Содержание
Мамаев Курган — Администрация городского округа город Елец
Центральная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны. Созданный здесь памятник — монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» — сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв за город.
В период Великой Отечественной Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать не только город, но и Заволжье, а также переправы через Волгу. Высота 102 — так обозначали курган на военных топографических картах. Это место известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых сражений второй мировой войны. Но не менее серьёзные бои велись и в других частях городской обороны — на Лысой горе, в «овраге смерти», на «острове Людникова». ..
Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел — на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Но идея строительства пмятника в честь великого сражения появилась сразу после окончания битвы. Открыли конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве, в ходе которого были выдвинуты различные варианты — от простенького танка на постаменте до сохранения опустошенного, мёртвого Сталинграда в виде гигантского памятника Битве.
Предполагалось, что изрытый траншеями и начинённый смертоносными бомбами, Мамаев курган мог сам по себе быть памятником, но еще при Сталине было очевидно, что в Сталинграде будет построен большой мемориальный комплекс. сам Сталин и назначил его будущего автора — Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане стартовало масштабное строительство. Колоссальный размах и сложность проектов монументов потребовали долгих сроков для его воплощения в жизнь. Закончено строительство было лишь 15 октября 1967 года, когда памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был в торжественной обстановке открыт. Это самый большой монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, когда-либо построенных в мире. Совокупная площадь комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 гектаров. Еще одно достижение заключается в том, что здесь впервые в практике сооружения монументов был использован железобетон.
Мамаев курган — огромная архитектурно-скульптурная композиция, связанная общим замыслом и идеей. Протяжённость всего комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 километра. Памятник композиционно составлен из архитектурных звеньев, как бы нанизанных на общую ось. Друг за другом, один уровень сменяется другим, по мере подъёма появляются все новые составляющие композиции. Над проектом Мамаева кургана трудился коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под управлением Е.В. Вучетича.
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. «Родина-мать» сделана из блоков железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн сделан из фторированной стали.
На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.
Мамаев курган — главная высота России
Мамаев курган
- Входная площадь
- Аллея тополей
- Площадь «Стоявших насмерть!»
- Стены-руины
- Площадь Героев
- Подпорная стена
- Зал Воинской славы
- Площадь Скорби
- Родина-Мать зовет!
- Высота 102
- Храм Всех Святых
- Воинское мемориальное кладбище
- Танк Т-34 «Челябинский колхозник»
- Родник жизни
- ДОТ
- Мемориальный парк
- За пределами Волгограда
Местоположение:
Широта: 48° 44′ 32. 88″ С
Долгота: 44° 32′ 12.69″ В
Фотоальбом:
Закат над Мамаевым курганом
всего в альбоме 90 фото этого места
Историко-мемориальный комплекс
«Мамаев курган»
Мамаев курган – главная высота России, священное место для россиян. Воздвигнутый на нем памятник – гигантский и величественный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда в сражении, ставшим переломным в Великой Отечественной войне.
Cвоё название Мамаев курган получил во времена татаро-монгольского нашествия – так говорится в путеводителях по Мамаеву кургану. Уже тогда курган был стратегически важной высотой – на его вершине располагалась застава, учреждённая ханом Мамаем. Сторожевой дозор охранял от внезапных нападений столицу ханства Сарай-Берке, хан посылал около сотни отборных воинов из своей личной охраны для несения службы на кургане. Однако сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» считают иначе.
По их мнению, никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было. «До войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала Евгения Вучетича.
В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу. «Высота 102» – так обозначался Мамаев курган на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь»), на «острове Людникова», на «берегу Родимцева»…
Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве). Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.
Мамаев курган после окончания боев
Идея сооружения монумента в память о великом сражении возникла почти сразу после окончания битвы. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве (который также стал начальным этапом рождения панорамы «Сталинградская битва»). Были предложены разнообразные варианты – от простого танка на постаменте до сохранения разрушенного, мёртвого Сталинграда в виде огромного памятника Битве. Но мёртвый город не может быть памятником Великой Победе.
Высказывались также предложения, что перекопанный траншеями и нашпигованный смертоносным металлом, Мамаев курган мог сам по себе стать памятником, но еще при Сталине стало ясно, что в Сталинграде должен появиться большой мемориальный комплекс. Говорят, что Сталин и выбрал его будущего автора – Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство.
Постановление Совета Министров РСФСР о строительстве памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане вышло в 1958 году. Проектирование ансамбля было поручено Сталинградпроекту, а строительство – Сталинградгидрострою, который за годы строительства Волжской ГЭС приобрел большой опыт выполнения бетонных работ, так необходимый при постройке уникального комплекса на Мамаевом кургане.
