Содержание
История — Третьяковская галерея
История Галереи
Для навигации по странице используйте скролл мыши/тачпада или клавиши «влево-вправо» на клавиатуре. С помощью фильтра внизу страницы вы можете переключаться между конкретными тематическими блоками
1774
Прибытие в Москву прадеда Павла Михайловича Третьякова Елисея Мартыновича с женой и сыновьями
Семья Третьяковых
Купеческий род Третьяковых ведет свою историю из уездного города Малоярославца Калужского наместничества, откуда в 1774 году в Москву прибыл прадед Павла Михайловича Третьякова Елисей Мартынович (1704–1783) с женой и сыновьями.
Подробнее
1812
Вторжение Наполеона в Россию. Отечественная война
1832
Родился Павел Михайлович Третьяков — будущий основатель Галереи
1850
Скончался Михаил Захарович Третьяков – отец семейства.
Все
движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца
1851
Семья Третьяковых покупает дом в Лаврушинском переулке – будущее основное здание Галереи
1851
Основное здание Галереи находится в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье – традиционно купеческом районе Москвы. По мере роста коллекции к жилой части особняка пристраивались помещения, специально предназначенные для произведений искусства.
1856
Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Николая Густавовича Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Григорьевича Худякова.
1861
Отмена крепостного права
1865
Свадьба Павла Михайловича Третьякова и Веры Николаевны Мамонтовой, двоюродной сестры известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова
1874
Павел Михайлович Третьяков приобретает в Париже у графини Самойловой несколько работ Карла Павловича Брюллова. Среди них была и знаменитая «Всадница» – одно из лучших парадных произведений художника
1876
Художник Иван Николаевич Крамской живет в доме Третьяковых и работает над портретами членов семьи
1890
Павел МихайловичТретьяков приобретает иконы из собрания Ивана Лукича Силина, выставленные в залах Исторического музея во время проведения VIII Археологического съезда в Москве. Это приобретение положило начало собранию Древнерусской живописи Третьяковской галереи.
1891
Дом-мастерская известного художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова. Дом построен в конце XIX в. по авторским эскизам и хранит 24 тысячи экспонатов.
1892
31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом).
1896
Павел Михайлович Третьяков становится почетным гражданином города Москвы
1898
4 (16) декабря Павел Михайлович Третьяков скончался, через 3 месяца умерла его жена Вера Николаевна
1899
После кончины Павла Михайловича Третьякова Галерея не просто лишилась своего попечителя, она осиротела. В 1896 году составляя завещание Павел Михайлович решил позаботиться о судьбе своего детища.
1902
Начало работ по созданию нового фасада Галереи по проекту Виктора Михайловича Васнецова, ставшего на многие годы эмблемой Третьяковской галереи
1905
«Кровавое воскресенье». Начало первой русской революции
1910
Сегодня в этом здании находится музей-мастерская скульптора.
1913
В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря».
1914
Начало Первой мировой войны
1916
Куплен «Портрет А.С.Пушкина» работы Ореста Адамовича Кипренского
1917
Февральская революция. Свержение самодержавия в России
1918
3 июня 1918 года был издан декрет Совета народных комиссаров (Совнарком)
о национализации Третьяковской галереи и передаче в ее введение
Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос).
1922
Образование СССР
1924
Галерея передает принадлежавшие ей картины иностранных художников в музеи западного искусства и присоединяет несколько выдающихся музейных собраний русской живописи
1925
Директором Галереи назначен Николай Михайлович Щёкотов
1925
Поступление части коллекции Румянцевского музея
1926
Директором Галереи назначен академик архитектуры Алексей Викторович Щусев
1929
Закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах
1929
Пополнение собрания древнерусского искусства после смерти Ильи Семеновича Остроухова. Его Музей иконописи и живописи был закрыт, а часть коллекции перемещена в Третьяковскую галерею
1930
Директором Галереи назначен Михаил Петрович Кристи
1931
Поступление в коллекцию галереи незавершенной картины Карла Павловича Брюллова «Осада Пскова». Благодаря этому к началу 1930-х гг. собрание живописи XVIII — первой половины XIX века сложилось окончательно.
1932
После оборудования специального зала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» включена в экспозицию Галереи
1936
Завершение строительства двухэтажного «щусевского корпуса» с северной стороны здания
1939
Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны
1939
Директором Галереи назначен Поликарп Иванович Лебедев. Он занимал эту должность дважды — с 1939 по 1941 и с 1954 по 1979 гг.
