Свято петровский монастырь г москва официальный сайт: Обитель Петрова

Высоко-Петровский монастырь

Что мы посещаем в новых городах первым делом? Конечно же, храмы. Даже если мы далеки от религии, то все равно — из любопытства или интереса к архитектуре — зайдем в величественный собор Рима или маленькую приземистую церквушку где-нибудь на Русском Севере. По крайней мере, я всегда так поступаю в путешествиях. Величие Сан Пьетро или тишина Соловецкого монастыря вдохновляет и дает пищу для размышлений. В Москве насчитывается около тысячи храмов, и самые главные из них прекрасно всем известны. А вот Высоко-Петровский монастырь знают немногие, хоть и расположен он в самом сердце нашего древнего города. Почему так получилось? Что скрывается за толстыми монастырскими стенами красного кирпича? По моему мнению, Высоко-Петровский монастырь — одно из мест силы в современной Москве. Даже когда на Тверской сотни автомобилей стоят в пробке, а на Красной площади проходит очередной концерт, здесь, на старинной улице Петровке, тихо и малолюдно. Попробуем разобраться, почему.

История Высоко-Петровского монастыря в Москве

До конца точно не известно, кто основал Высоко-Петровский монастырь. Возможно, это был митрополит Киевский и всея Руси Петр. А возможно, Иван Данилович Калита, который сейчас причислен к лику святых. Именно он укрепил и сплотил Московское княжество.

По легенде, князю было видение, после которого он построил храм и назвал его в честь митрополита Петра — Петропавловским. Есть еще и третья версия его возникновения: якобы Дмитрий Донской, вернувшись с Куликовской битвы, заложил на пересечении улицы Петровки и Петровского бульвара храм в знак победы русской армии.

Так или иначе, в 1315 году храм возвели. Вокруг него появлялись здания, и постепенно место стало не просто храмом, но монашеской обителью.

У Петропавловского храма была непростая судьба. Впрочем, в те времена, когда Москва была деревянной, многие городские постройки подвергались опасности. Так, в конце 15 века, после очередного вражеского набега, сгорела половина города, в том числе и храм. Летом 1517 года церковь восстановили в камне. Как раз тогда впервые храм назвали тем именем, с которым он дошел до наших дней: Высоко-Петровский. Век спустя, когда из Москвы изгнали польских интервентов (они тоже нападали на монастырь), здания обнесли каменной стеной. В этом кадре она хорошо заметна, это вид с улицы Петровки. Кстати, Петровка и окрестные улицы (Петровские линии, Петровский бульвар) получили свои названия именно благодаря Высоко-Петровскому монастырю.

Монастырь получил статус ставропигиального, это во все времена считалось очень важным и почетным для обители. К примеру, на сегодняшний день в России всего 33 ставропигиальных монастыря. Давайте разберемся, что же это означает.

Статус ставропигиальных присваивают только православным монастырям, соборам, лаврам и даже духовным школам. Он делает их независимыми от местной епархиальной власти. Такие религиозные учреждения подчиняются напрямую патриарху. В переводе с греческого языка «ставропигиальный» буквально означает «водружение креста» — подразумевается, что крест на вершину собора устанавливается лично патриархом. По крайней мере, так было раньше. Пожалуй, наиболее известным нам ставропигиальным собором является Свято-Троицкий. Он расположен в Троице-Сергиевой Лавре.

Но вернемся к Высоко-Петровскому монастырю. В конце 17 века он начал чувствовать себя еще лучше благодаря Кириллу Нарышкину, деду Петра Великого. На самом деле Кириллу Полуэктовичу здорово повезло в жизни. Он родился под Тарусой, был женат на помещице, а сам имел звание ротмистра, принимал участие в войнах и дослужился до главы стрелецкого полка.

Дальнейшую судьбу их семьи решил удачный брак его дочери Натальи Кирилловны с — ни много, ни мало — царем Алексеем Михайловичем (для него это был уже второй брак). Незадолго до рождения внука (будущего императора Петра Первого) Кирилл Полуэктович был пожаловал в дворяне, а вскоре и в бояре. А вот портрет Натальи Кирилловны, матери Петра.

