В каком веке был основан город владимир: история, достопримечательности и фотографии 2022

Какую дату основания Владимира считать верной?

Любовь человечества к датам известна, и владимирцы тут не исключение. Правда, в нашем случае историки и краеведы до сих пор не пришли к единому мнению, когда же был основан Владимир. Если раньше считалось, что это произошло в 1108 году, то в конце прошлого века возникла другая версия — 990 год.

Обычно озвучиваются оба варианта — дескать, каждый сам для себя выберет, какой считать верным. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с мнением председателя областной общественной организации «Союз краеведов» Андрея Тихонова. Пресс-конференция с его участием состоялась в пятницу в Белом доме.

По словам Андрея Константиновича, многие специалисты, в том числе и из института археологии, категорически отрицают возможность основания Владимира в 990 году. Но, вероятно, сложилась интересная ситуация. По всей видимости, князь Владимир, который Красное Солнышко, действительно останавливался в этом месте во время своего очередного похода.

«Понятно, что здесь было поселение, кто-то жил, – у нас с Сунгиря тут живут. А есть же понятие «город» – должна быть стена, власть, князь, дружина и так далее… И какое-то долгое время Владимир Красное Солнышко был здесь. Наверное, тогда и пошло упоминание, что тут заложили город», – рассказал журналистам Андрей Тихонов.

Однако в 11 веке о Владимире нет каких-либо свидетельств. Только начиная с 1108 года город вновь упоминается в летописях, правда, связывают его уже с именем другого Владимира — Мономаха.

То, что город наш назван именем князя — это понятно. Но какого именно? «Я говорил с археологами много раз, и они утверждают, что культурного слоя во Владимире 11-го века, и тем более 10-го — нет. Какие-то находки начинают появляться с начала 12-го века, но они очень маленькие. А начиная с Боголюбского, с середины 12-го века, находок уже очень много...» – подытожил краевед.

В общем, можно считать, что у Владимира два дня рождения. А почему нет? Сначала был город, потом не было, а потом снова возродился.

Владимирских краеведов заботят не только древности, но и недавние события. Андрей Константинович поделился проблемами — до сих пор не написана и не издана книжка об истории города за последние сто лет. И вроде бы никто не против, но вопрос, как это водится, упирается в деньги. Попытки получить грант на это дело пока не увенчались успехом — обычно в подобных конкурсах побеждают Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. Пора бы переиздать также «Историю Владимирского края» для школьников – существующий учебник уже устарел.

«Историческая память очень быстро стирается, – пояснил Тихонов — Если не напоминать, то буквально второе-третье поколение вообще ничего не будет помнить..

По его словам, исторические «перлы», которые сегодня выдают студенты и школьники на экзаменах, можно собирать в отдельную книжку приколов. К примеру, некоторые современники убеждены, что Козлов вал называется именно так, поскольку там раньше пасли козлов. (Как этот исторический объект на самом деле получил такое название, читайте здесь)

Высказался председатель областного «Союза краеведов» и по поводу актуальных сегодня тем. В частности, скептически отреагировал на идею повесить створки в Золотые ворота — сделать это технически будет невозможно, потому что ворота ушли на полтора метра под землю и нижние крюки теперь находятся уровне асфальта. По поводу возможного сноса «Блинчиков» Тихонов не возражает — если это место облагородят и там появится еще одна смотровая площадка. А вот что касается гигантских фруктов, установленных в центре Владимира, то краевед от них не восторге, и считает, что такие вещи обязательно должны согласовываться с отделом архитектуры — все-таки историческое ядро города.

История Владимира


История Владимира, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Официальной датой основания Владимира, одного из древнейших русских городов, считается 1108г., в то время князь Владимир Мономах заложил деревянную крепость и окружил её земляным валом. Однако в Ипатьевской летописи есть упоминание о городе Владимире, относящееся к 990г.