1941
Эвакуация и демонтаж экспозиции
1941
С первых недель Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиции. 4 июля началась упаковка в ящики особо ценных произведений «первой категории».
1941
В годы войны должности директора Третьяковской галереи, директора Филиала в Новосибирске занимал Александр Иванович Замошкин
1942
Начало работ по восстановлению зданий Галереи, пострадавших от бомбардировок во время войны
1943
Вывезенные коллекции начинают готовить к возвращению в Москву
1945
Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта
1945
Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Победа СССР в Великой Отечественной войне
1945
17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась для посетителей. В экспозиции было представлено более двух с половиной тысяч произведений.
1956
Столетний юбилей Третьяковской галереи
1956
XX съезд КПСС принято считать началом развенчания культа личности Сталина и ослабления идеологической цензуры в литературе и искусстве
1964
Утверждение проекта здания Государственной картинной галереи СССР (будущей Третьяковской галереи на Крымском Валу)
1965
Мемориальный музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова находится недалеко от Чистопрудного бульвара, в тихом московском переулке. В этом доме, в квартире 21 на третьем этаже, художник провел последние три десятилетия своей жизни (1903 – 1933).
1977
Георгий Костаки передет Галерее большую коллекцию, включающую произведения, ставшие ныне знаковыми
1980
Директором Галереи назначен Юрий Константинович Королёв
1980
Олимпийские игры в Москве
1983
Начало работ по расширению здания в Лаврушинском переулке. Завершение строительства здания Государственной картинной галереи СССР (будущей Третьяковской галереи на Крымском Валу)
1985
В комплекс зданий Галереи введен Депозитарий — хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские
1985
Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной
картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в
Лаврушинском переулке почти на десятилетие сделало здание на Крымском Валу единственной экспозиционной площадью музея.
1986
В январе 1986 года началась реконструкция основного здания (архитекторы Игорь Виноградский, Геннадий Астафьев, Борис Климов и другие). Дома-музеи стали частью Галереи
1986
Реконструкция предусматривала создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика
1987
Начало политики «перестройки» в СССР
1989
Закончено возведение Инженерного корпуса
1991
Распад СССР
1993
Возобновление богослужений в храме Святителя Николая в Толмачах
1993
Директором Галереи назначен Валентин Алексеевич Родионов
1995
Открытие основного здания в Лаврушинском переулке
1997
Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.
1998
На Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам
1999
Дан старт выставочному проекту «Золотая карта России»
2006
150-летие Третьяковской галереи
2007
Новый полный вариант экспозиции «Искусство ХХ века», главный акцент в котором был сделан на разнообразии стилевых направлений в живописи ХХ века
2009
Директором Галереи назначена Ирина Владимировна Лебедева
2010
Выставка «Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения»
2014
Третьяковской галерее передана коллекция Леонида Прохоровича Талочкина
2015
Директором Галереи назначена Зельфира Исмаиловна Трегулова
2015
Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»
2016
Выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»
2016
Открытие музейного кинотеатра Третьяковской галереи и запуск программы «Кино в Третьяковке»
2016
Запуск совместного с Московским метрополитеном просветительского проекта «Интенсив ХХ», посвященного русскому искусству ХХ века
2017
Ребрендинг Третьяковской галереи и запуск нового сайта музея
2017
Открытие индивидуальной программы лояльности «Друзья Третьяковской галереи»
2017
Передача в дар Галерее 35 работ Гелия Михайловича Коржева коллекционером Владимиром Ильичом Некрасовым. Открытие зала Гелия Коржева в Новой Третьяковке
2018
Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. Крупнейший и беспрецедентный по общественной и художественной значимости международный проект Третьяковской галереи
2018
Выставка «Искусство 2000-х» в Новой Третьяковке. Первый опыт музейного осмысления художественных процессов в российском искусстве начала XXI века
2018
Премьера документального сериала Третьяковской галереи «Художник говорит»
Здание в Лаврушинском переулке — Третьяковская галерея
Основное здание Галереи находится в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье – традиционно купеческом районе Москвы. Семья Третьяковых купила этот дом в конце 1851 года. В 1856 Павел Михайлович приобрел первые картины, положившие начало знаменитому собранию. По мере роста коллекции к жилой части особняка пристраивались помещения, специально предназначенные для произведений искусства. Однако рост собрания Третьяковской галереи постоянно превосходил ее экспозиционные возможности.