Так какую же роль сыграли Нарышкины в жизни Высоко-Петровского монастыря?

Дело в том, что усадьба Нарышкиных располагалась совсем рядом со стенами монастыря. А все семейство было так обрадовано рождением наследника, маленького Петеньки, что дед подарил зятю усадьбу. Но так как зятем был царь, и очередная усадьба ему, видимо, была ни к чему, он передарил ее монастырю. И территория обители выросла сразу в два раза. Любопытно, что спустя десяток лет в стенах монастыря были похоронены почти все члены семьи Нарышкиных. Петр Первый (когда уже стал правителем Российской Империи) завершил строительство Боголюбского храма на территории обители и сделал его фамильной усыпальницей своих предков по материнской линии.

Также благодаря Петру построили святые ворота и Покровскую церковь над ними — получился очень нарядный и величественный вход в монастырь.

В последующие пятнадцать лет монастырь жил своей тихой размеренной жизнью, пока не наступил 1812 год. Когда войска Наполеона взяли-таки Москву, в храмах обители жили французские кавалеристы. Они разграбили и разрушили даже надгробия захоронений (Нарышкиных в том числе), а у монастырских стен совершались публичные казни. Часть церковных реликвий, впрочем, монахам удалось вывезти в Ярославскую губернию. После французского нашествия две церкви (Покровская и Пахомиевская) были закрыты. К счастью, монастырь и его жители оправились от нанесенного удара, и в первой половине 19 века здесь открылось духовное училище и Московская епархиальная библиотека.

К началу непростого для церкви 20 века Высоко-Петровская мужская обитель насчитывала 15 насельников (так называют монахов, которые проживают в монастыре постоянно). Это всего в три раза больше количества храмов на территории обители. К слову, сейчас на территории монастыря расположено пять церквей и соборов: церковь преподобного Сергия Радонежского, церковь Петра и Павла, собор святителя Петра Митрополита, собор Боголюбской Божьей Матери и церковь Толгской Божьей Матери. В кадре главный собор монастыря и один из самых необычных по своей архитектуре — собор Петра Митрополита. Он стал первым многолепестковым храмом на Руси.

Еще тут есть часовня Казанской иконы Божией Матери и надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А меня больше всего впечатляют красные кирпичные стены и фасад обители. Даже если просто спешу куда-то по Петровке, всегда ими любуюсь.

Возвращаемся в 1917 год. После революции наступили неспокойные для монастыря времена. Храмы удивительным образом оставались действующими аж до 1929 года, а вот жилые помещения большевики ликвидировали. Последним закрыли Боголюбский храм. Надгробия на могилах бояр Нарышкиных снова разрушили, кресты с куполов сняли.

А чтобы площадь не пустовала, в церкви организовали ремонтный завод. В других храмах располагались спортивные залы, литейные цеха, библиотеки и даже коммунальные квартиры! В Советском Союзе помещения не пропадали даром, все шло в дело. Между прочим, Боголюбский храм не восстановлен и по сей день (хотя богослужения здесь проводятся.), ему нужна реставрация. Внутреннее «убранство» собора выглядит так.

В 50-е годы монастырь хотели вообще сравнять с землей: надо было расширять автомобильные дороги, а не молиться богу и сохранять древнюю архитектуру. К счастью, обитель устояла, и к началу 60-х была признана памятником архитектуры. В церковных стенах открылся Литературный музей и театральные мастерские.

Полноценная реставрация Высоко-Петровского монастыря началась лишь в 2009 году. Год спустя здесь освятили и новый колокол — «Святитель Петр». Жизнь монахов и прихожан постепенно стала возвращаться в привычное спокойное русло.

Что посмотреть в Высоко-Петровском монастыре

Сейчас на территории Высоко-Петровского монастыря действуют несколько храмов и церквей, я уже перечислила их выше. В них регулярно проводятся богослужения и отмечаются религиозные праздники.

