Триумфальная арка на белорусском вокзале: монтаж 005 (Москва. Триумфальная арка у Тверской заставы)

Содержание

монтаж 005 (Москва. Триумфальная арка у Тверской заставы)












МОСКВА. НАЗАД В БУДУЩЕЕ. ЧТО БЫЛО — ЧТО СТАЛО

MOSCOW. BACK TO THE FUTURE. RETRO vs NOWADAYS








МОНТАЖ #005
Триумфальная арка у Тверской заставы

Triumphal Arch near Trverskaya Zastava

1926/VI.2006





(вид Тверской заставы и Белорусского вокзала от Лесной улицы):
для увеличения площади просмотра на Вашем мониторе нажмите F11


  • 1926: Вид Тверской заставы с Триумфальными воротами (1829-1834) в центре. На заднем плане — Белорусско-Балтийский вокзал (будущий Белорусский). Слева — здание с колоннами — бывшие кордегардии (караульные помещения) «таможенников» при заставе, за которой город кончался. Слева — начало загородного Петербургского тракта, у моста-виадука через железнодорожное полотно. Через арку Триумфальных ворот проложены рельсы трамвая, следующего от Тверской в сторону окраины.
  • VI.2006: вид Тверской заставы без разобранной в 1936 Триумфальной арки. На дальнем плане — площадь перед Белорусским вокзалом и сам вокзал. Слева нет снесённого домика кордегардии. Справа — сохранившийся железнодорожный виадук, ведущий к Ленинградскому проспекту.




Триумфальное фиаско


Деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы были сооружены в 1814 к торжественной встрече русской армии, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном. В 1829-1834 вместо них были построены новые Триумфальные ворота — 28-метровая однопролётная «римская» арка из кирпича с белокаменной облицовкой, 12-ю колоннами, статуями русских войнов и «Колесницей Славы» из чугуна наверху. На некотором расстоянии от парадной въездной арки, по обеим сторонам от Б. Тверской-Ямской улицы, были построены 2 кордегардии (караульных помещения), а также перепланирована и благоустроена территория вокруг.

Николай I лично утвердил надпись на Триумфальной арке: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения Первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

Триумфальная арка простояла в центре Тверской заставы чуть более 100 лет, пережив постройку (1869-1870), перестройку (1907) будущего Белорусского вокзала и многочисленну смену его названий (первоначально, с 1870 — Смоленский, с 1871 — Брестский, с 1912 — Александровский, с 1922 — Белорусско-Балтийский, и лишь с 1936 — Белорусский). 3 июля 1936 «Мосразборстрой» начал снос Триумфальных ворот, по новому Генплану Москвы мешавших транспортному движению. Долгое время фрагменты арки ржавели в Донском монастыре, а часть скульптур оказалась в Музее Архитектуры.

В 1966-1968 Триумфальная арка была воссоздана на нынешнем своём месте — на площади Победы по оси Кутузовского проспекта, у Поклонной горы. Для строительства использован железобетон; беломраморная облицовка цоколя была заменена гранитной, стены облицованы блоками крымского известняка. Все недостающие скульптурные детали, а также 12-метровые колонны были вновь отлиты из чугуна по образцу одной оставшейся колонны.

В нынешнем расположении Триумфальной арки есть небольшой казус: если первоначально арка символически встречала русскую армию-освободительницу, торжественно входившую в Москву через Тверскую заставу, то теперь она стоит на месте вступления в город армии Наполеона.




«Ремонт Триумфальных ворот»


«Вчера городские инженеры по поручению Управы осматривали фигуры на Триумфальных воротах. Фигуры эти пришли в ветхость. У одной лошади отвалился хвост, в таком же плачевном состоянии и другие фигуры, которые при более или менее сильном урагане могут развалиться, что сопряжено с большой опасностью для проходящей и проезжающей публики. Инженеры признали необходимым произвести немедленный ремонт.»
«Московский Листок», 4 июля (21 июня) 1906






© 2005-2008 RetroMoscow   
e-mail:
[email protected]

Как изменилась площадь Белорусского вокзала: трамваи, рестораны и простор

Москва

4980

Поделиться

Вокзал — для двоих. Особенно Белорусский. Свидания можно назначать у памятника Горькому, а если не по душе автор романа «Мать», то у Никольской церкви — теперь, когда исчезли хаотичные палатки и стихийная парковка, ее видно издалека. Рядом — одна из самых модных ресторанных площадей современной Москвы, за углом — Тверская улица, а впереди — завлекающие надписи на табло, которые сообщают, что вот-вот отходит поезд в Париж, Прагу, Вену или хотя бы в Минск… Отпуск в Европе пока не светит? Значит, глянем по сторонам: наш Белорусский вокзал теперь не уступает красотой большинству европейских.

