Успенский собор московского кремля был построен но проекту: Успенский собор Московского Кремля был построен но проекту:

Успенский собор Московского Кремля — кто строил, фото, расписание, билеты

Главная  /  Москва  /  Соборы Московского Кремля  /  Успенский собор Московского Кремля


До революции 1917 г. величественный Успенский собор Московского Кремля имел статус кафедрального — был главным православным храмом Российской империи. Здесь венчали и короновали русских государей, крестили их детей и хоронили митрополитов и патриархов.

Традиция строительства Успенских храмов зародилась ещё во времена Киевской Руси. После Киева Успенские церкви были построены во Владимире, Смоленске, Ростове и других крупных городах. Лишь Москва не имела своего Успенского собора. До времени правления Ивана Калиты главным храмом города был деревянный Дмитровский собор, посвящённый Дмитрию Солунскому.

После того, как из Владимира в Москву была перенесена кафедра мирополита, возникла потребность в кафедральном соборе — новый московский храм был заложен в 1326 г. В качестве образца зодчие взяли Георгиевский собор старинного города Юрьев-Польского. Через год собор был освящён.

Храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, стал первой каменной церковью Москвы. Собор имел одну главу, три алтарных апсиды и занимал центральную часть кремлёвского укрепления. Небольшую церковь впоследствии несколько раз реконструировали, добавив к ней несколько приделов.

До конца XIV в. главной святыней храма была Петровская икона Божией Матери, хранящаяся сегодня в собрании Третьяковской галереи. Потом в собор перенесли Владимирскую икону Богоматери, которая, по преданию, спасла жителей города от набега войск Тамерлана.

Строительство нового собора

В XV в. великий князь Иоанн III Васильевич принял решение возвести в московском Кремле новый Успенский собор. Вначале за работу взялись мастера из Пскова — Кривцов и Мышкин. Чтобы не прерывать церковные службы, возле строящегося храма была построена деревянная церковь, в которой Иоанн III обвенчался с приехавшей из Италии Софьей Палеолог.

После землятресения 1474 г. уже достроенный каменный храм разрушился до основания, и это событие очень огорчило великого князя. Софья посоветовала супругу поискать мастеров в Италии, поскольку итальянские зодчие ценились по всей Европе. Посол Иоанна III отправился в путь и нашёл опытного мастера — фортификационного инженера Аристотеля Фиораванти. В 1475 г. 65-летний зодчий вместе со слугой и сыном приехал в Россию и его работа в Кремле началась с разбора завалов, оставшихся от разрушенного землетрясением недостроенного храма. Известняк для нового собора начали привозить из Мячиковского карьера, а для изготовления кирпичей на берегу реки Москвы, подле старинного Андроникова монастыря, архитектор построил специальный завод. В качестве архитектурного образца Фиораванти использовал более древний Успенский собор, который с XII в. стоял в городе Владимир.

Под руководством итальянского зодчего под будущее здание вырыли фундамент глубиной 4,5 м и забили в землю крепкие сваи из дубовых брёвен. В этом же году начали строить каменные стены и столбы, которые по проекту должны были принять на себя всю тяжесть массивных барабанов.

Спустя два года новый храм был практически готов, но ещё два года ушло на отделочные работы. Основные росписи изографы закончили ещё при жизни зодчего, а к 1515 г. всё внутреннее пространство собора покрывали удивительные по красоте живописные фрески. Некоторые из росписей выполнил знаменитый московский иконописец Дионисий.

История Успенского собора в XVI-XX вв.

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII в. настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 г. стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 г. новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 г., после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е гг.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI в. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV в., находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 г., располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Успенский собор на схеме Московского Кремля

Тест по истории Культура Руси в XIV-XV вв. 10 класс

Тест по истории Культура Руси в XIV-XV вв. 10 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 2 части (в части А — 4 задания, в части В — 1 задание).

1 вариант

Часть А

А1. Описание путешествий в другие земли на Руси получило название:

1) слово
2) летопись
3) житие
4) хождение

А2. С именем Андрея Рублева связана(о):

1) возрождение московского летописания
2) строительство церкви Покрова на Нерли
3) роспись Успенского собора во Владимире
4) строительство белокаменного Кремля в Москве

A3. Подъем русской литературы и искусства в конце XIV — начале XV в. связан с:

1) Куликовской битвой
2) правлением Ивана III
3) ликвидацией монголо-татарского ига
4) распространением взглядов деятелей западноевропейского Возрождения

А4. Успенский собор Московского Кремля был построен но проекту:

1) Дмитрия Донского
2) Сергия Радонежского
3) Епифания Премудрого
4) Аристотеля Фиораванти

Часть В

В1. Установите соответствие между деятелем культуры и жанром, в котором он работал. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

