти к музею Вадима Задорожного.
Автомобили знаменитостей
Не менее интересный автомобиль — ЗИС-115. Бронированный монстр принадлежал Сталину. Именно через эти помутневшие от времени очки Сталин осматривал свою империю. На заднем сиденье находился манекен, изображающий вождя. Немного не так — Сталин не любил ехать сзади, предпочитал место рядом с водителем.
«Мерседес» Гитлера скоро будет отреставрирован и будет стоять в экспозиции как машина Сталина. Рядом уже ЗИС-110Б, на котором ездил Берия. Вот автомобиль, который Брежнев когда-то подарил Хонеккеру. Последний на этом автомобиле познакомился Эрнесто Че Гевара с Фиделем Кастро.
В музее есть автомобили таких людей, как Гагарин, Горбачев, Ельцин, патриарх Пимен. И, конечно же, машина Леонида Ильича Брежнева, которую он водил сам, — это короткий двухдверный ЗИЛ. Не менее интересны автомобили многих других исторических личностей. Контр-адмирал Хорти — венгерский диктатор, фашист. Кажется, можно догадаться на вид, без всяких подсказок. А еще — автомобиль Генри Шлоссера, который был главой химического концерна, сподвижником Гитлера.
Воздух истории
Очень интересна история автомобиля, принадлежавшего наркому авиационной промышленности Михаилу Иванову. Это «Бьюик» 1929 года сборки, пробега почти нет, потому что его раскупорили только в начале 90-х. Этот автомобиль, скорее всего, был подарен чиновнику, который ездил в Америку покупать авиадвигатели. «Бьюик» погрузили на корабль, может быть, в качестве подарка или даже «отката» для прибыльного предприятия.
Чем ближе граница Советского Союза, тем больше Иванов догадывался, в какую нехорошую историю он может попасть с этой машиной. По приезду «Бьюик» тайком спрятался в Малаховке, и эта новая машина простояла в гараже до конца 9-го года.0-е — с родным салоном, в родной покраске, с родными колесами. Он был плотно укрыт одеялами, а под ними толстым толстым слоем намазан… кремом «Балет».
Коллекционер (недавно, к сожалению, скончался) Михаил Стацевич передал этот автомобиль Техническому музею Вадима Задорожного. И вот что самое интересное: колеса у машины не приспущены с 1929 года. И машина Сталина тоже держит в колесах воздух исторического времени.
Принцип отбора экспонатов
Вадим Задорожный старается выбирать шедевры, руководствуясь внутренним чутьем. Именно поэтому Музей собрал столь харизматичные экспонаты, дающие представление об эпохах машиностроения, танкостроения, авиастроения, автомобилестроения. Что-то покупалось на аукционах, что-то обменивалось или покупалось у коллекционеров. Сейчас в России интересного оборудования почти нет: то оно вывезено за границу, то осело в частных коллекциях.
В коллекции, которую собрал Вадим Задорожный, биография представляет историю мировой техники — это и мотоциклы, и автомобили, и даже воздушные раритеты. Одним из важных направлений, которым руководствуется музей, является реставрация самолетов, как российских, так и советских. Экспонаты авиационной промышленности Великой Отечественной войны выделены в отдельную программу – «Крылатый монумент Победы».
Век авиации подготовили большое шоу, и Музей Вадима Задорожного — единственное место, где есть эскадрилья машин-ветеранов, которые живы и на лету. Больше нигде в России нет. Эти самолеты со звездами на крыльях летают сейчас в самых разных небесах — и на английском, и на французском, даже в Арабских Эмиратах побывали.
Надо признать, что нашим героическим военным прошлым восхищаются повсюду. И — да, аж два парада над Красной площадью пролетели! Музей авиации базируется частью в Новосибирске, частью в Жуковском. Совместно с ДОСААФ музей восстановит аэродром 1936 года — в Калужской области. И будет собрана тяжелая техника — танки.
