В городе суздале или в городе суздаль: О городе Суздале

О городе Суздале


О городе Суздале, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Давным-давно укрепились и выросли города Московской и Киевской Руси, по всему миру славятся они своей историей и хранят с древних времен память о величии русского народа и своими достопримечательностями.  Эти города образуют кольцо, которое в наши дни зовется Золотым Кольцом России. Суздаль — один из древнейших и интереснейших городов этой цепочки. За свою более чем тысячелетнюю историю город прекрасно сохранился и не знает себе равных по количеству исторических памятников и памятников древнего искусства.

Появление Суздаля на карте государства определило новый период в развитии страны и ее самобытной культуры. Впервые о Суздале упоминается в Новгородском кодексе в 1024 году. Это был крупный укрепленный город на северо-востоке Киевского княжества и к XI веку становится не только торгово — ремесленным центром, но и приобретает статус столицы Ростово-Суздальского княжества. С 1392 года город вошел в состав Великого Московского княжества. Сузаль продолжал развиваться и в 1612 году дал достойный отпор вражескому польскому войску. Уникален тот факт, что благодаря строительству монастырей и активной духовной жизни горожан , уже к XVI веку Суздаль становится религиозным центром страны.

Итак, Суздаль — небольшой город, расположенный в нескольких километрах к северу от Владимира на реке Каменке. Население города невелико-всего 11 тысяч человек. Местное население занимается сельским хозяйствам, отдавая предпочтение мясо-молочному животноводству, выращиванию зерновых культур, картофеля.

В Суздале много лет ведет работу НИИ сельского хозяйства. Ученые занимаются выведением новых сортов картофеля и зерновых, приоритетной отраслью является племенное животноводство.

В городе есть швейная фабрика, молочный завод, хлебокомбинат, которые полностью удовлетворяют потребностям города. В пригороде расположено производство кирпича «Боголюбовский кирпич» , было найдено месторождение песков глин. В самом Суздале нет учебных заведений, все они перенесены во Владимир благодаря статусу города-музея. Не смотря на это в городе находятся разнообразные места отдыха и развлечений. Весь город занят интереснейшими музейными объектами такими как Суздальский Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, музей деревянного зодчества, Покровский монастырь. Древнейшим историческим центром города по праву считается Суздальский Кремль. Здесь с X века сохранились рвы и земляные валы древней крепости, архитектурный ансамбль украшает собор Рождества Богородицы постройки XIII века, сверкает куполами Никольская церковь.

По большому счету в городе сохранилось более ста построек и объектов, относящихся временем своего появления к XIII-XIX векам. Весь город застроен деревянными и каменными домами, богато украшенными великолепной резьбой. В середине прошлого века Суздаль был подвергнут масштабной реставрации, открыт Музей деревянного зодчества, перевезено несколько деревянных церквей прошлых веков. Одним из таких уникальных объектов является Никольская церковь, построенная в 1766 году в небольшом селе Глотово Юрьев-Польского района. Небольшая по размеру, она предназначалась для проведения служб в холодное время года. В середине прошлого века церковь была перевезена в Суздаль и стала первым экспонатом Музея деревянного зодчества и является частью архитектурного ансамбля Суздальского Кремля. Другие объекты ансамбля в основном построены из камня, но Никольская церковь, являясь настоящим чудом плотницкого искусства, выполнена целиком из дерева без единого гвоздя. В наши дни эта церковь по праву считается одним из интереснейших экспонатов Музея деревянного зодчества.

В Суздале есть памятники архитектуры, занесенные в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относится Богородице-Рождественский собор — православный храм, начало постройки которого относится к началу XI века. Белокаменные стены собора простояли до XV века, когда было решено заменить их кирпичными.

Нетронутой осталась только нижняя часть фасада, декорированная резьбой. Фасады собора украшены причудливыми орнаментами, фигурами львов, женскими масками. За свою долгую историю храм неоднократно горел. Его восстанавливали, благодаря чему до наших дней сохранились уникальные фрески и роспись мастеров-художников XIII, XV, XVII веков. Кроме того в соборе находятся захоронения сыновей великого князя Юрия Долгорукого. В наши дни в храме регулярно проводятся службы, действует постоянная музейная экспозиция.

