Вднх павильоны для подростков: Что интересного есть на ВДНХ для детей: развлечения, выставки, аттракционы

Содержание

Интересные павильоны ВДНХ в Москве

Интересные павильоны ВДНХ в Москве







  • 5

    18121

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/place/fotomesto-high-port-354/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/fotomesto-high-port-354/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    217

    63023

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»http://wonder-circus.ru/?utm_source=fedin&utm_medium=kudago&utm_campaign=illuzii» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/fokusniki-illyuzionisty-razvlecheniya-bolshoe-shou-illyuzij/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    246

    48354

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-item-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    3

    3404

Политехнический музей

Фото:

namskazali.ru

Интерактивный макет Москвы

Фото:

moscowchanges. ru

Исторический парк «Россия — моя история»

Фото:

vdnh.ru

Зелёный театр

Фото:

zeleny-teatr.vdnh.ru

Москвариум

Фото:

2do2go.ru

Центр «Космонавтика и авиация»

Фото:

cosmos.vdnh.ru

Павильон «Рабочий и колхозница»

Фото:

gagarinskiymedia. ru

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.

Смотреть расписание

Мультимедийный центр «СоюзМультПарк» на ВДНХ

0+

Любимые герои мультфильмов становятся ближе при помощи современных технологий. Новый интерактивный парк приглашает пообщаться и поиграть с персонажами «Союзмультфильма».

 просп. Мира, д. 119, павильон № 7

Павильон № 26. Политехнический музей

0+

Центральное место в музее занимает экспозиция «Россия делает сама», представляющая достижения отечественных учёных прошлого и современности в семи областях — «За пределами Земли», «Новый антропогенез», «Аналоги природы», «Иллюзии», «Радио+», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы». Общее пространство, занятое под выставку Политехнического музея, составляет около 2000 м².

 просп. Волгоградский, д. 42, стр. 5

Павильон № 57. Исторический парк «Россия — моя история»

0+

В этом павильоне вас ждут три впечатляющие мультимедийные экспозиции — «Рюриковичи», «Романовы», «ХХ век». Благодаря голограммам, трёхмерным реконструкциям, проекциям и сенсорным экранам создаётся полное погружение в историю нашей страны. Вы увидите древнерусское оружие, царские святыни, познакомитесь с народными промыслами и придворным этикетом и даже сравните рационы питания древнерусского и современного человека. Особое внимание уделено стенду, посвящённому вкладу простых людей в Великую Победу.

 просп. Мира, д. 119, стр. 57

Интерактивный макет Москвы

0+

Взгляните на Москву с высоты птичьего полёта: тысячи крошечных зданий, улиц и площадей предстанут перед вами в масштабе 1:400. Работа над макетом началась в 2012 году и продолжается о сих пор. Планируется, что это будет крупнейший макет в мире и его площадь включит всю территорию в пределах Третьего транспортного кольца, вокзалы, а также Воробьёвы горы и здание МГУ. Макет оснащён управляемой подсветкой зданий и дорог.

с 9 августа 2014 вт–вс10:00–20:00

ВДНХ

Центр «Космонавтика и авиация». Павильон №34 «Космос»

«Космос» — это павильон на современной территории выставочного комплекса ВДНХ, построенный в 1939 году. Его расширили в 1954-м, тогда же он получил роскошный купол из стекла и стали. После развала СССР часть пространства была заброшена, и только в 2016 году здесь начались реставрационные работы. Сегодня в центре «Космонавтика и авиация» работают три экспозиции, посвящённые космосу: экспозиция центра «Космонавтика и авиация», выставка плакатов Gagarin Design Awards и выставка «Первые в мире».

 просп. Мира, д. 119 (ВДНХ, павильон № 34 «Космос»)

«Москвариум»

0+

В гигантском аквариуме вы встретитесь с обитателями рек, озёр и морей со всего света — от Байкала и Камчатки до Гренландии и Индийского океана. Всего — более 12 000 водных жителей. Здесь также располагается интерактивная зона, где можно прикоснуться к карпу или морской звезде, и зрительный зал, в котором проходят показательные выступления с участием дельфинов и косаток.

 просп. Мира, д. 119, стр. 23

Зелёный театр

0+

Великолепная концертная площадка под открытым небом, на которой проходят концерты, фестивали и спектакли. Гости ВДНХ уже видели здесь выступления Дмитрия Хворостовского, Аллы Пугачёвой, Михаила Боярского, Максима Дунаевского, Константина Хабенского и других известных артистов.

 просп. Мира, д. 119, стр. 545

Павильон «Рабочий и колхозница»

0+

Внутри одного из самых знаменитых постаментов Москвы находится музейно-выставочный центр. Здесь выставляют лучшие экспонаты московские и региональные музеи, проходят разнообразные творческие и языковые мастер-классы, лекции, семинары, кинопоказы. В тёплое время года некоторые мероприятия проходят под открытым небом прямо у подножия скульптурной группы «Рабочий и колхозница» с прекрасным видом на Москву.

