Волгоград краткая история: История — Официальный сайт администрации Волгограда

История — Официальный сайт администрации Волгограда

Царицынъ — Сталинград — Волгоград


Поселение на территории современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году.


Своё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. В основе названия лежат, вероятно, татарские слова «сари-су» (жёлтая река) или «сари-чин» (жёлтый остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на о. Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. В начале XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 г. на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран. В 1606 г. при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.


В 1667-1672 гг. царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691-м в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 г. донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства. В 1722-м и 1723 г. город посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1727 году Царицын был снова истреблён пожаром. В 1731-м Царицын был отстроен заново и укреплён. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осаждён Е. И. Пугачёвым, но без успеха.




В 1708 г. Царицын приписан к Казанской губернии, с 1719-го — к Астраханской, с 1773-го — к Саратовскому наместничеству. С 1780 г. — уездный город Саратовского наместничества (затем губернии). В начале XIX в. в городе начала возникать мелкая промышленность (3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская. В 1862 г. вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын — Калач-на-Дону), в 1879 г. — на Грязи и далее на Москву, в 1897 г. — на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900-м — на Донбасс. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале XX в. в городе действовали уже свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5 горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.




В 1913 г. в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция, ежегодно проводились 3 летние ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.


Во время Гражданской войны (1918-1920 гг.) в Царицыне происходили ожесточённые бои.


С 1920 г. Царицын — центр Царицынской губернии. В 1925 г. город был переименован в Сталинград. В 1928 г. — центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932-м — центр Нижневолжского края. В 1934 г., после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 г. Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 г.), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.




Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв второй мировой войны (1939-1945 гг.) — Сталинградская, ставшая её переломным этапом. Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 г. и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.




Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек (!) — четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте.


За выдающиеся заслуги перед Родиной 1 мая 1945 года Сталинград был удостоен почётного звания города-героя, а 8 мая 1965 года награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».




Наш славный город был полностью разрушен в годы второй мировой войны. Но сразу же после войны он восстал из пепла, как легендарная птица Феникс. В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.


Современный Волгоград — один из красивейших городов России. По генеральному плану 1945 года он сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т.п., отрезавших жилые районы от реки. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе — Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.




Наш замечательный город протянулся на 90 км вдоль берега Волги и занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих посёлков. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет 1012, 8 тыс. человек. Из них 463,3 тысячи мужчин и 549,5 тысячи женщин.


В Волгограде сосредоточен значительный промышленный и культурный потенциал, двадцать высших учебных заведений, планетарий с уникальным оборудованием, десятки библиотек.


Волгоград, благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению и высокому промышленному потенциалу, выполняет важные стратегические функции в социально-экономическом развитии Юга России. Наличие в Волгограде мощной научной базы и высших учебных заведений различной специализации создаёт условия для масштабной реструктуризации промышленного производства и преобразований городского хозяйственного комплекса на передовой инновационной основе.

Геральдика

Флаг



Флаг города — героя Волгограда представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с двухсторонним изображением в центре герба города — героя Волгограда. Соотношение ширины и длины флага города — героя Волгограда должно составлять 2:3. Красный цвет — исконный цвет национальных флагов России, олицетворяющий мужество, державность, кровь, пролитую за отечество, силу, энергию. Изображение герба города — героя Волгограда на флаге символизирует принадлежность флага городу. Соотношение площадей герба и флага должно составлять 1:7.

Герб


По официальной версии Царицын был основан в 1589 году, но собственного герба город не имел вплоть до середины XIX века.


