Содержание
Успенский собор Московского Кремля
В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней…
В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней.
В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов. Возглавили эту большую артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев.
В первый год провели подготовительные работы. Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и лишь после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В течение одного летнего сезона 1643 года в основном завершили работу по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.
Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция «Страшный суд». На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
На алтарной преграде Успенского собора, на пилястры которой некогда опиралось нижнее тябло иконостаса, сохранились полуфигурные изображения преподобных. Время их создания исследователи датируют по-разному — от 1480 до 1515 года, и полагают, что они были созданы артелью мастеров во главе с прославленным Дионисием. Изображения выполнены в технике фрески, то есть по свежей, еще сырой штукатурке, а затем прописаны более тщательно темперными красками по сухому грунту. Они располагались между иконами деисусного чина иконостаса и стоявшими под ними в отдельных киотах местно чтимыми образами. Позже фрески были сплошь закрыты иконами местного ряда, что позволило им прекрасно сохраниться до наших дней. Впервые их обнаружили лишь в 1882 году, когда реставрировали главный иконостас, укрепляли его деревянные конструкции и восстанавливали серебряный оклад, похищенный во время нашествия Наполеона в 1812 году.
Наиболее выразителен на алтарной преграде образ Алексея Человека Божьего, первый в этом ряду. Между Петропавловским приделом и жертвенником на алтарной преграде изображены Парфений Лампсакийский , рядом с ним — Иоанн Лествичник, за ним следует юный Иоанн Кущник. Эти три фигуры написаны, скорее всего, одним мастером, живопись которого отличает более плотная, иконописная манера письма.
На открытом участке алтарной преграды между жертвенником и царскими вратами изображены: Павел Фивейский , Моисей Мурин, Феодосий Великий, Исаак Сирин и Ефрем Сирин, Антоний Великий и Евфимий Великий.
В алтарных помещениях Успенского собора — Жертвеннике, Петропавловском и Похвальском приделах фрагментарно сохранились первоначальные фрески храма, которые исследователи датируют по разному — от 1480 до 1515 года , и полагают, что они были созданы артелью мастеров во главе с прославленным Дионисием вскоре после освящения нового храма в 1481 году.
На стенах Петропавловского придела и жертвенника можно увидеть композиции: «Семь спящих юношей эфесских», «Три отрока в пещи огненной» и «Сорок севастийских мучеников». А на своде и стенах Похвальского придела сохранились фрески: «Похвала богоматери», «Поклонение волхвов» и «Рождество Иоанна Предтечи». Возможно, они были выполнены самим Дионисием. Особой поэтичностью отличается композиция «Поклонение волхво. Эти древние фрески были открыты в конце XIX — начале ХХ века при реставрации алтарных помещений храма.
КУПОЛА
В пяти главах Успенского собора представлены различные образы Бога: в скуфье центрального купола — Спас Вседержитель, в юго-восточном куполе — младенец Христос в образе воплотившегося Бога Слова в композиции «Богоматерь Знамение», в северо-восточной главе Предвечного Логоса в типе Спаса Еммануила, что означает «С нами Бог». В юго-западном куполе помещен аллегорический образ неизобразимого Бога Отца — Саваофа с восьмиконечным нимбом, символизирующим вечность, а в северо-западном — образ Спаса Нерукотворного. В барабане центральной главы изображены торжественно предстоящие Вседержителю ангелы в рост. Под ними в оконных простенках — библейские праотцы со свитками в руках. В парусах традиционно располагаются четыре евангелиста.
СВОДЫ
На сводах представлены двунадесятые, то есть двенадцать особо чтимых церковью праздников, отмечаемых в годичном круге богослужений. На юго-восточном своде помещена композиция «Рождество Христово» со сценами поклонения волхвов, благовестия пастухов и омовения Младенца. На северо-восточном своде — «Сретение. На западном своде помещено «Преображение». Рядом, на северо-западном своде, находится композиция «Воскрешение Лазаря», а на юго-западном своде — «Сошествие во ад».