Несмотря на разрушения, которые монастырь претерпел в Советские годы, в храмах обители сохранились ценные святыни. В числе наиболее интересных я бы отметила главную святыню монастыря — мощи Святителя Петра (помните, что по одной из версий именно он был основателем обители?). Мощи хранятся в ковчеге (он стоит в храме Сергия Радонежского), который монастырю подарил Патриарх Кирилл. Каждую субботу ковчег выносят, чтобы желающие могли поклониться ему. Патриарх также передал обители крест с частицей Креста Господня. На этом кресте, по христианскому вероучению, распяли Христа.

Также в храме Сергия Радонежского хранятся мощи Святых апостолов Петра и Павла, а еще — самая важная и почитаемая икона Высоко-Петровского монастыря, ростовая икона Святого Петра.

В 2000-е годы благотворитель преподнес монастырю подарок: частицы мощей Серафима Саровского в шкатулке, лоскут мантии старца и кусок валуна. Как гласит легенда, на этом камне святой молился ровно тысячу дней и ночей. А шкатулка много путешествовала, попадала в руки к разным людям и, наконец, оказалась у антикваров, которые и передали ее монастырю. Очень символично, что обитель получила такой подарок в год столетия со дня прославления преподобного Серафима.

Даже людям не воцерковленным известна история, как Святой Серафим Саровский кормил из рук дикого медведя. Зверь приходил к монаху из леса, а тот угощал его хлебом. Никто не мог поверить, что дикое животное не трогает святого. Этот сюжет нашел отражение во многих произведениях искусства.

Есть в монастыре и фрагмент мощей Святого Сергия Радонежского. Верующие люди всегда могут приехать в обитель и помолиться в любой церкви. Чтобы прихожанам было проще узнавать все о событиях, происходящих в монастыре, насельники стараются идти в ногу со временем. У обители есть свой сайт, страница в Instagram и других социальных сетях. Там пресс-служба монастыря рассказывает подписчикам о мероприятиях, делится ретро фотографиями и даже иногда выкладывает видео. На сайте вы найдете информацию о священниках, игуменах и архимандритах обители, посмотрите презентацию, ознакомьтесь с подробным расписанием богослужений. Уточнить расписание служб можно и по телефону: +7 495 623 7580.

Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Мне больше всего нравится бывать здесь на закате. В это время суток тени от древних деревьев красиво ложатся на церкви, а красные стены кажутся еще ярче.

Где находится Высоко-Петровский монастырь

Обитель расположена в самом центре Москвы, на пересечении улицы Петровки и Крапивенского переулка.

Точный адрес — ул. Петровка, 28/2.

Добираться до Высоко-Петровского монастыря проще всего пешком (припарковаться на Петровке обычно сложно). Ближайшие станции метро: Чеховская, Трубная, Тверская, Пушкинская, Кузнецкий мост. Каждый из этих путей хорош и интересен. Если пойдете от Тверской, прогуляетесь по Страстному бульвару, а потом, на пересечении с Петровкой, увидите вот такое здание и колокольню монастыря.

Любопытно, что раньше этот трехэтажный дом постройки 1901 года тоже принадлежал обители. Здесь находились богадельни, а само здание было деревянным. После революции его у монастыря забрали, а сейчас тут рестораны и жилые квартиры. Относительно недавно, в 90-е годы, сверху пристроили еще один этаж.

Интересно будет прогуляться и от Кузнецкого моста — сначала по улице Кузнецкий мост вниз, потом — вправо по Петровке.

Я люблю эту улицу: она нешумная и какая-то европейская. Загляните в Петровский пассаж (до 1917 года — Фирсановский, по имени его основателей) — это красивое дореволюционное здание имеет статус архитектурного памятника федерального значения.

В советские годы здесь шили белье для армии, проектировали дирижабли и показывали кино. Сейчас тут расположены магазины известных марок.