 просп. Мира, д. 123Б

Театр сказок. Павильон № 9 «Юные техники»

0+

Павильон был построен в 1949—1954 годах по проекту архитектора Жарова. Сначала он назывался «Торф», так как именно торфу была посвящена экспозиция, а позже её тематику изменили, и павильон обозначили как «Юные техники». Сегодня здесь работает уникальный Театр сказок, в котором используются 3D-графика и современные анимационные технологии. Сказочные объекты, волшебный лес, дракон, говорящие грибы в фойе театра и, конечно, удивительные спектакли приводят в восторг даже взрослых.

 просп. Мира, д. 119

Музей кино

0+

Музей кино располагается на ВДНХ в павильоне № 36. Главная экспозиция — «Лабиринт истории» — представляет собой летопись отечественного кинематографа. Переходя от экспоната к экспонату, зрители знакомятся с разными периодами истории экранного искусства — от 1890-х годов до перестройки. Здесь гостей ждут интерактивные аттракционы, создающие эффект полного погружения в историю. Значимая часть музея — мемориальная экспозиция «Кабинет Сергея Эйзенштейна», в котором можно увидеть мебель, личные вещи, книги, которые принадлежали великому режиссёру.

 просп. Мира, д. 119, павильон № 36

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

музеи, выставки и другие места для досуга

Билеты на выставки и мероприятия на ВДНХ в среднем стоят от 300 до 600 Р. Но в некоторые павильоны посетителей пускают бесплатно — всегда или в определенные дни. Мы собрали такие места в этой подборке: от выставки народных промыслов до макета космического корабля.

Все выставочные залы из нашего списка, кроме павильона «Книги», не работают по понедельникам. Перемещаться между павильонами удобно пешком, на велосипеде или самокате. Еще с 09:00 до 20:00 по территории ВДНХ ходит бесплатный автобус.

С 28 октября по 7 ноября во все павильоны и музеи можно попасть только по QR-коду о вакцинации, перенесенном заболевании или после сданного ПЦР-теста. Дети до 18 лет проходят без кода, но только вместе со взрослыми. Число посетителей ограничено 50% от общей вместимости павильона или музея.

Макет Москвы

Зачем идти: отыскать главные достопримечательности столицы среди 23 тысяч миниатюрных зданий в пределах Третьего транспортного кольца. Понаблюдать, как день сменяет ночь на макете, и посмотреть бесплатное световое шоу. Его проводят каждый час

Когда посетить бесплатно: в любой день

Адрес: Сиреневая аллея, павильон «Макет Москвы»

Павильон «Книги»

Зачем идти: полистать книги в читальном зале и купить самые интересные. Посмотреть кино или послушать стихи в лектории с уютными диванами и креслами

Когда посетить бесплатно: в любой день

Адрес: павильон № 516 «Книги»

Эколого-просветительский центр «Пчеловодство»

Зачем идти: узнать об истории пчеловодства, о видах ульев и породах пчел. Посмотреть фильмы, бесплатно поиграть в игры в очках виртуальной реальности. Сфотографироваться на память с большим макетом пчелы

Когда посетить бесплатно: в любой день

Адрес: павильон № 28 «Пчеловодство»

Эколого-просветительский центр «Цветоводство»

Зачем идти: познакомиться с разными видами растений, сделать фото в цветочной фотобудке. Посмотреть на большой искусственный муравейник. Побегать от разливающейся виртуальной краски в интерактивном пространстве «Раскраска»

Когда посетить бесплатно: в любой день

Адрес: павильон № 29 «Цветоводство»

Павильон «Умный город»

Зачем идти: покататься на виртуальном беспилотном такси. Узнать, как работают диспетчерские службы скорой помощи и Центр организации дорожного движения. Разобраться, как счетчики помогают экономить на коммунальных услугах, а датчики оповещают о проникновении воров в дом

Когда посетить бесплатно: в любой день

Адрес: павильон № 461 «Умный город»

Выставка актуального народного искусства

Зачем идти: увидеть меч «Победа», созданный по технологии златоустовской гравюры на стали. Посмотреть на волховскую неваляшку и еще на сотни уникальных экспонатов из разных уголков России

Когда посетить бесплатно: в любой день

Адрес: павильон № 457

Центр славянской письменности «Слово»

Зачем идти: почувствовать себя учеником земской школы и воспитанником монастыря. Расшифровать послания древних новгородцев. Увидеть оборудование первой русской типографии

Когда посетить бесплатно: по будням с 11:00 до 15:00. Детям до 7 лет — в любой день. В другое время: 300 Р — взрослый билет, 100 Р — детский, с 7 до 17 лет

Адрес: павильон № 58 «Музейный центр „Слово“»

Музей ВДНХ

Зачем идти: увидеть самые первые чертежи ВДНХ и архивные фотографии. Узнать, как выглядели выставочные павильоны в советское время