На центральном своде, поддерживаемом четырьмя круглыми столпами, изображено «Вознесение». В люнетах представлены притчи. Здесь изображены «Притча о мытаре и фарисее» и «Притча о блудном сыне».
На круглых столпах в центральной части храма помещены сто тридцать пять фигур мучеников, почитавшихся как «столпы церкви». В нижнем ярусе юго-восточного столпа находится композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину».
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Второй ярус сверху на южной и северной стене храма посвящен сценам, иллюстрирующим учительную миссию Христа, его чудесам и исцелениям. На южной стене это — «Христос, беседующий с фарисеями», «Христос, беседующий с Петром и другими учениками», две композиции посвящены теме «Иисус Христос в доме Марфы и Марии». Чудесам и исцелениям Христа посвящены композиции «Учение Христа о молитве», «Исцеление бесноватого», «Изобличение хулы на Духа Святого», «Иисус на обеде у фарисея, обличение законников», «Исцеление согбенной жены».
Этот цикл продолжается на западной и северной стенах, где помещаются сцены, иллюстрирующие евангельские события, предшествующие Пасхе и Страстям Христовым.
На северной стене — это «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Восхождение на гору Елеонскую», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу» («Целование Иуды»), «Отречение Петра», «Суд Синедриона (Христос перед Анной и Каиафой)», «Иисус Христос перед Пилатом». Далее следуют сцены этого же цикла, находящиеся в алтарной части собора и скрытые за иконостасом.
МАРИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Третий и четвертый ярусы стенописи Успенского собора в соответствии с посвящением храма заняты богородичными циклами. Первый из них связан с сюжетами, почерпнутыми из апокрифических (то есть неканонических) сказаний о Житии Богоматери, известных уже с III-IV веков, и в первую очередь из Протоевангелия Иакова. На Руси эти тексты были переведены уже со времени ее крещения. В них подробно рассказывается о родителях Девы Марии — Иоакиме и Анне, о ее рождестве, детстве и юности. Цикл начинается с южной стены. Первые две композиции в третьем ярусе, «Принесение жертвы» и «Отвержение жертвы». Две следующие сцены — «Моление Иоакима и Анны о даровании дитяти». Далее следуют две сцены «Благовестие Иоакиму и Анне». Последние две композиции на южной стене изображают Иоакима среди своих стад в пустыне и радостную встречу у Золотых ворот супругов, узнавших о разрешении их бездетности — «Зачатие Анны» .
На северной стене с запада на восток цикл продолжается сценами отрочества и юности Марии. Первая сцена изображает Иоакима, представляющего Святую Деву иереям во храме. Затем помещена «Молитва первосвященника о жезлах», повествующая об избрании для Марии обручника по чудесно процветшему жезлу. Далее следуют сцены «Обручение Марии и Иосифа» и «Прощание Иосифа с Марией». За ними расположены композиции, изображающие «Благовещение у кладезя», когда ангел возвещает Марии о рождении от нее богомладенца Иисуса, «Обличение Марии Иосифом», «Явление ангела Иосифу во сне», раскрывающего ему тайну непорочного зачатия Девы , «Обличение Марии старейшинами» и испытание ее в соответствии с древним обычаем «водой обличения», доказавшим ее непорочность. Две последние сцены изображают Богородицу перед Успением, когда она ходила на Елеонскую гору, где деревья поклонялись ей, а ангел-благовестник сообщил Богородице о скорой кончине, и ее «Молитва у гроба Христа» после его вознесения.
АКАФИСТ
Сцены Жития Богородицы с его чудесами и повествовательными подробностями получают развитие в самом поэтическом цикле — Великом Акафисте, который разворачивается во втором ярусе росписей. Посвященный Богородице Акафист, что в переводе с греческого означает «неседальный», то есть гимн, исполняемый стоя, был создан в Византии в VI веке.
