Содержание
Волгоград — день города 2023. Волгоград
Год основания:
1589 г.
Волгоград отмечает день города в 2-е воскресенье сентября.
В 2023 году эта дата — 10 сентября.
Скульптура «Родина-мать зовет!» входит в число семи чудес России (Фото: Art Konovalov, по лицензии shutterstock.com)
Великая Отечественная война в истории города
Волгоград, в военное время носящий имя Сталинград – один из ключевых городов в истории Великой Отечественной войны. Летом 1942 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном фронте, стремясь захватить Кавказ, Придонье, нижнюю Волгу и Кубань – самые богатые и плодородные земли СССР. В первую очередь, под удар попал город Сталинград.
Важнейшей операцией Советской Армии в Великой Отечественной войне стала Сталинградская битва (17.07.1942 — 02.02.1943). Целью боевых действий советских войск являлись оборона Сталинграда и разгром действовавшей на сталинградском направлении группировки противника. Победа советских войск в Сталинградской битве имела решающее значение для победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Волгограда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 8 мая 1965 года городу было присвоено звание Город-герой с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина. А впервые это звание прозвучало в приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года.
Волгоград – российский город, центр Волгоградской области, расположен на правом берегу реки Волги в её нижнем течении. Вдоль реки город раскинулся на 90 км.
История города началась с основания пограничной крепости, первые письменные упоминания о ней, как о Царицынской крепости, встречаются 2 июля 1589 года.
Молодые годы Царицынской крепости были бурными, в 1670 году она была взята войсками Степана Разина, в 1708 – находилась в руках казаков Кондратия Булавина. В 1717 году разграблена татарами. Позже, в 1774 году, город штурмовал Емельян Пугачёв, но безуспешно.
В 1691 году в Царицыне учреждена таможня. До конца 18 века город растет медленно, но в 19 веке происходит быстрый рост числа жителей, строится железная дорога, открывается театр и другие культурные заведения.
В начале 20 века начинает работать трамвай, электрическое уличное освещение. Во времена гражданской войны рядом с городом прошли масштабные бои. Царицын был переименован в Сталинград 10 апреля 1925 года.
В предвоенные годы возникают новые промышленные предприятия, открываются учебные заведения.
Героическое сопротивление города во время Великой Отечественной войны принесло городу мировую известность.
Сталинградская битва длилась почти полгода (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года). Это сражение является одним из самых крупных в истории всего человечества и до сих пор не имеет аналогов в военной истории. Так центральный вокзал города переходил из рук в руки 13 раз, Мамаев курган от боев изменил форму и 8 раз доставался врагу. Битва шла за каждый городской дом. 19 ноября началось контрнаступление, а 31 января 1943 года командующий группировкой немецких войск Паулюс сдался в плен.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Волгограда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 8 мая 1965 года городу было присвоено звание Город-герой с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.
В 1984 году президент Франции Франсуа Миттеран вручил Волгограду Орден Почётного Легиона в знак уважения французским народом героической победы в Сталинградской битве.
В послевоенные годы город быстро восстанавливается и становится крупнейшим транспортным и промышленным центром. В 1952 году вступил в строй Волго-Донской судоходный канал.
10 ноября 1961 года город Сталинград был переименован в Волгоград.
Мамаев курган – «главная высота России», одна из главных достопримечательностей Волгограда. Здесь находится мемориал «Героям Сталинградской битвы», центральная скульптура которого «Родина-мать зовёт!» входит в число семи чудес России.
Памятники архитектуры: здание Дворянского собрания, каланча центральной пожарной станции Царицына, здание гостиницы «Столичные номера», волгоградский планетарий.
В 2006 году духовным покровителем города стал святой князь Александр Невский.
В 2010 году согласно утвержденному депутатами Волгоградской областной Думы документу, в состав Волгограда включены следующие населенные пункты: рабочие поселки Водстрой, Горьковский, Гумрак, Южный, поселки Водный, Горный, Горная поляна, Гули Королевой, Заречный, Майский, им. XIX Партсъезда, Соляной, село Песчанка, хутора Бекетовский Перекат, Бобыли, Зайчики, Каменный Буерак, Кожзавод, Крестовый, Лесной, Лещев, Овражный, Павловский, Песчаная 1-я, Песчаная 2-я, Песчаная 3-я, Рыбовод.