Своим возвышением и всей последующей славой город обязан внуку Владимира Мономаха, великому князю Андрею Боголюбскому. Во Владимире, есть легенда, что лошади, которые везли чудотворную икону, встали на пол, и ничто не могло заставить их продолжать путь. Это событие было растолковано, как пожелание Богородицы остаться во Владимире. И специально для этой иконы в городе был построен потрясающий храм Успения Богоматери, а икона с той поры стала называться Владимирской. В 1385г. во время нашествия Тамерлана на Московское княжество великий князь Василий Дмитриевич распорядился доставить чудотворную икону из Владимира в Москву и отслужить службу, чтобы была послана победа русскому войску, и с тех пор икона навсегда осталась в Москве.

В годы княжения Андрея Боголюбского Владимир быстро развивался и рос и в 1157 году стал столицей, в городе велась оживлённая торговля и жили сотни ремесленников. После смерти князя начались междоусобные расприи. Братом князя Андрея Всеволода Большое Гнездо, который в 1176г. одержал победу и занял престол во Владимире, княжество города в это время получило наивысшеий расцвет. С большим почтением относились к нему иноземные послы, а купцы из дальних стран увозили с собой не только превосходные товары, но и неизгладимые впечатления от красоты «стольного града».

После смерти Андрея Боголюбского в его резиденции был открыт мужской монастырь. О красоте и неповторимой архитектуре Боголюбовского дворцового ансамбля мы можем судить по реконструкции, которую сделал на основе археологических раскопок и данных исторических хроник известный советский историк, уроженец города Владимира, исследователь архитектуры Суздальской Руси Н. Н. Воронин. Сейчас в экспозиции, которая расположена в бывшей дворцовой церкви, выставлены реконструкция княжеской резиденции и многочисленные архитектурные детали, найденные в процессе раскопок. Белым лебедем среди заливных лугов вблизи слияния Нерли с Клязьмой стоит церковь Покрова на Нерли, выдающееся творение зодчих древней Руси. Резные рельефы церкви Покрова на Нерли выполнены в мягкой пластичной манере, что делает храм воздушным и привлекательным. Из-за перестроек в последующие века храм потерял свой первоначальный вид. В 1164 г. на западной границе Владимира были сооружены Золотые ворота, то есть это оборонительное строение, а также парадный въезд в город. Большая арка с высокими и мощными стенами, к которым вплотную примыкали земляные валы, была увенчана надвратной церковью.

В 18 веке выросло новое поселение Владимира за пределами Золотых ворот и были они названы Ямская слобода. Арочный проезд ворот уже не удовлетворял нужд разросшегося города, было принято решение срыть участки валов, примыкающих вплотную к воротам и были сделаны вспомогательные проезды. Золотые ворота запомнились многими событиями, потому что их штурмовали монголо-татары, дружины князя Дмитрия на Куликовскую битву, через проходили воины Александра Невского на битвы со шведами и немцами, ополченцы Пожарского и Минина, русские войска, участвовавшие в разгроме войска Наполеона,а также воины Красной Армии на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Сейчас в Золотых воротах в помещении надвратной церкви расположена военно-историческая экспозиция и галерея Героев Советского Союза — владимирцев. На востоке в городе были возведены Серебряные ворота, близкие по архитектуре к Золотым воротам. Серебряные ворота в наши дни не сохранились. Всего в городе насчитывается пять ворот.