Глянцевая экспозиция
Под крышей музея — сверкающие никелем и лаком «Мерседесы», «Хорьхи», «Форды» и «Кадиллаки», родившиеся в первой половине ХХ века. А советская техника — тяжелобронированные лимузины правителей от Сталина до Брежнева, выставленные здесь вместе с автомобилями и мотоциклами охраны, блеска ничуть не меньше.
Над этими автомобилями летают, как подвешенные к высокому потолку самолеты — их тоже собирали в начале ХХ века. Есть летательные аппараты и немецкого, и английского, и советского производства. Старинные мотоциклы и автомобили заняли два этажа музея, есть они и в подвале, где экспозицию ждет буквально отреставрированная техника. Всего в музейной коллекции более ста раритетных автомобилей.
Новая почта
В начале лета появилась новость о том, что директор музея-усадьбы «Архангельское» Андрей Бусыгин уволен, а его преемником стал Вадим Задорожный. Его наследство было весьма проблематичным: тут и незаконное строительство прямо в охранной зоне, и даже попытки отменить охранный статус. Все, кто знает Вадима Задорожного, очень надеются, что ему и эта ноша будет по плечу.
О личной информации
Что касается личных данных владельца частного музея Вадима Задорожного, семья которого проживает в элитном поселке Одинцовского района, то он очень бережно относится к конфиденциальности. И это не только понятно, но и достойно особого уважения. Поэтому информации о таком человеке, как Вадим Задорожный, не так много. Его жена практически неизвестна миру. Правда, прорвалась записка о том, что она осталась без драгоценностей ценой в полмиллиона долларов воровки-горничной. Но даже там даже имен нет. Вполне вероятно, что это обычная «утка», к тому же мало кому интересная.
Также не удалось вычислить еще одну информацию, которую хранит Вадим Задорожный, — дату рождения. Но есть место рождения. Даже два. Правда, эти два города недалеко друг от друга — Ужгород и Ивано-Франковск, которые расположены на Западной Украине. По образованию Вадим Задорожный обычный учитель истории. Вот как это происходит!
Предприниматель Задорожный
Работать с техникой научился в начале 80-х. Будучи студентом педагогического института в Москве, он подрабатывал, скупая аварийные «Жигули» на Западной Украине, а затем восстанавливая их и пуская в продажу в Москве и Киеве. И в это дело пришел в самом конце 80-х, проработав восемь лет у себя на родине в средней школе учителем истории.
Ему нравилось преподавать, но он хотел денег, поэтому ему пришлось уйти. Задорожный начинал с торговли недвижимостью и торговли в собственных антикварных лавках. Бизнес быстро пошел в гору, теперь Задорожный владеет не только всевозможной недвижимостью, гостиницей, несколькими ресторанами в Москве, но и внушительными предприятиями по деревообработке, лесозаготовке, туристической фирмой, специализирующейся на рыбалке и охоте в Сибири и на Дальнем Востоке. Прибыль, по словам Задорожного, на себя не тратьте, все — в музей.
Образ жизни
Однако музей давно ушел из увлечения, теперь это бизнес, причем «крутой». Задорожный не расстается с телефоном, у него постоянные командировки и деловые встречи.
Собирать автомобили начал в 1999 году, после покупки BMW DA3 Wartburg в 1939 году. Тогда это можно было сделать без особого напряга — две-три тысячи долларов практически за любой европейский автомобиль, ввезенный в СССР после Второй мировой войны. Тогда же в нашей стране появились самые «крутые» автомобили начала ХХ века.
Из истории музея
К 2001 году коллекция Вадима Задорожного разрослась настолько, что он решил оформить ее как автоклуб. Туда, естественно, подтянулись реставраторы ретроавтомобилей, специалисты по их обслуживанию. Так была создана какая-то административная структура. Строительство музея началось на заброшенном поле.
