В каком году появился париж: История Парижа — краткая история города

Уличная жизнь Парижа в XIX веке • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория дендизмаЛекцииМатериалы

Историк литературы Вера Мильчина о помоях, омнибусах, золотой молодежи, зеваках и «львах» на улицах французской столицы до перепланировки Жоржа Османа

Интервью Анна Красильщик

Праздник, устроенный Парижем в честь Людовика XVIII 29 августа 1814 года

© Bibliothèque nationale de France

Жизнь парижских улиц


В первой половине XIX века парижская уличная жизнь была, насколько можно судить по нравоописательным очеркам того времени, пространством, куда выплескивались многие формы городской деятельности, которые нам привычнее представлять себе в помещении. Слово «выплескивались», кстати, можно понимать и в сугубо конкретном смысле: несмотря на все призывы городских властей выливать помои только в специально отведенных местах, парижанам зачастую было гораздо сподручнее выплескивать самые неприглядные жидкости прямо из окон на мостовую, по которой ради этой цели был проложен специальный сточный желоб (сначала он шел по середине улицы, потом его сместили к тротуарам, но прохожим от этого легче не стало).


О том, насколько все это раздражало тогдашних парижских жителей, можно судить, например, по фельетонам Дельфины де Жирарден. В ее книге «Парижские письма виконта де Лоне»  Русский перевод Веры Мильчиной вышел в издательстве «НЛО» (М., 2009). есть очерк от 13 июля 1837 года, описывающий злоключения прохожего, которому не удается осуществить свою мечту и прогуляться по парижским улицам, потому что «нынче прогулка у нас превращается в сражение, а улица — в поле битвы; идти — значит сражаться». Это непосредственное описание уличных «бедствий», но существует и свидетельство от противного: в 1840 году республиканец Этьен Кабе выпустил утопический роман «Путешествие в Икарию», где изображена идеальная республика, в которой люди не знают ни голода, ни холода, ни угнетения. Так вот, в икарийских городах повествователя особенно восхищает то, что и тротуары, и мостовая всегда чистые, а вода, оставшаяся после уборки, стекает в специально устроенные люки; что на улице не видно ни мусора, ни лошадиного навоза; что для пешеходов устроены специальные переходы (порой подземные и наземные) и потому они не рискуют оказаться под колесами экипажей, и т.  д. Совершенно очевидно, что в современном ему Париже Кабе всех этих удобств не видел.


«Нынче прогулка у нас превращается в сражение, а улица — в поле битвы; идти — значит сражаться»


На парижской улице выступали бродячие комедианты, там же шла мелкая торговля, ходили люди с рекламными афишами на спине (то, что сейчас называется «люди-бутерброды»), разносчики предлагали еду и питье, сидели «штопальщицы» — они чинили одежду, а лавку им заменяла большая бочка. Со временем это половодье уличной деятельности постепенно уменьшалось, и Бальзак, например, в начале 1840-х годов констатирует, что эта мелкая уличная торговля вытесняется другими, более централизованными и цивилизованными формами торговли — в больших магазинах. Но еще в 1855 году немецкий писатель Адольф Штар, чье свидетельство приводит в своей книге о Париже Вальтер Беньямин  Walter Benjamin. The Arcades Project. Cambridge, London, 2002., с восторгом описывал, как парижане обжили большую выбоину посреди улицы и стали там торговать всяким мелким товаром.


Вытеснение торговли с улиц происходило и в другой, более деликатной сфере: проституток, которые расхаживали по улицам в традиционных для них районах, власти принуждали продавать свои услуги только в помещениях, а в 1830-е годы вообще постарались вытеснить их заведения на окраины.


Проституток, которые расхаживали по улицам, власти принуждали продавать свои услуги только в помещениях


Своеобразным мостом, соединяющим торговлю на открытом воздухе и в помещении, стали пассажи — крытые проходы между двумя параллельными улицами, специфически парижская форма градостроения, возникшая в самом начале XIX века и пережившая свой расцвет в 1820-е годы. Пассажи представляли собой ряды лавок, кафе и ресторанов и в этом смысле были настоящими улицами. Но при этом по ним даже в дождливую погоду можно было прогуливаться без всякого зонтика, рассматривая витрины с безделушками, эстампами и разным эффектным товаром.