Здесь же находится архитектурный комплекс, именуемый Архиерейскими палатами. В XV-XVIII веке он служил местом проживания для церковного духовенства Суздаля. Сейчас тут находится музей и ресторан.

В состав Владимиро — Суздальского музея-заповедника входит уникальный архитектурный комплекс Спасо — Евфимиева монастыря. Расположен он в северной части Суздаля, на берегу реки Каменка. Этот мужской монастырь основан в 14 веке суздальско — нижегородским князем Борисом Константиновичем и назван в честь своего первого игумена преподобного Евфимия Суздальского. Первоначально стены монастыря были деревянными, они не сохранились до наших дней. В XVI-XVII веке благодаря щедрым пожертвованиям княжеской и боярской знати все постройки были восстановлены, возведены мощные крепостные стены с укрепленными башнями и бойницами. Новые стены, протяженностью более 1200 метров, защищали Суздаль от врагов внешних и внутренних.

В середине XVIII века в монастыре была открыта тюрьма, узниками которой были декабрист Федор Шаховский, старообрядческие священнослужители и другие. В советские времена тюрьму преобразовали в политизолятор, а затем в тюрьму особого назначения. Спасо — Преображенский собор является центральным храмом монастыря. Он украшен великолепными фресками и расписан признанными мастерами XVI века. Центральная торговая площадь Суздаля спроектирована в 1806-1811 г. архитектором Вершинским и живо передает атмосферу провинциального городка XIX века. Парадные ворота при въезде в торговые ряды увенчаны высоким шпилем. Само протяженное здание торговых рядов в высоту не превышает шести метров и разделено на магазины или, как их называли в старину, лавки. Для горожан позапрошлого века торговая площадь служила местом ежедневных прогулок, единственным местом, где можно было людей посмотреть и себя показать, поделиться новостями и послушать сплетни. Сейчас первозданный облик сохранила лишь северная часть площади, Все остальные галереи отреставрированы или выстроены заново.

Суздаль славится не только своей замечательной историей и архитектурой, но и необычными яркими праздниками. Одним из таких оригинальных праздников стал День Огурца. Летом сюда приезжают дачники и садоводы — любители со всей страны чтобы продемонстрировать друг другу и всем желающим плоды своих агрономических трудов и стараний . На фестивале жалуют все виды огурцов, начиная от зеленых и желтых, больших и маленьких, и заканчивая маринованными и солеными экземплярами. С 23 по 25 июля город-музей превращается в настоящую древнерусскую ярмарку с масштабными традиционными гуляньями, музыкой и танцами. В Суздале находится большое число разнообразных по звездности и ценовым категориям гостиниц.

Администрация города Суздаля. Официальный сайт

Опрос «Мониторинг эффективности органов МСУ»

Муниципальное образование городское поселение город Суздаль расположено в северной части Владимирской области. Утверждение границы города Суздаля и установление на местности черты произведены в 1993 году в соответствии с решением малого Совета Владимирского областного Совета народных депутатов от 09 апреля 1992 г. № 80 «Об изменении городской черты г. Суздаля». Площадь города в утвержденных границах составляет 1500 га.

Город Суздаль имеет богатейшую историю, основные даты истории города:

