Содержание
Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге (40 фото)
Зимний дворец Петра I – это уникальный памятник архитектуры, принадлежащий к первой четверти ХVIII века. Раньше резиденция Петра I располагалась именно в том месте, где сейчас находится Эрмитажный театр. Часть дворца правителя сохранилась и до сей поры, и сейчас там размещается крупная мемориальная экспозиция, тематика которой посвящена великой личности Петра I и эпохе его правления. В комнатах императора Петра I в Зимнем дворце воссоздана та обстановка, которая была и при правителе. Токарня, Столовая, Кабинет императора – всё пронизано атмосферой того времени. Здесь же посетители могут увидеть экспонат под названием «Восковая персона», представляющая собой посмертную скульптуру Петра I.
фасад
Зимний дворец фасад
Крупно Главный вход
Содержание
- 1 Немного об истории создания
- 2 Расположение дворца
- 3 Царская столовая
- 4 Кабинет
- 5 Парадный двор
- 6 Токарня Петра
- 7 Восковая скульптура Петра I
- 8 Видео
Немного об истории создания
Зимний дворец Петра I является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Строительство свадебных палат Петра I осуществлялось в 1712 году, на одном из участков Адмиралтейского острова, который находился рядом со двором мастера корабельных дел Феодосия Скляева. Этот участок находился между современной улицей Миллионная и невской набережной. В то время расположение описываемого Свадебных Палат императора Петра I относилось к середине Верхней набережной. Спустя 4 года после этого строительства Дворец Петра I был существенно расширен в северном направлении. Что бы иметь представление, о чем идет речь, смотрите видео и фото в статье. Для этого была сооружена новая набережная. На ней-то и был построен новый зимний Дом Петра I, который правитель считал своей личной резиденцией. В ней всё было оформлено в соответствии со вкусами и предпочтениями императора.
В 1716 году был создан проект Дворца архитектором Георгом Маттарнови, и началось строительство объекта. Уже в 1721 году было завершено строительство 2-го Зимнего Дворца, из которого открывались прекрасные виды на Неву. Позднее сооружённая царская резиденция была потеряна потомками, однако археологические раскопки 1976-1986 годов позволили получить исследователям удивительные результаты. Ими были обнаружены несколько помещений центрального здания царского дворца, фрагменты обходных галерей и парадного двора, а также – несколько жилых помещений.
Главный вход
Главный вход фото
Вид сверху
Вид сверху
древний Питер
древний Санкт-Петербург
Проводимые в 1989-1992 годах реставрационные работы помогли восстановить некоторые интерьеры царского дворца. Среди них – Конторка, Токарня, Чулан истопника, Сени, Столовая. В ходе реставрации мастера восстановили камины, изразцовые печи, стенные панели, окошки с дубовыми наличниками, паркеты и даже первоначальное покрытие фасада слоем серой извести. Оставшиеся две комнаты теперь пересечены стеной театра. Смотрите на фото и видео в статье. Посещая Зимний дворец Петра I, многие туристы обращают внимание на большую высоту конторки, которая демонстрирует, насколько огромен был рост Петра I.
дворец ночью
Зимний дворец ночью
подсвеченный дворец
Расположение дворца
Зимний Дворец Петра I расположен на Дворцовой набережной, недалеко от станций метро Невский проспект, Гостиный двор и Адмиралтейская. Ежегодно экскурсии к этому памятнику архитектуры совершаются множеством туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Интерес к зимнему дворцу Петра I не падает, и не только потому, что в восстановленном дворце когда-то жил великий правитель. Эта архитектурная реликвия была практически утеряна, а её обнаружение стало настоящим событием.