Вообще Тверской район Москвы, в котором расположен Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, мой любимый. Он примечателен с исторической и архитектурной точки зрения, здесь проходит главная городская артерия — улица Тверская, есть хипстерский сад Эрмитаж, а еще — усыпанные зданиями в стиле конструктивизм Тверские-Ямские улицы. Я уверена, что после посещения великолепного Высоко-Петровского монастыря каждый придумает маршрут себе по душе.

Высоко-Петровский монастырь. Часть 3: bogachkova1957 — LiveJournal

Продолжение экскурсии по Высоко-Петровскому монастырю, начало смотрите Часть 1 и Часть 2.  

Нам осталось рассмотреть два храма монастыря, построенные в середине XVIII века в стилистике, отличной от нарышкинского барокко.

Храм Толгской иконы Божией Матери. 1744-1750. Арх. И.Ф. Мичурин (?). Фото 2021.

Храм Толгской иконы Божией Матери построен одним из последних в обители и завершает архитектурный ансамбль центральной части монастыря со стороны улицы Петровка. Был заложен в день празднования в честь этой иконы, так как 8 августа 1689 года, Пётр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта. Храм был построен в стиле барокко в 1744-1750 годах между колокольней и Братским корпусом. Храм одноглавый, на подклете, прямоугольный в плане, бесстолпный, с 5-гранной апсидой. 

План Храма Толгской иконы Божией Матери.

Западный фасад, на котором раньше в центре была мозаичная икона, выходит на Петровку. Стены снаружи декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами и украшена волютами. Проект храма принадлежит, вероятно, архитектору И.Ф. Мичурину или архитектору его школы. Строился на средства статс-дамы Н. А. Нарышкиной, родственницы Петра I. 

Храм Толгской иконы Божией Матери. Западный фасад. Восстановлена икона, правда, не мозаичная. Фото 2021.
Главка храма с барочными волютами. – Керамическая икона Богоматерь Толгская, расположенная на апсиде храма с северной стороны.

Толгскую церковь закрыли после Октябрьской революции в 1926 году. Сначала в ней располагались коммунальные квартиры, затем склад Росизопропаганды. Отреставрирована была, как и все храмы монастыря, архитектором Б.П. Дедушенко.

Интерьер Толгского храма Высоко-Петровского монастыря менялся несколько раз. Старинный иконостас после закрытия храма в 1926 году передали в какую-то другую церковь, где он сохранялся до настоящего времени.

Иконостас Толгского храма Высоко-Петровского монастыря. ГНИМА и Москва Православная. Фото 1910.

После освещения храма интерьеры в 2003-2004 годах расписывал художник-иконописец Чашкин А. И. Керамические иконы для иконостаса в те же годы выполнил художник Г.В. Куприянов, который ранее украсил Покровскую надвратную церковь монастыря. В храме также была устроена керамическую купель для крещения.

Иконостас храма Толгской Божией Матери. Фото Г.В.Одинцова — 2013.

В 2019 году иконостас с керамическим иконами демонтировали (он будет установлен в реставрируемом в настоящее время храме святых апостолов Петра и Павла над южными воротами монастыря) и установили или новый, повторяющий аутентичный или тот самый родной, который хранился в другом храме – точно не установила.

Иконостас храма Толгской Божией Матери. Фото Чеботаря Александра Мирчевича – 2020.
Страшный Суд. Роспись западной стены. Художник Чашкин А. И. Фото Чеботаря Александра Мирчевича – 2020.
Толгский женский монастырь. Роспись южной стены. Художник Чашкин А. И. Фото Чеботаря Александра Мирчевича – 2020.

Из святынь храма сохранился точный список Ярославской Толгской иконы Божией Матери, чудесно обретенной в водах реки Толга в 1314 году. Икона была выполнена в 1744 году известным иконописцем Иваном Андреевым

Точный список Ярославской Толгской иконы Божией Матери. 1744. Иван Андреев.

