Высокопетровский монастырь в москве официальный: Обитель Петрова

Высоко-Петровский монастырь в Москве — официальный сайт, адрес, расписание богослужений

Главная  /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Высоко-Петровский монастырь


Столичный Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь не так известен и посещаем, как, к примеру, Новодевичий или Покровский. Скрытый от мирских глаз за высокой кирпичной стеной, он находится неподалёку от Кремля — на Петровке. Монашеское служение здесь возобновилось всего несколько лет назад — в 2009 году. Между тем, с момента возникновения этого монастыря прошло уже семь столетий, а события, с ним связанные, могли бы стать основой книг и фильмов. Но обо всём по порядку.

Время появления Высоко-Петровского монастыря в Москве известно лишь приблизительно — скорее всего случилось это между 1315 и 1317 годами. У истоков образования обители стоял митрополит Киевский и всея Руси Пётр. Он повелел зодчим на крутом берегу Неглинки выстроить храм, названный затем во имя святых равноапостольных Петра и Павла.

Историки принимают за точку отсчёта и иную дату — 1326 год, когда митрополичью резиденцию было решено перенести в Москву (до этого она находилась во Владимире). Считается, что именно это обстоятельство послужило толчком к тому, что город постепенно начал превращаться в религиозную и государственную доминанту Руси.

По одному из других предположений, «заложил фундамент» святого места Иван Калита. Не обошлось без мистики. По легенде, великому князю перед тем, как скончался святитель Пётр, митрополит Киевский и всея Руси, было видение. Будто он охотился там, где теперь стоит монастырь, и узрел снежную гору, снег на которой в считанные секунды растаял, а затем растворилась и сама скала. Святитель Пётр истолковал это так, что он в том сне является снегом, а Калита — горой, и что час его недолог и упокоится он раньше Собирателя земель русских. После видения князь возвёл Петропавловский храм — с него и началась летопись монастыря.

По ещё одному допущению, обитель была основана после того, как за богоугодное дело взялся Дмитрий Донской, возвратившись с победой с Куликовской битвы.

Как бы ни случилось на самом деле, Высоко-Петровский монастырь — живой свидетель того, как малолюдная Москва росла, ширилась и, наконец, стала «третьим Римом». Все важные исторические вехи города неразрывно связаны и с судьбой обители. Как и Первопрестольная, монастырь претерпевал набеги, войны, пожары, и вместе с городом он каждый раз возрождался заново, становясь только краше.

На сегодняшний день Высоко-Петровский монастырь в Москве — это ансамбль из семи церквей XVII-XVIII веков, возведённых на деньги знатного рода Нарышкиных.

Расписание богослужений

Ежедневно начало Божественной литургии в 9:00, по воскресным дням — в 9:30. В 17:00 — начало вечернего богослужения. Ежедневно, кроме воскресных дней и двунадесятых праздников, в 7:00 — начало утреннего братского правила с молебном св. Петру Московскому перед его иконой с частицей святых мощей святителя (начало молебна в 8:00). По субботам служится водосвятный молебен.

Главная страница

Адрес

Москва, улица Петровка, 28/2

Как и большинство зданий Москвы XIV века, поначалу монастырские сооружения были из дерева, но регулярные атаки врагов и пожары поставили точку на легковоспламеняющемся зодчестве. В XVI веке под руководством мастера родом из Италии Алевиза Нового был воздвигнут собор, сделанный из камня и названный именем святителя Петра. Век спустя обитель «обросла» прочной оградой.

В 1671 году Высоко-Петровский монастырь благодаря присоединённому имению Нарышкиных получил дополнительную землю. Основные строительные работы развернулись на излёте XVII века, когда на царский престол взошёл Пётр I. При нём был достроен Боголюбский храм, сооружены церкви Трапезная Сергиевская и Покровская, звонница, кельи для монахов. За монастырём были закреплены также две богадельни за чертой обители.

В XVIII веке появились церковь Толгской иконы Богоматери, а затем преподобного Пахомия Великого.

В самом начале прошлого столетия богадельни заменил доходный дом, который после 1917 года был экспроприирован большевиками.

Собор святителя (митрополита) Петра

Это «краеугольный камень» обители. Датируется XVI веком, сооружён на месте самого древнего храма. Проектировал и руководил строительными работами Алевиз Новый (Фрязин).

