Содержание
Вадим Задорожный — основатель и хозяин музея техники.
Вадим Задорожный
Основатель и хозяин музея техники.
Вопросы задает:
Александр Кобенко
Главный редактор
Александр Кобенко
У вас здесь какое-то невероятное место. А как вообще это «царство» возникло?
Вадим Задорожный
В нашей стране большая проблема с гордостью — с гордостью за Родину. С тем, что мы называем патриотизмом. И сам по себе музей — это, прежде всего, уважение к нашему историческому прошлому. Любой человек в конце концов обязательно задает себе вопрос: что я сделал, зачем я живу на земле? Поэтому строительство музейного объекта, в данном случае — технического, автомобильного, военно-исторического — это попытка создания абсолютно бескорыстного пространства, попадая в которое любой человек испытывал бы чувство гордости за то, что он живет в России. Делаю это для того, чтобы показать, что у нашей страны все еще впереди. Я верю, что у нас есть еще надежда. И радуюсь, когда тысячи детей приходят сюда в субботу-воскресенье, радуюсь, когда вижу изумление иностранцев, осматривающих музей и удивляющихся тому, что в России это возможно.
Александр Кобенко
А ваш музей можно назвать бизнесом?
Вадим Задорожный
Нет, это образ жизни. Никакого отношения к бизнесу музей не имеет вообще. Это же касается и реставрации. Машины реставрируются только для музея и потом выставляются. Я не продаю машины. Когда появляются деньги, приобретаю и реставрирую машины, которые раньше были найдены в России или куплены за границей. Сбор идет везде и всюду, но на сегодняшний момент я больше занимаюсь реставрацией, потому что уже собрался достаточно большой парк автомобилей, которые нужно восстанавливать. Цены на машины очень резко выросли, поэтому я довольствуюсь тем, что
у меня уже ждет реставрации. Мы живем только за счет того, что часть этажей арендуется, и те поступления, которые идут с аренды, вкладываются в развитие. Такая экономическая схема, позволяющая…
Александр Кобенко
…быть на самофинансировании?
Вадим Задорожный
Да, самофинансирование, позволяющее не получать от государства никаких дотаций. Полное самодотирование за счет аренды помещений здесь, в музейном комплексе. И все средства идут на музейные нужды.
Александр Кобенко
Давно вы начали свою музейную деятельность? Как удалось получить землю под музей?
Вадим Задорожный
Музей основан в 2003 году. Тогда был заложен первый кирпич. И через год здесь уже был музей. Тогда это было недорого. Взлет сумасшествия произошел значительно позже. Брал землю в аренду, потом строил. Поэтому здесь не было каких-то космических денег.
Александр Кобенко
Земля, конечно, наверняка приносила бы больше денег, если бы построить какую-нибудь коммерческую недвижимость.
Вадим Задорожный
Мы вот начали разговор о деньгах…Деньги… люди… цифры. У богатейших людей на счетах сотни миллионов долларов, но это люди-цифры: они живут с этими цифрами и умирают. На цифрах их жизнь начинается и на цифрах заканчивается. Понимаете? А необходимо переключение в созидание, в красоту. Красота спасет мир — так и надо понимать, дословно: именно красота спасет мир. Добро и красота. Поэтому музей имеет отношение не к бизнесу, а к чувству любви к Родине. Моя позиция — гражданская позиция.
Александр Кобенко
Вы представляете, как устроена реставрационно-коллекционная автомобильная часть?
Вадим Задорожный
Конечно. Реставрация машин — это как реставрация живописи. Здесь человек должен не просто обладать техническими знаниями для ремонта машин. Во-первых, он должен быть подкованным автомобильным историком, потому что любое нарушение — это уход от оригинала. Поэтому мастера,
которые занимаются реставрацией, досконально знают автотехнику 20–30-х годов, крайне увлечены своей темой и обладают хорошими знаниями ремонтной базы автомобилей того времени. Эти созидатели — фанаты. В России, думаю, таких людей всего несколько десятков — специалистов историков, реставрирующих автомобили.
Александр Кобенко
Вы себя ощущаете больше как коллекционер, историк, музейщик?