• 1024 год – первое упоминание Суздаля в Летописи;
• начало XII века – Суздаль — Центр Ростово-Суздальского княжества;
• в XII и первой трети XIII веков Суздаль переживает период наивысшего расцвета своей истории. В период феодальной раздробленности он становится столицей княжества, первым самостоятельным князем которого стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий;
• в 1238 году Суздаль, как и вся Русская земля, подвергся татаро – монгольскому разорению, которого избежал лишь Ризоположенский монастырь;
• в начале XIV века роль Суздаля вновь становится более заметной – на этот раз в связи с возвышением Москвы и падением значения Владимира. В противовес Московскому княжеству возникло Суздальско – Нижегородское, при этом роль центра в этом союзе принадлежала поочерёдно то Суздалю, то Нижнему Новгороду. Союз двух княжеств был закреплён браком Дмитрия Донского с суздальской княжной. В 1380 году суздальское войско участвовало в Куликовской битве;
• в XVI веке сложилась историческая планировка города, состоявшая из кремля, посада и монастырей, окружённых поселениями монастырских слуг, или слободами;
• в XVI веке на посаде значилось 11 деревянных церквей, 414 дворов. В восточной части посада располагалось 290 лавок, торговавших различными товарами;
• начало и вся первая половина XVII века для Суздаля прошла в тяжких испытаниях. Самыми страшными были набеги польско – литовских отрядов;
В Смутное время число жителей сокращается почти в 10 раз, суздальцы приняли самое активное участие в борьбе за освобождение Московского государства от польско – литовских захватчиков, когда в 1612 г. отряд горожан выступил на помощь народному ополчению под командованием суздальца Д. М. Пожарского. В 1642 году великий воевода был похоронен в усыпальнице под Спасо – Преображенским собором Спасо – Евфимиева монастыря;
• в 1634г. крымские татары разоряют город. Через 10 лет пожар выжигает половину города, а ещё через 10 лет чума губит почти половину населения. Однако с середины XVII века вновь начинается экономический расцвет города, стоящего на торговых путях. Не случайно за следующие 100 лет небедными горожанами были построены почти все 30 существующих и 14 снесённых в XX веке посадских храмов;
• в XVIII веке Суздаль переживает необыкновенный размах строительства на посаде: возводятся новые кирпичные храмы, деревянные замещаются кирпичными — это объясняется тем, что храмовое место выбиралось очень тщательно, и, как, правило, застраивалось вновь, если по каким-то причинам разрушалась прежняя постройка;
• в XVIII веке Суздаль получает герб – сокола в короне, назначается уездным центром и в нём по плану регулярной застройки прокладывается центральная улица (ныне Ленина), сохранившая на выездах заставы 200 – летней давности. В Спасо – Евфимиевом монастыре по указу Екатерины Второй размещается государственная тюрьма;
• XIX век стал для Суздаля не самым удачным временем. Город оказался в стороне от прежних торговых путей – транзитная торговля уже не приносила доходов, как прежде; замерли некоторые производства, в частности, кожевенное. Суздаль остался как бы на обочине цивилизации, продолжая быть в то же время центром плодородного Ополья, оплотом религиозной традиции и городом мастеров, которые продолжали трудиться как внутри, так и за пределами города. К числу осуществлённых идей регулярного плана относится организация нового центра с торговой площадью и гостиным каменным двором, строительство которого началось в 1806 году, а также новое направление центральной улицы города, соединивший его посад и некоторые монастырские слободы, оставив в стороне древний суздальский кремль;
• в XX веке в истории города вновь периоды взлёта и падений: 1913год — визит Николая II, 1923 год – открыт музей (с 1958 г. – Владимиро –Суздальский музей- заповедник), 1920 -1950гг. — борьба с религией и сносы храмов. Начало исследовательских и восстановительных работ относится к 40–м годам XX века. В 1945 году была организована Владимирская реставрационная мастерская, куда входил и Суздальский реставрационный участок. Значительный вклад в эту работу внесли Александр Васильевич Столетов и Алексей Дмитриевич Варганов. Понятно, что это было тяжёлое время для нашей страны – надо было восстанавливать разрушенное в годы Великой Отечественной войны хозяйство. С 1967 года – по решению правительства началась работа по превращению Суздаля в туристический и музейный центр, создаётся туристская инфраструктура, первым крупным предприятием которой стал Главный туристический центр, построенный в середине 70-х годов;
• 20 августа 1974 года Суздаль был награждён орденом «Знак Почёта» за большой вклад в пропаганду культурного наследия, сохранение и реставрацию памятников древнерусского искусства и зодчества и в связи с 950-летием;
• в 1983 году Суздаль получил престижную награду от ФИЖЕТ — международной федерации журналистов, пишущих о туризме — «Золотое яблоко»;
• в 1992 году решением 16 сессии Комитета Всемирного наследия при ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия включены 4 памятника: Рожественский собор в Кремле XIII века, Архиерейские палаты в Кремле XVI века, комплекс памятников Спасо – Евфимиева монастыря XVI века, комплекс памятников Покровского монастыря XVI века;
По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Здесь собрано большое количество памятников культовой и гражданской архитектуры XIII – XIX вв. Оставшись в границах XVIII в., Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.
На площади 9 квадратных километров исторической части города находится 305 памятников архитектуры истории и культуры, среди которых 5 монастырских ансамблей, 30 церквей, 14 колоколен, десятки великолепных образцов гражданской застройки. Из них 79 – это памятники федерального значения, 167 – регионального значения, 63 – выявленные объекты, 4 ансамбля памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Основные достопримечательности города:

Архитектурный ансамбль Суздальского Кремля, в том числе три церкви у крепостных валов Кремля:
— Успенская (XVII век)
— Никольская (1720—1739)
— Рождества Христова (1775)
Архитектурные ансамбли:
— Спасо-Евфимиева монастыря
— Покровского монастыря
— Александровского монастыря
— Ризоположенского монастыря
— Васильевского монастыря
Архитектурный ансамбль Торговой площади:
— Торговые ряды (1806—1811)
— Церковь Воскресения (1732)
— Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739)
— Цареконстантиновская церковь (1707)
— Церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (1750—1787)
— Церковь Входа Господня в Иерусалим (1702—1707)
— Церковь Параскевы Пятницы (1772).
Церкви:
— Усекновения главы Иоанна Предтечи (1720 г.)
— Святого Антипия (1745)
— Святого Лазаря (1667)
— Кресто-Никольская (1770)
— Косьмы и Дамиана (1725)
— Знамения (1749)
— Ризоположения (1777)
— Бориса и Глеба (1749 г.)
— Ильи Пророка (1744 г.)
— Богоявления (1781 г.)
— Рождества Иоанна Предтечи (1739 г.)
— Тихвинской иконы Божьей Матери (XVII в.)
— Святого Николая (1712)
— Петра и Павла (1699)
— Смоленской иконы Божьей Матери (1707)
— Симеона Столпника (1749)
— Крестовоздвиженская церковь (1696 г.)
— Косьмы и Дамиана на ул. Коровники (XVIII в.)
— Флора и Лавра (1803)
— Михаила Архангела (XVIII в.)
— Александра Невского (начало XX века)
Архитектурный ансамбль Музея деревянного зодчества:
— Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района (1756)
— Воскресенская церковь из села Патакина Камешковского района (1776)
— Изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района (XIX в.)
— Изба из д. Каменево Камешковского района
— Двухэтажный дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района
— Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района (вторая половина XIX в.)
— Ветряные шатровые мельницы из с. Мошок Судогодского района.(XVIII в.)
— Амбар-лабаз из села Мошок (XIX в.)
— Колесный колодец из села Кольцова Селивановского района. (XIX в.)
— Баня из с. Ново-Александрово Суздальского района (XIX в.)
— Два овина (XIX в.)
Огромное значение для города имеет Суздальский историко-художественный музей, который с 1958 г. является филиалом Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В настоящее время на территории города расположены четыре крупных гостинично-туристических комплекса: «Николаевский Посад» с номерным фондом 180 номеров, из которых есть номера эконом-класса и 4 многоместных номера для паломников; «Пушкарская слобода» с номерным фондом 291 номеров; «Горячие ключи» с номерным фондом 185 номеров, «Турцентр» — с номерным фондом 705 номеров.
Все комплексы имеют развитую сеть гостиниц, сеть точек общественного питания, бизнес-центров, конференц-залов, кино-концертных залов и других развлекательных услуг, предоставляемых гостям и жителям города, это – услуги СПА-салонов, соляриев, спортивных залов, бассейнов, бань, ледовых площадок.
На территории города работают 50 гостевых домов с общим количеством номерного фонда 700 номеров, турбаза муниципального учреждения «Центр развития физкультуры, спорта и туризма», 13 ресторанов с количеством посадочных мест 1429, 10 кафе на 305 мест, 11 баров.
В городе развернута широкая розничная торговая сеть. Общее количество магазинов – 106. Мелкорозничная торговая сеть представлена 73 частными предпринимателями, осуществляющими уличную торговлю сувенирной продукцией.
На основании всероссийской переписи населения 2010 года население города составило 10 535 чел.


Copyright ©2005 — 2022 Администрация города Суздаля
При полной или частичной перепечатке активная гиперссылка на www. gorodsuzdal.ru обязательна.
601293, Владимирская область,
город Суздаль, Красная площадь, д.1
тел. (49231)2-07-15 Email: [email protected]

Создание сайта Бизнес-Медиа, 2012г.

