Содержание
История Стамбула кратко: Византий, Константинополь и Истанбул
История Стамбула
История Стамбула кратко и в интересных фактах — на Istanbul-life.info. Кем и когда был основан Стамбул, он же Византий, он же Новый Рим, Константинополь и Царьград. Трехтысячелетняя история города-государства, а позже столицы четырех империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской.
Содержание
- Предистория
- Основание: город Византий
- Римская история Стамбула: Новый Рим
- Византийская история Константинополя
- Османская история Стамбула кратко
- История Стамбула после распада Османской империи
Предистория
Первые люди на территории современного Стамбула жили еще в период неолита и медного века — в VI — III тысячелетиях до нашей эры.
А самые ранние поселения ученые датируют седьмым веком — 6700 годом до н.э. Их нашли в европейской части Стамбула в 2008, когда строили Мармарай и метро.
В 680 г. до н. э. древнегреческое племя дорийцы основало на азиатском берегу Босфора на месте нынешнего района Кадыкёй город Халкедон. Десятком лет ранее на европейском берегу пролива они же заложили город Византий. Халкедон и Византий длительное время были двумя разными городами.
Основание: город Византий
Предшественником Стамбула является древнегреческий город Византий. Основали его дорийцы из древнегреческого города Мегары в 667 году до нашей эры. Примерно в 660 — 667 гг. до н. э. они вытеснили проживающих в этой местности фракийцев (индоевропейские племена). И на мысе Сарайбурну, между Золотым Рогом и Мраморным морем, построили Византий. Сегодня это территория центрального стамбульского района Фатих.
Кстати, назвали город греки именем своего вождя — Византа.
Город Византий на карте, нарисованной в 1784 г.
В 512 году до н. э. персидский царь Дарий I в походе против скифов захватил Византий.
Уже в 448 г. до н. э. греческие войска под руководством спартанского полководца Павсания осадили и отвоевали Византий у Персии.
Стоит отметить, что Византий был создан независимым греческим городом-государством. Он успешно пользовался своей автономией, сам вступал в союзы. По состоянию на 387 год до н. э. параллельно пребывал в союзе с Афинами.
Но вскоре город был латинизирован римлянами. В итоге Византий вошел в состав Римской империи (II в. до н. э.) и стал одним из ее важнейших городов.
Римская история Стамбула: Новый Рим
В I веке нашей эры, при правлении Веспасиана, сильная Римская империя продолжала контролировать Византий все больше. В 70-е годы н. э. город-государство полностью утратило автономию и подчинилось римскому наместнику.
324 г. — началась закладка нового города, который позже превзошел своего предшественника. В 330 году решением правящего римского императора Константина город-государство Византий назвали Новым Римом. И провозгласили столицей Римской империи. После смерти Константина город переназвали в память об императоре — Константинополем. Уже через 50 лет город так разросся, что, как и Рим, стоял на семи холмах.
С 330 до 395 года Константинополь являлся столицей Римской империи.
Византийская история Константинополя
В 395 году Римская империя распалась на две части: Восточную и Западную. Константинополь стал столицей Восточно-Римской, или Византийской империи. Она и стала государством-правопреемником Рима. Западная Римская империя тем временем потеряла много владений и сократилась до размеров Италии. А в 476 году и вовсе навсегда распалась.
С 395 года по 1204 год Константинополь оставался столицей Византийской империи. На протяжении средних веков являлся богатейшим и крупнейшим городом Европы. Древнерусским названием города был Царьград.
Территория города включала европейскую часть света между Золотым Рогом и Мраморным морем. А также район Галата, что на противоположной стороне Золотого Рога:
Карта Константинополя при Византии. К территории, которая сегодня является районом Фатих, добавился район Галата на другой стороне Золотого Рога
То есть, Константинополь был во много раз меньше нынешнего Стамбула (смотреть карту современного Стамбула).
В 1204 византийскую столицу разграбили крестоносцы, установив там до 1261 года Латинскую империю. Но уже в 1261 Византийская империя восстановилась под властью династии Палеологов. Она просуществовала до 15 века и пала в 1453 году, когда Константинополь захватили турки-османы. С этого времени началась история Стамбула.
Подробнее история Константинополя при Византии описана в статье.
