Вид на красную площадь алексеев: «Красная площадь в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Было — стало: как изменился вид с Тверской на Красную площадь за два века

Кажется, в Москве нет места более неизменного, чем Красная площадь и ее окрестности. В спальных районах могут осушаться пруды и возводиться высотки, в пределах ТТК рестораны превращаются в отели и наоборот, но Красная площадь и ее окружение все те же, что и века назад…  или нет?

Например, картина Федора Яковлевича Алексеева с длинным названием «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» сохранила для нас то, как эти места выглядели в 1811 году. Вот знакомые любому москвичу ворота, Иверская часовня, башня Кремля и брусчатка. Но что это за река, что за стена, что за мост? Давайте разбираться.

Кто такой Федор Алексеев? 

Если коротко — мастер городского пейзажа, которому историки и исследователи двух российских столиц говорят большое спасибо. Если подробнее — художник, сделавший головокружительную карьеру от сына сторожа до основателя школы русского городского пейзажа, по работам которого изучают Москву до пожара 1812 года и Санкт-Петербург до наводнения 1824-го. Он родился в 1753 году, проявлял выдающиеся способности в рисовании и черчении, благодаря чему смог поступить в Императорскую Академию художеств в Петербурге сразу в третий класс. Там он так поразил преподавателей своими способностями, что его было решено отправить на обучение в Венецию. Наставники видели в Алексееве театрального художника, а таких мастеров лучше всего учили в Италии.

За границей Федор проводит четыре года. И быстро понимает, что театр ему не интересен, а вот городская архитектура — очень даже. Изучая пейзажи художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто и вдохновляясь живописью Паоло Веронезе, он создает свои первые работы — «Венеция. Вид набережной Скьявони» и «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции».

Алексеев возвращается в Петербург и работает декоратором, что ему не нравится. Все свободное время он отдает изучению Петербурга. В 41 год он пишет «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и получает за эту картину звание академика.

В 1800 году с художником случается Москва. Он приезжает писать этот город по поручению императора и влюбляется в московские пейзажи. Алексеев пишет с натуры картину «Красная площадь с собором Василия Блаженного». Вместе с учениками Александром Кунавиным и Илларионом Мошковым изучает церкви, монастыри, усадьбы — так создаются полотна «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и одно из самых известных его полотен — «Красная площадь в Москве», которую художник дарит Александру I.

И, наконец, в 1811 году появляется картина «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве». Она создана накануне вторжения войск Наполеона, после которого облик Москвы изменился навсегда. Алексеев, сам того не зная, запечатлевал последние месяцы московской старины в центре столицы.

Федор Алексеев. «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве»

На холсте художник изобразил мост через реку Неглинку, Воскресенские (Иверские) ворота с двумя башнями и Иверской часовней между проездами. К воротам справа примыкает здание Главной аптеки. Правее — Арсенальная башня Московского Кремля. Между Воскресенскими воротами и Арсенальной башней расположена часть Китайгородской стены. Слева — здание Монетного двора. Забавно, но современники Алексеева часто вменяли ему в вину фиксацию на деталях, считая его композиции избыточными. Зато сейчас его работы любят не только урбанисты и архитекторы, но и историки моды и исследователи транспорта.

Умер Федор Алексеев в 1824 году в возрасте 71 года, успев за несколько дней до кончины запечатлеть наводнение в Санкт-Петербурге, самое разрушительное за всю историю города. Кстати, еще особенностями этого художника были пунктуальность и точность: в названиях картин и описаниях к ним он указывал, что за место он изображает и где оно находится. Поэтому отыскать здания с его картин просто даже спустя два века.

Что изменилось?

Чтобы встать на точку, с которой Алексеев писал свой «Вид… », нужно доехать на метро до станции «Охотный ряд» и выйти на Тверскую улицу. Вид вы узнаете сразу, но изменилось здесь очень многое.

