Содержание
Храм Вознесения Господня г. Ярославля (Вознесенско
Об обстоятельствах возникновения прихода повествует «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» XVII века.
В нём рассказывается, что при Иване Грозном город богател на северной торговле с англичанами и голландцами, которые «живяше зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари». Иностранцы обратились к ростовскому архиепископу с челобитной о разрешении построить в Земляном городе кирху. Тот разрешил строительство иноверческой церкви при условии её размещения за пределами города, в Кондаковой слободе, по дороге на Углич. Планы «у дворов его построити иноверную божницу» вызвали возмущение богатого грека Василия Кондаки, который с благословения владыки Евфимия спешно соорудил здесь деревянную церковь во имя Вознесения Господня (1584). Позднее рядом с ней была выстроена отдельно стоящая Сретенская церковь.
Тёплая Сретенская церковь была сооружена в камне по грамоте Ионы Сысоевича от 5 сентября 1689 г. и освящена 11 декабря 1691 г. От неё сохранилась только трапезная часть. В XVIII веке крупным жертвователем на нужды храма выступал фабрикант Гурьев. Его шёлковая мануфактура стояла на месте Вознесенских казарм, а рабочие относились к Вознесенскому приходу.
В 1745 г. у западного входа Вознесенского храма Гурьев выстроил ярусную колокольню с набором из пяти колоколов. Благодаря стараниям Гурьева основная часть зимнего храма при Екатерине II была «новым фасадом построена», получив оформление в стиле позднего барокко. Иконостас был позолочен и внутренность храма окончательно обустроена после смерти благотворителя тщанием его дочери. В 1825 г. живопись в церкви поновлял В. В. Сарафанников.
В дни Ярославского восстания (1918) храмы прихода сильно пострадали: главы и стены были пробиты снарядами, а колокола «в несколько сот пудов» рухнули с колокольни. Церковная община профинансировала реставрацию храмов.
Приход был закрыт 19 апреля 1929 г., причём колокольня была сразу же разобрана. Также были утрачены маковицы глав холодного храма и барабан с грушевидной главой тёплого храма. Все 1990-е годы обезображенные храмы занимал трамвайный парк: в обезглавленной Вознесенской церкви складировались материалы, в зимней помещались библиотека и клуб трамвайного парка.
В связи с приватизацией земельного участка и планами строительства на нем крупного торгового центра ближе к тысячелетию города (2010) храмы прихода были переданы в ведение РПЦ, после чего началось их восстановление. В трапезной сохранились фрески XVIII века и редкое для Ярославля декоративное убранство той эпохи. По состоянию на май 2010 года Вознесенский храм стал единственным из уцелевших в центре города, где в рамках подготовки к тысячелетию были всё-таки восстановлены купола.
После того, как были открыты заложенные в незапамятные времена проёмы гульбища, Вознесенская церковь первой из приходских храмов города вернула себе открытые галереи. Оба притвора восстанавливаются в условных формах XVII века, без венчавших их в XIX веке колоколообразных шатров. Южный пёстро раскрашен; над входом — фреска современного письма.
Источник: http://sretensko-vozn.cerkov.ru/
Ростов Озеро Неро
Озеро Неро является одной из природных достопримечательностей Ярославии. На его берегах располагается Ростов Великий. У Ростовского озера почтенный возраст, насчитывающий более 500 тысяч лет.
Гостиница «Царьград», кон. XVIII в., 2-я треть XIX в., 1901 г..
Автором проекта существующего здания гостиницы «Царьград– являлся возглавлявший Губернскую строительную комиссию – И.И. Окерблом, карьера которого началась в мастерской академика Штакеншнейдера и продолжилась в Ярославле на должности городского архитектора и частной практикой. Гостиница «Царьград» стала последней заказной работой градостроительного значения в творчестве Окерблома, оставившего заметный след в местной архитектуре периода эклектики.
Бывшая Гимназия Антиповой (ЯГМА)
Было построено первое в Ярославле школьное здание, в котором обычная коридорная система была заменена системой двух больших рекреационных залов, в которые выходили двери классных комнат. Кроме того, в гимназии был впервые в городе применен способ биологической ассенизации. Особый упор в преподавании делался на предметах, развивающих вкус и формирующих хорошие манеры. К 1913 году в гимназии обучалось более 350 учениц.
После революции в этом здании сначала был лазарет, потом советская школа № 7. Сейчас здание принадлежит Медакадемии.
Парк «Текстильщик»
На берегу реки Которосли в живописном месте города Гаврилов-Ям располагается старинный парк «Текстильщик». Ему уже почти 150 лет.
Хмель и Гриль
Одно из заведений, которое владельцы называют «пивной достопримечательностью Ярославля».
Аллея Героев
Одиннадцать Героев Советского Союза вырастила Пошехонская земля, имя каждого из них увековечено на городской Аллее Героев, которая находится вблизи Троицкого собора и площади Свободы. Будто бы выстроившись друг за другом, смотрят солдаты с мемориала на земляков.
Дом образец раннего классицизма, кон. XVIII в.
Перед Вами характерный образец провинциального жилого здания конца 18 века, выстроенного в стиле раннего классицизма. В 18 веке в Ярославле наблюдается два типа обработки фасадов двухэтажных домов. Для первого типа характерно как у данного здания, заполнение всех междуоконных промежутков пилястрами.
Агротуристический комплекс «Эль Ранчо»
Локация для незабываемых фотографий! Весной, летом и осенью можно отправиться на верховую прогулку в лес к кормушке для кабанов, исследовать по течению реку Нерль, побродить по нашим полям, лугам и пастбищам, наблюдая за пасущимися коровами и овцами.
