Содержание
Успенский собор Московского Кремля — кто строил, фото, расписание, билеты
Главная / Москва / Соборы Московского Кремля / Успенский собор Московского Кремля
До революции 1917 г. величественный Успенский собор Московского Кремля имел статус кафедрального — был главным православным храмом Российской империи. Здесь венчали и короновали русских государей, крестили их детей и хоронили митрополитов и патриархов.
Традиция строительства Успенских храмов зародилась ещё во времена Киевской Руси. После Киева Успенские церкви были построены во Владимире, Смоленске, Ростове и других крупных городах. Лишь Москва не имела своего Успенского собора. До времени правления Ивана Калиты главным храмом города был деревянный Дмитровский собор, посвящённый Дмитрию Солунскому.
После того, как из Владимира в Москву была перенесена кафедра мирополита, возникла потребность в кафедральном соборе — новый московский храм был заложен в 1326 г. В качестве образца зодчие взяли Георгиевский собор старинного города Юрьев-Польского. Через год собор был освящён.
Храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, стал первой каменной церковью Москвы. Собор имел одну главу, три алтарных апсиды и занимал центральную часть кремлёвского укрепления. Небольшую церковь впоследствии несколько раз реконструировали, добавив к ней несколько приделов.
До конца XIV в. главной святыней храма была Петровская икона Божией Матери, хранящаяся сегодня в собрании Третьяковской галереи. Потом в собор перенесли Владимирскую икону Богоматери, которая, по преданию, спасла жителей города от набега войск Тамерлана.
Строительство нового собора
В XV в. великий князь Иоанн III Васильевич принял решение возвести в московском Кремле новый Успенский собор. Вначале за работу взялись мастера из Пскова — Кривцов и Мышкин. Чтобы не прерывать церковные службы, возле строящегося храма была построена деревянная церковь, в которой Иоанн III обвенчался с приехавшей из Италии Софьей Палеолог.
После землятресения 1474 г. уже достроенный каменный храм разрушился до основания, и это событие очень огорчило великого князя. Софья посоветовала супругу поискать мастеров в Италии, поскольку итальянские зодчие ценились по всей Европе. Посол Иоанна III отправился в путь и нашёл опытного мастера — фортификационного инженера Аристотеля Фиораванти. В 1475 г. 65-летний зодчий вместе со слугой и сыном приехал в Россию и его работа в Кремле началась с разбора завалов, оставшихся от разрушенного землетрясением недостроенного храма. Известняк для нового собора начали привозить из Мячиковского карьера, а для изготовления кирпичей на берегу реки Москвы, подле старинного Андроникова монастыря, архитектор построил специальный завод. В качестве архитектурного образца Фиораванти использовал более древний Успенский собор, который с XII в. стоял в городе Владимир.
Под руководством итальянского зодчего под будущее здание вырыли фундамент глубиной 4,5 м и забили в землю крепкие сваи из дубовых брёвен. В этом же году начали строить каменные стены и столбы, которые по проекту должны были принять на себя всю тяжесть массивных барабанов.
Спустя два года новый храм был практически готов, но ещё два года ушло на отделочные работы. Основные росписи изографы закончили ещё при жизни зодчего, а к 1515 г. всё внутреннее пространство собора покрывали удивительные по красоте живописные фрески. Некоторые из росписей выполнил знаменитый московский иконописец Дионисий.
История Успенского собора в XVI-XX вв.
Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII в. настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.
С 1547 г. стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.
Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.
В начале весны 1918 г. новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 г., после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е гг.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.
Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.
Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.
Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.
Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI в. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.
Усыпальница
Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.
До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV в., находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 г., располагается справа от алтаря.
В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).
Как побывать в соборе
Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».
Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.