Вадим Задорожный
Прежде всего, музей — это самое важное из того, что я сегодня делаю. Я отношусь к этому как к главному делу жизни. Все, что «за музеем», только для того, чтобы музей существовал. Я — хранитель. Все экспонаты любовно сбережены для сегодняшнего дня и для будущего. Считаю, что музей
— это не собирательство, а сохранение.
Александр Кобенко
А сколько всего у вас машин?
Вадим Задорожный
Более сотни автомобилей, сотня мотоциклов, такое же количество техники в реставрации. Но остро не хватает площадей. Сейчас экспозиционная площадь — 9700 квадратных метров. Надо строить новое здание, гораздо большее, чем нынешнее. Моя идея — создать российский музей техники, лучший в Европе.
Александр Кобенко
Автомобили, которые стоят в музее, они все на ходу?
Вадим Задорожный
Любой автомобиль можно завести. Все машины ездовые, от первой до последней! Это главное качество музея живой истории. Все живое.
Александр Кобенко
Естественный вопрос человеческий: сколько же стоит такая коллекция?
Вадим Задорожный
А сколько стоит жизнь?
Александр Кобенко
Сама реставрация — это же очень затратный процесс?
Вадим Задорожный
Да, конечно. Все достаточно дорого. По сути дела, если машину расшивать, переделывать — не важно, какая это машина, 50-х годов или машина более ранняя, — времени и сил уходит очень много. Хорошая реставрация стоит от ста до двухсот тысяч долларов. Одной машины.
Александр Кобенко
А какие проблемы у нас встречает человек на этом пути?
Вадим Задорожный
Главное — найти правильных мастеров, ответственных, влюбленных, системных, тогда получится все — как на любом производстве. Но у нас еще, не забывайте, ответственность за парады 7 ноября. А ведь кроме танков Т-34, страна больше ничего выставить не может! Техники ходовой просто нет! Если клич кинуть, можно со всей страны собрать десяток государственных «тридцать четверок». И все! И я прекрасно понимаю, что сейчас наступил последний момент, когда можно еще воссоздать этот блок техники, который мог бы в достаточно большом объеме представлять историческое прошлое страны.
Александр Кобенко
Есть экспонаты, которые вам особенно дороги?
Вадим Задорожный
Я люблю каждый экспонат и к каждому отношусь с уважением. Как семья, в которой много детей. Как можно одного любить больше, другого меньше? Но с точки зрения истории, конечно, есть интересные экспонаты. Например, «Гроссер-Мерседес-770», который принадлежал Гитлеру. В этом бронированном кабриолете он принимал парады. Это, безусловно, из мировых топов. И сразу же перед тобой возникает образ фашистской Германии. Через эту машину — через ее формы, облик — можно понять симпатии, взгляды, саму идеологию нацизма. Потом эта машина была подарена Павеличу — диктатору Хорватии. А когда к власти пришел Броз Тито, он подарил эту машину Сталину. Но Сталин посчитал, что непатриотично ездить на этом кабриолете — машине врага, и подарил ее первому секретарю Узбекистана. И уже много лет спустя, в 90-е годы, я вытащил ее к себе. Еще один очень интересный автомобиль — бронированная машина Сталина. Машина Гитлера еще в реставрации, а машина Сталина уже в экспозиции. Рядом — машина Берии, ЗИС-110 Б кабриолет.
Александр Кобенко
А у Сталина какая?
Вадим Задорожный
ЗИС-115. Броневик. С теми же стеклами, потемневшими от времени. Через окна этой машины Сталин смотрел на советскую империю. В этой машине сидит манекен Сталина, правда, не на привычном для него месте — он не сидел сзади, а предпочитал боковое кресло. Потом машина, которую
Брежнев подарил в свое время лидеру ГДР Хонеккеру. Хонеккер на этой машине встречал Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару.
Есть машина, на которой ездил Гагарин, машины Горбачева, Ельцина, Патриарха Пимена. И, конечно, машина Брежнева, в которой он сам сидел, — короткий ЗИЛ двухдверный.
Александр Кобенко
Которую он водил?