Османская история Стамбула кратко
Константинополь пал во вторник 28 мая 1453 года. Османская армия во главе с султаном Мехмедом II Фатихом завоевала столицу Византии, а император Константин XI погиб в бою. Падение Константинополя означало крах всей Восточной Римской империи. А самого Мехмеда после такой победы прозвали Завоевателем.
Все земли Византийской империи перешли империи османов. Оставшимся в городе грекам султан даровал право самоуправления. Во главе их общины встал патриарх Константинопольский, ответственный перед падишахом.
Константинополь превратился в Istanbul и стал столицей Османской империи. Кстати, в османский период появилось название Высокая Порта (Блистательная Порта). Этим термином европейские дипломаты называли турецкое правительство, заседающее в Стамбуле в султанском диване.
Гравюра 1903 г: султан Мехмед Завоеватель с войском под стенами Константинополя
Столицей Османской империи Истанбул оставался вплоть до ее краха в 1922.
Итак, Мехмед Завоеватель построил великолепный султанский дворец Топкапы. Он на многие столетия стал резиденцией падишахов, а сегодня — едва ли не главной достопримечательностью Стамбула.
Золотой век Стамбула наступил при правнуке Мехмеда — Сулеймане Законодателе (Великолепном). Стоит сказать, что султан правил почти полвека — с 1520 по 1566 год. И за это время существенно расширил границы Османской империи. При нем появилась знаменитая мечеть Сулеймание.
В это же время знаменитая славянская жена султана построила бани своего имени — хамам Хюррем-султан. Также возводились новые городские стены, школы и парки.
Одна из крупнейших и красивейших мечетей мира — Голубая мечеть (Султанахмет). Она появилась в Стамбуле при султане Ахмеде I, который правил в 1603 — 1617 г. В этот период империя все еще была на пике развития.
Но уже с середины XVII века Стамбул начал приходить в упадок из-за финансового и политического кризиса империи. Лишь в XIX столетии, при султане Абдул-Меджиде I, столица снова начала развиваться. В 1842-1853 султан построил новую резиденцию османских правителей — дворец Долмабахче. Сегодня это самый большой и живописный дворец Турции, работает как музей. Также при Абдул-Меджиде появился дворец Йылдыз и ипподром.
Смотрите также: красивые фото Стамбула
История Стамбула после распада Османской империи
Первая мировая война завершилась катастрофой для Османской империи. Армия турок проиграла на всех фронтах. Страна и политическая верхушка была деморализована. В октябре 1918 после капитуляционного для османов договора с Антантой Константинополь оккупировала Антанта.
С согласия последнего султана Османской империи Мехмеда VI в марте 1920 года в Стамбуле высадились английские войска. Город официально объявили оккупированным, а турецкий парламент распустили. Вплоть до 1923 года Стамбул был занят войсками стран Антанты.
В ответ на это в апреле-мае 1920 в Анкаре собрался патриотический меджлис. И под председательством военачальника Мустафы Кемаль-паши образовалось новое правительство. Однако же в Стамбуле его не приняли. В Анатолии под флагом Кемаля шло освободительное движение против оккупации турецких территорий. И в ходе греко-турецкой войны 1919—1922 гг. греческие интервенты потерпели поражение.
1 ноября 1922 парламент Ататюрка в Анкаре упразднил султанат. Так закончилась многовековая история Османской империи. Последний турецкий султан Мехмед Шестой 17 ноября бежал на Мальту.
В 1923 г. движение Ататюрка окончательно победило и основало Турецкую республику. Столичные функции Стамбула перешли Анкаре, а Кемаль стал президентом Турецкой республики.
Мустафа Ататюрк изменил историю Стамбула и всей страны
Тогда же началось принудительное выселение из республики христиан. При этом Стамбул оставался единственным городом страны, где осталась значительная часть греков.
Но в последующие прошел ряд погромов и дискриминационных экономических мер кемалистов против греческого района Пера. Эта привело процветающую часть города к запустению. Греческая община становилась все малочисленнее.
Тем не менее, сегодня Стамбул остается центром Константинопольского Патриархата. В квартале Фанар находится резиденция Вселенского Патриарха, с которой считается весь православный мир.
Также город на Босфоре остался и до сих пор является крупнейшим торгово-промышленным, культурным и туристическим центром Турции.
