Воскресенский собор шуя официальный сайт: Кафедральный собор Воскресения Христова г. Шуя — Шуйская епархия — официальный сайт

Воскресенский собор в Шуе: тайны высокой колокольни

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?

Давайте разбираться…

История Шуйского кафедрального собора в честь Воскресения Христова

Фото Николая Винокурова/Фотобанк Лори

Это не отдельное здание, это целый архитектурный ансамбль, памятник федерального значения в историческом центре города. Кроме главного кафед­рального собора,
выстроенного в 1798 году, ансамбль включает Никольский собор (1756) и отдельно стоящую колокольню (1832).

Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 году. Главный престол освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

Фото Игоря Сивцова

В 1936 году Воскресенский собор отдали обновленцам. С прекращением богослужений в 1939 году из собора исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы. В начале девяностых собор передали Русской Церкви. Сегодня здесь находится подворье Николо-Шартомского мужского монастыря.

Колокольню Воскресенского собора видно издали, уже при подъезде к Шуе. Архитектурная доминанта города, она возвышается на высоком левом берегу реки Тезы и потрясает воображение. 106 метров — самая высокая отдельно стоящая колокольня в Европе!

Соборная колокольня

106-метровая колокольня Воскресенского собора — самое высокое здание в городе и первая по высоте в Европе среди отдельно стоящих звонниц.

Строительство в 1810 году велось под началом Гауденцио Маричелли. Он планировал выстроить колокольню высотой около 64 метров, но просчитался: конструкция обрушилась…

Стройку передали архитектору Евграфу Петрову, ученику знаменитого Казакова. Он составил новый проект четырехъярусной колокольни, уменьшив высоту каждого яруса, но увеличив общую высоту. Строительство завершилось через 22 года, в 1832 году.

Колокола

В 1888 году под Харьковом произошла железнодорожная катастрофа, в которой чуть не погибла семья императора Александра III и сам государь. В честь чудесного спасения для шуйской колокольни отлили колокол в 20 тонн — седьмой по весу в России.

При перевозке колокола через реку Тезу лед проломился, и колокол затонул. Но сразу нашлись добровольцы, которые, ныряя в ледяную воду, продели канаты через уши колокола и извлекли его на берег. В мае 1891 года при огромном стечении народа колокол вручную на тросах подняли на третий ярус шуйской колокольни.

В советские годы почти все колокола были уничтожены. Сохранились лишь два. Сегодня они вновь участвуют в трезвоне на звоннице шуйской колокольни.

Шпиль

Двести лет само здание колокольни стоит крепко. А вот шпиль всё же пришлось поменять. Деревянный шпиль 45,5 м не выдерживал напора ветра, кренился и ломался. В 1868 году инженер Журавский перестроил шпиль, взяв за основу стальной каркас Эйфелевой башни.

«Шуйское дело»

В 1922 году вышел декрет «Об изъятии церковных ценностей». Формально он был направлен на помощь голодающим Поволжья. Но на самом деле советская власть намеревалась использовать изъятие для провокаций и начала гонений на Церковь.

Прихожане Воскресенского Шуйского собора несколько дней не пускали комиссию по изъятию в церковь. 15 марта по защитникам стали стрелять. Многих ранили, некоторых убили. Собор был разграблен.

По итогу 19 человек были арестованы, трое, в том числе и настоятель собора протоиерей Павел Светозаров, — расстреляны.

А «Шуйское дело» использовали как прецедент для начала масштабных репрессий духовенства по всей стране, арестов и грабежей.

В 2000 году семеро пострадавших во время шуйских событий 1922 года были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. А рядом с колокольней в Шуе в 2007 году установили памятник.

Икона Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери

В 1654–1655 гг. всю центральную Россию охватило моровое поветрие. По просьбе шуйцев иконописец Герасим Иконников написал список со Смоленского образа Богородицы. Когда в Шуе появилась эта икона, болезнь, унесшая к тому времени половину населения города, отступила. Еще дважды по молитвам к этой иконе Шуя избавлялась от эпидемий чумы (1772) и холеры (1831). В 30-е годы ХХ века икона исчезла, и где она сейчас — неизвестно. В соборе находится чтимый список этого образа.

Дорога

Фото Владимира Смирнова/ТАСС

Для жителей Ивановской, Московской, Ярославской, Нижегородской областей поездка в Шую — отличный вариант семейной поездки на выходные. Добираться до города удобнее по железной дороге.