Деятель культуры

A) Дионисий
Б) Афанасий Никитин
B) Алевиз Новый

Жанр

1) архитектура
2) живопись
3) литература
4) музыка

2 вариант

Часть А

А1. Литературные описания жизни христианских святых или князей на Руси получили название:

1) слово
2) летопись
3) житие
4) хождение

А2. С именем Афанасия Никитина связано произведение:

1) «Повесть о Шевкале»
2) «Хождение за три моря»
3) «Слово о полку Игореве»
4) «Сказание о Мамаевом побоище»

A3. На развитие книжного дела на Руси в XV в. повлияло:

1) появление бумаги
2) изобретение печатного станка
3) массовое появление городских школ
4) распространение на Руси произведений западноевропейских гуманистов

А4. Памятником литературы XIV в. является:

1) «Задонщина»
2) «Русская Правда»
3) «Житие Ивана III»
4) «Слово о Законе и Благодати»

Часть В

В1. Установите соответствие между деятелем культуры и жанром. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

Деятель культуры

A) Андрей Рублев
Б) Софроний Рязанец
B) Аристотель Фиораванти

Жанр

1) архитектура
2) живопись
3) литература
4) музыка

Ответы на тест по истории Культура Руси в XIV-XV вв. 10 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-1
А4-4
В1. А2 Б3 В1
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-1
В1. А2 Б3 В1

PDF-версия
Тест по истории России Культура Руси в XIV XV вв 10 класс
(111 Кб, pdf)

26.09.2018
Школьные тесты
История10 класс

Поделись с друзьями

Найти:

Обнаружены старинные фрески: интервью со хранителем Успенского собора Московского Кремля

Успенский собор – чудо архитектуры. Введение.

Пожалуй, для тех из вас, кто был в Московском Кремле, посещение Успенского собора было одним из самых ярких событий. Основанный святителем Петром Московским, Успенский собор был древней резиденцией московских митрополитов и патриархов. Здесь короновались великие князья Московские, а Иван Грозный был провозглашен царем (тем самым фактически открывая путь к его самодержавному правлению). Впоследствии здесь короновались все цари и императоры из династии Романовых, включая последнего царя Николая II.

Посвящение царя Михаила Федоровича. Миниатюра из «Книги об избрании на престол великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», Москва, 1672 – 1673 гг. к иконе Владимирской Божией Матери и драгоценным мощам из Иерусалима, был построен итальянским архитектором. Да, католик! Как свидетельствует летопись, великий князь Иван III по совету своей второй жены, Зои Палеолога, племянницы последнего византийского императора (и бабки Ивана Грозного), пригласил группу искусных итальянцев.

Она была еще юной девушкой, когда 29 мая 1453 года Константинополь был захвачен турками-османами и Византийская империя прекратила свое существование. К счастью, отцом Зои был деспот или Морея, и турецкой армии потребовалось еще семь лет, чтобы захватить его владения. Он бежал со своей семьей на Корфу, а затем в Рим, где Папа признал его законным наследником Византийской империи. Итак, Зоя, хотя и родилась византийской православной, выросла при папском дворе и, будучи подопечной папы Павла II, знала всех выдающихся итальянских художников, архитекторов, ученых и инженеров. Пожалуй, достаточно сказать, что ее воспитателем был кардинал Виссарион (назначенный папой первым титулярным латинским патриархом Константинополя), известный ученый и Litterarum патронус, подаривший Венеции драгоценный реликварий и, самое главное, свою обширную коллекцию греческих рукописей, ставшую ядром Biblioteca Marciana . Его портрет, написанный Джентиле Беллини, можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне. Платоник, он был среди ученых, положивших начало эпохе Возрождения в Италии. Зоя с ее любовью к книгам, воспитание которой было поручено кардиналу, должна была быть чрезвычайно умной молодой дамой. Поскольку Папа Павел II все еще лелеял надежды привлечь московского князя в лоно католической церкви и убедить его сражаться с турками-османами, Зоя была предложена в качестве предполагаемой невесты Ивану III после смерти его первой супруги Марии. Твери. По пути в Московию Зоя совершила обширное турне по Европе: она проехала через Сиену, Флоренцию, Болонью, Виченцу, Инсбрук и Нюрнберг, затем в Любек, провела 11 бурных дней, пересекая Балтику до Колывани (нынешний Таллинн), а оттуда направилась в Москву через Псков. Планы папы не оправдались, так как по приезде Зоя крестилась в русскую православную веру и взяла имя София. Однако свою итальянскую жизнь она не забыла: после того как Успенский собор, построенный каменщиками Кривцовым и Мышкиным, рухнул в одночасье в результате землетрясения, Софья уговорила мужа пригласить известного инженера и архитектора Ридольфа Фиораванти, прозванного «Аристотелем» за его знания и опыт. способность.

