Театр современник фото здания: 🎭Театр «Современник»: история и фото.

Содержание

Театр «Современник» в Москве — подробная информация с фото

Общая информация

Поначалу молодой театральный коллектив не имел собственного здания, поэтому работал на сценах домов и дворцов культуры, на концертных площадках, во МХАТе и театре имени Пушкина. В 1961 году актеры получили здание на Маяковской. Разные сцены и маленькое помещение, где не хватало места для хранения декораций, породили особый аскетический стиль театра «Современник».

Здание театра Современник на Чистых прудах

В 1974 году труппа сменила адрес и переехала на Чистопрудный бульвар, 19А. Особняк, который театр занимает и в наши дни, был построен в начале прошлого века в традициях неоклассицизма с элементами модерна по проекту известного архитектора Романа Ивановича Клейна. В те времена здесь располагался популярный у москвичей кинотеатр «Колизей». В 2000-е годы историческое здание реконструировали. Театр использует его как основное, но кроме того, проводит спектакли во Дворце на Яузе, возле станции метро «Электрозаводская».

За более чем полувековую историю театр «Современник» стал хорошо известен не только жителям столицы. Его гастроли проходили во многих городах России и за рубежом, при этом постановки театра неизменно пользовались большой популярностью у зрителей.

Руководитель театра — Галина Борисовна ВолчекЗрительный зал

История театра «Современник»

Более полувека назад, в 1956 году новый московский театр появился, благодаря собравшейся вместе группе молодых актеров. Это был период оттепели. Совсем недавно в стране разоблачили культ личности И. В. Сталина. Творческая интеллигенция жаждала перемен и протестовала против засилья лжи и формализма в искусстве.

История прославленного театрального коллектива началась со спектакля, сыгранного группой выпускников, закончивших школу-студию МХАТ. Постановка по пьесе В. С. Розова «Вечно живые» так сильно потрясла зрителей, что они не расходились до утра. Чуть позже по нашумевшей пьесе сняли кинофильм «Летят журавли», и история его главных героев стала визитной карточкой нового театра.

Олег Николаевич Ефремов

Первоначально актерская труппа носила название «Студии молодых актеров» Московского Художественного Академического театра, а через два года она была переименована в театр «Современник». Долгое время во главе театрального коллектива находился выпускник и преподаватель школы-студии Олег Ефремов. Именно ему принадлежат слова, ставшие знаменем любителей театра: «Если я честен – я должен». Кроме главного режиссера, у истоков нового театрального коллектива стояли Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Игорь Кваша.

Молодой театр старался развивать классические мхатовские традиции, а его ранний репертуар опирался на отечественную историю. «Современник» быстро приобрел популярность среди критиков и литераторов. Кроме того, подходы его главного режиссера нравились авторам-шестидесятникам Александру Солженицыну, Александру Галичу, Анатолию Кузнецову и Василию Аксенову.

В 1964 году «Современник» получил статус государственного театра. Наиболее нашумевшими спектаклями 1960-1970 годов были постановки по пьесе Евгения Шварца «Голый король», роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», исторической трагедии Леонида Зорина «Декабристы», а также пьесам советских авторов Александра Свободина «Народовольцы» и Михаила Шатрова «Большевики».

Последний спектакль, поставленный Олегом Ефремовым – чеховская «Чайка», прошел летом 1970 года. Осенью того же года из театра «Современник» вместе с Ефремовым ушли многие известные актеры, и театральный коллектив переживал настоящий кризис. Пресса не верила, что ему удастся решить накопившиеся проблемы, и журналисты писали, что дни театра «Современник» сочтены.

В 1972 году во главе актерского коллектива встала Галина Волчек, на плечи которой лег непростой период восстановления театра и его обновления. Искушенный столичный зритель смог увидеть игру новых актеров – Юрия Богатырева, Елены Кореневой, Лии Ахеджаковой, Константина Райкина и Марины Нееловой. В 1996 году за многолетние достижения театральный коллектив получил государственную награду – орден Почета.

Растяжка с портретами актеров театра у здания Современника на Чистых прудах

Современные постановки

В 2000-е годы в театре «Современник» были поставлены новые спектакли: «Голая пионерка», «Антоний&Клеопатра. Версия» и «Горе от ума».

Сегодня на сцене театра можно посмотреть чеховские пьесы «Вишневый сад» и «Три сестры», спектакль по пьесам Уильяма Гибсона «Двое на качелях», Бернарда Шоу «Пигмалион», Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки», Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», Александра Володина «Пять вечеров», Родиона Овчинникова «С наступающим», Елены Чижовой «Время женщин», Тадеуша Ружевича «Дама», Александра Галина «Амстердам» и другие.