От Москвы до Шуи по железной дороге — 304 км. В пути вам придется провести примерно 3 часа. Поезда «Ласточка» до Шуи отправляются с Курского и Восточного вокзалов.

От станции Шуя нужно дойти до автобусной остановки «Площадь Революции». Оттуда ходит много автобусов до остановки «Центральный рынок». Дальше полкилометра пешком до собора.

Шуя — железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги. Не так давно в Шуе отремонтировали здание вокзала, построенное еще в 1896 году в псевдорусском стиле. Восстановили даже башенку с часами.

Водонапорная башня рядом с вокзалом — тоже исторический памятник. Это старейшая башня на Северной железной дороге. Она и по конструкции отличается от более поздних башен: во времена, когда башня была установлена, еще не были изобретены гидроколонны для заправки паровозов. Башни ставили вплотную к путям и паровозам воду заливали просто через настенный кран.

Воскресенский Собор Шуя — фото, отзывы, описание, адрес, режим работы, виртуальный тур

«Воскресенский Собор» Ивановская область город Шуя


«Воскресенский Собор» Автор текста: Тихомиров Александр Михайлович

 

Деревянный, довольно бедный Воскресенский храм с приделом свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в описи Афанасия Векова 1629 г. В 1654 г. Московское государство постигло большое бедствие – эпидемия чумы, которая захватила и Шую. В это время одному из прихожан Воскресенской церкви пришла мысль о написании новой иконы Богородицы, списка со Смоленского образа как средства спасения от эпидемии. Икону написал шуйский иконописец Герасим Тихонов Иконников. После принесения иконы в храм Воскресения Христова начались чудеса, эпидемия стала прекращаться сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всём городе и вскоре совсем прекратилась. Священники, духовенство и жители Шуи в 1666 г. довели до сведения царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа сведения о совершившихся чудесах. Для проведения расследования этих событий в Шую была прислана особая комиссия из пяти архимандритов, двух игуменов и протоиерея под руководством архиепископа Суздальского и Тарусского Стефана. Истина чудес была подтверждена и описана в рукописном сказании.  Вскоре после чудес с ново написанной Шуйско — Смоленской иконой Божией Матери был выстроен каменный пятиглавый храм, который с 1690 г. стал соборным. В 1709 г. появился каменный зимний храм свт. Николая Чудотворца. В описании города Шуи, составленном воеводой Яковом Сытиным, сказано: «Да в Шуе на посаде Соборная и Апостольская церковь Пресвятыя Богородицы Шуйския да церковь Великого Чудотворца Николая, каменныя». Оба храма сгорели 12 июня 1710 г. и были восстановлены. В 1739 г. по прошению протопопа Льва Семёнова из Суздальской архиерейской канцелярии последовал указ о возобновлении собора. Воскресенский храм пострадал во время пожара 12 мая 1770 г., а затем при пожаре на Покров 1792 г., после чего был снесен. Тогда же начал строиться существующий ныне каменный храм, который епископ Владимирский и Суздальский Виктор освятил 19 сентября 1798 года. Центральный престол был освящен в честь Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери, боковые – в честь Воскресения Христова и Успения Божией Матери. Храм посещали император Петр I, в 1722 г, Елизавета Петровна, в 1729 г., Александр II, в 1837 г.  В 1866 г. на средства Н.Г. Калужского было устроено отопление в храме, мраморные полы и подоконники, чугунные хоры.