Фиораванти был чрезвычайно одаренным инженером и архитектором (некоторые даже говорят, что он был предшественником Леонардо), который работал над фасадом Палаццо дель Подеста в своей родной Болонье. Известно также, что он был придворным инженером Франческо Сфорца в Милане между 1458 и 1464 годами. Сохранилось его письмо, адресованное Галеаццо Марии Сфорца, где он цитирует Данте, описывая белые ночи на севере России — архитектор путешествовал туда, чтобы приобретите кречетов для Галеаццо. Судя по всему, кречеты сопровождали письмо Фиораванти из России к сыну его итальянского хозяина в Милан.

Письмо Аристотеля Фиораванти Галеаццо Марии Сфорца @Wikimedia

60-летнему Фиораванти предстояло справиться с задачей строительства православного собора, где происходили все важные царские церемонии и государственные мероприятия и который олицетворял собой единство русских земель. Он также должен был создать его по образцу Успенского собора во Владимире. Творчество Фиораванти было эффектным переворотом, сплавом самых передовых технологий эпохи Возрождения и русских традиций домонгольского зодчества. Интересно, что он не строил типичную русскую крестово-купольную церковь: интерьер Успенского собора напоминает готические зальные церкви. Именно поэтому собор отличался таким светлым и воздушным интерьером. Однако Фиораванти начал с укрепления фундамента нового собора: он применил все методы сейсмостойкости, известные в Италии эпохи Возрождения. Будучи православной церковью, спроектированной и построенной католическим итальянским архитектором эпохи Возрождения при поддержке византийской принцессы, собор кажется поистине экуменическим по духу. Его строительство было завершено всего за четыре года – между 1475 и 1479 годами.. Получившееся архитектурное чудо было высоко оценено русскими летописями за «великолепие, величие, воздушность, звучность и простор, ибо такой церкви никогда не существовало на Руси, кроме церкви во Владимирской земле».

Однако даже такие гениальные шедевры время от времени нуждаются в реставрации. В настоящее время в Музеях Московского Кремля развернута масштабная программа реставрации Успенского собора, щедро поддержанная ОАО «Транснефть».  Очистив фасады собора, реставраторы отремонтировали его купольную кровлю и приступили к очистке внутренних фресок, датируемых 1642 – 1643 годами. Хотя, как подтвердила директор музея Елена Гагарина, реставрационные работы будут продолжаться и в В 2023 году это не должно мешать вашим планам путешествий, так как собор снова откроется для посетителей, как только угроза COVID-19 будет устранена. Возможно, вам еще удастся проследить за ходом реставрационных работ.

Интервью с Алексеем Барковым, хранителем Успенского собора.

Нам посчастливилось встретиться с Алексеем Барковым, хранителем Успенского собора.

Алексей Барков, хранитель Успенского собора Московского Кремля. @Irene Kukota

Нас заинтересовал тот факт, что под его руководством реставрационная бригада недавно обнаружила целый комплекс фресок начала XV века – оригинальные росписи Успенского собора. Они были заказаны бригаде известного иконописца Дионисия около 1481 г., но сохранились очень немногие: большинство из них были переписаны в 1640-х гг. во время первой обширной реставрационной кампании. Поскольку в России сохранилось очень мало произведений XV века, и еще меньше их принадлежит Дионисию (наиболее известны его росписи в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Вологде), важность этого недавнего открытия не может быть оценена по достоинству. переоценен.

Ирина Кукота: Что особенного в архитектуре Успенского собора?

Алексей Барков: Во-первых, сама конструкция собора была необычна для традиционной русской архитектуры, требовавшей толстых стен и опор в верхней части. Обычно стены укрепляли дубовыми балками, чтобы между стенами не появлялись щели. Церковь Аристотеля Фиораванти не крестово-купольная, в ней нет привычной иерархии внутренних пространств. То есть обычный собор представляет собой жестко регламентированное пространство, где, как правило, больше всего места занимает центральный неф. Логично, что пространства вокруг нефа меньше и ниже. Фиораванти ввел иной тип пространственной организации интерьера: он разделил интерьер на 12 равных частей, абсолютно идентичных. Центральный неф под куполом традиционно был более просторным, так как центральный купол обычно строился шире и больше, что позволяло иметь дополнительное пространство в центре. В плане Фиораванти центральный купол такой же, как и остальные. Он также ввел почти плоские крестовые своды, в результате чего создавалось впечатление открытого внутреннего пространства.