История Суздаля | Русмания

XI век

Первое упоминание

Первое упоминание о Суздале в летописях относится к 1024 в связи с восстанием волхвов (славянских друидов) на суздальских землях в ответ на неурожай и засуху. Великий князь Ярослав Мудрый был вынужден вмешаться, чтобы положить конец восстанию. Эта дата с тех пор используется как официальная дата основания Суздаля, хотя Суздаль уже существовал в 1024 он должен был быть основан когда-то раньше. Некоторые историки утверждают, что существует еще более древнее упоминание о городе, что означает, что первое упоминание относится к 999 .


XII век

Ростово-Суздальское княжество

В 1125 ростовский князь Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова Великого в Суздаль, и его княжество стало называться Ростово-Суздальским княжеством. В царствование Юрия Долгорукого были возведены укрепления Суздальского кремля, а внутри кремля был построен первоначальный вариант собора Рождества Богородицы. В 1157 столица княжества еще раз была перенесена, на этот раз во Владимир, сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Княжество стало называться Владимирским Великим княжеством, и Суздаль оставался его частью до конца века.


13 век

Суздальское княжество

В 1238 Суздаль разделил судьбу многих других русских городов, когда он был завоеван и разграблен монголо-татарами во время нашествия монголо-татар. После нашествия великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович пожаловал своему брату Святославу Всеволодовичу Суздаль в придаток. В 1246 Сам Святослав стал великим князем Владимирским, и Суздальское княжество было восстановлено. Он был создан еще раз в 1256 , когда великий князь Александр Невский пожаловал его своему брату Андрею, заключив с ним мир. В состав княжества входили города Нижний Новгород и Городец. Андрей Ярославич стал основателем суздальской династии Рюриковичей, впоследствии известных как Шуйские. После смерти Андрея в 1264 ему наследовали в Суздале трое его сыновей Юрий ( 1264 1279 ), Михаил ( 1279 1305 ) и Василий ( 1305 1309 ).


XIV век

Суздальско-Нижегородское Великое княжество

Василий Андреевич стал князем Суздальским после своего сына Александра в 1309 . Александр Васильевич стал великим князем владимирским в 1328 годах, хотя и остался базироваться в Суздале. Когда он умер в 1331 году, Суздаль унаследовал его брат Константин Васильевич, а Владимирское великое княжество, включая Нижний Новгород и Городец, было пожаловано Ивану Калите Московскому. В 1341 Константину Васильевичу Суздальскому Нижний Новгород и Городец были пожалованы ханом Ужеком по смерти Ивана Калиты. Княжество было преобразовано в Суздальско-Нижегородское Великое княжество. В 1350 годах Нижний Новгород сменил Суздаль в качестве столицы княжества.


Святитель Евфимий Суздальский

В 1352 монах Евфимий из Нижнего Новгорода был приглашен князем Борисом Константиновичем, сыном великокняжеским Константином Васильевичем Суздальско-Нижнего Новгородским, в Суздаль для основания здесь монастыря. Евфимий основал Спасский монастырь на севере города у реки Каменки и служил его первым архимандритом до своей смерти в 9 г.0003 1404 . Позднее монастырь был переименован в честь его основателя в Спасо-Евфимиев монастырь. Сам Евфимий в конце концов был канонизирован как преподобный Евфимий (Евфимий) Суздальский.


Князь Дмитрий Константинович Суздальский

В 1355 Константин Васильевич умер. Незадолго до своей смерти он отправил своих младших сыновей Дмитрия и Бориса соответственно в Суздаль и Городец, а старший сын Андрей Константинович стал великим князем Суздальско-Нижегородским. Князь Дмитрий Константинович Суздальский изложил политику противостояния Москве за титул великого князя Владимирского, который он носил недолго с 1360 по 1362 год. Большего успеха Дмитрий Константинович добился в 1365 с Суздальско-Нижегородским великим княжеством, которое он унаследовал после смерти своего старшего брата Андрея, несмотря на попытки младшего брата Бориса захватить престол. Спор между братьями разрешился только с вмешательством преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Константинович правил как великий князь Суздальско-Нижегородский до своей смерти в 1383 .