 В 1913-1915 гг. трапезная собора была расширена по проекту московского архитектора И.Е.Бондаренко на средства фабрикантов М.А.Павлова и П.Х.Пухова. Церковный староста Воскресенского собора просил разрешить «за теснотою и другими неудобствами произвести расширение собора». Археологическая комиссия с участием представителей Академии художеств, Синода и Министерства внутренних дел.  8 февраля 1913 г. обсуждала проект расширения храма и дала заключение, что «ввиду его художественного интереса, который представляет из себя шуйский собор и цельности этого памятника… предложенное переустройство совершенно меняет заслуживающую внимание архитектуру храма и посему не может быть разрешено». Однако, в конечном итоге, храм был расширен. Притвор получил необычное трехглавое завершение. После этого храм был освящен 12 июля 1916 г. Воскресенский храм имел необычайно богатое убранство. Серебряные позолоченные Царские Врата чеканной работы весом в два пуда были изготовлены в 1799 г. на средства купца Ивана Ивановича Корнилова. Престол имел серебряное облачение с барельефами «Тайная вечеря», «Несение креста», «Погребение» и «Воскресение Христова» общим весом 4 пуда 30 фунтов, состоявшее из 200 деталей, выполненное мастером Сазиковым. На четырёх сторонах престола находились чеканные изображения Тайной Вечери, несения креста Иисусом Христом, Его погребения и Воскресения. Чеканные обрамления этих изображений были украшены колосьями и гроздьями винограда, как символами Евхаристии. Вокруг престола был устроен футляр из стекла.  По углам находились литые фигуры херувимов. Великолепием отличались священные серебряные сосуды с чернью, лампады, Евангелие 1759 г., ковчег, плащаница, пожертвованная купцом Киселёвым, хоругви итальянской работы. 
    Главной святыней храма была Шуйско — Смоленская икона Божией Матери. Она была написана в 1655 г. в связи с эпидемией чумы в Шуе иконописцем Герасимом Тихоновичем Иконниковым. В день её памяти в Шуе собиралось до 30-40 тыс. богомольцев. Праздничный жемчужный оклад иконы был украшен 794 бриллиантами, 21 изумрудом, 75 алмазами, 204 яхонтами, до 1000 аметистов, 5 бриллиантовых звёзд. Повседневный серебряный позолоченный оклад был изготовлен на средства В.М. Киселёва.  Кроме того, почитанием пользовались Тихвинская, Феодоровская иконы Божией Матери, икона Рождества Христова, четыре креста с мощами святых. 
Зимний однопрестольный храм свт. Николая Чудотворца сгорел вместе с Воскресенским храмом и был восстановлен и освящён в 1756 г. 31 декабря 1833 г. был устроен придел свт. Митрофана Воронежского на средства Шуйского купца Д.В.Корнилова. До 1867 г. в зимнее время в нем совершались богослужения. Когда в Воскресенском храме устроили отопление, Никольский храм использовался как ризница и библиотека. Иногда в нем проводились богослужения полковым священником для солдат, расквартированных в городе. Реконструкция храма проводилась в 1886-1887 гг.
Необычно высокую колокольню (106 метров) начали строить в 1810 г. по проекту архитектора из швейцарской провинции Тесина, итальянца Гауденцио Маричелли. Главным инициатором строительства колокольни был купец Я.Г. Носов и его двоюродный брат К. И. Носов. Возведенная до третьего яруса, колокольня рухнула. Завершение строительства в 1832 г. проводилось подрядчиком — крестьянином Михаилом Саватеевым по проекту губернского архитектора Е.Я.Петрова. Средства на строительство предоставил купец Д.В.Корнилов. В мае 1868 г. во время урагана деревянный шпиль колокольни накренился и грозил падением. Шуйский мещанин, мастер Бабкин снял шпиль и вместо него поставил деревянный крест, который стоял до 1874 г. После этого на колокольню отреставрировали и в следующем году поставили новый металлический шпиль, выполненный московским мастером Коротковым.. Большой соборный колокол был своей величине седьмым в стране после колоколов Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Исаакиевского собора и храма Христа-Спасителя. Он был отлит на средства фабриканта М.А. Павлова в память спасения царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы на станции Борки 17 октября 1888 г. Колокол весил 1270 пудов (20 тонн). Колокол привезли в Шую по железной дороге. Опасаясь, что мост через Тезу может не выдержать, решили перевозить его зимой по льду. Однако лед не выдержал, и колокол утонул 4 января 1891 г. Однако, нашелся смельчак, который нырнул в ледяную воду и сумел продеть в уши колокола веревку, к которой был привязан канат. Колокол извлекли из воды 7 января и 19 мая 1891 г. он был поднят на колокольню. 

15 марта 1922 г. при изъятии церковных ценностей произошло столкновение верующих и властей, в результате чего погибли четыре жителя Шуи. На организованном вскоре судебном процессе двух священников – Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова приговорили к расстрелу. В 2000 г. Шуйские мученики были причислены к лику святых. В соответствии с постановлением облисполкома от 28 декабря 1935 г. собор передали обновленцам. Это решение ВЦИК утвердил 20 апреля 1936 г.   Вскоре, 2 октября 1937 г. по решению облисполкома оба храма закрыли, в Никольском храме разместился архив. Воскресенский храм использовали под склад конторы «Заготзерно». С 1943 по 1953 гг. верующие активно добивались открытия собора. Они написали более 20 заявлений в разные инстанции. После Великой Отечественной войны уполномоченный Совета по делам Русской Православной церкви С.А. Виноградов предлагал передать собор верующим, освободив от зерна. Однако сменивший его на этом послу И.И. Филиппюк отказал. Он писал, что среди членов церковноприходского совета почти нет рабочих, однако немало «бывших» людей. Упоминалась жена и сын полицейского надзирателя Никиты Перлова, который в 1907 г. арестовывал М.В. Фрунзе и был расстрелян в 1918 г. Просьбы об открытии собора поступали до 1953 г.   Впоследствии в соборе поместили межрайонную базу Шуйского торга. 
1.06.1990 г. верующие г. Шуи обратились к председателю Ивановского облисполкома А.Ф. Лаптеву: 