А начиналась история герба так. По приказу Петра I в Петербурге была создана Герольдмейстерская контора или Герольдия. В её обязанности входило составление и утверждение гербов. 12 апреля 1722 года в соответствии с личным указом Петра Алексеевича, помощником герольдмейстера и составителем гербов был назначен граф Франциск Санти, итальянец по происхождению. С 1724 года Герольдмейстерская контора начинает заниматься составлением городских гербов в тех городах, которые таковых не имеют. Городской герб отныне должен помещаться на печатях городских учреждений и на знаменах полков расквартированных в этих городах. Создание гербов объявили делом государственной важности. Но дело оказалось трудоемким, нужно было собрать сведения о городах. С этой целью в города были разосланы анкеты, в которых содержались вопросы о времени основания города, природных условиях, животном и растительном мире и т.п. В конце анкеты была просьба выслать рисунок и описание городского герба, если такой уже имелся. Сведения, полученные благодаря этому анкетированию, хранятся сейчас в Российском государственном архиве в Санкт-Петербурге, но сведений из Царицына там нет. Герб Царицына появляется впервые в сборнике гербов, составленном Санти, но автор его не известен.



Первоначально, с 1729-1730 гг. в качестве герба в Царицыне использовалась эмблема царицынского драгунского полка. Царицын сохранял статус крепости, и драгунский полк постоянно находился в нем на кормлении. На эмблеме на красном поле были помещены два перекрещенных серебряных осетра. Но эмблема не являлась официально утвержденным гербом.



Собственно герб Царицына создавался в середине XIX века. Первый проект герба был забракован. Он выглядел следующим образом: французский щит, разделенный на две равные части горизонтальной линией, в верхней части помещен герб губернского Саратова (три стерляди на голубом поле), а в нижней на красном поле золотая императорская корона. Сверху щит венчала городская корона. Императорская корона символизировала в проекте название города. Но по правилам геральдики было не допустимо, чтобы городская корона была размещена выше императорской, и проект отклонили.



Свой официально утвержденный герб Царицын получил лишь в 1854 году. 29 октября его утвердил император Николай I, а 16 декабря герб города был рассмотрен и окончательно утвержден в Сенате. Вот его описание: французский щит, разделенный на две равные части горизонтальной линией, в верхней части помещен герб губернского Саратова (три стерляди на голубом поле), а в нижней части на красном поле две перекрещенных серебряных стерляди. Венчала герб городская корона, что соответствовало статусу уездного города.



Впоследствии было сделано отступление в изображении герба. Появились атрибуты, которые соответствовали статусу губернского города – золотая императорская корона и венок из дубовых листьев обвитый Андреевской лентой. Возможно, это отступление связано с тем, что в конце XIX – начале XX века Царицын стал самым крупным торговым и промышленным центром на юго-востоке России.


После 1917 года городской герб не использовался. Вопрос о создании нового герба встал вновь после присвоения Волгограду звания города-героя в 1965 году. 10 января 1966 года принято постановление исполкома Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся «О гербе города-героя Волгограда». Был объявлен открытый конкурс проектов. Но первого места не занял никто. Условия конкурса отразить в гербе героические подвиги Красного Царицына и Сталинграда, а так же созидательный труд горожан после войны было очень сложно. Да и знания законов геральдики явно не хватало. Только после дополнительной работы группы художников из Художественного фонда – Евгения Борисовича Обухова, Германа Николаевича Ли, Алексея Григорьевича Бровко и Геннадия Александровича Ханова – проект герба был утвержден 4 марта 1968 года.



Описание герба следующее: общая форма герба города — героя Волгограда является традиционно-геральдической. В основу его взят щит золотистого цвета, разделенный на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда». Верхняя половина герба представляет собой символическое изображение неприступной крепости на Волге. Она представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенной в красный цвет. Красный цвет символизирует мужество, державность, кровь, пролитую за отечество, силу, энергию. Дополняет это медаль «Золотая Звезда», которой награжден город, изображенная золотистым цветом на общем красном фоне. В нижней половине герба изображена золотистого цвета шестерня, символизирующая развитую промышленность и индустрию города, и золотистого цвета сноп пшеницы — символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет по всему полю в этой части герба символизирует Волгу. Соотношение ширины к высоте должно составлять 8:9. В таком виде герб существует по сегодняшний день.