В 1920 году эта икона попала в запасники Государственного исторического музея, где находится до сих пор. Благодаря этому она была спасена от уничтожения, которому подверглись большинство икон Высоко-Петровского монастыря. В 1980 году икона была отреставрирована И.А. Гоголевой. Третий год подряд икона Толгской иконы Божией Матери на один день доставляется в монастырь для совершения богослужения. 

Посвящение храма Высоко-Петровского монастыря именно Толгской Божией Матери представляет редкость для Москвы, поскольку ее почитание с самого начала было связано с Ярославлем. Согласно описаниям, в 1314 году, в княжение святого Давида Федоровича Ярославского, на берегу притока Волги реки Толги епископ Ростовский Трифон, возвращавшийся из Белозерского края в Ростов Великий, имел видение. В огненном столпе ему явилась Богоматерь с Предвечным Младенцем. На месте явления епископ «нача своима руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу». Построенный в течение одного дня, иначе – обыденный, храм был посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы, в нем помещен новоявленный образ, а решением святителя Трифона здесь же основана мирская обитель и назначен праздник явления иконы – 8 августа.

Храм святых апостолов Петра и Павла (Храм Пахомия Великого) выстроил в 1753-1755 годах настоятель монастыря архимандрит Пахомий и освятил во имя преподобного Пахомия Великого, своего небесного покровителя. Расположился храм в юго-западном углу монастырского двора. Основанием для него послужили белокаменные ворота бывшей усадьбы Нарышкиных. 

Южный двор с храмом святых апостолов Петра и Павла и братскими кельями. Фото 2021.
Южный двор с храмом святых апостолов Петра и Павла и братскими кельями. Фото 1980.

Кирпичная барочная церковь святых апостолов Петра и Павла представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом с декоративной главкой и сильно выступающей пятигранной апсидой. Церковь поставлена на открытом гульбище, объединяющем храм с кельями, и украшена пилястрами, треугольными фронтонами над входами, наличниками с лучковыми фронтонами, декоративными глухими нишами и окнами на гранях восьмерика с барочным обрамлением. Одна из наиболее интересных построек в стиле барокко середины XVIII века в Москве, возможно, построена по проекту Д.В. Ухтомского, который в это время работал в монастыре.

Храм святых апостолов Петра и Павла. 1753-1755. Арх. Д.В. Ухтомский (?). Фото 2021.
Западный фасад.

У этой надвратной церкви очень трудная судьба. Во время наполеоновского нашествия 1812 года храм Пахомия Великого был так сильно осквернен, что его восстановили и освятили вновь лишь спустя сто лет, в 1914 году, но уже во имя апостолов Петра и Павла. После революции храм, естественно, был закрыт и использовался как коммунальные квартиры. Во время московского урагана 2012 года со строительной площадки соседнего здания на храм упал башенный кран. В результате падения была серьезно повреждена кровля.  В 2014 году на средства города кровля храма была полностью отреставрирована, был установлен вызолоченный крест на отреставрированный купол. В настоящее время снаружи храм полностью отреставрирован, сейчас ведется восстановление внутреннего убранства. В храме будет установлен иконостас с керамическими иконами 2004 года из храма Толгской Божией Матери.

План южных ворот и храма Петра и Павла.

Сооружением Толгского и Петропавловского храмов был завершен в основных своих очертаниях архитектурный ансамбль Высоко-Перовского монастыря, который стал поистине выдающимся произведением русской культуры, запечатлевшим красоту и достоинства стиля нарышкинского барокко и дивное мастерство художников, его сотворивших. 

Позднее было построено только одно здание – в 1890 году архитектор С.Крыгин пристроил новые братские кельи в стиле русского узорочья к Нарышкинским палатам.

Новые братские кельи Высоко-Петровского монастыря. Вид с Петровки. 1890. Арх. С.Крыгин. Фото 2021.

Для общей картины привожу план всех строений монастыря.