Когда посетить бесплатно: со вторника по пятницу с 11:00 до 15:00 и в каждое третье воскресенье месяца. Детям до 7 лет — в любой день. В другое время: 100 Р — взрослый билет, 50 Р — детский, с 7 до 17 лет

Адрес: павильон № 228 «Музей ВДНХ»

Центр «Космонавтика и авиация»

Зачем идти: посмотреть на полноразмерные макеты советских космических аппаратов, ракетного двигателя и орбитальной станции «Алмаз». Построить свой космический аппарат и запустить искусственный спутник в интерактивной зоне. Узнать о космических достижениях СССР и России

Когда посетить бесплатно: со вторника по пятницу на сеансы в 11:00 и 13:00. Детям до 7 лет — в любой день. В другое время: 400—500 Р — взрослый билет, 250 Р — детский, с 7 до 17 лет

Адрес: павильон № 34 «Космос»

Макет космического корабля «Буран»

Зачем идти: посадить виртуальный «Буран» на Байконур с высоты 80 километров. Детально изучить устройство ракетоплана и узнать его историю

Когда посетить бесплатно: со вторника по пятницу с 11:00 до 15:00 и в каждое третье воскресенье месяца. Детям до 7 лет — в любой день. В другое время: 300 Р — взрослый билет, 150 Р — детский, с 7 до 17 лет

Адрес: площадка рядом с павильоном № 34 «Космос»

🧳 Как развлечься в разных городах и странах

Рассказываем в еженедельной бесплатной рассылке. Куда съездить в России и за границей, как экономить в путешествиях и самые свежие новости о коронавирусных ограничениях

Цены действительны на момент публикации

Что еще интересного посмотреть в Москве:

1. Главные музеи Москвы.
2. Куда сходить, если скучаете по путешествиям.
3. Где бороться со стрессом: крушить, ломать и стрелять.

«Классная программа»: ВДНХ для школьных групп

ВДНХ принимает заявки от школьных групп, желающих принять участие в ее комбо-программах. Новый проект называется Classroom Curriculum и предлагает сочетание образовательных и развлекательных мероприятий. Школьники не только узнают новое, но и отлично проведут время со своими друзьями.

ВДНХ предлагает уникальную рекреационную среду с уникальным набором памятников истории и архитектуры, ландшафтный парк с необычным архитектурным решением, а также современные музеи и образовательные площадки, многие из которых не имеют аналогов в России и за рубежом. .

ВДНХ всегда была и остается одной из главных площадок Москвы для посещения организованными школьными группами. Вместо самостоятельных посещений ВДНХ предлагает педагогам и родителям готовые образовательно-развлекательные программы, призванные закрепить и расширить знания детей о русском языке, истории, окружающем мире и технике, которые они получают на занятиях. Также организует командообразующие мероприятия.

Каждая программа охватывает широкий круг интересов и возрастных групп: от младших школьников до старшеклассников.

Космос: от мечты до ракеты для учащихся 1-3 классов

Центр космонавтики и авиации приглашает детей принять участие в квест-экскурсии «Школа юных космонавтов». Детей, мечтающих о поистине звездной карьере, ждет захватывающее путешествие. Юные энтузиасты узнают, что должен знать настоящий космонавт и какие навыки ему необходимы, чем занимаются космонавты и как живут на орбите, а также изучат конструкцию ракеты. После квеста детей ждет экскурсия по интерактивному музейному комплексу «Буран». Они посетят космический корабль и увидят его центр управления, макеты катапультных кресел, лабораторный стенд для проверки готовности бортовых систем перед полетом и многое другое.

Программа рассчитана на 120 минут.

Как мы пишем. С кириллицы на эмодзи для учащихся 4–6 классов

Учащиеся средней школы могут присоединиться к экскурсии по центру «Слово» и посетить мастер-класс по каллиграфии. Участники узнают, как древнерусские почерки сменяли друг друга; как писали при Ярославе Мудром, Иване Грозном и Петре Великом; как украшали книги; какие заметки люди оставляли на полях, какие материалы использовались для письма. Они научатся пользоваться незнакомым современным школьникам широким пером, проанализируют древнерусские стили письма от строгого уставного стиля до загадочной вязи, потренируются в написании букв и слов.

Программа рассчитана на 120 минут.

История побед: ХХ век в двух часах для учащихся 4–9 классов

Участники узнают об уникальном архитектурном ансамбле ВДНХ, его создателях и людях, повлиявших на его судьбу и облик. Они также обсудят национальное разнообразие России и узнают о культуре и истории России и бывших советских республик. В программе: экскурсия по музею ВДНХ и обзорная экскурсия по Центральной аллее ВДНХ.

Программа рассчитана на 120 минут.