История города Волгограда и его переименований. Справка

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://ria.ru/20090712/176916988.html

История города Волгограда и его переименований. Справка

История города Волгограда и его переименований. Справка — РИА Новости, 10.07.2009

История города Волгограда и его переименований. Справка

Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области. Город-герой, место битвы за Сталинград. 12 июля 2009 года Волгоград отмечает 420-летия со дня своего основания.

2009-07-12T09:30

2009-07-12T09:30

2009-07-10T17:02

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/sharing/article/176916988.jpg?1768975131247230952

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2009

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество

Общество

Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области. Город-герой, место битвы за Сталинград. 12 июля 2009 года город отмечает 420-летия со дня своего основания.

Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона, которое с древнейших времен являлось перекрестком водных и сухопутных торговых путей. Здесь находились наиболее удобные перевозы и волоки между реками.

Частые нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через Переволоку на Астрахань в 1569 году в надежде изгнать русских из Нижнего Поволжья вынудили Ивана Грозного и бояр заняться преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.

Датой же основания самого города принято считать 12 июля 1589 года. Именно этим числом датирована грамота царя Федора Иоанновича воеводе князю Григорию Осиповичу Засекину, которому было поручено строить новый город.

Воевода Засекин избрал для города «Царицын остров» против устья реки Царицы, название которой связано вероятнее всего с тюркским «Сары-су» («желтая, мутная вода»). По одной из версий название города возникло от имени реки Царицы, по другой, от тюркского слова «Сары-чин» («желтый остров»). Сам город закономерно получил название Царицын.

 

Царицыну отводилась роль сторожевой крепости для защиты русской земли и великого волжского пути от набегов кочевников на юго-восточных границах русского государства.

В 1606 году при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Федора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.

Несколько лет спустя Царицын был почти полностью уничтожен пожаром. В 1615 году город был отстроен заново, но уже на правом берегу Волги. В те годы под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран.

В 1691 году в Царицыне была учреждена таможня, здесь шла оживленная торговля солью и рыбой.

В 1723 году город посетил Петр I.

 

В 1727 году Царицын был снова уничтожен пожаром. В 1731 году его заново отстроили и укрепили. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осажден Емельяном Пугачевым, но без успеха.

В 1708 году Царицын был приписан к Казанской губернии; в 1719 году – к Астраханской; в 1773 году – к Саратовскому наместничеству.
В 1780 году Царицын стал уездным городом Саратовского наместничества, а затем и губернии.

 

В начале XIX века в городе стали появляться первые промышленные предприятия. Были построены три кирпичных, два свечных, один горчичный и пивной заводы. Через Царицын пролегли пять почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская.

В 1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога. Поезда двигались по маршруту «Царицын — Калач-на-Дону». С 1879 года появилось также направление «Царицын – Грязи – Москва»; с 1897 года – «Царицын – Тихорецк», с 1900 года – «Царицын – Донбасс».

В конце XIX века в городе заработали несколько представительств крупных пароходных компаний.

В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища.

В начале XX века в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (пятнадцать лесопильных, две мукомольных, четыре чугунолитейных и механических, пять горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.

 

В 1913 году в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты десять православных церквей и одна лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, две общественные библиотеки, пять типографий, две больницы, две амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция.

Каждое лето в городе проводились три крупных ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах в Царицыне происходили ожесточенные бои.

Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые.

В 1920 году Царицын стал центром Царицынской губернии.

В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград. В 1928 году город стал центром округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году – центром Нижневолжского края.

В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего.

В 1936 году Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 год), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

С первых дней Великой Отечественной войны город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение.

 

С весны 1942 года начались регулярные налеты фашистской авиации на Сталинград.

C 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на подступах к городу и в самом городе происходила одна из важнейших битв Второй мировой войны (1939-1945 годы) – Сталинградская, ставшая ее переломным этапом.

Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 года и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска ослабили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.

Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек, что составляло примерно четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте.
После Сталинградской битвы в Сталинграде не оставалось ни одного целого здания, среди руин трудно было определить даже направление улиц. В послевоенные годы город был выстроен заново.

1 мая 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной Сталинград был удостоен почетного звания города-героя, а 8 мая 1965 года был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В 1958 году Указом Президиума ВС РСФСР Сталинград был назначен городом областного значения и административным центром Сталинградской области.

В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.

В 2005 году Законом Волгоградской области Волгоград был наделен статусом городского округа. День города отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.

Современный Волгоград занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих поселков. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет чуть более 1 млн человек.

Город является крупным промышленным центром. Здесь работают более 160 крупных и средних промышленных предприятий, обслуживающие такие отрасли промышленности как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, оборонно-промышленный комплекс, лесная промышленность, легкая и пищевая промышленности.

Через город проходит Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.

Город имеет развитую инфраструктуру, в которую входят около 500 образовательных учреждений, 102 медицинских учреждения и 40 культурных организаций и др.

В городе насчитывается 11 стадионов, 250 залов, 260 приспособленных для занятий физкультурой и спортом помещений, 15 плавательных бассейнов, 114 спортивных площадок, футбольных полей, футбольно-легкоатлетический манеж.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История Волгограда | Русмания

XVI век

Основание

Считается, что современный город Волгоград был основан в 1589 году как крепость Царицын на реке Волге на территории, присоединенной к России после поражения Астраханского ханства. . Название происходит от реки Царицы, которая имеет тюркское происхождение и не имеет отношения к русскому слову «царь». До этого считается, что здесь располагалась татарская слобода.


XVII век

Пограничный город

Царицын быстро превратился в важный пограничный город с гарнизоном войск и таможенников. Находясь на границе с Россией, город часто подвергался вражеским набегам со стороны крымских татар, кочевников-калмыков и казахов и даже казаков, прежде чем они были куплены под властью России. Во время восстания под предводительством Степана Разина в 1670 город присоединился к восстанию.


18 век

Царицынская укрепрайонная линия

В течение 18 века Царицын продолжал страдать от рук кочевников, худшее из которых произошло в 1717 году, во время того, что стало известно как Кубанский погром. В результате набегов Петр I приказал построить Царицынскую укрепленную линию, состоящую из земляных насыпей, идущую от Царицына до реки Дон. Обороны были построены между 1718 и 1725 , но наибольшее применение они получили во время правления императрицы Анны, когда русские заселили охраняемые ими территории. Поэтому линию обороны часто называли Курганом Анны Иоанновны. Императрица Анна также была ответственна за создание Волжского казачьего войска в 1734 , который базировался к северу от Царицына.


Немецкое поселение на Волге

Во время своего правления немецкая императрица Екатерина Великая поощряла эмиграцию в регион немецких специалистов, которые привносили навыки, необходимые для промышленного и сельскохозяйственного развития Поволжья. Пришедшие немцы основали вокруг Царицына свои поселения, наиболее известными из которых были Сарепта на окраине города в 1765 . Эти немцы позже стали известны как немцы Поволжья.


Восстание Пугачева

В 1774 волжские казаки поддержали восстание Емельяна Пугачева и вместе пошли на Царицын. Однако именно в Царицыне восстание пошло на убыль, поскольку правительственные войска нанесли повстанцам сокрушительное поражение. За поддержку Пугачева Волжское казачье войско было распущено в 1777 по указу императрицы Екатерины Великой. В 1780 году Царицын стал центром Царицынского уезда Саратовского наместничества.


XIX век

Промышленное развитие

В конце XVIII века, после распада Волжского казачьего войска и устарения Царицынского укрепленного рубежа, оборонительная роль Царицына уменьшилась, а промышленное значение города возросло. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего XIX века, чему способствовало появление в Царицыне железнодорожных путей в , 1860-х, и , 1870-х, , что улучшило транспортное сообщение и привело в Царицын новые отрасли промышленности.