Старообрядческая церковь Святого Николая — жемчужина площади и место свиданий. Отреставрированная, она красиво отражается в стекле бизнес-центра.

Фото: Дарья Тюкова

Если не был у Белорусского вокзала несколько лет, то разница очевидна: где был бардак — теперь Максим Горький стоит (как, в общем-то, и стоял до середины нулевых). Где пытались пробраться бочком, перебежками, опасаясь безумных машин, — теперь можно сесть на трамвай и помчаться на Лесную… Вот здесь, за углом, раньше была пицца — «резиновая» и совсем не итальянская, но зато алкоголь несовершеннолетним без вопросов продавали! — а теперь модная бургерная с крафтовым пивом.

Другая эпоха… Тротуары теперь расширены (всем места хватит, даже с чемоданами!), а на месте асфальта лежит аккуратная гранитная плитка.

«Это ключевая площадь Москвы, она превратилась, к сожалению, в 1990-е годы в жалкое зрелище. Вначале здесь все было заставлено ларьками, велась хаотичная торговля, затем все это превратилось в сплошную стоянку машин, беспорядочное движение и постоянную пробку. Затем возникла удивительная идея создать здесь торговый центр, который бы усугубил все эти проблемы, которые здесь есть. Для этого были вырыты котлованы, практически начиналась стройка. В 2011 году начали переговоры с инвестором, в течение нескольких лет урегулировали этот вопрос и сняли эту проблему. В конце концов приняли решение вернуть Москве эту историческую площадь, сделать ее действительно одной из самых лучших московских привокзальных площадей», — заявил в свое время мэр Москвы Сергей Собянин. Напомним, что реконструкция площади Тверской заставы прошла в рамках реализации программы «Моя улица», запущенной по инициативе мэра.

Сегодня вокруг Белорусского вокзала разбито более 11 тысяч кв. м газонов и высажено 79 новых деревьев, так что прогулка обещает быть приятной, а фотографии, сделанные здесь, — красивыми: все коммуникации спрятаны под землю.

— Вообще площадь Тверской заставы и окрестности постоянно реконструировали: когда расширяли и строили улицу Горького, потом — когда в работе был Генплан реконструкции Москвы 1935 года, потом — в девяностые и нулевые… Наверное, мало что осталось. Но для меня это одно из самых красивых мест в Москве: там сохранился старообрядческий храм святого Николая Чудотворца, а прямо за ним выстроен бизнес-центр, и теперь эта маленькая церковь потрясающе отражается в этой стеклянной громадине. Красиво! — говорит москвовед Александр Васькин.

Главный вокзал города

Белорусскому вокзалу на роду написано было стать визитной карточкой Москвы: сюда приезжают на аэроэкспрессе из «Шереметьево» туристы (а кто-то — просто на поезде), отсюда вытекает и течет к Кремлю Тверская улица, главная московская артерия, а в другую сторону идет Ленинградский проспект. Наконец, нельзя игнорировать историческую память.

Сюда (тогда вокзал назывался Смоленским) прибывали на коронацию из Петербурга последние российские императоры. Отсюда в 1941 году уезжали на фронт москвичи: об этом напоминают и мемориальная доска в честь первого исполнения песни «Священная война», и памятник «Прощание славянки» на перроне.

По словам главы столичного Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, восстановление площади Тверской заставы можно назвать ярким примером комплексного подхода к сохранению исторических памятников.

«Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году. На ней планировали за 300 млн долларов построить многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центром. В 2011 году реализация проекта была остановлена, и теперь это пространство, удобное для пешеходов, со сквером и доступными объектами культурного наследия. В том числе на площадь вернулся памятник Максиму Горькому, окруженный сквером», — цитируют СМИ слова Емельянова.

Памятник Максиму Горькому (скульптор Вера Мухина) вернулся на площадь из парка «Музеон».

Фото: Дарья Тюкова

Не стоит забывать и настоящее название этой площади — Тверская застава, то есть таможенный пункт старой Москвы. В середине XVIII века, в 1730–1740-х годах, границей города стал Камер-Коллежский вал — особая насыпь, строительство которой инициировали московские купцы, желающие обезопасить себя от конкурентов. Граница оставалась там вплоть до 1910-х годов, а теперь о ней напоминают столичные топонимы: где «вал» — в данном случае Пресненский, Грузинский и Бутырский, — там и была насыпь.

