Содержание
Успенский собор во Владимире. 100 великих храмов
Успенский собор во Владимире
В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить главный храм своего княжества, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской», Руси, – Успенский собор. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, на кромке обрыва, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.
Успенский собор
Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии – ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество. Для выполнения такой задачи местных мастеров было недостаточно, и тогда, по словам летописца, во Владимир «Бог привел мастеров из всех земель». В их числе были мастера из Киева, днепровских городов, Галича, Греции и Германии – присланные самим императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой: тем самым притязания князя Андрея на самостоятельность как бы получали внешнеполитическую поддержку. Белокаменные храмы Владимира, построенные при Андрее Боголюбском и его преемнике, Всеволоде Большое Гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения.
По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской – храм новой столицы, по замыслу Андрея Боголюбского, естественно, не мог уступать киевской святыне. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Собор был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что храм получил наименование «Златоверхого». Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства – владимирский Успенский собор послужил примером для позднейших московских построек.
От стен Успенского собора берет свое начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции – «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо» – последний сюжет был в Средние века широко распространен в Европе и на Востоке… Но эпоха расцвета белокаменной резьбы была еще впереди.
Когда с Успенского собора сняли строительные леса, народ ахнул: такой церкви на Руси еще не видали!
«Князь Андрей, – пишет летописец, – украсил ее различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны. Три больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…»
(Н. Воронин. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1965.)
Внешний облик здания вызывал изумление у современников. Успенский собор, построенный мастерами Андрея Боголюбского, летописцы сравнивали с храмом царя Соломона в Иерусалиме. Он мог одновременно вмещать две тысячи человек. В облике храма красота архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью убранства. Кроме барельефной резьбы мастера Андрея Боголюбского широко использовали прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола. В собор входили через порталы, двери которых были «писаны золотом». Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолики и росписей. Летописец рассказывает, как во время престольного праздника Успения Богоматери в соборе открывались «златые врата» соборных порталов и в храм устремлялся поток богомольцев. Под их ногами расстилался сверкающий ковер из цветных майоликовых плиток и медных позолоченных плит. Пламя свечей отражалось на драгоценной утвари. А на хорах, над головами празднично одетой толпы, стоял князь и его приближенные…
«Молодость» собора была тревожной. Раз за разом на него обрушивались жестокие бедствия. Законченный постройкой в 1160 году, Успенский собор жестоко пострадал от пожара в 1185 году. Выгорели все деревянные конструкции, а белый известняк стен обгорел до такой степени, что зодчие, восстанавливавшие собор, были вынуждены возвести вокруг него новые стены и связать их арками со стенами старого собора, который, таким образом, оказался как бы «в футляре». Восстанавливая собор, владимирские мастера значительно расширили его (теперь он мог вместить в себя до четырех тысяч человек) и увеличили алтарную часть. При князе Всеволоде III пышное убранство собора было заменено еще более дорогим и красочным.
Новая беда пришла в 1238 году. Взявшие город штурмом татары приступили к стенам Успенского собора, где укрывались множество владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Множество людей, искавших спасения в соборе, задохнулось от дыма. Выбив двери храма, татары устроили в нем резню. Все реликвии были расхищены, но храм, обгоревший и разграбленный, устоял.
В конце XIII столетия собор слегка подправили, покрыли кровлю оловом и пристроили к юго-западному углу не существующий ныне придел Святого Пантелеймона. Но в 1410 году ворвавшаяся во Владимир орда татарского царевича Талыча опять разграбила собор, содрав с него даже золоченое покрытие куполов. Правда, главные святыни храма были спасены: есть легенда, что драгоценная утварь была укрыта в каком-то тайнике внутри собора и до сих пор остается там, ненайденная. Татары безуспешно пытали о местонахождении сокровищ священника Патрикия, но ничего от него не добились.
В 1536 год собор снова горел…
На протяжении XII–XIII веков собор расписывался настенной живописью несколько раз. Впервые он был украшен росписями в 1161 году, при Андрее Боголюбском. Но уже в 1185 году сам собор и его настенные росписи сильно пострадали от пожара. От первой росписи уцелел лишь небольшой фрагмент: два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент, фигуры пророков со свитками в руках. После перестройки храм был заново расписан в 1189 году. От этой послепожарной росписи до наших дней также дошло только несколько фрагментов. В 1237 году, накануне татарского нашествия, было выполнено еще одно поновление живописи храма. Но уже на следующий год собор был жестоко разорен татарами и сожжен. Большая часть фресок погибла.