Знание – сила для учащихся 1–4 классов

Эта специальная программа предназначена для детей, которым интересно познавать окружающий мир. Участники прогуляются по Центральной аллее, где воссозданы цветочные композиции 1950-х годов, узнают, где растут лаванда, розы, мальва, вербена, тюльпаны и пионы и когда можно полюбоваться цветением каждого из этих растений. Также они смогут увидеть, как специалисты ухаживают за плодовыми деревьями в Мичуринском саду, а в экоцентре «Цветоводство» познакомятся с редкими растениями, которые можно встретить в разных регионах России.

Программа рассчитана на 120 минут.

ВДНХ специального назначения для учащихся 6–11 классов

Приглашаем подростков прогуляться по ВДНХ и узнать о ее истории и истории российского транспорта. Узнают, в каких павильонах располагались и есть экспозиции транспортной тематики, на каком транспорте можно было передвигаться по ВДНХ и на каких автомобилях ездили руководители России и советских республик и VIP-гости ВДНХ. Программа продолжится экскурсией по крупнейшему в России открытому для посещения музею спецслужб — Музею Гаража особого назначения Федеральной службы охраны России.

Программа длится 165 минут.

Discovery Time для учащихся 2–4 классов

Приглашаем школьников посетить один из специальных мастер-классов в Доме комиксов ТАКАПУЛЬТА и на Городской ферме. Они создадут своего персонажа из комиксов или нарисуют небольшой комикс (забавный рассказ), а затем посетят урок на свежем воздухе. Среди доступных уроков: «Зеленые домашние животные», «Растения как основа жизни», «Устойчивое потребление», «Леса: легкие нашей планеты», «Где летают птицы» или «Роль животных в нашей жизни».

Программа рассчитана на 120 минут.

Фантастика! для учащихся 1–4 классов

Приглашаем детей на экскурсию по «Робостанции», мастерской робототехники «Вездеход» и шоу «Вокруг света в сказке» в Театре сказок.

Программа длится 135 минут.

Миссия выполнима для учащихся 1–4 классов

Любители спорта и активного образа жизни посетят крупнейший в России веревочный парк на искусственных опорах Skytown с детским паркуром и гигантскими качелями, а затем отправятся в скалолазный, фитнес-образовательный центр BigWall.

Программа рассчитана на 120 минут.

Юный естествоиспытатель для учащихся 1–4 классов

Приглашаем школьников на экскурсии по Городской ферме. Экскурсии проводятся фермером и исследуют четыре гектара уникального ландшафтного парка Москвы. После экскурсии дети могут принять участие в одном из трех доступных мастер-классов и научиться делать интерьерную игрушку из природных материалов или свечу из медового воска, а также узнать о стринг-арте – необычном виде искусства, в котором используются нитки и гвозди. . Затем они отправятся в павильон «Лаборатория мороженого» для экскурсии и мастер-класса по приготовлению и украшению мороженого Baskin Robbins.

Программа рассчитана на 180 минут.

DIY Sweet Life для учащихся 1–4 классов

Участники посетят урок «Фарфоровое мороженое» мастерской «Рождественское искусство» и узнают, как украшать изделия из стекла и других материалов с использованием различных техник росписи. Затем они посетят еще одного резидента Парка ремесел – Карамельную мануфактуру. Там они сделают леденцы, которые смогут забрать домой.

Программа рассчитана на 90 минут.

Чтобы приобрести одну из программ, оставьте заявку на сайте ВДНХ. У нас есть программы на любой бюджет. Участники наших комбо-программ получают бесплатный вход на ВДНХ и бесплатную парковку автобусов. Школьные группы также могут воспользоваться специальными предложениями на питание в кафе «Космос», «СпецБуфет» и «Ферма», а также со скидкой 10% в ресторанах «Андерсон», «Лаборатория мороженого», «Баскин Роббинс», «Пироги» и «Мистер Пончик». В сентябре образовательные программы для школьников доступны со скидкой 25%.

Все посетители ВДНХ обязаны носить маски и соблюдать социальную дистанцию ​​в соответствии с правилами безопасности, установленными Роспотребнадзором.

Трещины в Империи — springerin

В истории Советского Союза можно выделить несколько типов модернизма, и, в частности, после 1960 года развились три параллельные, но тем не менее взаимосвязанные формы. Первый можно выделить в индустриализации и урбанизации общества — модернизм через призму жилищного строительства или модернизм в форме сборного строительства, со стандартизированными типологиями зданий как часть экстенсивных схем городской экспансии. Кроме того, существует вторая форма модернизма, ориентированная в большей степени на конструктивизм XIX в.60-х годов, по-разному воплощая это в жизнь в различных советских республиках. Наконец, в этот период также существовала третья, интернационалистская форма модернизма, отраженная в первоначальных экспериментах советских архитекторов, которые включали западные архитектурные идиомы. Ниже вы найдете выдержки из совместной презентации под эгидой исследовательского проекта «Империя наносит ответный удар?»1, в котором Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и история архитектуры Армении рассматриваются как примеры этой сложной конфигурации различных типов модернизма.