7 полезных ссылок:
- такси в Стамбуле и международные трансферы заказывай на Intui.travel
- трансфер в аэропорт — на Kiwitaxi
- шорт-туры из Стамбула в Кападдокию (полетай на воздушном шаре!), Бурсу, Трою и другие крутые полисы по всему миру покупай на GetYourGuide
- лучшие необычные экскурсии в Стамбуле, а также всевозможные кораблики на Босфоре как всегда у Трипстера
- билеты на Биг-Басы забирай онлайн на Big Bus Istanbul
- отели и хостелы в Стамбуле бронируй на старом добром Booking
- туристическую страховку, в т. ч. от коронавируса, купи на Tripinsurance.ru
Автор: Анна Заславская
История Стамбула кратко с середины 15 века по наши дня, Османский период, республика
Удивительный и притягательный для туристов город Стамбул интересен своим восточным колоритом, архитектурными сооружениями и многочисленными базарами, султанскими дворцами и узкими улочками. Мусульманский Стамбул ведет свою многовековую и очень захватывающую историю с середины 15 столетия, когда в завоеванный византийский Константинополь Мехмед Второй переносит столицу огромной Османской империи. С того времени и до 1922 года в Стамбуле проживали все османские султаны. И хотя официально название города вплоть до 1930 года оставалось — Константинополь – по сути, с 15 века он стал совсем другим городом с новым вероисповеданием и другим жизненным укладом.
Содержание:
- Начало османского периода Константинополя
- Развитие Истамбула после Мехмеда Второго
- Русская эмиграция в Стамбуле
- Турецкая республика
- Современный Стамбул
За пять столетий своего обновленного существования в качестве столицы обширной Османской империи Константинополь восстановил значение города как крупного центра международной торговли, утраченное в последние годы существования Византийской империи, и превратился на долгое время в весомый политический, религиозный и экономический центр мира.
В сегодняшнем Стамбуле история тесно переплетается с современным образом жизни
Начало османского периода Константинополя
История мусульманского Константинополя началась с последней — кровавой и трагической страницы истории древнего средневекового города. Константинополь – созданный Константином Великим как столица Римской, а затем Византийской империи, просуществовал на побережье Мраморного моря с 4 по 15 столетье, и во времена экономического и политического подъема имел огромное мировое значение. Подробнее с историей Константинополя с момента его созидания на основе еще более древнего города Византия до трагического захвата его османскими войсками в конце мая 1453 года можно познакомиться здесь.
Византийский Константинополь занимал большую площадь и был хорошо укреплен
Падение некогда великого и богатейшего города мира, как и полагалось в Средние века, сопровождалось грабежами, мародерством, убийствами и насилием. Сам Мехмед Второй въехал в завоеванный город на белом коне и, согласно легенде, сразу же направился в его духовный центр – Софийский собор, где совершил мусульманское богослужение, после чего повелел превратить данный храм в главную городскую мечеть. Уже в начале июня Софийский собор в качестве мечети Айя-София начал проводить священные мусульманские пятничные молитвы.
Считается, что и Константинополь, который в простонародье назывался Стамбулом уже давно (ведь по-гречески это означает «город»), Мехмед хотел назвать на османский манер Истамбулом, но официально это название в тот период не закрепилось. Гораздо чаще город в турецком варианте называли Константинийе. Хотя название Истамбул фигурировало и в обиходе, и в некоторых источниках. Например, в 18 столетии султан Мустафа Третий в своих сочинениях именовал город Истамбулом (городом ислама).
Мехмед Второй хотел назвать город Истамбулом, но официально это название не утвердилось
По подсчетам историков, после завоевания Константинополя 60-70 процентов его населения было депортировано или продано в рабство. Богатейшие храмы и дворцы были разграблены. Были разрушены не только городские укрепления, но и укрепления за городскими стенами, например, в районе Галаты, а также экспроприировано все вооружение генуэзцев, хотя им было оставлено право исповедовать христианство. В самом Стамбуле практически все храмы были преобразованы в мечети, оснащенные минаретами, михрабами и минбарами.
Бывшие православные храмы переоформлялись на мусульманский манер
Подробнее о преобразовании Софийского собора в мечеть Айя-София можно прочитать здесь.