Акафист состоит из двадцати пяти стихов, так называемых кондаков и икосов. Первые двенадцать песен Акафиста излагают основные события евангельской истории от Благовещения до Сретения и иллюстрируются подобно традиционным евангельским сюжетам. В росписях Успенского собора они помещаются на южной стене вслед за батальной сценой первого кондака «Взбранной воеводе».
На северном участке западной стены и далее на северной стене этот цикл продолжают композиции, иллюстрирующие вторую — символико-догматическую часть Акафиста.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Нижний ярус росписей Успенского собора посвящен теме «Семи вселенских соборов» . Эти сюжеты были особенно актуальны в момент составления программы первых росписей, в начале XVI века, когда только что были осуждены и казнены проповедники распространившихся в то время еретических учений.
«СТРАШНЫЙ СУД»
Западную стену почти целиком занимает грандиозная композиция Страшного Суда. В центре в ореоле небесной славы изображен Христос Вседержитель — Судия мира, восседающий на радуге. К нему с обеих сторон обращаются Богоматерь и Иоанн Предтеча — главные ходатаи за человеческий род, представляющие Новый и Ветхий Завет. За ними представлены восседающие на тронах апостолы — ученики Христа с Евангелиями в руках, а позади них — сонмы ангелов. Еще выше, в люнете над окном, написаны ангелы, свивающие свиток небес, что символизирует конец света, а по сторонам от окна — в небесных сферах образы «Новозаветной Троицы» и сцена благословения Богом Отцом Бога Сына и ниспослания его в мир. Под ореолом Вседержителя изображены коленопреклоненные Адам и Ева, чей первородный грех был искуплен крестной жертвой Христа. Между ними под ореолом Христа Судии изображена «Рука Божия», держащая души праведные, и весы, на которых взвешиваются дела человеческие. Еще ниже, в центре композиции — «Престол уготованный» с возложенными на него орудиями страстей Христовых — крестом, копьем, губкой с уксусом и желчью, и багряницей — одеждой поругания Христа. От пяты Адама вниз извивается огромный змей с кольцами «мытарств», обозначающих грехи человеческие. В этом, третьем сверху, регистре слева представлены праведники, идущие на суд, а слева — грешники, среди которых и еретики-иноверцы в европейских костюмах с круглыми воротниками, и мавры. В нижнем ярусе слева изображены рай и праведные души, пребывающие в небесных селениях в виде цветных домиков, а в круглой славе — Богоматерь с поклоняющимися ей ангелами. Справа же помещены грешники, которых ожидает Геенна Огненная и сам Сатана, сидящий на адском звере с душой Иуды на коленях. Над ними — символы некогда великих, но падших за грехи царств в виде четырех зверей, этот образ навеян пророчеством Даниила. Наконец, в центре, над входом в храм — ангелы, низвергающие копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки, изображенные справа в кругах.
Успенский собор в Москве, Россия
Чем крупнее или значительнее древнее сооружение, тем сложнее и подчас длительнее идет процесс рождения музея. Один из таких музеев — Успенский собор Московского Кремля. Его своеобразные архитектурные качества, его полутысячелетняя история, его огромные художественные богатства давно привлекали внимание учёных. В последнюю четверть века здесь проводились наиболее интенсивные изыскания. Они продолжаются и сегодня, здесь постоянно ведутся реставрационно-исследовательские работы.
Строительство Успенского собора относится к XV веку, но среди сохранившихся архитектурных сооружений Кремля он, пожалуй, больше других связан с самой ранней историей Москвы. Дошедшее до нас здание собора — пятое по счету с тех пор, как на этом месте была построена деревянная церковь в деревянном городе XII века, расположившемся на высоком берегу реки Москвы при впадении в нее Неглинной. Последние исследования древней топографии Кремля показывают, что храм поставили на вершине прибрежного холма: видимо, он был главным московским храмом. Очевидно, уже тогда южнее, до крутого спуска к реке, простиралась городская площадь со звонницей, где происходили торжественные сборы и, что было характерно для тех времён, могло собираться вече.