Компания Fioravanti также решила полностью отказаться от дубовых балок, заменив их узкой кованой шнуровкой. Это было очень новаторским для Европы и тем более для средневековой России. Таких способов строительства на Руси раньше не применялось. Поскольку Фиораванти был ведущим инженером своего времени (переносил с места на место колокольни и целые постройки, строил водопроводы и т. д.), он стремился создать воздушный, легкий и почти невесомый интерьер. Судя по всему, железная тесьма и ее транспортировка из Европы составляли 70% стоимости строительства собора. Возможно также, что при реставрационных и строительных работах XVII в. для прочности была добавлена ​​дополнительная железная тесьма. Тогда это было с железом из Швеции – до конца XVII века все железо ввозилось в Россию. Ситуация начала меняться только тогда, когда под Тулой были обнаружены месторождения руды, после чего был основан знаменитый завод. Интересно, что кованое железо под куполом имело антикоррозийное покрытие (красная железная охра), поэтому железные стяжки были очень прочными. Реставрационные работы стали необходимы в 17 веке, так как каркас здания постоянно двигался (земля под фундаментом была болотистой и поэтому не очень устойчивой). Купольные своды, будучи тоньше других частей собора, нуждались в ремонте. Так, их укрепили английский инженер Джон Таллер и русский каменщик Бажен Огурцов.

Интерьер Успенского собора @ Ирина Кукота

Поскольку своды в центральном нефе были немного выше, бригада реставраторов XVII века добавила усиленные арки, которые позже были расписаны 70 фигурами апостолов. Если представить внутреннее убранство собора без этих арок, то можно получить представление о том, насколько невесомым и воздушным выглядело внутреннее убранство в первое время после завершения. В 1481 году для росписи иконостаса и, возможно, алтаря был приглашен известный русский иконописец Дионисий и его команда. К 1515 году весь собор был покрыт фресками.

Ирэн Кукота: Итак, как начались реставрационные работы?

Алексей Барков:   В 2018 году своды собора остро нуждались в ремонте, и мы приступили к работам. Продолжая работу над сводами, мы подумали, а почему бы нам не провести некоторые работы и над фресками? Все пространство разделено на 6 отдельных зон, поэтому реставрационные работы также идут в 6 этапов, зона за зоной. Пока что мы находимся на этапе 2, работаем над северной стеной собора. В этом проекте задействовано более 40 специалистов-реставраторов.

Леса под кровлей собора @Музеи Московского Кремля

Ирина Кукота: Что именно произошло с куполом собора, что побудило вас начать новую серию реставрационных работ в 2018 году?

Алексей Барков: Как известно, в 1960-х годах был построен новый Государственный Кремлевский Дворец, его фундамент почти равен высоте здания. К сожалению, это серьезно повредило гидросистему Боровицкого холма и повлияло на систему циркуляции воды под фундаментом собора. Бывшая илистая почва высохла, что привело к гниению дубовых свай под фундаментами, и вместо них начали образовываться пустоты. Собор начал наклоняться в сторону нового дворца. В 19В 70-х годах его фундамент был укреплен бетоном, а верхние стены скреплены между собой. Поскольку собор был построен из пористого камня, проницаемого для воды, это вызвало новые проблемы. Пока система циркуляции воды функционировала нормально, вода не конденсировалась внутри здания. Однако после того, как она была повреждена и фундамент и купол пришлось укреплять бетоном, вся влага, которая не могла испариться или просочиться в почву, начала конденсироваться на верхней кровле, потоки воды стекали по стенам и повреждали фрески. Это представляло большую угрозу собору сверху и снизу. Мы убрали эту опасную советскую изоляцию, дали зданию снова дышать и добавили новые изоляционные материалы. С тех пор у нас больше года не было никаких утечек.

Ирэн Кукота: А что случилось с фресками?

Алексей Барков: Помимо повреждений, вызванных скоплением влаги в верхних регистрах, фрески за последние 40 лет сильно запылились и закоптились. Как видите, каменная стена неровная, и по мере старения фресок в штукатурке образуются трещины. Помимо удаления пыли и копоти, мы законсервировали фрески, укрепив гипсовый и пигментный слои.

Ирэн Кукота: Вы упомянули ранее, что редкие фрески 15 века были сняты и закрашены в 17 веке. Итак, что побудило вас надеяться вопреки всему и искать более ранние уцелевшие фрагменты?

Алексей Барков: Искать какие-то старые уцелевшие фрагменты изначально не планировалось: собор прошел несколько волн реставраций с 1624 по 1642 гг. Поскольку в 1970-х годах велись масштабные реставрационные работы, никто и подумать не мог, что что-то могло уцелеть от XVII века. Эта мысль возникла случайно: а вдруг там что-то есть? И вот как все это началось.

Как мы чистили стены Похвала Богородице придел ( Похвальский придел ) частично раскрыта фигура горничной в белом чепце. Мы также проводили некоторые работы в течение 2017 и 2018 годов. Постепенно стало ясно, что мощеные полы и перекрашенные северная и южная стены скрывают гораздо более ранние фрески Дионисия и его команды. Сама часовня была перестроена при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Великого) и превращена в ризницу через 100 лет после написания первых фресок.