Великий князь Борис Константинович Суздальско-Нижегородский

После смерти Дмитрия Константиновича его младший брат Борис Константинович окончательно стал великим князем Суздальско-Нижегородским. Однако в течение следующих десятилетий он боролся со своими двумя племянниками, Семеном Дмитриевичем и Василием Дмитриевичем Кирдяпой, за контроль над Нижним Новгородом, Суздалем и Городцем. Его положение было закреплено как великий князь в 1390 когда хан пожаловал ему новый ярлык (патент) на правление там. Но эта безопасность длилась недолго, так как примерно в 1392 Василий I Московский успел выкупить у хана ярлык на управление Суздальско-Нижегородским великим княжеством. Узнав об этом, недовольные граждане княжества изгнали своих князей, а Василий поставил наместников в крупных городах и объединил княжество с Московским Великим княжеством. Позже Борис Константинович умер в плену в Суздале примерно в 139 г.3.


XV век

Суздальская битва

В 1445 Суздаль был ареной Суздальской битвы, которая произошла под стенами монастыря между русскими войсками под предводительством великого князя Василия II Московского и Татарские войска из Казанского ханства. В битве казанские татары одержали победу, а Василий II даже попал в плен. Его освободили только после того, как был заплачен огромный выкуп.


16 век

Царское место ссылки

В 16 веке Суздаль стал религиозным центром России с 11 мужскими и женскими монастырями, в которых проводились новые каменные работы. В 1525 первая жена великого князя Василия III, Соломония Сабурова, была вынуждена стать монахиней, чтобы Василий мог снова жениться и, наконец, получить наследника мужского пола. В конце концов Соломония поселилась в Суздальском Покровском монастыре, где и умерла в 1542 . Позже она была канонизирована как святая София Суздальская, так как приняла имя София, став монахиней. Существует легенда, что по прибытии в монастырь Соломния родила Кудеяра, легендарного разбойника, фигурирующего в русских народных сказках. Говорят также, что она прокляла своего бывшего мужа, что и исполнилось его долгожданным наследником, Иваном Грозным. Цесаревич Иван Иванович вслед за дедом сослал в Покровский монастырь свою первую жену Евдокию Сабурову (племянницу Соломни) в 9 г.0003 1572 и его второй жены Феодосии Соловой в 1579 за то, что не произвел на свет наследника.


XVII век

Смутное время

Смутное время принесло Суздалю много разрушений в 1608 по 1612 , в это время город был разграблен поляками-латышами. При царе Василии Шуйском город присягнул на верность Лжедмитрию Второму, сторонники которого заняли город. Новые разрушения произошли после того, как Смута закончилась, когда в 1634 году город подвергся набегам крымских татар, а затем город поразила чума в 1654 и 1655 годах.0015


XVIII век

Административные реформы

В 1708 , в ходе административной реформы Петра Великого Суздаль вошел в состав Московской губернии, а в 1719 стал центром Московской Суздальской губернии мухафаза. В том же году в Суздальском Кремле вспыхнул пожар, уничтоживший практически все его деревянные постройки. В 1766 году Екатерина Великая основала тюрьму, в которой в течение следующих двух столетий содержалось множество заключенных по политическим и религиозным мотивам. В 1778 Суздаль получил статус города и стал центром Суздальского уезда вновь созданного Владимирского наместничества, впоследствии ставшего Владимирской губернией. Примерно в это же время для города был принят герб с изображением коронованного сокола на сине-красном фоне.


XIX век

Упадок

 

На протяжении XVIII века Суздаль переживал экономический упадок и превратился в отдаленный провинциальный город. Отчасти это было вызвано тем, что в Суздале не было построено железнодорожной ветки (это происходит и сегодня), что, в свою очередь, означало, что в городе не было развито крупной промышленности. Тюрьма Спасо-Евфимиева монастыря продолжала использоваться властями. Среди известных узников XVIII века были декабрист Федор Шаховский, провидец Авель, лидер молоканской секты Максим Рудомёткин, а также несколько ведущих староверов.


ХХ век

Развитие туризма

После революции большинство храмов и монастырей Суздаля было закрыто. Тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре была использована большевиками, которые расширили ее и использовали для политических заключенных. Во время войны он использовался для содержания военнопленных, особенно итальянских военнопленных. В 1958 гг. был создан Владимиро-Суздальский музей-заповедник, в который вошли многие постройки Суздаля. В 1967 был принят план использования незатронутого промышленностью Суздаля путем развития города как музея под открытым небом. В 1968 году Спасо-Евфимиев монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику и впоследствии отреставрирован.