Открытия ученых все больше убеждают в том, что этому зданию древней Москвы отводилось большое место в официальной жизни города. Он, видимо, был патрональным храмом Москвы, а затем и Московского княжества, его символом. Именно с перестройки, возобновления этого памятника обычно приступали к очередному большому строительству. Так было на протяжении двух столетий, когда Москва постепенно возвышалась над другими русскими городами и превращалась в центр единения национальных сил.
В конце XIII века в связи с созданием Московского княжества в составе Северо-Восточной Руси на месте древней деревянной церкви был построен первый в Москве белокаменный храм. В XIV столетии, когда московские князья получили титул великих князей Владимирских, в Кремле развернулось большое каменное строительство, а началось оно с сооружения, вместо прежней, которая была разобрана, новой белокаменной Успенской церкви. Наконец, во второй половине следующего, XV века, Иван III, создатель Русского централизованного государства, приступая к грандиозной реконструкции своей столицы, приказал разобрать церковь и возвести новый Успенский собор.
Созданию Успенского собора в XV веке придавали особое значение. Об этом подробно рассказывают летописи. Своими размерами он должен был превзойти Успенский собор города Владимира, который был взят за образец при строительстве московского храма XV века. Первая попытка московских строителей оказалась неудачной: почти законченный грандиозный собор неожиданно рухнул. Для достижении намеченной цели Иван III обратился к зодчим Италии, тогда самым опытным архитекторам Европы.
Прибыв в Москву в 1475 году, болонский мастер Аристотель Фиораванти возвел на месте рухнувшего собора дошедшее до нас уникальное здание, сыгравшее исключительную роль в дальнейшем развитии русской архитектуры.
Все произведения искусства, которые находятся в Успенском соборе донесли до наших дней все богатство мышления художников того времени.
В глуши: Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля
Благовещенский собор, Московский Кремль.
«Я хочу увидеть византийскую цивилизацию Московского Кремля», — сказал я нашему научному гиду Ирине из expresstorussia.com и intourist.com. Наша экскурсия по Успенскому (Успенскому) и Благовещенскому соборам Московского Кремля (Крепости) началась. Я возвращался в то время, когда Древняя Русь имела крепкие связи с Византией, многонациональной империей греческой цивилизации, существовавшей более тысячи лет.
Успенский собор был построен в 1326 году Иваном I. Это главный собор царства России. Собор является усыпальницей московских митрополитов и патриархов. В путеводителе подчеркивалось, что в Оружейной палате можно увидеть «шапку Мономаха». Я не слышал этого имени со времен учебы в Куинс-колледже в начале 1970-х годов.
«Шапкой Мономаха (Мономаха) венчали всех русских царей до Петра Великого. Фуражка восточной работы конца 13 9 г.0012-й -й по 14-й -й век… Существует несколько легенд о Шапке Мономаха. В «Сказке о князьях Владимирских» говорится, что император Византии Константин Мономах подарил своему внуку, князю Владимиру Киевскому, корону со своей головы. Говорят, что эту корону носили и передавали князья сначала киевские, затем владимирские и, наконец, московские. Таким образом, Шапка Мономаха символизирует преемственность власти московских царей от императоров Византии… в завещании царя Ивана Грозного было популярно представление о Москве как о «третьем Риме». Существовало правило, что шапку Мономаха следует надевать один раз в жизни, во время коронации. Бабушкой Ивана Грозного была Софья Палеологина, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. 1 Южные ворота, являющиеся главным входом в Успенский собор, использовались для царского шествия. Сверху изображение «Богоматерь Владимирская» в византийском стиле.
Успенский собор Московского Кремля.
