Содержание
«Не закрытый, а открытый перелом» (с)
Купив в монастырской иконной лавке последний выпуск альманаха «Соловецкое море», напечатанный в этом году, я стал его листать, и увидел фотографии шведского археолога и этнографа Густава Халльстрёма (1880-1962), посещавшего в 1910 году Соловецкий монастырь. Подпись под одной фотографией меня удивила.
«Вид на Сухой док»? Почему «сухой», да еще с большой буквы? Может быть, это Густав Халльстрём так подписал фотографию?
В тот же вечер, гуляя по поселку, я увидел информационный стенд, установленный перед бывшим такелажным амбаром. Остановился, стал читать, и увидел фотографию со странной подписью.
И здесь «сухой док»? Хм…
Дошел до бывшего амбара для гребных судов, в котором сейчас размещается основная экспозиция Соловецкого морского музея.
Снова «сухой док»? Ничего не понимаю!
На следующий день я пошел в Соловецкий морской музей, и увидел в экспозиции две фотографии дока. Одну фотографию я уже видел накануне на стенде, только там было написано, что она сделана в конце XIX века, а в музейной экспозиции я прочитал на этикетке «Начало ХХ века».
Обе фотографии были подписаны как «сухой док». Так в музейной экспозиции были подписаны еще несколько фотографий этого дока.
Только док Соловецкого монастыря был не сухим, а наливным. Сухой док, это такой док, в который заводят судно, затем закрывают док, выкачивают воду, и ставят судно на кильблоки, стоящие на дне дока.
Николаевский сухой док во Владивостоке в начале ХХ века.
В наливных доках устраивают площадки рядом с ковшом, куда заводят судно. Затем док закрывают, но воду не откачивают, а наоборот, закачивают в док, отчего ее уровень повышается. Когда вода затапливает боковые площадки, судно переводят так, чтобы оно стояло над площадкой. После этого воду спускают, и устанавливают судно на кильблоки.
На фотографии хорошо видна боковая площадка бывшего монастырского наливного дока. Она заросла травой, но, тем не менее, понятно, что это не лужайка для выпаса коров. Здесь и ставили суда, корпуса которых нужно было красить или ремонтировать.
На стенде возле бывшего амбара для гребных судов, на фотографии хорошо видно шхуну, уже установленную на этой площадке.
Почему люди, работающие в Соловецком МОРСКОМ музее, считают бывшим монастырский док сухим доком, мне непонятно
Сухой док с наливным многие путают, но в купленном в монастыре еще одном альманахе «Соловецкое море» за 2019 год, я нашел еще более удивительное. В альманахе напечатана статья Созонта Сингха «Боевая служба парохода Соловецкого монастыря «Вера» в Партии траления Белого моря в 1915 г.».
Начал читать, и во втором абзаце статьи прочитал «монастырский сухой наливной док». Этого просто не может быть. То ли автор считает, что такие доки бывают, то ли не вычитал текст перед отправкой статьи в редакцию, а в редакции альманаха или прочитали статью «по диагонали», или вообще не читали.
Страница не найдена / Фотобанк Лори
Страница не найдена / Фотобанк Лори
Для полноценной работы с фотобанком необходимо, чтобы в браузере был включён JavaScript.
Пожалуйста, включите его.
+7 (495) 933 20 17
Страница /34827626%3fin-session не найдена на нашем сайте.
Если вы уверены что это ошибка, пожалуйста, свяжитесь с администрацией сайта по адресу
[email protected].
Вы можете воспользоваться поиском по базе фотобанка Лори,
чтобы найти именно то, что вам нужно.
Также предлагаем вам взглянуть на некоторые изображения из нашей коллекции:
№35904335 | №7077258 | №37582968 | №23346824 |
№29658314 | №12740724 | №36714385 | №23065144 |
№29250402 | №29795751 | №7280313 | №38430354 |
Темы
- Люди
- Абстрактное
- Архитектура
- Бизнес
- Вооружение
- Города и страны
- Животные
- Знаки и символы
- Знаменитости
- Интерьер
- Компьютерная графика и обработка
- Медицина и здоровье
- Мода и красота
- Музыка
- Наука
- Обучение
- Пейзаж
- Праздники
- Предметы
- Природа
- Промышленность
- Растения
- Религия
- Сельское хозяйство
- Спорт
- Технологии
- Транспорт
- Фактура и фон
- Ретро-изображения
- Другое
Соловецкий монастырь
Летопись монастыря
История монастырей в России всегда была драматичной. Ни время, ни люди с их идеологией не пощадили монастыри. Запустение приходит после многих веков величия. Восстановить прошлое в настоящем всегда сложно. Но люди всегда пытаются это сделать, несмотря на то, что история и время меняют религию и материю многих вещей. За более чем пять веков Соловецкий монастырь пережил многое. Это было место духовности и человеческой жестокости. Одни люди обрели здесь веру, другие встретили свою гибель.