Ирэн Кукота: Итак, как они выжили?

Алексей Барков: Это именно то, что еще предстоит выяснить. В 1642 году была приглашена целая бригада иконописцев, чтобы сделать кальки с фресок, задокументировать каждую фреску, укрепить старую штукатурку, подготовить новый слой штукатурки, а затем окрасить стены и воспроизвести скопированные старые фресковые композиции. Почему иконописцы не выполнили этого задания в этом приделе и в его алтаре, до сих пор остается загадкой.

Возможно, они торопились, так как художникам дали всего несколько недель, чтобы сделать копии фресок по всему собору. Во всяком случае, комплекс фресок Похвального придела был слегка подновлен, а затем закрашен. С 1670-х годов фрески оставались скрытыми и нетронутыми под мощеными полами. Части композиции, которые все еще оставались видимыми над плиточными полами, продолжали регулярно обновляться.

Ирэн Кукота: Так вот что побудило вас пойти на риск?

Алексей Барков: Да, в алтарной части Похвального придела были видны фрагменты росписи. Мы также могли видеть некоторые фрагменты надписи (видны были только кончики букв). Мы все блуждали, что это за композиция, Поклонение волхвов или Собор Богородицы ? Как только мы удалили плитку, а затем перекрасили, оказалось, что это последнее. Удивительно, что композиция вообще сохранилась, потому что в XVII веке при реставрации была сломана близлежащая арка, а фрески при этом должны были быть уничтожены, но вместо этого их законсервировали, лишь слегка закрасив. Пигменты все еще яркие и в основном неповрежденные. Постепенно мы раскрыли сцену с Поклонение пастухов — часть цикла Синаксис Богородицы .

Новооткрытое Собор Богородицы в Похвальной часовне Успенского собора @Музеи Московского Кремля

Иллюстрирует Рождество Христово стихира (праздничная песнь), поэтически воспевающая дары, которые принесла вся Вселенная новорожденный Христос: небеса представили Вифлеемскую звезду; ангелы – их пение; пастухи – удивление; пустыня – ясли; а мы (т. е. человечество) – Дева Богородица». И прекрасно видны аллегорические фигуры (вроде Пустыни) на фреске. Так что я безумно рада, что решила рискнуть и раскрыть нижнюю часть композиции со всеми этими фигурками!

Напротив Собора Богородицы мы видим еще одну фреску Рождества Иоанна Предтечи (Предтечи) с изображением святой Елизаветы, его матери и служанки с новорожденным Иоанном. Часть фрески до сих пор скрыта под мощеным полом.

Новооткрытое Собор Богородицы в Похвальной часовне Успенского собора @Музеи Московского Кремля

Итак, мы планируем по кирпичику убрать кладку, закрывающую фреску. В потолке можно увидеть композицию Похвала Богородице где Богородица занимает центральное место. Создается впечатление, что над этими фресками работали три руки, три мастера (ведь в документах упоминалось, что священник Тимофей, Ярец и Коня были другими иконописцами, работавшими вместе с Дионисием). Эти композиции впервые привлекли наше внимание в 2010-х годах. Все эти фрески датируются периодом между 1481 и 1513 – 1515 годами.

Ирэн Кукота: Вы собираетесь консервировать эти фрески и если да, то как?

Алексей Барков: Пока работаем над этим. В советское время это был наш склад (там хранились все предметы, связанные с историей собора). Изначально думали прикрыть фрески защитным стеклом, но стекло будет слишком тяжелым. Очень вероятно, что это останется открытой, но охраняемой территорией: фрески будут доступны для посетителей, но ограждены веревкой. Возможно, количество посетителей будет ограничено, так как это маленькое место, но фрески все равно будут открыты для посещения.

Ирэн Кукота: Очевидно, это будет важный шаг. Когда подобное крупное открытие было сделано в России в последние годы? Как вы видите свою собственную роль и свой личный вклад в это исследование?

Алексей Барков: Мой личный вклад — это мое безрассудство. Ну, кроме шуток, буквально несколько лет назад в Звенигороде в Успенском соборе произошло крупное открытие, где были обнаружены фрески Андрея Рублева. К сожалению, их состояние было далеко не идеальным, и они сильно потускнели, но это была значимая находка, так как фресок XV века в России осталось очень мало. Лучше всего сохранились в Ферапонтовом монастыре в Вологде. На втором месте по значимости находятся произведения искусства XV века в Успенском соборе Московского Кремля. Остальные лишь фрагментарные фрагменты, чудом сохранившиеся до наших дней.