Спектакль «Крутой маршрут»Спектакль «Пять вечеров»Спектакль «Пигмалион»

Спектакль «Дама»Спектакль «Время женщин»

Как добраться

Основная сцена театра «Современник» находится в Басманном районе Москвы, на Чистопрудном бульваре, 19А. До здания за 10 минут можно дойти пешком от станций метро «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» или «Тургеневская».

Дворец на Яузе, где также играют актеры театра «Современник», расположен рядом со станцией метро «Электрозаводская» по адресу: площадь Журавлева, 1.

Смотрите также: Крепость Санта-Барбара, Сан-Томе и Принсипи, Уоллис и Футуна, Асмэра, Калькутта, Исаакиевский собор, Каньон Антилопы

Театр «Современник» возвращается в историческое здание: нам показали «обновки»

Культура

8884

Поделиться

Сегодня в жизни театра «Современник» двойное событие — он наконец возвращается в свое историческое здание на Чистых прудах и отмечает день рождения худрука. Но если с юбилеем Галины Борисовны Волчек, которая упорно отказывается его праздновать, многое еще не ясно (все держится от нее в секрете), то с обновленным театром уже все очень даже конкретно. Обозреватель «МК» до приезда столичного начальства первым проинспектировал театр и выяснил, что приобрел, а что потерял «Современник» после «капитального ремонта с приспособлениями и элементами реставрации». Так, во всяком случае, обозначено во всех документах.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

19 декабря состоится второе историческое возвращение театра Галины Волчек на Чистопрудный бульвар. С директором Игорем Поповым подходим к новенькому, отсвечивающему белизной зданию с белыми же колоннами.

— Что я знаю, — начинает Игорь Павлович, — вначале прошлого века купец Гуськов, торговавший пушниной, в районе Чистых прудов имел три доходных дома. Однако в 1912‑м он решил вложиться в новый для себя бизнес — выкупил участок земли и построил на нем кинотеатр «Колизей», чтобы и кинематограф приносил ему доход. Первый контракт он подписал с маленьким кирпичным заводиком купцов Пешкова и Рахманова. Кирпичи там делали ручной формовки, на некоторых даже сохранились клейма — Пешков/Рахманов — ты их в фойе увидишь. Когда во время ремонта штукатурку советского времени снимали, обнаружили кирпичную кладку. И автор дизайн-проекта Александр Боровский решил ее оставить, только белой краской покрыл.

Тут, надо сказать, прослеживается фамильная история: известный шрифт написания «Современника» и его афиш в середине прошлого века придумал папа Александра — великий художник Давид Боровский: строгие, без излишеств коричневые буквы на белом фоне. И сын решил весь интерьер строго выдержать в этих же тонах. Поэтому начиная от входной зоны с кассами и заветным окошком администратора до зала и внутренних помещений — все здесь сплошь бело-карее.

В гардеробе — алюминиевые колонны, шпонированные благородным темно-коричневым дубом. В центральном фойе по боковым стенам вообще красота — с пола под потолок два изящных арочных окна. Такие были в дворянских усадьбах. Белое окно смотрит на театральный дворик, а коричневое упирается в глухую стену. О, кстати, а вот в стене и тот самый кирпич с «ъ», маркированный клеймом их производителей: так купцов Пешкова с Рахмановым увековечили в «Современнике».

Безусловным украшением фойе стали три большие, наподобие многослойного кокона, люстры — их детали только в уменьшенном виде повторяют все светильники в театре. «Современник», совсем не богатый на площади в своей зрительской зоне, в ходе капремонта умудрился прирасти новыми метрами. Итак, смотрю, что получает публика? Во-первых, музей, которого прежде не было. Для него из технического помещения над гардеробом убрали все вентиляционные короба, и вот новенькое комфортное помещение уже ждет и архивы, и экспозиции. Из арочного же окна, начинающегося прямо от пола, хорошо видно фойе. 

Второе приобретение — буфет: площадь общепитовский точки резко увеличилась за счет появления второго зала. Здесь неправильной формы сводчатые опоры, какие бывают в подвалах старых домов, такого теплого белого тона. Единственное, что смущает, так это высота потолков — мужчинам под два метра и выше явно придется наклонять голову. Но таких, как боксер Валуев или борец Карелин, к счастью, немного.