Грандиозный масштаб и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали больших сроков для его осуществления. Сооружение комплекса началось в мае 1959 года, а закончено было 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт. Это самый крупный монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Общая площадь архитектурно-скульптурного комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 га. Здесь впервые в практике сооружения монументов был применён железобетон.
Мамаев курган – это объемно-пространственная архитектурно-скульптурная композиция, объединённая общим замыслом, общей идеей. Протяжённость комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Памятник состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, по мере подъёма раскрываются все новые элементы композиции.
Над проектом Мамаева кургана работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е. В. Вучетича, главным военным консультантом был маршал Советского Союза В. И. Чуйков, в Великую Отечественную войну командующий 62-й армией.
Мамаев курган
«… Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине.
Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.» Е. В. Вучетич
Со дня открытия Мамаев курган успел заметно измениться. К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. В 2005 году у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм – храм Всех Святых. В январе 2008 года памятник-ансамбль был передан в федеральную собственность (для чего был административно объединён с музеем-панорамой «Сталинградская битва»), что позволило в разы увеличить финансирование, и сейчас у нового руководства Мамаева кургана появилась возможность продолжать развитие. В частности, одним из приоритетов является открытие на Мамаевом кургане выставочного зала, посвященного сражению на Мамаевом кургане – экспонатов для него в музее-панораме «Сталинградская битва» уже накопилось предостаточно. Другим направлением развития памятника-ансамбля «Мамаев курган» является обустройство и открытие для широкой публики малоизвестных мест на Мамаевом кургане, таких как родник жизни, доты.
В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес нашей страны, победив в финале конкурса «7 чудес России», организованном газетой «Известия», ВГТРК и радиостанцией «Маяк».
Мамаев курган Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы»
Предварительные списки
Мамаев курган Мемориальный комплекс «В…
Дата подачи: 09.10.2014
Критерии: (i)(iv)(vi)
Категория:
Культурный
Представлено:
Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО
Координаты: N48 44 32 E44 32 13
Код: 5936
Экспорт
Файл Word . doc
Отказ от ответственности
Предварительные списки государств-участников публикуются Центром всемирного наследия на своем веб-сайте и/или в рабочих документах в целях обеспечения прозрачности, доступа к информации и облегчения согласования Предварительных списков на региональном и тематическом уровнях.
Исключительная ответственность за содержание каждого Предварительного списка лежит на соответствующем государстве-участнике. Публикация Предварительных списков не означает выражения какого-либо мнения Комитета всемирного наследия, Центра всемирного наследия или Секретариата ЮНЕСКО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их границ.
Названия объектов перечислены на том языке, на котором они были представлены государством-участником
Описание
Мамаев курган Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» в г. Волгограде является символом героизма и патриотизма советского народа и данью памяти погибшим в великой битве на Волге. , самое значительное сухопутное сражение в истории человечества, ставшее поворотным моментом во Второй мировой войне.
Благодаря удобному расположению в самом центре города Мамаев курган занимал ключевое место в обороне Сталинграда, именно здесь в мае 19 мая началось строительство огромного мемориального комплекса.59, впервые представлен 15 октября 1967 года.
Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» представляет собой уникальное сооружение общей высотой 820 метров от подножия до вершины.
Лестничный пролет, пандусы и площади со скульптурными композициями ведут к вершине ансамбля, рассказывающего о Сталинградской битве, заканчивая Залом воинской славы, площадью Скорби и военным кладбищем павшим .
Ключевым элементом ансамбля является всемирно известная скульптура «Родина-мать зовет!», один из самых узнаваемых и художественных памятников войны.
Основные элементы и узлы мемориального комплекса:
Входная площадь с вводной композицией «Память поколений»
Композиция представляет собой огромный горельеф (17 м х 3 м х 0,75 м), состоящий из 11 фигур. Похоронная процессия направляется к Мамиеву кургану, чтобы почтить память погибших.
