Успенский собор кемь: Успенский собор в городе Кеми » Объекты историко-культурного наследия Карелии

Содержание

Успенский собор в городе Кеми » Объекты историко-культурного наследия Карелии

185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Свердлова, д.8

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: [email protected]

Главная

/ Направления деятельности

/ Популяризация

/ Статьи об объектах культурного наследия

/ Кемский район

/ Успенский собор в городе Кеми

Успенский собор в городе Кеми является выдающимся памятником русской народной архитектуры. Расположен он в центральной части города, на высоком берегу Леп-острова, омываемого двумя рукавами реки Кемь, примерно в 10 км от ее впадения в Белое море. В качестве архитектурной доминанты собор сохраняет свою градостроительную роль, активно формируя «морской фасад» города.

История собора уходит своими корнями в далекое прошлое. Предшественник ныне существующего, тоже Успенского собора с двумя приделами – Предтеченским и Зосимо-Савватиевским, построенный в середине XVII века на средства Соловецкого монастыря, сгорел вместе с частью Кемского городка в 1710 году. В 1711 году было получено разрешение на строительство на том же месте нового собора с двумя приделами. В 1714 году был освящен Зосимо-Савватиевский придел, а полностью отстроен собор был в 1717 году.

Собор деревянный, холодный. Состоит из главного Успенского храма, Зосимо-Савватиевского и Никольского приделов, трапезной, сеней и крыльца. Композиционно-пространственная структура включает три высоких храмовых объема «восьмерик на четверике» с шатровым завершением, примыкающих с севера, востока и юга к квадратной в плане трапезной под двускатной кровлей. С запада к трапезной пристроены сени и крыльцо с разновысокими двускатными крышами. Приделы имеют пятистенные алтари с «бочечным» завершением. К Зосимо-Савватиевскому приделу с запада примыкает небольшой, прямоугольный в плане объем сеней с самостоятельным входом, покрытый на один скат. Создание трехчастной композиции собора с ритмично нарастающими объемами было обусловлено, вероятно, градостроительной ситуацией, сложившейся здесь к моменту его строительства. Низкая трапезная соответствовала малоэтажным жилым домам, башни приделов поддерживали уровень существовавших здесь соседних церквей, а мощная вертикаль Успенского храма доминировала в окружающем пространстве. Сейчас уже нет Троицкой кладбищенской церкви (1696 г.), церкви Иоанна Предтечи (1682 г.) и соборной

колокольни, но высота жилой застройки осталась, по-видимому, такой же, как и более двухсот лет назад: те же одно-двухэтажные домики, поднимающиеся по пологому берегу острова. И в наше время эмоциональное воздействие собора велико. Он словно вырастает из городской застройки и, не подавляя ее, является логическим завершением городского ансамбля.

Стены собора, за исключением обоих сеней, сложены из круглого леса «в обло», не обшиты. Алтари Успенского храма и Зосимо-Савватиевского приделов рублены «в лапу», сени – каркасные с тесовой забиркой. Двускатные кровли трапезной, сеней и крыльца самцово-слеговой конструкции с «красным» тесом. Декор фасадов предельно сдержан и подчеркивает конструктивные элементы: под полицами шатров и алтарей проходят подзоры из досок с «городковой» порезкой, торцы слег алтарных бочек закрывают двухъярусные причелины с порезкой в виде «гуська» и «городком», аналогичные конструкцию и рисунок имеют причелины трапезной и сеней. Внутри трапезной расположены два мощных резных столба, поддерживающих массивную балку-матицу, состоящую из двух сплоченных по вертикали бревен. По периметру стен трапезной установлены широкие лавки с ножками из досок с контурной порезкой.

Иконы Успенского собора можно отнести к плеяде лучших произведений древнерусского искусства. Большинство из них датируются XVII веком. В 1975 году основная часть икон была вывезена в Петрозаводск для реставрации и находится в фондохранилище Музея изобразительных искусств, часть икон и утвари хранится в помещении Благовещенского собора в г.Кеми. В Зосимо-Савватиевском приделе организовано временное убранство для ведения церковных служб: выполнена обшивка стен изнутри строганной доской, установлен иконостас и другое необходимое для церковных церемоний оборудование. Придел, которому летом этого года исполняется 300 лет со дня освящения, сейчас постоянно используется для проведения церковных служб.