Неглинка и мост через нее исчезли уже в 1817−1819 годах. Если в древности Неглинка была важным средством сообщения, защитницей Кремля с запада и северо-запада, кормилицей для рыбаков и мельников, то в XIX веке москвичи вначале сбрасывали в нее нечистоты, а потом и вовсе начали видеть в реке источник бед и наводнений, поэтому ее заключили в подземную трубу. В память о Неглинке осталось большое количество названий в Москве: Неглинная улица, Кузнецкий Мост, Трубная улица, Трубная площадь, Самотечная улица и Самотечная площадь — самые известные из них. Существует красивая легенда, что фонтаны со скульптурами Церетели на Манежной площади берут воду из Неглинки. Но на самом деле это технически невозможно — Неглинка находится слишком глубоко.

Уже с 1815 года Красная площадь и ее окрестности начинают стремительно перестраиваться — архитекторы засыпают рвы, срывают бастионы, в 1818−1821 годах создают бульвар вдоль Кремлевской стены. В 1815 году на месте старых торговых екатерининских рядов архитектор Бове построил новые, так называемые Верхние торговые ряды.

А вот Китайгородской стене везло — она будет держаться до начала XX века. Стена была построена в 1535−1538 годах в правление Елены Глинской в оборонительных целях. Она примыкала к двум угловым башням Московского Кремля — Беклемишевской и той самой Арсенальной, которую мы видим в правой части картины. В 1934 году власти Москвы приступили к сносу стены — это было нужно для расширения улиц и создания новых проездов для транспорта. Сегодня фрагменты стены можно увидеть, но не у Кремля, а в парке «Зарядье» — там их охраняют и показывают гостям как уникальный исторический экспонат.

Главной аптеки тоже уже нет. Ее здание было возведено в конце XVII века в лучших традициях архитектуры петровской эпохи и по свидетельству историков напоминало Сухареву башню. Аптека состояла из двухэтажных корпусов, внутреннего двора и галерей, выстроенных на средневековый манер. В 1755 году помещения были перестроены — в них расположился Московский университет, который переехал на Моховую в конце XVIII века. Здание аптеки ветшало и в середине XIX века было разобрано, а на его месте появился крепкий, краснокирпичный и знакомый нам всем Государственный исторический музей, в котором, кстати, сейчас идет отличная ювелирная выставка. Доживающее последние десятилетия здание аптеки успел изобразить Алексеев.

В 1990-х здесь, у Воскресенских ворот, появилось два любопытных памятника. Первый, изображающий маршала Жукова верхом на коне, был установлен 9 мая 1995 года в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне и неоднократно подвергался критике. Второй — Знак нулевого километра — появился в 1996 году и гораздо больше любим москвичами и гостями города. Существует традиция загадывать желание у этого памятника, бросая монетку.

Что осталось прежним?

В левой части картины изображен Старый Монетный двор. Его здание было построено в 1535 году и сохранилось до наших дней — правда, сейчас это часть Исторического музея.  Но когда-то здесь чеканились золотые, серебряные и медные монеты различных достоинств, а также некоторые монеты специальных выпусков. А еще здесь держали преступников: в подвале располагалась долговая тюрьма, где сидели Емельян Пугачев и «бунтовщик похуже» — автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Радищев. О заключении последнего сохранилась памятная метка на стене.