Полеты на самолетах и дельталетах
Федерация воздухоплавания Ярославской области предлагает зимние полеты на тепловых аэростатах. Ведь они имеют особенное очарование, и их эмоциональность не уступает летним путешествиям. Вы сможете любоваться открывшимися вашему взору заснеженными пейзажами и белоснежной чистотой, которые во все времена были источником вдохновения для художников и фотографов.
Замок Понизовкина
С этим удивительным местом связано немало историй и домыслов. В начале XX века купец Никита Понизовкин, семье которого принадлежало несколько местных заводов, решил жениться на девушке с экзотическим именем Роза Бурсиан и построить для любимой необычный дом. Так к 1914 году в ярославской глуши на берегу Волги появился готический замок с башнями, зубцами, балконами, и прочим великолепием. Говорили, что каждая комната этого роскошного особняка была украшена разными тканями: бархатом, атласом, шелком. Вестибюль был оформлен по моде того времени в египетском стиле. Народ говорил также про клады и про лестницы из драгоценного металла, но, возможно, преувеличивал – замок всегда окружало множество слухов. Жаль только, что Роза Бурсиан так и не успела пожить в своем великолепном доме. Когда он был достроен, супруги развелись по самой прозаической причине: измена пылкого мужа.
Санаторий им. Воровского
Это одна из старейших здравниц средней полосы России, расположенная на базе целебных минеральных вод в тихом лесном уголке.
Дом-контора подрядчиков-строителей Смирновых
В конце XIX века в городе разворачивают свою деятельность артели местного подрядчика Павла Ефремовича Смирнова. Немало построили смирновские плотники и жилых домов, и зданий общественного назначения, сохранившихся до наших дней. Свой собственный дом П. Е. Смирнов украсил более изысканно, показав тем самым свои возможности как строителя и художника-декоратора.
Яхт-клуб «Коприно»
В яхт-клубе «Коприно» может пришвартоваться на собственной яхте, катере и лодке любой желающий.
Переславский железнодорожный музей
Здесь можно увидеть старинные паровозы и самостоятельно покататься на дрезине по настоящей узкоколейке, часть которой сохранилась от действующей когда-то железнодорожной ветки. Ведет эта узкоколейка от музея до Блудова болота, знаменитого по рассказу Пришвина «Кладовая солнца». А в самом музее собраны локомотивы, вагоны, дрезины и даже автомобили, умеющие ездить по рельсам. Многие из них отреставрированы до полностью рабочего состояния.
Горицкий Успенский монастырь (Переславль)
Несмотря на свое название, Горицкий Успенский монастырь уже почти три столетия таковым не является — он был упразднен в XVIII веке. Благодаря тому что многие постройки XVII–XIX веков сохранились до наших времен, это один из самых посещаемых музеев в Переславле-Залесском.
Проездные врата в восточной стене, через которые в монастырь попадает большинство посетителей, считаются образцом русского зодчества XVII века. Насыщенный декор выделяет их на фоне белых гладких стен монастыря: низкие круглые столбы поддерживают стену, украшенную архитектурными деталями и объемными изображениями скачущих коней. Надвратную церковь в честь Николая Чудотворца надстроили к вратам чуть позже, поэтому в ее убранстве уже прослеживается влияние популярного на тот момент московского барокко.
Вознесенско-Сретенский приход в Ярославле
Церковь Вознесения Господня — характерный для ярославской школы приходской четырехстолпный пятиглавый храм с закрытыми галереями. В ансамбль прихода входит также тёплая Сретенская церковь.
Церковь Вознесения Господня — характерный для ярославской школы приходской четырехстолпный пятиглавый храм с закрытыми галереями, возведённый по инициативе и на средства прихожан в 1677-82 гг. Стоит чуть восточнее Вознесенских казарм, на главной улице Ярославля — бывшей Власьевской, ныне Свободы, в нескольких шагах от площади Труда. В ансамбль прихода входит также тёплая Сретенская церковь (1689-91, перестроена в конце XVIII века) — уникальный для Ярославля памятник культового зодчества в стиле елизаветинского барокко.
В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царствования Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари».
Немецкие торговцы, заручившись помощью богатого ярославского купца Луки Дурандина, обратились к ростовскому архиепископу Давиду с челобитной о разрешении построить в Земляном городе церковь «по их вере и обычаю». Архиерей распорядился «кирху, сиречь церковь, поставити в Ярославле, но не в Земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, иже нисходит к реце к Которосли; место бо сие удобно, яко путь ко граду Угличу». В этой слободе проживал православный грек, торговец Василий Кондаки, который впал в скорбь, узнав о намерении «у дворов его построити иноверную божницу». И он решил поставить на этом месте деревянную православную церковь в честь праздника Вознесения Господня. Получив благословение ростовского владыки Евфимия, Василий «изготови вся потребная к строению, и, отмерив под церковь и под погост довольно земли и наняв делатели многи, заложи сию древяну Вознесения Господня церковь в лето 7092 (1584), и на другое лето ту соверши, и чудно яко невесту украси, и образы и сосуды сребряными и ризами и книгами божественными и обиходными, во славу Христа Бога нашего, яко подобаше церкви Божьей быти, снабди, и в том же лете освяти».