В общем, самое интересное в Париже первой половины XIX века — это сочетание архаики (такой, как выливаемые на улицу помои или мелкая уличная торговля) со вполне современными формами «обслуживания населения». Пожалуй, эмблемой тут может служить фрагмент одного нравоописательного очерка  Русский перевод очерка, сделанный С. Козиным, вошел в книгу «Французы, нарисованные ими самими» (М., 2014)., посвященного парижским молочницам. Автор, рассказав об обыкновенных двуногих молочницах (крестьянках, приносящих или привозящих в Париж молоко из ближайших пригородов), добавляет, что в столице появились и молочницы иного рода, четвероногие — козы и ослицы, разъезжающие в экипажах:


«Вот проносится роскошный экипаж, и вы устремляете любопытный взор к портьере в надежде поймать кокетливую улыбку юной красавицы, но видите лишь очередную валаамову ослицу, с важным и глупо-удивленным видом созерцающую деревья, дома и людей. На экипаже красуется надпись крупными буквами: «Очищенное молоко ослиц, вскормленных морковью».


Тут задействовано все: и транспорт, и реклама, и привычка парижан глазеть по сторонам. Именно поэтому приведенный образ кажется мне символическим.



Развлечения в Пале-Рояль. 1815 год

© Bibliothèque nationale de France

Город как выставка мод


Париж первой половины XIX века (то есть до того, как префект Осман в середине века перестроил его и придал ему тот вид, который привычен нам сегодня) — это прежде всего город с очень четко выраженной структурой и разделением на разные районы с разным физическим обликом и, главное, разной репутацией. Современники часто писали об этом, подчеркивая, что порой для парижанина оказаться в чужом квартале — все равно что совершить путешествие к антиподам.

В некоторых местах город превращался в своего рода выставку — в первую очередь выставку последних мод. Прежде всего, это происходило в саду Тюильри и на бульваре Итальянцев. Здесь совершалось стихийное разделение на «актеров» и зрителей: одни прогуливались, другие сидели на стульях и рассматривали гуляющих, то есть тоже «гуляли», но весьма своеобразно, не вставая со стульев — английская путешественница леди Морган в книге «Франция» (1817) с изумлением отмечает, что прогулка на бульваре может принимать и такую форму. Разумеется, подобный способ экспонирования себя был принят только в определенных кварталах города, прежде всего на правобережных бульварах.


Были и другие кварталы, как бедные, так и богатые, где никому бы и в голову не пришло прохаживаться, демонстрируя модные наряды: на правом берегу Сены таким был «старорежимный» квартал Маре, на левом — студенческий Латинский квартал, грязный и бедный квартал Сен-Марсо и аристократическое чопорное Сен-Жерменское предместье.


Карнавал


Культура экспонирования самих себя и собственной элегантности в открытом городском пространстве была, конечно, по преимуществу культурой высших сословий. У простонародья были свои способы уличного времяпрепровождения: раз в год, во время карнавала, по улицам Парижа расхаживали толпы в карнавальных костюмах, водили огромного быка, которому давали какое-нибудь прозвище, заимствованное из модного романа (был, например, год, когда этого «жирного быка» звали Монте-Кристо).


В этих карнавальных забавах происходил такой любопытный феномен, как «опрощение» (разумеется, не внутреннее, а внешнее, на уровне костюма) представителей высших сословий. В конце 1830-х годов для этого был изобретен специальный костюм — по-французски débardeur. В первом значении это просто одежда грузчика, перетаскивавшего товары с плотов на берег: широкие панталоны и заправленная в них блуза. Но костюм этот оказался очень удобен для карнавала, причем это карнавальное время было единственным, когда панталоны имели право надевать на себя и дамы. В 1840 году замечательный рисовальщик Гаварни выпустил целую серию литографий под общим названием «Les Débardeurs», и этот костюм вошел в моду.



Литография Поля Гаварни из серии «Les Débardeurs». 1840 год — Так ты, значит, тоже тут! Так-то у тебя голова болит?

— А ты меня, значит, караулишь?
© Wikimedia Commons

Город как подмостки


Для Парижа конца XVIII — начала XIX века особенно важным было разделение на пространство внутри окружавшей город крепостной стены — так называемой Стены откупщиков — и вне ее, за заставами. Стена была выстроена в 1780-е годы для решения совершенно определенной экономической задачи: чтобы удобнее было взимать налог на ввозимые в Париж еду и питье (octroi). Внутри стены продовольствие и алкоголь были дороже, за заставами — дешевле. Поэтому пространство за крепостной стеной было сугубо развлекательным: там строились кабаки, танцевальные залы, там проводило воскресные дни все небогатое население Парижа.