В 2004 году коллекция насчитывала несколько десятков раритетов. Их перевезли из Московской промзоны, со склада, в новенький трехэтажный техцентр, а через год музейное хранилище достроили. Уже в 2008 году было возведено главное здание комплекса, где разместилась основная часть экспозиции музея. Инвестиций для всего этого потребовалось не менее двадцати миллионов долларов, по подсчетам экспертов.
Рядом с экспозицией располагались восстановительные мастерские, службы по ремонту и обслуживанию автомобилей, участок подготовки автомобилей к ралли и всевозможным ретро-ралли, цех по реставрации раритетных мотоциклов и диагностическая лаборатория. Есть музей и сервис современных автомобилей. Заказов много – дорогие дачи, кругом элитные коттеджные поселки.
Мы все из католицизма: старые и новые мифы униатов — Защита веры — новости православия
Защита веры
27 января 2020 00:18
Автор: Вадим Задорожный
Глава УГКЦ Святослав Шевчук. Фото: СПЖ
Многие помнят распад СССР – болезненный экономический кризис, крах марксистско-ленинской идеологии и лихорадочное внедрение новых исторических концепций. К сожалению, последний процесс не всегда носил чисто научный характер. Советский Союз распался, но традиция использования науки в угоду особой политической целесообразности никуда не делась.
Целый ряд греко-католических историков, религиоведов, писателей и журналистов упорно трудятся над созданием и распространением исторических мифов, пользуясь тем, что современная украинская историческая наука больше руководствуется требованиями националистической идеологии, чем научной объективностью.
В одной статье вряд ли удастся досконально разоблачить эти мифы, но наметить некоторые направления, над которыми историкам необходимо поработать, просто необходимо.
Князь Владимир и его избранник
Первое, что бросается в глаза при изучении греко-католической исторической литературы, это ряд мифов о распространении христианства на Руси.
Например, знаете ли вы, что князь Владимир выбрал византийское, а не западное христианство, потому что боялся попасть в зависимость от римских пап? А вот греко-католический священник Василий Иванишин, духовный учитель отца «Правого сектора» Дмитрия Яроша, считает, что это было именно так:
«Суть выбора была в другом, и наши летописи об этом скромно умалчивают: избрать Церковь, что обяжет князя признать духовную и в то время осязаемую политическую зависимость от своего иерарха (папы) или избрать Церковь, образовавшуюся под опекой кесаря, имеющую привычку служить главе государства , и видит свои перспективы в расширении своего влияния и власти. В 988 г. князь Владимир избрал Церковь, которая служила бы ему, его намерениям укрепить бескрайнюю, суетливую Русь».
Обложка брошюры Василия Иванишина «Украинская церковь и процесс национального возрождения». Фото: dontsov-nic.com.ua
Естественно, Иванишин, как человек, когда-то изучавший «что-то и как-то», вспомнил расхожее клише о «цезаро-папизме» в православии и «папо-цезаризме» в католицизме. И, вероятно, он решил применить это «знание» к выбору веры князем Владимиром, думая, что открывает сенсационную истину для «невежественных» православных.
Но беда в том, что его «откровение» почти не имеет отношения к 10 веку!
Если бы он внимательно изучал историю Западной Церкви, то знал бы, что период с 904 по 963 год (то есть буквально за четверть века до крещения Руси) в истории Римской Церкви историки называют эпохой, называемой Порнократия («власть блудниц»), когда римские папы назначались влиятельными итальянскими кланами. А с 963 года Западная церковь перешла под контроль германских королей.
Как пишет западный историк Джозеф Линч, «в течение следующего столетия папы интегрировались в церковную систему империи, а германские короли взяли на себя право утверждать их выборы и иногда даже назначать их лично».
Справедливо отметить, что Папа Иоанн XV, восседавший на римском престоле в 988 г., все еще пытался проводить независимую политику, но не пользовался популярностью у римских граждан за «коррумпированность и кумовство». Именно с послами этого папы князь Владимир говорил в Новгороде.