Хроника монастыря увлекательна и трагична одновременно. В ней есть место и тем, и другим: великим управленцам и приверженцам православия. А если вам интересна уникальная история обители, то вы узнаете, что история Соловецкого монастыря – это не только религия и вера, но и архитектурные и гидравлические чудеса, великое мореплавание, удачные инвестиции, войны и мир, о дружбе и вражде.
XV ВЕК
История началась В 1429 году два старца-инока Герман и Савватий из села Сорока (ныне Беломорск) скитались по Белому морю и нашли остров. Они пришвартовались в Сосновой Луде. Здесь, на Большом Соловецком острове, решили провести много лет в молитве. Однако они были не первыми, кто посетил эти острова. Летом здесь любили рыбачить карельские рыбаки, а зимой они предпочитали оставаться на материке. Спустя шесть лет Савватий почувствовал, что его время вышло и пора уходить. После его смерти Герман решил покинуть остров. Очень скоро, в 1436 году, он хоть и вернулся, но не один. Его спутником был преподобный Зосима. В первую же ночь на острове Зосиме было видение: он увидел парящий в воздухе храм. Кстати, на Соловецких островах до сих пор можно наблюдать природный эффект «фата-моргана»: когда кажется, что острова возвышаются над водой.
Именно на том месте, которое Зосима видел в своих видениях, монахи начали строить первый храм — небольшой и деревянный. Так началась история Соловецкого монастыря. Однако первый соловецкий храм просуществовал чуть меньше ста лет, когда сгорел.
XVI ВЕК
Игумен Филипп, слывший до принятия монашества боярином из знатного богатого рода Колычевых, дал начало невероятному процветанию Соловецкого монастыря. За 18 лет управления монастырем он превратил его в успешное предприятие, в группу компаний (как их назвали бы сегодня), которые стали очень богатыми. Важнейшей отраслью промышленности стало производство соли с тремя работающими в монастыре солеварнями. Монахи выпаривали соль из морской воды (она очень соленая, знаете ли — 27 граммов соли на литр!). Продавали по 25 тысяч пудов в год (410 кг), прибыль Филипп удачно вложил в дополнительные покупки земли. Плюс Соловецкий монастырь был любимцем царя Ивана Грозного.
Благодаря этим связям весь архипелаг Филиппа находился в его личной собственности на протяжении всей его жизни. Мало-помалу имения по всему Белому морю стали собственностью монастыря. Вся западная Карелия, дальше от Мурманска, вплоть до Печенги платила церковную десятину в казну Соловецкого монастыря. Монастырь на Соловках стал крупнейшим землевладельцем в России.
Кроме того, Иван Грозный и высокопоставленные благотворители пожертвовали монастырю большие деньги. При Филиппе были построены две большие каменные церкви: Успенский собор и Преображенский собор. Также он открыл знаменитую трапезную, где собирались большие и малые собрания. В 1566 году, когда Преображенский собор был закончен, он стал самым высоким храмом в России — 45 метров высотой. Его стены были толщиной 3,5 метра. Каменное зодчество развивалось неплохо благодаря собственному кирпичному заводу монастыря: эти кирпичи из местной глины были очень крепкими.
Тогда игумен снова попросил царя об одолжении и получил разрешение на безналоговую торговлю солью. Это приносило монастырю новые баснословные прибыли. Аббат также развивал множество других отраслей, которые в конечном итоге также приносили ему очень высокий доход. В его царствование впервые были завезены северные олени из Лапландии на Большие Соловецкие и Заяцкие острова для изготовления из их шкур одежды и обуви. Сразу же был открыт кожевенный завод. Вскоре была открыта иконописная мастерская, которая могла принимать оптовые заказы на иконы до 100 штук одного сюжета. Открылась кузница, изготавливала все для хозяйственных нужд: скобы, дверные петли, подковы, гвозди, топоры, ломы…
И самое главное, благодаря Филиппу была построена уникальная гидросистема питьевых водоемов: озера соединены друг с другом, построены плотины, обращены вспять реки, углублены каналы, и в результате — монастырь имел собственное водоснабжение. А потом открыли мельницы, прачечные, бани с собственным водопроводом. До сих пор остается загадкой, как такой проект был реализован в то время?