Успенский собор на схеме Московского Кремля
Успенский собор Кремля • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсИстория московской архитектуры. От Василия Темного до наших днейАудиолекцииМатериалы
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
Автор Сергей Кавтарадзе
В 1479 году москвичи и гости столицы, которые тогда уже появлялись в Москве, могли полюбоваться вновь построенным грандиозным зданием. Однако этому предшествовали довольно важные политические события и религиозные изменения. В 1439 году на знаменитом Флорентийском соборе было принято решение об унии Флорентийская уния — соглашение между представителями католической и православной церквей, которое было заключено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1445 годов: верховенство папы должно было признаваться над всеми христианами в обмен на помощь в отражении османской агрессии против Византии. , которое, как надеялись византийцы, позволит им защитить Восточную Римскую империю, Византию, от нашествия турок.
Но этого не случилось. И уния, то есть идея воссоединения восточнохристианских церквей и западной Католической церкви, Латинской церкви, как тогда ее называли, не была принята во многих государствах, в том числе на Руси. Это событие в значительной мере дискредитировало в глазах русских людей и Константинопольскую церковь, и ее патриарха. Оказалось, что старое греческое благочестие сохраняется именно на Руси. Раньше такой идеи не было: все больше и больше русские люди чувствовали себя буквально единственными наследниками и хранителями правильного христианства.
Приезд Софьи Палеолог в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI векWikimedia Commons
В 1472 году происходит еще одно важное событие: в Москву снаряжается экспедиция с византийской принцессой Зоей, или Софией Палеолог. Она не прямая, но все-таки наследница дома византийских императоров. То есть фактически папа римский и люди западного мира вообще сосватали за великого князя Ивана III византийскую принцессу. Она и прибывает сюда через Европу — через север, а потом Балтийским морем. Вместе с ней на Русь прибывает свита. В значительной мере это византийцы, жители Константинополя, эмигранты, которые сначала оказываются в Риме, а потом в составе свиты появляются в Москве.
Курс «Византия для начинающих»
История, искусство, музыка, суеверия, войны и интриги Византийской империи, а также лекции Сергея Иванова о литературе Византии
К этому моменту встает вопрос о том, что в Московском Кремле надо построить новое главное здание. Главное здание было — каменный Успенский собор, построенный при Иване Калите практически по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но оно оказалось слишком маленьким. Если поехать сейчас в Юрьев-Польский и посмотреть на Георгиевский собор, можно представить, каким был Успенский.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском© Алексей Бушкин / РИА «Новости»
Начинают строить большой храм, возводят своды, уже есть стены и практически есть перекрытия. В какой-то момент происходит катастрофа — собор рушится. Есть подозрение, что в Москве могло произойти землетрясение. Было оно или нет, мы не знаем, но собор рухнул. Получалось, что еще на несколько лет Москва остается без главного храма.
Иван III предпринял довольно энергичные меры. Прежде всего он вызвал экспертов — артель псковских мастеров. На самом деле это довольно загадочная история, потому что в самом Пскове из камня и кирпича не строят, а собор был кирпичный. Уже значительно позже летописец как бы проговаривается, что это были не просто псковские мастера, а «навыкшие от немец каменосечной хитрости» Никоновская летопись XVI века. — не гастарбайтеры, но универсальная артель, которая в том числе работала на Западе и, видимо, работала с кирпичом, поэтому их и позвали. Они пришли, посмотрели, похвалили кладку и не стали ругать своих предшественников, только сказали, что известь «не клеевито» ПСРЛ. Т. 20, ч. 1. 1910., поэтому здание и разрушилось. Но когда их попросили возвести собор, они отказались.
И Иван III отправляет в Италию посла Семена Толбузина, одним из поручений которого было найти хорошего мастера — архитектора, даже больше инженера, потому что Иван III еще надеялся восстановить собор, который был. К этому моменту по всей Италии гремит слава не столько архитектора, сколько инженера Аристотеля Фиораванти, который был большим мастером, например, поднимать и передвигать с места на место башни, колонны, обелиски и другие огромные сооружения. Он умел делать и многие другие вещи: отливать пушки, чеканить монету.