Ирэн Кукота: Будете ли вы продолжать поиски?

Алексей Барков: Да, абсолютно. Мы планируем провести некоторые археологические исследования в районе алтаря. Возможно, найдутся еще.

Московский Кремль – культовая крепость России

Московский Кремль (известный также как Кремль), возможно, является одним из самых знаковых памятников российской столицы Москвы. Кремль представляет собой укрепленный комплекс, построенный в 14–9 вв.0167-й -й век и с тех пор служил центром власти России на протяжении большей части ее истории. Однако Кремль был не только политическим сердцем России, но и ее религиозным центром.

На территории Кремля построено множество церквей и соборов. Кроме того, Кремль также является резиденцией Патриарха (известного как Митрополит в определенные периоды истории России) Московского, духовного главы Русской Православной Церкви. Сегодня Кремль также является популярным туристическим направлением для тех, кто посещает российскую столицу.

Кремль как крепость

Первоначально слово «кремль» просто обозначало цитадель или крепость в любом русском городе. Однако сегодня Кремль ссылается именно на тот, что в Москве, который также является самым известным образцом кремля. Между прочим, этимология этого слова оспаривается, и оно может иметь татарское, греческое или русское происхождение.

Кремль расположен в самом центре Москвы. К югу от этого комплекса находится Москва-река, к востоку — собор Василия Блаженного и Красная площадь, а к западу — Александровский сад (один из первых городских общественных парков Москвы).

На протяжении веков в Кремле строились (и разрушались) различные сооружения, в том числе дворцы, церкви и различные памятники. Как цитадель, вполне естественно, что Кремль окружен крепостными стенами и оборонительными башнями.

Хотя Кремль датируется 14 веком, его история уходит корнями в прошлое Москвы. Самое раннее известное упоминание о самом городе встречается в начале года Русской летописи года. 4 апреля 1147 г. суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий устроил в Москве пир для князя Новгород-Северского, одного из своих союзников.

Позже, в 1156 году, Долгорукий, как сообщается, построил первое городское укрепленное сооружение на Боровицком холме, участке земли между Москвой-рекой и одним из ее притоков, рекой Неглинной. Это сооружение состояло из земляных валов, увенчанных деревянной стеной и блокгаузами, и является предшественником сегодняшнего Кремля.

Общий вид Боровицкого холма, на котором расположен Кремль. (А.Савин / СС BY-SA 3.0 )

Можно отметить, что укрепление Долгорукого не называлось кремлем. Вместо этого он был известен как град (что переводится как «укрепленное поселение»).

Во время нашествия на Русь монголов при хане Бату, длившемся с 1236 по 1240 год, Москва была разграблена и сожжена. В 1293 году город снова был разграблен монголами. Через три года град укрепили новой земляной стеной и дубовым частоколом.

Самый ранний случай, когда Кремль так назывался, датируется 1331 годом. Примерно в это же время были построены первые зарегистрированные каменные строения в Кремле. Это было связано с поворотным моментом в истории Москвы. В 1326 году святитель Петр стал первым митрополитом, поселившимся в Москве.

Кремль как центр Церкви

До Петра Киев был центром Русской Православной Церкви. Когда Петр вступил в должность, он перенес свою резиденцию из Киева сначала во Владимир, а затем в Россию по просьбе Ивана Калиты, великого князя Московского. Петр пророчествовал, что Москва станет центром Руси и освободит страну от монголов.

Приезд Петра в Москву превратил город в духовный центр России. Необходимо было, чтобы этот новообретенный статус был отражен и увековечен в соответствующих памятниках, то есть в церквях. Поэтому Иван начал строительство Архангельского собора, который был посвящен архистратигу Михаилу.

Здесь хоронили правителей Москвы от Ивана Калиты до Ивана V. Кроме того, по совету Петра был построен Успенский собор (известный также как Успенский собор), посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Этот собор станет главным храмом Москвы и местом коронации всех царей.

  • Иван Грозный: как он стал первым царем России?
  • Древний Аркаим: Стоунхендж России
  • Трагическая гибель Соловецкого монастыря: от религиозного ордена к трудовому лагерю

Успенский собор один из храмов Кремля. (Андрей Корчагин / CC BY-NC-SA 2.0 )

Было высказано предположение, что оба собора были построены на местах, которые уже были заняты церквями, хотя это были деревянные строения. Соборы Ивана, напротив, были построены из камня. К сожалению, оригинал 14 9Постройки 0167-го 90-168 века не сохранились до наших дней.

Укрепление Кремля и России

Между 1366 и 1368 годами дубовая стена Кремля была заменена стеной из белого известняка. Этот проект был осуществлен Дмитрием II (известным также как Дмитрий Донской), великим князем Московским, когда он готовился бросить вызов власти монголов. Помимо укрепления Кремля, Дмитрий укрепил свои позиции, покорив других русских князей.