20 век

Оборона Царицына

Во время Гражданской войны в России Царицын считался стратегическим городом из-за его промышленности и порта, за контроль над которым боролись красные и белые. Битва и оборона Царицына стали знаменательным эпизодом войны. Белые во главе с атаманом Петром Красновым начали свой поход на захват города у большевиков осенью 1918 гг. Согласно традиционной советской версии событий, местный лидер большевиков — некий Иосиф Сталин — не подчинился приказу из Москвы и ввел с Кавказа подкрепления, которые смогли удержать город. Белые, на этот раз во главе с Петром Врангелем, смогли захватить город в мая 1919 , но к августа 1919 город вновь оказался в руках красных, а белые, существенно ослабев, начали бегство в Крым.

Под твердым контролем большевиков город стал центром новообразованной Царицынской губернии в 1919 . В 1925 году было принято решение о переименовании города в Сталинград в знак признания роли Иосифа Сталина в обороне города в годы Гражданской войны.


Сталинградская битва

Стратегическое значение города еще раз было продемонстрировано во время Второй мировой войны, когда нацистская Германия надеялась захватить город и полностью отрезать СССР от нефтепромыслов Кавказа. Нацисты начали наступление в конце лета 1942 и сумели захватить большую часть города, но затем им пришлось сражаться за каждое здание, которое Советы героически и упорно защищали. В ноября 1942 года года Красная Армия перешла в контрнаступление под кодовым названием «Операция Уран» («Уран»), в результате которого удалось окружить 6-ю немецкую армию. 6-й армии было приказано удерживать город, пока туда доставят припасы по воздуху.00:07 февраля 1943 г. 90:08 последний немецкий аэродром был захвачен советскими войсками, и у 6-й армии быстро закончились припасы и боеприпасы. Когда генерал Фридрих Паулюс попал в плен, у него не было другого выбора, кроме как сдать 6-ю немецкую армию. В тот же день Гитлер произвел Паулюса в генерал-фельдмаршалы, что было расценено как намек на то, что он должен покончить жизнь самоубийством, поскольку ранее ни один генерал-фельдмаршал не попадал в плен живым.

Сталинградская битва была главным сражением войны (возможно, даже главным сражением войны) и считается самой кровавой битвой за всю историю войн. Это также рассматривается как переломный момент для вермахта, который потерял инициативу на Восточном фронте и веру в свою непобедимость, а также поворотный момент в европейской войне, когда Гитлер впервые был вынужден отступить. Однако эта победа была достигнута с огромными человеческими потерями (по оценкам, погибло около 2 миллионов человек, включая немцев и советских солдат, солдат и мирных жителей), и город был практически разрушен.


Восстановление и переименование города

После войны Сталинград был восстановлен как образцовый советский город, и были установлены многочисленные мемориалы, самый известный из которых – впечатляющий монумент «Мать Россия зовет» на городском Мамаевом кургане, строительство которого было завершено в 1967 г. . Промышленность города также была восстановлена ​​и усилена строительством Волго-Донского канала в 1952 и Волжской ГЭС в 1961 . В 1961 , в рамках программы десталинизации было принято решение переименовать город в Волгоград.

Волгоград: история и мифы — Геоистория

Над Волгоградом витает торжественное, но благоговейное почтение. Сначала небольшой военный гарнизон, а затем быстро растущий центр торговли и транспорта, Волгоград больше всего известен как россиянам, так и иностранцам как место самого кровопролитного сражения Второй мировой войны. Сегодня Волгоград — промышленный город и транспортный узел, сердцем которого является река Волга. Он принимает свое прошлое, устремляясь вперед, но ему также приходится сталкиваться с новыми экономическими и политическими вызовами.