Большие ремонтные работы на Успенском соборе проводились дважды. В 1876 году он из-за ветхости был закрыт. Ремонт проводился с 1885 по 1889 годы. Было заменено большое количество бревен в стенах Успенской церкви, приделов и трапезной, перекрыты кровли и частично главки, поставлены сжимы на аварийных участках. В соответствии со строительными правилами того времени собор снаружи был обшит тесом. В 1960-е годы XX в. под руководством выдающегося ученого и реставратора объектов русского деревянного зодчества А.В.Ополовникова была проведена реставрация собора: выполнен ремонт кровель, заполнение круглых проемов в восьмерике, частичное укрепление стен, восстановление первоначального крыльца, с наружных стен была снята тесовая обшивка. В 1975-1980 гг. на соборе проводились консервационные работы.

В настоящее время общее состояние Успенского собора крайне неудовлетворительное, близкое к аварийному. Утрачена прочность ряда несущих конструкций, наблюдаются значительные деформации как основных объемов памятника, так и отдельных участков стен и угловых соединений. На памятнике необходимо проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ методом полной переборки срубов. Первым этапом работ является разработка проектной документации, которая начнется уже в этом году. Работы будут проводиться на основе многолетних исследований памятника, выполненных карельскими и московскими архитекторами. Финансирование проектных работ будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». Начало масштабных реставрационных работ, направленных на восстановление этого уникального объекта культурного наследия с 300-летней историей, будет хорошим подарком прихожанам храма, жителям и гостям города Кеми и всей республики.

Версия для печати


Вид на Леп-остров

Успенский собор

Зосимо-Савватиевский придел



Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кеми

Успенский собор в Кеми. Источник фото: sobory.ru Автор — JohnIngham [1]

Собор Успения Пресвятой Богородицы – православный храм в городе Кемь. Церковь, построенная более 300 лет назад, – образец северного деревянного зодчества. Сейчас этот действующий храм, памятник архитектуры федерального значения, является настоящим украшением Кеми и всего Севера России.

Дата создания: 1714 год
Сфера (музыка, литература, театр и т.д.): архитектура
Материал: дерево

Содержание

  • 1. Особенности храма
  • 2. История собора

Особенности храма

Редактировать

Храм стоит в центре города, на берегу Лепострова, в 10 км от впадения р. Кемь в Белое море. До 1710 г. на этом месте находилась одноименная церковь, уничтоженная пожаром.

Собор – это храмовая композиция, состоящая из трех церквей. Тип храма – обычный для северной архитектуры восьмерик на четверике.

Три церкви объединяет квадратная трапезная высотой 4 м. Ее вход оформлен красивым крыльцом с крытой галереей. Помещение имеет строгий интерьер: простые струганые стены, скамьи без каких-либо украшений, два резных столба. В двух углах комнаты было две печи, которые не сохранились.

Центральный храм Успения Пресвятой Богородицы примыкает к трапезной с восточной стороны. Имея более чем 35-метровую высоту, эта часть комплекса является самой высокой.

Боковые приделы высотой 23,5 м также соединяются с трапезной. Придел Святых Зосимы и Савватия, оборудованный отдельным входом, находится с северной стороны. С юга расположен придел Николая Чудотворца.

Головки собора и приделов возвышаются над островом и рекой компактной, но внушительной группой.

Архитектурная композиция храмового комплекса воплощает стремление ввысь.Линия выстраивается от низкого крыльца через узкие сени и более просторную трапезную, приделы к маковке Успенского храма. В интерьере эта идея поддержана резким переходом от низкой трапезной к внушительному главному собору. Собор в Кеми от многих северных церквей отличает большой перепад высот этих помещений, составляющий десятки метров. Ощущение движения вверх усиливает пятиярусный иконостас, освещаемый двумя рядами окон.

Иконы Успенского собора, большинство из которых датированы XVII веком, относятся к выдающимся произведениям русского искусства. С 1975 г. основная их часть находится в фондах петрозаводского Музея изобразительных искусств.

Фото: пресс-служба северо-западной дирекции по строительству, реставрации и реконструкции Министерства культуры РФ4

История собора

Редактировать

Храм основан в 1711 году в честь победы в Северной войне. Освящение произошло, по данным одних исследователей, летом 1714 г. года, по мнению других – тремя годами позже.

Возведенный в центре города храмовый комплекс сразу стал его смысловой и архитектурной доминантой. Проводились церковные службы, а трапезная часть становилась местом проведения городских собраний для обсуждения насущных «мирских» вопросов.