Население города – более 1 миллиона человек (2020).
Праздничные мероприятия, посвященные Дню города, проходят в Волгограде в сентябре.
Герб
Советский герб Волгограда был утвержден 4 марта 1968 года и используется в наши дни: «Гербовый щит пересечен зелено-красно-зеленой орденской лентой. Вверху на красном поле медаль «Золотая Звезда», верхняя часть поля стилизована под крепостную стену с бойницами. Внизу — золотая шестерня с выходящими из нее золотыми колосьями».
Флаг
Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого расположен герб Волгограда.
Город-герой Волгоград
Герои: люди и города
Царицын, Сталинград, Волгоград – названия одного города. Первое упоминание
о нём восходит к 1579 году. С 1589 по 1925 годы носил название Царицын,
что в переводе с тюркского означает «жёлтый остров», 10 апреля 1925 года
был переименован в Сталинград. Именно под этим названием он вошёл в историю.
10 ноября 1961 года город
вновь поменял свое название. Сегодня официальное название населённого центра — город-герой Волгоград.
Великая Отечественная война – один из самых трагических периодов
в истории Волгограда. Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней,
стала одной из решающих и переломной в ходе Второй мировой войны.
Началась она 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.
Самым кровопролитным стал день 23 августа 1942 года, когда город подвергся
ожесточенной бомбардировке, вызвавшей колоссальные разрушения.
Были уничтожены не только жилые дома и здания города, за время боёв
было уничтожено всё городское сообщение.
На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД,
моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ и простые горожане.
13 раз переходило из рук в руки здание главного телеграфа города. 102‑я высота,
возвышенность Мамаев Курган, восемь раз захватывалась фашистами, но в результате
атаки была отбита. За время Сталинградского сражения погибло более 40 тысяч
мирных жителей, так как население не было эвакуировано.
Во время Сталинградской битвы все трамвайное хозяйство города было уничтожено.
Трамвай в городе работал до 23 августа 1942 года, когда город подвергся массированной
бомбёжке фашистской авиации. В развалинах лежали два трампарка, вагоноремонтные мастерские,
были разбиты тяговые подстанции, разрушена большая часть трамвайного пути и контактной сети.
Царицын стал первым уездным городом России, построившим себе трамвай. В 1913 году была проложена линия, с которой началась история волгоградского трамвая.
В годы Великой Отечественной войны сталинградские трамвайщики освоили
производство военной продукции. В мастерских трампарка был организован
цех по изготовлению снарядов к 45-миллиметровым противотанковым орудиям.
С октября 1941 года по август 1942-го в мастерских трамвайного треста
было произведено 200 тысяч снарядов для фронта.
28 января 1943 года, за три дня до капитуляции фельдмаршала Паулюса,
по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о возобновлении
работы трамвайного парка. Трамвайщики и горожане приступили
к восстановлению разрушенного трамвайного хозяйства.
Халиса Хайрулина вернулась из эвакуации в родной город в 1945 году
и пошла работать в трамвайный парк сварщицей.
Халиса Хайрулина родилась в 1914 году в Царицыне. Её отец погиб в Первой мировой до её рождения. Её и двух старших братьев вырастила мать.
Из воспоминаний Халисы Хайрулиной:
«Я родилась в 1914-м году. Отец погиб на войне. Мама
осталась одна с нами в 38 лет. Она так и не вышла замуж,
пока нас не вырастила. Родилась я и жила на Пугачёвской
улице. Там татары, русские были. Жили все одинаково,
24 семьи было. Всё было хорошо. Получили свою комнату.
Когда война началась, я работала на заводе имени Сакко
и Ванцетти. Как начали бомбить! Я бегом-бегом через мост
прямо на Пугачёвскую. Пришла, там дети. Детей забрала,
их трое было. Как бомбёжка началась, мы где попало жили,
то там спрячемся, то там… Кругом бомбили. Страшно, ужас,
страшно! Бомбят без конца. Мы за завалом пошли жить,
а там ещё хуже. Там дома такие маленькие, очень много погибших,
опять детей собрала и вернулась домой.