Позднее рядом с холодной была сооружена теплая церковь Сретения Господня. Деревянные храмы прихода не раз выгорали. В церковных документах, хранившихся в Вознесенской церкви, имелась следующая запись: «в Ярославле Поволгском, в Вознесенском приходе, в Кондаковской улице, в 1667 году, в августе 26-м числе, погорели две церкви Божия деревянные: первая настоящая, Вознесения Господня, которая и освящена в 1659 году, – вторая, теплая, Сретения Господня».
В конце августа 1667 года вознесенский священник Петр со своими прихожанами просил ростовского митрополита Иону дозволить им построить вместо погоревших сначала деревянную Сретенскую церковь. Благословенная митрополичья грамота дана была уже 3 сентября 1668 года (напомним, что Новый год в допетровскую эпоху начинался 1 сентября). Этот же священник обратился 16 декабря 1677 года к владыке с прошением о разрешении поставить каменную Вознесенскую церковь. Через пять лет строительство завершили, и новый храм был освящен в мае 1682 года.
В 1706 году по челобитной священника Иоанна и благословению митрополита Димитрия Ростовского в алтарной части летнего храма был освящен придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Второй придел, «для совершения в зимнее время ранних литургий», был устроен на средства купчихи А. Ф. Красильниковой в 1810 году на галерее церкви, его освятили во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость.
В 1736 году холодный храм был расписан местной артелью во главе с Алексеем Сопляковым. Как сообщала храмозданная надпись, работы выполнены при священнике Федоре Осипове иждивением прихожан Андрея Максимова Затрапезнова и Ивана Федорова Гурьева.
Каменная одноглавая теплая церковь во имя Сретения Господня была сооружена по благословенной грамоте митрополита Ионы от 5 сентября 1689 года, храм освятили 11 декабря 1691 года. Теплая церковь простояла около ста лет и в 1785 году, кроме ее трапезной части, была разобрана и «новым фасадом построена». Жертвователем строительства являлся фабрикант Григорий Федоров Гурьев, его шелковая мануфактура находилась в Вознесенском приходе, на месте казарм Ярославского внутреннего гарнизона (на углу современных улиц Свободы и Победы).
В XVIII веке ежегодно 22 мая, накануне приходского храмового праздника, совершался крестный ход из Успенского собора в Вознесенский храм с чудотворными иконами – Спаса Нерукотворного, Богоматери Толгской и Смоленской.
В восстание 1918 года Вознесенская церковь значительно пострадала: главы и стены были пробиты в нескольких местах, от сотрясений почвы, вызванных взрывами, с колокольни упали колокола «в несколько сот пудов», угол западного крыльца оторвало. Ремонт храма производился сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской за счет церковной общины.
Храмы прихода были закрыты 19 апреля 1929 года, тогда же разобрали колокольню. В церковных зданиях, облик которых значительно изменен, до недавнего времени здесь размещался: в летний период – склад, в зимний – клуб и библиотека трамвайного парка.
Все 1990-е годы обезображенные храмы занимал трамвайный парк: в обезглавленной Вознесенской церкви складировались материалы, в зимней помещались библиотека и клуб трамвайного парка.
В связи с приватизацией земельного участка и планами строительства на нем крупного торгового центра ближе к тысячелетию города (2010) храмы прихода были переданы в ведение РПЦ, после чего началось их восстановление. В трапезной сохранились фрески XVIII века и редкое для Ярославля декоративное убранство той эпохи. По состоянию на май 2010 года Вознесенский храм стал единственным из уцелевших в центре города, где в рамках подготовки к тысячелетию были всё-таки восстановлены купола.
После того, как были открыты заложенные в незапамятные времена проёмы гульбища, Вознесенская церковь первой из приходских храмов города вернула себе открытые галереи. Оба притвора восстанавливаются в условных формах XVII века, без венчавших их в XIX веке колоколообразных шатров. Южный пёстро раскрашен; над входом — фреска современного письма.
По материалам azbyka.ru
Протоиерей Петр Перекрестов: Вы родились и выросли в русской диаспоре. Расскажите о людях, оказавших на вас влияние в молодые годы и воспитавших в вас любовь к Церкви и исторической родине. – Я родился в Монреале, Канада. Отец моего отца был офицером Белой Армии, родился в Югославии (убит красными в 1945), а мать была эвакуирована немцами из Советского Союза, когда ей было 13 лет — ее отец был рядовым в Красной Армии и бесследно исчез. Русский язык был единственным языком в нашем доме, и когда я пошел в школу, я не говорил ни слова по-английски. У нас часто бывали русские гости, в том числе, по возможности, и выходцы из Советской России, что в те времена было редкостью. Я помню 1967 год, когда в Монреале проходила Международная выставка, а у Советского Союза был огромный павильон и сопровождающая делегация. Летом мы каждую неделю посещали выставку, посещали концерты, и к нам постоянно приезжали гости из России. По субботам мы с братом посещали Пушкинскую русскую школу, а по воскресеньям служили прислужниками в Никольском соборе; на самом деле мы приходили рано, чтобы принять участие в приветствии епископа; это было далеко — нам пришлось ехать на метро и на двух автобусах. Настоятелем прихода был архиепископ Виталий (Устинов), духовенство состояло из монашествующих, у нас в соборе не было «белого духовенства». Мы привыкли, что в алтаре тишина, без праздной болтовни — очень благочестивая атмосфера. Несмотря на то, что мы выросли в Канаде, у нас был своего рода микрокосмос