Версальский ансамбль: архитектурная история — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Дворцово-парковый комплекс Версаль (Франция, Версаль)

Версаль – маленький городок под Парижем. Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.

Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.

Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи.

Версаль возник на болотистом месте и является творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф. Деревья высаживались уже большими. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта. Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль, писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по улице.

Весь этот огромный комплекс создан по единому проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.

Знакомство с Версалем начинается с площади Армий, одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города. На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. Здесь пока не виден парк, и тем сильнее впечатление от внезапно открывающейся бесконечной перспективы, которое охватывает вас, когда вы попадаете по другую сторону дворца.

В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и северный партеры. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном направлении тянется аллея Детей. На этой оси расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим бассейном.

Далее к западу территория слева и справа от основной оси разбита на квадраты – боскеты. По периметру они обсажены плотной стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие забавы.

По главной оси парка располагаются друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны, посвященный любимой матери Луи XIV и Аполлона, ее любящего сына. Между этими фонтанами находится еще одна особенная деталь Версаля – зеленый ковер, полоса идеального газона длиной 300 метров. За фонтаном Аполлона начинается Большой канал. Перспектива в этом направлении теряется где-то в голубой дымке. По каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на лодке.

В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.

Версальский парк щедро украшен скульптурой. Некоторые изваяние были вывезены из того же Во-ле-Виконта.

Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют два Трианона: Большой и Малый. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить здесь павильон для легких трапез. Большой, или Мраморный, Трианон построен еще при Людовике XIV, а Малый позже – в 1768 году по заказу Людовика XV. Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала.

Малый Трианон отражает уже иную идею паркостроения. Он стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны. Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди. Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие.

Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.

Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки. Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в Версаль. И пусть ваша мечта осуществится!

Проезд: Франция, 17 км. на юго-запад от Парижа.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль / Архитектура барокко во Франции / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Есть множество причин, побуждающих монархов возводить самые красивые свои резиденции за городской чертой, и подобная практика восходит к древности. Любовь к охоте, наличие свободного пространства, возможность придумывать совершенно новые ансамбли и окружать их большими садами в свое время обусловили появление таких удачных творений, как Шамбор. Фонтенбло, Сен-Жермен.

Из скромного охотничьего замка, по воле Людовика XIV, была создана огромная парадная резиденция, состоящая из дворца и связанного с ним регулярного парка.
Людовик XIV, превратив Версаль в столицу, сделал нормой отправление монархической власти в пределах загородного поместья — разумеется, весьма обширных размеров. Король отказывается от луврской Колоннады (которая настолько лишена характера жилого здания, что подражать ей будут лишь в гражданской архитектуре), поскольку не желает обитать в общественном дворце. Взамен он допускает публику к созерцанию своей повседневной жизни. Версаль объединяет две взаимосвязанные тенденции: превращение власти в частное дело суверена и частной жизни суверена — в публичное зрелище.

До сих пор остается неясным, кому принадлежал замысел расширить Версаль и кто стал автором фасада, выходящего в сад.
Обычно называют имя Лево, хотя манеру его здесь узнать невозможно. Возможно, над дворцовым комплексом в Версале Лево работал в содружестве с Лебреном и Ленотром.
Терраса (не сохранившаяся) — подлинная редкость. Спрятанные крыши и второй этаж, выделенный ордером на цоколе и просечкой ложного руста, сделаны на итальянский манер, однако лепнина надоконными проемами напоминает о замке Во, тогда как сдвоенные колонны — признак галльского стиля.

Первоначальное сооружение с его Мраморным двором вложено, как в футляр, в новое П-образное здание. Фасады перестроенного и расширенного дворца были оформлены на основе классицистической системы, главную роль в них играет колоннада, располагающаяся на уровне второго — парадного этажа. Первый приобрел значение подиума, поддерживающего ордер. Третий же этаж оформлен в виде аттика. Столь типичные для Франции высокие крыши отсутствуют, кровля скрыта за парапетом. Барочная тема проступает лишь в скульптуре, которая мятежной взволнованностью форм контрастирует с прямыми геометрическими абрисами здания. В облике фасадов ясно выражена классицистическая тенденция, которая начинает преобладать во внешних формах французской архитектуры середины и второй половины XVII века.