Репортеры «МК» первыми увидели обновленный «Современник». Фото: пресс-служба театра «Современник»

А теперь святая святых в храме искусств — женский туалет, куда очередь всегда в два раза длиннее, чем в мужской. В «Современнике» «М» и «Ж» махнули местами: слева — дамский, справа — мужской, так что по привычке, смотрите, не перепутайте. В женской комнате вместо восьми теперь четырнадцать кабинок.

Идем на балкон: кресла цвета пенки капучино, когда его размешаешь. Сверху отлично видно, что расстояние между рядами теперь приличное.

— Сколько было и сколько осталось в результате реконструкции мест? — спрашиваю директора.

— Процентов на десять мест уменьшилось: в основном за счет увеличения расстояния между рядами и оттого, что мы полностью отказались от откидных кресел в партере. Сейчас со стульями, которые мы установим по периметру проходов на балконе, в общей сложности мест должно быть 709. Смотри, что у нас еще появилось, — говорит мне Попов, указывая сверху на два последних ряда справа, — они снимаются, и на их место встают инвалидные коляски, много встанет. Теперь люди с ограниченными физическими возможностями в «Современник» смогут попадать по пандусу — он установлен со стороны двора: въезжают и, переехав боковое фойе, оказываются в зале.

Сцена «Современника» тоже вся в обновках — наконец у нее появилась полная нижняя механизация, которой раньше не было и в помине (а кому же она была нужна в кинотеатре?). Пять подъемно-опускных площадок, поворотный круг под залом, и когда нужно будет его использовать, сцену опустят вровень с залом, круг выплывет и с ней же поднимется наверх, как виниловая пластинка. Причем у круга два диаметра — внешний 10 метров, внутренний — семь, они могут двигаться в разные стороны.

Чтобы все механизмы поместились под сценическим пространством, строителям пришлось уходить вглубь, а там — грунтовые воды. .. Вот из-за них-то в основном, как говорит Игорь Павлович, и задержали переезд с Яузы. В день рождения худрука артисты хоть и переедут, но наладка оборудования будет идти параллельно. Вот и сейчас идет монтаж светового оборудования — группа мужчин в светло-серых комбезах монтируют на фермах и проверяют, как работает новый свет, другие — звук. Штанкеты уже прошли тестирование. Важно: «Современник» открыл собственную электрическую подстанцию — старая не давала нужного объема.

А что после ремонта получают актеры? Идем в актерскую зону: на первом этаже комната, где актеры обычно ждали своего выхода на сцену, расширилась, на месте комната реквизиторов и одна гримерка. Третий этаж считается мужским, четвертый — женским. Гримерки ждут артистов: мебель расставили — столики, зеркала, одна общая вешалка для костюмов вдоль стены, в каждой уборной — кушетка. На зеркалах, где можно смотреться в рост, шрифтом Боровского-старшего вырезано: «Театр Современник». Что ж, осталось только въехать и начать играть. Тем более что артисты не позволят своему худруку не отметить юбилей — гости званы, программа «семейного вечера» (а он именно так назван) уже готова.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Здание по адресу Чистопрудный бульвар, 19а, построено по проекту архитектора Романа Клейна в 1914 году для кинотеатра «Колизей». В нем с 23‑го по 32‑й год работал Первый рабочий театр Пролеткульта, а с 33‑го по 36‑й — театр ВЦСПС. В начале 70‑х к нему пристроили сценическую коробку, и фундаменты обоих зданий, появившихся в разное время, удалось объединить. Вот в него-то торжественно, с разрезанием ленточки, «Современник» переехал в 1974‑м.

Подписаться

Авторы:

Театр

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27863 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете:
«Современник», наконец-то ты в обновках!

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Зерновая сделка приостанавливается из-за теракта в Севастополе

    53370

    Крым

    Фото: Pixabay. com

  • «У девочки началась истерика»: что творилось в момент обстрела автобуса в Пскове

    Фото

    40254

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • Уже 15 погибших: число жертв в развлекательном центре «Полигон» продолжает расти

    Фото

    21667

    Кострома

  • Минобоpоны РФ: Севастополь атаковали 9 летательных и 7 морских дронов

    19921

    Крым

    фото: crimea. mk.ru

  • Виновником пожара в костромском «Полигоне» оказался военнослужащий из Екатеринбурга?

    16640

    Кострома

  • Глава Ярославской области рассказал ярославцам, что делать с полученными повестками

    12853

    Ярославль

В регионах:Ещё материалы

Архитектура театра, Здания современного искусства

Архитектура театра, интерьеры, проекты театров, проекты, архитекторы, фотографии, новости Мы выбрали то, что мы считаем ключевыми примерами Архитектура театра .