В том веке на Соловки были отправлены первые политические церковные заключенные, а в обители была открыта первая монастырская тюрьма. С этого времени и до конца 19 в.века в камерах отбывали наказание более 500 заключенных. Однако отношения между царем и Филиппом испортились: Иван Грозный призвал соловецкого игумена в сан митрополита Московского и Руси. Но политические игры были не по зубам северянину. Был низложен с поста главы Русской православной церкви, сослан в Тверь, а затем задушен Малютой Скуратовым. В наши дни даже был снят фильм об игумене Филиппе «Царь».
XVII ВЕК
К тому времени Соловецкий монастырь владел самым большим флотом средневековой Руси. В его состав входили 36 крупных морских судов (лодий) и грузовых гребных судов (соймы) и множество более мелких судов — карбасов, деревянных парусников и т. д. Они прошли через бурное Белое море в Архангельск, Онегу, Кемь и по северным рекам. для рыбалки и перевозки грузов. В XVII веке в монастыре проживало 350 монахов и почти 700 крестьян и послушников. В конце века монастырь посетил очень важный гость — Петр Великий. И вскоре в результате этого Соловецкий монастырь стал владельцем еще нескольких монастырей и некоторых земель на материке.
В XVII веке в Соловецком монастыре произошла кровавая бойня. В кельях монастыря были убиты монахи и крестьяне — последователи предводителя повстанцев Степана Разина, не желавшие принять церковную реформу патриарха Никона. С этого времени Соловецкий монастырь стал местом ссылки всех «персон нон грата», то есть единственной официальной государственной тюрьмой России.
По уставу Соловецкого монастыря женщинам запрещалось посещать обитель и даже ступать на святую землю. Обычно они останавливались на Бабьем острове в бухте Благоденствия и молились прямо на берегу. Лишь столетие спустя устав был изменен, и женщинам было разрешено посещать богослужения. В XIX веке им разрешалось входить в храмы, но только в отгороженную шелковым шнуром часть и только под наблюдением.
XVIII ВЕК
Политика Петра Великого очень повлияла на порядок в монастыре. Однако коренные перемены произошли во время правления Екатерины Великой. Внезапно она лишила обитель земель в районе Белого моря. Монастырь довольно быстро терял свои доходы, стремительно сокращалось число монахов. С 1764 года Соловецкий Преображенский собор перестал быть самостоятельным хозяйственным предприятием. Плюс она стала ставропигией, т.е. подчинялась непосредственно Синоду. Архимандритам пришлось немного затянуть пояса и контролировать жизнь в монастыре.
Когда настоятели уезжали из монастыря, для посещения высшего духовенства они должны были подписывать бумажные распоряжения своим заместителям, келарам и счетоводам. Например, архимандрит Геннадий четко поручил следить за дисциплиной: не допускать краж, драк и пожаров, не забывать давать монахам на храмовые праздники мед и глинтвейн, не допускать тунеядства. Найдены также записи осторожного архимандрита Досифея, который беспокоился о том, чтобы ворота и башни закрывались на ночь, часто проверял, не спит ли стража на постах. Оба давали четкие инструкции, как остановить пьянство среди монастырских служащих. Видимо, были какие-то проблемы с алкоголем.
Соловецкий монастырь стал одним из самых известных монастырей того времени. Но паломничество на север было довольно трудным — острова были слишком далеко, а поездка в монастырь была слишком опасной. Ежегодно летом монастырь посещали тысячи паломников. Они жертвовали скот и большие суммы денег. Важнейшим сооружением того периода стал сухой док, система, не имеющая аналогов и по сей день.
XIX ВЕК
Паломничество на Соловки достигло своего апогея. Тысячи паломников устремились на край света. В основном это были крестьяне из северных губерний, они на монастырских кораблях добирались до Большого Соловецкого острова. В 1860 году монастырю принадлежали даже два парохода — «Вера» (вера) и «Надежда» (надежда), а также шхуны и десятки весельных судов. Монастырский флот, конечно, был самым большим на Белом море. Бригады формировались из монахов, послушников и монастырских работников. Каждый день иеромонах служил службу на больших кораблях, на каждом корабле был свой иконостас. Пассажирам запрещалось курить и пить на борту. Ну, как сейчас на внутренних рейсах России.