Когда правил Всеволод Большое Гнездо Владимир, город был одним из красивейших и богатейших городов Руси. Дмитриевский собор строился с 1194-1197гг., изначально как дворцовый храм. В соборе был изображён растительный орнамент и изображения животных, библейского царя Давида, могущественного полководца древности Александра Македонского, первых русских святых Бориса и Глеба, сыновей киевского князя Владимира Святославича, который крестил Русь. Рельефные изображения собора выполнялись русскими мастерами в тонкой и пластичной манере. Среди изображений животных доминирующее положение занимали львы, как символ великокняжеской власти. Дмитриевский собор в 12 веке расписали фресками, работа была выполнена византийскими мастерами. Многочисленные реконструкции, пожары и ремонты, нанесли непоправимый урон Дмитриевскому собору. Особенно сильно пострадал храм после «реставрации» в 30-е годы XIX в., и справедливо получила название в этот период варварской, после этого собор лишился лестничной башни, древнейших галерей и значительной части фресковой росписи XII в. Самый выдающийся памятник архитектуры стал разрушаться, самоотверженная работа владимирских реставраторов под руководством А.В.Столетова, спасла прекраснейший памятник от полнейшего разрушения. Реставрация и укрепление Дмитриевского собора осуществлялось в тяжелые для времена для нашей страны, в 1941-1952 гг.

По крупицам пытались собирать опыт предшественников русские мастера конца XV-XVI вв. и возродить былую славу умельцев земли русской. Успенский собор Княгинина монастыря, построенный в конце XV-начале XVI вв., производился на фундаменте храма начала XIII в.

У собора, небыло никакого декора на внешних стенах, он был украшен всего двумя ярусами кокошников, переходящих в шлемовидную главу, стрельчатые окна, белый цвет стен храма делают его воздушным, стремящимся ввысь. В XVII в. бор расписали московские живописцы под руководством мастера Марка Матвеева. В 1960г. И. А. Столетовым был востановлен изначальный вид этого неповторимого памятника архитектуры. XVII в. можно считать расцветом архитектуры русского государства, литературы и искусства. Самым лучшим памятником этой эпохи во Владимире является Богородицкая церковь (1645-1649). В 1961 г. Богородицкую церковь реставрировали братья Столетовы.

В 18 веке был характерным стиль барокко, который пришел с Запада. В городе также в стиле барокко были отстроены Троицкая (1740 г.), Борисоглебская (1755 г.),Ильинская (1773 г.), Николо-Галейская (1735 г.), Николо-Кремлевская (1761 г.), и другие церкви. В 1778 г. учреждели Владимирскую губернию, которая стала основанием для архитектурного обновления Владимира, как центра губернии. Местные власти хотели застроить город каменными зданиями. Учрежредили один из первых планов регулярной застройки Владимира в 1781г 31 марта. В 1900 г. в таком же стиле было построено здание исторического музея, инициаторами выступила Владимирская ученая архивная комиссия. Я. Ревякином в1907г. было возведено здание городской Думы, которое стало наиболее выразительным строением в псевдорусском стиле. Фасад здания украшался богатым декоративным орнаментом,который напоминал декоративные детали памятников архитектуры древней Руси. В здании бывшей городской Думы теперь находится Дворец пионеров. В XX в. Были внесены значительные изменения не только в социальную жизнь русского общества, но также произошли изменения в архитектуре,технике, строительстве.

В начале ХХ века в России появился такой стиль, как модерн. В таком же стиле во Владимире у Золотых ворот было построено здание реального училища. Сейчас здесь располагается музыкально-педагогический и филологический факультеты Владимирского государственного педагогического института им. П.И.Полянского-Лебедева. В стиле модерн в городе ещё построен первый кинотеатр, который был назван «Ампир», на сегодняшний день кинотеатр переименован в «Художественный».

Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие – Smarthistory

Богородица Владимирская, XII век с последующей перекраской, темпера на дереве (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Одним из самых любимых произведений искусства в России является темпера на дереве икона известная как Богородица Владимирская, или Владимирская . Он представляет собой общую композицию, известную как Богородица eleousa («сострадательная»), которая изображает Марию и Иисуса в нежных объятиях, их лица прижаты друг к другу. Богородица смотрит на нас, привлекая наше внимание, но ее руки, кажется, указывают на ее сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть из мертвых как спаситель человечества. На протяжении веков этой иконе приписывалось много чудес, и в результате многочисленные меценаты и художники стремились изготовить с нее копии.