Вадим Задорожный
Да. Которую он сам лично водил. Из машин исторических персонажей…Машина контр-адмирала Хорти. Это фашистский диктатор, венгерский. Машина Генриха Шлоссера — главы химического концерна Германии, одного из главных сподвижников Гитлера. Очень интересна машина заместителя наркома авиационной промышленности Михаила Иванова — «Бьюик» 1929 года с пробегом всего в несколько тысяч километров. Машина, по сути дела, была расконсервирована только в конце 80-х — начале 90-х годов. Она была, видимо, получена чиновником, когда он ездил в Америку покупать
авиадвигатели. Эту машину погрузили на корабль, наверное, в качестве какого-то «отката». Или как подарок, в знак благодарности. Но по мере приближения к России, Иванов, судя по всему, стал понимать, что он сделал что-то не так. И когда он приехал в СССР, машину почти тайно вывезли
в Малаховку и спрятали. И эта новая машина простояла в гараже до конца 90-х годов. В родной покраске, с родным салоном, с родными колесами. Была бережно закрыта одеялами и намазана толстенным слоем крема «Балет». Был такой коллекционер Михаил Стацевич — к сожалению, он умер
не так давно. Он сумел сохранить этот автомобиль для музея.
Александр Кобенко
Что, с 1929 года колеса не спустили?
Вадим Задорожный
Представьте, нет. И у машины Сталина то же самое. В колесах – воздух того времени!
Александр Кобенко
А по какому принципу вы ищете и выбираете экспонаты?
Вадим Задорожный
Это внутреннее чутье. Я стараюсь собирать шедевры, наиболее харизматичные, интересные экспонаты, которые могли бы дать представление о той или иной эпохе машиностроения, мотостроения, танкостроения, авиастроения. Что-то ищу, что-то нахожу, покупаю на аукционах. Что-то было куплено раньше, что-то вымениваю. Кое-что предлагают, есть свои, скажем так, поставщики. Сегодня интересных машин в России практически не осталось: они или уехали за границу, или осели в частных коллекциях.
Александр Кобенко
Но объектами музея являются не только автомобили?
Вадим Задорожный
Здесь собрана коллекция, представляю-щая историю мировой техники. Техника — это и автомобили, и мотоциклы, и авиационные раритеты. Одно из направлений — реставрация отечественных самолетов — как советских, так и российских. Самолеты же времен Великой
Отечественной войны выделены в отдельную программу «Крылатый памятник победы». Мы готовили большое шоу к столетию авиации, и я с гордостью скажу, что только в нашем музее есть эскадрилья «живых» летных машин-ветеранов, и другой в России нет! Мы летаем на наших машинах со «звездочками» в самых разных точках мира — и в Англии, и во Франции, и в Арабских Эмиратах — и наше военное героическое прошлое повсюду вызывает восторг.
Александр Кобенко
А где базируетесь?
Вадим Задорожный
Частично в Жуковском, частично — в Новосибирске. А сейчас будем восстанавливать аэродром Второй мировой войны совместно с ДОСААФ.
Александр Кобенко
Аэродром?
Вадим Задорожный
Аэродром 1936 года. Под Медынью — это в Калужской области. И там же мы хотим собрать тяжелую технику — танки. Уже второй парад на Красной площади летает. Можно будет прыгнуть с парашютом, пройти курс молодого бойца.
Не надо забывать, что «войну» за созда-
ние в послевоенной Германии процветающего демократического общества выиграл немецкий учитель — прусский учитель, как сейчас говорят. И у нас «войну» за общество должен выиграть учитель, наставник. Только он может создать культурный пласт образованных людей, любящих страну.
Александр Кобенко
Там, наверное, можно будет и сдать нормы ГТО?
Вадим Задорожный
И сдать нормы, и преодолеть полосу препятствий. Любой городской мальчишка хочет быть героем. Кэндзабуро Оэ в романе «Опоздавшая молодежь» подробно рассказывает о том, что вся японская система образования была «заточена» на подготовку человека-воина и гражданина, который должен был умереть за идею императорской Японии, вообще за Японию. Именно в этом идея бусидо, идея самурая. Но война закончилась, мальчишки опоздали умереть, но из себя-то этот настрой, это воспитание не выбросишь — так и возникла японская идеология «опоздавшей молодежи». Но мы в каком-то смысле тоже опоздавшая молодежь, потому что в 70–80-е годы мы жили подругим стандартам. И у нас был настоящий патриотизм, не придуманный!