Несмотря на активное внедрение мусульманства в облик и образ жизни города, были сохранены некоторые константинопольские символы, среди которых оказались все обелиски Ипподрома и Колонна Юстиниана с его статуей на Площади Августеон, переименованной в Площадь Айя-София. Правда, статую Юстиниана в скором времени все-таки сняли, а позднее отправили на переплавку. Об истории Ипподрома и его уникальных обелисках подробнее можно узнать здесь. А о византийских достопримечательностях Стамбула, дошедших до наших дней — тут.
На турецких гравюрах 16 века можно увидеть все византийские обелиски Ипподрома
Золотые ворота Константинополя, на которые киевский князь Олег некогда прибивал свой щит, после взятия византийского Константинополя были замурованы, а чуть позже вошли в образованную крепость Едикуле (Семибашенный замок), сохранившиеся строения которой можно посетить и сегодня. Основными городскими воротами стали ворота Харисейские, через которые Мехмед Второй въехал в побежденный город.
Основной задачей новых властителей города стало не только его религиозное перерождение, но и экономическое, и политическое возрождение, утраченное к концу существования византийского Константинополя. В опустевший после жестоких боев город приглашались на пмж ремесленники и торговцы из различных турецких провинций и городов. Приезжали в опустевшие византийские дома также евреи из Салоник, греки с Эгейского моря, бурские армяне и т. д. Большие торговые льготы были отданы на первых порах венецианцам и генуэзцам. Практически с момента становления Истамбула начал формироваться армянский городской квартал.
Постепенно разрушенный Константинополе вновь наполнялся жизнью
Начавшееся в городе крупномасштабное восстановление разрушенных зданий и строительство новых архитектурных комплексов создавало новые рабочие места для строительных специалистов. Создание новой городской администрации и управленческого аппарата, в которые могли входить только мусульмане, притягивало сюда грамотных и образованных турков, имеющих опыт чиновничьей работы.
Для православных, частично вновь приехавших, а частично оставшихся жителей Константинополя, недолго функционировал Храм Святых Апостолов, принявший на себя роль кафедрального собора, а затем эти функции перешли к Церкви Богородицы Паммакаристы. Городские христиане должны были жить в своих кварталах, носить особую одежду, не приобретать оружия и платить специальные налоги.
Со временем Константинополь приобретает внешние черты города мусульманского
В самом начале становления Истамбула, в качестве султанской резиденции в районе константинопольского Форума Феодосия был сооружен Эски-Сарай, а в очень скором времени начал создаваться мощнейший дворцовый комплекс Топкапы, прослуживший впоследствии 25-ти османским правителям. А уже отстроенные сооружения Эски-Сарая, среди которых сохранился знаменитый Изразцовый дворец, находящийся сейчас в ведении Археологического музея, впоследствии стали заселяться вдовами и неугодными наложницами султанов.
Кроме переоборудования существующих православных храмов в мечети, строились и новые мечети, первой из которых стал храм Султана Эйюпа (1458 г.). Он был сооружен в месте предполагаемой гибели знаменосца пророка Мухаммеда – Абу Айюб аль-Ансари в период противоборства арабов и Константинополя, а конкретно при осаде византийской столицы в 70-е годы 7 столетия. Могила погибшего знаменосца и сегодня является почитаемой мусульманской святыней, а район вокруг мечети, ранее находящийся за городскими стенами, называется Эюп.
Храм Султана Эйюпа стал первой сооруженной, а не переделанной мечетью
В 1460-70 годы на месте варварски снесенного Собора Святых Апостолов со всеми захоронениями императоров Византии вырастает комплекс Соборной мечети Фатих, являющийся сегодня одним из интересных туристических объектов Стамбула. Создавались и другие мечети. Причем в строительстве новых мусульманских храмов преимущественно использовался опыт и стиль византийских строителей.
Развитие Истамбула после Мехмеда Второго
Появление мечетей и других турецких сооружений постепенно меняло внешний вид города, придавая ему ярко выраженный восточный колорит. Особенного расцвета Истамбул достиг в период правления Сулеймана Великолепного, который являлся султаном Османской империи на протяжении почти 50 лет (1520-1566 гг). Мечеть Селуймание, сооруженная в этот период, стала священным мусульманским храмом Стамбула. Наряду с ней, город украсился и другими мечетями, медресе, дворцами и парками. Появился прекрасный банный комплекс Роксоланы, был существенно перестроен Дворец Топкапы, сооружаются новые стены, мосты и т.д.