подсвеченный Зимний
Пребывая на территории Зимнего Дворца Петра I, туристам стоит обязательно увидеть экспозицию, работающую в восстановленных помещениях архитектурного памятника. Она работает постоянно с момента открытия, произошедшего в 1992 году. Посетить экспозицию можно в любой день, кроме понедельника. Среди всех восстановленных интерьеров Зимнего дворца путешественникам обязательно стоит посмотреть на такие экспозиции:
Во всей красе
коридор с колоннами
захватывающий вид
зал в золоте
царская обстановка
богатая лестница
наряд царицы
бальный зал Зимнего
Царская столовая
Царская столовая
Царская столовая. В её интерьере основными декоративными элементами являются картины, написанные голландскими художниками XVII века. Украшает зал столовой и фламандская шпалера, хрустальный кубок с затейливой гравировкой работы голландских мастеров. Украшением служит и небольшое ведёрко-холодильник, в котором помещена бутылка вина, найденная при раскопках центральной части царского дворца. На стене между окнами посетители могут увидеть часы, изготовленные английскими мастерами, с маленьким портретом царя Петра I
Царская столовая фото
Кабинет
Кабинет. Интерьер этой комнаты украшен несколькими живописными полотнами: «Портрет Петра I» работы Питера ван дер Верфа и «Вид Нового моста в Париже» работы Моммерса. На одной из стен кабинета развешена карта Балтийского моря. Интересным объектом в реставрированном кабинете царя является конторка, которая также была восстановлена на территории Англии по чертежам самого Петра I. На конторке расположены песочница, подзорная труба, механические часы, чернильница, и янтарная шкатулка, подаренная царю Петру I Фридрихом Вильгельмом I, королём Пруссии. Как именно это на самом деле смотрите на фото и видео ниже.
Кабинет Петра
Парадный двор
Парадный двор
Парадный двор. В данной экспозиции посетители смогут увидеть садовую коляску, в которой ездил Пётр I, а также царские карнавальные сани. Интересно, что представленная садовая коляска принадлежит к одному из редчайших образцов экипажа для прогулок XVIII века.
Парадный двор фото
Токарня Петра
Токарня Петра I. Главной достопримечательностью данной экспозиции является токарно-копировальный станок.
Токарня Петра
Восковая скульптура Петра I
Восковая скульптура Петра I. Уникальная экспозиция, располагаемая в помещении дворцовой караульни, которое сохранилось к моменту раскопок. Эта комната находится прямо под погребальной салой, где происходило отпевание умершего царя Петра Великого. Восковая персона царя была создана в 1725 году, скульптором Растрелли, по слепкам, снятым им с лица, ступней и кистей рук Петра I сразу после его кончины.
бронзовая скульптура Петра I
восковая статуя Петра Первого
Зимний дворец Зимой
Посетителям зимнего Дворца Петра I будет интересно посмотреть и на другие помещения и экспонаты, располагаемые внутри восстановленного архитектурного сооружения. Здесь и Малые палатки, и скульптура собаки Петра I, и окошко в Токарную комнату.
Видео
В этом видео вы увидите Зимний дворец Петра I, с его многочисленными залами и комнатами. А так же музейные экспонаты, находящиеся во дворце. Но получить полное ощущение, что вы побывали в древней России времен Петра и после, создается, только после посещения Зимнего дворца. После просмотра статьи, не забудьте оставить свой комментарий в отзывах, или подпишитесь на наш канал, и получай самые свежие статьи.
описание, история, экспонаты, выставки музея, фото
Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из самых крупных художественных музеев во всем мире. Его первые здания были заложены во время правления императрицы Елизаветы. Несмотря на то, что Эрмитажу уже более 250 лет, он до сих пор поражает гостей и критиков своей роскошью и богатыми коллекциями. Ее основа была собрана во времена правления Екатерины II, которая и подписала указ о строительстве зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства.
В настоящее время музейный комплекс состоит из 6 зданий. Главное из них – Зимний дворец. Также в состав Эрмитажа входят Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В этих шести зданиях для зрителей открыты 365 выставочных залов. Но, помимо них в распоряжение Эрмитажа также входят Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец. Общая площадь Эрмитажа в Санкт-Петербурге составляет более 233 квадратных километров.
Содержание
1
История Эрмитажа
Вид Зимнего дворца Эрмитажа (1839-1840). Бумага, литография, акварель, автор — Фердинанд Виктор Перро
В отличие от многих других музеев, создание которых растянулось на многие годы, можно легко ответить на вопрос «Сколько лет Государственному Эрмитажу?». Он был основан и открыт в 1764 году, то есть отметил свой 250-летний юбилей в 2014 году. Архитектор Эрмитажа в Санкт-Петербурге – Франческо Растрелли, именно он построил главное здание музея – Зимний дворец.
Основание Эрмитажа
Изначально Императорский музей Эрмитаж был частной коллекцией Екатерины II, потому как императрице понадобилось место, чтобы хранить переданные из Берлина 317 картин, имеющих особую ценность. Собрание живописи оценивалось в 183 тысячи талеров, а 1 талер состоял из 26 граммов серебра.