Но было в Париже, а точнее, за парижской крепостной стеной место, куда в один определенный момент года отправлялись отнюдь не только приказчики и гризетки, но и многие аристократы. Это Куртий — увеселительное место на северо-восточной окраине Парижа.


Квартал Куртий делился на две части: Нижний Куртий располагался у подножия высокого холма внутри города, а Верхний — на его вершине, за городской стеной. Верхний Куртий весь состоял из разнообразных кабаков. В последние три дня карнавала туда поднимались многочисленные представители золотой молодежи, напивались там вместе с простолюдинами, а потом, утром Пепельной среды (то есть в первый день Великого поста) в экстравагантных костюмах и живописных экипажах спускались из Верхнего Куртия в Нижний, разбрасывая по пути цветы и конфеты и выкрикивая непристойности. На это зрелище глазели толпы специально собравшихся зрителей, причем были далеко не в восторге от увиденного.


«Время от времени какой-нибудь человек в лохмотьях выходил из шпалеры, изрыгал нам в лицо поток ругательств, а потом осыпал нас мукой»


Этот спуск из Куртия весьма выразительно описан у Мюссе в «Исповеди сына века»:


«С вечера шел мелкий леденящий дождь; улицы превратились в лужи грязи. Экипажи с масками, сталкиваясь и задевая друг друга, двигались беспорядочной вереницей между двумя длинными шпалерами уродливых мужчин и женщин, стоявших на тротуарах. У мрачных зрителей, что стояли стеной, притаилась в покрасневших от вина глазах ненависть тигра. Выстроившись на целую милю в длину, все эти люди что-то ворчали сквозь зубы и, хотя колеса экипажей касались их груди, не отступали ни на шаг. Я стоял во весь рост на передней скамейке, верх у коляски был откинут. Время от времени какой-нибудь человек в лохмотьях выходил из шпалеры, изрыгал нам в лицо поток ругательств, а потом осыпал нас мукой. Вскоре в нас начали бросать комьями грязи, однако мы продолжали наш путь, направляясь к Иль‑д’Амур и прелестной роще Роменвиля, под сенью которой было подарено некогда столько нежных поцелуев. Один из наших друзей, сидевший на козлах, упал на мостовую и чуть не разбился насмерть. Толпа набросилась на него, чтобы уничтожить. Нам пришлось выскочить из экипажа и броситься к нему на помощь. Одному из трубачей, ехавших верхом впереди нас, швырнули в плечо булыжником: не хватило муки. Ни о чем подобном мне никогда не доводилось слышать. Я начинал познавать наш век и понимать, в какое время мы живем»  Перевод Д. Лившиц и К. Ксаниной..


В результате в ночь, предшествовавшую первому дню Великого поста, городское пространство на дороге из Верхнего Куртия в Нижний превращалось в своего рода сцену, на которой демонстрировали себя молодые парижские аристократы, в обычное время выбиравшие для прогулок совсем другие, куда более фешенебельные районы города.


Люди менее состоятельные платили за сдаваемые внаем стулья и рассматривали едущих


Другое парижское пространство, которое в определенный момент года превращалось в своего рода подмостки для представления (впрочем, несравненно более пристойного), — это Елисейские Поля; по ним пролегала дорога в Булонский лес, а дальше — в Лоншан, куда раз в год, на Страстной неделе, отправлялись модные и богатые парижане. Лоншанское гулянье доставляло удовольствие не только тем, кто ехал в Лоншан, но и тем, кто на них любовался: каждый владелец экипажа старался сделать свое транспортное средство как можно более роскошным и элегантным, а люди менее состоятельные платили за сдаваемые внаем стулья и рассматривали едущих.


Здесь надо пояснить, что Елисейские Поля в это время еще отнюдь не были той городской артерией, застроенной высокими домами и богатыми магазинами, какими привыкли их видеть мы; это была, в сущности, парковая зона, где устраивались ярмарочные забавы для простолюдинов: лазанье за призом по гладкому шесту, стрельба в цель, демонстрация дрессированных животных.

Лоншанское гулянье было для простых посетителей Елисейских Полей еще одной забавой — но более возвышенной и элегантной.