В середине века был издан первый иллюстрированный путеводитель по Соловецким островам для паломников. В «Дорожную книгу» вошли карты островов, история монастыря, рекомендации путешественникам и многое другое.
Во время Крымской войны монастырь подвергся нападению англичан. Здания обстреливались ядрами с фрегатов. Но после бесполезной 9-часовой канонады, когда было отстреляно 1800 пушечных ядер, англичанам пришлось снять якоря и покинуть бухту Благосостояния. Стены монастыря и башни без труда выдержали нападение. Смешно или нет, но кладка в основании Белой Башни имеет толщину почти 8 метров!
В 1859 году было завершено строительство Спасо-Троицкого собора. Здесь хранились мощи первых соловецких монахов: Зосимы, Савватия и Германа. Однако через полвека церковь была разрушена. В 1883 году монастырская тюрьма была официально закрыта, но церковных узников надолго сослали на острова. В конце века архимандрит Мелетий основал при монастыре биологическую, метеостанцию и геофизическую обсерваторию.
После ремонта келейных корпусов монахи получили возможность жить отдельно — по одному на келью, но два послушника в одной келье. В самом конце века почти каждый монах вносил большой вклад в развитие монастыря. Кто резал ложки на продажу, кто иконы писал, свечи делал, столярничал, кто ковал и был слесарем. Среди монахов были даже агрономы — они пытались выращивать на Соловках арбузы, дыни и виноград.
Самым простым заданием для мальчиков было мытье ложек. При том, что в трапезной одновременно могли питаться 1000 человек – 400 монахов, 600 рабочих и паломников. А ведь в монастыре была даже посудомойка! Пожалуй, первый в истории. Подробных описаний найти не удалось, но факты абсолютно достоверны — мальчишки, которых называли «ложкомыльщиками», собирали грязную посуду, складывали ее в машину и с помпой накачивали воду. Это было не единственное изобретение в Соловецком монастыре, на кухне была автоматическая картофелечистка!
В трапезных тоже было слишком хорошо. В конце XIX века монахи во время обильных трапез наедались по полной. В не постные дни им можно было за один прием пищи не менее 4 рыбных блюд, масло, творог, сметану, хлеб из монастырской пекарни и многое другое. Послушники служили, как профессиональные официанты: бегали между столиками — предлагая монахам уксус, перец, зелень. Также не возбранялось закусывать селедочным бутербродом и чаем в собственных кельях между молитвами и послушанием. Зимой монастырь отапливался только раз в неделю. Но очень толстая кладка с воздуховодами несколько дней сохраняла тепло. Говорят, в трапезной было так жарко, что монахи вытирали пот со лба. К сожалению, на сегодняшний день система отопления не восстановлена.
ХХ ВЕК
Монастырский флот стал самым прибыльным делом Соловецкого монастыря. Обитель уже владела 3 пароходами, которые курсировали по Белому морю и могли принять на борт 500 богомольцев, грузовое судно, рыбацкие шхуны, около ста лодок и карабасов. При монастыре было открыто несколько заводов — кирпичный, свечной, гончарный, угольный, кожевенный, пекарня, квасный завод (где варили напиток 10 раз в год), кузница, десяток различных мастерских, прачечная, звероферма, лесопилка и многое другое. На начало ХХ века в монастыре было около 542 тысяч рублей наличными!
Вместо монастырской тюрьмы открыт госпиталь. Поморы неплохо сотрудничали с монастырем, снабжая монахов салом, шкурами морских животных, рыбой, углем и дегтем. Поморские жены шили вручную белье, нательные рубашки и штаны для монахов. Они также собирали дикий чабрец на берегах монастыря и обменивали его на хлеб и продукты. В трудовой школе Соловецкого монастыря молодые поморы служили монастырскими батраками.