    «Уважаемый Адольф Федорович, мы православно-верующие древнего города Шуи, обращаемся к Вам с убедительной просьбой, передать в пользование вновь образовавшейся религиозной общине здание Воскресенского Собора. Прекрасное творение зодчества, могущее украшать своим великолепием наш город, используется не по назначению. Он, видите ли, обращен в склад. Неужели только такого применения достойно это великолепное творение великих мастеров нашего Отечества. Со скорбью взирая, как постепенно разрушается этот дивный храм, наши сердца истаивают от скорби, а из глаз невольно текут слезы. Горько, горько до глубины души, до чего же дожил наш русский народ и до чего же духовно обнищал, что потерял духовную связь с теми благородными сынами России, которые с любовью возводили, созидали и благо украшали эти дивные храмы. Мы в прессе часто встречаем такое выражение, что надо собирать камни. Так давайте же активнее их собирать. В настоящее время, есть время благоприятное, время перестройки в нашей стране, так давайте же активнее перестраиваться. То, что попирали в недавнем прошлом, над чем глумились, а предметом глумления была церковь и ее храмы, поставим сие на пьедестал должного почета и внимания. Поднятие храмов из руин, их реставрация, есть дело патриотическое, дело большой государственной важности. Не только мы православные христиане желаем открытия Воскресенского Собора для совершения в нем богослужений (ибо религиозная община вполне сформировалась), но и вся общественность нашего города. Посему мы Вас убедительно просим, глубокоуважаемый Адольф Федорович, удовлетворить нашу просьбу».

В 1991 г. Воскресенский собор передали Николо — Шартомскому монастырю, 20 августа 1993 г. храм посетил святейший патриарх Алексий II. 5 января 2002 г. на колокольню подняли колокол весом в 4,5 тонны, самый большой в области.  В 2007 г. на Соборной площади (пл. Зеленая) был открыт памятник священникам и мирянам, пострадавшим за веру.


*Для туристов — полезная информация по г. Шуя:

 — ссылка Музей Константина Бальмонта 

 — ссылка Мерные весы

 — ссылка Жизненный путь Константина Дмитриевича Бальмонта

 — ссылка Казенный винный склад № 3 (1899 г. основания)

Самые высокие православные колокольни России

Сверкающие на солнце золотые купола, плывущие в воздухе звуки колокольного звона… Вот что заставляет душу русского православного человека трепетать в величественном трепете. Сегодня мы расскажем вам о самых высоких колокольнях России.

Петропавловский собор — 122,5 м

Петропавловский собор (официальное название — Петропавловский собор) — русский православный собор, расположенный в Санкт-Петербурге на территории Петропавловской крепости. Собор был королевской усыпальницей. Сейчас это яркий образец архитектуры петровского барокко. Собор был построен в 1733 году по проекту архитектора Доменико Трезини. Строительство длилось 21 год. Петропавловский собор имеет высоту 122,5 метра и до 2015 года был самым высоким зданием Санкт-Петербурга. С 2013 года Собор является 3-м по высоте зданием в городе после 140-метрового небоскреба Leader Tower и жилого комплекса «Князь Александр Невский» высотой 124 метра.

Колокольня Воскресенского собора — 106 м

Воскресенский собор — православный собор в Шуе, известный своей 106-метровой колокольней, первой в Европе колокольней, стоящей отдельно от храма. Строительство собора было начато в 1810 году, а закончено оно было в 1832 году. Над проектом работали два архитектора Г. Маричелли и В. Саватьев. Спустя 50 лет, в 1891 году, на третьем ярусе колокольни был установлен седьмой по величине в России колокол весом 1270 пудов. Ныне Воскресенский собор является самым высоким зданием Ивановской области.