До начала XV века собор стоял в запустении. Только в 1408 году восстанавливать живопись Успенского собора приехала группа мастеров из Москвы. Это были легендарные Андрей Рублев и Даниил Черный со товарищи. Придерживаясь старой системы размещения сюжетов, они расписали собор фактически заново. Дошедшие до наших дней со значительными утратами, фрески Андрея Рублева и Даниила Черного являются сегодня драгоценной достопримечательностью владимирского Успенского собора.
Рублев и Черный написали и иконы для нового иконостаса. В 1773–1774 годах этот иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, который можно видеть в соборе сегодня. А иконы рублевского письма были вывезены в церковь села Васильевского, откуда в 1922 году попали в Третьяковскую галерею и в Русский музей.
Со времени Андрея Рублева Успенский собор разорялся и горел еще несколько раз. В XVII веке его росписи были в настолько плохом состоянии, что патриарх Иосиф был вынужден послать во Владимир своих мастеров для поновления и приведения в порядок древних росписей.
К XVIII веку обветшавший в результате многократных разорений собор был весь покрыт трещинами «от подошвы до своду», грозя вот-вот развалиться. Были предприняты срочные меры к его спасению. Храм починили, хотя и внесли много искажений в его первоначальный облик. Только научная реставрация, проведенная в 1888–1891 годах, вернула собору его первоначальный вид. Из всех позднейших пристроек к собору сохранились только Георгиевский придел, построенный в XIX веке архитектором Н. А. Артлебеном, и высокая, увенчанная золоченым шпилем колокольня, сооруженная в начале XIX столетия.
Во владимирском Успенском соборе были погребены князь Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, князь Юрий Всеволодович, убитый татарами в битве на реке Сить, другие владимирские князья XII–XIII веков, владимирские епископы и митрополиты, среди них – митрополит Максим, перенесший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. В соборе хранились великокняжеские одежды XII–XIII веков, шлем и стрелы князя Изяслава Андреевича – доблестного сподвижника своего отца, Андрея Боголюбского, в походах против волжских болгар.
До 1395 года в Успенском соборе находилась одна из величайших русских святынь – икона Владимирской Богоматери, впоследствии перенесенная в Москву. По преданию, ее написал сам евангелист Лука. Произведение гениального византийского художника XI века, эта икона была привезена князем Андреем Боголюбским из Вышгорода и помещена в храм в качестве главной святыни Владимира и Владимирской земли.
Созданный талантом безвестных мастеров XII столетия, осененный гением Андрея Рублева, прошедший через пожары и разорения, владимирский Успенский собор и сегодня устремляется к небу с высокого берега Клязьмы – светильник духа, с любовью возжженный некогда руками наших предков. И далеко из-за Клязьмы видно золотое пламя его куполов…
Дмитриевский собор во Владимире
Дмитриевский собор во Владимире
Во времена правления великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века – захолустный северо-восточный угол Русской земли, в
Успенский собор в Москве
Успенский собор в Москве
М.Ю. Лермонтов называл Московский Кремль «алтарем России». Эти слова можно с полным правом отнести к кремлевскому Успенскому собору. На протяжении веков храм был связан с важнейшими событиями в жизни страны. Успенский собор служил местом
Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально
Успенский собор
Успенский собор
Этот храм по праву считают одной из величайших святынь всей России.Несколько веков патриарший Успенский собор Московского Кремля был духовным и политическим центром страны. Ведь именно здесь венчали на царство великих князей, короновали императоров,
4.
3.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — Успенский собор Кремля
4.3.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — Успенский собор Кремля
После Оружейни на углу или «креплейшего угла» библейский автор подходит к Дому великого священника. Библия говорит: «От угла до дверей дома Елияшива, ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА… от дверей
6.1.1. Успенский собор
6.1.1. Успенский собор
Успенский собор всегда был главным собором русского государства, рис. 6.2, 6.3. «Успенский собор занимает особое место в русской истории… НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ СОБОР БЫЛ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И КУЛЬТОВЫМ ЦЕНТРОМ РОССИИ: здесь поставляли великих
5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия
5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия
Далее Флавий описывает три высокие башни, стоявшие внутри иерусалимских стен. Поскольку, как мы уже понимаем, говорится о Московском Кремле, то не исключено, что речь идет о
Успенский храм во Владимире
Успенский храм во Владимире
Согласно историческим хроникам, свое название город Владимир получил в честь основателя, великого князя Киевского Владимира Мономаха. Он же построил в новом городе и первую каменную церковь Спаса. Наследник Мономаха, князь Юрий Долгорукий,
Успенский собор в Кремле
Успенский собор в Кремле
Увенчанный пятью куполами, похожими на золотые шлемы, белый куб Успенского собора во времена царствования Ивана III был виден почти с любой точки Москвы. Он будто господствовал над городом своим величественным силуэтом, словно подтверждая слова
52. Как возводился Успенский собор
52. Как возводился Успенский собор
Женитьба государя аукнулась неожиданным эхом. Разъяренный Бонумбре возвращался в Рим той же дорогой. Прибыл к ливонским крестоносцам и нашел внимательных слушателей. Плевался, честил русских свиньями и обманщиками, а Софью
4.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — это Успенский Собор в Кремле
4.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — это Успенский Собор в Кремле
После Оружейни на углу или «креплейшего угла», библейский автор подходит к Дому великого священника. Библия говорит: «От угла до дверей дома Елияшива, ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА… от
Not Found (#404)
Not Found (#404)
Ууупс…что-то пошло не так!