Вольфганг Киль: Можно задать бесчисленное количество конкретных вопросов, касающихся истории архитектуры Советского Союза, но здесь я хотел бы обратиться к ВДНХ, Выставке Достижений Народного Хозяйства. Первая ВДНХ — в некотором смысле первоначальная версия — возникла в Москве перед Второй мировой войной, в период расцвета сталинизма в 1930-е годы — «годы террора», когда также началось строительство московского метрополитена. Война остановила все грандиозные стройки, поэтому общеизвестный сегодня вариант ВДНХ — вторая редакция начала 19 века.50-х годов, с самыми важными павильонами той эпохи. Сразу видно, что чистая эклектика еще господствовала в те времена! Это столпотворение развязанных форм, безусловно, можно рассматривать как руководство по архитектурному стилю — как апофеоз сталинских представлений о власти и одновременно своего рода шествие фольклорно-педагогических архитектурных элементов; в наши дни это, возможно, назвали бы «вынужденным регионализмом».
Поскольку Советский Союз также осознавал себя многонациональным, а значит, и многокультурным образованием, сталинский архитектурный канон наделял отдельные республики в составе Советского Союза «национальными формами». Поэтому была попытка перенести национальные особенности (в том числе штампы) в архитектуру, рисуя общепонятные декоративные мотивы. Особенно яркими примерами являются узбекский павильон с восточными мотивами или карельский павильон, который, конечно же, деревянный, намекающий на бескрайние финские леса.
Коллега из Литвы предположил, что московскую ВДНХ можно интерпретировать как советский вариант исторических колониальных выставок, функционирующих по аналогии с смотрами аннексированных (или порабощенных), проходивших в Вене, Лондоне, Париже или Лиссабоне, эпицентрах бывших империй, на мероприятиях сродни народным гуляниям; чем красочнее и экзотичнее эти события, тем шире досягаемость могущества империи. Я нахожу эти культурно-исторические сравнения продуктивными и рассмотрю их более подробно, когда мы будем обсуждать «советскую историю».

Schöllhammer: Однако сталинская архитектура выполняет и идеологическую функцию. Посетив территорию, вы услышите советскую музыку 1960–70-х годов — периода, который до сих пор знаком нынешнему поколению родителей, бабушек и дедушек, и музыку, которую молодые люди снова слушают сегодня. Это идеологический инструмент для восстановления имперского представления о России, использующий в качестве инструмента ностальгию по утраченной советской власти. Странно наблюдать, как в настоящее время империализм отражается в этом месте. Сталинские фигуры как нельзя лучше подходят для этого, потому что они дают простор для открытых проекций, поскольку они моделируют не настоящее, а скорее имперское прошлое, которое, как ни странно, изображается с помощью модернистской музыки из советских фильмов. Площадка ВДНХ превратилась в огромную идеологическую машину путинской России.