Именно на площади Тверской заставы, где позднее вырос вокзал, изначально стояла Триумфальная арка, символизирующая победу над Наполеоном. Первые «ворота», поставленные в 1814 году, были деревянными, и только в конце 1820-х годов Осип Бове, которому Москва обязана украшением после пожара, превратил их в каменные — те простояли более ста лет. В 1936 году, когда на город обрушился грандиозный план сталинского преображения, «ворота» разобрали — и только в конце 1960-х, восстановив, перенесли на Кутузовский проспект, где триумфальная арка осталась до сегодняшнего дня.

— Хотя сама по себе арка не была таможенной, возле нее, как возле любого въезда в город, были два павильона, где проверяли товары. Есть гравюра «Выезд Наполеона из Москвы», где как раз видны два обелиска — это было стандартное оформление любой заставы: два обелиска и между ними постройка с арками. Во многих местах они сохранились до середины XX века, — рассказывает москвовед Александр Фролов.

Кстати, под Триумфальной аркой прошел в 1899 году первый в Москве электрический трамвай — тот, что вытеснил добрую старую конку. И трамвай — в отличие от арки — сейчас на площадь Тверской заставы вернулся.

Сказки старого трамвая

Движение трамваев запустили 9 сентября 2017 года. Пока что к услугам москвичей и туристов — два маршрута: по Лесной улице до соседней станции метро «Новослободская» либо чуть дальше — на восток, к метро «Бульвар Рокоссовского». Последний, кстати, можно использовать как экскурсию по цене поездки на общественном транспорте: трамвай идет мимо Ботанического сада и парка «Сокольники», Соборной мечети и спорткомплекса «Олимпийский», высотки у Красных Ворот, через площадь трех вокзалов и оттуда, вдоль берега Яузы, в старые уютные районы — Преображенское и Богородское, где еще можно увидеть деревянную церковь и немножко малоэтажной Москвы…

Трамвай от главного вокзала — очень европейское решение: вспомним Хельсинки, Будапешт или, например, Страсбург. Да и сами вагоны — стильные, современные модели «Витязь-М» отечественного производства, на тихом ходу, с удобными сиденьями и без турникетов, их можно пройти насквозь от головы до хвоста. И даже если туристам эти маршруты — все-таки метро популярнее! — не пригодятся, то москвичи уж точно оценили их по достоинству.

— Признаться, я не люблю метро! Хотя двадцать лет живу в Москве, но так и не привыкла, — рассказывает 40-летняя Анна, живущая на Ивантеевской улице. — А вот летать приходится часто, причем именно из «Шереметьево»: командировки. Так теперь не нарадуюсь: трамвай ходит практически от моего дома возле метро «Улица Подбельского»… то есть, простите, теперь уже «Бульвар Рокоссовского»! Так вот, оттуда — и до Белорусского вокзала, а там уже — аэроэкспресс и рейс. Вообще под землю не спускаюсь, прям как мечтала… Быстро и удобно!

— Я тоже не любительница подземных передвижений, — соглашается ее подруга Ирина Юрьевна. — Хотя мне метро и ни к чему: живу в Дегунине, на Керамическом проезде, мне до метро еще почти час на перекладных тащиться… Зато платформа электрички рядом, так что я каждый день езжу через Белорусский вокзал, а отсюда прыгаю в трамвай и быстро доезжаю до Миусской площади, где работаю. Конечно, теперь стало гораздо приятнее здесь ходить, даже вечерами…

Разворотное кольцо трамваев пустили вокруг памятника Максиму Горькому, который вернулся сюда из парка «Музеон». Там же — небольшой сквер со скамеечками, так что если транспорт приходится ждать, то можно скоротать время с комфортом.

Жизнь в движении

Четыре полосы движения в направлении центра сохранились. В область, по Ленинградскому проспекту, убегает пять полос. Ширину полос на дорогах выровняли до 3–3,25 метра.

«Через 1-ю Тверскую-Ямскую машины будут вместе с трамваем проезжать с Лесной и обратно по сигналу светофора. Машины смогут выезжать на Ленинградский проспект, на Тверскую, Бутырский Вал, на соседние улицы и переулки. Транспортные потоки и пешеходные маршруты проходят отдельно. Все это дает возможность водителям сэкономить до 20 процентов времени при проезде через площадь», — объяснил профессор МАДИ Эдуард Котлярский.

Фото: ru.wikipedia.org

Стихийная парковка возле входа в вокзал исчезла. Пассажиров теперь можно высадить у тротуара без проблем и быстро пересечь площадь.