На месте Воскресенские ворота и Иверская часовня. Вообще эти ворота называют «парадным входом на Красную площадь», в древности они считались началом Москвы. И воины, одержавшие победу в битве, и простые москвичи, возвращавшиеся домой из долгого путешествия, старались пройти через эти ворота, как бы здороваясь с любимым городом. Первоначально ворота называли Неглинненскими — в честь вышеупомянутой речки. Когда в 1648 году греческое посольство привезло в Москву копию Иверской иконы Божией Матери, ворота получили название Иверских, а на месте встречи посольства с царской семьей в 1681 году была установлена деревянная Иверская часовня, позже ставшая каменной. Икона стала одной из главных московских святынь — по преданию, именно здесь перед всем русским народом когда-то раскаялся Пугачев. После 1812 года и ворота, и часовню стали воспринимать как символ победы над Наполеоном — в 1912 году здесь проводились торжества по случаю 100-летия победы в Отечественной войне. Это место почитали даже неверующие и представители других религий — одним словом, все. Кроме большевиков. В 1923 году возле часовни была проведена антихристианская акция под названием «комсомольское рождество» — нарядившиеся в священников и монахов атеисты пели «акафист Марксу». В 1929 году Иверскую часовню разобрали и заменили скульптурой рабочего. В 1931-м Воскресенские ворота были снесены, чтобы тяжелая военная техника могла проехать на Красную площадь для парада. Но в 1990-е годы ворота и часовня были восстановлены — об этом свидетельствует табличка внутри ворот.

Разумеется, никуда не делся Кремль. Никольскую башню с одноименными воротами, правда, всего через год после создания картины ждало суровое испытание на прочность — в прямом смысле этого слова. В 1812 году французские солдаты, отступая, решили ее взорвать. Взрыв вышел на славу, но башня устояла — лишь слегка пострадали ворота. Остальная часть строения, в том числе надвратная икона с изображением святого Николая, остались целы. Конечно, верующие люди и сейчас видят в этом божественный промысел. После войны 1812 года Никольскую и Арсенальную башни отреставрировал архитектор Бове.

Напоследок скажем о названиях. Манежная площадь получила свое актуальное имя только в 1930-х годах, в старину это место называлось Занеглименье — угадайте, в честь какой речки. А соседствующая с Манежной площадь Революции до марта 1917 года называлась Воскресенской.

Точно не меняется одно: Красная площадь в начале XIX века была местом туристическим и торговым. Сейчас, в 2022 году, она таковым и остается — пусть и с фонтанами вместо легендарной речки и торговым центром вместо старинной стены.

Картину Алексеева можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Фото: фрагмент репродукции картины Федора Алексеева  «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», Татьяна Рыжкова

Красная площадь — живописный документ эпохи

Красная площадь в Москве на картине Федора Алексеева изображена с документальной точностью

Благодаря художнику Фёдору Алексееву сегодня мы можем увидеть, как выглядела Москва до пожара 1812 года и последующей большой реконструкции Кремля. Мастер сумел изобразить Красную площадь во всей красе и наполнил её вид увлекательными подробностями.

     В 1800 году Фёдор Яковлевич Алексеев был направлен в Москву для «снятия видов». Император Павел I поставил перед художником задачу: «внимательно ознакомиться с образом жизни москвичей и достопримечательностями города и отобразить всё это очень чётко и подробно в художественной форме».

   Мастер начал подбирать городские виды для увековечивания на полотне. И настолько увлёкся старой русской архитектурой, что пробыл в Москве больше года. Художник выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразных изображений Кремля.

   Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Жанр, в котором они написаны называется ведута. Это разновидность архитектурного пейзажа с видами города и его окрестностей, изображёнными с топографической точностью. Наиболее значимыми работами «московского цикла» стали картины «Красная площадь в Москве» и «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве». Обе хранятся в Третьяковской галерее.

Облик первопрестольной рубежа XVIII–XIX веков

  На картине «Красная площадь в Москве» мастер воссоздает облик первопрестольной рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «участники» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади –Покровский собор, его также называют Собором Василия Блаженного, его окружают многочисленные постройки. Ещё не засыпан глубокий «Алевизов ров», который прежде тянулся вдоль кремлёвской стены со стороны Красной площади.

    Стена со Спасской башней на картине имеет сероватый цвет – она оштукатурена и сильно обветшала. Перед башней — двухэтажное здание публичной библиотеки Василия Киприянова, построенное во времена Петра I. Видны главы Вознесенского монастыря и шатёр Царской башни. Кроме того, чётко прорисовано Лобное место в центре площади.