В отличие от экстерьеров, интерьеры монументальных зданий Франции этого времени отличались особенно нарядным убранством, они носили парадный, барочный характер. Характерна отделка залов Войны и Мира Версальского дворца, расположенных по углам паркового фасада сооружения. Стилистическое противопоставление почти классицистических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры этого времени.

Грандиозен Версальский парк. По основной его оси, совпадающей с осью дворца, расположены — лестница, спускающаяся к бассейну Латоны, главная аллея, бассейн Аполлона и, наконец, огромный крестообразный Большой канал, замыкающий перспективу, открывающуюся из окон центрального дворцового зала. Здесь, так же как и в замке Во ле Виконт, но в еще больших масштабах — четкость линий и контуров, огромные плоскости партеров и водоемов, прямые аллеи, стриженая зелень, мраморные и бронзовые скульптуры.

Весь этот парк вместе с дворцом и находящимся по другую сторону городом Версалем, обладавшим также регулярной планировкой, имел в качестве своего композиционного центра находившиеся посередине дворца покои короля. Все аллеи и линии, прочерчивающие пространство, скрещиваются на оси дворца, подходят к окнам королевских покоев. Средствами пространственных искусств выражалась идея могущества королевской власти, идея абсолютной монархии, запечатленная в известной фразе Людовика XIV: «Государство — это я».

Идеальный осмотр апартаментов версальского замка, вероятно, должен происходить согласно правилам, сходным с теми, что были изложены Людовиком XIV в небольшом сочинении «Искусство показывать сады Версаля», где король четко и ясно излагает, каким образом следует знакомиться с садами. Осмотр подразумевает последовательную смену ракурсов, каждый из которых позволяет насладиться тем или иным видом посетитель проникается идеальным сочетанием цветников, фонтанов, скульптур и водоемов. Визит состоит из последовательной смены подъемов, спусков, переходов и поворотов. Интерьер замка, от низкого вестибюля и лестницы с двойным пролетом через анфиладу гостиных, выводящих в Зеркальной галерее, в глубине которой возвышался трон суверена, представляет собой несравненную исследовательность ракурсов, совокупность которых оправдывает полное нарушение дистрибутивной логики на втором этаже замка. Тот факт; что ведущая к Главным апартаментам лестница получила название «лестница Послов», показывает, какое значение придавалось церемониям входа и приема, а также — и особенно — месту их проведения. Неординарному шествию официальных посольств от лестницы до галереи соответствовало ежедневное, но совершающееся в обратном направлении шествие короля к часовне, которая с 1682 г. располагалась на восточной оконечности анфилады. По мере продвижения через анфиладу доступ в комнаты часто становится более ограниченным: за вестибюлями и лестницами следуют прихожие, затем апартаменты, наконец, кабинеты и спальни, куда входить было запрещено. Такая иерархия придает смысл постоянному преодолению. Это еще одна аллегорическая версия подъема, усиленная многочисленными лестницами, в сооружении которых архитекторы той эпохи проявили недюжинную изобретательность.

Вслед за Людовиком XIV другие европейские монархи — особенно в Германии — начнут с рвением возводить пышные загородные резиденции, чье величие резко контрастирует с реальным политическим весом их государств. Именно поэтому можно говорить, что без Версаля не появились бы на свет Нимфенбург, Шлесхейм, Людвигсбург, Ла Гранха, Петергоф, Царское Село, Шёнбрунн, Потсдам, Вюрцбург, Ступиниджи: две вышеназванные тенденции в данном случае имеют куда большее значение, чем имитация отдельных элементов Версаля — череда дворов, огромный фасад с окнами в парк, громадные сады, монументальные украшения.