России: церковная жизнь, русская школа, наши друзья были исключительно русскими, мы ходили на концерты русской музыки (когда музыканты гастролировали), участвовали в Русско-школьные спектакли. Мы не считали себя русскими-канадцами или канадцами русского происхождения — мы были русскими, с соответствующим мировоззрением. Вы сказали, что в вашем храме служили монахи. Вероятно, это сказалось и на вашем духовном воспитании, и на том, что вы решились на священническую карьеру. – Ну, если честно, я еще ползаю, духовно говоря, даже еще не на четвереньках, хотя у меня было немало поразительных примеров, как вести духовную жизнь. Я действительно вырос в приходе под руководством монашествующих, но я действительно не имел представления об образе жизни в монастыре, когда рос. Впервые я посетил монастырь в 1972 году, когда мне было 16 лет. Наш добрый архимандрит Феодор (Голицын) любил молодежь, имел микроавтобус и всегда устраивал нам поездки — в Спасо-Преображенский скит в Мэнсонвилле, в зоопарк, в город Родон, где была часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Бога. Однажды отец Феодор пригласил меня в молодежную поездку в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Для меня это была судьбоносная поездка в плане выбора своего жизненного пути. Я помню каждое мгновение: как мы подъезжали к монастырю туманным вечером, как монахи и семинаристы выходили из храма и шли в трапезную, как пели молитву перед обедом. Я помню пение на клиросе, великолепие монастырского храма, благопристойность богослужений и гостеприимные и радостные лица, которые я там видел. Я был поражен всем этим. Во время обеда один простой монах, отец Прокопий, спросил, как меня зовут, и сказал: «Приезжай к нам этим летом». Я принял эти слова близко к сердцу. Вернувшись в Монреаль, я перестал смотреть телевизор, не пропустил ни одного всенощного богослужения, даже когда общественный транспорт остановили из-за снега. Я постоянно слушал записи монастырских служб. Мама испугалась, что я стану монахом! Лето 1972 года я провел в монастыре и после второго курса университета решил, что свяжу свою жизнь с монастырем и семинарией. Конечно, я еще не принял сознательного решения стать священником. В 19В 74 года я поступил в Свято-Троицкую семинарию. Мое духовное и церковное образование, несомненно, было связано с монастырем. В те времена была замечательна братия Свято-Троицкого монастыря — это люди, которые многое пережили в своей жизни, они пережили революцию, советский террор, Великую Отечественную войну, концлагеря, голод, нищету жизни как беженец. Было много простых монахов из крестьян. Но были и люди культурные, большого ума, например, архиепископ Аверкий (Таушев), архимандрит Константин (Зайцев) и архимандрит Киприан (Пыжов). Последний был моим духовным отцом, и мое послушание должно было служить у него водителем. Он пытался привить мне вкус к иконописи, церковному убранству, чувство прекрасного и гармонии, а также исправил многие грамматические ошибки в русском языке, которые мы, семинаристы, делали. Также раз в неделю я возил преподавателя догматического богословия семинарии протопресвитера Михаила Помазанского в дом престарелых, где жила его больная матушка. Его мудрые и ободряющие слова на богословские темы во время этих поездок были незабываемы. В течение четырех лет я ни разу не был свидетелем ссор или резких слов в семинарии или монастыре среди братии, никогда не слышал оскорблений или жалоб, ни в монастыре, ни в семинарии. В те годы людям не нужно было указывать, что делать, им не нужен был контроль. Они исполняли свои монашеские обязанности, следовали примеру своего настоятеля архиепископа Лавра (будущего Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей). Помимо духа любви и веры, царившего в монастыре, я должен упомянуть и о духе свободы и доверия в семинарии. Конечно, в жизни Церкви можно заставить людей соблюдать административную дисциплину из страха, но это будет не столько семья Христова, сколько фабрика какая-то. В настоящей церковной семье должны быть доверие и любовь, а любовь всегда свободна и никогда не бывает по принуждению. Годы в монастыре запомню на всю жизнь. Когда собираются выпускники Свято-Троицкой семинарии того периода, мы рассказываем бесконечные истории о монахах, учителях, это были настоящие подвижники, которые тратили все свои силы и получали за это копейки. Мы могли бы легко собрать 12 томов Джорданвилльской версии книги Everyday Saints , по одному на каждый месяц года! Вы познакомились с иерархами «старой школы», с теми, кто получил образование в дореволюционной России, с теми, кто подвергается гонениям. Кто произвел на вас и ваших одноклассников наибольшее впечатление? – Однажды во время епархиального пастырского выезда о. Александр Лебедев (ныне протопресвитер) Лос-Анжелесский вспомнил блаженных иерархов Русской Зарубежной Церкви: святая половина епископов Зарубежной Церкви». И он прав: наше поколение стало свидетелем такой святости, что словами не передать. В истории Русской Зарубежной Церкви трижды откопали епископа — святителя Иоанна (Максимовича) до его канонизации; Митрополит Филарет (Вознесенский) и епископ Константин (Ессенский), останки которых все нетленные! Все иерархи Зарубежной Церкви жили очень скромно, разделяя участь других беженцев. У них не было дорогих автомобилей, у них не было свиты помощников, личных секретарей, поваров, они не пользовались земной славой и влиянием. Достаточно вспомнить архиепископа Никона (Рклицкого), автора монументального 17-томного Жития Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), , жившего