Мы освещаем завершенные здания, проекты новых зданий, архитектурные выставки и конкурсы дизайна по всему миру. Основное внимание уделяется зданиям современного искусства, но также приветствуется информация о ключевых традиционных театральных зданиях и театрах.

Театральные Здания : новости + A-L

Театральная Архитектура : M-Z (эта страница)

Театральная Архитектура

Популярные Театральные Здания + Архитектурные Проекты, в алфавитном порядке:

Мариинский , Санкт-Петербург, Россия : Алмаз и 900 Schmitt Architects

изображение от архитектора
Здание Мариинского театра
Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, через Крюков канал от оригинального Мариинского театра (1860 г.), новый театр оперы/балета представляет собой сооружение аутентичной современной архитектуры, которое выгодно дань уважения его обстановке с чувственностью 21-го века. Современное оборудование позволяет одной из самых успешных компаний исполнительского искусства в мире значительно расширить свой репертуар и создавать новые произведения и инновационные постановки.

Molde Jazzhouse , Норвегия
Дизайн: 3XN Architects

изображение из 3XN
Molde Theater: победитель конкурса дизайна
энтузиасты стекаются в город на всемирно известный международный джазовый фестиваль. При проектировании нового культурного центра города перед 3XN стояла задача создать здание, которое было бы достаточно гибким и прочным, чтобы обеспечить основу для культурной жизни в обоих масштабах.

Муниципальный театр Гуарда , Португалия
Дизайн: AVA – Atelier Veloso Arquitectos

фото: FG+SG – Fotografia de Arquitectura
Муниципальный театр Гуарда
TMG расположен в Гуарде, в сельской части Португалии интерьер. Здания расположены в центральной части города к югу от старой городской черты. Участок примыкает к сплоченной городской ткани, но не имеет прямой связи с окружающим общественным пространством. Строительная площадка имеет явно невидимый контекстуалистский характер.

Музыкальный театр , Грац, Австрия
Дизайн: UN Studio Architects

фото: Театр Граца, 2008, UNStudio
Музыкальный театр Грац
была постоянной на протяжении почти десяти лет, которые потребовались для создания этого проекта. Хотя проект внешне значительно изменился с момента его создания, две темы, лежащие в основе здания и его общей организации, остались прежними.

Большой национальный театр Китая , Пекин, северный Китай
Дизайн: Paul Andreu Architects

фото от архитекторов
Национальный Большой театр Китая

Театр Ригиблик Дизайн , Цюрих, Швейцария 9003 Burg

фотография: Генрих Хельфенштайн
Здание театра Ригиблик

Королевский двор , Ливерпуль, Англия
Дизайн: Allford Hall Monaghan Morris (AHMM)

Изображение от архитекторов
Здание Королевского корта. , UK
Дизайн: RHWL совместно с Nicholas Hare Architects

фото: Nicolas Kane
Здание театра Sadlers Wells

Siracusa Scenography , Греция
Дизайн: Massimiliano и Doriana Fuksas

Фотография: Moreno Maggi
Siracusa Theatre Design Design

TAASTRUP Theatre , Copenhagen, Denmark
Design: Cobe

Фотография: Stamers

Фотография. de Quat’sous , Монреаль, Канада
Les architectes FABG

фото от архитектора
Théâtre de Quat’sous Building

Театр Мариинский II , Сен -Петерсбург, Россия
Доминик Перра

Изображение от архитекторов
Театр Мариинский здание

Трамвайные театр , Глазго, Скотленд, Великобритания
Architects

, UK
Architects

Image © ADRIAN HEATRIAN. Здание

Театр Тущинского , Амстердам, Голландия
де Йонг, архитектор

фото © Адриан Уэлч
Здание театра и кино Тущинского

Театр Unicorn , Лондон, Англия, Великобритания
Keith Williams Architects

Фото: Hélène Binet
Театральный здание Unicorn

Theatre , Almeria, Spain
Carbajal +99.9.9.999.999.999.999.999.999.999.9.9002. фото из KME Awards
Здание театра Vicar

Театр Young Vic , Лондон, Англия
Haworth Tompkins

фото © Adrian Welch
Реконструкция театра Young Vic

Больше театральных зданий онлайн вскоре

Дизайн театральной архитектуры

Ключевые новые театральные здания / проекты — без изображений, алфавит:

New Globe Theatre , Нью -Йорк, США
2003
Foster + Partners

Государственный театр Нью-Йорка здание, Нью-Йорк, США

Филип Джонсон, архитектор

Театр Ньиве Луксор , Роттердам, Нидерланды
2001
Bolles + Wilson

Tabourettli Theater , Basel, Switzerland
1987
Santiago Calatrava Architects

Torrevieja Theatre , Spain
2005
Design: Foreign Office Architects

More Arts Building projects online soon

Здания, связанные с искусством/кино

Hollywood Palladium

Лондонские кинотеатры – ключевые здания

Здание BFI IMAX

Театр Его Величества , Абердин, Шотландия, Великобритания
Дизайн: архитектор Фрэнк Мэтчем

фото © Мюриэль Уэлч

Здания / фотографии для страницы «Театральные здания» приветствие

Как менялся дизайн театральных зданий с течением времени?