Читайте также:

  • Архитектура барокко
  • Архитектура барокко во Франции
  • Франсуа Мансар. Замок Мэзон-Лафитт
  • Луи Лево. Замок Во ле Виконт
  • Версаль — наследие «века Людовика XIV»
  • Жюль Ардуэн Мансар
  • Фасады Лувра
Источники




Музыкальный сезон 2022-2023 | Версальский дворец

Решерер

Версальский дворец представляет множество опер, концертов, гала-вечеров и балетов в некоторых из его исключительных мест, таких как Королевская опера и Королевская капелла. Откройте для себя программу музыкального сезона 2022-2023 гг.

Программирование 

Откройте для себя весь музыкальный сезон с сентября 2022 года и забронируйте билет.

Шоу и мероприятия

ШОУ во дворце

Этот роскошный новый сезон будет отмечен 13 крупными сценическими проектами, в том числе 7 новыми постановками:

  • Давид и Джонас  Шарпантье, 
  • La Caravane du Caire Гретри,
  • Didon et Enée Purcell,
  • Армиде Люлли,
  • Пастораль Бетховен,
  • Куронман де Поппе  Монтеверди,
  • Bastien et Bastienne Моцарта.

В этой программе также будут представлены знаковые произведения, такие как знаменитая Трилогия Моцарта и Да Понте, исполненная тандемом Марка Минковского и Ивана Александра, и незабываемая Волшебная флейта Моцарта Эрве Нике в версии, полностью исполненной на французском языке.

На танцевальной стороне Анжелен Прельжокаж вернется со своим знаменитым Лебединое озеро , билеты на 10 спектаклей которого были распроданы в декабре прошлого года, представит свой новый балет Mythologies , а Тьерри Маланден представит La Pastorale на тему 6-й симфонии Бетховена.

Не говоря уже о приеме выдающихся артистов в самых красивых залах Версальского дворца: Соня Йончева, сэр Брин Терфель, Якуб Юзеф Орлинский, Самуэль Мариньо, Бруно де Са…

Постановка оперы

Эта новая программа , сильный своей уникальностью и превосходством, несмотря на особенно сложный контекст, отмечен крупными сценическими проектами, которые вас очароват:

  • Шарпантье : David et Jonathas , дирижер Гаэтан Жарри
  • Перселл : Король Артур , адаптация и дирижер Эрве Нике
  • La Finta Pazza , дирижер Леонардо Гарсия Аларкон
  • Моцарт : Очаровательная флейта , постановка Сесиль Русса и Жюльена Любека
  • Свадьба Фигаро , Дон Жуан  и Cosi Fan Tutte Моцарта, дирижер Марк Минковски
  • Le Cournnement de Poppée , постановка Теда Хаффмана
  • Перселл: Didon et Enée , дирижер Уильям Кристи
  • Люлли: Армида , дирижер Винсент Дюместр
  • Гретри: La Caravane du Caire , ведет Эрве Нике
  • Моцарт: Bastien et Bastienne и La Pergolèse: La Servante maîtresse под патронажем Алины Фориэль-Дестезе.

оперная концертная версия

  • Берлиоз : Ромео и Джульетта , дирижер Дэниел Хардинг
  • Монтеверди: Orfeo , дирижер Стефан Фюже
  • Gluck: Echo et Narcisse , с хором и оркестром Concert Spirituel
  • Jacquet de La Guerre : Céphale et Procris , дирижер Рейнуд Ван Мехелен
  • Мадемуазель Дюваль: Les Génies , дирижер Камиль Делафорж
  • Мондонвиль : Le Carnaval du Parnasse , с Камерным хором Намюра
  • Poro, re delle Indie , дирижер Марко Ангиолони
  • Вагнер: L’Or du Rhin , с оркестром Саарского национального театра
  • Cavalli: Egisto , дирижер Винсент Дюместр
  • Рамо : les Paladins , с хором и оркестром Гармонической капеллы
  • Регент Филипп Орлеанский: Jérusalem Délivrée ou la Suite d’Armide , дирижёр Леонардо Гарсия Аларкон