Мужа забрали на войну. Потом он раненый вернулся. Пошли
на берег, там военные были. Военные нас собрали с детьми,
за Волгой вышли, а там ничего нет, там уже не бомбят.
Мы вернулись в Волгоград в 1945 году. Пошла работать
на завод им. Сакко и Ванцетти. Они меня приняли обратно,
я же там работала, но квартиры нет. Обещали в мае месяце.
А нам жить негде, жили у людей. Тогда я пошла в трампарк,
меня сразу взяли и дали дом, где подстанция была.
Там из фанеры сделали кухню, так и жили. Затем перешла
в первый трампарк, там в подвале жильё было, жить можно было.
Работала сварщиком. Я ведь два года не работала. Боялась,
сумею ли, получится ли. А там вагоны, тележки надо варить.
Пошла настоящим сварщиком и сразу стала варить.
Туда‑сюда меня таскали, хорошо работала. ..»
Завод по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»
Автор: Кирилл Брага
Рабочий ремонтирует ускоритель трамвая на электротехническом участке завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»
Автор: Кирилл Брага
Рабочее место одного из слесарей завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»
Автор: Кирилл Брага
Сварка стопорной планки колесной пары тележки вагона на агрегатно-заготовительном участке завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»
Автор: Кирилл Брага
Обстановка в цехе, где обслуживают трамвайные колёса
Автор: Кирилл Брага
Трамвайный участок завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»
Автор: Кирилл Брага
Обстановка в цехе по ремонту трамваев, на снимке сиденья и двери из трамваев
Автор: Кирилл Брага
Вход в один из цехов завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс». Табличка говорит о том, что данная часть завода пережила Сталинградскую битву
Автор: Кирилл Брага
Световые сигналы и двери для въезда трамваем и троллейбусов в цех для их ремонта
Автор: Кирилл Брага
Восстанавливая разрушенное, коллектив трампарка работал днём
и ночью, прикладывая все усилия для скорейшего пуска на линию
как можно большего количества вагонов. С большими трудностями
первоначально удалось собрать 20 трамваев. Но так как Астраханский мост
был разбит, в центр города, по воспоминаниям ветеранов, вагоны пришлось
доставлять на железнодорожных платформах. Вручную толкали их до тупика
на Козловской улице, потом грузили. .. Ремонтировать остановившиеся трамваи
нередко приходилось и прямо на линии. Зимой на морозе специалисты
заменяли токоприёмники, ставили реостаты, иногда даже поднимали кузов.
В восстановлении движения трамвая были заинтересованы все: работники
предприятия, горожане, руководство города. Комитет обороны обязал
сталинградские предприятия поставлять необходимые материалы
и оборудование, рабочую силу. Ремонт вагонов и восстановление трамвайного
парка были возложены на крупнейшие предприятия города: тракторный завод
«Красный Октябрь», завод оборонной промышленности «Баррикады»,
судостроительное предприятие, завод им. Куйбышева,
машиностроительный завод им. Петрова и другие.
В очистке путей и укладке рельсов использовался труд
800 военнопленных фашистов.
Участник Великой Отечественной войны Гавриил Минаевич Василенко
24 июля 2014 года отметил свой 90-летний юбилей. В жизни этого
человека, как и большинства его сверстников, были голодное детство,
военные годы, послевоенное восстановление, строительство светлого будущего…
Родом с Кубани. В июле 1942 года восемнадцатилетним юнцом попал на фронт.
Воевал на Северо-Кавказском фронте, в 183-м стрелковом запасном полку,
был связистом. В марте 1943 года в станице Крымской под Новороссийском
получил ранение, долго лечился, после чего был признан непригодным к службе.
Бывшего солдата в 1944 году направили на восстановление Сталинграда.
Определили на расчистку завалов на территории завода «Красный Октябрь»:
собирали трофеи в виде танков, орудий, машин, которые потом отправлялись
на переплавку.