Строительство первой пристройки, примыкающей к южной стене дома и развернутой в сторону церкви Святого Николая в Толмачах, велось весь 1873 год . В 1874 году Галерея открылась для посещения. В 1882 году возникла необходимость вновь расширить экспозиционные площади за счет территории сада, окружавшего дом. Появились три новых зала наверху и столько же внизу, расположенных под углом к старому зданию Галереи, параллельно Малому Толмачевскому переулку. Следующая пристройка была сделана в 1885 году. Благодаря ей появились три зала в верхнем этаже и пять в нижнем. Это позволило несколько упорядочить существовавшую до тех пор экспозицию. Четвертая пристройка была осуществлена в 1892 году. В верхнем этаже прибавилось два больших и один маленький залы, а внизу – три небольших. В новых залах экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов и работы 1890-х по мере их поступления.
После смерти П.М.Третьякова в перестроенном доме, где раньше жила его семья, на первом этаже разместили библиотеку Павла Михайловича, помещение для продажи каталогов и фотографий с картин Галереи, гардероб, контору и прочие службы. В мае 1900 года на заседании Совета Галереи в присутствии художников В.М.Васнецова, В.Д.Поленова и ряда московских архитекторов, была высказана мысль о том, чтобы фасад Галереи построили в «русском стиле». Эта работа была поручена В.М.Васнецову. Возведение нового фасада началось в 1902 году и было закончено в 1904. Васнецовский фасад стал эмблемой Третьяковской галереи.
Эскиз фасада Галереи в «русском стиле». В.М.Васнецов
2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника, архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Грабаря, – реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики.
3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации директором Галереи был назначен И.Э.Грабарь. За первые годы Советской власти (1918–1922) коллекция Галереи увеличилась почти на 50% за счет многочисленных поступлений из Государственного музейного фонда. В связи с увеличением фондов многие экспозиционные залы были отданы под запасник для картин.
К 1923 году экспозиция, которую с таким вдохновением создавал И.Э.Грабарь, сильно изменилась.
Экспозиция Городской художественной галереи П.М. и С.М.Третьяковых. 1898
Академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году, много сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового.
В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей лишь в дневное время).
Запасник в здании закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. 1932
Здание закрытой в 1929 году церкви Святителя Николая в Толмачах в 1932 было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами заново выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А.А Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.
В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания. Сооруженный по проекту архитектора А.В.Щусева, мастерски соотнесенный с исторической частью и васнецовским фасадом, «щусевский корпус» органически вошел в панораму Лаврушинского переулка. Его просторные залы (четыре – в верхнем этаже и четыре – в нижнем) сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
Разрушения от попадания бомбы в здание галереи в августе 1941
Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) Галерея пострадала от бомбежки. В ночь с 11 на 12 августа 1941 года в результате налетов немецкой авиации две фугасные бомбы упали на здание. На крыше в нескольких местах было разрушено стеклянное покрытие. Рухнуло межэтажное перекрытие верхнего зала № 6 и нижнего № 49. Пострадал главный вход. В гардеробе подвального этажа разбило полы. Вышли из строя отопительная и вентиляционная системы. Несколько месяцев спустя, в ночь с 12 на 13 ноября 1941 года, на территорию Галереи упала еще одна фугасная бомба. Был разрушен двухэтажный жилой дом по соседству. В 1942 году здание Галереи начали восстанавливать. К осени в 13-ти залах остеклили световые фонари крыши и окна, привели в порядок паркет, покрасили стены, починили отопление и вентиляцию. К 1944 году из 52 залов 40 было отремонтировано, а экспонаты, эвакуированные в Новосибирск и Пермь в 1941–1942 годах, вернулись на свои места.
В мае 1956 года широко отмечалось 100-летие Третьяковской галереи. В связи с этим юбилеем в 1955–1957 годах была произведена достройка зала А.А.Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей, экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Необходимость расширения экспозиционной площади стало первостепенной задачей. Реконструкция существующих и строительство новых зданий Галереи в Лаврушинском переулке во многом связаны с именем директора Ю.К.Королева (1929–1992).
Королёв Юрий Константинович. 1980
Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и другие), основанная на идее сохранения исторического облика здания. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. В них в 1992–1994 годах проходила выставка шедевров из коллекции Галереи. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название Инженерный корпус.