 

балеты

 

  • Пастораль , хореография Тьерри Маландена
  • Mythologies , с оригинальной музыкой Томаса Бангалтера в постановке Анжелина Прельжокажа
  • Лебединое озеро , хореография Анжелена Прельжокажа
  • Мольер: Дом Жуан , с труппой Французской комедии

Концерты

  • Пруст, ретроконцерт , с Теотиме Ланглуа де Сварте на скрипке и Танги де Вильенкур на фортепиано
  • Les Festins royaux du Mariage du comte d’Artois , дирижер Алексей Косенко
  • Гала Моцарт , с оркестром Королевской оперы
  • Равель: Болеро / Штраус: Дон Кихот , с Национальным оркестром Иль-де-Франс
  • Королевская священная святыня Людовика XIV , постановка Розабель Юге и Флоры Годен
  • Вечер, посвященный 40-летию музыкантов Лувра: Гендель — Глюк , дирижер Марк Минковски
  • Сольный концерт Сони Йончевой , с оркестром Королевской оперы
  • Королевская часовня Людовика XV , дирижер Эммануэль Хайм
  • Шарпантье: Te Deum , дирижер Валентин Турне
  • Вивальди и Жерве: Splendeurs sacrées à l’italienne , дирижер Сильвен Сартр
  • Muffat: Grande Messe Festive pour Salzbourg , в Гильдии наемников
  • Сольный концерт Бруно де Са: Roma Travestita, дирижер Франческо Корти
  • Les chemins de Bach : Dynasties , с хором и оркестром Пигмалиона
  • Жан Жиль : Реквием , дирижер Фабьен Арменго
  • Oratorio de Noël , дирижер сэр Джон Элиот Гардинер
  • Шарпантье: Ноэль Барокко , дирижер Уильям Кристи
  • Гендель: le Messie , с Камерным хором Дворца каталонской музыки в Барселоне
  • Вивальди: Vêpres pour San Marco , дирижер Леонардо Гарсия Аларкон
  • Феликс Мендельсон : Симфония № 2 Lobgesang , дирижер Рафаэль Пишон
  • Люлли : Te Deum , с пажами и певчими барочного музыкального центра Версаля
  • Les Trois Contre-tenors / Le Retour! , это Самуэль Мариньо, Эрик Хуренас и Симан Чанг
  • .

  • Сольный концерт Самуэля Марино: Сопраниста , с оркестром Королевской оперы
  • Шарпантье: Leçons des Ténèbres , дирижер Уильям Кристи
  • Сольный концерт Якуб Юзеф Орлински : Герой ! , дирижер Стефан Плевняк
  • Куперен: Leçons de Ténèbres , под патронажем Алины Фориэль-Дестезе
  • Перголез: Stabat Mater , с оркестром Королевской оперы
  • Les Chemins de Bach : концерт в Любеке , дирижер Рафаэль Пишон
  • Бах: Messe en si mineur , дирижер Джон Элиот Гардинер
  • Антонио Драги : Le Don de la Vie Eternelle , с Камерным хором Намюра
  • Récital Bryn Terfel , с оркестром Королевской оперы
  • Les Quatre Saisons / Concerti di Parigi , дирижер Стефан Плевняк

В рамках борьбы с COVID-19 будут соблюдаться действующие санитарные нормы, чтобы приветствовать вас в лучших условиях.

 

Сезон 2022 — 2023

По дате

Поддержка Версаля

«При поддержке государства, а также всех людей, которые любят Версаль, мы боремся. Мы надеемся пройти через этот трудный период без отказаться от того, что составляет основное величие поместья, чтобы оно продолжало сиять во всем мире», — Катрин Пегар, президент.