В 1969 году семья Василенко переехала
в Волгоград. В 1974 году Гавриил Минаевич
устроился работать слесарем по ремонту
подвижного состава в ремонтные мастерские
Волгоградского трамвайно-троллейбусного
управления (ВТТУ). В настоящее время это
завод по ремонту трамваев и троллейбусов
«ВЭТА» – структурное подразделение
МУП «Метроэлектротранс». В мастерских он
проработал до выхода на пенсию в 1984 году.
Гавриил Минаевич вместе со своей супругой Марией Алексеевной воспитали
пятерых детей. Сейчас у них 10 внуков и 18 правнуков. Ветеран Великой
Отечественной и сегодня активен и энергичен. Через день ездит на дачу,
которая находится в Красной слободе, ухаживает за огородом. Следит
за здоровьем своей супруги, заботится о ней.
Из воспоминаний Раисы Черновой:
Вспоминая годы своей юности, выпавшие на военное лихолетье, бывшая военная санитарка Раиса Ивановна Чернова говорит, что ее судьба похожа на судьбы сотен тысяч ее ровесников, которым пришлось познать и голод, и нужду, и тяжкий труд.
В октябре 1942 года девчонку забрали в госпиталь. В пяти километрах от ее родной деревни развернулся ХППГ — хирургический передвижной полевой госпиталь. Пришел комиссар к председателю колхоза, попросил нескольких девочек в помощь медицинскому персоналу. Председатель указал на троих, в том числе и на Раису.
«Наш военно-полевой госпиталь стоял в селе Власово Орловской области, — вспоминает Раиса Ивановна. — Помещения конторы были заняты под операционные. А раненых размещали в других домах. Первой больничной палатой, куда я пришла работать санитаркой, был бывший амбар. На полу лежали топчаны, на них — раненые. Часто солдат распределяли на постой по домам жителей.»
С середины января 1943 года советские войска на юго-западе пошли в наступление, за ними передислоцировался и военно-полевой госпиталь.
Участвовала в восстановлении Ленинграда после снятия блокады. Так девушка оказалась на Ижорском военном заводе, где проработала два года и три месяца. Предприятие было полностью разрушено. Девчата разбирали завалы, строили цеха. Поначалу спали там же, где работали, в цехах на топчанах. Потом их переселили в бараки. Раису направили на курсы лаборантов по анализу жидкого кислорода. Там, в Ленинграде, 19-летняя девушка встретила Победу.
В декабре 1946 года ей дали направление на Сталинградский завод «Красный Октябрь». Так Раиса Ивановна стала сталинградкой. 38 лет проработала в энергохозяйстве трампарка, возглавляла ветеранскую организацию предприятия. В 1990 году вышла на пенсию. Несмотря на годы, она долго пела в академическом хоре Дома офицеров. Раиса Ивановна — автор стихов, в которых пишет о том, что прожито, что пройдено…
Волгоград – очень необычный город. Он протянулся вдоль Волги на 80 км, а с пригородами — на все сто. При этом протяженность его вглубь весьма невелика — два-три километра, и только в северной части город значительно вдается в сушу. После полного
разрушения транспортного сообщения в городе необходимо было в очень короткий срок устранить неполадки и восстановить трамвайные пути. От этого зависела жизнь многих горожан.
Каждый из этих ветеранов связал судьбу с работой на волгоградском транспорте, каждый вложил свою силу, труд, отдал свою молодость и жизнь на восстановление и дальнейшую бесперебойную работу городского трамвая.
Матвей Владимирович Логинов во время ВОВ был несовершеннолетним узником, которому будучи подростком, пришлось пережить плен, тяготы и лишения. Два года Матвей Владимирович Логинов работал в фашистском плену.
25 декабря 1945 года на станцию Татьянка под Сталинградом прибыл спецэшелон. В товарных вагонах в Сталинград привезли бывших узников фашистских концлагерей. В то время их называли репатриированными. Перед отправкой из города Гродно юноши и девушки, гнувшие спину на фашистов, прошли унизительную проверку в особом отделе. По законам того времени позорный факт пребывания на вражеской территории они должны были искупить трудовой повинностью на благо Родины. Пассажиров гродненского спецэшелона кинули на восстановление Сталинграда.