   Вердута заполнена множеством людей. Из Спасских ворот выходят гвардейцы. Горожане заняты повседневными делами: гуляют, торгуют, гарцуют на лошадях, идут крестным ходом с чудотворной иконой. Все эти персонажи смешиваются в один общий суматошный пейзаж. Глядя на него, понимаешь, в период создания картины Красная площадь прежде всего была торговым местом. По всей видимости, руководствуясь этими историческими данными, нынче на ней стали проводить различные фестивали и ярмарки, а зимой — заливать каток.

Дивное, непостижимое слияние суетности

   Большую площадь полотна занимает изображение неба, которое будто покрывает собой всё, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает Красную площадь, оживляет и украшает городской пейзаж.

   Вспоминаются слова поэта Константина Батюшкова о том, что Москва – это «дивное, непостижимое слияние суетности, тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и варварства».

   Несомненно автору удалось подчеркнуть все архитектурные достоинства объекта и создать прекрасный цельный пейзаж московской жизни на Красной площади. Словом, не зря современники называли Алексеева «русским Каналетто», тем самым проводя параллель между ним и известным итальянским мастером городских пейзажей. Алексеев и впрямь был непревзойдённым мастером русской ведуты…

Педагоги видели в Алексееве театрального декоратора

    Вряд ли его отец, отставной солдат и сторож Академии наук Яков Алексеев мечтал о такой славе своего сына. Хотя, наверное, надеялся на успех. Ведь мальчик увлёкся рисованием в раннем детстве. Некоторое время обучался у известного мастера барроко Алексея Антропова. А потом отец, желая сыну лучшей доли, но не особо надеясь на успех, обратился с прошением к руководству взять мальчика на обучение в Императорскую Академию художеств. На его удивление прошение было принято. Более того, на юный талант сразу обратили внимание.

   В первые годы обучения мальчик занимался орнаментальным рисованием и живописью плодов, птиц, а затем и пейзажем. В 1773 году за программный пейзаж молодой художник получил золотую медаль. По существующим тогда правилам юношу надо было отправить учиться заграницу, так и было сделано. Да вот только преподаватели видели в нём театрального декоратора. Именно этому искусству его и отправляют учиться в Венецию.

   Находясь в Италии, молодой человек учится создавать театральные декорации, но параллельно изучает творчество знаменитых итальянских пейзажистов Франческо Гварди, Джордане Антонио Каналлето. Он безумно увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Джованни Баттиста Пиранези. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии, члены которого по-прежнему видели в нём театрального декоратора, а не свободного художника.

Своё призвание Алексеев видел в написании пейзажей

   После возвращения в Петербург Фёдор Алексеев получает работу живописца при театральном училище и выполняет театрально-декорационные работы. Почти десять лет он занимался этим делом, не отказываясь от мечты стать пейзажистом. Ибо в этом он чувствовал своё признание и не оставлял попыток доказать это своим учителям…

    Помимо театрально-декорационных работ Фёдор Яковлевич делает копии с произведений известных европейских художников: Каналетто, Белотто… Все понимают, что они превосходны. Алексеев идёт дальше, он рисует собственные городские пейзажи. Более того, ему удается освободиться от  принципов «перспективного», строго линейного вида местности, принятого в то время в русской гравюре. Художник сумел перейти к целостному живописному образу природы. В итоге Алексеев открыл совершенно новое направление в живописи. Словом, Академия была просто вынуждена признать за ним право заниматься пейзажем, и в 1794 году за картину «Вид Петербурга по Неве-реке» Фёдор Яковлевич удостаивается звания академика…

    Последущие его картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» искусствоведы посчитали произведениями высокой живописной культуры. Это был невероятный успех мастера.