Осматривая окрестности Собора, мы увидели марширующий отряд солдат. Шапка Мономака
В иконостасе иконы XI века. Главная икона в иконостасе (престоле) – Успение Богородицы, 1479 г.. Образ «Богородицы Елеусы» был привезен из Новгорода в конце 15 века. Справа от Царских врат видна икона «Спас в золотой ризе» 1050 г., написанная в 1699 г. «Св. Георгий», древнейшая икона, написана в конце 11 века, родом из Новгорода. Святой Георгий изображается идеальным воином и защитником. Икона «Троица» создана в середине 14 века для первого Успенского храма. На иконе «Святые Петр и Павел», созданной неизвестным греческим художником, изображены святой Петр со свитком и ключами от неба и святой Павел с Евангелием. Все эти иконы недоступны обычному жителю Запада. Завоевание и уничтожение записей и искусства Византийской империи оставляет нас с глубокой печалью из-за невозможности проследить наши корни.
Трон Мономака
Царская молельня, известная как «Престол Мономаха», была изготовлена для Ивана IV Грозного в 1551 году. Его рельефы иллюстрируют русскую легенду о том, что князь Владимир Мономах получил императорские регалии от византийского императора. Верх трона напоминает по форме «Шапку Мономаха». Последняя служба состоялась в 1918 году. Литургии возобновились семьдесят два года спустя, в 1990 году. Затем появилась группа священников, а за ними семинаристы на Красной площади. На заднем фоне звучала византийская литургическая музыка. Армия и религия идут рука об руку. Единственное другое место, где я видел это, было в пасхальном видео 2015 года о процессии Страстной пятницы в Триполи, Греция. Процессия Epitafio (Святой Могилы) прошла в сопровождении военного эскорта по всему городу.
Икона «Успенский собор».
Благовещенский собор Московского Кремля был частным храмом русских великих князей и царей для проведения домашних и семейных церемоний. Основание было заложено в 1464 году Иваном III Васильевичем. Он начал полномасштабное строительство Московского Кремля. Богослужения закончились в 1918 году и возобновились в 1993 году.
Нынешние фрески созданы русскими живописцами после пожара 1547 года. Многоярусный иконостас – один из древнейших сохранившихся в России. Он включает в себя почти сто икон, расположенных в шесть рядов. Иконы Праздника и Деисусного чина написаны в конце 14 9 в.0012-й и начало 15 -го века, при участии Феофана Грека и Андрея Рублева. Иконы «Благовещение» и «Распятие» относятся к началу 15 века.
Успенский собор.
Северо-западные ворота представляют собой нарисованные портреты Древних философов, поэтов, драматургов и историков, таких как Платон, Аристотель, Плутарх и Гомер с венком на голове. Вергилий и Птолемей одеты в древнерусские одежды. Все эти великие люди считались предшественниками христианских мудрецов». 2 К древнерусским иконам относятся: Рождество Христово, 15 -й век; Пресвятая Богородица Елеуса, конец 14 го века и другие шедевры.
Облик двуглавого орла, встречающийся в обоих соборах, был воспринят Иваном III. Он считал себя законным наследником византийского императорского дома, перешедшего к туркам в 1453 году. Византийский государственный символ с двуглавым орлом, символом единства восточной и западной частей Римской империи, стал символом Русское централизованное государство». 3
Колонны Успенского собора с византийскими и русскими князьями Благовещенская церковь.
Время моего турне по России осенью 2015 года было выбрано идеально. Американцы испытали любовь и приключения в царской России, посмотрев сериал BBC «Война и мир» на канале Lifetime. Историческая встреча христианских лидеров со времен 1054 , раскола между Востоком и Западом, состоялась в пятницу, 12 февраля го . » Папа Франциск в пятницу стал первым понтификом, когда-либо встретившимся с патриархом 9 0070 Русская Православная Церковь , когда два христианских лидера отбросили вековые разногласия в ходе исторической встречи, которая состоялась в неожиданном месте: в зале аэропорта Гаваны…. В Гаване его ждал патриарх Кирилл». 4
Благовещенская церковь.