В трампарке Матвей Владимирович приобрел профессию и проработал 48 лет. Еще два года к общему трудовому стажу приплюсовали ему в собесе — за каторжный труд в фашистской Германии
Из воспоминаний Матвея Логинова:
«В 43-м году нас, подростков, забрали немцы. И привезли, не знаю куда: или польская граница была, или немецкая. Нас высадили всех, и стали мы проходить комиссию. Прошли, и потом начала приезжать рабсила туда. И вот нас забрали человек, наверное, сто. Посадили в вагон и снова повезли. И вот привезли нас на большую станцию, на ней мы и работали. Делали все после бомбежки, все, что заставляли, то и делали.
Потом американцы начали снаряды кидать. Через дорогу были офицеры, порожний сарай. В Германии это. А потом один такой ушлый немец, чтоб американцы его не тронули, нас взял к себе в бомбоубежище. Здоровый он был такой. Потом пришли американцы и сказали, куда идти. И мы назад все. Ну, конечно, провожали нас.
Потом снова нас повезли. Сказали, что это особый рабочий батальон. И все. Потом мы узнали, что нас везут в Сталинград. Только мы, деревенские пацаны, понятия не имели, что есть такой город Сталинград.
В Сталинград привезли нас в поселок Татьянка. И начали снова привозить рабсилу. Приехал Авилкин, директор трамвайного управления. Вот он нас, человек сто, взял к себе. И начали мы работать в трампарке. Клуб там стоит и сейчас, был он тогда весь разбитый. Нас поместили в этом клубе. Не помню, или мы делали нары, или они уже были. Нары двухэтажные, сплошные. Там матрацы были вроде. И стояла печка там, как в вагонах, буржуйка. Больше ничего. Зима, умываться негде. А эта буржуйка, когда топится… Не знаю, чем топили. Проснешься – черный, как негр. Всё это с себя стряхнешь…
Убирали мусор вокруг. Везде требовалась рабсила. Кого на пути, кого куда. И вот нас, не помню, сколько человек, отправили ремонтировать трамваи. Трамваи днем бегают, а ночью их надо ремонтировать. Тогда трамваев не особо много было, вот мы их и осматривали ночью. По восемь часов работали, один выходной. Вот так и работали. Проработал там 48 лет. Вот и вся наша песня…»
Пассажиры на станции скоростного трамвая в Волгограде
Автор: Кирилл Брага
Cтанция скоростного трамвая в Волгограде
Автор: Кирилл Брага
Пассажиры на станции скоростного трамвая «Профсоюзная»
Автор: Кирилл Брага
Скоростной трамвай на подземной станции «Театр Юного Зрителя» (ТЮЗ) в Волгограде
Автор: Кирилл Брага
Скоростной трамвай подъезжает к подземной станции «Ельшанка» в Волгограде
Автор: Кирилл Брага
Трамвай на улице Баррикадная, на фоне купола Казанского кафедрального собора в Волгограде
Автор: Кирилл Брага
Трамвай на фоне здания конца 19 века, принадлежавшей церковно-приходской школе. Теперь в нем находится департамент по рекламе Администрации г. Волгограда
Автор: Кирилл Брага
После Великой Отечественной войны по плану реконструкции промышленные предприятия и жилые кварталы были значительно удалены друг от друга. Все это привело к тому, что жители Волгограда особенно много пользуются общественным
транспортом. Перевозкой пассажиров электрическим транспортом в Волгограде сегодня занимается МУП «Метроэлектротранс». Девиз предприятия: «Все для пассажиров!». Ежедневно сотрудники завода по ремонту трамваев трудятся на благо своего города. В восстановленных и заново построенных помещениях специалисты чинят колеса, электрику, приваривают сломанные детали техники и продолжают жить под мирным небом над головой.