Что касается монголов, то Дмитрий удовлетворил их, выплачивая им ежегодную дань. Однако когда монголы столкнулись с внутренними конфликтами, Дмитрий воспользовался возможностью, чтобы восстать. Он отказался продолжать платить им дань и призвал других русских князей присоединиться к нему.

В 1380 году Дмитрий победил Мамая, эффективного правителя Белой Орды (западная часть Золотой Орды), в Куликовской битве на реке Дон (отсюда фамилия Дмитрия «Донской», что означает «Донской ‘). Эта победа была недолгой, так как через два года Тохтамыш, свергнувший Мамая и воссоединивший Золотую Орду, захватил Москву и разграбил ее. Дмитрий присягнул на верность Тохтамышу, продолжал платить ежегодную дань монголам и восстановил свои позиции.

Тохтамыш перед Кремлем перед разграблением Москвы. (Shakko / Public Domain )

Воссоединение Золотой Орды Тохтамышем было кратким. К концу 14 века Золотая Орда распалась на более мелкие ханства, которые затем быстро пришли в упадок. Пока монголы страдали от раздробленности, русские объединились под властью Ивана III (известного также как Иван Великий), правнука Дмитрия II. В дополнение к титулу великого князя Московского, который он носил, Иван принял еще один, великий князь всея Руси, что свидетельствовало о его владычестве над остальной Россией.

Новый имперский статус Москвы также был объявлен путем реконструкции Кремля. Для этого Иван пригласил в Москву искусных архитекторов из Италии эпохи Возрождения, в том числе Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо.

Именно при Иване Ивановиче были построены зубчатые кирпичные стены и башни Кремля (первоначально 18, но в 17 веке их стало 20). На протяжении веков части стены разрушались, повреждались и реставрировались.

Тем не менее, некоторые из первоначальных построек 15 -го -го века сохранились до наших дней. Кстати, стены были выкрашены в красный цвет, цвет коммунизма и революции, по приказу Сталина в 1947 году.

Кремль и Красная площадь, Москва (Российская Федерация). (ЮНЕСКО/ CC BY-SA 3.0 )

Соборы Кремля

Помимо стен и башен, в Кремле Иван построил ряд зданий. К ним относятся три собора, которые стоят до сих пор – Успенский собор (перестроенный из более раннего между 1475 и 1479 годами).), Благовещенский собор (завершен в 1489 г.) и Архангельский собор (перестроен из более раннего между 1505 и 1508 гг.).

Другие сооружения, построенные в этот период, включают церковь Ризоположения, служившую домовой церковью митрополитов (а позже и патриархов) Московских до 17 го века, и Грановитую палату ( известная также как Грановитая палата), служившая тронным залом для государственных приемов. Кроме того, в это время была построена колокольня Ивана Великого.

  • Татары: Золотая Орда, люди из ада или что-то еще?
  • Наука «Ответ на русскую царскую тайну»: инсценировал ли царь смерть, чтобы стать сибирским монахом?
  • Исчезновение Янтарной комнаты дворца Шарлоттенбург

Купола колокольни Ивана Великого в Кремле. (Godot13 / CC BY-SA 3.0 )

Хотя башня была построена между 1505 и 1508 годами, своей нынешней высоты она достигла только столетие спустя. Именно Борис Годунов, первый царь, не принадлежащий к Рюриковичам, увеличил высоту башни и увенчал ее золоченым куполом. Колокольня Ивана Великого высотой 265,7 футов (81 метр) была самым высоким зданием в Московской Руси.

Другие дополнения, улучшающие Кремль

Когда реконструкция Кремля была завершена, были предприняты усилия по отделению цитадели от остальной части города. Например, в непосредственной близости от Кремля нельзя было строить никаких сооружений. Кроме того, вокруг цитадели был вырыт ров шириной 98,5 футов (30 метров), чтобы отделить ее от соседнего Китай-города (известного также как Великий Посад), обнесенного стеной торгового города.

Вид на часть рва вокруг Кремля. (Ludvig14 / CC BY-SA 3.0 )

Новые постройки, однако, были добавлены в стенах Кремля сменяющими друг друга московскими правителями. Например, в 17 веке, после прихода к власти Романовых, были построены Гербовые ворота, Теремной дворец, Увеселительный дворец. Первого уже нет, второй служил царской резиденцией, а третий был построен для Ильи Милославского, тестя Алексея, второго царя из династии Романовых.

Одним из сыновей Алексея был Петр, известный также как Петр Великий, который стал единоличным правителем России в 1696 году. порт на Балтийском море, что позволяло России вести торговлю с Западом.