на чердаке церковного дома в одном из худших районов Новой Йорк Сити. Но эти епископы были духовно богаты, имели большой нравственный авторитет. Всю свою жизнь они посвятили служению Богу, ближнему и Родине. Если говорить об иерархах, которые произвели на меня большое впечатление, то это митрополит Лавр (Шкурла) и архиепископ Антоний (Медведев), который был моим правящим архиереем и настоятелем собора первые 20 лет моего священства. С будущим митрополитом Лавром я познакомился, когда мне было 15 лет, в Монреале в 1971 году. Там в то время собирался Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. Мы с братом служили прислужниками на Литургии и видели самое большое собрание епископов, которое мы когда-либо видели. Мой брат рассказал об этом бабушке, и она решила пригласить группу архиереев на обед, и однажды вечером, после заседания Собора, в гости пришли шесть или семь архиереев. Помню, что самым разговорчивым и громким был архиепископ Серафим (Иванов) Чикагский, помню архиепископ Антоний (Бартошевич) Женевский. Самым тихим был самый молодой и младший иерарх, епископ Манхэттенский Лавр. За ужином он не произнес ни слова и произвел на меня впечатление скромнейшего из всех монахов. Еще после обеда мы с братом и молодым келейником владыки Лавра Павлом Лукьяновым (ныне архиепископом Чикагским Петром) беседовали на втором этаже дома, как вдруг вошел владыка Лавр и завел разговор. с нами. Слава Богу, эта традиция доступности у архиереев Русской Зарубежной Церкви сохранилась, даже на уровне нашего Первоиерарха Митрополита Илариона. У этих архипастырей — владыки Лавра и владыки Антония — была невероятная чуткость к литургике, живое понимание богослужения — с одной стороны, древнее, неизменное, а с другой — возобновляемое и живое. Они научили меня духовной стороне церковной жизни, как работает механизм церковного сотрудничества и соборности. В отношении соборности и церковного порядка они строго придерживались духовного наследия приснопамятного митрополита Анастасия (Грибановского) в отношении 34-го Апостольского правила* как краеугольного камня установления отношений между старшим иерархом и его собратьями-архиереями. Я считаю этих архиереев не только своими духовными наставниками, но и отцами. Я часто обращаюсь к ним с просьбой помолиться за меня перед Божественным алтарем, подсказать мне руководство и мудрость в трудных вопросах и обстоятельствах. В 1990-е годы Вы стали ездить в Россию и контактировать со священнослужителями Русской Церкви на Родине. Расскажите о своих впечатлениях, о людях, с которыми вы познакомились. Как они отреагировали на вас? — Впервые я посетил Россию в декабре 1989 года. Это была неожиданная поездка — я никогда не думал, что когда-нибудь поеду на родину, и, естественно, трудно выразить то, что я чувствовал в тот момент. Мои первые контакты там были в основном со священнослужителями, позиции которых были сходны с Зарубежной Церковью в отношении почитания Новомучеников, Царственных Мучеников, с теми, кто считал революцию и все ее последствия не столько продолжением Русская история как глубокая катастрофа, исторический перелом. Некоторые из них стремились перейти под омофор Русской Зарубежной Церкви. Время показало, что у одних были благие намерения, а другие преследовали личную выгоду или были просто прохожими, если не настоящими провокаторами. Честно говоря, мы тогда были наивны, не понимали жизни в Советском Союзе, в том числе и церковной жизни. Тем не менее, мы были вынуждены идти по этому пути. Я думаю, что благодаря опыту, даже ошибкам, которые мы совершали, мы действительно иногда сбивались с пути, что к 2000 году мы пришли к пониманию реального положения церковной жизни в России. Мы встали на путь восстановления церковного единства без всяких иллюзий, но трезво и со здравым смыслом. Нас по разному воспринимали быть народом России. Для некоторых мы были «путевкой за границу» или источником гуманитарной помощи. Для других мы были настоящими русскими, наследниками дореволюционной, изгнанной России. Для других мы все еще были иностранцами, идеологическими врагами. Но обычно после того, как мы узнавали друг друга поближе, даже те, кто относился к нам очень настороженно, меняли свое мнение. Мы стали если не друзьями, то, по крайней мере, соратниками за Христа, людьми, любящими Церковь и Родину. Среди священнослужителей, с которыми я сблизился в 1990-е годы, с которыми поддерживал связь на протяжении многих лет, были протоиерей Лев Лебедев г. Курский, протоиерей Анатолий Яковин из г. Гдов Псковской области и протоиерей Василий Ермаков из Санкт-Петербурга. Вы много лет служили в соборе в Сан-Франциско, в котором покоятся нетленные мощи святителя Иоанна, великого архипастыря русского зарубежья. Вы, наверное, были свидетелями чудес, которые происходили по его молитвам… – Все годы своего священства я служил в соборе в Сан-Франциско и не перестаю удивляться милости, которую Господь даровал мне и моей семье. Будь то епископская хиротония или священническая хиротония, клирик становится обрученным своей епархии, своему приходу, подобно тому как муж и жена соединяются в таинстве брака. И, конечно же, особая милость Божия служить в храме, где служил один из величайших иерархов Русской Православной Церкви ХХ века святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец. Я не только служу здесь, но я был свидетелем того, как люди почитают его, был там, когда открывали его мощи, участвовал в его канонизации, ежегодной «среднегодовой Пасхе», как мы называем его праздник. И, конечно же, ежедневные