В XIX веке ремонт собора стал причиной серьезных изменений во внешнем облике и интерьере храма. Была снесена стоявшая рядом с собором шатровая колокольня. На зданиях комплекса появилась дощатая обшивка. Были утрачены кокошники четверика, Никольский придел лишился отдельного входа, был снят старинные декоративные элементы крыши, увеличены оконные проемы, а также уровень потолка главного четверика, под ним сделано три окна круглой формы.

В 1936 г. по распоряжению властей службы в соборе были прекращены, но здание решили не уничтожать. В 60-х и 70-х гг. прошлого века проводилась его частичная реставрация.

В 2006 г. храм был передан Кемскому Благовещенскому мужскому монастырю.

В 2016–2020 гг. проведена основательная реставрация комплекса. Его полностью разобрали. На специальной площадке за городом плотники-реставраторы заново собрали храм. После этого здание вновь разобрали, чтобы вернуть на исконное место на Лепострове. Иконостас восстанавливали петербургские мастера-реставраторы.

Сейчас в соборе проводятся службы.

Успенский собор (1711-1717 гг.), западный фасад, Кемь, Россия

[ оригинал ]

Об этом товаре

Заголовок

  • Успенский собор (1711-1717 гг.), западный фасад, Кемь, Россия

Имена

  • Брамфилд, Уильям Крафт, 19 лет44-, фотограф

Создано/опубликовано

  • 2000.

Заголовки

  • Соборы — Россия (Федерация) — 2000 г.

  • Шпили—Россия (Федерация)—2000

  • Россия (Федерация) — Республика Карелия — Кемь

Заголовки

  • Слайды—Цвет—2000.

Жанр

  • Слайды—Цвет—2000

Заметки

  • Номер, присвоенный фотографом: kem’001.

  • Название, дата и место из описи фотографа.

  • Кредитная линия: Коллекция фотографий Брамфилда, Библиотека Конгресса, Отдел эстампов и фотографий.

  • Общая информация о коллекции фотографий Брумфилда доступна по адресу: https://hdl.loc.gov/loc.pnp/pp.brum.

  • Входит в состав коллекции фотографий Брамфилда.

Середина

  • 1 слайд: цветной; 35 мм.

Номер телефона/физическое местоположение

  • ЛК-В05-00694

Исходная коллекция

  • Коллекция фотографий Брамфилда

Репозиторий

  • Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса Вашингтон, округ Колумбия 20540 США США dcu

Цифровой идентификатор

  • https://hdl. loc.gov/loc.pnp/ppmsca.01284

Контрольный номер Библиотеки Конгресса

  • 2018682043

Репродукционный номер

  • LC-DIG-ppmsca-01284 (цифровой файл с оригинала)

Консультант по правам

  • Нет известных ограничений на публикацию. Для получения информации см. «Коллекцию фотографий Брумфилда» https://hdl. loc.gov/loc.pnp/res.273.brum.

Рекомендации по доступу

  • Пожалуйста, используйте цифровое изображение: исходный слайд хранится в холодильнике для сохранения.

Онлайн формат

  • изображение

Постоянная ссылка LCCN

  • https://lccn. loc.gov/2018682043

Дополнительные форматы метаданных

  • MARCXML-запись
  • МОДС Запись
  • Дублинская основная запись

Часть

  • Коллекция Брамфилда
    (1139)
  • Встреча границ
    (19 656)
  • Отдел эстампов и фотографий
    (1 024 869)
  • Онлайн-каталог Библиотеки Конгресса
    (1 348 005)

Права и доступ

Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Поэтому он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование такого материала и не может предоставлять или отказывать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.

В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, прежде чем публиковать или иным образом распространять материалы, найденные в коллекциях Библиотеки.

Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к исходным материалам см.: Коллекция фотографий Уильяма С. Брумфилда.
Нет известных ограничений на публикацию. Для получения информации см. «Коллекцию фотографий Брумфилда» https://hdl.loc.gov/loc.pnp/res.273.brum.

  • Репродукционный номер :

    LC-DIG-ppmsca-01284 (цифровой файл с оригинала)

  • Номер телефона :

    ЛК-В05-00694

  • Информация о доступе :

    [u’Пожалуйста, используйте цифровое изображение: исходный слайд хранится в холодильнике для сохранения. ‘]

  • Получение копий

    Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами
    Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на
    сайт.)

    Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через
    Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.

    1. Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично
      зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или
      прозрачность. Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся
      с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано непосредственно с оригинала
      и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
    2. Если в поле Номер репродукции выше указана информация:
      Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет
      сделано из источника, указанного в скобках после номера.

      Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая
      цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию
      оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог
      запись («Об этом элементе») с вашим запросом.

    3. Если в поле Номер репродукции выше нет информации:
      Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services. Назовите номер телефона
      перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.

    Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на
    Веб-сайт службы дублирования.

    Доступ к оригиналам

    Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять бланк вызова в разделе «Печать».
    и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение).
    доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.

    1. Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.)

      • Да, элемент оцифрован.
        Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
        просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
        случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки
        Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав
        ограничения.

        В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, если цифровое изображение
        доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой
        библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и
        пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть
        онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.)
      • Нет, элемент не оцифрован. Перейдите к #2.
    2. Указывают ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат,
      например, микрофильмы или копии?

      • Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому
        суррогат.
      • Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
    3. Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в
      читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут.
      Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем. Справочный персонал может
      проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.

    Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим
    Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и
    5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.

    Процитировать этот товар

    Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как
    для удобства и может быть неполным или точным.

    Стиль цитирования Чикаго:

    Брамфилд, Уильям Крафт, фотограф. Успенский собор-1717, западный фасад, Кемь, Россия . Российская Федерация Кемь Российская Федерация Республика Карелия, 2000 г. Фотография. https://www.loc.gov/item/2018682043/.

    Стиль цитирования APA:

    Брамфилд, В. К., фотограф. (2000) Успенский собор-1717, западный фасад, Кемь, Россия . Российская Федерация Кемь Российская Федерация Республика Карелия, 2000 г. [Фотография] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/2018682043/.

    Стиль цитирования MLA:

    Брамфилд, Уильям Крафт, фотограф. Успенский собор-1717, западный фасад, Кемь, Россия . Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса, .

    Успенский собор описание и фото — Россия — Карелия: Кемь

    Путешествия Статьи » Путешествия » Успенский собор описание и фото — Россия — Карелия: Кемь

    Успенский собор описание и фото — Россия — Карелия: Кемь. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

    Фото и описание

    Более трех столетий назад на берегу Кеми был заложен Успенский собор, взявший на себя роль символа северного города. Собор многое повидал за свое многовековое существование. В середине XVII века на месте ныне существующего собора стоял собор с одноименным названием — Успенский, он был построен на средства Соловецкого монастыря и имел два предела — Зосимо-Савватиевский и Предтеченский. .

    В 1710 году Кемская часть города сгорела вместе с этим собором. Через год после пожара на том же месте начали строить новый собор, также с двумя приделами: Успенским (освящен в 1717 г.) и Зосимо-Савватиевским приделом (освящен в 1714 г.).

    В основном новый собор был похож на своего предшественника, что характерно для традиционной деревянной архитектуры. Собор стоит на Лепостровской, которую омывают два рукава реки Кеми. Успенский собор состоит из нескольких частей: Успенского собора, являющегося венцом архитектурной композиции, Никольского и Зосимо-Савватьевского приделов, притвора, трапезной и крыльца. Трапезная расположена к западу от храма и имеет квадратную форму, с юга и севера к ней примыкают два придела: Никольский и Зосимо-Савватиевский.

    Собор, за исключением каркасного вестибюля, сложен из цельного сруба, без единого гвоздя. В отличие от других в Кемском Успенском соборе есть одна интересная деталь – иконостас наверху освещался через прорезанные в потолке окна. Благодаря этому источнику света, невидимому для посетителей, стоящих к нему спиной, можно наблюдать необычный эффект «светящегося» иконостаса.

    В начале декабря 1876 г. Успенский собор был признан слишком ветхим и поэтому закрыт, благодаря прихожанам, очень любившим этот собор, в 1889 г. было начато его «обновление». В этот период ремонт производился во всех частях собора, но основной упор был сделан на «обновление» внутреннего убранства Кемского собора.

    На протяжении десятилетий самые известные маршруты туристов, прибывающих в Карелию, проходят через Поморье и Кемь. Успенский собор – это место, где люди, путешествующие в северные края, могут не только полюбоваться мастерством скульпторов 18 века и современников – реставраторов, но и приобщиться таинства молитвы в действующем Кемском соборе.

    Проект Z74 © 2021