Троицкий храм тамбов: Официальный сайт Троицкого храма г. Тамбова :

Официальный сайт Троицкого храма г. Тамбова :

Опубликовано Администратор в |

Рождество Твое, Христе Боже наш… Готовимся к празднику: Главные молитвы Рождества: текст, перевод и значение ТРОПАРЬ РОЖДЕСТВА Тропарь Праздника, который датируют IV веком – это главный гимн Рождества в Православной Церкви. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, […]


Опубликовано в Новости и объявления

Опубликовано Администратор в |

31 декабря, после вечернего богослужения (примерно в 18:00) будет чтение акафиста и благодарственный молебен «Слава Богу за всё», а также будем молиться о благословении для нас, наших родных и близких на следующий год. Приходите, если не сможете сами 31.12 быть на молебне, подойдите заранее и напишите записки на молебен (укажите «благодарственный молебен перед Новым годом […]


Опубликовано в Новости и объявления

Опубликовано Администратор в |

Друзья! Не забывайте, что церковный день начинается раньше: если, например, в расписании на определенную дату упоминается праздник, это значит, что празднование начнется накануне на вечерней службе (чтение акафиста, вынос иконы и .т.д.) и продолжится на Литургии по календарю. #Расписание #Троицкийхрам #СвятоТроицкийхрам #ЦерковьТроицыЖивоначальной #СвятоТроицкийсобор #Тамбов #Тамбовцерковь #Православие #Вера #Тамбовхрам #Тамбовсевер #Лето #Церковь (1057)


Опубликовано в Расписание

Опубликовано Администратор в |


Опубликовано в Новости и объявления

Опубликовано Администратор в |


Опубликовано в Расписание

Опубликовано Администратор в |

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, это время посвящено последним дням земного бытия и смерти на кресте Спасителя. На этой неделе в православных храмах особые службы, их считают самыми торжественными и величественными за весь церковный год. ✨В Великий понедельник 26 апреля вспоминается ветхозаветный сюжет о патриархе Иосифе, которого продали родные братья в рабство. Также […]


Опубликовано в Расписание

Опубликовано Администратор в |

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Эти слова принадлежат преподобному Серафиму Вырицкому […]


Опубликовано в Святые

Опубликовано Администратор в |


Опубликовано в Расписание

Опубликовано redactor в |

Некоторые события на этой неделе 15 февраля – двунадесятый великий праздник Сретения Господа Нашего Иисуса Христа. В 40-день после рождения Иисуса Христа родители – пресвятая Богородица и праведный Иосиф – принесли младенца в храм исполнить ветхозаветный закон. Никто вокруг и не подозревал, какого младенца принесла в храм молодая мама. Никто, кроме праведного Симеона и пророчицы Анны, […]


Опубликовано в Расписание Теги расписание

Опубликовано redactor в |

Дан каждому от Бога свой талант, Но дар любви нечасто мы встречаем. С надеждой к Церкви обращая взгляд, Совета, утешенья ожидаем… И если встретит с верой и добром Взор пастыря, проникший прямо в душу, То сердце обретает вечный дом, Из моря бурного взойдя на сушу. Господней волей завершил земной свой путь Тот пастырь, что для […]


Опубликовано в Блог Теги Виктор Шальнев

Тамбов. Троицкий собор: sterh2973 — LiveJournal

?

Categories:

  • Архитектура
  • catIsShown({ humanName: ‘россия’ })» data-human-name=»россия»> Россия
  • Путешествия
  • Cancel

«Тамбов. Троицкий собор» на Яндекс.Фотках

«Тамбов. Троицкий собор (старинная фотография)» на Яндекс.Фотках
Все жители Тамбова знают мемориал, посвящённый труженикам тыла «Танк» — Там­бовский колхозник». До 30-х годов прошлого века на этом месте возвышался один из ста­рейших и красивейших храмов города Тамбова – Троицкий собор.