Соловецкий монастырь был не только монашеской общиной; на его землях жило много мирян. Но монахи управляли всем. Они руководили артелями и мастерскими. Но труженики монастыря работали не покладая рук: в коровниках и огородах, косили сено, вязали сети, рубили дрова и ремонтировали монастырские постройки. Денег они там не зарабатывали, работали за еду и кров. Те работники, которые только что прибыли в монастырь, были распределены по разным профессиям в соответствии с их здоровьем и умом — портными, сапожниками, иконописцами, слесарями, фальшивомонетчиками и т. д. Молодые худощавые мужчины становились церковными певцами; больших крепких мужчин брали на кухню на тяжелую работу. Просто на монастырской кухне было много разных профессий, например: «квасник» — квасщик; «хреновница» — отвечала за горчицу и хрен; «селедка» — отвечала за разделку селедки и т. д. Вся еда для монастыря тщательно пересчитывалась и инвентаризировалась. И если кто-то хотел что-то украсть, он должен быть очень осторожным и подлым. Например, молочники на скотном дворе острова Большая Муксалма тайком наливали в самовар парное молоко и делали вид, что пьют чай.
Чем дальше, тем больше! В 1913 году соловецкие монахи совместно с немецкими инженерами фирмы «Сименс» построили одну из первых в России гидроэлектростанций! Большинство деталей и турбин привезли из Германии, а специальную квадратную трубу выковали прямо в монастыре. С этого времени монастырь имел собственное отопление и электричество.
В апреле 1920 года, после захвата власти в России большевиками, монастырь сразу же закрылся. Вместо этого они организовали там Соловецкий (или Кемский) колхоз (колхоз). Все ценности из монастыря были изъяты, украдены или уничтожены. Официально эта акция называлась «вынос мощей и церковного имущества». Исчезли все монастырские сокровища: иконы в серебряных окладах, 2,5 тысячи кг серебра и золота, большая библиотека, дары русских царей, например: напрестольные кресты из чистого золота, украшенные драгоценностями, подаренные монастырю Иваном Грозным; сабля князя Дмитрия Пожарского, коллекция старинного оружия, шедевры искусства.
Арестован последний архимандрит Соловецкого монастыря Вениамин. Его сослали в Холмогорские трудовые лагеря, где он провел несколько лет. После освобождения Вениамин вместе с монахом Никифором поселился на Полкозере и построил там небольшой скит. Правда, позже их расстреляли два комсомольца, узнавшие о жизни монахов. В поисках церковных сокровищ убийцы разрушили монастырскую келью и подожгли ее. При этом они не понесли серьезного наказания.
В 1923 году из-за поджога сильного пожара было уничтожено казначейское здание монастыря. По одной из версий, целью поджога было уничтожение следов мародерства. В огне сгорело множество архивных документов, обрушилась церковь св. Филиппа, сгорели все деревянные конструкции и кровля Преображенского собора. Позже арестанты, бывшие белогвардейские офицеры, построили простую пирамидальную крышу. Именно такой вид архитектуры Соловецкого монастыря был изображен на купюре номиналом 500 рублей. Дизайн был изменен только в 2010 году.
С 1923 года на территории Соловецкого монастыря находился Соловецкий спецлагерь — СЛОН. В том же году были доставлены первые 350 заключенных. В 1937 году место было переименовано, в аббревиатуре изменен только один символ, стало СТОН — Соловецкая тюрьма особого назначения. Однако через два года он был расформирован. В 1942 году здания бывшего спецлагеря были переоборудованы в школу юнг для учебного отряда Северного флота.
В 1967 году Соловецкие острова получили статус Национального парка-музея. Лишь в 1989 году был освящен первый реконструированный храм — часовня св. Филиппа. С 1990 года монахи из года в год снова стали переселяться в монастырь. Через два года архитектурный комплекс Соловецкого музея был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В том же году мощи монастыря были возвращены Соловецкой обители из Санкт-Петербурга.
XXI ВЕК
Сегодня в монастыре проживает всего 19 монахов, а всего на всех островах и скитах — 60. От былого процветания и прибылей не осталось и следа. В монастырь постепенно возвращаются утраченные артефакты, например, из Коломны привезена чудотворная икона XVII века «Преображение Господне» работы соловецкого художника Александра Борисова.
Монастырь все еще находится на реконструкции и пытается заработать на этом деньги своими силами. Основными источниками доходов сейчас являются паломнические туры и пожертвования. Но денег на ремонт все равно не хватает. Восстановление 18 объектов монастыря финансируется государством. А ведь всего в архитектурный комплекс Соловецкого монастыря входит 114 памятников!