чудеса по его молитвам. Священники собора видят и слышат столько чудес, что они стали скорее нормой, чем исключением. Я не могу указать ни одного, кто преклонял колени перед мощами святителя Иоанна в молитве, прося его небесного заступничества, кто явно не получил от него помощи и утешения. Иногда люди не получают желаемого результата, но всегда получают результат, который пойдет им на пользу. В основном люди получают именно то, о чем просили. Вы все еще исследуете духовное наследие святого Иоанна? – Да, меня до сих пор интересует все, что связано со Святым Иоанном, и когда я нахожу новый или ранее неизвестный материал, я его записываю. В 2008 году, составляя первый большой сборник воспоминаний владыки ( Владыка Иоанн-святитель Русского Зарубежья, Москва, Сретенский монастырь, изд.), я думал, что собрал практически все воспоминания и свидетельства о его жизни, но я был неправильный. За 8 лет с момента выхода книги вышла целая серия новых статей с интервью людей, знавших владыку Иоанна. В 2016 году я вплотную занялся составлением новой книги о святом Иоанне, воспоминаний его современников. По милости Божией эта книга, Пастор. Учитель. Друг. готов — он будет представлен в городах Тверь и Москва в сентябре этого года. Должна сказать, что книга интересная, яркая и местами невероятно милая. Включено большое количество неопубликованных фотографий владыки. Вы служите в Русской Зарубежной Церкви более 35 лет. В диаспоре надо стремиться сохранить не только веру наших предков, но и родной язык, и русскую культуру. Зарубежная Церковь служит многим новым эмигрантам, а также обращенным в православие американцам, канадцам, французам, австралийцам. Чем отличается это служение? Изменилась ли ваша пастырская практика за это время? – Когда меня рукоположили в священники, большинство прихожан нашего собора были из старой эмиграции, в основном из Китая, хотя новообращенных было немало. За прошедшие годы состав прихода резко изменился: старшее поколение ушло в мир иной, их потомки породнились с американцами, число новообращенных растет, многие наши приходы наполняются недавними эмигрантами из бывший Советский Союз. Если раньше мы служили людям, которые были православными от рождения, то, начиная с 1990-х годов, пришел новый тип молящихся — те, кто мало знал о Церкви, о богослужении, о православии вообще. Среди новообращенных и потомков старых эмигрантов существует огромная культурная пропасть и разница в образе жизни. Но людям, выросшим в Церкви с детства, часто не хватает рвения, они могут принять Православие как должное. Между тем новые люди, из России и новообращенные американцы, часто имеют некий задор, задают вопросы, хотят работать, хотя и не знают традиций. Приснопамятный иеромонах Серафим (Роуз) сказал бы, что у русских есть терпение, но не усердие, а у новообращенных есть усердие, но нет терпения, и эти два качества должны быть соединены. Мы должны служить всем, кого сегодня посылает нам Господь, а не просто желать, чтобы все было проще. Мой личный опыт показал, что все могут быть объединены на основе православного христианства, всякое препятствие может быть преодолено, общение между всеми людьми может принести радость и духовное утешение, а на жатве Христовой — замечательные плоды. В нашем приходе сегодня самые разные люди: старые эмигранты из Китая и Европы, их потомки, часто состоящие в браке с американцами, новообращенные американцы, эритрейцы, сербы и румыны, новые эмигранты из России, Украины и Белоруссии. Слава Богу, дело спасения делается, хотя и медленными темпами. Что вы считаете самым важным в так называемом «втором Крещении Руси»? – Если вы говорите о периоде, начавшемся в 1988 году, то я, конечно, очень радуюсь восстановлению храмов в России, множеству пришедших к Вере, обильному изданию религиозной литературы – книги не только печатаются, их покупают и читают — возрождение работы Церкви в социальной и благотворительной сферах. Радует, что мы, «рассеянные в рассеянии», можем ездить на Родину, поддерживать живую связь с Церковью в России, с замечательными людьми, можем совершать Литургию на Русской земле. Но, конечно, никогда не было периода полного благополучия и мира в Церкви, с самого зарождения христианства: «Меня гнали, и вас гонят; Меня ненавидели, тебя будут ненавидеть; печаль наполнит ваше сердце в мире». Поэтому, какие бы позитивные перемены ни происходили в состоянии Церкви, всегда будут раздоры, видимые и невидимые, всегда будут враги — внутри и извне. Будут не только победы и торжества, но и печали и новые испытания. Когда Церковь преследуют, верующие молятся о свободе вероисповедания, о силе нести свой крест, о мужестве быть верными Христу до конца. Когда прекратятся гонения, возникнут новые борения и искушения — утешение, власть, самодовольство и равнодушие, жадность, чревоугодие, лень… Эффективны ли наши священнослужители в этих новых обстоятельствах? – Могу говорить только за тех, кого вижу сам – своих собратьев-священнослужителей Западно-Американской епархии. У нас замечательные клирики, наши священники вынуждены много работать, находить время и на церковную, и на гражданскую работу (многим приходится иметь постоянную работу, чтобы прокормить семью). Примечательно, что все мы братья во Христе, наши епархиальные клирики очень дружны; это настоящее братство. Как Вы считаете, есть ли у Зарубежной Церкви особая миссия? Что она может предложить Матери-Церкви и Вселенскому Православию? – Недавно мне задали этот вопрос во время встречи со студентами Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве. Я не