Кстати, это и подвело его потом в родной Болонье, потому что его обвинили в фальшивомонетничестве, и, может быть, отчасти благодаря этому он приехал на Русь — видимо, ему хотелось уехать подальше от этих обвинений. Надо сказать, что знаменитый теоретик архитектуры Антонио Филарете, собирая как бы гипотетическую универсальную сборную мастеров, которые могли бы построить памятник для герцогов Сфорца, объединил его в одну команду с Донателло, то есть с совершенно гениальным скульптором.
Мастер Аристотель очень заинтересовался посулами Толбузина. Он пригласил его к себе домой и там поразил его фокусами — например, показывал кувшин В Львовской летописи — «судно яко умывальница»., из которого будто бы по желанию лилось либо вино, либо мед, либо вода. Потом произошел забавный случай. То ли Толбузин не понял Фиораванти, то ли что-то потом не понял летописец, но, согласно летописи Львовская летопись // ПСРЛ. Т. 20. 1910., Толбузин решил, что это Фиораванти построил собор Сан-Марко, отчасти созданный в византийском стиле, хотя трудно предположить, что Фиораванти на самом деле обманул посла в этом вопросе. Скорее всего, архитектор просто захотел показать, что ему нужно будет построить и как выглядит восточнохристианская архитектура.
Весной 1475 года Толбузин с Фиораванти прибывают в Москву. Фиораванти тоже смотрит на то, что осталось от собора, тоже ругает эту «неклеевитую» известь — и отказывается достраивать собор, который есть: проще строить заново. Первое упоминание про его работу в летописи говорит о том, что он почти сразу же приступает к разборке остатков предыдущего собора, потом роет под фундаменты огромные рвы — это тоже производит на москвичей впечатление, потому что они оказались гораздо глубже, чем было принято на Руси. Мало того, в дно фундаментных рвов он вбивает дубовые сваи, делает фундамент и налаживает производство очень крепкого брускового кирпича, который хорошо отожжен. Из него и будет сложен Успенский собор.
Успенский собор во ВладимиреGhirlandajo / Wikimedia Commons
Кроме того, летопись рассказывает нам, что Фиораванти отправляют как бы в командировку во Владимир посмотреть на Успенский собор, большой пятиглавый храм, который служил образцом. Летопись доносит до нас его слова о том, что, мол, наших мастеров работа В Львовской летописи значится: «Некых наших мастеров дело».. Видимо, это действительно так. При Андрее Боголюбском во Владимире храм Покрова на Нерли и внутреннюю часть Успенского собора, ту, что была до пожара Пожар случился в 1185 году. При Всеволоде Большое Гнездо (1154–1212) храм обстроили уже русские мастера., строили видимо, ломбардцы, которых, как считал историк Василий Татищев, Фридрих I Барбаросса Фридрих I Барбаросса (1122–1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. прислал еще Андрею Боголюбскому. Фиораванти посмотрел на них, понял, как ему надо строить, и возвел собор, который мы видим сейчас. Хотя надо сказать, что эта белокаменная облицовка все-таки много раз перекладывалась, не стоит думать, что он сохранился в изначальном состоянии, но сходство близкое. И собор совершенно соответствует духу греческого благочестия.
Успенский собор Московского Кремля© Николай Галкин / ТАСС
Тем не менее он приносит много нового. Прежде всего это художественное решение: тело собора цельное. Он почти не разбит, у него есть аркатурно-колончатый пояс — эти лопатки как бы расчленяют фасад собора — и все, это монументальное здание. Сверху — пять глав тоже почти одинакового диаметра. Следует обратить внимание, что и окна узкие, как будто бойницы, и деталировка очень простая. В этом есть практический смысл, но есть смысл и чисто художественный и композиционный. Вместо трех обычных апсид — полукружий в восточной части, где помещается алтарь, — он строит пять. И, более того, их прячет: он делает стеночку, которая, если смотреть со стороны главной, южной стены, которая выходит на площадь, их закрывает, для того чтобы объем казался как можно более целостным, как бы компактным, собранным.