Местонахождение иконы Владимирской Богородицы (основная карта © Google)

Но, несмотря на непреходящее религиозное и культурное значение иконы Владимирской Богородицы в России, икона нерусского происхождения. Вероятно, она была написана в XII веке в Константинополе (Стамбуле), столице Восточно-Римской «Византийской» империи, и привезена в Киев, столицу Киевской Руси, в качестве дипломатического подарка около 1131 года. Позже икона была передана в город Владимир (отсюда и его название) и, в конце концов, в столицу России Москву, где она и остается до сих пор.

Путешествие Владимирской Богородицы из Константинополя в Киев и, в конечном счете, в Москву является частью более широкой истории обращения Киевской Руси в православие Византийской империи в десятом веке и последующего подъема Москвы как новой центр власти в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Хотя ни Византийская империя, ни Киевская Русь сегодня не сохранились, произведения искусства и архитектуры, такие как Владимирская Богородица, могут помочь нам понять отношения между этими средневековыми государствами, а также их оспариваемое наследие в современном мире.

Византийская империя и Киевская Русь

Киевская Русь возникла как мощная конфедерация городов-государств во второй половине девятого века в Восточной Европе, где реки помогли соединить Балтийское море с Черным морем и облегчили торговлю с Константинополь, богатая столица Византийской империи. Столицей Киевской Руси был Киев на Днепре, который сегодня является столицей Украины. Название «Киевская Русь» относится как к государству, так и к его народу.

Карта Византийской империи и Киевской Руси (лежащая в основе карта © Google)

Современный памятник князю Владимиру I с видом на Днепр в Киеве, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

Киевская Русь когда-то была торговой партнер, а иногда и враг Византийской империи. Но в 987 году киевский князь Владимир I, правитель Киевской Руси, заключил союз с византийским императором Василием II, перешел из язычества в христианство и женился на сестре Василия II Анне в 987 г.88. Исторические тексты описывают последующее обращение бывших языческих подданных Владимира путем массового крещения в Днепре в Киеве. С обращением византийцев в православие Киевская Русь теперь начала присваивать и адаптировать византийское искусство и архитектуру для себя.

ул. Софийская, гр. 1037 (с последующими дополнениями), г. Киев (фото: Даниил Крафт, CC BY-SA 3.0)

Св. София, г. Киев

План Св. Софии, г. Киев, гр. 1037 (Эван Фриман, перерисовано по мотивам Джона Лаудена, CC BY-NC-SA 2. 0)

Желая подражать византийской столице Константинополю и его собору Святой Софии (посвященному Христу как «Святой Премудрости»), сын Владимира Ярослав расширил Киев и построил великолепный новый храм, который будет выполнять функции главного собора города, который он также посвятил Святая София («Святая Премудрость») в подражание константинопольскому собору Святой Софии. Святая София в Киеве иллюстрирует, как Киевская Русь присвоила искусство и архитектуру Византийской империи, а также сделала их своими.

Построен c. 1037 г., киевская Святая София, вероятно, была продуктом сотрудничества византийских и местных мастеров. Ядро собора Святой Софии представляет собой типичную средневизантийскую крестово-купольную церковь с дополнительными проходами и галереями для размещения большой соборной общины, хотя все еще не дотягивает до поразительного масштаба собора Святой Софии в Константинополе. Киевская Святая София, вероятно, была закончена в 1040-х годах, и даже ее первый епископ, Феопемпт, был родом из Константинополя. Святая София в Киеве стоит и сегодня, хотя и с более поздними реставрациями и дополнениями.

В интерьере собора Святой Софии представлены мозаики и фрески — отличительные черты византийского церковного убранства, хотя первые сохранились лучше, чем вторые. И хотя богослужения в Киевской Руси совершались на церковнославянском языке, письменная форма которого впервые была разработана византийскими миссионерами в IX веке, мозаики Софии Киевской написаны на греческом, языке Византии.