Kil: В общих чертах сейчас в путинской России делается упор на политику истории. Важнейшее историческое шоу Москвы на данный момент представлено в двух огромных, специально построенных новых стеклянных павильонах на площадке ВДНХ. Это мега-шоу рекламируется в афишах на каждом шагу прямо по всему городу.
В качестве небольшого контрапункта к идее «колониальной выставки» хотелось бы упомянуть другую выставку, которая выглядит как миниатюрная копия московского оригинала: в Киеве тоже была ВДНХ, полная ажурных храмиков (на самом деле еще ухоженных по всему участку) в тончайшей эклектике, наряду с водными объектами, структурированными по разным осям озелененными участками и рекреационными зонами под тенистыми деревьями. Украина всегда была второй по значимости страной в Советском Союзе и поэтому иногда пользовалась льготами. Тем не менее, при всем формальном сходстве, киевский вариант не был столь политически противоречивым, как московский образец для подражания. Это не вопрос триумфа: это просто «младшая сестра». В свете такой компактной концентрации мелкобуржуазной доступности на ум прежде всего приходит марксистское изречение о том, что история повторяется как фарс. Однако этот фарс предлагает очень приятный визуальный праздник, особенно для архитекторов.
Проблема, которая сейчас возникает в Киеве, заключается в том, что «коммунистическая символика» запрещена по всей стране со времен «Антикоммунистического закона». Такие произведения искусства уже сняты или уничтожены в центре Киева. Однако павильоны ВДНХ укоренены и пропитаны советской символикой. Если бы закон применялся неукоснительно, пришлось бы снести всю выставочную площадку, хотя против этого выступали бы даже экономические соображения. Здесь становится очевидным общий постсоветский опыт: иконоборчество как raison d’état в конечном итоге терпит неудачу, учитывая вездесущность нелюбимых реликвий.
Давайте перейдем, пожалуй, к самому удивительному моменту. В Тбилиси есть ВДНХ! Сразу после назначения премьер-министром в 1958 году Никита Хрущев начал серию официальных визитов по всему Советскому Союзу. В 1960 году настала очередь Грузии, и он пообещал жителям этой райской горной республики, что они также получат одну из этих потрясающих выставок достижений. Поскольку сталинизм к этому моменту, к счастью, закончился, ВДНХ в Тбилиси позволили сиять современными формами. Обычно считается, что Хрущев проложил путь архитектурному модернизму в Советском Союзе; Интересно, что в Тбилиси он обратился к мотиву «промышленной выставки». В отличие от своих коллег в Москве или Киеве, тбилисская ВДНХ во многом является работой одного архитектора. К 1968 Леван Мамаладзе вместе со своим коллективом спроектировал почти всю сравнительно небольшую парковую территорию как веселый ансамбль, являющий собой очень яркую иллюстрацию оптимистичного, новаторского духа в «оттепельные» годы. Более ранняя архитектура в Грузии также придерживалась эклектичного стиля, намекая на чувство освобождения, возникающее, когда, наконец, можно было исследовать международные тенденции. По крайней мере, грузины спокойно относятся к этому наследию и пытаются продвигать его в контексте международного торгово-выставочного бизнеса.
Теперь перейдем к вопросам, которые стоят перед защитниками наследия на ВДНХ в Москве. С конца 1960-х годов национально-географическая направленность павильонов сменилась тематикой из мира науки и техники (химия, биология, электротехника, ЭДО, космическая техника и др.). Кроме того, многие страны дистанцировались от «своих» павильонов после выхода из состава Советского Союза. Другие страны (такие как Армения или Кыргызстан), которые по-прежнему стремятся присутствовать на этой центральной московской платформе, по сей день представляют здесь программы. Большинство павильонов в настоящее время представляют собой выставочные площади с чередующимися шоу или сдаются в аренду муниципальной управляющей компанией для проведения мероприятий.
Пятьдесят бурных лет определенно оставили свой след на зданиях. Часть архитектуры, которая не подверглась реконструкции, тихо гниет (особенно болезненное зрелище в случае с удивительно роскошным дворцовым павильоном Украины). Амбициозные страны, такие как Беларусь, провели кропотливую реконструкцию своих павильонов. Кроме того, в ряде случаев в 1960-х годах была проведена «модернизация», например, в том, что изначально было грузинским павильоном, или азербайджанским павильоном — иными словами, их откровенно фольклорный колорит исчез под гладкой, ничем не украшенной облицовкой. Теперь они выглядят довольно чужеродно среди всех своих экзотических эклектичных соседей.
Когда в 1990-е годы с одного из таких «камуфляжных» павильонов сняли облицовку, витиеватый восточный фасад, а точнее то, что от него осталось, вдруг вновь увидел свет. Какой-то восторженный защитник природы решил: Стоп! Оставим хотя бы несущий стропильный каркас обшивки! Глядя между этой сеткой, становится очевидным, что на самом деле очень мало из старого павильона было удалено. На него просто наложили панели, и вся сталинская отделка снова появляется, как только эти тонкие листы снимают.
«Модернизаторы» мало уважали старые постройки, да и искусство, интегрированное в архитектуру: в павильоне «Волга», где огромные изображения солдат на фасаде напоминают о битве за Сталинград, некоторые батальные сцены были просто выпилены посередине, там, где заканчивалась металлическая обшивка. Ампутированные фигуры все еще можно легко идентифицировать под облицовкой.
Это означает, что московские защитники природы столкнулись с практически неразрешимой дилеммой: модернистские ограждающие конструкции, не особо впечатляющие, но зато отражающие дух времени той эпохи, сегодня считаются непопулярными. Старые павильоны 1950-е скрыты под этими тонкими металлическими конвертами. Какой из слоев теперь можно рассматривать как «подлинный»? Если спросить маркетологов сайта, то они тут же приводят сталинскую версию, ибо в итоге весь контекст таким образом становится визуально завершенным. Но разве попытки «модернизации» в смысле архитектурной «десталинизации» не являются такой же частью истории? Перед каждым из рассматриваемых павильонов уже давно установлены информационные табло, спрашивающие мнение москвичей. Суд над историей путем плебисцита? Результат обещает быть интригующим.