Коллекцию императрице передал Иоганн Эрнест Гоцковский, в счет своего долга, который образовался из-за его неудачных попыток поставлять зерно для русской армии. В переданное собрание картин входили полотна именитых художников, таких как Рембрандт и Рубенс, а также других мастеров. Сейчас от первоначальной коллекции в Эрмитаже осталось 96 холстов. Изначально они выставлялись в уединенных комнатах дворца – Малом Эрмитаже.
Авторский проект фасада Зимнего дворца Эрмитажа (1754-1762). Растрелли, Бартоломео Франческо
В 1768 году в коллекцию Эрмитажа вошли более 5 000 рисунков, который принадлежал австрийскому дипломату. В нее входили, в том числе, работы Жана Фуке – это приобретение посодействовало развитию графических экспонатов. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал в приобретении собрания полотен, принадлежавшего министру польского короля. Оно состояло из 600 картин, в том числе в коллекцию входила работа Тициана.
В 1772 году императрица Екатерина, с помощью князя Голицына, приобрела во Франции коллекцию картин барона Пьера Кроза. Это было одно из лучших собраний живописи в Париже. В него входили 400 картин XVI—XVIII века. Они принадлежали кистям Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других.
В 1779 году коллекция Эрмитажа вновь расширилась. Было приобретено собрание живописи, принадлежавшее британскому премьер-министру. Это помогло добавить к экспозиции еще несколько шедевров Рембрандта и Ван Дейка. А в 1781 году в Париже была приобретена коллекция, принадлежавшая графу Бодуэну, включавшая в себя 119 картин тех же художников. После в Эрмитаж были добавлены античные скульптуры, в том числе созданные Микеланджело.
Уже через несколько лет после открытия музея становится ясно, что здание не вмещает все приобретения. И в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа. К 1796 году коллекция картин Екатерины II насчитывала 3996 работ. Так императрице удалось собрать уникальное собрание живописи, хотя до ее правления в стране не было ни одной значительной галереи.
Эрмитаж в XIX веке и начале XX
Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1830-1831. Крендовский Е.Ф.
Последующие российские императоры поддерживали начатое Екатериной IX дело. Александр I и Николай I покупали не только большие коллекции живописи, но и отдельные работы художников, которые до этого не были представлены в Эрмитаже. Полотна, преподносимые императорам в дар, также часто отправлялись в музейное собрание.
До правления Николая I Эрмитаж был частным императорским музеем. Он же перевел его в статус публичного, дав возможность большому количеству людей прикоснуться к искусству. До этого, даже именитые личности, как Александр Пушкин не могли войти в Эрмитаж по своему желанию. В 1852 году было открыто здание Нового Эрмитажа, которое возводилось специально для открытия общественного музея. Уже к 1880 году каждый год выставочные залы посещали более 50 тысяч человек.
Император также активно приобретал художественные ценности по всему миру. К сожалению, большая часть важнейших из них была продана в США советской властью.
Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы (акварель). 1851. Садовников В.С.
Особое влияние на музей оказал Андрей Иванович Сомов, работающий на должности хранителя картин и рисунков, а после повышенный до старшего хранителя Эрмитажа. Он проработал на благо искусства 22 года, и положил начало новой странице в истории российского искусствознания. Андрей Иванович исследовал и каталогизировал живопись и рисунки, пополнял хранилища, покупая и принимая в дар собрания российских коллекционеров и музеев. Сомов издал каталог «Картинной галереи Эрмитажа».
В 1895 году часть коллекции, состоявшую их работ российских мастеров, была передана в Русский музей. Вскоре в Эрмитаж поступили экспонаты с археологических раскопок, благодаря которым удалось обогатить тематический отдел.
К концу XIX века в Эрмитаже хранились тысячи полотен, и он по праву считался центром русского искусствознания. Однако как только возник научный подход, выявилось немало ошибок. Например, многие картины Рафаэля или Леонардо да Винчи, который император приобретал за большие деньги, оказались работами их учеников.