Трудно сказать, что сказали ему эти послы, но то, чего боялся князь Владимир по отношению к Западной Церкви, если таковое имелось, было не в ее требованиях к правителям, а как раз наоборот – ее зависимости от итальянской» мафия» того времени и немецкие короли «Первого рейха». И правильно сделал: ярким подтверждением тому является то, что буквально через несколько лет после христианизации Руси папой стал немец.
Русь католическая
Однако основным тезисом униатов относительно этого исторического периода является утверждение о том, что Русская митрополия была… католической.
Униаты считают, что если в 988 году еще не было раскола между Восточной и Западной Церковью, то Русскую Митрополию того времени можно считать частью Католической Церкви.
«Украинский народ, приняв христианскую веру по восточному, византийскому обряду (в IX и X веках и, наконец, в 988 году), принадлежал к Вселенской (Католической) Церкви, оставаясь в ней на протяжении нескольких столетий. Со временем они стали отдаляться от единства с Вселенской Церковью, разрывались между Востоком и Западом и падали в XVI веке под влиянием византийского православия. В 159 году5-1696, Украина снова воссоединилась».
Такой удивительный «жемчуг» можно найти в греко-католической брошюре, написанной неким «о. Иваном Ортинским». Конечно, здесь мы имеем дело с грубой экстраполяцией конфессиональных идей к историческим фактам.
Брошюра Ивана Ортинского «Вызов к 1000-летию христианизации Украины. Сегодня и завтра». Фото: СПЖ
Эта экстраполяция часто встречается в завуалированной форме:
«На момент крещения Владимира еще не было разрыва единства между Константинопольской и Римской Церковью. Новосотворенная Киевская, вернее, Русская митрополия была в единстве и с Константинопольской Матерью-Церковью, и с Римским епископом», — пишет греко-католический историк и публицист Анатолий Бабинский.
Книга Анатолия Бабинского «История УГКЦ за 90 минут». Фото: СПЖ
При этом он «забывает» упомянуть, что Русская митрополия в то время находилась не просто «в единстве» с Константинополем, а находилась в его непосредственном ведении и не могла занимать нейтральную позицию в церковных делах по определению.
Причем не Восточная Церковь находилась в единстве с «Епископом Римским» (это позднекатолическая концепция, предполагающая единство с римским понтификом как условие существования Церкви), а Западная Церковь находилась в единстве с восточными патриархатами, которые вместе составляли Единую Соборную и Апостольскую Церковь.
И инициаторами раскола были не православные греки, о чем пишет Иванишин:
«Инициатором раскола был Константинополь. Византийских императоров беспокоило растущее влияние Римской церкви, которая к концу первого тысячелетия превратилась в мощный консолидирующий и обусловливающий фактор в политической жизни Западной Европы. Чтобы парализовать ее, в 1054 году византийский патриарх Михаил Керуларий созвал Церковный Собор, который предал анафеме папу и его легатов и запретил Восточным Церквам общаться с Римом. Отсюда деление на католиков и православных, различные догматы и т. д.».
Здесь мы видим большое упрощение и даже прямую ложь. Ведь именно папские легаты, а не Константинопольский патриарх, первыми предали анафеме и настойчиво потребовали подчинения папе. В любом случае причины разделения Восточной и Западной Церквей гораздо сложнее и не могут быть сведены к конфликту между папскими легатами и Патриархом Михаилом Керуларием. Есть все основания полагать, что именно франки завоевали западный мир в V-VI веках, а не римляне несут основную ответственность за церковный кризис.
Униаты считают, что если в 988 году еще не было раскола между Восточной и Западной Церковью, то Русскую Митрополию того времени можно считать частью Католической Церкви.
По большому счету, началом отчуждения латинян от Единой и Католической Церкви можно считать заключение союза между Римским Престолом и франками в VIII в. Со стороны латинян это было предательством ранее единой ойкумены под властью византийских императоров.
«Вместо того, чтобы продолжать быть западным форпостом Византии, Папский Престол вошел в зону влияния западного мира, где правили франки», — пишет Джозеф Линч.