Одним из выдающихся правителей Османской империи был Сулейман Великолепный
При Сулеймане Великолепном, жизни и деятельности которого посвящен всемирно известный сериал «Великолепный век», границы влияния Османской империи существенно раздвинулись за счет постоянных войн против стран западной Европы (Венгрии, Чехии, Боснии, Герцеговины, Славонии, Трансильвании и т.д.). Велись захватнические войны и с рядом стран Персидского залива. Доходили османские войска и до Молдавского княжества и в отдаленные восточные районы.
Все покоренные государства, кроме материальных и человеческих потерь после разорения городов и пленения жителей, должны были выплачивать огромные контрибуции. Таким образом, все военные победы войск Сулеймана обогащали государство и его столицу, что позволяло ей процветать и застраиваться богатыми и красивыми зданиями.
Константинополь в начале османского периода опять становился богатым и красивым городом
Считается, что последним султаном, при котором закончилось созидание крупных градостроительных объектов в европейской части Истамбула был Ахмед Первый (начало 17 века), инициатор возведения Голубой мечети, в мавзолее которой он и был впоследствии захоронен.
Голубая мечеть напоминает нам о времени правления Ахмеда Первого
С середины 17 столетия начинается экономическое и политическое ослабление Османской империи, которое не позволяло вливать денежные средства в развитие столицы. Но в середине 19 столетии развитию Стамбула вновь начало уделяться некоторое внимание. Именно в этот период при султане Абдул-Меджиде Первом, приверженце западной культуры, появляется новая султанская резиденция в виде дворца Долмабахче. Этот прекрасный дворцовый комплекс на побережье Босфора и сегодня поражает воображение своей масштабностью, изысканным стилем барокко, роскошью и великолепием.
Дворец Долмабахче — одна из привлекательнейших достопримечательностей Стамбула
Абдул-Меджиде как довольно прогрессивный политический деятель провел несколько административных реформ, в результате которых появились национальные гимн и флаг, было реорганизовано законодательство наподобие наполеоновского кодекса. Кроме того, немусульман стали брать на армейскую службу, в стране стали внедрятся такие технические достижения как телеграф и железнодорожное сообщение.
Именно в правление Абдул-Меджиде Первого проходила печально известная россиянам Крымская война. Однако, несмотря на отдельные положительные моменты, в правлении данного султана было совершено много ошибок, и к концу его жизни и правления султанская казна опустела. Последними правителями угасающей и слабеющей Османской империи оказались четыре сына Абдул-Меджиде от разных жен.
Абдул-Меджиде Первый дал империи последних османских правителей
Хронологически последним правителем Османской империи является Абдул-Хамид Второй (1876-1909 гг), успевший соорудить еще один дворец – Йылдыз, около которого разбивается прекрасная одноименная парковая зона, являющаяся сегодня одним из интереснейших туристических объектов. В начале своего правления этот султан подписывает конституцию и создает парламент, но впоследствии все зачатки демократии он сводит на нет, усиливая абсолютную монархию, наводнив страну цензурой, полицейским террором и шпионами.
В начале правления Абдул-Хамида Второго происходит довольно известная Русско-турецкая война 1877-1878 года, направленная со стороны России на помощь в освобождении Балканских народов от турецкого ига. Внутри Османской империи в этот период небывалого пика достигла межнациональная вражда, происходили многочисленные армянские погромы с тысячами человеческих жертв. Расцветали взяточничество, казнокрадство, военным не выплачивались зарплаты, торговля, земледелие и промышленность приходили в состояние упадка. Страна стремительно падала в экономическую яму.
Абдул-Хамид Второй был последним официальным султаном Османской империи
Абдул-Хамид Второй был низложен в результате Младотурецкой революции 1908 года, проведенной организацией «Единение и прогресс». Элитная часть правительства Эрдогана сегодня делает попытки создания культа Абдул-Хамида Второго, оказавшегося последним османским султаном.
В результате Младотурецкой революции на престол номинально был возведен Мехмед Пятый. Но политическая стабилизация в стране не состоялась. Конституция не стала действующим законом, да и само младотурецкое движение постепенно утратило свою привлекательность. В 1911 году появилась довольно популярная партия «Свобода и согласие», оппозиционная «Единению и прогрессу». В результате межпартийной борьбы произошел государственный переворот 1913 года, после которого правительство возглавил триумвират трех пашей – Энвера, Талаата и Джемаля.