Эрмитаж после революции 1917 года и во время войны
Зимний дворец Эрмитажа, Гербовый зал. 1942
После революции 1917 года в Эрмитаже случились весомые преобразования. Коллекция музеев быстро пополнялась ценными работами, изъятых из частных коллекций и ставших народной собственностью. В это время в галереях появились работы Боттичелли, Ван Дейка, Рембрандта, Делакруа и других. Из Зимнего дворца в музей были перенесены предметы интерьера и императорские подарки. В 1932 году в музее появились 515 китайских серебряных ямбов – их от переплавки спас Н. В. Алабышев.
До революции коллекция Эрмитажа состояла из работ, написанных до XVIII века. После же – она пополнилась работами других художников, появились картины Ван Гога, Матисса, Пикассо и других.
Но одновременно с этим, собрание не только пополнялось, но и вывозилось. Например, Бриллиантовая комната была переведена в Кремль, а некоторые работы старых мастеров, как Рубенс, Рембрандт, Тициан и других, были переданы в Музей изобразительных искусств.
Советская власть активно проводила распродажи в конце 1920-х и начале 1930-х годах. Были проданы 48 мировых шедевра, которые были вывезены их России. В их числе оказалась единственная картина Ван Эйка, личные вещи Рафаэля и Боттичелли.
Как только работникам музея стало известно о начале Великой Отечественной войны – началась эвакуация ценностей на Урал. Более 1,2 миллиона экспонатов были вывезены в Свердловск, ныне – Екатеринбург. Подвалы Эрмитажа стали бомбоубежищами, но сотрудники не переставали заниматься научной деятельностью, и иногда даже вели лекции по искусствоведению.
Восстанавливать музейные залы начали еще до окончания войны, а сразу после ее завершения – возвращать экспонаты. Благодаря подвигу работников Эрмитажа в годы войны не было утрачено ни одной ценности, но некоторым потребовалась реставрация. Вскоре музей вновь открыл двери для посетителей.
После войны коллекция Эрмитажа пополнилась трофеями из музеев Берлина. В 1958 году ценности были возвращены в столицу Германии.
Современный период в истории Эрмитажа
Как только пал железный занавес, Эрмитаж, первый из музеев России, объявил о том, что в его хранилищах имеются трофейные произведения искусства, которые считались утраченными в ходе войны. Среди них оказались работы Сёра, Мане, Домье, Ван Гога и других. Они пополнили постоянную экспозицию музея.
В постсоветский период музеем активно приобретались предметы искусства XX века. Так в выставочных залах появились работы Утрилло, Сутина, Руо и других. До этого ни одна из картин этих авторов не была представлена в российских музеях.
На рубеже XX и XXI века был учрежден Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году в экспозиции появилась одна из версий картины Малевича «Черный квадрат», а 4 года спустя запустился проект, направленный на приобретение современного искусства.
В 2006 году обнаружили пропажу 221 экспоната. Все они были небольшие: ювелирные изделия, иконы, столовые приборы и посуда. Для объявления о краже была созвана пресс-конференция. Выяснилось, что кражу осуществляла одна из сотрудниц, вместе с семьей. Незадолго до того, как обнаружили факт пропажи, она скончалась. Украденные вещи удалось вернуть лишь частично.
Из-за пандемии коронавируса в 2020 году, Эрмитаж временно приостановил показ экспонатов. Зато были запущены онлайн-экскурсии на нескольких языках, которые посмотрели более 10 миллионов человек.
Описание Эрмитажа и выставок
План-схема 2 этажа Эрмитажа
План-схема 3 этажа Эрмитажа
Невозможно увидеть весь Эрмитаж за один визит. Даже есть тратить всего по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, то потребуется 7 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть все сокровища музея. Поэтому лучше предварительно ознакомиться с выставками, и выбрать маршрут экскурсии исходя из собственных интересов. Перед посещением ознакомьтесь с тем, что находится в Государственном Эрмитаже и в каком здании.
Зимний дворец
На первом этаже Зимнего дворца открыта выставка древнего искусства и археологии, на втором – живописи Англии и Франции XVI-XVIII веков, а также роскошные залы (Тронный, Гербовый, Александровский, Петровский, Фельдмаршальский, Концертный зал, Аванзал и др.) и личные помещения членов императорской семьи, а на третьем – классическое искусство Азии.
Малый Эрмитаж
Малый Эрмитаж соединен переходом с Зимним дворцом, в нем есть площадка, где выставлены мозаики и рельефы Древнего Рима. Это переход назван в честь архитектора Александра Сивкова, который объединил здания в один музей.