Александр Кобенко
Да, вера в великую страну.
Вадим Задорожный
Конечно! И мы были готовы сражаться — в Афганистане, где угодно — за страну, за родину против ее врагов. Во всяком случае, среди моего окружения, когда я служил в армии, именно так все и было. Мы любили Родину, мы верили, хотели ее защищать, воевать за нее — все это у нас было в корнях. Была такая красивая идея — служить Родине. Мы опоздали. Пришло другое время, совершенно непонятное, гах и сражениях, про которые они прочли в книжках. Они очень хотят знать историю наших побед. Не надо этого отнимать.
Александр Кобенко
И не надо отнимать то образование, тот его уровень, который был в СССР…
Вадим Задорожный
Разумеется. Советский Союз был выстроен на академическом образовании царской России. На собственных фундаментальных научных школах математики, химии, физики, географии. А школа отечественной инженерии? Это сумасшедшая школа! А сейчас — стоп! Все это выродилось, продолжения нет. Вот это меня больше всего тревожит. На заводах нет специалистов, которые могли бы работать качественно. В авиационной промышленности нет конструкторов и инженеров, продолжателей традиций Туполева и Ильюшина и многих талантливых конструкторов всех областей. Деньги есть, а рук нет. Нет ничего. Все разбалансировалось, машина едет туда, непонятно куда, непонятно зачем. Сегодня самое главное, чтобы у страны было направление. А тут каждый — кто куда. Самое главное, чтобы у Страны была не опоздавшая молодежь. Главное, чтобы у Страны были
успевшие Правители.
Уволен директор музея-усадьбы «Архангельское» | Новости культуры | Известия
Культура
Его должность занял владелец коммерческого Музея техники Вадим Задорожный
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Читать iz.ru в
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Министерство культуры РФ уволило директора музея-усадьбы «Архангельское» Андрея Бусыгина. На его должность назначен владелец крупнейшего в России частного Музея техники Вадим Задорожный. Об этом «Известиям» сообщили в Минкультуры.
— Андрей Евгеньевич Бусыгин покинул пост директора Архангельского 2 июня по собственному желанию по состоянию здоровья, — заявил директор департамента культурного наследия Михаил Брызгалов. — На пост директора музея-усадьбы «Архангельское» назначен Вадим Николаевич Задорожный. Музей техники Вадима Задорожного — блестящий частный проект, чрезвычайно популярный среди посетителей и исключительный по качеству, является одним из лучших музеев техники в Европе. Уверен, что, отталкиваясь от собственных наработок, накопленных при создании столь масштабного выставочного комплекса, Задорожный сумеет превратить усадьбу Архангельское в русский Версаль. Именно такая задача поставлена перед новым директором.
Вокруг судьбы музея-усадьбы «Архангельское» долгое время не утихают споры. При Андрее Бусыгине была разработана и согласована концепция развития музея, предусматривающая строительство около 20 новых капитальных объектов на охранной территории и вырубку около 10 га парка.
1 июня представители подмосковного отделения «Общероссийского народного фронта» провели мониторинг состояния «Архангельского». В ходе проверки активистами ОНФ были выявлены факты систематического нарушения законодательства, в частности, массовая вырубка деревьев на Аллее ветеранов 1945 года, которая была проведена по инициативе руководства Музея техники. Представители ОНФ также отметили, что многие исторические постройки усадьбы находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, ряд усадебных построек закрыты и недоступны для посещения, при этом полноценной реставрации архитектурно-паркового комплекса не производится.
В настоящее время по распоряжению Минкультуры ведется работа по пересмотру охранного статуса усадьбы с «ансамбля» на «достопримечательное место». ОНФ обратился к Минкультуры с просьбой остановить разработку новой охранной документации, поскольку «связи с изменением охранного статуса появляется угроза пересмотра многочисленных судебных решений, принятых в 2008–2014 годы в интересах сохранения усадьбы».