Младотурецкая революция положила начало периоду государственных переворотов в стране
Новое правительство 1913 года вышло из состава Лондонской мирной конференции и вступило в союз с Германией, что втянуло страну в события Первой Мировой войны.
Русская эмиграция в Стамбуле
Период русской эмиграции начала 20-х годов оказал существенное влияние на развитие Стамбула. После Первой Мировой войны (с 1918 по 1923 годы) Стамбул был оккупирован войсками Атланты, в связи с чем именно сюда стекались основные потоки белогвардейской эмиграции и эмиграции гражданского населения постреволюционной России из Одессы, Новороссийска и Ялты. Некоторые исследователи считают, что корабли Атланты перевезли в Стамбул из России в этот период более 200 тысяч человек, хотя возможно их было в разы больше. Проезжали через Стамбул писатель В.Набоков и племянница Л.Толстого, певец А.Вертинский и многие другие. Долгое время здесь жил писатель А.Аверченко, художники Н.Перов и Н.Калмыков и многие другие артисты и музыканты.
Многие русские эмигранты жили в Константинополе в полной нищете
Стамбул для русских эмигрантов был первым городом, куда они могли уехать из охваченной революцией России. Кто-то затем переезжал дальше на Запад – во Францию, Германию, Америку и т.д. Кто-то задерживался здесь надолго. Считается, что наплыв русской эмиграции оказал очень большое влияние на стамбульских жителей, сделав им прививку российской цивилизацией. Ведь именно русские эмигранты начали первыми активно открывать в городе кафе и рестораны, чайные и бары, многие из которых работали по ночам, что было очень непривычно для Стамбула.
Многие русские женщины-эмигрантки вели очень активный образ жизни
Русские женщины зародили традицию торговли цветами на улицах, открывали кондитерские и модные салоны, давали уроки музыки и языков. Открывались в Стамбуле русские студии живописи и фотографии, театры-кабаре и даже пляжи для отдыха у воды, где русские женщины купались в купальниках. Например, русский оперный певец В.Смирнов, эмигрировавший в Стамбул, открыл здесь завод по производству водки «Смирнов». Ресторан русской кухни «Рижанс» княгини Шеринской функционирует и сегодня под названием «1924 Истамбул».
Русские эмигранты проводили балы, знакомили турецкое население с операми и балетами. Может быть, именно та русская прививка проявляется в жизни сегодняшнего туристического Стамбула. Даже ночная жизнь в Стамбуле кипит, достаточно погулять по улице Истикляль с ее ночными развлечениями в виде шопинга, ресторанов, уличных музыкантов и т.д.
В русских ресторанах процветали островки России, выступали певцы и музыканты
К 1927 году количество русских эмигрантов практически сходит на нет, ведь им изначально разрешалось находиться в Стамбуле только до этого срока. А с 1932 года в стране работает закон, запрещающий иностранцам работать в Турции. Те, кто все-таки остался в Стамбуле и закончил там свою земную жизнь, покоятся ныне на греческом кладбище в микрорайоне Шишли среди православных других национальностей (болгар, греков, турков и т.д.).
Многие русские эмигранты закончили свой жизненный путь в Стамбуле
Посетить это кладбище русским туристам будет очень интересно и волнительно. А находится оно недалеко от торгового комплекса «Джевахир». Несколько десятков потомков белых русских эмигрантов живут в Стамбуле и сегодня, стремясь сохранить свою культуру, религию и память о России. Их ряды пополнили русские эмигранты 90-х годов, покинувшие Россию после развала СССР.
Турецкая республика
На период активного воздействия русской эмиграции на жизнь Стамбула приходится и революционное изменение статуса турецкого государства, которое произошло после окончания Первой Мировой войны. Дело в том, что Османская империя оказалась проигравшей стороной в Первой Мировой войне, что привело к ее распаду, полной капитуляции и оккупации войсками Атланты.
Прогрессивные силы страны начали борьбу за создание нового свободного турецкого государства, независимого от султанского правительства и оккупационного режима. А возглавил эту борьбу видный военный деятель, генерал бывшей османской армии Мустафа Кемаль. В сентябре 1919 года он собрал Сивасский конгресс, на котором были оглашены основные направления действий для возрождения страны.