К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршрут
Страны и города
Откуда
Дата туда
Дата обратно
Откуда
Страны
АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл. Россия — МоскваРоссия — ПодмосковьеРоссия — ПрибалтикаРоссия — ПриволжьеРоссия — Санкт-ПетербургРоссия — Северо-ЗападРоссия — СибирьРоссия — УралРоссия — Центральный р-нРоссия — ЮгРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверный КипрСеверный ПолюсСейшелыСен-БартелемиСен-МартенСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирияСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСредиземноморьеСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайваньТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦАРЦентральная АмерикаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮАРЮжная КореяЮжный СуданЯмайкаЯпонияясно не определена
Города
Яхтинг
Экспедиции
Туры на собачьих упряжках
Туры на снегоходах
Туры на квадроциклах
Пешие туры
Сплавы
Велотуры
Восхождения
Горнолыжные туры
Дайвинг и снорклинг
Джип-туры
Серфинг и SUP-туры
Комбинированные туры
Конные туры
Круизы
Экскурсионные туры
Лыжные походы
Вертолетные туры
Рыболовные туры
Фитнес и йога-туры
Каньонинг
ЖД туры
Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршруты
Достопримечательности
Мы сделали подборку интересных статей для Вас!
Оставить отзыв
12345
Премного благодарны 🙂
Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее
время!
Успенский собор | Encyclopedia.
com
gale
просмотров обновлено
Первый Кремлевский Успенский собор, представляющий собой простое одноглавое каменное сооружение, был построен московским князем Иваном I Даниловичем в 1327 году как резиденция главы Русской православной церкви митрополита. Питер. В 1472 г. митрополит Московский Филипп решил заменить старую церковь, заложив камень великим князем Иваном III (годы правления 1462–1505), но в 1474 г. новое здание было разрушено землетрясением, не успев достроиться. Затем Иван нанял итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, поручив ему смоделировать свою церковь по образцу Успенского собора тринадцатого века во Владимире, полагая, что прототип был спроектирован самой Марией. Фиораванти взял традиционную пятиглавую структуру, округлые ниши и декоративные аркады, но добавил ренессансные пропорции и технику, «по своему хитрому умению», как сообщает летопись, «не на манер московских строителей». Церковь стала образцом для ряда других важных соборных и монастырских церквей, например, в Новодевичьем монастыре и Троицком монастыре. Сергиев монастырь.
Первые фрески были написаны в 1481-1515 годах и несколько раз реставрировались «по старинке» в XVII-XIX веках. Сложные циклы намекают на единство Русской земли, чествование ее святых и историю самого собора, а также жизнь и почитание Христа и Богородицы. Иконы нижнего яруса иконостаса (престола), самой известной из которых была византийская «Владимирская» икона Божией Матери XII века, также относились к собиранию русских земель и передаче священной власти в Москву из Иерусалима, Византии и Киева, как и изготовленный для Ивана IV в 1551 г. так называемый Престол Мономаха, резьба на котором изображает сцены вручения византийским императором Константином IX Мономахом императорских регалий князю Владимиру Киевскому (1113–1125 гг.). ).
В феврале 1498 года в соборе был коронован наследником внук Ивана III Дмитрий. С 1547 года, когда здесь короновался Иван IV, здесь короновались все русские цари, а с восемнадцатого века — императоры и императрицы. Здесь также были инвеституры и большинство захоронений митрополитов и патриархов, вплоть до последнего патриарха Адриана (умер в 1700 г. ). Капитальный ремонт последовал за повреждениями, нанесенными поляками в 1612 г. и наполеоновцами в 1812 г. Собор особенно почитался Николаем II, готовившимся к коронации которого в 189 г.6 была проведена капитальная реставрация. Поздние царские официальные путеводители по собору подчеркивали веру в то, что образование Российской империи было санкционировано Богом и символически отражено в истории собора и его святынях (например, части ризы Господней и гвозде от Креста). В советское время он стал музеем, но с 1990-х годов периодически использовался для важных служб.
См. также: иван и; Иван III; Иван IV; Николай II
Бертон, Кэтлин. (1977). Москва: История архитектуры. Лондон: Studio Vista.