Аллея Ломбардских Тополей
«Борьба до победного конца!» Сквер с надписью «Борьба до упора!» Скульптура — скульптурное изображение воина, как бы сросшегося с землей из великой русской реки Волги, олицетворяющей героические защитники волжской силы
Символические Стены — руины Сталинграда
руины огромного здания, разрушенного длительными обстрелами, бесконечными бомбежками, прямыми попаданиями и огненными очередями
Площадь Героев, на стене которой раскинулось знамя с надписью: «Железным ветром, дующим прямо в лицо, они были еще шли вперед, и страх объял неприятеля: неужели это были люди, которые нападали? смертны ли они вообще?!» и шесть скульптурных групп, как бы отвечающих на этот вопрос: Все мы были простыми смертными». На первой из групп надпись: «Мы выстояли и победили смерть!» На второй посвящается медсестрам Третья группа посвящена военнослужащим морской пехоты Четвертая группа посвящена памяти полководцев Сталинградской битвы Пятая рассказывает историю спасения знамени Шестая группа представляет победу под Сталинградом и окончание великая битва
Монументальный рельеф, изображающий основные эпизоды великой битвы: наступление советских войск на Сталинград, блокаду фашистов и их разгром, победоносное движение русских войск на запад, самоотверженный труд тружеников фронтов. Большая грудная стена с монументальным рельефом
Зал воинской славы
Площадь Скорби с композицией «Материнская скорбь».
Другие камни являются символическими.
Первый из памятных камней, заложенных в честь Неизвестного солдата, с надписью на нем: «Имя твое неизвестно. Твой подвиг бессмертен. Вечная слава».
Ключевой памятник «Родина-мать зовет!»
Центральный элемент комплекса «Родина-мать зовет!» аллегорическая статуя Родины-матери. Это сердце всего мемориала.
Маленькая братская могила
Здесь покоятся павшие, защищая главную высоту России — Мамаев Курган.
Танковая башня на постаменте определяет место самых жестоких боев во время Сталинградской битвы.
Церковь во имя святых
Военно-мемориальное кладбище советских воинов, павших в Сталинградской битве между 1942 и 1943 г. (западный склон Мамаева кургана). Он состоит из Мемориальных стен с фамилиями 6480 воинов, павших в Сталинградской битве.
Индивидуальные перезахоронения — здесь устанавливаются надгробия с полными именами, датами рождения и смерти. Коллективные могилы — здесь перезахоронены неизвестные воины.
Обоснование выдающейся общечеловеческой ценности
Критерий (i): Мамаев курган Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» представляет собой уникальную композицию, гармоничное и стройное произведение искусства, символ Вторая мировая война из камня
Как отдельное произведение каждая скульптурная группа Ансамбля (автор Евгений Вучетич) тщательно спланирована, прочувствована и имеет выстроенную идейно-художественную концепцию, все вместе рассказывая яркую и захватывающую историю о славе народа-победителя .
Монументальный мемориал венчает колоссальная аллегорическая статуя «Родина-мать зовет!». Она яростно мчалась вперед во всей своей мощи и силе, карающий меч над головой готов повергнуть врага.
Дизайн Е.В. Вучетича и построенный Н.В. Никитиным «Родина-мать зовет!» является самой высокой статуей в Европе и одной из самых высоких в мире. Благодаря сбалансированным пропорциям и конструктивной технике статуи, Мамыев курган сам по себе кажется скульптурой, а парящая над городом статуя производит глубокое впечатление шедевром творческого гений советских архитекторов.
Критерий (iv): Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» — выдающийся образец монументального искусства, посвященный военным событиям и памяти павших в разрушительных войнах ХХ века.
Критерий (vi): Мамаев курган вписал яркую страницу в историю Сталинградской битвы, длившейся с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. Она разлилась на огромной площади около 100 тыс. кв. км, с участием более 2 млн человек на разных его этапах. Гигантское по своим масштабам и значительное по своему влиянию на дальнейший ход войны сражение стало своеобразным прологом Великой Победы. На берегах Волги фашистская Германия и ее сателлиты подверглись мощнейшему удару, которому они не смогли противостоять. Международное значение и итоги Сталинградской битвы определили послевоенный баланс военных и политических сил в мире.
Мамаев курган Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» является источником гордости и патриотизма для поколений россиян, посещающих это место, чтобы чтить память о жертвах, боровшихся за свободу и независимость своей страны.
Заявления о подлинности и/или целостности
Мемориал не претерпел существенных изменений с момента основания; проведена частичная реконструкция и реконструкция. Братская могила перестроена: первый памятник (обелиск) заменен скульптурой «Воительница». В 2005 г. открыт храм Всех Святых на Мамаевом кургане, а в 1995 открыта первая линия Военного мемориального кладбища (5042 кв. н.). Вышеупомянутые изменения не влияют на выдающуюся универсальную ценность объекта.
Сравнение с другими аналогичными объектами
Вопрос сравнения Мамаева кургана с другими объектами аналогичной тематики, исторического периода или символического значения может рассматриваться в разных аспектах.