Сегодня на территории Архангельского продолжается строительство, реконструкция и продажа коттеджей и таунхаусов в охранной зоне усадьбы. Непосредственно на территории объекта культурного наследия выстроен капитальный забор, огораживающий незаконные постройки. Вступившие в силу решения судов о сносе незаконных построек не исполняются. Кроме того, запланировано строительство двух крупнейших жилых комплексов на прилегающих к усадьбе территориях.
Реклама
Обзор музея: Технический музей Вадима Задорожного | Вождь Люк
Ссылка на Google Maps
Проезжая мимо, этот музей трудно не заметить. Достаточно заметны 200 или около того ярдов танков, артиллерии и самолетов, припаркованных вдоль дороги по другую сторону железного забора.
Теоретически до музея можно добраться на общественном транспорте. На метро до станции «Тушинская», далее автобусы 549, 541, 568 и маршрутное такси 151 до остановки «Липовая аллея». Наверное, проще найти человека с машиной, это в нескольких милях к западу от Москвы. Как только вы найдете линию танков, сворачивайте в переулок, где находится вход. Ограничения по парковке, по-видимому, обычно игнорируются, оставляйте машину где угодно и идите к стойке регистрации.
После того, как вы заплатили пошлину, идите к ленд-лизу Стюарт.
Выглядит немного странно с красной звездой, но тем не менее. Главный выставочный зал находится справа. Войдите в стеклянную дверь, предъявите свой билет и пройдитесь. Вам представлена несколько неожиданная и несочетаемая коллекция.
Помните, что это технический, а не военный музей. Хозяин музея, у которого явно есть несколько рублей на ненужные нужды, любит машины и совершенно не уточняет, что это за машины. Можно не иметь ни малейшего представления о том, на что смотришь (и обычно не понимаешь, если не умеешь читать по-русски), но кажется довольно очевидным, что чем бы это ни было, оно находится в фантастическом состоянии и, вероятно, довольно редко.
Кажется, в макете мало рифмы или смысла. Голиаф перед BF-109, Fokker DR1 висит над Alfa Romeo Spyder.
После того, как вы просмотрели некоторые откровенно удивительные образцы автомобильной техники, вы можете подняться на антресольный этаж, где основное внимание уделяется мотоциклам и самолетам.
Но опять же, вы никогда не будете точно знать, что увидите дальше. Выставка автомобильных домкратов рядом с набором камер рядом с набором пулеметов.
В конце концов, вам будет не на что смотреть. Минус в том, что большинство экспонатов нельзя обойти, чтобы посмотреть на них с разных ракурсов, вы довольно сильно ограничены «спереди». вы в правильном направлении. Вы заметите, что г-н Задорожный питает слабость к Яковлеву. Внутри здания, которое вы только что покинули, истребители Як — одни из самых редких самолетов в мире, и, по-видимому, это единственные оставшиеся машины с оригинальными двигателями. Когда я шел к Forger, я упомянул своему спутнику, что несколько лет назад видел в Фарнборо самолет-преемник Freestyle. Не успели эти слова слететь с моих губ, как мы расчистили угол и «О. Вот оно».
В отличие от транспортных средств, находящихся внутри здания, вы можете ходить по уличным экспонатам. Некоторые из них (Больше Яков), к сожалению, расположены немного высоко, чтобы моделисты могли получить отличный обзор колесных арок, но не более того.
Ваш курс в конце концов приведет вас обратно к линии брони, которую вы впервые увидели, когда ехали сюда. Некоторые из них довольно стандартные…
Некоторые не очень.
Одной из самых необычных особенностей этого музея является то, что он немного более удобен для детей, чем большинство других. Большинство музеев, как правило, не одобряют детей, взбирающихся на экспонаты или иным образом манипулирующих ими, но в этом музее допускается участие публики, по крайней мере, на стали. В результате вы увидите детей, забирающихся на танки или играющих с механизмами поворота/подъема артиллерии.
