Третьяковская галерея какие картины есть: Третьяковская галерея — главный музей национального искусства России

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Третьяковская галерея — самый большой музей русской живописи в мире. История его началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он, хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Павел Михайлович отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878.

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерной фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разглядите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно, от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879.

Архип Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Главный герой всех картин Куинджи — это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный, выбирая самые красочные явления природы. Так и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только как художник, но и как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил, оставив лишь золотую царевну. Двух других добавил от себя: царевну драгоценных камней и царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном — самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение — приносить пользу людям. А не служить людской алчности, как приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова: они были хорошими приятелями. И немудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда поступал в Академию художеств, он узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл сдавать заново, уверенный, что провалился в первый раз.

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884.

Илья Репин. Стрекоза. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считал, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался рисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее Стрекозой. Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера жила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична, не задумываясь, продавала картины отца. А на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

О мастере читайте также в статье «Бурлаки на Волге» Репина: почему картина стала культовой»

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888.

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Ещё одна картина, написанная в импрессионистической манере, хранится в Третьяковке. Но создана она уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступила по популярности лишь картине Серова «Девочка с персиками».

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894.

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Над вечным покоем» — один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен хрупкой человеческой жизни. Символом ее является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перипетий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины: мать и дочь.

А вообще эта картина — катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то, скорее, почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

О шедевре читайте также в статье «Над вечным покоем. Философия Левитана».

7. Михаил Врубель. Сирень. 1900.

Михаил Врубель. Сирень. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И. Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета: от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки — души сирени. Мы видим только большие темные глаза, густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Это подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.
Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он не нашёл дороги назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

О другой картине мастера читайте в статье «Демон» Врубеля. Почему это шедевр».

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила в статью самые раскрученные шедевры вроде «Утра в сосновом лесу». А ещё не рассказала о Верещагине и Саврасове.

Руководствовалась собственным вкусом, выбирая те работы, которые мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Третьяковская галерея, картины Третьяковской галереи с названиями

   Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи, главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

   Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

   Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг — Павел Михайлович Третьяков купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

   Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей. .. Я иного мнения, иначе… не собирал бы коллекцию русских картин…».

   Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы — члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

   В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным. Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

   Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!



   Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи.
Третьяковская галерея — крупнейший музей национального изобразительного искусства.

   Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

   Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» — широко приобщать к искусству народные массы.

   Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея — это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».

10 шедевров Третьяковской галереи, которые стоит увидеть

Третьяковская галерея в Москве — одна из ведущих художественных галерей России и мира. Музей, основанный русским промышленником и предпринимателем царской эпохи Павлом Третьяковым, теперь демонстрирует некоторые из основных произведений русского и советского классического искусства.

AdMe.ru, российский сайт, посвященный российской поп-культуре и рекламе, изучил коллекцию художественного музея и отобрал десять картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поездку в Третьяковскую галерею.

Оригинал на русском языке можно прочитать здесь. Это было впервые переведено на английский язык стажером SRAS Translate Abroad Софией Рем.

 

Апофеоз войны
Василия Верещагина

Апофеоз войны Василия Верещагина

Эта работа была написана в 1871 году, и на нее повлияли военные действия России, свидетелями которых стали яркие события в Туркестане. жестокость. Первоначально картина называлась Триумф Тамерлана , по имени правителя (также известного как Тимур), войска которого оставили после себя пирамиды из черепов. Согласно рассказу, женщины Багдада и Дамаска однажды пожаловались Тамерлану на то, что их мужья погрязли в грехе и разврате. Жестокий полководец приказал каждому солдату своей 200-тысячной армии принести ему отрубленную голову одного из этих развратных мужей. Как только приказ был выполнен, из голов было сделано семь пирамид.

Позднее художник решил придать картине более широкий смысл. Верещагин написал на раме «Апофеоз войны» и добавил: «Всем великим завоевателям прошлого, настоящего и будущего посвящается».

 

Неравный брак
Василий Пукирев

Неравный брак Василий Пукирев

На картине изображен обряд венчания в православном храме. Молодая невеста без приданого против своей воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине изображена собственная романтическая драма художника. Прообразом образа невесты послужила бывшая невеста Василия Пукирева. Также образ шафера, изображенный за невестой у края картины, со скрещенными на груди руками, изображает самого художника.