Ранние театры

Первыми зданиями, использовавшимися для театральных представлений в Британии, были амфитеатры, созданные римлянами, копировавшими театры Древней Греции. Это были полукруглые сооружения, построенные сначала из дерева, а затем из камня. Они были открыты для воздуха с наклонными сиденьями, окружающими приподнятую сцену.

Средневековый театр представлялся на тщательно продуманных временных сценах в больших залах, амбарах или на открытых дворах галерейных гостиниц. Именно от них произошли елизаветинские театры под открытым небом с деревянным каркасом, такие как «Глобус» в Лондоне. Часто это были многосторонние здания с крытой платформой с одной стороны. Публика сидела или стояла в крытых галереях с другой стороны или на открытом дворе. Все представления проходили при дневном свете. Земной шар Шекспира в Лондоне, реконструкция елизаветинского театра

Театры семнадцатого века

Интерес к театру возрос в эпоху Стюартов. Многие богатые придворные и аристократы устраивали у себя дома гастрольные театральные постановки. Маски также были популярной формой отдыха для королевского двора и очень богатых людей, часто заказывавшихся для торжеств. Они будут включать в себя музыку, танцы и тщательно продуманные костюмы и декорации. Архитектор Иниго Джонс разработал декорации для нескольких королевских маскарадов, а позже занялся проектированием театральных зданий. Он совершил поездку по Италии и Франции и находился под сильным влиянием их дизайна. Ему же приписывают введение первой арки авансцены – декоративного архитектурного обрамления над распорной сценой.

После казни Карла I в 1642 году театральные представления были запрещены из-за угрозы народных беспорядков. Театры закрылись, многие снесли.

После восстановления монархии двадцать лет спустя интерес к театру возобновился. В награду за их верность короне Карл II выдал патенты двум лондонским театральным труппам, Давенанту и Киллигрю, на постановку драмы. Они выступали на разных площадках по всему городу, прежде чем открыли постоянные театры на Друри-Лейн и Ковент-Гарден. Позже король выдал ограниченные патенты еще нескольким театрам в Лондоне. Однако к этому времени театральные здания начали меняться под влиянием европейских. Теперь они были крытыми, со сценами для сменных декораций, которые двигались в нужное положение с помощью канавок в полу. Остальные декорации прилетали сверху. Для размещения этих сложных декораций за сценой требовалось больше места.

Театры восемнадцатого века

Закон о лицензировании 1737 года ужесточил цензуру драмы, передав ее под контроль лорда Чемберлена. Только патентованные театры могли ставить драму, известную как законный театр. В непатентных театрах исполнялись мелодрамы, пантомимы, балеты, оперы и мюзик-холл (бурлеск). Поскольку в них использовалась музыка или музыкальные интерлюдии, они не могли классифицироваться как пьесы и считались незаконным театром, поэтому на них не распространялся Закон о лицензировании.

Позже ряд королевских патентов был выдан городам за пределами Лондона. Они стали известны как «Королевские театры». Многие из них до сих пор функционируют и были построены в сдержанном неоклассическом стиле. F açade бывшего Королевского театра, Труро

Также в восемнадцатом веке компании игроков начали совершать регулярные поездки между рыночными городами. Они создали свои собственные театры, называемые театрами, которые были похожи по форме и размеру. Это позволило легко возводить и повторно использовать стандартные декорации, что облегчало гастроли. Были построены сотни, скромных размеров и внешнего вида. Их интерьер был простым и состоял из прямоугольной комнаты с плоским полом и сценой, которая проецировалась на публику. Люди сидели на скамейках на полу перед сценой или на балконах у трех оставшихся стен, поддерживаемых колоннами или деревянными столбами. Любые декорации размещались в глубине сцены. Богатые могли заплатить немного больше, чтобы сидеть на сцене не только для лучшего обзора, но и для того, чтобы их видели остальные зрители и актерский состав. Эти театры были открыты в течение ограниченного периода времени, а когда они не были нужны для представлений, их можно было использовать для других функций, например, в качестве актовых или бальных залов.