Материал подготовили:
Руководитель проекта: Оксана Олейник
Автор: Юлия Насртдинова
Фото:
Кирилл Брага
МИА «Россия сегодня»
Выражаем особую благодарность за помощь в организации съёмок и предоставление материалов о ветеранах Надежде Бутримовой,
помощнику генерального директора МУП «МЭТ» г. Волгограда
Герои: люди и города
История Волгограда | Русмания
XVI век
Основание
Считается, что современный город Волгоград был основан в 1589 году как крепость Царицын на реке Волге на территории, присоединенной к России после поражения Астраханского ханства. . Название происходит от реки Царицы, которая имеет тюркское происхождение и не имеет отношения к русскому слову «царь». До этого считается, что здесь располагалась татарская слобода.
XVII век
Пограничный город
Царицын быстро превратился в важный пограничный город с гарнизоном войск и таможенников. Находясь на границе с Россией, город часто подвергался вражеским набегам со стороны крымских татар, кочевников-калмыков и казахов и даже казаков, прежде чем они были куплены под властью России. Во время восстания под предводительством Степана Разина в 1670 город присоединился к восстанию.
18 век
Царицынская укрепрайонная линия
В течение 18 века Царицын продолжал страдать от рук кочевников, худшее из которых произошло в 1717 в ходе того, что стало известно как Кубанский погром. В результате набегов Петр I приказал построить Царицынскую укрепленную линию, состоящую из земляных насыпей, идущую от Царицына до реки Дон. Обороны были построены между 1718 и 1725 , но наибольшее применение они получили во время правления императрицы Анны, когда русские поселились на охраняемых ими территориях. Поэтому линию обороны часто называли Курганом Анны Иоанновны. Императрица Анна также была ответственна за создание Волжского казачьего войска в 1734 , который базировался к северу от Царицына.
Немецкое поселение на Волге
Во время своего правления немецкая императрица Екатерина Великая поощряла эмиграцию в регион немецких специалистов, которые привносили навыки, необходимые для промышленного и сельскохозяйственного развития Поволжья. Пришедшие немцы основали вокруг Царицына свои поселения, наиболее известными из которых были Сарепта на окраине города в 1765 . Эти немцы позже стали известны как немцы Поволжья.
Восстание Пугачева
В 1774 волжские казаки поддержали восстание Емельяна Пугачева и вместе пошли на Царицын. Однако именно в Царицыне восстание начало давать сбои, так как правительственные войска нанесли повстанцам сокрушительное поражение. За поддержку Пугачева Волжское казачье войско было распущено в 1777 по указу императрицы Екатерины Великой. В 1780 году Царицын стал центром Царицынского уезда Саратовского наместничества.
XIX век
Промышленное развитие
В конце XVIII века, после распада Волжского казачьего войска и устарения Царицынского укрепленного рубежа, оборонительная роль Царицына уменьшилась, а промышленное значение города возросло. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего XIX века, чему способствовало появление в Царицыне железнодорожных линий, улучшение транспортного сообщения и появление новых отраслей промышленности в Царицыне.
20 век
Оборона Царицына
Во время Гражданской войны в России Царицын считался стратегическим городом из-за его промышленности и порта, за контроль над которым боролись красные и белые. Битва и оборона Царицына стали знаменательным эпизодом войны. Белые во главе с атаманом Петром Красновым начали свой поход на захват города у большевиков осенью 1918 гг. Согласно традиционной советской версии событий, местный лидер большевиков — некий Иосиф Сталин — не подчинился приказу из Москвы и ввел с Кавказа подкрепления, которые смогли удержать город. Белые, на этот раз во главе с Петром Врангелем, смогли захватить город в мая 1919 , но к августа 1919 город вновь оказался в руках красных, а белые, существенно ослабев, начали бегство в Крым.
Под твердым контролем большевиков город стал центром новообразованной Царицынской губернии в 1919 . В 1925 году было принято решение о переименовании города в Сталинград в знак признания роли Иосифа Сталина в обороне города в годы Гражданской войны.