Купольная мозаика, Софийская, г. Киев, г. Киев, ул. 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)

Христос Пантократор

Интерьер киевской Софии Киевской, вероятно, показался бы византийцам очень знакомым. Как и в современных византийских храмах, таких как монастырь Дафни, над храмом с центрального купола правит бородатый Христос Пантократор («вседержитель»). Христа окружают ангелы с большими крыльями в царских одеждах. Апостолы заполняют промежутки между окнами в барабане, поддерживающем купол, а четыре евангелиста (авторы Евангелий) появляются в подвесках чуть ниже окон.

Благовещенская мозаика, Софийская, г. Киев, гр. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Благовещение

Мозаики в беме, где расположен алтарь, также отражают современные византийские храмы и указывают на функцию этой части храма как места совершения Евхаристии. Гавриил и Богородица совершают Благовещение по обе стороны от бемы. Ангел возвещает Деве, что она родит Иисуса, предлагая параллель между воплощением Христа (ставшим плотью и кровью) через Деву и евхаристическим хлебом и вином, которые, как считается, стали телом и кровью Христа на алтаре внизу.

Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Богородица оранская

Возвышающаяся Богородица оранская (около 5,5 метров в высоту) возвышается на золотом фоне апсиды. Она стоит на золотой платформе и воздевает руки в молитве под крупными греческими буквами, которые идентифицируют ее как «Богородицу». Эта мозаика перекликается с аналогичными изображениями Богородицы, установленными в церквях и дворце в Константинополе после иконоборчества, которые ассоциировались с имперской властью и властью. Большая надпись обрамляет Богородицу в Киеве словами Псалма 45:6, в которых говорится о богохранимом городе: «Бог посреди его; она не будет поколеблена; Утром Бог поможет». [1]

Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Причастие апостолов

Ниже Богородицы Христос председательствует на совершении Евхаристии в сцене, известной как «Причастие апостолов», которая стала обычным явлением в византийской церквей в то время, и которые были параллельны празднованию Евхаристии, разворачивающейся у алтаря внизу. Хотя это изображение напоминает Тайную вечерю, оно анахронично изображает Христа, председательствующего на Божественной литургии, подобно византийскому священнику, со всеми атрибутами современного церковного алтаря. Этот образ, должно быть, помог связать опыт современных верующих с этими святыми фигурами Христа и его апостолов из прошлого: когда верующие приближались к алтарю, чтобы принять Евхаристию, они отражали апостолов, которые аналогичным образом приближались ко Христу на мозаике выше.

Возможно, современных зрителей удивит тот факт, что на этом изображении Христос появляется дважды. Художники использовали обычный средневековый визуальный прием, известный как непрерывное повествование, в попытке изобразить два момента в одной сцене: слева Христос предлагает евхаристический хлеб шести апостолам; справа он предлагает евхаристическое вино еще шести апостолам.

Богородица с младенцем в окружении императоров Константина и Юстиниана, юго-западная мозаика вестибюля, начало X века, собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

Фрески

Фреска с изображением императорской ложи на ипподроме в Константинополе, XI век, Св. София, Киев

Сильно поврежденные фрески, украшающие галереи и башенки Св. Софии — привилегированные места, зарезервированные для князя — когда-то выставленные портреты Ярлослава, его жены Ирины и их детей. Ярослав, ныне утерянный, когда-то был показан предлагающим модель собора Святой Софии Христу, подобно тому, как византийские императоры Константин и Юстиниан предлагают модели Константинополя и Святой Софии Богородице с Младенцем на мозаике десятого века в соборе Святой Софии в Константинополе. . На юго-западной башне также были изображены гонки колесниц на ипподроме Константинополя, что еще больше связывало киевский собор и князя с восточно-римской столицей и империей.