Недавно был скандал о том, как очистка башен и стен нанесла ущерб древнему мху. Нынешний настоятель архимандрит Порфирий довольно быстро отреагировал на критику, и теперь реставрационная бригада использует метод содовой струйной обработки — щадящей очистки, не наносящей вреда мху.
Монахи сейчас заботятся об улучшении инфраструктуры — строительстве взлетно-посадочной полосы, канализации и очистных сооружений, ведь до сих пор нечистоты из поселка стекают прямо в Белое море. По плану основные реставрационные работы Соловецкого монастыря должны быть завершены к 2035 г.
Раньше единственной обязанностью иеромонаха была служба. Сегодня он может вырезать деревянные ложки, или починить трактор, или косить сено. В монастыре есть воскресная школа и различные ремесленные школы, в которых работают музейщики.
Там до сих пор боятся пожаров. В храмах зажигать свечи можно только во время литургии, в остальное время прихожане могут молиться только с незажженной свечой.
Говорят, здесь еще меняются судьбы людей, здесь некоторые обретают веру, но большинство людей начинает верить в себя. Отношения между мирянами и монахами до сих пор непростые. У каждой стороны свое видение жизни там, вдали от материка, на острове в Белом море. За пять веков Соловецкий монастырь полностью изменил острова, их маленький мир и местные традиции. Но его история продолжается, а хронику… следует продолжать.
Проект «Времена года России» проходит при поддержке Русского географического общества www. rgo.ru
Маршрут на Соловки рекомендован Русским географическим обществом.
Купить тур на Соловки можно на сайте «Russia Discovery» www.russiadiscovery.ru
Еще почитать о Соловках:
Соловки: Почувствовать себя душой и вернуться
Наблюдение за белугами
Перевод: Ирина Романова, Instagram: @ астрабелла1
Теги:
ХрамРусское географическое общество4 сезона России
Также похожие посты:
Соловецкие острова Экскурсия — Валаамский монастырь, Кижский погост
Карелия
Соловецкие острова — Валаам — Кижи
Сложность
Размер группы
от 1 до 6 человек
Продолжительность
7 дней
Проживание во время поездки
6 ночей
Языки
гид
В путешествии по маршруту от Соловецких островов до Валаама вы исследуете северный край, наполненный историей и загадками. Вы посетите древние монастыри и удивительные природные места острова Кижи, скрытые от туристов, понаблюдаете за белухами в Белом море и посетите мраморные карьеры горного парка Рускеала.
Культура
Семейный
Карелия
Соловецкие острова — Валаам — Кижи
Сложность
Размер группы
от 1 до 6 человек
Продолжительность
7 дней
Проживание во время поездки
6 ночей
Языки
гид
Впечатления, которые вы получите
Вы будете исследовать Карелию, двигаясь с севера на юг региона. Вам понравятся индивидуальные экскурсии, разнообразные пешеходные маршруты и морские прогулки на острова Белого моря.
В программе знакомство с историей, культурой и природой Русского Севера:
- прогуливаясь по Большому Соловецкому острову, вы узнаете о древней истории архипелага, населенного суровыми православными подвижниками, племена карелов и саамов на тысяч 90 245
- вы совершите морскую прогулку на мыс Белужий — единственное место в мире, где можно наблюдать за белухами прямо с берега
- на Большом Заяцком острове вы найдете лабиринты и древние саамские культовые каменные памятники
- во время индивидуальной экскурсии по острову Кижи вы откроете для себя самые отдаленные и живописные уголки
- в этнической деревне Кинерма вы познакомитесь с культурой и обычаями южных карелов и попробуете местную кухню
- вы откроете для себя живописные заброшенные мраморные туннели и карьеры Горного парка Рускеала
- вы посетите уединенные скиты на острове Валаам и увидите, как монахи живут в гармонии с дикой северной природой
Вас ждут индивидуальные экскурсии с расширенной программой, комфортным проживанием и трансфером. Мы можем организовать этот тур в любые даты, которые вы выберете.
Стоимость тура зависит от количества участников:
- шесть участников — 1420 евро с человека
- четыре участника — 1780 ЕВРО с человека
- два участника — 2630 ЕВРО с человека
Маршрут
Путешествие начинается в Кеми, куда вам нужно добраться самостоятельно (подробнее см. в разделе «Общие вопросы»). Обратите внимание, что маршрут заканчивается в Санкт-Петербурге.