Панорама Парижа. 1828 год

© Bibliothèque nationale de France

Демократизация


Все главные городские парижские нововведения первой половины XIX века способствовали демократизации городского существования, хотя, разумеется, сознательно такой цели никто перед собой не ставил. Первое такое нововведение — это рестораны вместо старинных трактиров или табльдотов. С одной стороны, ресторан, конечно, поощрял «индивидуализм» едоков. В трактире или за табльдотом у посетителя не было выбора — он ел то блюдо, которое в данный день приготовили на хозяйской кухне. Ресторан, во-первых, ввел в употребление «карту» (la carte), или, как принято ее называть в русской традиции, меню. Ресторанный способ обслуживания позволил посетителю выбирать из нескольких закусок, нескольких основных блюд и нескольких десертов (любопытно, что такая форма общественного питания изумляла не только русских офицеров в 1814 году, но и французских провинциалов в начале 1830-х годов). Во-вторых, ресторан заменил еду за одним общим столом питанием за отдельными столиками. Это — по части индивидуализма. Но при этом уже в 1820-е годы в Париже работали рестораны, где одновременно обедали больше сотни человек, и очень приличный обед с вином стоил 2 франка — против 25 в роскошном ресторане.


В экипажах незнакомые люди соединялись в одном омнибусном пространстве и ехали каждый, куда ему требовалось


Вторая новинка, способствовавшая демократизации городской жизни, — это появившиеся в 1828 году омнибусы, а за ними — целый ряд транспортных средств того же типа, которые отправляли на улицы Парижа другие компании с другими названиями. Это были экипажи, рассчитанные не на четырех человек, как старые фиакры (подобие наших такси), а на шестнадцать или даже двадцать человек. В этих экипажах незнакомые люди соединялись в одном омнибусном пространстве и ехали — гораздо дешевле, чем в фиакре, не говоря уже о собственном экипаже, — каждый, куда ему требовалось (разумеется, в пределах того маршрута, по которому курсировал данный омнибус).


И наконец, третий важнейший процесс, происходивший в Париже в это время, — это новый способ возникновения «звезд». Его можно продемонстрировать на примере такого тогдашнего понятия, как «львы». Вообще-то возникло это понятие впервые в Англии в 1820-е годы, а то и раньше, но, так сказать, всеевропейскую известность оно приобрело благодаря тому, что вошло в моду во Франции в самом конце 1830-х годов. В это время слово «лев» могло пониматься двояко: в широком и в узком смысле слова. Лев в широком смысле слова — фигура вполне привычная; в разные эпохи его называли петиметром, щеголем или денди. Это как раз тот, кто любит экспонировать себя и свои ультрамодные туалеты на бульварах и в театре. А вот лев в узком смысле слова — это явление гораздо более интересное. Этот не тот, кто хочет, чтобы на него смотрели, а тот, на кого все хотят смотреть. Сейчас бы сказали, что это тот, кто создает информационный повод: спортсмен, установивший рекорд, альпинист, покоривший высокий пик, писатель, написавший прославленный роман. По остроумному выражению уже упоминавшейся Дельфины де Жирарден, которая как раз и отстаивала это второе, узкое понимание слова «лев», в представлении с участием диких зверей «львом» будет не лев и не тигр, а дрессировщик. Так вот, этот способ завоевания известности — не только и не столько происхождением, сколько какими-то свершениями и достижениями — постепенно укоренялся в Париже и вытеснял прежние формы завоевания славы. Это тот процесс, конечную стадию которого можно видеть в мире, описанном Прустом: повествователь мечтает попасть в мир родовитых Германтов, но Сван — отнюдь не аристократ — уже давно там принят и востребован не благодаря происхождению, а благодаря собственному интеллекту. Светская жизнь трансформируется: теперь больше шансов вызвать интерес не только у широкой публики, но и у завсегдатаев светских гостиных имеет не красавец-щеголь, а журналист, литератор, композитор — но при условии, что он является законодателем мод.  

Теги

Эксперт
Франция
XIX век

Радио ArzamasВ 

черной-черной

комнате…

Новый выпуск подкаста о современном фольклоре «Тьфу-тьфу-тьфу!» — про детские страшилки

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

13 минут

1/5

«Великий мужской отказ»

Какую революцию произвел Джордж Браммел и в чем состоят основные правила денди

Читает Ольга Вайнштейн

Какую революцию произвел Джордж Браммел и в чем состоят основные правила денди

16 минут

2/5

Шейный платок как сфера самовыражения

Как выделяться, не привлекая внимания, и зачем нужны переодевания

Читает Ольга Вайнштейн

Как выделяться, не привлекая внимания, и зачем нужны переодевания

17 минут

3/5

Правила фланирования

Зачем нужны праздные прогулки и какое отношение они имеют к дендизму

Читает Ольга Вайнштейн

Зачем нужны праздные прогулки и какое отношение они имеют к дендизму

13 минут

4/5

Секрет теплой харизмы

Как граф д’Орсе завоевал всеобщую любовь и как этим воспользовались коммерсанты

Читает Ольга Вайнштейн

Как граф д’Орсе завоевал всеобщую любовь и как этим воспользовались коммерсанты

13 минут

5/5

Тайна зеленой гвоздики

Как денди нашли себе место в обществе потребления и кто экспортировал английский дендизм в Америку