Храм Христа Спасителя — 103 м

Храм Христа Спасителя — крупнейший русский православный собор, расположенный в Москве. Собор был построен в 1883 году в знак победы и в память о погибших в войне 1812 года. Первоначально строительство храма началось по проекту архитектора Александра Витберга в 1817 году, но работы остановились в 1825 году из-за обвинений архитектора в финансовых растратах. Затем дизайнером нового проекта был назначен Константин Тон. Он закончил строительство собора в 1883 году.

50 лет спустя, в 1931 году, собор был разрушен в результате сталинской реконструкции Москвы. Было решено восстановить его только в 1994-1997 годах. Сейчас собор может вместить около 10 000 человек.

Исаакиевский собор — 101,5 м

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, расположенный на Исаакиевской площади. Его высота 101,5 м. Собор был построен и освящен в 1858 году во имя преподобного Исаакия Далматского, покровителя Петра Великого. На его создание ушло 40 лет. Архитектор Огюст Монферран спроектировал и построил собор под руководством императора Николая I. Сейчас этот православный собор является и музеем, и церковью.

Колокольня Казанско-Богородицкого монастыря — 99,6 м

Казанско-Богородицкий монастырь — монастырь, расположенный в городе Тамбове. Тамбовская духовная семинария располагается в корпусах собора. Также в монастыре есть воскресная школа для детей и взрослых. Многоярусная монастырская колокольня, построенная в 1848 году, была снесена в советское время. На месте колокольни построена школа № 32. 10 августа 2007 года состоялось торжественное освящение креста и закладного камня. Весной 2009 г.началось строительство новой надвратной колокольни, высота которой сейчас составляет 99,6 метра.

Мы посмотрели 5 самых высоких православных колоколен в России. Каждый из них завораживает любого, кто хоть раз видел эти архитектурные шедевры.

Главная | Свято-Воскресенский православный собор

Перейдите по этой веб-ссылке для ежедневных чтений о житиях святых: Праздники и святые — Православная Церковь в Америке (oca.org)

Пасха

Наслаждайтесь праздником веры; примите все богатства любящей доброты.
(Проповедь святителя Иоанна Златоуста, прочитанная на Пасхальной утрени)

Воскресение Иисуса Христа из мертвых является центром христианской веры. Святой Павел говорит, что если Христос не воскрес из мертвых, то и проповедь наша и вера тщетны (1 Кор. 15:14). Действительно, без воскресения не было бы ни христианской проповеди, ни веры. Ученики Христа остались бы разбитым и безнадежным отрядом, который в Евангелии от Иоанна описывается как скрывающийся за запертыми дверями из страха перед евреями. Они никуда не ходили и ничего не проповедовали, пока не встретили воскресшего Христа, когда двери были затворены (Иоанна 20:19). ). Затем они коснулись ран от гвоздей и копья; они ели и пили с Ним. Воскресение стало основой всего, что они говорили и делали (Деяния 2-4): «. . . ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Луки 24:39).

Воскресение открывает Иисуса из Назарета не только как ожидаемого Мессию Израиля, но и как Царя и Господа нового Иерусалима: нового неба и новой земли.

Затем я увидел новое небо и новую землю. . . святой город, новый Иерусалим. И услышал я громкий голос от престола, говорящий: вот, жилище Божие с человеками. Он будет жить с ними, и они будут Его народом. . . Он отрет всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:1-4).

Своей смертью и воскресением Христос побеждает последнего врага, смерть, и тем самым исполняет наказ Своего Отца подчинить все Его ногам (1 Кор. 15:24-26).

Достоин Агнец закланный принять силу и богатство и мудрость и силу и честь и славу и благословение (Откр. 5:12) Церкви. Настоящий праздник — это всегда живое участие. Это не просто посещение богослужений. Это общение во власти празднуемого события. Это Божий безвозмездный дар радости, данный духовным людям в награду за их самоотречение. Это осуществление духовных и физических усилий и подготовки. Воскресение Христово, являясь средоточием христианской веры, является основой богослужебной жизни Церкви и истинным образцом всякого торжества. Это избранный и святой день, первый из суббот, царь и господин дней, праздник праздников, святой день святых дней. В этот день благословляем Христа навеки (Ирмос 8, Пасхальный канон).

ПОДГОТОВКА

Двенадцать недель подготовки предшествуют «празднику пиров». Пройден долгий путь, включающий в себя пять препостных воскресений, шесть недель Великого поста и, наконец, Страстную неделю. Путь движется от самовольного изгнания блудного сына до благодатного входа в новый Иерусалим, нисходящего как невеста, благоукрашенная для мужа своего (Откр. 21:2) Покаяние, прощение, примирение, молитва, пост , милостыня и учеба — вот средства, с помощью которых совершается это долгое путешествие.