Готовы помочь с покупкой билетов, при необходимости оставьте отзыв в заявке.
Примечание: расписание тура может быть изменено в связи с погодными условиями. В случае непогоды лодочные экскурсии будут заменены пешеходной или автомобильной прогулкой.
1 день
Прибытие в Кемь
По прибытии в Кемь Вас доставят в туристический комплекс, расположенный на берегу Белого моря (15 минут). Здесь вы останетесь на ночь.
День 2
История Соловецкого архипелага и мыса Белужий
После завтрака в гостинице вы отправитесь на Соловецкие острова на пароме и заселитесь в гостиницу. Тогда вас ждет индивидуальная пешеходная экскурсия «История Соловецкого архипелага» (1,5 часа). Маршрут начинается в поселке Соловецком и проходит вдоль побережья Белого моря. Вы увидите Мыс Лабиринтов, Соловецкий камень, кладбище монастыря, сухой док и ГЭС.
Вы познакомитесь с великой историей Соловецкого архипелага. Также вы узнаете много нового о геологии, древней и современной флоре и фауне островов, а также об аномальных и редких явлениях, наблюдаемых здесь.
После обеда прогулка на катере до мыса Белужий (1,5 часа). Расположен в западной части Большого Соловецкого острова. Здесь можно понаблюдать за белухами прямо с берега. Эта прогулка на лодке может быть организована только во время отлива, поэтому ее можно перенести на другое время или день.
Вечером вы вернетесь в отель. Времени на прогулку будет достаточно. Например, вы можете посетить Морской музей (вход бесплатный). Ужин будет в ресторане отеля.
День 3
Острова Белого моря
После завтрака переезд на пристань и посадка на катер на архипелаг Кузова. Здесь вас ждет индивидуальная экскурсия (10 часов).
Северная природная красота этих островов удивительна. Кроме того, Кузовский архипелаг известен своими древними саамскими памятниками. Их очень много: лабиринты и разные культовых комплексов, таких как загадочные «сейды» — великие изваяния, выполненные из камней.
В пути вы пообедаете (ланч-боксы), а затем вернетесь в гостиницу, отдохнете и поужинаете.
День 4
Большой Заяцкий остров
Сегодня вы совершите морскую прогулку на Большой Заяцкий остров (3 часа).
Его территория покрыта различными древними каменными сооружениями. Кажется, что весь остров представляет собой одно огромное древнее святилище, где кому-то нужно было пройти лабиринт, чтобы завершить какой-то таинственный ритуал.
Затем вы пообедаете, заберете свой багаж из гостиницы и отправитесь на пароме в Кемь (2 часа). После ужина вас отвезут на вокзал к ночному поезду в Петрозаводск. Вы прибудете в город к полуночи и проведете ночь в отеле.
День 5
Кижский погост
После завтрака встреча с гидом и выезд на скоростном пароме на остров Кижи (1 час 45 мин). Здесь вас ждет индивидуальная обзорная экскурсия (2 часа).
После обеда возвращение на пароме в Петрозаводск. Можно пойти погулять на набережную. Вечером вы поужинаете в ресторане гостиницы.
День 6
Деревня Кинерма и Рускеала
Сегодня вы переедете с гидом в Сортавалу. По пути вы посетите этническую деревню Кинерма (110 км от Петрозаводска). Здесь вы познакомитесь с традициями и обычаями южных карелов и отведаете традиционные местные блюда, приготовленные в русской печи.
Далее вы отправитесь в горный парк Рускеала. С индивидуальной экскурсией вы исследуете это уникальное место. Добыча мрамора велась здесь с XVIII века. В результате здесь образовались огромные каньоны с отвесными мраморными стенами. После остановки добычи карьеры были затоплены и превратились в удивительные бирюзово-зеленые озера.
По желанию после обзорной экскурсии можно пройти эксклюзивный маршрут по подземным лабиринтам парка Рускеала (за дополнительную плату). Вечером вы приедете в гостиницу, расположенную у Ладожского озера. Здесь вы поужинаете и останетесь на ночь.
День 7
Остров Валаам
После завтрака переезд в Сортавалу на катере «Метеор». Здесь вас ждет индивидуальная обзорная экскурсия по Центральной монастырской усадьбе, а затем обед в трапезной.