Сталинградская битва
Стратегическое значение города еще раз было продемонстрировано во время Второй мировой войны, когда нацистская Германия надеялась захватить город и полностью отрезать СССР от нефтепромыслов Кавказа. Нацисты начали наступление в конце лета 1942 и сумели захватить большую часть города, но затем им пришлось сражаться за каждое здание, которое Советы героически и упорно защищали. В ноября 1942 года года Красная Армия перешла в контрнаступление под кодовым названием «Операция Уран» («Уран»), в результате которого удалось окружить 6-ю немецкую армию. 6-й армии было приказано удерживать город, пока туда доставят припасы по воздуху.00:07 февраля 1943 г. 90:08 последний немецкий аэродром был захвачен советскими войсками, и у 6-й армии быстро закончились припасы и боеприпасы. Когда генерал Фридрих Паулюс попал в плен, у него не было другого выбора, кроме как сдать 6-ю немецкую армию. В тот же день Гитлер произвел Паулюса в генерал-фельдмаршалы, что было расценено как намек на то, что он должен покончить жизнь самоубийством, поскольку ранее ни один генерал-фельдмаршал не попадал в плен живым.
Сталинградская битва была главным сражением войны (возможно, даже главным сражением войны) и считается самой кровавой битвой за всю историю войн. Это также рассматривается как переломный момент для вермахта, который потерял инициативу на Восточном фронте и веру в свою непобедимость, а также поворотный момент в европейской войне, когда Гитлер впервые был вынужден отступить. Однако эта победа была достигнута с огромными человеческими потерями (по оценкам, погибло около 2 миллионов человек, включая немцев и советских солдат, солдат и мирных жителей), и город был практически разрушен.
Восстановление и переименование города
После войны Сталинград был восстановлен как образцовый советский город, и были установлены многочисленные мемориалы, наиболее известным из которых является впечатляющий монумент «Мать Россия зовет» на городском Мамаевом кургане, строительство которого было завершено в 1967 г. . Промышленность города также была восстановлена и усилена строительством Волго-Донского канала в 1952 и Волжской ГЭС в 1961 . В 1961 , в рамках программы десталинизации было принято решение переименовать город в Волгоград.
Посетите Волгоград в России | История, достопримечательности и чем заняться
Волгоград поистине город, в котором решался исход Второй мировой войны. Город расположен на западном берегу реки Волги. Свое название он получил в 1961 году, буквально означая «Город Волга».
В советское время он был известен как Сталинград, но как бы он ни назывался, он известен во всем мире победой, изменившей ход Второй мировой войны, он получил звание «Город-герой» из-за поражения Немцы в печально известной Сталинградской битве. Эта связь с мировой историей — самая захватывающая причина познакомиться с Волгоградом.
Основанный в конце 16 века Волгоград известен под многими именами. Первоначально Царицын, затем Сталинград, затем снова Волгоград, у него такая же бурная история, как и смена названия. Свое первое название он получил благодаря расположению на слиянии рек Царицы и Волги. Он был основан как крепость, а затем преобразован в популярный торговый аванпост.
За время своего существования в качестве крепости город пережил многочисленные восстания, мятежи и стычки, являясь постоянным источником нападений благодаря своему превосходному положению на Волге. Эта история битвы была, возможно, предзнаменованием грядущих событий.
Во время Второй мировой войны Гитлер и Муссолини нацелились на Волгоград из-за его промышленной мощи, нефтяных месторождений и важных транспортных путей. Произошедшее в результате сражение (Сталинградская битва) стало поворотным моментом во Второй мировой войне, став одной из крупнейших побед над войсками Оси на суше и первым поражением Германии, публично объявленным по немецкому радио.
С помощью лютой русской зимы, вызвавшей мороз и голод из-за истощения запасов, нацистские войска были побеждены Советами. Командующий генерал Фридрих Паулюс сдался, чтобы спасти свои войска, несмотря на приказ Гитлера сражаться до смерти. Паулюс стал самым высокопоставленным немецким офицером, когда-либо попавшим в плен, и в конце концов перешел на сторону Москвы.
Во время этого интенсивного сражения на суше погибло почти два миллиона человек, что принесло ему титул самого кровопролитного сражения Второй мировой войны и, возможно, самого смертоносного сражения в истории.