План первых этажей всех строений монастыря: 1 — Собор Петра Митрополита. 2 — Боголюбский храм. 3 — Усыпальница К.П. Нарышкина. 4 — Колокольня с церковью Покрова над Святыми воротами. 5 — Настоятельный корпус. 6 — Храм Сергия Радонежского. 7 — Братские кельи XVII века или палаты Нарышкиных. 8 — Монастырские службы. 9 — Толгский храм. 10 — Храма Петра и Павла над южными воротами. 11 – Монастырская стена. 12 – Братские кельи XIX века.

И в конце немного интересного из жизни Высоко-Петровского монастыря. Например, несмотря на официальное закрытие монастыря в 1918 году, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание).

Интересным событием в монастыре стало открытие в ходе археологических раскопов колодца XVII века. Колодец находится на месте, где раньше был жилой двор и усадьба Нарышкиных. Колодец состоит из трех срубов, входящие один в другой, подобно матрёшке. Это первая находка такого рода в Москве.

Колодец в Высоко-Петровском монастыре. Фото 2016 с сайта https://anothercity.livejournal.com/1512134.html

Обнаруженный колодец хотели сделать музейным объектом, но по какой-то причине не стали этого делать, а просто закопали. Так что я его не видела.

И еще фото монастыря.

Использованные источники: Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. Институт археологии. Москва. 1995; О. Богданова. Высокопетровский монастырь. Русская Народная Линия. 07.09.2007; Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь — https://monasterium.ru/; Высокопетровский мужской второклассный монастырь в Москве. М, 1899. С. 6; Борис Дедушенко. К истории ансамбля московского Высоко-Петровского монастыря // Древнерусское искусство. М, 1964. С. 257; Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре. А. Сёмушкин — https://monastyri-moskvy.ru.

Монастырь Святого Петра

Да пребудет над нами сияние Господа Бога нашего ,
и направь дела рук наших на добро. Руководи делами наших рук.
— Псалом 89

О нас

«Монастыри открывают нам окно в непрекращающуюся литургию, которая окружает престол Божий. На небесах ангельское воинство непрестанно возглашает Трижды Святую песнь, а на земле монашествующие, подобно земным ангелам, молятся день и ночь не только о своих спасение, но для спасения всего мира».

— Его Высокопреосвященство архиепископ Вениамин, Западная епархия

Пожалуйста, молитесь вместе с нами, чтобы Бог дал возможность ранчо West of the Moon в юго-западной Монтане стать монастырем Святого Петра, уединенным домом для молитв и поклонения монахов. и источник духовной силы и исцеления для верных паломников и посетителей.

«Да будут стены

Иерусалима построены».

«Жертвы Богу дух сокрушенный,

Сердце сокрушенное и сокрушенное —

Этих, Боже, Ты не презришь». Псалом 51

О нас

Сообщения, относящиеся к собору Святого Петра

Найдите здесь случайные сообщения, касающиеся развития монастыря и лагеря Святого Петра, ежегодные отчеты Фонда перед епархией, а также молитвы, проповеди, изображения и стихи, касающиеся рассказа святого Матфея о Петре. идущий к своему Господу по волнам.

Обновления

Мы предлагаем уникальный молодежный лагерь.

Каждое лето церковь Святого Петра спонсирует популярный молодежный лагерь, который позволяет молодым людям (в возрасте 14-22 лет) возрастать в своей вере, строя новый монастырь, обучаясь основным строительным навыкам и заводя дружбу с другими православными христианами со всего Северо-Запада и вне.

Мы отдаем из того, что нам дали.

Если вы хотите принять участие в этом добром деле, пожалуйста, присоединяйтесь к нам, молясь, чтобы Бог послал монахов, которых Он подготовил для этого места, и внося вклад в фонд монастыря Святого Петра. Ваш подарок покроет как расходы на строительство (в основном материалы), так и расходы на лагеря.

Пожертвовать

«Православный монастырь — это самое яркое представление Царства Божия на земле, которое может предложить Церковь. Само лицо монаха или монахини есть знак в библейском смысле того, что Христос действительно воскрес. «Потусторонняя» направленность монашества является безмолвным свидетельством для всех, кто с ним сталкивается, что это не все. Собор Святого Петра станет первым православным монастырем в штате Монтана. Для нашего братства большая честь участвовать в этой новаторской работе, продвигающей Царство».