Икона с Новгородско-Суздальской битвой (Чудо от иконы Божией Матери Знамение), гр. 1475 (Новгородский объединенный музей-заповедник, Новгород, Россия) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

Фрагмент Киевской Руси

Икона Богородицы Оранс (Богоматерь Знамения), которая связанный с новгородско-суздальской битвой 1170 года, экспонируется в Софийском соборе Новгорода (фото: Дар Ветер, CC BY-SA 3.0)

К середине XII века Киев утратил контроль над своими обширными территориями , а Киевская Русь распалась на несколько более мелких государств, которые иногда воевали между собой. На этой иконе XV века из Новгорода изображено сражение 1170 года, когда суздальские войска осадили Новгород (местоположение см. на карте). Главным сюжетом этой иконы является сама другая икона — в данном случае чудотворная икона Богородицы Ораны и Младенца Христа, до сих пор хранящаяся в новгородском Софийском соборе, — которая, по преданию, сыграла решающую роль в битве между Новгород и Суздаль. Этот эпизод иллюстрирует то значение, которое святые образы или иконы Византийской империи сыграли в культуре Киевской Руси, а затем и России.

Процесс новгородцев с иконой Богородицы с Младенцем (фрагмент), икона с Новгородско-Суздальской битвой (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2.0)

Икона разделена на три регистра, в которых повествование о битве разворачивается сверху вниз. Вверху изображены новгородцы, идущие с иконой Оранса Богородицы и Младенца Христа — практика, унаследованная от византийцев, — в укрепленный центр своего города. Повествование разворачивается справа налево. Справа священнослужители извлекают святыню из храма Спаса на Ильинской улице в восточной части города. Духовенство проходит через середину сцены и попадает в укрепленный центр города, где находится новгородский Софийский собор.

Суздальское войско нападает на Новгород и поражает стрелой икону Божией Матери с Младенцем (фрагмент), икону с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)

Новгородцы проставлены икону Богородицы с Младенцем к стенам своего города как защиту от суздальского войска. В среднем регистре суздальская армия атакует справа. Одна из их стрел поражает икону Богородицы с младенцем на стене Новгорода, видную в левом верхнем углу. По преданию, это побудило икону Богородицы повернуться внутрь, к городу Новгороду, и заплакать. Затем сверхъестественная тьма накрыла атакующее войско Суздаля, и в результате нападавшие стали атаковать друг друга.

Новгородское войско побеждает суздальское войско с помощью святых (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2.0)

В нижнем регистре новгородские воины (слева) с помощью святых победно контратакуют суздальское войско (справа). Архангел Михаил, предводитель небесных армий, взмахивает мечом и падает в центр сцены. Дополнительные святые воины в нимбах скачут с новгородскими воинами на конях.

Эта икона и ее сюжет иллюстрируют важную роль, которую византийские иконы стали играть в Киевской Руси и на Руси. В частности, битва между Новгородом и Суздалем иллюстрирует силу, приписываемую Богородице и ее чудотворным иконам, и аналогична аналогичным рассказам из византийской столицы Константинополя. В то же время эта икона с новгородско-суздальской битвой иллюстрирует, как новгородцы приспособили искусство Византии для рассказа собственных историй, в данном случае местного чуда обороны своего города.

Возвышение Москвы, «Третьего Рима»

В середине тринадцатого века Киев и многие его бывшие территории пали перед монгольскими захватчиками, положив конец Киевской Руси. Но после двух веков монгольского владычества в регионе город Москва превратился в новый центр силы. Москва была поздним среди древних городов Киевской Руси, возникших в двенадцатом веке и обретших богатство и власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Великий князь Московский Иван III «Великий» добился независимости от монголов около 1480 года и сделал Москву центром того, что теперь стало называться «Россией».