Boyarynya Morozova
от Vasily Surikov

Boyarynya Morozova от Vasily Surikov

Эта гигантская живопись (10 футов 900 400. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 8. 80. 80.ship. вековой раскол Русской Православной Церкви. Картина посвящена Феодосии Прокопьевне Морозовой, сподвижнице протоиерея Аввакума, духовного лидера старообрядцев. Около 1670 г. она тайно приняла монашество, в 1671 г. была арестована, а в 1673 г. сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где была заморена голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову везут через Москву к месту пленения. Рядом с Морозовой ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольника; на заднем плане — паломник, в лице которого угадываются черты художника.

 

Неожиданное возвращение
Ильи Репина

Неожиданное возвращение Ильи Репина

Два варианта картины Неожиданный возврат . Первая из них была начата в 1888 году, и на ней была изображена студентка, возвращающаяся к своей семье. Эта версия была написана маслом на дереве.

Вторая картина, написанная в 1884-1888 гг., изображает момент неожиданного возвращения на родину политического ссыльного. Маленький мальчик и женщина за роялем (по-видимому, его жена) в восторге; девочка настороженно смотрит на него; горничная недоверчива; а на переднем плане сгорбленная фигура его матери передает глубокое эмоциональное потрясение.

На сегодняшний день обе картины находятся в собрании Третьяковской галереи.

Обратите внимание, что название произведения иногда переводится как Неожиданный гость или как Его не ждали . Здесь использован перевод, использованный Третьяковской галереей.

 

Троица
Андрея Рублева

Троица Андрея Рублева

Третьяковская галерея обладает богатой коллекцией древнерусской живописи 11 -17 веков, в том числе произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В Третьяковском выставочном зале 60 висит одна из самых известных и прославленных икон в мире: Троица , написанная Андреем Рублевым в первой четверти 15 века. Три ангела собрались вокруг стола для тихой, неспешной беседы. На столе стоит жертвенная чаша.

Троица хранится в Третьяковском зале древнерусского искусства, в специальном стеклянном корпусе, поддерживающем постоянную температуру и влажность и предохраняющем икону от любых повреждений.

 

«Портрет неизвестной»
И. Крамского

«Портрет неизвестной» И. Крамского

Нет никаких сомнений в том, что место действия картины: Аничевый мост в Санкт-Петербурге, конкретно Невский проспект. Но образ женщины до сих пор остается тайной художника. Ни в письмах, ни в журналах Крамской не оставил никаких упоминаний о личности неизвестной женщины. Критики связывали этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, Настасьей Филипповной Федора Достоевского и другими известными женщинами. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, Софья Ивановна Крамская.

В советское время картина Крамского Портрет неизвестной стала практически русской Сикстинской Мадонной – идеальным воплощением неземной красоты и одухотворенности. Она висела в каждом респектабельном советском доме.

 

Красота
Бориса Кустодиева

Красота Бориса Кустодиева

Сын художника вспоминает, как Кустодиев написал одну из своих самых известных картин: «Он работал над картиной каждый день, начиная с шести или семи часов o ‘часы утром и работает весь день. Картина написана по рисунку, выполненному карандашом и красным мелом, с натуры (моделью была актриса МХТ). Пуховое одеяло, которое мама подарила отцу на день рождения, тоже было расписано с натуры.

«Моя бабушка, жившая тем летом в Санкт-Петербурге, привезла нам как-то три гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Моему отцу они понравились, и он нарисовал их на картине (на комоде, справа). В нашем доме был чудесный старинный сундук., У него был железный лик, расписанный красными розами в вазе на черном фоне. Мой отец использовал этот мотив для рисунка на груди в картине, хотя и изменил цвет».

 

Богатыри
Виктор Васнецов

Богатыри Виктор Васнецов

Васнецов работал над этой картиной почти двадцать лет. Она была закончена 23 апреля 1898 года и вскоре куплена Павлом Третьяковым для своей галереи.

В русских былинах Добрыня и Алеша (двое из трех знаменитых сказочных «богатырей») — молодые, но Васнецов почему-то изобразил Добрыню взрослым человеком с пышной бородой. Некоторые исследователи считают, что черты Добрыни напоминают черты самого художника. Прототипом Ильи Муромца (третьего богатыря) был крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов передал ранее в одном из своих этюдов.

Стоит отметить, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческая личность. История его жизни и ратных подвигов описывает реальные события. Состарившись и закончив труды на защите родины, стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

Купание красного коня Кузьма Петров-Водкин

Картина Купание красного коня , поразившая современников своей монументальностью и значимостью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный Конь символизирует Судьбу России, которую не может обуздать хрупкий молодой всадник. Согласно другому толкованию, Красный Конь – это сама Россия. При этом нельзя не отметить пророческий дар художника: в этой картине он символически предсказал «красную» судьбу России в 20 -м веке.