Благодаря династии Каролингов произошла реформа Западной Церкви и централизация ее внутреннего устройства. Сначала это сделал Пипин Короткий, а затем Карл Великий, который лично избирал настоятелей и епископов из числа своих родственников и союзников (что опровергает теорию Иванишина о независимости пап).
«Как военачальник и религиозный реформатор христианских народов, Чарльз имел свой взгляд на то, с кем должен работать папа и за кого он должен молиться», — вспоминает Джозеф Линч.
В результате к концу 8 века папы, почувствовав политическую поддержку франков и находясь под их влиянием, стали выдвигать свои условия и настаивать на господстве в христианском мире.
В свою очередь, сами франки рассматривали Западную Церковь как инструмент в политическом противостоянии с Византией. Карл Великий первым обвинил греков в ереси, отвергнув решения VII Вселенского Собора (Второго Никейского Собора) на Поместном Соборе Западной Церкви во Франкфурте-на-Майне (79 г.4). Там впервые был поставлен вопрос о Filioque в противовес выражению восточных римлян «Дух Святой исходит от Отца через Сына».
Поэтому, когда католические или униатские историки утверждают, что «злые» греки «придирались» к латинянам из-за Filioque, это неправда. На самом деле именно западные богословы того времени настойчиво требовали от восточных христиан принять их версию Символа веры. И негативная реакция на богословские новшества была вполне естественной.
На наш взгляд, отечественным историкам необходимо более детально изучить роль франков в процессе постепенного отхода западных христиан от Церкви. Здесь можно порекомендовать перевод на украинский или русский язык лекций греческого богослова Иоанна Романида, собранных в труде «Франки, римляне, феодализм и учение», в котором он подробно анализирует глубинные причины раскола 1054 года.
Центральный Тезисом его исторической концепции можно считать следующую фразу: «Раскол между восточным и западным христианством был не расколом между восточными и западными римлянами, а разделением между восточными римлянами и завоевателями западных римлян».
Это означает, что папство и католическая модель церковного устройства есть не что иное, как результат политического влияния франков на западных христиан.
Во всяком случае, православные исследователи истории Древней Руси могут найти здесь широкие возможности для применения сравнительно-контекстуального метода в полемике с униатами.
От монографий к комиксам
Приведенные примеры — лишь малая часть довольно масштабной греко-католической мифологии.
Впечатляет обилие различных форматов, с помощью которых сторонники УГКЦ или ПЦУ навязывают свою точку зрения на историю Церкви в Украине: это и толстые фолианты, и небольшие книги, исторические исследования и философские размышления, пятиминутки документальные фильмы и даже мультфильмы с комиксами!
Особого упоминания заслуживает интенсивная редакторская работа греко-католических и раскольнических пропагандистов в Википедии. И это один из самых популярных источников информации для людей, которые ищут информацию о тех или иных исторических событиях.
Когда католические или униатские историки утверждают, что «злые» греки «придирались» к латинянам из-за Filioque, то это неправда. На самом деле именно западные богословы настойчиво требовали, чтобы восточные христиане приняли их версию Символа веры.
И это еще не все: проезжая через Киев, вы можете обнаружить, что одну улицу недавно переименовали в честь бывшего главы УГКЦ Любомира Гузара, который улыбается вам с афиши. А открыв каталог «Книжного клуба», вы увидите рекламу нового художественного романа западноукраинского писателя, посвященного Унии.
У любого православного это должно вызвать некоторый дискомфорт и чувство горечи. Разве мы не можем создать свой взгляд на историю христианства в Украине в традиционно православной стране и активно распространять его в приемлемых для нас формах?
Ведь, как известно, свято место пусто не бывает. И если мы не будем «прополывать» мифы в области науки, журналистики и Википедии, она будет наполнена искаженными представлениями об истории православия и христианства в целом.
католицизм
униатство
униаты
УГКЦ
Князь Владимир
История христианства
Крещение Руси
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.