Не то чтобы я говорил, что это отличный детский день, музеи редко бывают такими, но, по крайней мере, ваши потомки смогут зарядиться своим интересом.
В отличие от крытых экспонатов, экспонаты под открытым небом позволяют прогуляться и сделать фотографии со всевозможных ракурсов. Должен признаться, что впервые увидел Т-80 вблизи, так что я, конечно же, воспользовался случаем.
Точно так же я не могу вспомнить, когда в последний раз лично видел Ганефа.
Еще одна вещь, которую следует отметить, это то, что это не просто открытая коллекция. Это полностью действующее производственно-ремонтное предприятие. Меня наводят на мысль, что Т-60 тут новостройки (из партии 4), а не реставрации. Хотя очевидно, что при входе в магазины на вас могут наорать, приятно иметь возможность заглянуть и увидеть, как они работают.
Музей в целом стоит посетить, если есть время убить, но как танкист я бы не поставил его выше Центрального музея или Кубинки. Тем не менее, люди, которые таскают свои семьи, могут счесть это лучшим местом для посещения, поскольку у них есть больше, чем просто танки, на которые можно смотреть.
Мы все из католицизма: старые и новые мифы униатов — Защита веры — новости Православия
Защита веры
27 января 2020 00:18
Автор: Вадим Задорожный
Глава УГКЦ Святослав Шевчук. Фото: СПЖ
Многие помнят распад СССР – болезненный экономический кризис, крах марксистско-ленинской идеологии и лихорадочное внедрение новых исторических концепций. К сожалению, последний процесс не всегда носил чисто научный характер. Советский Союз распался, но традиция использования науки в угоду особой политической целесообразности никуда не делась.
Целый ряд греко-католических историков, религиоведов, писателей и журналистов упорно трудятся над созданием и распространением исторических мифов, пользуясь тем, что современная украинская историческая наука больше руководствуется требованиями националистической идеологии, чем научной объективностью.
В одной статье вряд ли удастся досконально разоблачить эти мифы, но наметить некоторые направления, над которыми историкам необходимо поработать, просто необходимо.
Князь Владимир и его избранница
Первое, что бросается в глаза при изучении греко-католической исторической литературы, это ряд мифов о распространении христианства на Руси.
Например, знаете ли вы, что князь Владимир выбрал византийское, а не западное христианство, потому что боялся попасть в зависимость от римских пап? А вот греко-католический священник Василий Иванишин, духовный учитель отца «Правого сектора» Дмитрия Яроша, считает, что это было именно так:
«Суть выбора была в другом, и наши летописи об этом скромно умалчивают: избрать Церковь, что обяжет князя признать духовную и в то время осязаемую политическую зависимость от своего иерарха (папы) или избрать Церковь, образовавшуюся под опекой кесаря, имеющую привычку служить главе государства , и видит свои перспективы в расширении своего влияния и власти. В 988 г. князь Владимир избрал Церковь, которая служила бы ему, его намерениям укрепить бескрайнюю, суетливую Русь».
Обложка брошюры Василия Иванишина «Украинская церковь и процесс национального возрождения». Фото: dontsov-nic.com.ua
Естественно, Иванишин, как человек, когда-то изучавший «что-то и как-то», вспомнил расхожее клише о «цезаро-папизме» в православии и «папо-цезаризме» в католицизме. И, вероятно, он решил применить это «знание» к выбору веры князем Владимиром, думая, что открывает сенсационную истину для «невежественных» православных.
Но беда в том, что его «откровение» почти не имеет отношения к 10 веку!
Если бы он внимательно изучал историю Западной Церкви, то знал бы, что период с 904 по 963 год (то есть буквально за четверть века до крещения Руси) в истории Римской Церкви историки называют эпохой, называемой Порнократия («власть блудниц»), когда римские папы назначались влиятельными итальянскими кланами. А с 963 года Западная церковь перешла под контроль германских королей.
Как пишет западный историк Джозеф Линч, «в течение следующего столетия папы интегрировались в церковную систему империи, а германские короли взяли на себя право утверждать их выборы и иногда даже назначать их лично».