— Иеромонах Иннокентий, настоятель Свято-Иоанновского монастыря, г. Мэнтон, Калифорния

Оставайтесь на связи с Монастырем:

Подпишитесь, если хотите получать периодические обновления и годовой финансовый отчет.

Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге, Россия

В комплексе Александро-Невского монастыря находятся одни из старейших зданий города, а также кладбища, на которых находятся могилы некоторых гигантов русской культуры, в том числе Чайковского, Достоевского и Глинки.

Монастырь был основан в июле 1710 года — через семь лет после основания Петербурга — Петром Великим недалеко от того места, где, по современным шведским картам, стояла шведская крепость Ландскрона. (Это было во время Северной войны между Россией и Швецией, так что это было символически важное место, тем более, что оно было разграблено в 1301 году войском из Новгорода под предводительством князя Андрея, сына легендарного русского полководца Александра Невского, во время предыдущей войны! ) В 1712 году на месте будущего монастыря была построена первая деревянная церковь, освященная в присутствии Петра 25 марта 1713 года. Вскоре после этого начал действовать монастырь.

  • Главный вход в Александро-Невскую Лавру

  • Двор Александро-Невской Лавры

В 1724 году была освящена новая церковь по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. Новая церковь была названа в честь Александра Невского, причисленного Русской православной церковью к лику святых, останки которого были перевезены в церковь из древнего города Владимира в пути, который длился несколько месяцев. День, когда останки были перенесены в новую церковь, ежегодно отмечался как праздник.

В 1750 году императрица Елизавета приказала построить серебряную раку для святых останков. Святыня с использованием невероятных полутора тонн чистого серебра была украшена символами знаменитого Ледового побоища на Чудском озере в 1242 году и других побед Александра. Святыня была перенесена в новый собор в 1790 году, а в 1797 году император Павел дал монастырю его нынешний чин — высший в православной иерархии — и имя: Александро-Невский Свято-Духов монастырь.

К началу 20 века на территории монастырского комплекса располагалось 16 внушительных церквей. Сегодня сохранились только пять: Свято-Троицкий собор, церковь Благовещения, церковь св. Лазаря, церковь св. Николая и церковь Пресвятой Богородицы, Всех Скорбящих Радость, которая находится над воротами монастыря.

Как и многие центры православия, монастырь пострадал от революции. К счастью, многое сохранилось, и в последние годы велись реставрационные работы.

В январе 1918 года большевики попытались захватить монастырь и его ценности, но были отброшены решительными прихожанами, созываемыми по звону монастырских колоколов. Однако вскоре после этого монастырь был закрыт, а его ценности разграблены.

В 1931-36 годах все церкви и соборы монастыря были закрыты, а в 1932 году на части территории монастыря был организован Музей городской скульптуры. Оставшееся пространство было передано городскому правительству, которое вскоре распределило его между различными институтами, офисами и складами.

После ряда ходатайств местных верующих в 1955 году Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви. Однако разрушение церковных зданий и монастырских кладбищ продолжалось, а торговля могилами продолжалась и после 1959 года, когда она была официально запрещена. Службы в Никольском храме, расположенном на кладбище за Троицким собором, начались в 1985 году. 3 июня 1989 года останки Александра Невского были перенесены обратно в собор из открытого в Казани Музея атеизма. собор, а в начале 19В 90-е годы монастырь был центром торжества жизни и подвига Александра.

  • Надгробие Петра Чайковского

  • Интерьеры Александро-Невской Лавры

Одной из главных достопримечательностей для многих посетителей являются монастырские кладбища, место упокоения многих великих деятелей русской культуры. На Тихвинском кладбище находятся многие из самых известных могил: в дальнем правом углу от ворот находится впечатляющий бюст Чайковского над его могилой, а рядом — Рубинштейна, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глинки.