Собор уникален ещё и тем, что он наглядно иллюстрирует, как возводились первые столпообразные храмы. В XVII веке архитектурно был «доведён» до нарышкинского барокко, благодаря чему собор Митрополита Петра стал более светлым и праздничным.

Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Возведён в XVII веке, заменил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенную столетием ранее. Вплоть до конца XVIII века в Боголюбском храме хоронили предков императора Петра Великого из знатного семейства Нарышкиных. Когда работа зодчих была завершена, Пётр I со своей державной родительницей Натальей Кирилловной отдали в дар монастырю икону Боголюбской Богоматери — список со старинного святого образа.

Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной

Сооружена на стыке XVII и XVIII столетий в центре ансамбля обители. Вместе с храмом зодчие соорудили Братский корпус, который благодаря надарочному переходу стал с церковью единым целым, правда, ненадолго — через несколько лет его разобрали. В храме был оборудован балкон для выходов монарших особ в дни особо почитаемых христианских праздников, а также крестных ходов.

Церковь Толгской иконы Божией матери

Возведена на пожертвования статс-дамы Н.А. Нарышкиной, разделяет звонницу и Братские кельи. Снаружи церкви, с западной её стороны, раньше размещался образ Толгской Богоматери.

Церковь Петра и Павла (храм преподобного Пахомия Великого)

Основанием барочной церкви XVIII века стали каменные ворота нарышкинского имения. Идеологом её строительства выступил в те годы настоятель московской обители, архимандрит Пахомий. Церковь была посвящена его небесному заступнику. Храм получил серьёзные повреждения во время войны с французами. Позднее переосвящён во имя апостолов Петра и Павла.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Воздвигнута в XVII веке над западными воротами в память об Афанасии и Иване Нарышкиных. Распоряжение об её строительстве дал сам Пётр I.

1812 год причинил обители огромный урон. В ней стояли лагерем наполеоновские кавалеристы, она была разграблена (реликвии и ризницу монахам удалось спасти, их вывезли в Ярославль), церкви осквернены. В Боголюбском храме на крюки, вбитые в иконостас, оккупанты вешали туши животных — в монастыре была оборудовала скотобойня. А непосредственно у стен обители они казнили горожан, «уличённых» в поджогах Москвы, которых затем закапывали рядом с колокольней.

Десятилетия понадобились Высоко-Петровскому монастырю, чтобы оправиться и превратиться в духовный и просветительский ориентир в мирной жизни города. И о просвещении мы упомянули не просто так. Так уж получилось, что настоятели обители той поры имели отношение к образованию. Помимо этого, в 20-е годы XIX столетия туда из Заиконоспасского монастыря перевели церковное училище. А ещё в обители хранились книги и документы библиотеки Московской епархии, позднее в читальне регулярно собирались «любители духовного просвещения».

На следующий год после Октябрьской революции у монастыря отобрали всё, что только можно было, однако некоторое время в обители продолжала теплиться свеча духовной жизни — там действовала тайная духовная академия.

Советское время обошлось с монастырём довольно жестко. В Боголюбском храме чинили сельхозтехнику, в соборе Митрополита Петра организовали цех по отливу металлических изделий. В церкви Сергия Радонежского было книгохранилище, а после зал для занятий спортом. Остальные же храмы и сооружения обители коммунисты переоборудовали под коммуналки.

Из-за такой «хозяйственной» нагрузки во второй половине XX века церкви Высоко-Петровского монастыря могли быть безвозвратно утрачены, но, к счастью, в 50-х годах началась реставрация, а затем обитель защитил статус памятника архитектуры. С начала 90-х годов в храмы на литургии начали приходить верующие, но монашеская жизнь здесь возобновилась полностью только двадцать лет спустя.

Самая важная реликвия Высоко-Петровского монастыря — икона и мощи святителя Петра, также здесь хранятся частицы мощей Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского, всех преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Из новообретённых святынь находится крест с частицей Креста Господня.

Высоко-Петровский монастырь на карте Москвы

Смотрите также:

  • Схема Высоко-Петровского монастыря

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

Главная / Русская Церковь / Ставропигиальные монастыри

Версия для печати

Описание:

Современное положение

В 1950-х гг. в монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова. Первым настоятелем храмов б. Высоко-Петровского монастыря обители стал архимандрит Иоанн (Экономцев).