Справедливо отметить, что Папа Иоанн XV, восседавший на римском престоле в 988 г., все еще пытался проводить независимую политику, но не пользовался популярностью у римских граждан за «коррумпированность и кумовство». Именно с послами этого папы князь Владимир говорил в Новгороде.
Трудно сказать, что сказали ему эти послы, но то, чего боялся князь Владимир по отношению к Западной Церкви, если таковое имелось, было не в ее требованиях к правителям, а как раз наоборот – ее зависимости от итальянской» мафия» того времени и немецкие короли «Первого рейха». И правильно сделал: ярким подтверждением тому является то, что буквально через несколько лет после христианизации Руси папой стал немец.
Католическая Русь
Однако основным тезисом униатов относительно этого исторического периода является утверждение о том, что Русская митрополия была… католической.
Униаты считают, что если в 988 году еще не было раскола между Восточной и Западной Церковью, то Русскую Митрополию того времени можно считать частью Католической Церкви.
«Украинский народ, приняв христианскую веру по восточному, византийскому обряду (в IX и X веках и, наконец, в 988 году), принадлежал к Вселенской (Католической) Церкви, оставаясь в ней на протяжении нескольких столетий. Со временем они стали отдаляться от единства с Вселенской Церковью, разрывались между Востоком и Западом и падали в XVI веке под влиянием византийского православия. В 159 году5-1696, Украина снова воссоединилась».
Такой удивительный «жемчуг» можно найти в греко-католической брошюре, написанной неким «о. Иваном Ортинским». Конечно, здесь мы имеем дело с грубой экстраполяцией конфессиональных идей к историческим фактам.
Брошюра Ивана Ортинского «Вызов к 1000-летию христианизации Украины. Сегодня и завтра». Фото: СПЖ
Эта экстраполяция часто встречается в завуалированной форме:
«На момент крещения Владимира разрыва единства между Константинопольской и Римской Церковью еще не было. Новосотворенная Киевская, вернее Русская митрополия была в единстве и с Константинопольской Матерью-Церковью, и с Римским епископом», — пишет греко-католический историк и публицист Анатолий Бабинский.
Книга Анатолия Бабинского «История УГКЦ за 90 минут». Фото: СПЖ
При этом он «забывает» упомянуть, что Русская митрополия в то время находилась не просто «в единстве» с Константинополем, а находилась в его непосредственном ведении и не могла занимать нейтральную позицию в церковных делах по определению.
Причем не Восточная Церковь находилась в единстве с «Епископом Римским» (это позднекатолическая концепция, предполагающая единство с римским понтификом как условие существования Церкви), а Западная Церковь находилась в единстве с восточными патриархатами, которые вместе составляли Единую Соборную и Апостольскую Церковь.
И инициаторами раскола были не православные греки, о чем пишет Иванишин:
«Инициатором раскола был Константинополь. Византийских императоров беспокоило растущее влияние Римской церкви, которая к концу первого тысячелетия превратилась в мощный консолидирующий и обусловливающий фактор в политической жизни Западной Европы. Чтобы парализовать ее, в 1054 году византийский патриарх Михаил Керуларий созвал Церковный Собор, который предал анафеме папу и его легатов и запретил Восточным Церквам общаться с Римом. Отсюда деление на католиков и православных, различные догматы и т. д.».
Здесь мы видим большое упрощение и даже прямую ложь. Ведь именно папские легаты, а не Константинопольский патриарх, первыми предали анафеме и настойчиво потребовали подчинения папе. В любом случае причины разделения Восточной и Западной Церквей гораздо сложнее и не могут быть сведены к конфликту между папскими легатами и Патриархом Михаилом Керуларием. Есть все основания полагать, что именно франки завоевали западный мир в V-VI веках, а не римляне несут основную ответственность за церковный кризис.
Униаты считают, что если в 988 году еще не было раскола между Восточной и Западной Церковью, то Русскую Митрополию того времени можно считать частью Католической Церкви.
По большому счету, началом отчуждения латинян от Единой и Католической Церкви можно считать заключение союза между Римским Престолом и франками в VIII в. Со стороны латинян это было предательством ранее единой ойкумены под властью византийских императоров.