читать целиком

Впервые церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена на противополож­ном относительно Тамбовской крепости берегу Студенца в 1642 году. Прихожанами церкви являлись жители Пушкарской слободы раскинувшейся вокруг. Данная деревянная церковь просуществовала до середины XVIII века. К этому времени постройка сильно обветшала, и её было решено заменить новой. В 1771 году новая двухэтажная каменная Троицкая церковь была освящена.
Одной из главных реликвий храма была старинная икона св. Николая Чудотворца. От этой иконы Свято-Троицкая церковь звалась в народе Никольской. От неё же произошло название начинавшейся от храма Никольской улицы (Современная улица Московская).
В 40-х годах XIX века прихожанами Троицкой церкви был начал сбор средств на строи­тельство нового большого храма. В 1846-1857 годы новый Троицкий собор был построен. Огромный впечатляющий пятикупольный собор был выстроен в духе русского зодчества. С западной стороны собора была построена высокая многоярусная колокольня.
В начале XVIII века Троицкий собор некоторое время обладал статусом кафедрального со­бора Тамбовской епархии.
В 1933 году по решению городского комитета Троицкий собор был закрыт и в скором вре­мени разобран на стройматериалы.
В 2008-2010 годах Троицкий собор был возрождён в северной части города Тамбова. Но­вый Троицкий храм получился несколько внешне похожим на разрушенный в советские годы, но далеко не одинаковым. В настоящее время, в контексте восстановления историче­ской справедливости, тамбовскими церковниками лоббируется решение о переносе «Танка» в Парк Победы и строительстве на его месте нового религиозного сооружения.

http://tambovia.ru/troitskiy_sobor.html

Tags: 21 век, canon eos 5d mark 2, Алексей Шаповалов Стерх, Тамбов, архитектура, вера, достопримечательности тамбова, паломничество, православие, родина, россия, тамбов православный, тамбовская епархия, троицкий собор в тамбове, христианство

Subscribe

  • Арзамас. Дом с лавками Гостиного ряда (№ 21) и лавка купца Муравина с гостиницей (№ 23)

    Арзамас. Дом с лавками Гостиного ряда (№ 21) и лавка купца Муравина с гостиницей (№ 23) Адрес: Арзамас, улица Гостиный ряд, 21 и 23 Строительство:…

  • Нижний Новгород. Вознесенский Печерский монастырь. Вознесенский собор

    Нижний Новгород. Вознесенский Печерский монастырь. Вознесенский собор Адрес: Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108-Б Строительство: 1631-1640…

  • Нижний Новгород. Дом купца И. К. Лопашева с скоропечатной и граверной лавочкой-мастерской М. И. Свер

    Нижний Новгород. Дом купца И. К. Лопашева с скоропечатной и граверной лавочкой-мастерской М. И. Свердлова Адрес: Нижний Новгород, улица Большая…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Посетите Свято-Троицкий храм во время поездки в Тамбов или Россию

Спланируйте поездку в Тамбов

  • Индивидуальная поездка

    Полный маршрут дня за днем ​​на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управляй

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

Архитектурное здание

Дом купца Асеева

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Картинная галерея

Тамбовская областная картинная галерея

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Дом-музей Г. Чичерина

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Музей истории

Тамбовский краевой историко-медицинский музей

4.2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Исторические достопримечательности Тамбова

Церковь

Спасо-Преображенский собор

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный объект

Римско-католическая церковь Воздвижения Креста Господня

4. 6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Собор Казанской иконы Божией Матери

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Церковь Иоанна Крестителя

4.3

Продолжительность: 1 час 30 минут

Музеи Тамбова

Специализированный музей

Тамбовский областной краеведческий музей

3,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей истории шоколада «ТАКФ»

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музейно-выставочный центр Тамбовской области

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Музей истории Тамбовской почты

4. 3

Продолжительность: 1 час 30 минут

Поездки из Тамбова

©

Специализированный музей

Музей-Усадьба С.в. Рахманинова «Ивановка»

Ивановка

4.0

Продолжительность: 2 часа 30 минут

©

Специализированный музей

Липецкий областной краеведческий музей

Липецк

4.3

Продолжительность: 1 час 30 минут

Исторический музей

A.M. Музей-усадьба Герасимова

Мичуринск

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Памятник

Памятник Учителю

Липецк

5,0

Продолжительность: 30 минут

Скрытые жемчужины в Тамбове

©

Музей науки

Информационно-выставочный центр ОАО «Пигмент»