Военные мемориалы, связанные с местами сражений (критерий iv)
В рамках этого понятия компонент 540-036 объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», известный как «Мемориал защиты города из 1941 — 1944 г. Следует упомянуть «Зеленый пояс славы Ленинграда», включенный в Список всемирного наследия. Это комплекс мемориальных сооружений, расположенных на рубежах обороны Ленинграда, увековечивающий силу и героизм воинов и жителей города.
Мемориальный комплекс состоит из ряда ансамблей, расположенных на территории Снт. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включая оборонительные сооружения и братские могилы. Активную роль играют элементы ландшафта и озеленения (мемориальные аллеи, парки и скверы).
«Зеленый пояс Славы Ленинграда», как и Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» является мемориалом защитникам Родины, однако представляет собой ряд типовых памятников, разнесенных на значительной территории , в отличие от волжского, являющегося единым целым
Памятники-символы, связанные со Второй мировой войной (критерий vi)
Достаточно много объектов, включенных в Список всемирного наследия по критерию vi, характеризующему выдающуюся духовную, символическую ценность артефакта мировому сообществу
Среди объектов, связанных с Хиросимским мемориалом мира во время Второй мировой войны (Genbaku Dome) в Японии, следует упомянуть. Это выставочный центр Торгово-промышленной палаты Хиросимы, единственное сооружение, уцелевшее в районе первой атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года.
Этот объект всемирного наследия демонстрирует достижение полувекового мира после разрушения вниз самая разрушительная сила, когда-либо созданная человечеством.
Как и Сталинградский мемориальный комплекс, Мемориал мира в Хиросиме является местом скорби и памяти, которое посещают миллионы людей, пришедших сюда, чтобы вспомнить трагедию и ее жертв.
Другим объектом, включенным в Список всемирного наследия по критерию vi, является Освенцим Биркенау, немецкий нацистский концлагерь и лагерь уничтожения, крупнейший в Третьем рейхе, где было замучено и убито 1,5 миллиона человек, это свидетельство геноцида нацисты. Этот сайт представляет собой не только свидетельство ужасного преступления нацизма против человечества, но и памятник силы человеческого характера, напоминающий грядущим поколениям о недопустимости отрицания человеческого достоинства и пропаганды расового превосходства.
Вместе с вышеперечисленными объектами Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» является памятником трагическим событиям военного времени, символизирующим, однако, Любовь к Родине и Победу в Великой Отечественной войне.
Статуи, представляющие собой шедевры человеческого творческого гения (критерий i)
Статуя Свободы в США, например, может служить хорошим примером скульптуры, включенной в Список всемирного наследия по критерию i. Эта выдающаяся работа скульптора Фредерика Огюста Бартольди и инженера Александра Гюстава Эйфеля считается шедевром искусства и инженерии, характеризующим совершенно новый подход к монументальной скульптуре. Сравнивая Статую Свободы (Свобода, Просвещающая Мир) с доминантой мемориала на Мамаевом кургане — «Родина-мать зовет!» — Стоит отметить, что для американцев Статуя является символом свободы — образования, мировоззрения, поведенческих мотивов и самовыражения. Именно поэтому Статуя стоит лицом, обращенным к прибывающим кораблям и с факелом в одной руке, освещающим путь, — для многих тысяч переселенцев она стала знаком освобождения от гнета и страданий, перенесенных ими в Старом Свете, символом освобождения и свободы.
Таким национальным символом для россиян является памятник на Мамаевом кургане. Огромная фигура женщины, символизирующая Родину, сильно поднимает против врага ее сыновей. Карающий меч находится над ее головой в небе. Женщина втягивается в драку. Ее лицо выглядит суровым и страстным, движения энергичны, выразительны и пластичны.
«Родина-мать зовет!» является подлинным патриотическим символом страны, выражением национальной идеи — любви к Родине, сплоченности и твердой воли к защите Родины, самопожертвования ради любви к Победе.
Мамаев курган Историко-мемориальный комплекс Героям Сталинградской битвы
Мамаев курган изначально был татарским курганом («курганом»), хотя историки считают маловероятным, что это место захоронения монголо-татарского военачальника Мамаева, хотя легенды и теории часто утверждают обратное. Во время Второй мировой войны холм был отмечен на картах как «Высота 102,0» и стал называться Главной высотой России. За него велись ожесточенные бои из-за того, что он занимал стратегическое положение и много раз переходил из рук в руки, его захват советскими войсками 2 февраля 19 г. 43 года окончательно завершилась Сталинградская битва. По окончании боя Мамаев курган был изрыт бомбами, а его земля перемешана с осколками и трупами. Точную цифру узнать невозможно, но по подсчетам там захоронено не менее 34 тысяч солдат. Сейчас здесь находится Мамаев курган историко-мемориальный комплекс Героям Сталинградской битвы и, безусловно, главная достопримечательность Волгограда и, наверное, даже одна из самых впечатляющих достопримечательностей России.