Петров-Водкин срисовал лошадь с настоящего жеребца по кличке Мальчик. Для изображения юноши, сидящего верхом на коне, художник использовал черты своего ученика, художника Сергея Калмыкова: «К сведению моих будущих биографов. Милый Кузьма Сергеевич нарисовал меня на красном коне… Я был образцом томного юноши на картине».

 

Царевна-лебедь
Михаил Врубель

Царевна-лебедь Михаил Врубель , из одноименной сказки Александра Пушкина. Врубель разработал декорации спектакля, а роль Царевны-Лебедя исполнила жена художника Надежда Забела-Врубель. «Большинство певцов поют как птицы, а Надя поет как человек!» Врубель говорил о ней.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Государственная Третьяковская галерея в Москве — крупнейший музей русского искусства в мире. Его история начинается с частной коллекции Павла Третьякова (1832-1898). Он обладал скромным характером, демократическими взглядами и уникальным художественным вкусом. Когда Третьяков решил обнародовать свою коллекцию и пожаловал ее Москве, Александр I предложил ему дворянский титул, но он отказался, считая себя недостойным. С тех пор коллекция значительно расширилась, но остается верной принципам своего первоначального владельца. Третьяков искал искренность, правду и красоту в искусстве, отвергая строго академические или претенциозные произведения, и, хотя он не всегда много платил, художники считали за честь, чтобы он покупал их работы.

Многие из них выдержали испытание временем; в этой статье речь пойдет о семи таких шедеврах.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878.

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретен П. Третьяковым.

На этой картине показан великолепный контраст между плоской желтой рожью и высокими темными вековыми соснами. Также бесчисленное множество мелких деталей: низколетящие птицы, вдалеке люди с косами.

Шишкина часто критиковали за его почти фотографический реализм – каждая травинка, листик и пятнышко грязи прорисованы отдельно и хорошо видны. Но эта картина больше, чем простое копирование природы.

Среди этих величественных сосен стоит мертвое голое дерево, убитое, возможно, внезапным ударом молнии. Художник показывает, что любую мощь можно сломить в мгновение ока: эта картина написана вскоре после смерти его жены и двоих детей. Вероятно, это был способ дать волю своим чувствам, подчеркнув при этом красоту русской природы.

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879

Архип Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретен П. Третьяковым.

В каждом произведении Куинжи главный герой – свет. Он делает его почти волшебным по своей красоте.

«После дождя» мастерски передает игру красок и цветов природы. После ужасной бури небо все еще коричнево-фиолетовое. Но пробиваются первые лучи, и скоро будет радуга. Трава свежая и зеленая.

Куинджи обычно писал с натуры, но не всегда: сомнительно, чтобы в бурю не попала лошадь, как здесь. Его фигура была добавлена, чтобы оживить сцену и увеличить контраст между небом и травой.

Куинджи был очень оригинальным человеком и гениальным художником. В отличие от многих своих коллег, он зарабатывал на недвижимости достаточно большие деньги, но жил очень скромно, тратя большую часть заработка на благотворительность.

3. Виктор Васнецов. Три принцессы подземного мира. 1881

Виктор Васнецов. Три принцессы подземного мира. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова.

Эту картину Васнецов создал по специальному заказу Саввы Морозова для станции Донецкой железной дороги, специализирующейся на перевозке угля, руды, других металлов и полезных ископаемых. В его основе старинная народная сказка о трех царевнах, правящих под землей – золотой, серебряной и медной. Он их немного изменил, оставив только золото и добавив бриллиантовую и угольную принцессу.

Девушка в черном -уголь- самая молодая и имеет самую современную, скромную одежду, так как угольная промышленность появилась намного позже других и приносит людям иное благо. Она среди них вне закона, и они смотрят на нее сверху.

Третьяков купил многие работы Васнецова: у них были похожие характеры и они были хорошими друзьями. Когда Васнецов впервые подал документы в Академию художеств, он был настолько уверен, что провалит экзамен, что не остался, чтобы узнать результат. Каково же было его удивление, когда он вернулся на следующий год, чтобы попробовать еще раз, и обнаружил, что сдал с первого раза!

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884

Илья Репин. Стрекоза. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретен П. Третьяковым.