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Памятник

Памятник Ветерану-Победителю

5,0

Продолжительность: 30 минут

Памятник

Памятник писателю Сергееву-Ценскому

5,0

Продолжительность: 30 минут

Специализированный музей

Музей транспорта

2. 1

Продолжительность: 1 час 30 минут

Отдых с детьми в Тамбове

Зоопарк

Зоопарк ТГУ им. Г.Р. Державин

1,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

14 дней в Мичуринске
ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИЗ ШВЕЦИИ
Никольская церковь
Музей-усадьба П. П. Семенова-Тян-Шанского
Римско-католическая церковь Воздвижения Креста Господня

14 дней в Тамбове
ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИЗ ШВЕЦИИ
Мемориальный ансамбль Могила Мичурина
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
ЯВЛЯЮСЬ. Музей-усадьба Герасимова

14 дней в Мичуринске
ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИЗ ШВЕЦИИ
Никольская церковь
Музей-усадьба П. П. Семенова-Тян-Шанского
Римско-католическая церковь Воздвижения Креста Господня

16 дней в Тамбове
ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИЗ ШВЕЦИИ
Тамбов

45 дней в Тамбовской области
ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИЗ МАРОККО
Тамбов
Кирсанов
Моршанск

13 дней в Тамбове
ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИЗ МЕКСИКИ
Спартак
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
Мемориальный ансамбль Могила Мичурина

2 дня в Тамбове
ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИЗ АВСТРАЛИИ
Церковь Святой Троицы
Музей транспорта
Музейно-выставочный центр Тамбовской области

Посмотреть все поездки

Святитель Феофан Затворник, епископ Тамбовский

10/23 января

Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии.

Начальное образование Георгий получил дома. В 1823 году он поступил в Дивенское духовное училище. Способный и хорошо подготовленный юноша без труда выполнил курсовую работу и, будучи одним из лучших учеников, в 1829 г.переведен в Орловскую семинарию, директор которой архимандрит Исидор впоследствии стал известным иерархом Русской Православной Церкви.

В 1837 году Георгий Говоров с отличием окончил семинарию и был определен в Киевскую духовную академию.

Благотворное влияние на Георгия оказали Киево-Печерская Лавра и другие памятники святой истории Киева, красноречивые свидетели духовных подвигов русского монашества.

На последнем курсе Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в монашестве. 15 февраля 1841 года пострижен в монашество Феофана. В апреле 1841 года преподобный Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 1 июля — во иеромонаха.

В 1841 году иеромонах Феофан, входивший в число лучших выпускников Академии, получил степень магистра и начал свою педагогическую деятельность.

27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен директором Киево-Софийского духовного училища, находившегося в непосредственном ведении митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова). Однако о. Феофану не суждено было проводить много времени в Киевском училище. 7 декабря 1842 года назначен инспектором Новгородской семинарии. Иеромонах Феофан провел в Новгороде 3 года. За этот короткий срок он показал себя талантливым педагогом, прекрасным учителем психологии и логики.

13 декабря 1844 года переведен в Петербургскую Духовную Академию преподавателем кафедры нравственного и пастырского богословия.

Признавая свою большую ответственность перед Богом в деле религиозного воспитания молодежи, о. Феофан стремился оказать влияние на этих будущих пастырей проявлением великой доброты, любви, любви и смирения.

Иеромонах Феофан был глубоко предан делу христианского просвещения, но увлекался и монашеской уединенной жизнью.

Скоро появится возможность удовлетворить о. Духовные устремления Феофана проявились. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назначен в состав Духовной миссии в Иерусалиме.

Шесть лет, проведенных иеромонахом Феофаном на Востоке, имели для него огромное духовное и нравственное значение. Посещая древние монастыри, он неустанно изучал писания святых отцов, записанные в древних рукописях, знакомился с уставом, соблюдаемым в монастырях на Востоке и на Святой Горе Афон, и с житием духовных подвижников древности в этих монастырях. Между молодым подвижником сложилась тесная связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное и плодотворное влияние на направление его духовной жизни и впоследствии способствовали изданию его сочинений. Там, на Востоке, о. Феофан в совершенстве овладел греческим и французским языками, а также немного познакомился с ивритом и арабским языком.