География Волгограда

Город был основан как военный гарнизон в конце 16 века, вскоре после того, как Россия впервые отвоевала эту территорию у Астраханского ханства. Хотя его непосредственная цель состояла в том, чтобы помочь защитить новую территорию и управлять ею, вероятно, имелись в виду более грандиозные долгосрочные планы, когда ему было присвоено его первоначальное царское имя Царицын.

Расположенный на стратегическом узком перешейке реки Волги, город имел хорошие возможности для защиты северных территорий России от иностранных армий, наступавших с юга. Он также хорошо подходит для того, чтобы действовать как часть одного из торговых путей шелкового пути, идущего из Европы в Азию. Окружающая местность, известная как «Великая степь» и характеризующаяся засушливым, сухим климатом и пастбищными равнинами, хорошо подходит для производства зерна, которое когда-то было крупнейшим экспортным товаром России в Европу и одним из ее основных источников богатства и международной «мягкости». » сила.

Древняя история Волгограда

Волгоград, основанный в беспокойном новом регионе, существовал как небольшое военно-торговое поселение почти 300 лет. Царицыну поначалу приходилось постоянно обороняться от казаков, крымских татар и даже от собственных войск, бунтовавших на новом окраине.

Однако к 1691 году город был достаточно стабильным и процветающим, чтобы содержать таможню. Соль стала основным товаром, и поселение поддерживало небольшое население, пытаясь создать в регионе стабильную сельскохозяйственную базу. Однако только после прибытия Волго-Донской железной дороги в 1862 году городское развитие началось в гораздо больших масштабах.

Город был преобразован в транспортный узел, обслуживающий окружающие сельскохозяйственные предприятия и более широкие торговые сети, соединяющие Черное и Каспийское моря с западом и востоком и Москву с севером.

Советский Волгоград

Нечувствительность российского сельского хозяйства по состоянию на 2006 г. Красный – наиболее интенсивный; светло-голубой наименее интенсивен. Волгоград находится на юге плодородного, хорошо орошаемого и доступного сельскохозяйственного региона России. Источник графика: IIASA

Вскоре после того, как город превратился в крупный торговый центр, произошла русская революция. Город был захвачен большевистскими войсками на раннем этапе, и, хотя царские войска предприняли несколько попыток захватить это стратегическое место, он оставался под контролем Красной Армии на протяжении большей части гражданской войны в России.

Сталинские пятилетки в итоге превратили город в крупный промышленный центр и продолжили развивать его транспортную инфраструктуру. Грандиозные долговременные замыслы вновь просматриваются в решении переименовать город в «Сталинград» в 1925.

Стратегический город снова стал местом ожесточенных боев во время Второй мировой войны. Нацисты предприняли попытку воздушного блицкрига, превратив большую часть города в рубли в начале войны. Битва бушевала почти полтора года, нацисты едва не захватили весь город, а затем были отброшены в одном из самых драматичных и кровопролитных сражений во всей мировой истории. Было понесено более миллиона жертв среди военных и гражданского населения.

Ранняя портовая инфраструктура в Царицыне. Фрагмент дореволюционной открытки. Источник: Викикоммонс.

Мельница Гергарта, амбар, основанный Александром Герхартом, потомком поволжских немцев, колонизировавших Нижнее Поволжье в конце 18 века, оставался одним из немногих советских оплотов в городе по мере продвижения нацистов. Высокая, мощная мельница имела легкий доступ к Волге и служила советской крепостью, выдерживая постоянные сильные бомбардировки. Сегодня остатки здания остались такими, какими они были, как напоминание и свидетельство сельскохозяйственного происхождения города и неизменной устойчивости.

С открытием Волго-Донского канала в 1952 году Волгоград получил прямой водный путь к Черному морю, что обеспечило недорогой и легкий доступ к Средиземному морю, Атлантике и другим регионам. Затем Советы использовали Волгоград, расположенный далеко в глубине суши и хорошо защищенный от военно-морских сил, в качестве крупного судостроительного порта и центра производства стали, частично питаемого от Уральских гор, расположенных вверх по течению. Эти отрасли остаются значительной частью экономического присутствия Волгограда в регионе.