мог дать ответ. Я думаю, что это следует спросить у представителей Церкви в России, да и у других Православных Церквей — только они могут сказать, что они считают ценным вкладом Русской Зарубежной Церкви, что они считают важным и полезным из того, что мы пережили, будучи церковью в изгнании, материально бедной, но, без сомнения, духовно богатой. Я хорошо помню первый официальный визит Митрополита Лавра с делегацией Русской Православной Церкви Заграницей в 2004 году. Что мог привнести наш Первоиерарх, смиренный и тихий монах, лишенный всякой жажды власти, в огромную Церковь в Родина? Но меня поразило, как многие старшие архиереи изменились в присутствии владыки Лавра, как они смягчились, заулыбались, погорячились. Они что-то увидели и почувствовали в этом смиренном и кротком монашестве. Но затем этот «послушник послушников Зарубежной Церкви» (как называл его епископ Евтихий [Курочкин]) стал могучим орудием Божиим — он и Святейший Патриарх Алексий II совершили «невозможное для человека», восстановили единство внутри Поместная Русская Церковь, 10-летие которой мы сейчас отмечаем. Теперь уже не «мы» и «они», а просто единое стадо Церкви Христовой. Какие пастырские и общецерковные дела для Вас сейчас наиболее актуальны? Меня беспокоит будущее наших православных приходов в Калифорнии — жить в штате стало очень дорого. За последние годы большое количество людей уехало из Сан-Франциско из-за цен на недвижимость. В 2015 году впервые в истории Сан-Франциско средняя цена дома в городе превысила 1 миллион долларов! Теперь средняя цена выросла еще на 500 000 долларов! Это не может не сказаться на численности и демографии наших прихожан. В отношении общецерковных дел – Меня беспокоит сохранение традиций и наследия Русской Зарубежной Церкви. Я думаю, что Зарубежная Церковь — совершенно уникальное явление: у нее есть свой образ, свой опыт. С одной стороны, это плоть и кровь дореволюционной Русской Церкви. С другой стороны, благодаря тому, что ее приходы разбросаны по всему миру и она присутствует при самых разных обстоятельствах, она очень современная, живая и очень динамичная. Она накопила большой опыт служения и служения среди самых разных людей. У нее есть своя идентичность, свой пастырский подход, «стиль», если хотите, даже если учесть, что у ее священников длинные волосы, и они везде ходят в рясах. В последние годы, я думаю, мы стали терять эту «самобытность» не только внешне, но и внутренне. Может быть, это общая черта нынешних священнослужителей — и тех, кто вырос за границей, и тех, кто приехал из стран СНГ. Иногда мне кажется, что это поколение мало интересуется нашим наследием: кто служил до нас, как они жили и служили, что ими двигало. Мало интереса к литургическим вопросам, к традициям. Мне бы не хотелось, чтобы Русская Зарубежная Церковь потеряла свою идентичность, отказалась от своих черт и характера, которые столько лет выделяли ее. Может быть, в глобальном смысле эта идентичность и не нужна, но, на мой взгляд, это была бы большая потеря для Православия. Возможно, уникальность Зарубежной Церкви – всего лишь несколько цветочков в грандиозном букете вселенского Православия, но без этих цветов православный мир что-то потерял бы. Меня волнует и вопрос о соборности в Церкви — не только в Русской Церкви, но и во всех Поместных Православных Церквах. Это включает в себя вопрос церковной власти. Иногда, когда читаешь некоторые документы и коммюнике, кажется, что важнейшей темой в повестке дня Предсоборного Совещания в Шамбези, как и Ассамблеи канонических православных епископов в Америке, является вопрос о верховенстве и первенстве. Нельзя не задаться вопросом: неужели это самое главное в жизни Православной Церкви сегодня? По этой причине будет ли созван VIII Вселенский Собор? Имеет ли значение, кто царствует, когда мы рассматриваем будущее Православия? Соответствует ли это духу Евангелия? Так ли это важно для христианской миссии в современном мире? Какое это имеет отношение к свидетельству, к приходской и монашеской жизни, к нуждам нашей паствы? Не менее важными являются задачи, стоящие сегодня перед Церковью. Неизменная вера Христова существует в быстро и радикально меняющемся мире. Как найти ответы, подходы, слова для современного человека? На наших глазах легализуют новую форму союза — однополый «брак» и все, что с ним связано. Наряду с этим настойчивые попытки определить, что значит быть мужчиной или женщиной, что такое семья. Может, современный человек уже не нуждается в Церкви? — Пока в мире есть болезни и боль, нам нужны больницы и врачи, медицина и терапия. Пока в мире есть грех, страдание, смерть, пока есть поиск смысла жизни, стремление к вечности, потребность в любви, будет нужна Церковь Христова, которая есть духовная лечебница, единственная место на земле, где можно найти утешение, истинную радость, покой и вечность, где можно полностью встретиться с Богом. По словам митрополита Лимассольского Афанасия: «Церковь подобна дворцу бракосочетания, месту, где Бог соединяется с человеком. Именно в Церкви Бог стал человеком». Церковь в этом мире будет нужна всегда, и сегодня, и в будущем, даже больше, чем когда-либо. Беседовал протоиерей Серафим Ган. *) Епископы каждого народа должны признавать того, кто среди них первым, и считать его своим главой, и ничего значительного не делать без его согласия; но каждый может делать только то, что касается его прихода и принадлежащих ему загородных поместий. Но и тот (кто первый) пусть ничего не делает без согласия всех; ибо так будет единодушие, и Бог прославится через Господа во Святом Духе.