В 1853 году началась Крымская война. 3 мая 1854 г. члены Русской Духовной Миссии были отозваны из Иерусалима в Россию. За труды в Миссии иеромонах Феофан 4 апреля 1855 года возведен в сан архимандрита; 12 апреля назначен в Санкт-Петербургскую духовную академию преподавателем кафедры канонического права. Через полгода он был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.

В 1856 году архимандрит Феофан был назначен настоятелем Посольской церкви в Константинополе, что стало возможным благодаря тому, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был полностью подготовлен к такому назначению. В то время Константинопольская Церковь испытывала большие трудности в связи с распрями между греками и болгарами. Российское правительство и Священный Синод, стремясь к скорейшему решению, поручили архимандриту Феофану собрать информацию по греко-болгарскому вопросу. 9 марта, 1857 г. о. Феофан представил доклад, который оказался очень важным при обсуждении этого вопроса Священным Синодом Русской Православной Церкви. о. Сочувствие Феофана к болгарскому народу, его сочувствие к его законным требованиям и его искреннее желание помочь снискали ему большую любовь среди болгар. Заботясь о сложном положении Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал о благе Константинопольской Церкви. Он хорошо ознакомился с внутренней жизнью Константинопольского Патриархата, состоянием Синода, положением Патриарха, Епископата и священников, составом церквей и духовенства, и сложилась плачевная картина. о. Обо всем этом писал Феофан в своем рапорте, взывая о помощи к «великодушной» России, «которая не должна в этом беспомощном состоянии оставить свою мать в вере».

Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан не только заботился о проживающих там русских, но и предложил правительству России устроить в Константинополе госпиталь для русских моряков и паломников, а также «братство и церковь».

Директивой Святейшего Синода от 13 июня 1857 года архимандрит Феофан был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. На этой должности он проработал два года.

В должности ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии о. Феофан также вел большую редакционную и богословскую работу. Он публиковал свои сочинения в основном в академическом журнале «Христианские чтения», который в то время издавался под его руководством.

29 мая 1859 г. о. Феофан был призван во епископы, чтобы быть епископом Тамбовским и Шацким. Его освящение состоялось 1 июня в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Преосвященный Феофан служил в Тамбовской епархии всего четыре года. Однако за этот короткий срок исключительной кротостью, необыкновенным тактом и деятельным вниманием к нуждам своей паствы он снискал всеобщую вполне искреннюю любовь. Святитель Феофан показал себя преданным служителем во всех областях церковной жизни. В управлении Тамбовской епархией владыке приходилось решать множество забот и трудностей.

В дни печали и дни мира он был любящим отцом для всех. Среди множества разнообразных дел и забот по управлению Тамбовской епархией святитель Феофан все же находил время для научных литературных занятий. В этот период он составил свой богословский труд «Письма о христианской жизни», в котором содержится целая система христианского нравственного учения.

22 июля 1863 года преосвященный Феофан был переведен на кафедру Владимирской епархии.

Период служения епископа Феофана во Владимире тоже был недолгим, но и там он проявил себя ревностным архипастырем и заслужил всеобщее уважение и любовь.

После 25 лет служения Церкви на различных должностях, Преосвященный Феофан счел, что пришло время осуществить то, что всегда было его стремлением. Посоветовавшись с митрополитом Исидором, своим многолетним духовным наставником, он ходатайствовал перед Священным Синодом о предоставлении ему отставки с правом пребывания в Вишненской пустыни Тамбовской епархии. Прошение владыки было удовлетворено, и 17 июля 1866 года он был освобожден от обязанностей управляющего епархией и назначен настоятелем Вишненской пустыни, где и провел свои дни ученым монахом.