Далее вы прогуляетесь по уединенной части острова Валаам. Переехав в Никоновскую бухту, вы посетите Коневский, Воскресенский и Гефсиманский скиты. Игуменские озера откроют для вас совершенно иную природу Валаама с дубовыми аллеями и тихими озерами в окружении хвойных лесов.
Далее на скоростном катере вы доберетесь до Приозерска и поужинаете. После этого будет организован переезд в Санкт-Петербург (160 км). Вы прибудете в Петербург к вечеру. При необходимости мы можем помочь Вам забронировать гостиницу в городе.
Карелия
Соловецкие острова — Валаам — Кижи
Сложность
Размер группы
от 1 до 6 человек
Продолжительность
7 дней
Проживание во время поездки
6 ночей
Языки
гид
Проживание во время поездки
В первый день вы проживаете в туркомплексе «Причал» (улучшенные двухместные номера). Он расположен в городе Кемь, на берегу Белого моря. На территории есть ресторан, бар, сауна и сувенирный магазин.
Со второго по четвертый дни тура Вы будете проживать в двухместных номерах в гостинице Гостиница «Соловки» . Он расположен в поселке Соловецком, в 200 метрах от живописного побережья. Номера оформлены в стиле бревенчатых домов. В номерах есть собственная ванная комната с феном и всеми необходимыми туалетно-косметическими принадлежностями.
С четвертого по шестой дни Вы проживаете в гостинице «Фрегат» , расположенной в центре Петрозаводска, в 5 минутах ходьбы от собора Александра Невского, на тихом живописном берегу Онежского озера. Вы разместитесь в комфортабельных двухместных номерах (с одной двуспальной или двумя односпальными кроватями). В каждом номере есть телевизор с плоским экраном и современная собственная ванная комната со всеми необходимыми туалетно-косметическими принадлежностями. Бесплатный Wi-Fi предоставляется на всей территории отеля.
Заключительную ночь путешествия вы проведете в гостинице «Пийпун пиха» . Он расположен в Сортавале на берегу Ладожского озера. Стандартные двухместные номера оснащены современной техникой и удобствами: телевизором, феном, телефоном, ванной комнатой с душем и бесплатным Wi-Fi. Вы также можете посетить ресторан с открытой верандой и расслабиться в финской сауне.
Туристический комплекс «Причал»
Туристический комплекс «Причал»
Гостиница «Соловки»
Гостиница «Соловки»
+15
Гостиница «Соловки»
Гостиница «Фрегат»
Гостиница «Фрегат»
Гостиница «Фрегат»
Гостиница «Фрегат»
Гостиница «Фрегат»
Гостиница «Пийпун Пиха»
Гостиница «Пийпун Пиха»
Гостиница «Пийпун Пиха», баня
Гостиница «Пийпун Пиха», баня
Гостиница «Пийпун Пиха»
Гостиница «Пийпун Пиха»
Гостиница «Пийпун Пиха»
Гостиница «Пийпун Пиха»
Гостиница «Пийпун Пиха»
Гостиница «Пийпун Пиха»
Общие вопросы
+
Максимизировать
–
Свести к минимуму
Питание +
В стоимость программы входит трехразовое питание, кроме завтрака и обеда в первый день. Вы будете завтракать и ужинать в отелях, а также обедать в ресторанах или перекусывать в пути (ланч-боксы в 3-й день).
Как добраться до Кеми +
До Кеми рекомендуем добираться поездом № 022Ч «Санкт-Петербург — Мурманск» (отправление накануне первого дня программы в 924:00, прибытие в Кемь в 10:45). Мы готовы помочь с покупкой билетов, если это необходимо.
Также можем посоветовать совместить эту поездку с посещением Москвы или Санкт-Петербурга. Если вы хотите добавить сюда экскурсии по городу, пожалуйста, оставьте комментарий в приложении.
Что взять с собой +
- документы (паспорт и медстраховка)
- удобная одежда, подходящая для различных погодных условий (непромокаемая куртка или плащ, флисовая куртка или свитер на случай прохладной погоды, а также вещи для жаркой погоды)
- небольшой рюкзак (будет удобно носить плащ, камеру, воду и другие личные вещи)
- удобная обувь (для треккинга)
- репеллент
- солнцезащитные очки
- солнцезащитный крем
- индивидуальная аптечка
Дополнительно: женщинам для посещения храмов потребуются головной убор и юбки.