Театры имели в основном деревянные интерьеры, которые всегда подвергались риску возгорания. В 1794 году в лондонском театре Друри-Лейн была представлена ​​​​первая железная защитная занавеска, которая в конечном итоге стала обязательным требованием во всех крупных театрах. У него также был большой резервуар для воды на крыше — функция, которую переняли другие театры, — для тушения пожара на сцене. Театр также начал делать свои декорации более огнеупорными.

К концу века фасады многих городских театров были построены в более импозантном классическом стиле. У некоторых даже были портики, похожие на те, что можно увидеть на фасадах больших городских или загородных домов. Они были добавлены в основном для зрелища, но некоторые из них позволяли богатым выйти из экипажей и войти в театр, не подвергаясь воздействию ненастной погоды.

Театры девятнадцатого века

В начале 1800-х посещаемость театров уменьшилась, отчасти из-за экономического спада и низкого уровня актерского мастерства и постановки. Покровительство со стороны среднего класса также упало из-за все более плохой репутации театра и его шумного характера. Следовательно, многие театры закрылись или были переоборудованы для других целей.

Промышленная революция привела к тому, что многие люди из сельской местности мигрировали в расширяющиеся промышленные города. Это привело к упадку сельских театров, хотя некоторые гастрольные компании по стране продолжали работать, но в основном за счет переоборудования амбаров. Однако в более населенных городских центрах значительно увеличилось строительство театров.

В 1843 году Закон о театрах отменил патентную монополию и разрешил лорду Чемберлену выдавать театральную лицензию любому подходящему лицу. Это поощряло строительство новых театров, неизменно спекулянтами, ищущими прибыли. Однако новые лицензии лорда-камергера запрещали употребление алкоголя в зрительном зале. Это привело к закрытию многих небольших театров-салунов, которые зависели от продажи алкоголя, чтобы остаться в бизнесе.

Тем не менее, то же самое законодательство позволило магистратам выдавать лицензии публичным домам на проведение различных развлечений, что привело к созданию новой формы популярных театральных развлечений, известных как мюзик-холл. Очень скоро к трактирам были пристроены концертные или ужинные залы, в которых можно было продавать алкоголь и подавать еду во время своих музыкальных постановок. Обычно это были хорошо освещенные комнаты с ровным полом и простой открытой сценой с небольшими декорациями или без них. Зрители сидели на скамейках или за столами перед сценой или на балконах у одной или нескольких стен. Они могли свободно приходить и уходить в течение вечера и не ограничивались временем выступления.

Со временем для этой новой формы развлечения был разработан особый тип театрального здания, названного мюзик-холлом. У них было меньше столов перед сценой, и они использовали пространство для сидения на скамейках, чтобы вместить больше людей. Сотни домов были построены в районах проживания рабочего класса для зарабатывания денег. Гравюра Мюзик-холла Уилтона, Лондон

К середине девятнадцатого века здание театра стало специализированной архитектурной дисциплиной, возглавляемой такими архитекторами, как Дж. Т. Робинсон и К. Дж. Фиппс. Им было поручено построить еще большие театры, с более грандиозными аранжировками перед домом и более роскошными общественными помещениями.

Часто старые театры сносили и перестраивали, чтобы вместить больше зрителей. В зрительном зале прямоугольные галереи стали заменяться подковообразными балконами, огибающими сцену и обеспечивающими лучший обзор.

Намерение состояло в том, чтобы придать респектабельность походу в театр и сделать его более социально приемлемым для среднего класса. Для этого разные классы были разделены: финансово по стоимости билетов; и физически требованием использования отдельных входов и выходов и маршрутов движения. Богатые входили через освещенные входы, с парадными лестницами и богатыми коврами: более дешевые места — через меньшие боковые или задние входы, с менее парадными лестницами и общественными местами. Кроме того, ямы со скамейками перед сценами были заменены более удобными сиденьями и проходами с ковровым покрытием для богатых. Более дешевые места теперь были ограничены задними кабинками за деревянным барьером, известным как «яма», и балконом или галереей.

Хотя большая часть населения любила театр, он не всегда был доступен по всей Британии. В сельских районах Уэльса был популярен портативный театр. Эти театры гастролировали по стране, их можно было легко разобрать и перевезти. Они были хорошо поддержаны в небольших городах и деревнях, которые не могли поддерживать постоянные театральные площадки, и просуществовали до Первой мировой войны. Освещение было изменено со свечи на газ, а затем на электричество в результате строгого законодательства в области здравоохранения и безопасности. Оба излучали более яркий свет, что позволяло режиссерам использовать освещение для театрального эффекта.