Обязанности и суета настоятеля нарушили внутренний покой владыки Феофана, и вскоре он снова обратился с просьбой об освобождении от этой должности. Священный Синод удовлетворил его просьбу. Наконец, по милости Божией, пришло к нему долгожданное уединение, к которому настойчиво стремился святитель. Святитель говорил о том времени: «Я не променял бы своего места на Санкт-Петербургскую митрополию, но даже и на Патриаршество, если бы оно было восстановлено и я был бы к нему призван. .. Его можно обменять только на Небесное Царство.

В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уходил в полное затворничество. Вместе с остальными монахами он посещал все церковные службы, а в воскресные и праздничные дни вместе с сослуживцами служил литургию. Такое внешнее устройство вполне соответствовало духовным потребностям иерарха-борца. Он охотно принимал посетителей, как родственников, так и почитателей, ищущих его духовных советов, поучений и наставлений, и выходил из своей кельи на прогулки.

В 1872 году, после Пасхи, зажил затворником. Он прекратил всякое общение с другими, перестал ходить в монастырскую церковь на службы и уединился в отдельном флигеле. Отныне он принимал только настоятеля Эрмитажа, его духовника игумена Тихона и о. Евлампий, его келейник. К этому времени епископ Феофан построил в своих покоях небольшой храм, посвященный Крещению Господню. В ней он служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет своей жизни служил ежедневно.

В уединении архипастырь большую часть дня проводил в богослужениях и молитвах, в физических и духовных подвигах. В свободное от духовных подвигов время он занимался научными литературно-богословскими трудами; он написал огромное количество писем разным людям с неразрешимыми проблемами, которые искали его помощи и руководства. Покинув мир и почти не контактируя с другими людьми, епископ-затворник все же интересовался жизнью Церкви и своей родины. Он подписался на ряд журналов. В его кабинете была обширная библиотека. При написании своих произведений он использовал широкий круг русских и иностранных литературных материалов.

Тематика и содержание произведений Затворника Вишны были весьма разнообразны. Едва ли какая-нибудь подробность духовной жизни ускользнула от его глубокого пристального внимания и наблюдения. Однако главной темой всех его многочисленных произведений было спасение во Христе. Одно только обобщение его произведений вызывает глубокое уважение.

По тематике его произведения можно разделить на три категории: нравственные наставления, комментарии и переводы. В области богословских исследований особо ценятся многочисленные труды святителя на тему христианской нравственности. В своих нравственно-поучительных трудах преосвященный Феофан описал идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его осуществлению. В трудах святителя Феофана излагаются основы святоотеческой психологии.

Среди важнейших трудов Преосвященного Феофана в его духовной жизни, ценных вкладах в русское библейское богословие, его замечательные труды по толкованию слова Божия состоит в основном из сочинений основоположников и великих учителей христианской аскезы на тему духовной жизни. Особое представление о литературной деятельности преосвященного Феофана дает его обширная переписка с многочисленными людьми, от высоких чиновников до простых людей, ищущих у него совета, поддержки и одобрения. Святитель сохранил свою искренность и любовь к ближним до своей блаженной кончины.

Около 16 часов 6 января 1894 года, в праздник келейного храма Крещения Господня, мирно скончался епископ Феофан.

Учение святителя Феофана Затворника

О развитии духовности у детей:

Святитель Феофан рекомендует использовать это средство (т.е. духовность) как можно раньше, пока дети еще находятся в колыбели. По его глубокому убеждению, набожность и религиозность родителей были лучшим и незаменимым средством воздействия на ребенка. Частое причащение ребенка Святых Даров, принесение его в храм, прикосновение к Святому Кресту, к Евангелию, к иконам, окропление святой водой, каждение фимиамом, получение благословения священника и т. спасительной атмосферы, которая окружает ребенка и чудесным образом согревает и питает его благодатную жизнь. Однако вся эта духовная атмосфера может показаться слабой и фальшивой, если в то же время сами родители не обладают духом благочестия. Этим духом родители могут благотворно влиять на дух ребенка, который в первые месяцы и даже годы жизни еще, так сказать, не шевелится.