Schöllhammer: Моя статья начинается с 1918 года и посвящена советскому модернизму в Армении. Страна представляет собой особый случай, поскольку, просуществовав 800 лет исключительно как диаспора, а не как государство, в 1918 году временно стала республикой. Созданная после геноцида, совершенного турками в 1915/16 году, республика просуществовала два года. и окончательно была поглощена Советской Республикой Армения в 1920 году. Таким образом, Восточная Армения стала экраном, на который проецировались представления всей диаспоры, от Ливана через Иран и Ирак до Анатолии. В течение двух лет основное внимание уделялось тому, чтобы в определенном смысле стать нацией, что на архитектурном фронте в конечном итоге привело к конфликту с конструктивизмом.
Александр Таманян, изучавший архитектуру в Санкт-Петербурге и привлеченный республикой в ​​1918 году для строительства нового городского центра, является наиболее важной фигурой в этом контексте. В те времена Ереван был русским колониальным городом на периферии Шелкового пути, состоящим преимущественно из ненадежных деревянных построек и больше всего напоминавшим турецкий город. Таманян интересовался историей архитектуры, связанной с армянскими проекциями прошлого — восьмого, девятого и десятого веков — и стремился создать новый столичный рисунок по европейским моделям планирования и строительства. Столица была разработана в соответствии с планом расширения города девятнадцатого века, основанным на прямоугольной планировке, но генеральный план Таманяна предполагал радиальный акцент, что привело к другой структуре города. Важнейшим элементом плана Таманяна является центральная ось, обращенная к горе Арарат, которая в то время находилась в Турции, как и сегодня. Хотя это самая священная гора для армян, она фактически отрезана от страны. Арарат – вулкан высотой 5000 метров, известный из Библии как гора, на которой Ноев ковчег сел на мель. Центральная ось теперь в каком-то смысле делает его частью города, свернутым в перспективу, открываемую городскими линиями обзора, хотя она и так удалена. Этот конфликт занимает центральное место во всем архитектурном развитии Армении.
План Таманяна предусматривал полное уничтожение старой планировки и замену ее новым планом города с историческим и символическим видом на это священное национальное место. Однако нехватка финансирования не позволила осуществить этот план в 1918-20 гг. Таманян оставался градостроителем Еревана до 1936 года, а затем столкнулся с задачей претворения плана в жизнь в разгар различных течений модернизма, столкнувшихся в Армении. В героическую эпоху Советского Союза, начиная с 1920 года, конструктивистский модернизм начал вторгаться, нападая на национал-романтическую программу Таманяна как на историцистскую и ретроградную. Напротив, манифесты, составленные такими фигурами, как Геворг Кочар и Микаэл Мазманян, пытались представить конструктивизм как национальную архитектуру армян. Они утверждали, что армянский народ, теперь способный решать свои настоящие социальные проблемы в состоянии, данном ему Советским Союзом, должен следовать конструктивистской социальной архитектуре.
Организация Таманяном городской структуры в центре города была направлена ​​на то, чтобы сделать центр очень гибким или модулируемым. Он использовал стиль конца девятнадцатого века под влиянием сецессионизма и был украшен орнаментом. Все построено из коричневого и красного туфа, с невероятной тонкостью вытекающих пространственных фигур, в отличие от более поздней сталинской архитектуры.

Кил: Иногда используется туф янтарного цвета с меняющимися желто-красными оттенками. Важно понимать, что этот камень дешевле цемента, поэтому вся страна построена из него. Существует невероятное разнообразие цветов, и архитектура играет не только с орнаментом, но и с тем, как расположена окраска камней. Кроме того, поскольку это такой мягкий материал, на нем можно разработать очень детализированный орнамент. Я редко видел такой приятный национальный стиль с такими неотразимыми поверхностными деталями. Когда я посетил, я сразу же отказался от своей прежней неприязни к этому типу стиля.