Прекрасные виды города

   С 1795 по 1797 год Алексеев направляется на юг страны. Его целью было написание видов в ознаменование недавнего путешествия Екатерины II по югу России. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трёх лет написал несколько произведений, изображающих южные города. Среди них «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».

   В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. В письме президенту Академии художеств А. С. Строганову Алексеев писал: «По осмотрении Москвы я нашёл столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины». Картины «Соборная площадь в Московском Кремле» и «Вид на Москву со стороны Каменного моста» по общему мнению особенно удались живописцу.

  Последующий период творчества самобытного художника главным образом связан с Петербургом. Живописец изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса». Работы мастера этого периода в отличие от первых городских пейзажей отличаются пластичностью и свободой в передаче архитектурных красот.

Его полотна являются ценными историческими документами

    С течением времени здоровье художника становилось хуже, интерес к его работам со стороны современников ослабевал. Всеми забытый художник Федор Яковлевич Алексеев умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.

   Однако, его творчество оставило яркий след в русской живописи. Произведения Алексеева стали не только эстетическими открытиями «первопроходца» жанра русского городского пейзажа в живописи, но и являются ценными историческими документами.

Наталья Швец

Репродукция картины Фёдора Алексеева «Красная площадь в Москве»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Бродского называют мастером изображения вождя»

Красная площадь в Москве Федор Алексеев

org/Brand»>
Федор Алексеев

(пока отзывов нет)

Написать обзор

Федор Алексеев
Красная площадь в Москве Федор Алексеев

Рейтинг
Требуется

Выберите Рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)

Имя

Тема обзора
Требуется

комментариев
Требуется

Артикул:
78619-с
Состояние:
Новый

Сейчас:

€23,86

Текущий запас:

Бесплатная доставка:

Часто покупают вместе:

  • Описание

Описание

  • Для произведений искусства без рамы и в рамке — бескислотные архивные чернила. Отпечатано на бумаге музейного качества. Бумага музейного качества, как известно, является архивной, что означает, что она может храниться в течение длительного времени, не желтея.
  • Картины на холсте, напечатанные архивными красками на матовом холсте музейного качества.

Посмотреть всеЗакрыть

  • сопутствующие товары

Сопутствующие товары

Федор Алексеев Галерея картин и произведений искусства в хронологическом порядке

Федор Яковлевич Алексеев (ок. 1753 – 23 ноября 1824) был русским живописцем, который занимался пейзажами. Алексеев учился в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Он оставался в Венеции в течение трех лет, изучая известных итальянских и французских художников-пейзажистов. Когда он вернулся в Санкт-Петербург, чтобы работать, он приобрел популярность. В 1800 году российский император Павел заказал картины с изображением Москвы. Узнать больше »

Картины Федора Алексеева в хронологическом порядке

Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции , 1776 Вид на Адмиралтейство и Зимний дворец со стороны Военной коллегии , 1794 Городская площадь в Херсоне , 1796
Вид на Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную , 1799 Вид на город Николаев , 1799 Дворец в Царицыно в Подмосковье , 1800
улица Потемкина , 1800 Воспитательный дом в Москве , 1800 Троице-Сергиев монастырь , 1800
Тверская улица и Триумфальная арка на Страстной площади , 1800 Вид от Спасских ворот Кремля , 18:00 Вид с Лубянской площади на Владимирские ворота , 1800
Вид на Лубянку , 1800 Вид на Москву У Иверских ворот Кремля , 18:00 Вид на Москворецкую улицу, Зарядье, Москва , 1800
Вид на замок Святого Михаила , 18:00 Вид на замок Святого Михаила(1) , 1800 Боярская земля Московского Кремля , 1801
Иллюминация на Соборной площади по случаю коронации Александра I , 1802 Северная сторона Красной площади , 1802 Церковь Николы Большого Креста на Ильинке , 1805
Церковь Иоанна Предтечи, Боровицкая башня и Конюшенные приказы в Кремле , 1805 Свято-Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.

Проект Z74 © 2021