Читает Ольга Вайнштейн

Как денди нашли себе место в обществе потребления и кто экспортировал английский дендизм в Америку

Материалы

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

История тройки

Появление главного мужского костюма и его всемирное историческое значение

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Ольга Вайнштейн: «Мода — это подвижная граница культуры»

Экономика и мода

Как промышленная революция повлияла на одежду англичан

Что читать о культуре одежды

Людмила Алябьева выбрала несколько книг, с которых лучше начинать занятия историей и теорией моды

Коко Шанель и мужской дендизм

360 слов о том, как Коко Шанель помогла женщине стать денди

Автомобильная мода

Шлемы, очки-консервы, пыльники, краги и другие наряды первых автомобилистов

Как одевались первые спортсменки

Юбки на катках, корсеты на велосипедах, блумеры с шароварами и эволюция купальника

Жизнь Бо Браммела в анекдотах

Молочные ванны, парик в сахарной пудре и другие истории о великом денди

5 песен группы The Beau Brummels

Почему в 1960-х годах американская группа взяла себе имя британского денди

Анекдоты о графе Монтескью

Переписка с Прустом, ночной горшок Наполеона, инкрустированная черепаха и другие истории

Пять музыкальных сочинений о денди

Две оперетты, пьеса, песня и вокально-инструментальный цикл, герои которых названы словом «денди»

Уличная жизнь Парижа в XIX веке

Золотая молодежь, зеваки и омнибусы на улицах французской столицы до революции Османа

10 историй из жизни Бальзака

Нищета, роман в письмах, прятки с кредиторами, мнимое безумие и фиктивный Рафаэль

Жизнь и характер д’Орсе в анекдотах

Обходительность, популярность, находчивость и широта души любимого денди Великобритании

Анекдоты об Оскаре Уайльде

Мнимые или действительные высказывания знаменитого писателя и денди

История моды в карикатурах

Эволюция европейских фасонов с XVIII до начала XX века

Кто такие Кардиган, Макинтош и Френч

Истории десяти предметов одежды и тканей, названных в честь разных выдающихся людей

Автор «Шерлока Холмса» о дендизме

Джордж Браммел и другие светские львы в описании Артура Конан Дойла

Пять денди из России

Наряды и выходки российских щеголей, франтов и теоретиков светского образа жизни

Первый модный журнал в России

Платья в перьях в Берлине, мопсы в Гамбурге и букли в Санкт-Петербурге

Секреты хорошей походки

Оноре де Бальзак учит приемам, которых следует придерживаться при ходьбе

Министерство дурацких походок

Трагикомичный скетч группы «Монти Пайтон» о том, как важно следить за своей походкой

Игра в денди в Нью‑Йорке 1980‑х

Ольга Свиблова — о художниках МакДермотте и МакГафе

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»

Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!

«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas

История Парижа

Париж является важнейшим финансовым, экономическим и культурным центром страны. Он считается наилучшим воплощением многовековых французских традиций и признаётся самым модным и культурным мегаполисом мира.

Французская столица по праву считается одним из наиболее крупных и густонаселенных городов мира.

В городской части проживает около 2 миллионов человек, а на его окраинах в так называемом Большом Париже более 10 миллионов.

После Лондона – это второй наиболее густо населенный город Западной Европы. Территориально Париж находится на перепутье основных торговых путей и рек, в сердце богатого сельскохозяйственного региона Франции. Он был одним из главных городов Франции в X веке, с королевским дворцом, богатыми аббатствами и соборами.


В XII веке Париж стал одним из первых центров в Европе в области искусства и образования. На протяжении всего своего существования, Париж всегда был в центре событий, которыми отмечена история Франции.

В данном разделе предоставлена для ознакомления краткая история Парижа, начиная  от его создания и и заканчивая ХХ-м столетием. Тут собраны наиболее интересные и полезные исторические факты о многовековой столице Франции.

 

Рейтинг 5.00. Голосов: 4

Первобытные люди, а в течение многих тысячелетий рядом с ними жили их ближайшие родственники неандертальцы, впервые появились в местности, где ныне расположен Париж, около 600 тысяч лет назад.