Успенский собор Московского Кремля© Валерий Шарифулин / ТАСС
Еще больше новшеств внутри. Наверное, самое главное — это круглые колонны. На Руси о них знали, но применяли мало. Он и использовал именно круглые колонны, а не пилон, то есть крещатую, или крестообразную, опору. Круглые колонны дали совершенно особенный эффект, который отметили и летописцы. Дело в том, что когда вы делите пространство, то есть располагаете внутри храма пилоны, то получается что-то вроде пространства для игры в крестики-нолики. Можно спокойно ходить по всему залу или храму, но в голове пространство разделяется на фрагменты, потому что выступающие части этих опор и отвечающие им выступы на стенах его делят. Если вы используете простой прием с круглыми колоннами, это разделение пропадает, зал становится единым целым. Почему и говорят «зальное пространство». Кроме того, если еще и перекрытия, проще говоря потолки, находятся на одинаковой высоте и к тому же они высокие, то это ощущение единого пространства становится еще более явным, и это прекрасно видно даже непрофессионалам.
Успенский собор Московского кремля стал своего рода эталоном. Надо сказать, что от этого эталона отступали: в следующей лекции мы увидим попытку сделать одним из главных храмов Московского царства, которым оно стало к тому времени, храм шатровый. Тем не менее, когда надо было обозначить державность, верность традициям, возвращались как раз к формам Успенского храма. И если мы посмотрим на некоторые особенно большие храмы, которые возводятся уже в наше время, то они будут в достаточной мере похожи как раз на Успенский собор Московского Кремля.
Кремль как новый центр государства
Как русские и итальянские зодчие построили символ Московского царства
Московское царство: собирание земель и формирование самодержавия
Как московский князь стал царем всея Руси
Расшифровка
ГусьгусьКандидат игрушечных наук
Из чего делали блестки в Древнем Египте, почему глиттер — это химический бутерброд и как он помогает детективам расследовать преступления? В новом эпизоде детского подкаста продолжаем рассказывать о химии и популярных игрушках
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
10 минут
1/12
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века
Читает Сергей Кавтарадзе
Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века
12 минут
2/12
Успенский собор Кремля
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
Читает Сергей Кавтарадзе
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
13 минут
3/12
Храм Покрова, что на Рву
Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона
Читает Сергей Кавтарадзе
Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона
13 минут
4/12
Церковь Троицы в Никитниках
Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье
Читает Алла Аронова
Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье
14 минут
5/12
Лефортовский дворец
Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты
Читает Алла Аронова
Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты
22 минуты
6/12
Сенатский дворец
В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену
Читает Алла Аронова
В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену
16 минут
7/12
Храм Христа Спасителя
История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом
Читает Алла Аронова
История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом
10 минут
8/12
Особняк Рябушинского
Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры
Читает Айрат Багаутдинов
Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры
14 минут
9/12
Дом Наркомфина
История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях
Читает Айрат Багаутдинов
История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях
16 минут
10/12
Главное здание МГУ
Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню
Читает Айрат Багаутдинов
Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню
14 минут
11/12
Дворец пионеров на Воробьевых горах
Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма
Читает Айрат Багаутдинов
Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма
19 минут
12/12
Дом «Патриарх»
За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня
Читает Айрат Багаутдинов
За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня
Материалы
Архитектура Москвы в деталях
Барабаны, кокошники, пилястры и другие характерные черты 12 зданий — героев лекций курса
Из каких городов выросла Москва
Рим, Нью-Йорк, Пекин и другие города, проявившие себя в московской архитектуре
Квартирный вопрос в Москве до революции
Барские квартиры, дачи в Кунцеве и 3 комн. для одинок. в тих. интелл. нем. сем.
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Успенский собор был возведен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти взамен двух прежних церквей.