Одним из главных достижений Волгоградской области стало строительство крупнейшей в Европе Волжской ГЭС. С момента завершения в 1961, станция оказалась экономически выгодной для Волгограда, предоставляя рабочие места, источник возобновляемой энергии и возможности ирригации. Торговля и транспорт в регионе также выиграли, поскольку плотина также служит мостом, соединяющим железнодорожные и автомобильные сети через Волгу.

Во многом благодаря продолжающемуся строительству плотины в 1950-х годах в Волгограде наблюдался значительный демографический бум. Совершенно новый «микрогород» Волжский образовался на противоположном берегу Волги для поддержки тамошних рабочих. Сегодня Волжский значительно вырос и считается по сути пригородом Волгограда.

Еще одна, пожалуй, более известная стройка — «Родина-мать зовет!» Статуя, завершенная в 1967 году. Стоящая на Мамаевом кургане, месте ожесточенного конфликта во время Сталинградской битвы, статуя высотой 279 футов представляет собой аллегорическое изображение Матери-России. Сегодня это одна из главных туристических достопримечательностей района.

Современный Волгоград: промышленность и экология

Свидетельства индустриального прошлого и настоящего Волгограда заметны во всем городе. Оживленный речной порт, место сбора горожан, ежегодно обрабатывает более 10 миллионов тонн грузов. Нефть, полезные ископаемые и зерно возглавляют список, свидетельствующий о регионе. Заводы усеивают берега Волги, в том числе металлургический завод «Красный Октябрь» и знаменитый Волгоградский тракторный завод, известный тем, что когда-то поставлял технику и танки Красной Армии во время Второй мировой войны.

Сегодня треть населения работает в промышленной сфере. Однако экологические проблемы также преследуют город и его реку. В дополнение к промышленным загрязнителям, городская застройка Волгограда, извивающаяся вдоль невероятных 50 миль Волги, и низкая плотность населения способствуют длительным поездкам на работу и высоким выбросам от автомобильного транспорта. Даже создание престижной волгоградской плотины поставило под угрозу местную рыбу и диких животных.

Чтобы решить эти проблемы, в 2011 году впервые почти за три десятилетия метро было расширено за счет включения трех новых станций в более густонаселенных районах к югу от центра города. Волгоградский мост был построен в 2009 году., 13-летний инженерный проект, который надеется создать новый транспортный коридор «Восток-Запад», облегчающий доступ к республикам Центральной Азии, а также к российским городам Саратов и Астрахань. В 2005 году в Волгограде началось строительство «Волгоград-Сити», крупного делового и жилого комплекса, целью которого является увеличение плотности населения и, таким образом, снижение необходимости в поездках на работу.

Волгоградский речной порт, который в настоящее время служит устаревшим многоцелевым развлекательным комплексом, планирует сотрудничать с соседним портом в Волжском в разработке нового крупнотоннажного терминала, а также в масштабной модернизации и расширении Волжского порта. Другие предлагаемые долгосрочные проекты на набережной включают аквариум, музей истории порта и рестораны местной кухни. В сочетании с планами по капитальному ремонту стареющего аэропорта и стадиона города в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года Волгоград, очевидно, нацелен на сохранение своего статуса стратегического транспортного узла.

Волгоград также работает над повышением своей туристической привлекательности, привлекая посетителей со всей России и других стран. В дополнение к «Родине-матери зовет», этот «Город-герой» отдает дань уважения своему истерзанному войной прошлому своей Аллеей Героев в центре города, где собраны павшие солдаты и патриоты Красной Армии. Музей-панорама Сталинградской битвы содержит артефакты войны, а также полную панораму поражения немецких войск в Сталинграде.