Главной достопримечательностью комплекса, несомненно, является статуя «Мать-Россия зовет» на вершине холма. Статуя изображает эмоциональную Мать-Россию, кричащую и шагающую вперед с гигантским мечом в руках. Впечатляющий монумент, конечно же, является центральной частью мемориального комплекса, но на пути через комплекс есть много других памятников, которые стоит посмотреть.
Памятник поколениям
За пределами комплекса находится первый монумент — памятник Памяти поколений — гигантский каменный рельеф, изображающий ряд скорбящих людей, несущих венки и знамена в память о павших. Рядом с ним находятся ступени шириной десять метров, 200 из которых представляют собой каждый день битвы. Эти ступени ведут к Аллее тополей. Отсюда вы можете насладиться прекрасным видом на Россию-матушку в окружении красивых тополей.
Стоящий перед статуей смерти
Далее в комплексе вы доберетесь до Стоящего на площади смерти, которая отмечена статуей стоящим перед смертью, на которой изображен идеальный советский солдат с обнаженной грудью, держащий автомат и собирается бросить гранату. Статуя символизировала тяжелейший период сражения и героизм советских воинов, столкнувшихся со свирепым врагом. Его высота составляет 16,5 метра, но он, конечно, затмевается Матушкой-Россией на заднем плане.
Памятник «Разрушенные стены»
От «Площади смерти» вы поднимаетесь по лестнице, окруженной памятником «Разрушенные стены». Гигантские стены высотой 46 метров разрушены, чтобы показать разрушения битвы. На них много рельефов, изображающих этапы сражения. Когда вы проходите между стенами на площадь Героев, из динамиков звучат зажигательные советские военные песни.
Площадь Героев
Площадь Героев отмечена бассейном, который представляет реку Волгу и воду как источник жизни в целом. Бассейн окружен шестью шестиметровыми статуями разных воинов и их подвигов. Снова эта часть комплекса предлагает удивительные виды на матушку-Россию, особенно когда она отражается в неподвижной воде бассейна.
На другой стороне площади Героев находится монументальный рельеф, на котором изображены празднование и ликование по поводу поражения нацистской Германии. Внутри стены находится капсула времени, которая будет открыта 9 мая 2045 года – 100 лет со дня окончания Второй мировой войны.
Зал Воинской Славы
От площади Героев через рельефный переход в Зал Воинской Славы до верхней части комплекса. Зал, как и ожидалось, эффектный, а его стены отмечены именами более 7000 воинов, павших в Сталинградской битве. В центре зала из земли протягивается гигантская рука, держащая горящий факел, который горит вечно. Памятник окружен венками и солдатами на страже. Солдаты, освобожденные от службы, медленно, гусиным шагом выходят из зала по дорожке вдоль края стен из зала.
Траурная площадь
Выйдя из зала, вы попадаете на Траурную площадь и сразу же встречаете огромную статую плачущей матери, оплакивающей своего умершего сына на руках. За статуей возвышается златоглавый собор Всех Святых, который был пристроен к комплексу в 2002 году.
Памятник-мать-Россия зовет
Наконец, вы достигаете основания одной из лучших статуй в мире, которая заслуживает того, чтобы быть культовой. и Статуя Свободы в Нью-Йорке или Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — все же не так хорошо известны за пределами бывшего Советского Союза. Но когда над тобой возвышается Россия-матушка, понимаешь, насколько невероятна и внушает благоговейный трепет статуя. Особенно эффектно выражение лица матушки-России — демонстрация настоящей ярости, когда она зовет своих подданных на войну, и безысходность положения, в котором находилась страна в то время.
Только сама статуя Матери-России имеет высоту 52 метра и весит более 8000 тонн, а с учетом 33-метрового меча общая высота статуи составляет 85 метров. Для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке имеет высоту 43 метра на 47-метровом постаменте, а статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро имеет высоту всего 30 метров. Добавьте к этому 102 метра самого холма, и вы получите действительно впечатляющий памятник, который является достойной данью уважения героям, которые пострадали и погибли в этой ужасной битве.
Статуя была открыта в 1967 году и является работой скульптора Евгения Вучетича и инженера-строителя Николая Никитина. Говорят, что скульптор был частично вдохновлен Крылатой Победой Самофракии, и между статуями, безусловно, есть некоторое сходство. При строительстве было использовано 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлоконструкций. Существует даже городской миф о том, что один из рабочих заблудился внутри статуи во время ее строительства, и его больше никогда не найдут.