«В заявлении из 30 пунктов папа и патриарх заявили о своей готовности принять все необходимые меры для преодоления своих исторических разногласий, заявив, что «мы не конкуренты, а братья». Франциск и Кирилл также призвали политических лидеров действовать на единственный самый важный вопрос, который сегодня вызывает общую озабоченность католической и православной церквей: тяжелое положение христиан в Ираке и Сирии, которых убивают и изгоняют из их домов группировка «Исламское государство». Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки уничтожаются целые семьи наших братьев и сестер во Христе, целые села и города», — говорится в декларации. 5
Я бэби-бумер, дитя разрушительной «холодной войны». Никогда не думал, что когда-нибудь поеду в Россию. Я не хотел ехать в российский тур поздней осенью 2015 года. Член моей семьи хотел посмотреть «Греков Севера». Изумление и абсолютное изумление византийской цивилизации Кремля навсегда изменило мою жизнь.
Благовещенская церковь.
Ссылка:
1. В.С. Гончаренко и В.И. Нарожная, «ОРУЖЕЙНАЯ: Путеводитель» (Издательство «Красная площадь»: Москва, 2012), с.252-253.
2. Ольга Дмитриева, «Московский Кремль: внутри кремлевских сокровищ» (АРТ-Курьер: Москва, 2012). п. 49.
3. «ОРУЖЕЙНАЯ: Путеводитель», с. 114
4. www.nytimes.com/2016/02/13/world/americas/pope-arrives-in-cuba-for-historic-meeting-with-russian-orthodox-leader.html?_r=2
5. news.yahoo.com/pope-departs-cuba-first-stop-mexico-075521420.html
Ссылки:
www.moscowpx.info/kremlin/churches/cathedral-assumption. html История Успенского храма
www.moscow.info/kremlin/churches/index.aspx – Храмы Кремля
Успенский собор, г. Москва
Что и чем может быть история Успенского собора видишь там?
- Успенский собор был возведен в конце XV века и следующие четыреста лет функционировал как религиозный центр России, где проводились мероприятия общегосударственного значения
- Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России. Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а стены увешаны гробницами патриархов и митрополитов
Средневековая и царская Россия
Первый каменный собор был заложен на этом месте в 1326 году московским митрополитом Петром и великим князем Иваном I. В конце XIV века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля приказал возводится новый Успенский собор (Успенский собор). Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами. , используя новейшие технологии для обеспечения больших размеров и стабильности собора.
Следующие четыре века Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили события общегосударственного значения, такие как коронации русских князей и царей, инаугурации митрополитов и патриархов, службы по освящению предстоящих военных походов и военных побед, оглашение важных государственных актов. В 14-17 веках в Успенском соборе хоронили глав Русской православной церкви. Хотя большинство царских венчаний проходило в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе
Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше для рукоположения митрополитам приходилось ездить в Константинополь, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.
Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и наполеоновской армией в 1612 и 1812 годах и неоднократно страдал от пожаров на протяжении столетий.
Советская Россия и не только
После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнюю пасхальную службу в 1918 году, и службы не возобновлялись до 1990 года. Благодаря реставрационным работам, проведенным в советский период, великолепное внутреннее убранство собора прекрасно сохранилось.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия — в России более 30 церквей с таким названием!
Что можно увидеть в Успенском соборе?
Фото с сайта https://assumption-cathedral.kreml.ru/
Величественный Успенский собор создан по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и его конструкция объединяет древнерусские религиозные архитектура с элементами ренессанса. Хотя Успенский собор не так богато украшен, как другие соборы Кремля, тем не менее, это завораживающее зрелище. Пять позолоченных куполов венчают его крышу, изображая Иисуса и четырех евангелистов и отражая серебряные купола церкви Двенадцати апостолов, которая стоит рядом.
Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора установлен самый большой звон в Москве! Большой Успенский колокол (Большой Успенский колокол) весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой в мире Царь-колокол.
В связи с тем значением, которое Успенский собор имел в Российском государстве, особое внимание уделялось убранству его внутреннего убранства, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства международной художественной ценности, а в соборе также находится старейшая сохранившаяся фреска Кремля. Росписи куполов изображают образы Бога, колонны украшены изображениями христианских мучеников, а разные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских Соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история. Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и богато украшенными люстрами.