В последнее время Волгоград стал популярным местом экотуризма, отчасти благодаря своему водохранилищу, речным круизам и в целом благоприятному климату. Волго-Ахтубинская пойма, один из последних нетронутых участков долины реки Волги, особенно славится своим животным миром и обилием озер.

Современный Волгоград: политика и правительство

Волгоград, где проживает около одного миллиона человек, также является столицей прилегающей к нему области, также известной как Волгоград. Оба политических образования были местом нескольких постсоветских скандалов и потрясений.

В политическом отношении коммунисты в этом районе остаются относительно сильными. Роман Гребенников, молодой коммунист, занимающийся бодибилдингом, был избран мэром Волгограда в 2007 году, что в то время стало серьезным политическим разочарованием для правящей партии «Единая Россия».

Новый волевой мэр продолжал нагнетать ажиотаж, конфликтуя с подконтрольной «Единой России» городской думой и Анатолием Бровко, губернатором Волгоградской области, тоже единороссом. В конце концов, губернатор возглавил масштабную кампанию по упразднению должности мэра и замене ее должностью «сити-менеджера», которая назначалась и подчинялась городской думе.

Гребенников был отстранен от должности в 2011 году. Он стал третьим мэром Волгоградской области всего за 18 месяцев, которого отправили в отставку. В его поддержку проводились митинги, но Волгоград по сей день остается не мэром, а лишь «исполняющим обязанности главы».

В начале 2012 года Бровко сам ушел в отставку после того, как «Единая Россия» относительно плохо выступила на выборах в Федеральную Думу, прошедших в его области. Он никогда не был популярен, и его широко обвиняли в попытках фальсификации результатов голосования, чтобы улучшить результаты «Единой России» по сравнению с соперничающими коммунистами. Сменившего его Сергея Боженова почти сразу после вступления в должность обвинили в коррупции. Однако с тех пор он также создал общественные советы влиятельных региональных чиновников, направленные на активное решение проблем, и предпринял множество других действий, которые способствовали участию общественности в местном управлении. Его поддержка, в том числе и «Единой России», росла.

В этом году всенародный референдум постановил, что Волгоград будет временно переименовываться в Сталинград несколько раз в год в дни, совпадающие с военными праздниками. Это решение воплощает образ мыслей города, прошлое которого так неразрывно связано с настоящим.

Волгоград сегодня. Повесть о двух городах

Современная набережная Волгограда — популярное место отдыха местных жителей. Фото автора.

В культурном и демографическом отношении Волгоград, как и многие районы юго-запада России, демонстрирует влияние различных регионов, переплетение кухни, развлечений и этнического происхождения из России, Средней Азии, Ближнего Востока и Кавказа.

В отличие от своей уже поседевшей репутации промышленной Мекки, Волгоград уже давно ценит искусство и образование. Он может похвастаться многочисленными высшими учебными заведениями, в том числе Волгоградским государственным педагогическим университетом, одним из старейших и крупнейших высших учебных заведений Поволжья.

Активная театральная культура процветала в Волгограде с царских времен, а в период расцвета коммунизма в 1960-х и 1970-х годах такие места, как Волгоградский муниципальный музыкальный театр, привлекали толпы советских драматургов на свое место на берегу Волги. В 19В 92 году был основан Государственный театр Донских казаков. Он остается единственным в России театром, посвященным казачьим традициям. Точно так же волгоградский театр кукол, основанный в 1936 году, ставит спектакли, пропитанные местным, региональным и русским фольклором.

Войти в Волгоград — это в каком-то смысле попасть в сказку о двух городах. Из песка промышленности и войны возник немного более отточенный и оживленный мегаполис. С прицелом на будущее Волгоград начал привлекать инвестиции для строительства более современного промышленного речного порта и делового центра юго-запада России. Нет никаких сомнений в том, что Волгоград будет продолжать расти, расширяться и удивлять, всегда занимая стратегическое и ключевое положение в России.