Фото: Дарья Тюкова

Парковочных мест на площади теперь — чуть больше ста. Они приличные, удобные и цивилизованные, не оставляющие автомобилистов наедине с необходимостью кое-как втиснуться в параллель, заперев при этом товарища по несчастью. А лучше не тратить время: возле здания вокзала есть специальная полоса, где могут останавливаться такси для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, появилось 22 наземных пешеходных перехода.

«Когда-то была идея построить развязку, потому что здесь пробки. Считалось так: давайте сделаем эстакады, и здесь все полетит! Тот анализ, который мы проводили, показал, что в развязке нет никакой необходимости, она ничего не дает, кроме того, что мы просто убьем историческую площадь, и больше ничего», — комментирует принятое решение Сергей Собянин.

Москвичи знают: два выхода из двух «Белорусских» — радиальной и кольцевой — разнесены по обе стороны огромного углового вокзала. И раньше перепутать их было серьезной проблемой: иногда проще было вернуться под землю и перейти на нужную станцию там, чем пытаться протолкнуться мимо толпы с чемоданами, назойливых таксистов и торговцев сим-картами, палаток с сомнительными беляшами и некачественной косметикой… Теперь — все по-другому. Если встреча назначена у церкви, а вы случайно вышли из радиальной «Белорусской», огибать вокзал кольцом, как раньше, не придется: можно пройти насквозь всего за пару минут. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской устроен парк с липами и павильоном для кафе — он связывает Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. Не придется спотыкаться и в случае опоздания на аэроэкспресс: пересечь площадь удастся за пару минут и все-таки успеть в вагон, особенно если билет куплен заранее.

Подписаться

Авторы:

Сергей Собянин
Дмитрий Песков
Москва
Поезд
Такси
Метро
Транспорт
Строительство

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27705 от 15 июня 2018

Заголовок в газете:
Столичное «окно в Европу» засверкало новыми красками

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Взрыв на военном аэродроме в Рязани 5 декабря 2022 года: что известно

    Фото

    38314

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • Чем убрать нагар со сковороды снаружи: способ, который подойдет даже для 20-летних сковородок

    11700

    Калмыкия

  • Вкусно засолить сало, чтобы «таяло во рту», очень просто: справится даже новичок

    9009

    Калмыкия

  • Пролежит до весны даже в комнате: агрономы раскрыли лайфхак для хранения чеснока

    7540

    Калмыкия

  • Для чего на самом деле нужна колючая сторона на терке: ответит 1 из 10

    6913

    Калмыкия

  • Строительство нового моста через Волгу в Саратове начнется в 2023 году

    6789

    Саратов

В регионах:Ещё материалы

Белорусский вокзал в Москве.

– Стоковое редакционное фото © sachkov #100898896

Белорусский вокзал в Москве. – Стоковое редакционное фото © sachkov #100898896

Изображения

VideositorialMusic & SFX

Инструменты

Enterprise

Цена

Все изображения

Log Insign Up

Редакционная польза Только

. Войти

Я согласен с Пользовательским соглашением. Получать новости и специальные предложения

Москва, Россия — 28 февраля 2016 г.: Белорусская станция. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.

— Фото Sachkov

  • Найти аналогичные изображения
  • 100898896

Аналогичные изображения без роялти:

См. Больше

См. Больше

То же самое серию:

Moscow, Russia — Fembrouruary 28,: KIV. Один из девяти железнодорожных вокзалов в Москве. Москва, Россия — 4 ноября 2015 г.: Казанский вокзал. Один из девяти железнодорожных вокзалов в Москве. Москва, Россия — 29 марта, 2016: здание магазина ГУМ на Красной площади.Чехия. Прага. Здание Муниципального дома летний день. Москва, Россия — 13 сентября 2015 г.: Триумфальная арка. Россия. Великий Новгород. Кремль. Памятник тысячелетия России ночью. Москва, Россия — 13 сентября 2015 г.: Триумфальная арка. Москва, Россия — 04 января 2017 г.: новогоднее и рождественское освещение триумфальной арки. Москва, Россия — 13 сентября 2015 г.: Триумфальная арка. Москва, Россия — 3 октября 2015 г.: Здание Московского государственного университета имени Ломоносова. Город Москва. Россия. 22 марта 2015 г.: Триумфальная арка. Москва, Россия — 04 января 2017 г.: новогодние и рождественские украшения триумфальной арки. Москва, Россия — 7 ноября 2015 г.: Киевский вокзал, в сумерках. Один из девяти железнодорожных вокзалов в Москве. Москва, Россия — 28 февраля 2016 г. : Киевский вокзал. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.