В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 101) в обители была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

С 26 июля 2012 г. по 12 марта 2013 г. наместником обители был игумен Исидор (Тупикин), с 12 марта 2013 г. по 29 декабря 2021 г. — игумен Петр (Еремеев).

6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.

Решением Священного Синода от 29 декабря 2021 г. (журнал № 101) наместником обители назначен игумен Евфимий (Моисеев).

Историческая справка

Храмы

  • собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной;
  • надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • церковь святых апостолов Петра и Павла;
  • церковь Казанской иконы Божией Матери.

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская. Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

Страна:
Россия
Город:
Москва
Адрес:
127051, г. Москва, ул. Петровка, д. 28/2
Телефон:
+7 (495) 623-75-80 (храм прп. Сергия Радонежского), 624-34-81 (церковная лавка)
Web-сайт:
http://vpmon. ru

E-mail:
[email protected]
Наместник:
Евфимий, епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Дмитрий Александрович)

Высокопетровский монастырь, Москва | cityseeker

Хотя мы делаем все возможное, чтобы обеспечить точность наших списков, некоторые места могут быть временно закрыты без предварительного уведомления. Пожалуйста, подтвердите статус на веб-сайте места проведения, прежде чем строить какие-либо планы.

by Ghirlandajo

«Монастырская архитектура русского барокко»

Прекрасный пример архитектуры барокко в Москве, этот монастырь был построен в конце XVII века родом Нарышкиных, родственниками Петра Великого. Церковь Боголюбской Богородицы была заложена в память о стрелецком бунте, во время которого были убиты несколько родственников Петра. Церковь преподобного Сергия построена в 169 г.0 в знак того, что Петр расправляется со своей соперницей Софией. Монастырь был закрыт после 1917 года. Богослужения возобновились в Свято-Сергиевском храме в 1992 году, и он сохраняет официальный статус резиденции Патриарха (главы православной церкви).

Петровка Улица 28/2, Москва, Российская Федерация, 127

+7 495 623 7580

«Монастырская архитектура русского барокко»

Отличный пример барочной архитектуры в Москве, этот монастырь был построен в конце XVII века родом Нарышкиных, родственниками Петра Великого. Церковь Боголюбской Богородицы была заложена в память о стрелецком бунте, во время которого были убиты несколько родственников Петра. Церковь преподобного Сергия построена в 169 г.0 в знак того, что Петр расправляется со своей соперницей Софией. Монастырь был закрыт после 1917 года. Богослужения возобновились в Свято-Сергиевском храме в 1992 году, и он сохраняет официальный статус резиденции Патриарха (главы православной церкви).

Добавить в коллекцию

Адрес электронной почты

Регистрация

Выписка

Гости и номер

Поиск

Номер

Взрослый

90 YOUR THANK 90 YOUR

3 Дети 90 БРОНИРОВАНИЕ!

Вы будете уведомлены по электронной почте.

Имя гостя

Номер бронирования

Регистрация

Регистрация отъезда

Гость и номер

Налоги и сборы

Общая стоимость

Продолжайте просматривать Что рядом

3 9?

Высокопетровский монастырь


Подробнее

0,10 1439 288 0 285836 Высокопетровский монастырь

Похожие места

Близлежащие отели

Рестораны и бары поблизостиhttp://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 Российская Федерация


Транзит


Начало:

Конец:

Поделись ссылкой:

Пригласи друзей

2 к внести:


Имя гостя :


Идентификатор бронирования :


Заезд :


Выезд :


Гость и номер :

0 Электронная почта 062

Сумма:


Статус:


Имя:


Частный?

Нет Да 0


Категория:

Какой тип местоположения вы собираете?

Размещение

Рестораны и кафе

Ночная жизнь

Аттракционы

Покупки


Ключевые слова:


Описание: 30

2 151

Высоко-Петровский монастырь описание и фото — Россия — Москва: Москва

Высоко-Петровский монастырь описание и фото — Россия — Москва: Москва. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Православный мужской монастырь на улице Петровка в Москве основан митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси святителем Петром. Монастырь имеет статус ставропигиального с середины 18 века. Это означает, что Высоко-Петровский монастырь находится в непосредственном подчинении Патриарха Московского и всея Руси. Сохранившийся до наших дней архитектурный ансамбль монастыря формировался в основном в период с 17 по 18 века.