|
ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ И НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ЕПАРХИЯ: 13 ноября 2006 г. В воскресенье, 12 ноября, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, во исполнение воли митрополита Филарета (Вознесенского, +1985) блаженной памяти и волею его келейника, протодиакона Никиты Чакирова, митрофорный протоиерей Роман Лукьянов, настоятель Богоявленского храма в Рослиндейле, Массачусетс (близ Бостона), передал посох и облачения третьего Первоиерарха Зарубежная Церковь Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию во время очень торжественного богослужения. Отец Роман сам бы поехал в Россию, но не смог из-за болезни. Поэтому за Божественной литургией, которую совершил заместитель настоятеля прихода иерей Виктор Болдевскул, вместе с другими клириками храма молился архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве, направленный туда Патриархом. . По окончании Литургии отец Виктор обратился к множеству молящихся со следующими назидательными словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Часто при жизни происходят события, смысл которых мы не вполне понимаем. Двадцать пять лет назад Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей во главе с ее Первоиерархом Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом прославил Святых Новомучеников и Исповедников Российских.Путь, ведущий к их канонизации, был трудным, ибо существовали разные мнения по этому поводу, некоторые даже были против прославления Царской Семьи. Но наши архиереи проявили свое духовное мужество.События Последующее свидетельствовало, что это соборное решение было выражением Божественной Воли и судьбоносным актом, заложившим основу для возрождения жизни Святой Церкви на Родине.Кульминацией этого выражения свободы Церкви стал исторический Юбилейный Собор 2000 года и прославление Святых Новомучеников и Исповедников Российских полнотой Русской Православной Церкви. «Один из трех оставшихся в живых членов Архиерейского Собора, канонизировавшего Новомучеников в 1981 году, архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий в недавнем Послании к своей пастве отметил, что церковная молитва имеет большое значение в жизни нашей паствы. Далее владыка пишет: «Более 70 лет в храмах Зарубежья мы молились, чтобы Бог избавил нашу страну от безбожной власти и нашу Православную Церковь от жестоких гонений. После прославления Новомучеников и Исповедников земли Российской «Советская власть окончательно начала рушиться и распалась через несколько лет. Это произошло без какого-либо кровопролития, и в этом мы видим руку Божию». № «С духовной точки зрения сейчас можно сказать, что после прославления Новомарцев начался предсоборный период, завершившийся решением состоявшегося в начале этого года IV Всезарубежного Собора о необходимости воссоединение двух частей Русской Православной Церкви «Мужественное дело прославления Новомарицких, совершенное владыкой Филаретом и его братией епископами, положило начало нашей совместной молитве к ним за страждущую Русскую землю. Ныне к этой молитве присоединилась наша братия на Родине. тяжкий период мученических страданий Русской земли надо понимать как выражение великого милосердия Божия, молитвами сонма новомучеников и всех чад Русской Православной Церкви на родине и за границей. Богоугодные решения IV Всезарубежного Собора, в свою очередь, являются прямым следствием деяния Святейшего Патриарха Алексия и его сподвижников, прославивших новомучеников в 2000 году. Это представление выражено в следующем отрывке из IV Всезарубежного Собора. Совет диаспоры: «Склоняясь перед подвиг [духовных подвигов] святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных и Русской Зарубежной Церковью, и Русской Церковью в Отечестве, мы видим в них духовный мост, возвышающийся над бездной смертного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление того единства, которого желают все». «Те из нас, кто помнит и кому посчастливилось видеть владыку митрополита Филарета за 20 лет его служения в качестве Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, не могут представить его без преданного помощника и келейника отца протоиерея Никиты Чакирова. Отец Никита все свои силы, все силы и всю свою жизнь отдавал служению своему авве и духовнику, и при жизни, и после кончины владыки Филарета отец Никита продолжал исполнять его желания и сохранять свое духовное наследие9.0006 «А в чем духовное наследие владыки? Его можно увидеть не в житейских откликах на текущие, временные церковные события его дня, а в главной молитве его жизни, то есть о возрождении Святой Церкви в Россия и возвращение русского народа к идеалам Святой Руси. «После кончины владыки митрополита Филарета, отец Никита сохранил часть своих облачений как реликвии, так как многие почитали владыку за его благочестие. Что касается его облачений, которые отец Никита приобрел для него сам, то владыка Филарет перед смертью выдал устные наставления ему, о чем отец Никита рассказал своему близкому другу отцу Роману после кончины владыки в 19 г.85. Сам отец Никита вскоре заболел и послал письмо отцу Роману, в котором написал следующее:
«И вот, дорогие братья и сестры, пришло время исполнить волю Митрополита Филарета и волю отца Никиты. «Сегодня в нашем храме отец Роман вручит через архимандрита Тихона, настоятеля Сретенского монастыря в Москве, облачения того Первоиерарха, который прославил Новомучеников за границей, тому Первоиерарху, который прославил их в России. «Братья и сестры, вспомним силу молитвы и силу Всесвятого Духа, Который преодолеет наши смертные немощи и приведет нас к Истине. «Путь к прославлению святых новомучеников не был легким. Трудным был и путь к принятию «Акта канонического причащения», соединяющего в Евхаристии обе части Русской Церкви. Но эти духовные подвиги были благополучно завершены соборным решением нашего архипастыря после долгой молитвенной подготовки.0006 «Письмо отца Никиты замечательно! Кто мог предвидеть в 1987 году, когда Дивеевский монастырь был еще закрыт, когда исповедники продолжали страдать за Христа при безбожном режиме, кто мог предвидеть грядущее раскрепощение и преобразование церковной жизни в России? Кто особенно мог подумать, что это произойдет при жизни отца Романа?Письмо отца Никиты не что иное, как пророческое.И за словами отца Никиты в этом письме слышится пророческий голос владыки Филарета. «Теперь совершим панихиду по приснопамятному митрополиту Филарету и по протоиерею Никите. Вознося молитвы о их упокоении, возблагодарим Господа за то, что «блаженные дни предвозвестил преподобный Серафим Саровский чудотворец» ‘, благодаря чему мы теперь можем исполнить завещание нашего духовника, владыки митрополита Филарета. |