Но по мере подъема Москвы Византийская империя пала. Константинополь (сегодня Стамбул) пал перед османами в 1453 году, положив конец долгой истории Восточной Римской империи, которая началась, когда император Константин в 330 году посвятил столицу Константинополь, которую он также называл «Новым Римом». В последующие годы Москва все чаще считала себя преемницей Византии и даже стала называть себя «Третьим Римом». [2] В 1472 году Иван III женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора, что символически закрепило продолжение Византии в России.

Рублева

Троица

Помимо Владимирской Богородицы, к этому периоду подъема Москвы относится одно из самых известных произведений русского искусства — икона Святой Троицы, приписываемая Андрею Рублеву. Рублев был влиятельным русским художником, который, вероятно, жил с 1360-х годов примерно до 1430 года. Тексты описывают, как он рисовал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с византийским художником Феофаном Греком, хотя эти картины больше не сохранились. Рублев, вероятно, написал свою икону 9-го века.0005 Троица  для Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, важного подмосковного монастыря, где он был частью церковного иконостаса (барьер, отделяющий святилище от остальной части храма).

Андрей Рублев, Троицкий, гр. 1410 или 1425–27, дерево, темпера, 142 × 114 см (ТГГ, Москва)

Гармоничные цвета и ритмические очертания симметричной композиции изображают трех ангелов, которые посетили и угостили библейского патриарха Авраама и его жену Сарру. в Бытие 18 еврейской Библии или «Ветхого Завета». Христианские богословы долгое время интерпретировали это посещение трех ангелов как образ Святой Троицы. Византийские изображения этого события, как видно, например, на мозаике шестого века в Сан-Витале, обычно включают Авраама и Сарру, которые играют центральную роль в библейском эпизоде. Но Рублев убрал Авраама и Сарру со своей иконы, позволив зрителю сосредоточиться на упрощенной композиции трех ангелов, сидящих вокруг престола, похожего на алтарь. Новаторская икона Рублева отражает новый вклад России в унаследованную ею византийскую художественную традицию.

Мозаика «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Исаака», Сан-Витале, освященная 547, Равенна, Италия на приведенных выше картах). Следовательно, наследие Византии и Киевской Руси часто оспаривается этими современными государствами-правопреемниками, как показывают следующие два конкурирующих памятника.

Открытие памятника князю Владимиру I, Москва, Россия, 4 ноября 2016 г. (фото: mos.ru, CC BY-SA 4.0)

Открытие в 2016 году в Москве статуи киевского князя Владимира I, жившего в X веке, вызвало международный ужас. Расположенная в тени Кремля — центра правительства России — статуя князя Владимира возвышается над Москвой почти на шестьдесят футов в высоту. Владимир держит в правой руке монументальный крест, а в левой сжимает большой меч.

Многим грозная новая статуя князя Владимира в Москве кажется слегка завуалированной отсылкой к очень похожей статуе князя Владимира девятнадцатого века, которая стоит на берегу Днепра в Киеве, Украина, на месте крещения киевлян. Русь в христианство византийцев в Х веке. Время установки Москвой новой статуи князя Владимира в 2016 году также имело важное значение: оно совпало с недавней аннексией Крыма Россией и продолжающимся вооруженным конфликтом с Украиной.

Памятник князю Владимиру I, 1853 г., Киев, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

Установив новую статую князя Владимира в своей столице, Россия как бы претендовала на историческое наследие и, возможно, даже на бывшие территории Киевская Русь, хотя некоторые из этих территорий являются частью других государств, таких как Украина.

В то время как Богородица Владимирская, Святая София в Киеве и другие произведения искусства и архитектуры рассказывают историю обращения Киевской Руси в христианство Византийской империи и последующего возвышения Москвы как нового центра власти , эти более поздние памятники говорят о непреходящем, хотя и оспариваемом, наследии Византии и Киевской Руси в нашем современном мире.

Примечания:

[1] Бисера Пенцева, Иконы и сила: Богородица в Византии (Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2006), 76.