В 1990-х четыре из пяти суздальских мужских монастырей были возвращены Русской Православной Церкви; однако Спасо-Евфимиев монастырь до сих пор остается частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1992 Суздальские Спасо-Евфимиев монастырь, Кремль и Собор Рождества Богородицы внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Белых памятников Владимира и Суздаля.

подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Центр, Россия, Европа

Из городов Золотого кольца самым интересным для туристов можно считать Суздаль. Здесь чувствуется атмосфера гармонии и спокойствия, в которой живет этот старинный город. Именно такая атмосфера представляется большинству жителей города. А по обилию исторических объектов, сосредоточенных на небольшой территории (пять монастырей и более 30 церквей), Суздалю, пожалуй, нет равных.

Основные достопримечательности города: Суздальский кремль, Рождественский собор, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, Музей деревянного зодчества, Площадь с Торговыми рядами. Других достопримечательностей вы можете не увидеть, но во время прогулок по городу вы обязательно заглянете в другие монастыри и церкви, так как все они расположены в непосредственной близости друг от друга. Интересно будет совершить небольшую поездку в село Кидекша (5 километров от Суздаля), где можно увидеть частично сохранившуюся церковь Бориса и Глеба 11 века с фресками того периода.

Деревянная Никольская церковь (1766 г.) из д. Глотово в Суздальском кремле

Ручка в виде льва на западных воротах Рождественского собора — шедевр XIII века, выполненный в технике огневого золочения

Посещение Суздаля стоит начать с Кремля. В отличие от Ростова Великого с его сильнейшим Кремлем, Суздальский Кремль не сохранился как цитадель. От стен остались только земляные насыпи, по которым можно прогуляться.

В центре Кремля находится Рождественский собор, старейший каменный храм города, построенный в 13 веке. Здесь можно увидеть один из шедевров древнерусского искусства – Золотые ворота, выполненные методом травления по утраченному железу. Им более 700 лет. Рождественский собор упирается в деревянную Никольскую церковь 1766 года, привезенную сюда из села Глотово, и Архиерейские палаты. В последних находится довольно интересный музей, который стоит посетить.

В шаговой доступности от Кремля, на противоположном берегу реки Каменки, расположен Музей деревянного зодчества. Это один из самых интересных музеев России, наряду с музеем Витославлиц в Великом Новгороде. Здесь вы можете увидеть конструкции деревянных церквей и домов в русских деревнях. Также были восстановлены интерьеры быта деревни.

Из музея лучше вернуться в Кремль и Торговые ряды, так как оттуда удобнее добраться до других достопримечательностей Суздаля. На обратном пути не забудьте подняться на земляные насыпи, откуда открывается великолепный вид на живописную излучину реки и множество окрестных церквей.

В Торговых рядах вас ждет большой выбор оригинальных русских сувениров. Здесь проходят главные народные гулянья во время суздальских гуляний, таких как Праздник огурца (16 июля) или новогодние утренники.

Река Каменка в Суздале

Вид на Покровский монастырь со смотровой площадки у стен Спасо-Евфимиева монастыря

С Торговых рядов можно пройти в Спасо-Евфимиев монастырь. По пути вы можете посетить Ризоположенский монастырь, который все еще находится на реставрации. Пройдя вдоль стены Спасо-Евфимиевского монастыря к реке, вы сможете насладиться одним из красивейших видов Суздаля – видом на Покровский монастырь с высокого берега реки Каменки.

Монастырь Спаса и Евфимия сохранился как мощная цитадель. Монастырь был построен в 1352 году как главная цитадель для обороны Суздаля, а со времен Екатерины II использовался также как политическая тюрьма.

Сегодня в монастыре 5 музеев. Каждый час на колокольне звучит карильон (вы должны его слушать). Главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор, был построен в 1594 году. Он поражает своими огромными размерами. Пока храм бездействует, хотя фрески уже отреставрированы. Когда группа туристов входит в собор, мужской хор поет короткую молитву. Звучит очень красиво благодаря акустике собора.

Спасо-Преображенский собор, колокольня и Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря

Церковь Рождества Христова и Никольская церковь

Возле Спасо-Преображенского собора Находится Спасская гробница князя Дмитрия Пожарского, который вместе с Кузьмой Мининым собрал народное ополчение и освободил Москву от польского войска в 1606 году.