«Вместо того, чтобы продолжать быть западным форпостом Византии, папский Престол вошел в зону влияния западного мира, где правили франки», — пишет Джозеф Линч.
Благодаря династии Каролингов произошла реформа Западной Церкви и централизация ее внутреннего устройства. Сначала это сделал Пипин Короткий, а затем Карл Великий, который лично избирал настоятелей и епископов из числа своих родственников и союзников (что опровергает теорию Иванишина о независимости пап).
«Как военачальник и религиозный реформатор христианских народов Чарльз имел свой взгляд на то, с кем должен работать папа и за кого он должен молиться», — вспоминает Джозеф Линч.
В результате к концу 8 века папы, почувствовав политическую поддержку франков и находясь под их влиянием, стали выдвигать свои условия и настаивать на господстве в христианском мире.
В свою очередь, сами франки рассматривали Западную Церковь как инструмент в политическом противостоянии с Византией. Карл Великий первым обвинил греков в ереси, отвергнув решения VII Вселенского Собора (Второго Никейского Собора) на Поместном Соборе Западной Церкви во Франкфурте-на-Майне (79 г.4). Там впервые был поставлен вопрос о Filioque в противовес выражению восточных римлян «Дух Святой исходит от Отца через Сына».
Поэтому, когда католические или униатские историки утверждают, что «злые» греки «придирались» к латинянам из-за Filioque, это неправда. На самом деле именно западные богословы того времени настойчиво требовали от восточных христиан принять их версию Символа веры. И негативная реакция на богословские новшества была вполне естественной.
На наш взгляд, отечественным историкам необходимо более детально изучить роль франков в процессе постепенного отхода западных христиан от Церкви. Здесь можно порекомендовать перевод на украинский или русский язык лекций греческого богослова Иоанна Романида, собранных в труде «Франки, римляне, феодализм и учение», в котором он подробно анализирует глубинные причины раскола 1054 года.
Центральный Тезисом его исторической концепции можно считать следующую фразу: «Раскол между восточным и западным христианством был не расколом между восточными и западными римлянами, а разделением между восточными римлянами и завоевателями западных римлян».
Это означает, что папство и католическая модель церковного устройства есть не что иное, как результат политического влияния франков на западных христиан.
Во всяком случае, православные исследователи истории Древней Руси могут найти здесь широкие возможности для применения сравнительно-контекстуального метода в полемике с униатами.
От монографий к комиксам
Приведенные примеры — лишь малая часть довольно масштабной греко-католической мифологии.
Впечатляет обилие различных форматов, с помощью которых сторонники УГКЦ или ПЦУ навязывают свою точку зрения на историю Церкви в Украине: это и толстые фолианты, и небольшие книги, исторические исследования и философские размышления, пятиминутки документальные фильмы и даже мультфильмы с комиксами!
Особого упоминания заслуживает интенсивная редакторская работа греко-католических и раскольнических пропагандистов в Википедии. И это один из самых популярных источников информации для людей, которые ищут информацию о тех или иных исторических событиях.
Когда католические или униатские историки утверждают, что «злые» греки «придирались» к латинянам из-за Filioque, то это неправда. На самом деле именно западные богословы настойчиво требовали, чтобы восточные христиане приняли их версию Символа веры.
И это еще не все: проезжая через Киев, вы можете обнаружить, что одну улицу недавно переименовали в честь бывшего главы УГКЦ Любомира Гузара, который улыбается вам с афиши. А открыв каталог «Книжного клуба», вы увидите рекламу нового художественного романа западноукраинского писателя, посвященного Унии.
У любого православного это должно вызвать некоторый дискомфорт и чувство горечи. Разве мы не можем создать свой взгляд на историю христианства в Украине в традиционно православной стране и активно распространять его в приемлемых для нас формах?
Ведь, как известно, свято место пусто не бывает. И если мы не будем «прополывать» мифы в области науки, журналистики и Википедии, она будет наполнена искаженными представлениями об истории православия и христианства в целом.
католицизм
униатство
униаты
УГКЦ
Князь Владимир
История христианства
Крещение Руси
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.