Schöllhammer: Таманян следовал линии национальной традиции, которая прослеживалась в местной архитектуре вплоть до 1980-х и 1990-х годов и даже нашла отклик в самых последних правительственных зданиях, построенных во время расширения города в 2000-х годах. Однако примерно в 1920 году на сцену прибыли конструктивисты, прошедшие обучение во Вхутемасе, Высших художественно-технических мастерских, и начали реализовывать программу Вхутемаса на местах. Горячие споры между таманскими национал-романтиками и вхутемасскими революционерами развернулись и продолжались до прихода сталинизма в 1919 г.34; это также проявляется в городской структуре Еревана.
Таманян пытался парировать проекты Вхутемас, но эта попытка не удалась, так как комиссары заставили его адаптировать эти проекты и интегрировать их в городскую среду. Он неоднократно стремился обеспечить хоть какую-то градостроительную однородность за счет материальности построек, широко применяя туф. В результате Таманян неоднократно приручал конструктивистские проекты; белый дом становится домом из туфа, вынужденным, так сказать, поддаться национальному романтизму и стать ереванским домом, домом Таманяна.
Проекты Вхутемаса играют важную роль в развитии армянской архитектуры, поскольку такие архитекторы, как Кочар и Мазманян, сосланные в 1934 году, вернулись в 1960-е годы, вызвав своего рода контрреволюцию против адаптации Таманянского городского образа. при сталинизме. Например, Кочар построил в 1930 году дом писателей позднего конструктивизма, уже несущий следы раннего сталинского классицизма; в 1960 году он пристроил подковообразную столовую, что было равносильно своеобразной победе над таманством. Мазманян, второй крупный конструктивист той эпохи, также начал «национализировать» на ранней стадии, что можно увидеть на его знаменитой текстильной фабрике начала XIX века. 30 с.
1933/34 годы ознаменовались цезурой внутри конструктивизма и появлением переформулированного подхода со сталинистскими наклонностями. Таманян всегда стремился сохранить эстетические парадигмы конструктивизма, в то же время адаптировав их к своего рода неоклассицизму. Он придерживался этого подхода до своей смерти в 1936 году, в некотором смысле используя неоклассицизм как камуфляж, оставаясь при этом полностью конструктивистским архитектором.
Ереван впоследствии расширился в результате многочисленных сталинских проектов, что вызвало ярко выраженную цезуру, ибо многие сталинские проекты в конечном счете бездумны и шаблонны. Не включив таманийские эстетические ценности, эти проекты остаются ограниченными программой, определенной Москвой — «националистической по форме и социалистической по содержанию». Некоторым, однако, удается скрыть свою истинную природу; они остаются армянами и таманянами.
Среди этих расколов, разделяющих конструктивистов, модернистов и национальных романтиков, начинает появляться другая фигура: архитектор Рафаэль Исраелян, который впоследствии стал ведущей фигурой в архитектурном дискурсе Еревана в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Исраелян рассматривал конструктивизм через призму радикального протофашистского национал-романтизма и стал направлять при этом вновь банальные сталинские проекты, полностью противоречащие социалистической идее сталинского модернизма. Подражая армянской архитектуре на рубеже первого тысячелетия, он начал отличать свои работы от сталинизма через апеллятивную, раннюю постмодернистскую риторическую структуру, разработав собственную контрастирующую националистическую программу.
Знаменитый рыночный зал, например, демонстрирует влияние Исраеляна, который скопировал мотив с конструктивистской фабрики Мазманяна. Основанный на той же базовой пространственной структуре, что и конструктивистская текстильная фабрика, он, тем не менее, демонстрирует сталинскую облицовку на фасаде. Он расположен вдоль центральной оси Еревана, на площади Республики, строительство которой было завершено в 1940-х годах еще по планам Таманяна. Исраелян стремился восстановить линию обзора Арарата, которая была нарушена сталинскими мерами по расширению городов. Сталинская перепланировка была направлена ​​на то, чтобы закрыть круглую площадь, а это означало, что здания закрывали вид на Арарат, в некотором смысле пытаясь искоренить национальное измерение. Исраелян стремился устранить такие препятствия, чтобы снова открыть перспективу.
Примерно в это же время к власти пришел Хрущев, запустивший радикально новую программу строительства. Конструктивисты вновь появились и начали производить свои первые проекты в 1950-х годах, когда еще господствовала своего рода позднесталинская риторика. Хотя в строительстве по-прежнему отдавался предпочтение высокому монументальному стилю, это уже происходило на фоне очень современных интерпретаций конструктивистской архитектуры, которые, кроме того, не имели ничего общего с европейским или западным модернизмом того времени. Вместо этого конструктивисты начали создавать совершенно новые структуры.
Одним из самых ранних примеров этого переворота является памятник на трассе, ведущей в Ереван, на въезде в город — голубь мира, что, видимо, вызвало полные ненависти тирады Хрущева: «У вас есть деньги на это — а нам нужны квартиры! Однако этот тип неутилитарной архитектуры был очень важен для конструктивистов.
С середины 1960-х годов начались самостоятельные интервенции по всему городу, копирующие и импортирующие московский модернистский «интернационализм». Это третья форма модернизма, формирующая архитектуру Еревана. План Таманяна все чаще игнорировался, а модернистские здания, вдохновленные московской, ленинградской или киевской школой, встраивались в городскую структуру. В то время как архитекторы продолжали попытки модернизировать городскую территорию вдоль улицы Абовяна, одной из главных осей в плане Таманяна, в целом преобладал очень аккуратный стиль оформления общественных пространств в виде зданий, созданных в результате архитектурных конкурсов. , в виде прекрасного бруталистского здания 1960-х годов, в виде открытой площадки кинотеатра «Москва», который представляет особый интерес, так как планы его сноса несколько лет назад породили огромное массовое движение, которое одновременно стало продемократическим движением и боролось за спасение бруталистское здание.
В этот же период был создан один из первых крупных абстрактных памятников в Советском Союзе (1965 г. ), тип сооружения, который впоследствии стал столь частым в советском городском пространстве в 1970-х гг. Армяне. Не случайно этот памятник сочетает в себе армянский национальный романтизм с модернистской идиомой. Этот тип абстрактно-пространственной программы впоследствии стал распространяться по всему Советскому Союзу — программа памятников, проросшая в Армении.

Кил: Я особенно очарован памятником, поскольку он имеет центральную связь с «оттепелью». Точно так же, как Хрущев в каком-то смысле подарил грузинам выставку, он также разрешил армянам этот памятник в качестве большого жеста. До этого существовало табу на обращение к геноциду; теперь стало возможным публичное поминовение. Это означало, что возникло место, которого раньше не хватало, сосредоточенное на скорби, на увещании. Другими словами, это был очередной поворотный момент во внутренней политике, который, что интересно, был оформлен в решительно современной форме. В более широком плане воздействие этой «уступки» московского центра было прямо противоположным намеченной цели, ибо укрепило самоуверенность народа, породив невероятно консервативные формы в архитектуре.