В Малом Эрмитаже можно увидеть копии Бахчисарайского фонтана, множество мозаик и знаменитые часы «Павлин», сделанные английскими мастерами в XVIII веке и работающие до сих пор.
В галереях Малого Эрмитажа хранятся экспонаты эпохи средневековья, а также картины и скульптуры XV-XVIII веков.
Старый (Большой) Эрмитаж
Отдельный экспонат Старого Эрмитажа – лестница, соединяющая первый и второй этаж. Она сделана в XIX веке из белого и розового мрамора, и установлена на месте Овального зала, от которого к настоящему времени остался только плафон с богиней Минервой.
Здание Старого Эрмитажа намного меньше Нового и Зимнего дворца. Но здесь хранятся не менее ценные экспонаты, например, гости могут увидеть предметы искусства эпохи Возрождения, в том числе фрески и рельефы, выполненные Антонио Росселино, Сандро Боттичелли, Тинторетто и других. Отдельный зал посвящен Леонардо да Винчи. В нем реконструированы французские интерьеры XVII века, а также выставляются его картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Еще один зал демонстрирует работы Тициана.
Новый Эрмитаж
На первом этаже Нового Эрмитажа оформлена выставка античного искусства. Отдельное внимание заслуживает украшение музейных залов: стены, потолки и паркет украшены мозаиками и медальонами. К ним ведет Главная лестница, выполненная из белого мрамора, которую окружают колонны из гранита. В одном из залов можно увидеть древнейшие находки.
Здесь же есть зал Большой вазы, названный так в честь главного экспоната. Это 19-тонная Колыванская ваза, вырезанная из зелено-серой яшмы в 1843 году. У стен располагаются скульптуры из мрамора эпохи правления Траяна. Античный дворик воспроизводит убранство домов богатых римлян и греков, а в залах демонстрируются копии работ известных греческих скульпторов и оригинальные вазы.
Второй этаж Нового Эрмитажа хранит собрание живописи. В отдельном зале собраны 23 картины Рембрандта. Самая знаменитая из них – «Возвращение блудного сына», а «Даная» закрыта особым стеклом после нападения вандала. В зале Рафаэля можно увидеть керамику, картины художника и его учеников.
В Большом зале представлены работы итальянских художников, оригинальная мебель, а в Испанском просвете – картины Веласкеса, Сурбарана, Мурильо и других. Галереи Нового Эрмитажа украшает лепнина и работы российских камнерезов.
Эрмитажный театр
Эрмитажный театр построен на месте Зимнего дворца Петра Великого. Архитекторы смогли частично восстановить цокольный и первый этажи. Сейчас здесь можно увидеть кабинет императора, столовую и парадный двор с санями.
Театральное фойе оформлено в серо-голубых тонах, украшено тяжелыми люстрами и медальонами, лепнинами и потолочной росписью. Зрительный зал устроен по принципу античного амфитеатра, с 6 рядами мест для гостей. Здесь созданы идеальные условия для камерной оперы, поэтому часто в зале выступают певцы Мариинского театра и собственный оркестр.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова – первое строение Северной столицы из камня. При владельце в нем проходили пышные балы и развлекательные мероприятия. К сожалению, долгое время дворец был невостребованным, и ему потребовалась масштабная реконструкция, до сих пор восстановлены не все помещения. Здание передали музею в 1981 году, тогда было решено, что в его залах будут воссозданы интерьеры начала XVIII века.
Здание Главного штаба
Главный штаб – последнее приобретение музея. Он состоит из двух зданий, соединенных триумфальной аркой. Архитектором Главного штаба стал Карл Росси, посвятив строение победе в войне 1812 года.
Долгое время здание не использовалось для экспозиций и выставок, а выполнял лишь официальные и административные функции. До сих пор часть здания используется представителями военных ведомств.
В другой половине была проведена реконструкция. В нее были перемещены некоторые коллекции живописи и предметов искусства из Зимнего дворца.
Полезная информация для посетителей
Главный корпус Эрмитажа, Зимний дворец, расположен по адресу: Дворцовая площадь, 2.