Родители напрямую воздействуют на душу своего ребенка через сердце. Святитель утверждает, что лучший внешний канал – это взгляд. Пока душа остается скрытой от других чувств, глаз открывает ее чужому взгляду — точка, в которой встречаются две души. Пусть души матери и отца войдут через это отверстие в душу маленького ребенка со святыми чувствами. Все это вместе окажет благотворное и спасительное влияние на формирование характера ребенка, воспитание христианского духа.

Святитель Феофан Затворник говорит при этом, что, начав такую ​​организацию с пеленок, мы должны продолжать ее на протяжении всего воспитания ребенка — в младенчестве и во всей его юности. Церковь, духовность и Святые Таинства подобны палатке для детей, скинии, под которой они должны быть всегда. При этом все другие средства воспитания могут быть и с успехом заменяются одним этим. В древности люди во многом так и воспитывались. По мере роста ребенка начинают проявляться и давать о себе знать способности тела, души и духа, начиная с низших и заканчивая высшими. В результате родители и воспитатели берут на себя ответственность следить за их развитием и направлением. Кстати, это не просто наблюдение, но и активное участие с их стороны. Пробуждение способностей вместе с сопутствующими им потребностями начинается с физического: питания, движения и нервного ощущения или двигательного действия. Святитель Феофан считал эти потребности не маловажными для жизни вообще, а также для жизни нравственной, ибо тело, как правило, является вместилищем страстей. Святитель утверждает, что из этого следует, что необходимо установить соответствующие пределы, установить и укрепить хорошие привычки, чтобы потом было меньше беспокойств.

О прощении обид:

Ничто так не властно пред Господом, как прощение обид, ибо оно есть подражание одному из наиболее близких нам действий милосердия Божия; и ничем так легко не соблазняемся, как вспыльчивостью и жаждой мести раздражительным словом, а нередко и делом.

Почему же мы не всегда прощаем, а чаще поддаемся вспышкам гнева, досады и возмущения? Я думаю, это от невнимательности к ценности прощения. В минуты восприимчивости к обидам надо восстановить в уме и сердце обещание прощения, которое, несомненно, ценнее величайших потерь, которые может причинить обида.

Простим и будем прощены; давайте снова простим, и мы снова будем прощены; и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях милосердия и любви Божией. Но поспешим простить, чтобы быть прощенным, и это становится легче, потому что ничтожно то, что простим; а то, что нам будет прощено, настолько ценно, что не может даже сравниться с ним. В евангельской притче наши грехи против Бога оцениваются в десять тысяч талантов, а грехи других против нас оцениваются в сто динариев (Мф. 18:2334). По нашему счету грехов наших тысяча рублей, а грехов чужих против нас одна копейка. Выручить ради бога тысячу рублей за копейку! если бы такая возможность сделать такой выигрыш открылась бы в быту, то человек не смог бы даже пробиться сквозь толпу. Но никакая выгода на земле не может быть так верна, как верно обетование Господа, и никакая оценка земных вещей не может быть так точна, как сравнительная оценка наших грехов и обид, причиненных нам, потому что она определена Богом праведности. Сам. Так вспоминай грехи, которые тебе прощены или прощения ищешь, и если не из благодарности за полученную милость, то в несомненной надежде на получение ее, прощай, прощай и прощай с широким и открытым сердцем.

Конечно, невозможно вдруг обрести такой глубокий и обильный покой, который поглощал бы каждый обидный удар. Первая степень невосприимчивости к обидам и, следовательно, прощения есть молчание. Когда тебя обижают, молчи. Сделай так один раз, и в следующий раз тебе будет легче промолчать; и чем чаще ты будешь молчать, тем чаще с меньшим беспокойством будешь встречать оскорбления. Отсутствие беспокойства принесет покой, а покой переродится в покой. Тогда перед лицом обид ты будешь, как твердая стена, открытая для песчинок, развеваемых ветром.

Частое прощение обид не только сообщает этому легкость и умение, но развивает даже жажду обид, ради Господа, во время которой тот, кто ударен по щеке, подставляет другую, а кто вынужден идти по одной миля идет две. Это высота, которая кажется нам недостижимой, но на которую начавший прощать, как должно, восходит легко, естественно, без особых усилий.