Дальнейшее законодательство требовало, чтобы зрители, сидящие на всех уровнях, могли быть быстро и безопасно эвакуированы в случае пожара или эвакуации в панике. В большинстве театральных интерьеров использовалось много дерева, включая сиденья, балконы и опоры. В то время средний срок службы театров составлял чуть менее двадцати лет из-за риска возгорания. Трагедии, такие как пожар в Королевском театре в Эксетере в 1887 году, в котором погибло более 190 человек, привели к более тщательному планированию новых театров или реконструкции старых. Пожарные выходы и пути эвакуации стали обязательным требованием. Сепия, иллюстрация пожара 1867 года в Театре Ее Величества в Лондоне

Еще одним нововведением стало развитие консольных балконов. Эти конструкции со стальным каркасом, залитые бетоном, не нуждались в опорных колоннах, мешающих зрительному обзору сцены. Бетон вскоре стал популярным материалом для театральных интерьеров не только из-за его огнестойкости, но и потому, что ему можно было придавать сложные изогнутые формы.

Побережье и цирки

Расширение железных дорог в девятнадцатом веке позволило городскому населению добраться до побережья. Эти посетители любили подышать морским воздухом, прогуливаясь вдоль набережной и длинных пирсов, которые все дальше уходили в море и которые строились в большем количестве с 1860-х годов.

На некоторых из этих коммерческих предприятий были построены театры или эстрадные залы, и они стали важным элементом местной приморской экономики. Однако после начала Второй мировой войны многими начали пренебрегать, и к 1960-м годам изменение схемы отдыха и рост цен привели к тому, что многие из них были закрыты, и их заменили прибыльные игровые автоматы.

Ипподромы, или цирки, также были популярной формой развлечения в викторианскую эпоху и развились из интереса к конным развлечениям в конце восемнадцатого века, которые проходили в круглых вольерах. Они были построены в крупных городах и на морских курортах в зданиях, похожих на театры, чтобы представлять живые выступления животных, хотя их шоу часто включали выступления людей. Tower Circus, Блэкпул

Некоторые ипподромы могут быть даже затоплены для зрелищных водных шоу. Очень немногие из них используются сегодня, большинство из них переоборудованы для других целей или снесены, но их часто можно узнать по использованию форм животных в их украшении.

Расцвет театрального искусства

Период с 1880-х годов до Первой мировой войны был величайшей эпохой театрального строительства. В то время в Британии действовало более 1000 профессиональных театров, некоторые из которых были построены синдикатами, создававшими цепочки гастрольных театров. Новые архитекторы, такие как У. Г. Р. Спраг и Т. Верити, прославились своими работами и могли проектировать театры в соответствии с меняющимися строгими строительными нормами.

Вероятно, самым плодовитым был Фрэнк Мэтчем, спроектировавший или отремонтировавший более 120 театров. Он был известен своей отличной планировкой и роскошными интерьерами. Большой оперный театр Фрэнка Мэтчема, Белфаст

Развитие гидравлического (водяного) сценического оборудования позволило ставить более зрелищные постановки. Шоу со все более амбициозными спецэффектами разрабатывались для привлечения и удержания аудитории. Однако для этого требовалось больше места за кулисами для хранения и эксплуатации.

Мюзик-холлы по-прежнему были очень популярными местами развлечений, но их обычно называли эстрадными театрами из-за разнообразия выступлений в их представлениях. Чтобы сделать их более подходящими для семей, употребление алкоголя было запрещено в зрительном зале, хотя его все еще можно было употреблять в барах в перерывах или до и после выступлений. Внутри они стали больше похожи на обычные театры. Вход был платным за определенные места, как это было в случае с театрами, показывающими драмы, и что гарантировало, что семьи могут сидеть вместе.

Театры начала двадцатого века

В начале двадцатого века в эстрадные счета был введен новый компонент, что в конечном итоге привело к закрытию сотен театров и мюзик-холлов. Это был биоскоп, предшественник кинематографа. Он был настолько популярен, что в новых или отремонтированных кинотеатрах часто предусматривались условия для показа фильмов.

Фильмы были немые, но в сопровождении музыки, обычно органной. Эти театры стали известны как киновариации из-за сочетания эстрады и кино. Некоторые дальновидные архитекторы включили в свои планы отдельный проекционный зал. Это обеспечило выживание некоторых кинотеатров, поскольку будущее законодательство о пожарной безопасности требовало, чтобы в любом здании, где показывали фильм, был отдельный проекционный зал. Однако театры, коммерческое выживание которых зависело от кинематографа, вскоре закрывались, если не соответствовали новым правилам.