Приблизительно за 30 тысяч лет до нашей эры река Сена переместилась южнее, и ее русло приняло современные очертания (оставив после себя нынешний квартал Маре, то есть «болота»).

Подробнее…

Рейтинг 5.00. Голосов: 3

Когда в 52 году до нашей эры Юлий Цезарь со своей победоносной армией достиг Галлии он обнаружил здесь многолюдные процветающие поселения.

Паризиям даже удалось заранее выслать свое войско численностью в восемь тысяч человек для поддержки предводителя галлов Верцингеторикса, который тщетно пытался оказать сопротивление захватчиками.

Подробнее…

Рейтинг 4.70. Голосов: 6

В 451 году парижане отразили атаку кровожадных гуннов под предводительством Аттилы, считается, что это произошло не без помощи молодой женщины по имени Женевьева, которая призвала горожан оставаться в городе и молиться богу.

Впоследствии на протяжении многих столетий Святую Женевьеву стали считать покровительницей и главным хранителем великого Парижа.

Подробнее…

Рейтинг 4.10. Голосов: 10

В 987 году королем был провозглашен потомок Эда — Гуго Капет, а его наследники, короли династии Капетингов, стали ассоциироваться именно с Парижем (правда, первые правители этой династии бывали здесь нечасто).

Сначала столица Франции развивалась довольно медленно, так что к 1100 году ее население составляло всего лишь около трех тысяч человек.

Подробнее…

Рейтинг 3.50. Голосов: 4

С начала четырнадцатого века и до середины пятнадцатого века Париж, как и вся Франция, был вовлечен в долгую и разрушительную Столетнюю войну.

Эта война, превратившаяся в противостояние французской и английской знати, принесла полное обнищание парижским крестьянам и вызвала ощутимую нехватку продовольствия в Париже.

Подробнее…

Еще статьи…

  1. Эпоха Ренессанса и гражданской войны

  2. Плановая застройка города и его расширение

  3. Французская революция (French Revolution)

  4. Эпоха Наполеона (Napoleon Bonaparte)

  5. Период реставрации и снова баррикады

История Парижа — Революционная история

Фонд

История Парижа восходит примерно к 259 г. до н.э. г., когда г. паризии, кельтское племя поселились на берегах Сены г. . В 52 г. до н. э. рыбацкая деревня была завоевана римлянами, основавшими галло-римский город под названием Лютеция.

Город сменил название на Париж в четвертом веке. В этот период городу угрожал Аттила Гунн и его армия, и, согласно легенде, жители Парижа сопротивлялись нападениям благодаря провиденциальному вмешательству святой Женевьевы (покровительницы города).

В 508 году первый король франков Хлодвиг I сделал Париж столицей своей империи. В 987 году династия Капетингов пришла к власти и просуществовала до 1328 года.

В одиннадцатом веке Париж постепенно стал более процветающим благодаря торговле серебром и потому, что это был стратегический маршрут для паломников и торговцев.

Бунты и восстания

В начале двенадцатого века , первый университет во Франции был основан благодаря восстаниям студентов и профессоров. Людовик IX назначил капеллана Роберта де Сорбона основать Колледж, который позже был назван в его честь Сорбонной.

Три восстания произошли в течение четырнадцатого века в Париже : первое, в 1358 году, когда Этьен Марсель возглавил торговое восстание. Вторым был налоговый бунт, известный как восстание Майо в 1382 году, а третьим было восстание Кабошенов в 1413 году. Эти беспорядки были частью Столетней войны.

Кроме того, столица Франции, которая была самым густонаселенным городом в Европе в 1328, , была поражена бубонной чумой, убившей тысячи парижан . После Столетней войны Париж был опустошен, и Жанна д’Арк не смогла удержать британцев от взятия Парижа. В 1431 году английский король Генрих VI был коронован королем Франции, и англичане не покидали его до 1436 года.0011

В последующие столетия город продолжал расти, хотя монархи предпочитали жить в долине Луары. В 1528 году король Франциск I вернул Парижу королевскую резиденцию, и город стал крупнейшим в Западной Европе.

24 августа 1572 года королевский совет решил убить лидеров протестантов (гугонотов), что привело к тому, что католическая толпа вырезала протестантов в Париже. Известная как Варфоломеевская резня , она распространилась из Парижа на остальную часть страны в течение следующих месяцев.