История основания Высоко-Петровского монастыря

Самые ранние документальные упоминания о монастыре содержатся в Рогожском летописце. Летопись, составленная в XV веке, была найдена в архивах старообрядческого Рогожского кладбища в Москве.

У историков нет единого мнения о том, кто и когда основал монастырь. Первая версия гласит, что Святой Петр начал строительство монастыря в 1315 году. Тогда митрополит стал особенно близок к Иван Калита . Возможно, монастырь был основан несколько позже — в 1326 году, когда митрополичья кафедра была перенесена в Москву из Владимира и митрополит Киевский, Московский и всея Руси Петр переехал в нынешнюю российскую столицу. Сначала святитель построил на берегу Неглинки храм и освятил его в честь апостолов Петра и Павла. Освящение оставалось неизменным до начала XVI века, когда храм был переосвящен в честь самого митрополита Петра.

Сторонники альтернативной версии считают, что монастырь появился в Москве благодаря самому Ивану Калите . Легенда гласит, что великому князю было видение. Во время охоты он увидел гору, покрытую снегом. Гора вскоре исчезла таким же чудесным образом, как и появилась, а снег на ней предварительно растаял. Услышав о видении, митрополит Петр истолковал его как приближение своей кончины. В память о своем духовнике Иван Калита построил Петропавловскую церковь, вокруг которой образовался монастырь, называвшийся в то время Петропавловским.

В 1514 году итальянский зодчий Новый Алевиз строит первую каменную церковь в Высоко-Петровской обители. По его проекту над могилами нарышкиных бояр , убитых стрельцами во время бунта, возводится деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы . Именно тогда монастырь стал называться Высоко-Петровским.

Период, начавшийся в конце XVII века, стал периодом расцвета монастыря. Площадь монастыря увеличивается почти вдвое: ему переходят земли имения Нарышкиных, а сами бояре жертвуют огромные средства на развитие монастыря и строительство его сооружений. В 917 века, Боголюбская церковь построена на месте утраченной Покровской церкви, Сергиевская церковь по образу и подобию одноименной Лавры в Троице-Сергиевой Лавре, надвратная церковь с двумя двухъярусная колокольня и различные жилые и хозяйственные объекты.

От Наполеона до революции

Серьезный ущерб монастырю нанесла Отечественная война 1812 года. Как и многим храмам и монастырям Москвы и России, Высоко-Петровскому было 9 лет.0169 разоренный наполеоновскими солдатами , стоявший у монастыря на страже. Храмы и надгробия захороненных в монастыре бояр Нарышкиных были осквернены, иконостас служил местом для крепления крючков, на которые подвешивалось мясо, а французы, обвиненные в поджогах, были расстреляны прямо у стен монастыря и погребены у колокольня.

После победы над Наполеоном Москва была восстановлена ​​войсками, и Высоко-Петровский монастырь постепенно стал играть важную роль в укреплении русской духовности. В 1822 году 9Сюда была переведена 0169 духовная школа , а во второй половине XIX века в монастыре разместилась Московская епархиальная библиотека . В то же время в монастыре проходили собрания Общества любителей духовного просвещения.

Формально Высоко-Петровский монастырь был закрыт в 1918 году, сразу после прихода к власти большевиков. Жилые дома были переведены в жилой фонд, но храмы еще некоторое время продолжали действовать. А 9В монастыре возникла подпольная монашеская община 0169 , которой удалось просуществовать до 1929 года. Именно тогда закрыли последний монастырский храм. Новая власть разрушила надгробия Нарышкиных некрополей. В храме Боголюбской иконы Божией Матери открыта ремонтная мастерская . В других церквях и соборах разместили спортзал, библиотеку и даже литейный цех, а в кельях и настоятельском доме оборудовали коммунальных квартир .

В 50-х годах ХХ века монастырь предполагалось вообще снести, чтобы расширить дорогу, но Министерству культуры удалось присвоить ему статус памятника архитектуры и спасти.

В 1 994 архитектурный ансамбль и территория Высоко-Петровского монастыря в Москве были переданы Русской Православной Церкви. Решение о возрождении монашеской жизни было принято Священным Синодом в 2009 г. Масштабная реставрация архитектурных объектов обители была завершена в 2018 г.