Брамфилд, Уильям. (1993). История русской архитектуры. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Линдси Хьюз
Энциклопедия истории России
Подробнее Материал с encyclopedia.com
Иван III , ИВАН III (МОСКОВСКИЙ) (1440–1505; годы правления 1462–1505), великий князь Московский. Иван III Васильевич вырос во время династической гражданской войны отца… Митрополит Филарет , ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ (1782–1867) был митрополитом Московским и главой Русской православной церкви. Филарет родился в церковной «… Русской язык, русский язык, именуемый также великорусским, входящий в восточнославянскую группу славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. Сл… русские американцы, Подробнее о русской истории и культура, см. Т. 4: Русские.
Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, потому что его можно использовать в… Фольклоре. Фольклор сыграл жизненно важную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танцы и др.… Русское искусство. А Архитектура, русское искусство и зодчество, художественно-архитектурное производство географической территории России.
Раннехристианские произведения
С Кристиани…
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью
Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
Архангельский собор
Софийский собор
Софийский собор
Новгород
Софийский собор
Собор Василия Блаженного
Храм Христа Спасителя
Собор Раймонда Карвера, 1983
Соборная и Епископская школы
Кафедра
Катектическая энергия
Cathcart, сэр Уильям Шау
Cathcart, Jim
Cathcart, Brian 1956-
Cathartic Method
Теория Catharsis и Media Effect
Catharanthus
Catha Edulis
кат.
Кэт, Стэнли Х. 1921-
Сомы: Siluriformes
Сом, гигантский
Сом в соусе из черной фасоли
Cateura, Linda Brandi
Catesbaea Melanocarpa
Cates, Gilbert 1934- (Gil Cates)
Cathedral of the Dormition
Cathedral Style
Cathédrale engloutie, La
cathemeral
cathepsin
Cather
Кэтрин Уилла (1873-1947)
Кэтрин Уилла (1873–1947)
Кэтрин Уилла (Сиберт)
Кэтрин Уилла 1873-1947
Кэтрин Уилла: Дополнительная литература
Cather, Willa: Общий комментарий
Cather, Willa: Введение
Cather, Willa: Основные источники
Cather, Willa: Основные труды
Cather, Willa: Комментарий к названию
Catherick, Edmund, Bl.
Кэтрин &
Кэтрин (1507–1578)
Кэтрин (1584–1638)
Кэтрин (ок. 1420–1493)
Кэтрин Шарлотта Хильдбургхаузенская (1787–1847)
Цвет Кэтрин Блин Куксон
Catherine Cookson’s The Black Candle
Catherine Cookson’s The Black Velvet Gown
Catherine Cookson’s The Cinder Path
Majestic and beautiful Assumption Cathedral in Vladimir
- Home
- Russia
- Vladimir
- Assumption Cathedral
Главной святыней Владимира является величественный и красивый Успенский собор. Когда-то это была главная церковь Владимирского княжества. Ее строительство было начато славным князем Андреем Боголюбским в 1158 году. Однако тогда она выглядела несколько иначе: имела всего один купол и могла вместить всего две тысячи человек. Тем не менее, даже в таком виде собор стал прообразом будущего Успенского собора в Москве. Собор предназначался для важных событий: коронации владимирских князей, благословения воинов, отправляющихся на поля сражений.
Свой новый облик собор приобрел после пожара 1185 года, сильно повредившего внутреннее убранство храма. Наследник Боголюбских, князь Всеволод Большое Гнездо, решил усовершенствовать архитектуру собора. Он окружил здание галереями, по углам которых появились новые позолоченные купола. В результате соборная площадь стала еще больше, чем прежде, а ее новый облик стал еще красивее, торжественнее и наряднее. Однако Успенскому собору суждено было страдать снова и снова. Сначала произошло нашествие монгольских орд, которые подожгли собор, где укрылась княжеская семья. Собор сильно сгорел, но не был разрушен.
В 1408 году внутренним убранством собора занимались известный иконописец Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. Но, к сожалению, великолепные фрески сохранились лишь частично: пожары и разграбление сделали свое дело; к 18 веку собор имел ветхий и унылый вид. Благодаря реставрации 1888-1891 годов Успенский собор приобрел свой первозданный вид. Сегодня Успенский собор стоит на вершине высокого холма и является неотъемлемой частью городской панорамы. Туристы входят через высокую башню, которая также является замечательным образцом архитектуры.
Внешнее убранство собора впечатляет — высокие порталы с резными капителями колонн и богато резными каменными арками подчеркивают парадный вход в собор. Барабан центрального купола украшен 12 окнами. Не менее прекрасен интерьер церкви: пол вымощен мозаикой; стены расписаны красивыми фресками. Относительно хорошо сохранились фрески Рублева, связанные с темой Судного дня. В 15 веке здесь был самый большой иконостас в России.