Так, в 1703 году, во время Северной войны, был основан город Санкт-Петербург. Первоначально город существовал только как крепость (Петропавловская крепость) на болотах острова (Заячий остров) у устья Невы. Однако к 1713 г. петровский двор переехал в Петербург.

В последующие два столетия Санкт-Петербург был столицей России (хотя он ненадолго вернулся в Москву во время правления Петра II, внука Петра Великого). Москва восстановила свой статус столицы России только в 1917 году, когда большевики захватили власть.

Вследствие утраты Москвой статуса российской столицы Кремль пришел в запустение. Тем не менее, он по-прежнему сохранял свое символическое значение, поскольку здесь продолжали короновать императоров России. Кроме того, в Кремле время от времени велись строительные работы.

Во времена правления https://www.ancient-origins.net/history-famous-people/catherine-great-0013634Екатерины Великой, например, был построен Кремлевский Сенат. В качестве другого примера можно привести Большой Кремлевский дворец, построенный в 19 веке, во времена правления Николая I. В то время, когда пристраивались новые здания, в этот период сносились и старые.

Кремль Сенат. (Kremlin.ru / CC BY-SA 3.0 )

Большой Кремлевский дворец, например, когда-то был Зимним дворцом, зданием в стиле барокко, построенным в 1750-е годы по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, итальянский архитектор. Дворец и близлежащая церковь Иоанна Предтечи были снесены для строительства Большого Кремлевского дворца.

Когда французы были вынуждены отступить от Москвы, Наполеон приказал взорвать весь Кремль. В то время как ряд зданий был разрушен или поврежден, Кремль был спасен от полного разрушения, так как некоторые предохранители были повреждены дождем.

После русской революции 1917 года монархия была упразднена. Российской империи пришел конец, и на смену ей пришла Советская Россия. В 1918 году советское правительство перенесло столицу из Санкт-Петербурга (переименованного в Петроград) обратно в Москву, тем самым дав Кремлю новую жизнь.

Советский лидер Ленин выбрал кремлевский Сенат своей резиденцией, а его комната сохранилась как музей. У его преемника Сталина тоже были свои личные комнаты в Кремле. К этому времени из Кремля убрали символы старого царского режима и заменили их советскими.

Например, российские имперские орлы на башнях заменены на советские звезды. Кремль стал синонимом правительства Советского Союза и оставался таковым до его распада в 1991.

Как и их предшественники, Советы добавили к Кремлю ряд зданий, хотя и гораздо меньше, чем они. К ним относятся Школа красных командиров (известная также как Президиум Кремля) и Дворец съездов.

Кремль пережил и Российскую империю, и Советский Союз, поскольку он продолжает служить резиденцией правительства Российского государства. Помимо того, что Кремль является административным центром России, он также превратился в туристический центр. Некоторые здания Кремля превращены в музеи.

Оружейная палата Кремля, например, когда-то была королевским арсеналом. Сегодня в нем находится большая коллекция артефактов из России и из-за рубежа, в том числе Императорская корона России, трон Ивана Грозного из слоновой кости, а также оружие и доспехи из Персии.

Оружейная палата Кремля. (Kremlin.ru/ CC BY-SA 4.0 )

Кроме того, в кремлевских соборах вновь проходят богослужения. Наконец, Кремль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990.

Верхнее изображение: Вид на Кремль вдалеке. Источник: парсаданов / Adobe Stock.

Ву Минжэнь

Литература

Янош С. 2001. Святитель Петр, митрополит Московский . [Онлайн] Режим доступа: https://www.holytrinityorthodox.com/calendar/los/December/21-02.htm

Москва.Инфо. 2019. Дворцы и Здания Кремля . [Онлайн] Режим доступа: http://www.moscow.info/kremlin/palaces/

Сотрудники National Geographic. 2018. Откройте для себя красочные соборы и поразительные дворцы Москвы . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.nationalgeographic.com/travel/world-heritage/kremlin-red-square/

Энциклопедия Нового Света. 2018. Кремль, Москва . [Онлайн] Режим доступа: https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Kremlin,_Moscow

Энциклопедия «Новый Свет». 2016. Монгольское нашествие на Русь . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Mongol_invasion_of_Rus%2

Россия За гранью. 2017. Все, что вы хотели знать о Московском Кремле . [Онлайн] Режим доступа: https://www.rbth.com/history/326582-everything-about-moscow-kremlin

russiapedia.rt.com. 2020. Выдающиеся россияне: Юрий Долгорукий . [Онлайн] Режим доступа: https://russiapedia.rt.com/prominent-russians/history-and-mythology/yury-dolgoruky/

Редакция Британской энциклопедии. 2019. Дмитрий (II) Донской . [Онлайн] Доступно по ссылке: https://www.britannica.com/biography/Dmitry-II-Donskoy

Редакция Британской энциклопедии.