Сделайте онлайн-пожертвование

Примите участие в истории Версальского дворца, поддержав проект, который вам подходит: усыновите липу, внесите свой вклад в миссии Дворца или примите участие в обновлении королевских апартаментов.

Я поддерживаю Версаль

Официальное приложение Версальского дворца.

Бесплатное приложение Дворца предлагает аудиоэкскурсии, сопровождающие ваше посещение поместья (дворец, сады, поместье Трианон и т. д.), а также интерактивную карту.

Дополнительная информация

Центр музыки барокко в Версале

Решерер

Французская музыка, оказавшая глубокое влияние на всю Европу XVII и XVIII веков, изобрела ряд жанров со смелыми формами, составляющими богатство этого наследия: придворные арии, придворный балет, комедия-балет, музыкальная трагедия, опера-балет, длинные и короткие мотеты, комическая опера и т. д. Имена Рамо, Шарпантье, Люлли, Бузиньяка, Марэ, Кампра, Мондонвиля, Доверня и Гретри свидетельствуют, наряду со многими другими, о необычайном художественном брожении этого периода.

Однако это богатое музыкальное наследие было в значительной степени забыто после Французской революции и на протяжении всего XIX века. Только после того, как Дебюсси и Сен-Санс привнесли новый способ его интерпретации, школа французского музыковедения развилась в XX веке и подготовила в 1980-х годах появление движения «обновления барокко», одной из основных характеристик которого было исполнение этого музыка на старинных инструментах.

Символ этого движения – Версальский центр музыки в стиле барокко (CMBV) был основан в 1987, с простой ключевой целью: воссоединить несколько музыкальных навыков и направлений обучения, чтобы заново открыть и развить французское наследие 17 и 18 веков посредством исследований, публикаций, обучения и постановки концертов.

С 2005 года CMBV возглавляет Эрве Буркель де Телль.
 

 

За последние годы CMBV расширил свои традиционные полномочия и теперь сосредоточил свою роль на следующих действиях:

  • программирование тематического сезона концертов и шоу, сопровождаемых лекциями,
  • запуск крупных программ реставрации и перформанса, таких как переформирование «Vingt-quatre Violons du roi» («Двадцать четыре скрипки короля») и строительство расписных холщовых декораций для оперных и лирических постановок,
  • проведение углубленных исследований путем обработки древних источников, проведения новых тем исследований и организации конференций,
  • обеспечивающая в своей хоровой школе начальную вокальную подготовку и высшую профессиональную подготовку,
  • производство прослушиваний («Jeudis musicaux de la Chapelle royale») и концертов Pages & des Chantres, хора французского стиля, созданного в его хоровой школе и объединяющего голоса детей и взрослых,
  • публикация научных партитур (критические издания), партитур, предназначенных для коллективов и консерваторий (практические издания), научных исследований, сопровождающих музыкальный сезон, и цифровых ресурсов.

Благодаря уникальности своей миссии и взаимодополняемости своих действий CMBV стал ключевым игроком как на национальном, так и на международном уровне в повторном открытии и развитии французского музыкального наследия 17-го и 18-го веков.

Публикация документации

 

Центр барочной музыки Версаля поддерживается Министерством культуры и коммуникаций (Главный департамент художественного творчества), Государственным учреждением Версальского дворца, музея и национальной усадьбы, Региональным советом Ильи. де-Франс, Генеральный совет Ивелин и муниципалитет Версаля.

Веб-сайт CMBV

Support Versailles

«При поддержке государства, а также всех людей, которые любят Версаль, мы боремся. Основное величие Estate, чтобы оно продолжало сиять во всем мире», — Катрин Пегар, президент.

Сделайте онлайн-пожертвование

Примите участие в истории Версальского дворца, поддержав проект, который вам подходит: усыновите липу, внесите свой вклад в миссии Дворца или примите участие в обновлении королевских апартаментов.