Строительство Депозитария. 1984
Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет : с 1985 по 1995 год.
Ныне комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы. Сюда приезжают из различных краев, областей и городов Российской Федерации, чтобы увидеть любимые полотна, посетить храм и помолиться перед иконой Владимирской Богоматери.
величайшее русское изобразительное искусство
Если мы говорим о русском изобразительном искусстве, Государственная Третьяковская галерея в Москве (или Третьяковка) – это место, где можно открыть для себя. Это не только крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства , но и самая большая коллекция из шедевров . Чтобы увидеть их все, потребуется несколько дней. Однако, как и во многих других музеях, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, есть экспонаты, которые нельзя пропустить, так как они отмечают 9-летие.0003 русский арт вообще.
Третьяков Павел Михайлович, основатель
© istock/vladj55
История галереи началась в 1856 году, когда ее будущий основатель Третьяков Павел Михайлович, , именем которого сегодня носит название искусство для его частной коллекции. Он был купцом, который однажды задумал основать музей национального искусства. В 1867 году Павел Михайлович подарил собственный особняк в Лаврушинский переулок в Москве как вновь созданная галерея , где все желающие могли увидеть картины, принадлежавшие ему и его брату, Сергею Михайловичу, . Это здание, расположенное в Замоскворечье, районе, где жили купцы, напоминает традиционный русский терем, выглядя как будто сошедшее со сказки. Позже были построены новые пристройки. Ныне фасад здания по проекту известного живописца Виктора Михайловича Васнецова, служит символом Третьяковской галереи. В 1892 году Павел Михайлович Третьяков подарил свою коллекцию, состоящую почти из двух тысяч предметов, России. В настоящее время насчитывается более 190 тысяч экспонатов, в Третьяковской галерее, и коллекция постоянно растет.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лаврушинский переулок, 10, Москва, Россия, 119017
Что не пропустить
Если вы приехали с коротким визитом в Москва , но хотите увидеть самое главное Произведения русского искусства , лучше запланировать день на посещение Третьяковская галерея. Во время посещения Третьяковка вы должны изучить ее иконописи и русское искусство второй половины 19-го века, так как это лучшее, что может предложить эта страна. Итак, вот список картин, которые вы должны увидеть в галерее (пожалуйста, не смущайтесь, если вы видите какие-то очереди перед ними — это просто означает, что они очень известны):
1. Андрей Рублев. Троица (1411 или 1424-1427)
2. Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу (1889)
3. Иван Крамской. Рождество в пустыне (1872 г.). Портрет неизвестной (1883)
4. Александр Иванов. Явление Христа народу (1837–1857)
5. Василий Суриков. Боярыня Морозова (1884-1887). Утро стрелецкой казни (1881). Меншикова в Березово (1883 г.)
6. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 (1885). Крестный ход в Курской губернии (1880-1883 гг.). Неожиданные гости (1884-1888)
7. Виктор Васнецов. Аленушка (1881). Три принцессы подземного царства (1881 г.). Богатыри (1881-1898)
8. Константин Флавицкий. Княгиня Тараканова (1864)
9. Василий Верещагин. Апофеоз войны (1871)
10. Николай Рерих. Гости из-за границы (1901)
11. Михаил Врубель. Демон сидящий (1890). Принцесса мечты (1896). Царевна-лебедь (1900). Сирень (1900). Демон поверженный (1902)
12. Валентин Серов. Девушка с персиками (1887)
Новая Третьяковка
© istock/Fotokot197
В 1983 году новое здание было возведено по адресу улица Крымский Вал, и через три года вошло в сеть музеев вместе с ГТГ и другие учреждения. Пока в доме по Лаврушинскому переулку шла реставрация, в новом здании на Крымском валу хранилось много произведений искусства. Позднее, в 1996 году, было принято решение сформировать индивидуальную экспозицию произведений, созданных в ХХ веке. Теперь картины великих художников, таких как Марк Шагал, Василий Кандинский, Любовь Попова, Казимир Малевич, Павел Филонов, выставлены в здании на Крымский Вал, , которое называется « Новая Третьяковка».
Новая Третьяковка, Москва
Прежде всего, Новая Третьяковка расположена в очень живописном месте по адресу Москва, у Москва-река, вместе с
9 Парком Горького, и знаменитым Парком Горького, 90 в двух шагах. До него легко добраться, прогуливаясь по улице Большая Якиманка.