Маргарита Валуа, сестра короля Карла IX, вышла замуж за Генриха Наваррского (главу династии гугенотов) в том же году, в то время как Генрих III пытался найти решение конфликтов между католиками и протестантами. Однако в 1588 году французские католики вынудили Генриха III бежать в так называемый День баррикад и через год убили его. Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший королем Генрихом IV. Десять лет спустя Генрих IV решил перейти в католицизм и был коронован королем Франции в 159 г.4.

В 1648 году состоялся второй День баррикад, когда парижане выступили против короля из-за плачевного уровня бедности . Это было началом длительного восстания под названием Fronde parlementaire, серии гражданских войн, имевших место во Франции между 1648 и 1662 годами. Пятнадцать лет спустя король Людовик XVI перенес королевскую резиденцию в Версаль.

Упадок монархии

Вследствие Фронды нищета распространилась по всему Парижу . В этот период произошел взрыв философского движения Просвещения, принципы которого основаны на разуме, равенстве и свободе.

Философы и авторы, такие как Вольтер, Руссо, Дидро и Монтескье, способствовали Просвещению, создав потребность в социально-экономическом равенстве, которое привело к революции и упадку монархии божественного права.

14 июля 1789 года парижане штурмовали Бастилию , символ королевской власти, а  3 сентября 1791 года была создана первая писаная Конституция  года, одобренная королем Людовиком XVI. Король и министры составляли исполнительную власть, а монарху было разрешено отлагательное вето на законы, одобренные Национальным собранием.

10 августа 1792 года парижане напали на дворец Тюильри, и Национальное собрание приостановило конституционные права короля. Новый парламент отменил монархию и провозгласил республику. Как следствие, 17 августа 1795 была утверждена новая конституция , передающая исполнительную власть Директории.

Париж во время Наполеона

Новая Конституция была не принята монархическими группами и якобинцами . В Париже произошло несколько восстаний, но все они были подавлены армией.

Тем не менее, 9 ноября 1799 года армия не смогла подавить государственный переворот под руководством Наполеона Бонапарта, который сверг Директорию и заменил ее консульством, Наполеон был первым консулом.

В течение следующих пятнадцати лет Наполеон расширил площадь Карусель, построил две Триумфальные арки, колонну, несколько рынков, парижскую биржу и несколько скотобоен.

Наполеоновские войны — а вместе с ними и Империя Наполеона — закончились 20 ноября 1815 , после поражения Наполеона в битве при Ватерлоо и подписания второго Парижского договора 1815 года.

Городское развитие

После поражения Наполеона Франция переживала большую политическую нестабильность, пока племянник Наполеона не организовал государственный переворот 1851 и стал императором Наполеоном III . В течение следующих семнадцати лет Наполеон III способствовал развитию города.

В течение этого периода и с бароном Османом в качестве префекта Парижа город изменил свою городскую структуру , перестроив центр, снеся укрепления и расширив столичную территорию.

 28 января 1871 г. Париж был захвачен прусскими войсками г., а через несколько лет (в конце 1800 г.) была провозглашена Третья республика. При новом правительстве для города началась эпоха экономического роста, в 1889 г.строительство Эйфелевой башни, всемирно известного символа Парижа.

Современный Париж

Начиная с двадцатого века Париж претерпел важные изменения реконструкции различных кварталов , многие из которых пострадали во время Первой и Второй мировых войн.

Во время Первой мировой войны город сопротивлялся немецким наступлениям. Однако в 1940 году Париж был оккупирован нацистами, хотя парижане оказали сопротивление и освободили столицу 25 августа 1944 .

Во время войны против Алжира в Париже произошло несколько насильственных манифестаций против войны с многочисленными нападениями со стороны ОАГ (Организация тайной армии).

В течение мая и июня 1968 года в столице Франции прошла серия акций протеста, известных как « мая 68 ». Это был крупнейший студенческий протест в истории Франции и, возможно, остальной Западной Европы.

Один из последних беспорядков в Париже произошел в марте 2006 года, когда студенты вышли на улицы и протестовали против реформы рынка труда.

В ноябре 2015 года Париж стал свидетелем трагического события, несколько терактов произошло в городе и пригородах Сен-Дени, в результате чего 137 человек погибли и 415 получили ранения. Тим Ламберт

Древний и средневековый Париж

История города Парижа началась в 3 веке до нашей эры, когда кельтское племя паризий построило укрепленное поселение на острове Сите.

г. Римляне завоевали парижан в 52 г. н.э. и построили город на реке Сене. Римляне называли Париж Лютеция. Однако римский Париж не был особенно большим или важным городом. В нем проживало не более 10 000 человек.