Первая мировая война приостановила строительство театра, но к тому времени оно достигло пика, и спрос был удовлетворен. К тому времени в крупных городах могло быть два или три театра, а в городах — до дюжины. Депрессия еще больше повлияла на посещение театров и театральное строительство. Однако владельцев кинотеатров беспокоила растущая популярность кино. Быстро возникали суперкинотеатры, многие из которых были спроектированы в радикально новом художественном стиле, известном как ар-деко или «голливудский стиль». Это, в свою очередь, повлияло на реконструкцию некоторых новых театров, которые стремились к более «современной» привлекательности, гламуру и блеску. Предложения для театра «Новая Виктория» (теперь «Аполло-Виктория») в Лондоне, 1928 г.

По обе стороны Первой мировой войны в театре произошли значительные изменения. Клубные театры были созданы в ответ на консервативный характер коммерческого театра. Чтобы избежать цензуры со стороны лорда-камергера, они работали как частные клубы, в которых «члены» платили абонентскую плату, а не вступительный взнос. Эти театры были крошечными и показывали специализированный, политический и экспериментальный театр, а также демонстрировали работы иностранных писателей.

Кроме того, зарождающаяся Лейбористская партия стремилась повысить образовательный уровень и возможности рабочего класса посредством культурных мероприятий. Это привело к созданию в 1911 году таких театров, как Народный театр в Ньюкасл-апон-Тайн. Он использовал театр как способ защиты социальных изменений и просвещения масс. Одним из его достижений было открытие Театра единства в Лондоне в 1919 г.36, в бывшей часовне.

Следующей инициативой того времени был Репертуарный театр, или «реп». Он развивался в регионах и спонсировался богатыми театральными благотворителями, стремившимися познакомить публику с широким спектром театров по доступной цене. Эти спонсоры также стремились поддержать местных писателей и помочь в обучении молодых региональных актеров. Некоторые «репутационные» компании приобрели существующие театры при содействии своих спонсоров.

Вторая мировая война и после

Во время Второй мировой войны CEMA (Совет по поощрению музыки и искусства) был создан для развлечения гражданского и военного населения, часто в общественных или церковных залах или во временных театрах в лагеря. Эта инициатива и последующий интерес к искусству в целом привели к образованию Художественного совета в 1946, что позволило использовать государственные деньги для поддержки театров в регионах, в том числе для строительства новых театров. Белград в Ковентри был первым специально построенным театром после войны. Белградский театр, Ковентри

После Второй мировой войны именно телевидение привело к упадку театра. К тому времени многие старые театры считались устаревшими и не соответствовали современному образу жизни рабочего класса. Сокращение аудитории и увеличение затрат на техническое обслуживание привели к сносу многих театров, особенно если они располагались в центрах городов, пострадавших от бомбардировок, которые планировалось перестроить. Другие были преобразованы для других целей, таких как залы для игры в бинго или ночные клубы.

В 1960-х и 1970-х годах местные советы были главными строителями новых театров, как правило, в рамках своих культурно-досуговых программ. Любые новые или заменяющие театры часто интегрировались в многоцелевые общественные комплексы, которые включали другие удобства, такие как библиотеки, музеи, спортивные залы, бассейны и торговые площади.

Эти новые «общественные театры» часто проектировались для многоцелевого использования и строились в более функциональном архитектурном стиле. Они предоставили возможность поэкспериментировать с различным расположением аудиторий, причем некоторые из них были построены в менее традиционных формах, таких как круговой театр, внутренний двор или с широким одинарным рядом сидений и открытой сценой.

В 1968 году цензура закончилась, и спектакли, обычно показываемые в клубных театрах, теперь можно было ставить в обычных театрах. Был также взрыв бахромы и альтернативного театра. Некоторые компании приобрели и адаптировали ненужные здания для репетиций и презентаций.

Обеспокоенность по поводу утраты старых театров привела к принятию мер по сохранению, восстановлению и повторному использованию театральных зданий. Наконец, некоторые из них были внесены в список в 1970-х годах из-за их архитектурного или исторического интереса.

Затем, в 1976 году, был принят Закон о доверительном управлении театров, в соответствии с которым была основана новая организация, Доверительный фонд театров, Национальный консультативный общественный орган по делам театров, которому было поручено защищать театры и их использование, а по закону — консультировать по всем заявлениям на планирование, затрагивающим землю.