Ближайшая станция метро – Адмиралтейская, от нее до Эрмитажа около 10 минут пешей прогулки. Рядом с Зимним дворцом находится остановка «Дворцовая набережная». Здесь останавливаются автобусы № 7, 10, 24 и 191, а также троллейбусы № 1, 7, 10 и 11.
Обратите внимание, что правила посещения и график работы Эрмитажа изменились в связи с коронавирусной инфекцией. Более подробно о новом режиме работы и о том как купить билеты в Эрмитаж в 2022 году читайте в нашей статье.
Узнать подробную информацию о режиме работы и стоимости входных билетов можно в статье: перелинковка на нужную статью.
В высокий туристический сезон, с мая по октябрь, в Эрмитаж могут выстраиваться длинные очереди. Государственный музея – один из самых посещаемых в мире: в 2019 году гостями стали почти 5 миллионов человек. Поэтому рекомендуется приобретать электронные билеты онлайн, и входить через отдельный вход через Шуваловский проезд.
Каждый третий четверг месяца – вход в Эрмитаж бесплатный, но занимать место в очереди нужно еще до открытия музея.
Для детей в Эрмитаже предусмотрены образовательные квесты и другие мероприятия. Для взрослых и студентов проводят тематические экскурсии.
Официальный сайт музея: https://www.hermitagemuseum.org/.
Телефоны для справок: администратор входной зоны: +7 (812) 710-90-79
круглосуточная справка автоответчик: +7 (812) 710-96-25
Схема проезда:
Государственный ЭрмитажМузей в Санкт‑ПетербургеДостопримечательность в Санкт‑Петербурге
|
Зимний Дворец Санкт-Петербург Россия 1890 Винтаж Викторианский
Вот великолепный Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Россия, каким он был в 189 году.0.
130+ лет назад Россия была совершенно другим миром. Еще не было автомобилей, электричество было в зачаточном состоянии, а фотография была относительно новым и очень захватывающим изобретением. Для очень богатых были роскошные книжки с картинками, на которые люди могли смотреть… экзотические и чудесные далекие места по всему земному шару; как и книга, из которой взята эта восхитительная иллюстрированная пластина размером 8,5 x 11 дюймов.
Матовые, оформленные в рамку и выставленные в виде галереи, эти прекрасные старинные фоторепродукции просто великолепны. (Обратите внимание, что примеры в рамке на последних двух фотографиях должны показать, как это может выглядеть, когда оно в матовом виде и в рамке. Ваш отпечаток будет не матовым и не в рамке.)
Surrender Dorothy предлагает непрекращающийся рог изобилия достойных рамы старинных и старинных гравюр, рисунков, набросков, планов, гравюр, гравюр, плакатов, карт, схем и иллюстраций всех видов, чтобы украсить каждую комнату в вашем счастливом доме. . Потрясающие находки, чтобы украсить и ваше рабочее место.
Весь наш ассортимент перемещается очень быстро, и каждый день добавляются новые товары. Обязательно добавьте наш магазин в закладки и заходите к нам почаще, чтобы не пропустить наши последние открытия.
Я пошлю вам эту красоту почтой первого класса через тех милых людей из USPS, упакованных в плоском виде и защищенных жестким почтовым ящиком.
******************************************************* *****
Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Россия, был с 1732 по 1917 год официальной резиденцией русских царей. Он расположен между Дворцовой набережной и Дворцовой площадью, рядом с местом первоначального Зимнего дворца Петра Великого.
Нынешний и четвертый Зимний дворец строился и перестраивался почти непрерывно в период с конца 1730-х по 1837 год, когда он сильно пострадал от пожара и был немедленно восстановлен. Штурм дворца в 1917 стал культовым символом русской революции.
Дворец был построен в монументальном масштабе, призванном отразить могущество и могущество Императорской России. Из дворца царь и самодержец всея Руси правил более 22 400 000 квадратных километров (8 600 000 квадратных миль) (почти 1/6 суши Земли) и 176,4 миллиона подданных.
Зимний дворец был спроектирован многими архитекторами, в первую очередь Бартоломео Растрелли, в так называемом стиле елизаветинского барокко; зелено-белый дворец имеет форму вытянутого прямоугольника. Подсчитано, что во дворце 1786 дверей, 1,945 окон, 1500 комнат и 117 лестниц. Его главный фасад имеет длину 500 футов (150 м) и высоту 100 футов (30 м).