В конце 3 века Париж и его окрестности были обращены в христианство. Однако к тому времени Римская империя пришла в упадок. В 486 году раса франков захватила Париж.

При франках Париж процветал. В 845 году викинги совершили набег на Париж. Французский король заплатил им 7000 фунтов серебра, чтобы они ушли. Но с 11 века Париж снова процветал. В средние века Париж быстро рос и стал одним из крупнейших городов Европы. Его население, вероятно, достигало 200 000 человек (нам это может показаться немного, но по средневековым меркам оно было огромным). Король Филипп-Огюст (1180-1223) построил стену вокруг Парижа. Он также построил крепость Лувр.

Средневековый Париж также был оживленным внутренним портом, товары доставлялись на причалы Сены и обратно. Париж также был известен своими учеными. Парижский университет прославился. Между тем, с конца 12 века был построен самый известный собор в Париже, Собор Парижской Богоматери.

Однако в 1338 году началась Столетняя война между Францией и Англией, а в 1348 году Париж был опустошен Черной смертью. В 1357 году мэр Парижа Этьен Марсель возглавил восстание в Париже, чтобы попытаться получить больше прав для парижских купцов. Однако силы роялистов захватили Париж в 1358 году, а Марсель и его последователи были казнены. В 1420 году англичане захватили Париж. Однако французы отбили город в 1436 г.

Париж эпохи Возрождения

Париж постепенно оправился от Столетней войны, и в 1528 году король Франциск I перенес свой двор в город. Париж снова расцвел. Между тем, в 16 веке Реформация охватила Францию. Французские протестанты подвергались преследованиям. Гонения достигли пика в 1572 году, когда произошла Варфоломеевская резня. Около 2000 протестантов в Париже были убиты католиками.

Затем в 1589 году король Генрих III был убит, оставив наследником престола Франции протестанта Генриха Наваррского. Однако многие католики отказались принять Генриха, и ему пришлось бороться за свой трон. Еще в 1593 он обратился в католицизм и в 1594 году въехал в Париж.

Король Генрих IV начал строить большие общественные здания в Париже. Он также построил Пон-Нёф в 1607 году. Генрих был убит католическим фанатиком в 1610 году, но его вдова построила Люксембургский дворец. Пале-Рояль был построен в 1629 году кардиналом Ришелье.

Строительство великих зданий в Париже продолжалось при Людовике XIV в конце 17 века (хотя он и переехал в Версальский дворец за город). Однако у Парижа было две стороны. Наряду с великолепными зданиями было много кафе, а Париж славился своими философами. Однако в Париже также было много крайней бедности. Бедняки жили в нищете.

Париж После 1789

Париж был, конечно, в центре Французской революции, разразившейся в 1789 году. Утром 14 июля 1789 года парижане захватили пушки и ружья из Дома инвалидов (госпиталя для ветеранов войны). . Затем они окружили крепость и тюрьму под названием Бастилия. Губернатор был вынужден сдаться. Для простых людей Бастилия была чрезвычайно важна как символ королевской власти и произвола правительства.

С сентября 1793 Большой террор охватил Францию. В течение следующих 9 месяцев в Париже были гильотинированы тысячи людей.

Между тем, в сентябре 1793 года началось движение под названием Дехристианизация. Церкви были разграблены и закрыты. Церковь Нотр-Дам была переименована в «Храм разума». Однако Террор закончился в конце лета 1794 года. Тысячи заключенных были освобождены, и жизнь постепенно вернулась в нормальное русло.

Наполеон стал правителем Франции в 1799 году. Он построил мост Искусств. Он также построил Триумфальную арку и Ла-Мадлен. Однако союзные армии заняли Париж в 1814 г.

В 1830 году в Париже произошла очередная революция. Луи-Филипп стал конституционным монархом Франции. В середине 19 века во Франции началась промышленная революция. Париж быстро рос, но многие его жители жили в крайней нищете. В 1832 году от холеры в городе погибло 20 000 человек.

В 1848 году недовольство в Париже вылилось в очередную революцию и к власти во Франции пришел Наполеон III. Во время его правления, которое длилось до 1870 года, части Парижа были перестроены. Барон Осман отвечал за снос большей части Парижа и строительство новых улиц. Экономически Париж процветал, и его население быстро росло.

19 сентября 1870 года во время франко-прусской войны прусские войска достигли Парижа и осадили город. В течение следующих 4 месяцев парижане почти умерли от голода, и 28 января город сдался. Французское правительство заключило официальный мирный договор с пруссаками, но парижане возражали против его условий и подняли восстание 18 марта 1871 года.