Все этапы строительства главного храма государства целиком отражены в летописях. Итальянскому архитектору было предложено взять за образец Успенский собор Владимира — пятиглавый крестово-купольный храм XII века. Аристотель Фиораванти воспроизвел в своем творчестве наиболее значимые черты знаменитого собора, но творчески соединил их с ренессансной концепцией архитектурного пространства.
Московский Успенский собор представляет собой большое сооружение, поддерживаемое шестью колоннами, имеющее пять апсид и пять куполов. Он стоит на высоком большом цоколе, большая часть которого сейчас скрыта под насыпью Соборной площади. Здание завершают арочные и крестовые своды, опирающиеся в один уровень на колонны и внутренние лесенки (архитектурный орнамент: узкий, барельефный, вертикальный столб в стене). Собор сложен из тесаных блоков белого камня с кирпичной закладкой. Своды, барабаны, колонны и алтарная ширма выполнены из кирпича.
План собора представляет собой двенадцать равных квадратов, по четыре в каждом нефе. Равномерное расположение столбов, разделяющих пространство на равные сектора, является едва ли не главной его характеристикой. Отсутствие хора и выравнивание центрального подкупольного пространства усиливают впечатление обширного зала внутреннего пространства. Диаметр центрального барабана на три метра больше остальных. Его тонкие, двухкирпичные стены поставлены по внешнему периметру колоннами. Все вертикальные участки фасада равны по ширине; главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, состоит из четырех одинаковых частей, завершенных полукруглыми кокошниками одинаковой высоты.
Использование пяти низких и плоских апсид в трехнефном плане также было нововведением в конструкции Успенского собора. Поэтому алтарная часть немного приоткрывается снаружи, а со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом. Здание не имеет венчающего карниза, а фасады разделены аркатурным поясом.
Прямого повторения каких-либо деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения, в Успенском соборе нет. Фиораванти создал произведение, близкое его духу по композиционной ясности, строгости и лаконичности архитектурных форм. В то же время традиционные черты древнерусского церковного зодчества получили дальнейшее развитие в новых исторических условиях.
На протяжении четырех столетий собор был главным храмом России: здесь восседали великие князья, им присягали удельные князья, короновались цари и короновались императоры. В Успенском соборе возводились на престол архиереи, митрополиты и патриархи, провозглашались государственные акты, служились молебны перед военными походами и по случаю побед.
Сегодня собор, в котором находятся усыпальницы русских церковных предстоятелей, старинные росписи и уникальная коллекция икон, является одним из самых посещаемых музеев Московского Кремля. Богослужения в соборе возобновились с 1990.
Еще в 1327 году, при Иване Калите и митрополите Петре, на месте Успенского собора была построена первая белокаменная церковь Успения Божией Матери. По мнению исследователей, это был одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами, тремя притворами и тремя нефами. Придел Дмитрия Солунского, вероятно, первоначально располагался у южной алтарной стены. Второй придел, носящий название «Поклонения узам апостола Петра», построен в 1329 г.. Третий был основан митрополитом Ионой в 1459 году и посвящен празднику «Похвалы Пресвятой Богородице» в благодарность за защиту России от нашествия татарского хана Саид-Ахмада. Собор простоял почти сто сорок пять лет и был неразрывно связан с жизнью Москвы.
К концу XV века ветхий и тесный собор уже не отвечал возросшему значению Москвы — столицы государства. Со строительством нового Успенского собора в 1472 г. началась коренная реконструкция Кремля. Руководили проектом московские строители Кривцов и Мышкин. К маю 1474 года здание по образцу Успенского собора во Владимире было поднято на своды, но внезапно рухнуло. Это произошло из-за землетрясения, плохого качества раствора и просчётов при возведении стен и сводов.
После этого великий князь Московский Иван III решил пригласить известных на всю Европу итальянских зодчих для осуществления своего грандиозного плана по перестройке Московского Кремля. 26 марта 1475 года Аристотель Фиораванти прибыл в Москву и возглавил возведение главного собора Российского государства.