Парк искусств Музеон, г. Москва
Арт-парк МУЗЕОН, ул. Krymsky Val, 2, Moscow, Russia, 119049
Bolshaya Yakimanka Street, Moscow
Bol’shaya Yakimanka St, Moskva, Russia, 119180
Insider’s tips
The State Tretyakov Gallery in Moscow is бесспорно крупнейший музей русского изобразительного искусства. Этот музей известен не только впечатляющей коллекцией, но и своим духом и атмосферой. Я настоятельно рекомендую вам купить билет онлайн и не посещать Третьяковка в выходные дни, так как могут быть большие очереди. После посещения прогуляйтесь по Замоскворечье или Якиманский район. Как вариант, попробуйте угадать картины , которые вы видели в Третьяковской галерее в силуэтах скульптурного фонтана «Вдохновение» или «Фонтан Искусств», на сквере у Третьяковка !
Скульптурный фонтан «Вдохновение», Москва
Большой Толмачевский переулок, 3с4, Москва, Россия, 119017
Привет, я Мария, или Маша, как меня называют русскоязычные люди. Я ваш местный гид по достопримечательностям, а также по неизведанным местам в Москве и Санкт-Петербурге. Я покажу вам мои любимые места в обоих городах, где вы сможете ощутить истинный дух местных традиций.
Третьяковская галерея
- Дом
- Россия
- Москва
- Музеи
- Третьяковская галерея
Московский храм живописи, уникальное собрание русского творчества, знаменитая Третьяковка находится в старейшей части Москвы – Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч человек, чтобы увидеть подлинные сокровища русской живописи. Этот крупнейший в мире музей русского искусства входит в число самых известных. Музей назван в честь его основателя, московского купца и фабриканта, известного мецената и любителя живописи Павла Михайловича Третьякова (1832 – 189 гг.).8). Павел Третьяков большую часть жизни собирал произведения русских художников. Первые его покупки были сделаны в середине 1850-х годов, которые и считаются началом Третьяковской галереи. Сначала он покупал произведения малоизвестных современников. Затем коллекция расширилась благодаря таким мастерам, как Репин, Крамской, Саврасов и другим. Коллекционер сам заказывал портреты, очень интересовался их работой, тем самым способствуя развитию этого жанра. Третьяков и многие выдающиеся художники были хорошими друзьями.
К 1872 году в коллекции насчитывалось более ста пятидесяти полотен, а весной 1874 года Третьяков купил для нее двухэтажное здание. В 1892 году Третьяков подарил Москве свою коллекцию, состоящую из 1287 картин, 518 этюдов и 9 скульптур. Коллекция картин размещалась в доме Третьякова в Лаврушинском переулке, куда в начале 1850-х годов переехала семья мецената. К 1918 г. галерея превратилась в выдающееся собрание произведений национального искусства. С тех пор музей был переименован в Государственную Третьяковскую галерею. В советское время коллекция увеличилась до 100 000 экспонатов за счет средств, переданных туда из других музеев, национализированных частных коллекций, покупок и пожертвований советских граждан и соотечественников из-за рубежа. Памятник П.М. Третьякова (1980) стоит перед входом в галерею.
В 1985 году Третьяковская галерея присвоила музею статус Всесоюзного музейного объединения. В апреле 1995 года в Галерее открылась новая выставка классиков русского искусства. В 2006 году Государственной Третьяковской галерее исполнилось 150 лет. В настоящее время коллекция музея насчитывает более 100 тысяч единиц хранения. В 62 залах Галереи представлены все периоды русского искусства с 10 по начало 20 века. Также есть выставка русской скульптуры и графики 18-начала 20 века.
В музее собрана богатейшая коллекция икон всех основных школ древнерусского искусства, в том числе произведения Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, С.Ф. Ушаков. Там вы сможете увидеть образцы русской живописи и скульптуры 18 — первой половины 20 веков; наиболее полное собрание передвижников (передвижников): В.Г. Перов, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков; большое собрание произведений В.В. Верещагин, живописцы и графики конца 19й — начало 20 века.
В Третьяковской галерее также представлены работы мастеров авангарда — Кандинского, Ларионова, Малевича, Шагала и других; представители более умеренных течений — Кончаловский, Мухина, Нестерова, Пименов, Сарьян и др. Созданный в 1922 г. отдел рукописей содержит более 200 тыс. документов, относящихся к истории русской художественной культуры XVIII-XX вв., а также личные фонды художников и искусствоведов.