Что посмотреть в монастыре

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровской обители формировался с 16 века. На территории монастыря можно увидеть несколько архитектурных памятников, включенных в списки культурного наследия народов России.

— Главный храм монастыря носит имя Святителя Петра Митрополита Московского . Он является моделью церкви, в основании которой не квадрат и не прямоугольник, а сочетание полукругов. В плане храм выглядит как цветок с восемью лепестками. Восьмигранную башню собора венчает единый шлемовидный купол. Храм был построен из камня в начале 16 века, а спустя полтора века был перестроен боярами Нарышкиными. По их заказу собор получил элементы московского барокко — окна стали шире, их проемы украсили резными наличниками, порталы приобрели нарядный вид, а над шестиярусным иконостасом работали лучшие мастера Оружейной палаты. К сожалению, в советское время собор не использовался по прямому назначению и его иконостас был утерян.

— В конце XVII века в Высоко-Петровском монастыре находился храм Боголюбской иконы Божией Матери , построенный на месте храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Царь Петр и царица Наталья Кирилловна подарили храму список чудотворного образа Боголюбской иконы Божией Матери, хранившийся в монастыре села Боголюбово под Суздалем. Боголюбский собор Высоко-Петровского монастыря построен в традиционном для XVII века стиле. Его фасады украшены килевидными кокошниками, пропорции окон кажутся слегка вытянутыми, а поддерживающие головы барабаны украшены аркатурно-столбчатым поясом. В иконостасе, созданном в 1687 году Климом Михайловым, находились иконы, написанные лучшими мастерами XVII века. Все они были сожжены после революции. Затем крест и купол были разрушены. Внутри церкви сохранились лишь фрагменты лепнины и росписей 18 века.

— Строительство трапезной церкви прп. Сергия Радонежского завершено в 1702 году. Для ее создания зодчие выбрали стиль нарышкинского барокко. Храм делит территорию монастыря надвое и примыкает к трапезной монастыря. Внешний декор храма выполнен из белого камня, из которого вырезаны наличники, обрамление въездных ворот и раковины в декоративных кокошниках.

— Малая одноглавая Церковь Толгской иконы Божией Матери построен в Высоко-Петровском монастыре в середине 18 века. Средства на строительство храма пожертвовала статс-дама и родственница царя Петра I Н.А. Нарышкина. Храм освящен в честь Толгской иконы Божией Матери, список которой составил Иван Андреев в 1740 году. Внимания заслуживает иконостас храма, выполненный из керамики.

— В 1905 году в южном пролете ворот монастыря устроена малая часовня, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери . Образ был утерян после революции, как и многие другие, а часовня была разрушена. В 2001 году ее отреставрировали, и сегодня в часовне исполняют акафисты.

— Красивейшее строение монастыря, надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы возведена в конце XVII века над западными воротами. Архитектурной доминантой монастыря часто называют колокольню Покровской надвратной церкви, которая состоит из двух восьмигранников с многочисленными арками и богато украшена филенками, пилястрами и лепниной. Колокольня увенчана главой в виде позолоченной луковицы.

С момента своего основания Высоко-Петровский монастырь собрал множество святынь, а его ризница считалась одной из самых богатых среди себе подобных в монастырях Москвы и других городов. Паломники, пришедшие в монастырь, могли помолиться у серебряных крестов с частицами Креста Господня, приложиться к мощам великомучеников Пантелеимона и Феодора Стратилата, побыть возле чудотворных икон, скопированных с образов Боголюбской, Толгской и Владимирской Матери. Бога. После революции новая власть не просто закрыла монастырские храмы. Святыни были разрушены или разграблены, а многие монахи и прихожане монастыря были замучены в застенках НКВД.

Сегодня в монастыре появились новые святыни, к которым приходят тысячи паломников. Наиболее значительными верующие считают частицы мощей преподобного Серафима Саровского, осколок камня, на котором святой совершал молитвы тысячу дней и ночей, и тряпку от его мантии. Часть мощей преподобного Сергия Радонежского также хранится в Высоко-Петровском монастыре. На самой почитаемой иконе монастыря изображен святой Петр Киевский, Московский и всея Руси, который был первым митрополитом Московским. Икона роста святого Петра содержит частицу его мощей и почитается как чудотворная.