Аристотель Фиораванти впервые разобрал собор 1472-1474 гг. Для сноса стен были изготовлены специальные машины для сноса стен. Для облегчения демонтажа остатки стен обложили дровами и подожгли. Обожженный известняк потерял свою прочность и начал крошиться. Скорость расчистки ошеломила москвичей: «Три года строили, а за неделю и меньше разрушили». Внимательный автор летописи также отметил, что Аристотель велел рыть более глубокие рвы для фундаментов и вбивать в них дубовые шпалы, засыпать их камнем и засыпать известью. Такой фундамент был бы надежным основанием для грандиозного храма.
Уже в первое лето Фиораванти вынул новое строение из земли и заложил четыре круглые колонны внутри храма и две квадратные в алтаре. В сентябре Аристотеля отправили во Владимир для изучения модели — Успенского собора XII века. Вероятно, он увидел что-то знакомое — ведь у истоков зодчества Владимирской земли стояли романские мастера, чьи артели строили и на Западе, и в России.
Внимательно следя за строительством новой церкви, летопись отмечает густую известь, смешанную технику строительства, то, что своды церкви были выложены в один кирпич, а вместо дубовых балок — железные переплеты. Летописец не упустил из виду, что иноземный зодчий все делал «по правилу», т. е. проверял правильность частей здания циркулем и линейкой. Работа была завершена в 1479 г. , и новый храм был торжественно освящен.
Подробнее об Успенском соборе >>
Успенский собор, Москва
Какова история Успенского собора и что там можно увидеть?
- Успенский собор был возведен в конце XV века и следующие четыреста лет функционировал как религиозный центр России, где проводились мероприятия общегосударственного значения
- Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России. Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а на стенах установлены гробницы патриархов и митрополитов
Средневековая и Императорская Россия
Первый каменный собор был заложен на этом месте в 1326 году московским митрополитом Петром и великим князем Иваном I. В конце XIV века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля приказал возводится новый Успенский собор (Успенский собор). Он был возведен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами с использованием новейших технологий, обеспечивающих большие размеры и устойчивость собора.
Следующие четыре века Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили события общегосударственного значения, такие как коронации русских князей и царей, инаугурации митрополитов и патриархов, службы по освящению предстоящих военных походов и военных побед, оглашение важных государственных актов. В 14-17 веках в Успенском соборе хоронили глав Русской православной церкви. Хотя большинство царских венчаний проходило в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе
Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше для рукоположения митрополитам приходилось ездить в Константинополь, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.
Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и наполеоновской армией в 1612 и 1812 годах и неоднократно страдал от пожаров на протяжении столетий.
Советская Россия и не только
После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнюю пасхальную службу в 1918 году, и службы не возобновлялись до 1990 года. Благодаря реставрационным работам, проведенным в советский период, великолепное внутреннее убранство собора прекрасно сохранилось.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия — в России более 30 церквей с таким названием!
Что можно увидеть в Успенском соборе?
Фото с сайта https://assumption-cathedral.kreml.ru/
Величественный Успенский собор создан по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и его конструкция объединяет древнерусские религиозные архитектура с элементами ренессанса. Хотя Успенский собор не так богато украшен, как другие соборы Кремля, тем не менее, это завораживающее зрелище. Пять позолоченных куполов венчают его крышу, изображая Иисуса и четырех евангелистов и отражая серебряные купола церкви Двенадцати апостолов, которая стоит рядом.
Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора установлен самый большой звон в Москве! Большой Успенский колокол (Большой Успенский колокол) весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой в мире Царь-колокол.
В связи с тем значением, которое Успенский собор имел в Российском государстве, особое внимание уделялось убранству его внутреннего убранства, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства международной художественной ценности, а в соборе также находится старейшая сохранившаяся фреска Кремля. Росписи куполов изображают образы Бога, колонны украшены изображениями христианских мучеников, а разные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских Соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история. Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и богато украшенными люстрами.