Сосредоточив внимание на почитании Креста в его середине, само великопостное плавание показывает, что радость воскресения достигается только через Крест. «Через крест радость пришла во весь мир», — поем мы в одной пасхальной песне. И в пасхальном тропаре мы снова и снова повторяем, что Христос смерть попрал — смертью! Святой Павел пишет, что имя Иисуса возвысилось над всяким именем, потому что Он сначала уничижил Себя, приняв смиренный образ раба и будучи послушным даже до смерти на кресте (Флп. 2:5-11). Путь к празднованию воскресения есть самоочищающееся распятие Великого поста. Пасха – это переход от смерти к жизни.

Вчера я был погребен с Тобой, Христе.
Сегодня я восстаю с Тобой в Твоем воскресении.
Вчера распялся я с Тобою:
Прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем (песнь 3, Пасхальный канон).

ХОД

Богослужения в ночь на Пасху начинаются около полуночи Великой Субботы. На Девятой песне канона Ноктюрна священник, уже облаченный в свои самые светлые одежды, извлекает из гроба Святую Плащаницу и несет ее к престолу, где она остается до отдания Пасхи. Верующие стоят во тьме. Затем, один за другим, они зажигают свои свечи от свечи, которую держит священник, и выстраиваются из церкви большой процессией. Хор, служители, священник и народ во главе с крестоносцами, хоругвями, иконами и Евангелием обходят храм. Непрестанно звонят колокола и поют ангельскую песнь воскресения.

Процессия останавливается перед главными дверями церкви. Перед закрытыми дверями священник и народ многократно поют тропарь Пасхи «Христос воскрес из мертвых…». Еще до входа в храм священник и народ обмениваются пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! Воистину воскрес!» Этот сегмент пасхального богослужения чрезвычайно важен. Он сохраняет в опыте Церкви первоначальные рассказы о воскресении Христа, записанные в Евангелиях. Ангел отвалил камень от гроба не для того, чтобы позволить выйти биологически возрожденному, но физически пойманному Христу, а для того, чтобы показать, что «Его здесь нет; ибо Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:6).

В пасхальном каноне поем:

Воскрес Ты, Христе, и гроб запечатан, как при рождении Твоем Дево чрево осталось невредимым; и Ты открыл нам врата рая (Песнь 6).

Наконец, шествие света и песни во тьме ночной и громогласное возвещение, что, воистину, Христос воскресе, исполняют слова евангелиста Иоанна: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоанна 1:5).

Двери открываются, и верующие снова входят. Церковь залита светом и украшена цветами. Она небесная невеста и символ пустого гроба:

Живоносная и плодотворнее рая
Ярче всех царских чертогов,
Твоя гробница, Христе, источник или наше воскресение (Пасхальные часы).

УТРЕНЯ

Утреня начинается немедленно. Воскресший Христос прославляется в пении прекрасного канона святого Иоанна Дамаскина. Неоднократно обмениваются пасхальным приветствием. В конце утрени поются пасхальные стихи. Они передают все повествование о воскресении Господа. Они заканчиваются словами, призывающими нас к осуществлению между собой дарованного всем Богом прощения:

Это день воскресения.
Да озарит нас пир.
Давайте обнимемся.
Назовем «братьями» и тех, кто нас ненавидит,
И всех простим воскресением. . .

Затем служитель читает проповедь святителя Иоанна Златоуста. Проповедь изначально была составлена ​​как наставление при крещении. Он сохраняется Церковью в пасхальных богослужениях, потому что все в пасхальной ночи напоминает о Таинстве Крещения: язык и общая терминология богослужебных текстов, особые песнопения, цвет облачения, употребление свечей и сам великий крестный ход. . Теперь проповедь приглашает нас к великому подтверждению нашего крещения: к союзу со Христом в принятии Святого Причастия.

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим прекрасным и светлым торжественным пиршеством. . . стол полностью загружен; Пируют вы все превосходно. . . теленок откормлен, пусть никто не останется голодным. . .

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Проповедь возвещает о скором начале Божественной литургии. Напрестольный стол наполнен божественной пищей: Телом и Кровью воскресшего и прославленного Христа. Никто не должен уйти голодным. В богослужебных книгах очень конкретно сказано, что истинную Пасху вкушает только тот, кто причащается Тела и Крови Христовых.