[2] Преподобный Филофей (или Филофей) Псковский впервые назвал Москву «третьим Римом» в письме 1510 года.


Дополнительные ресурсы

Бесплатный электронный справочник Smarthistory по византийскому искусству

TED-Ed, Откуда взялась Россия? – Алекс Гендлер

Елена Бек, «Имитация ипподрома: представление силы в киевском соборе Святой Софии», The Art Bulletin 91.3 (сентябрь 2009 г.): 283-301

Хелен К. Эванс, изд., Византия: вера и Power (1261–1557) (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2004)

Саймон Франклин, «Русь», в The Oxford Dictionary of Byzantium , vol. 3, изд. Александр П. Каждан и др. (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991), 1818–1820

Мартин Гилберт, Атлас русской истории Рутледжа , четвертое издание (Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2013)

Лиз Джеймс, Мозаики в средневековом мире: от поздней античности до пятнадцатого века (Кембридж: Кембриджский университет) Press, 2017)

Нил Макфаркуар, «Новый Владимир с видом на Москву», The New York Times , 4 ноября 2016

Нил Макфаркуар, «Еще одна огромная статуя в России? Не редкий, а вызывающий огромные разногласия», The New York Times , 28 мая 2015 г.

Джанет Мартин, Средневековая Россия , 980–1584, второе издание (Кембридж: Cambridge University Press, 2007)

Оленька З. Певный, «Киевская Русь», в Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи 843–1261 гг. Н.э. , изд. Хелен С. Эванс и Уильям Д. Уиксом (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 1997), стр. 280–287

Кристиан Раффенспергер, «Русь: краткий обзор», Картографирование Восточной Европы

Алиса Изабелла Салливан, «Ключевой памятник средневековой Руси: Собор Святой Софии в Киеве»

Цитируйте эту страницу как: Д-р Эван Фриман, «Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие», в Smarthistory , 10 мая 2021 г., дата обращения 30 ноября 2022 г., https://smarthistory.org/byzantium-kievan-rus/.

02585-1_Hamm_POD

%PDF-1.3
%
93 0 объект
>/OCGs[96 0 R]>>/OpenAction 192 0 R/OutputIntents[>]/Pages 86 0 R/Тип/Каталог>>
эндообъект
95 0 объект
>/Шрифт>>>/Поля 82 0 R>>
эндообъект
89 0 объект
>поток
приложение/pdf

  • 02585-1_Hamm_POD
  • 2012-02-15T15:39:11Z2016-08-30T13:40:12-04:002016-08-30T13:40:12-04:00Adobe Acrobat 10. 1.9 Подключаемый модуль захвата бумагиFalseuid:62c2e3c8-0bee-4570-a5be -d1afd49458e1uuid:b48feb92-2ece-48d2-8b7d-3eb2f9ba00bbdefault1PDF/X-1a:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1:2001

  • http://ns.adobe.com/pdf/1.3/pdfAdobe PDF Schema
  • internalA объект имени, указывающий, был ли документ изменен для включения информации о треппингеTrappedText
  • http://ns.adobe.com/pdfx/1.3/pdfxPDF/X ID Schema
  • InternalID стандарта PDF/XGTS_PDFXVersionText
  • внутренний уровень соответствия стандарту PDF/XGTS_PDFXConformanceText
  • http://ns.adobe.com/xap/1.0/mm/xmpMMXMP Схема управления мультимедиа
  • Внутренний идентификатор на основе UUID для конкретного воплощения документаInstanceIDURI
  • http://www. npes.org/pdfx/ns/id/pdfxidPDF/X ID Schema
  • InternalID стандарта PDF/XGTS_PDFXVersionText
  • конечный поток
    эндообъект
    192 0 объект
    >
    эндообъект
    86 0 объект
    >
    эндообъект
    87 0 объект
    >
    эндообъект
    88 0 объект
    >
    эндообъект
    28 0 объект
    >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>>/Поворот 0/TrimBox[0.