Маленькая девочка сидит на заборе и болтает ножками, а вокруг нее жужжат сверчки и шмели – это «Стрекоза», такая легкая и веселая, что кажется произведением французского импрессионизма.

Удивительно, но Репин недолюбливал импрессионизм, считая их работы поверхностными и бессюжетными. Но каждый раз, когда он рисовал детей, он невольно использовал их стиль. Нет другого способа воссоздать секунду – вид ее голубого плетеного платья или крылья стрекозы, замершей на секунду, прежде чем взлететь куда-то в новое место.

Это портрет старшей дочери Репина Веры, которую он сам называл стрекозой. Она так и не вышла замуж и жила с отцом до его смерти. У нее был неприятный характер, и известно, что она продала многие картины отца и купила драгоценности. Близкий друг семьи Корней Чуковский весьма нелестно охарактеризовал ее — «трусливая лгунья, немая и сердцем, и умом».

Подробнее об этом художнике можно прочитать здесь.

5. Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888.

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретен П. Третьяковым.

Эта картина Серова тоже импрессионистическая. Это великолепное переплетение света и тени, яркий луг противопоставляется глубокой темной коре и синей юбке девушки.

Серов считал это своей лучшей работой, хотя на момент написания ему было всего 23 года. Он утверждал, что всю жизнь пытался сделать что-то подобное, но не смог.

Создание было долгим и нудным: Валентин заставлял свою двоюродную сестру Марию Симонович позировать каждый день по несколько часов в течение трех месяцев. Он был постоянно недоволен и работал, пока она не сбежала в Санкт-Петербург, чтобы поступить в университет.

Позже она призналась, что ушла отчасти потому, что боялась, что Серов испортит все, что он сделал постоянными исправлениями. Сама она была талантливым скульптором и хорошо знала, что лучшее – злейший враг хорошего.

Возможно, она была права: «Девушка, освещенная солнцем» — признанный шедевр и среди картин Серова уступает по популярности только «Девушке с персиками».

6.Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретен П. Третьяковым.

«Над вечным покоем», пожалуй, самое русское и философское из всех произведений Левитана. Торжественное открытие на реке показывает, насколько хрупка и коротка человеческая жизнь, символом которой является слабый свет внутри церкви.

Левитан высоко ценил это произведение, считая его отражением своей души и характера. Но и опасался его, говоря, что этот вечный холод «поглотил многие поколения и поглотит еще многие».

Левитан был меланхоликом, склонным к темным мыслям и поступкам. Через год после окончания этого пейзажа он совершил демонстративную попытку самоубийства, измученный бурной личной жизнью: в него влюбились сразу две женщины – мать и дочь.

Эту картину можно рассматривать как тест на вашу жизненную позицию. Оптимистов обычно вдохновляет это чувство свободы, бескрайнего открытого пространства; пессимисты же рядом с ним чувствуют себя ничтожными и мелкими.

Подробнее об этой картине можно прочитать здесь.

7. Михаил Врубель. Сирень. 1900

Михаил Врубель. Сирень. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из Музея И. Остроухова в 1929 г.

Картина с изображением удивительно красивых растений сирени. Врубель делал гроздья малярным ножом*, добиваясь кристаллической структуры и фактуры. Цвет такой странный — розовые, голубые и фиалки всех сортов — и цветов так много, что мы почти чувствуем их запах.

Девушка на переднем плане — «дух сирени». Мы можем видеть только ее темные волосы, большие глаза и изящные руки, что подчеркивает ее иррациональность. Ее нарисовали кистью, чтобы лучше выделяться.

Врубель пытался воссоздать ощущение детства, когда все кажется нереальным, фантастическим и странным. Гуляешь по парку поздним вечером, а воображение рисует лица и силуэты среди темной листвы… Эту способность он сохранил на всю жизнь, рисуя серафимов, демонов и разные души природы.

Но однажды он не нашел дорогу назад. Вскоре после создания этого произведения Врубель начал медленно терять рассудок вплоть до своей смерти в 1910 году.

О другой картине этого мастера можно прочитать здесь.

ПС.

В Третьяковской галерее столько шедевров, что охватить их все просто невозможно. Наверное, я пропустил каких-то народных любимцев, вроде популярного «Утро в сосновом лесу», Верещагина или Саврасова.

Я выбрал эти картины, исходя из своего личного вкуса и предпочтений, и я надеюсь, что кто-то открыл для себя что-то новое, чего они, возможно, не заметили.