Подробнее

Информация об использовании

Вы можете использовать эту бесплатную редакционную фотографию «Белорусский вокзал в Москве». для личных и некоммерческих целей в соответствии со Стандартной лицензией. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.

Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 6091×3884. Дата загрузки: 28 февраля 2016 г.

    DepositPhotos

    Язык

    Информация

    • Часто задаваемые вопросы
    • Все документы
    • Доступны на
    • . Журнал

    Контакты и поддержка

    • +49-800-000-42-21
    • Контакты
    • Depositphotos Отзывы

    © 2009-2022. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

    Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

    Первая мировая война 100: Мемориалы Лондона… Арка Победы Лондонской и Юго-Западной железной дороги (станция Ватерлоо, часть 5)

    Арка Победы Лондонской и Юго-Западной железной дороги

    Cab Road, Станция Ватерлоо

    Арка Победы Ватерлоо, Cab Road (карта: Google).

    Как мы видели в более ранних частях , станция Ватерлоо развивалась крайне бессистемно на протяжении всего викторианского периода.

    Станция Ватерлоо в викторианскую эпоху.

    С терминалом, разделенным на несколько подстанций, номерами платформ, расположенными таким образом, который бросает вызов здравому смыслу, и рядом путей, проходящих прямо через главный пешеходный зал (кошмар здоровья и безопасности по сегодняшним стандартам), это, пожалуй, не удивление, что Ватерлоо было заклеймено « самая загадочная станция в Лондоне .

    Понимая, что их заветная мечта — построить грандиозный терминал в центре города — не сбылась, правление Лондонской и Юго-Западной железной дороги решило полностью перепроектировать Ватерлоо и превратить его в станцию, подходящую для этой цели.

    Работы по перестройке начались в конце 1890-х годов, но продвигались медленно… Одним из главных препятствий стало начало военных действий в 1914 году.

    Во время Великой войны, 585 сотрудников Лондонской и Юго-Западной железных дорог были убиты, сражаясь за свою страну.

    Братья по оружию… два брата и сестры, участвовавшие в Великой войне; один во флоте, другой в армии прощался на вокзале Ватерлоо.

    В знак признания этой ужасной утраты компания решила включить смелый военный мемориал — « Арка Победы » — у входа на новую станцию ​​в честь павших рабочих.

    «Арка Победы» вокзала Ватерлоо.

    Новая станция — Ватерлоо, знакомая сегодняшним пассажирам — была наконец завершена в марте  1922 .

    Король Георг V должен был провести церемонию открытия, но был вынужден уйти из-за болезни, поэтому Королева Мария вмешалась, чтобы воздать почести.

    Большое количество награжденных ветеранов Великой войны также присутствовало на грандиозном мероприятии… пожалуйста, нажмите ниже, чтобы просмотреть кадры открытия станции.

    Хотя каждый год миллионы пассажиров проносятся под Аркой Победы в Ватерлоо, очень мало известно о ее создателе, кроме того, что он, как полагают, был Мистером 9.0071 Чарльз Эдвард Уиффен , скульптор из Челтнема, который жил и умер по адресу Altenburg Gardens, Clapham .

    Когда Чарльз Уиффен умер в 1929 году, на его имя было всего 662 фунта стерлингов и 15 шиллингов.

    *

    Над Аркой Победы в Ватерлоо возвышается скульптура Британия , несущая факел свободы.

    Британия, высоко над главным входом в Ватерлоо.

    Под Британией в резной дуге перечислены основные театры военных действий Великой войны:  Бельгия , Италия , Дарданеллы , Франция , Месопотамия , Египет и Северное море .

    Главные поля сражений Великой войны…

    По обеим сторонам арки стоят еще две скульптуры.

    Цифры слева и справа представляют 1914 и 1918 годы.

    Слева представляют собой начало войны в 1914 году , приседания Беллона ; древняя римская богиня войны .

    Беллона… римская богиня войны.

    Эта подходящая демоническая фигура держит суд среди перепуганного окружения.

    Фигуры съеживаются под Беллоной.

    На противоположной стороне арки, символизирующей мир и перемирие 1918 года , сидит  Афина ; богиня мужества и мудрости .

    Афина, которую сопровождает гораздо более расслабленная группа, чем несчастная толпа, сжимающаяся вокруг Беллоны, депидирована, сжимая два предмета; ладонь мира и миниатюрная фигурка Nike ; крылатая богиня победы .

    Афина, олицетворяющая мир в 1918 году.