Сивасский конгресс стал организационным началом борьбы за новую Турцию
В апреле он организовал и провел в Ангоре (Анкаре) первое заседание Великого Национального Собрания Турции, на котором его избрали главой парламента непризнанного правительства. Новое правительство начало военные действия одновременно по нескольким направлениям – против номинального султана, против армян, против греков и против войск Атланты. Для решения поставленных задач они даже захватывали британских заложников.
Большую моральную, финансовую и военную помощь правительству Кемаля оказывала молодая Советская Россия и конкретно сам В.И. Ленин. Российское правительство фактически признало правительство Кемаля и не только заключило с ним «Договор о дружбе и братстве», но и на безвозмездной основе отправляло в Турцию оружие, самолеты, военное снаряжение, золото и прочее.
Турецкой революции на первых порах активно помогала Советская Россия
По всей стране шли непримиримые военные действия, турки убивали православных греков и армян, те в ответ убивали турков. Межнациональная и межрелигиозная резня была закончена в июне (24-ого) 1923 года после подписания Лозаннского мирного договора, и началась мирная депортация греков из Анатолии. В начале октября того же 1923 года армия Кемаля вошла в Константинополь. А уже 29-ого октября состоялось провозглашение Турецкой республики, первым президентом которой стал Мустафа Кемаль.
Созданная республика позиционировалась как светское государство, основанное на конституционном законодательстве. Конституция Кемаля действовала до 1961 года. С приходом к власти республиканского правительства в стране было проведено множество реформ: появилась единая светская система образования, единый Гражданский кодекс и т.д. Был проведен ряд мероприятий, направленных на подъем промышленности, сельского хозяйства и банковской системы.
Мустафа Кемаль стал первым президентом Турецкой республики
Из политической жизни страны исчезли такие институты как султанат и халифат, а руководство страной осуществляла единая Народная партия. Женщины получили равные права с мужчинами, появились законы об изменении в одежде и головных уборах, о присвоении фамилий и т. д. Кстати, Кемаль после принятия Закона о фамилиях по решению парламента получил фамилию Ататюрк (отец турок).
Основой всей деятельности правительства Ататюрка было создание сильного единого моноэтнического государства, все граждане которого были объявлены турками. Все другие национальные этносы не признавались, и все другие языки, кроме турецкого, были запрещены, автономные общины, как например, еврейская, были ликвидированы. Долгое время шла борьба против национальной борьбы курдов, которая закончилась депортацией их на западные земли страны.
Имя Ататюрка свято для Турции и сегодня
Личность и деятельность Ататюрка культивировались и привела к созданию «культа личности», который после его смерти только усилился. Для захоронения первого президента в Анкаре был сооружен Мавзолей-усыпальница, повсюду устанавливались памятники Ататюрку и развешивались его портреты. Почитание Ататюрка сохраняется в Турции и в наши дни.
При Ататюрке изменилось название и статус Константинополя, который с 1930 года стал официально именоваться Истамбулом, а с 1923 город перестал быть столицей государства, которая переместилась в Анкару. Хотя сам Ататюрк жил в Стамбуле во дворце Долмабахчи более 10 лет, где и умер в ноябре 1938 года в возрасте 57 лет в комнате под номером 71.
Во дворце Долмабахче в комнате Ататюрка все сохранено так же, как было при его жизни
Современный Стамбул
Даже после того, как функции столицы государства перешли в Анкару (1923 г.) Стамбул продолжал развиваться как торгово-промышленный и коммерческий центр страны. Во время Второй Мировой войны правительство Турции занимало выжидательную позицию и держало нейтралитет до самого окончания войны. После войны в стране была сформирована многопартийная система, что едва не привело в 60-е годы к Гражданской войне.
В 60-70-е годы Стамбул находился под гнетом политической и экономической нестабильности
Борьба Демократической партии с оппозицией закончилась в 1961 году военным переворотом, с последующим роспуском правительства, парламента и казнью наиболее видных представителей Демократической партии. Было создано новое правительство, избран новый двухпалатный парламент, Конституция Ататюрка была заменена новой, исправленной. Но количество партий в стране продолжало увеличиваться. Это не привело к стабилизации положения в стране, которую раздирали партийные интересы и противоречия. Только в течение 70-х годов к власти поочередно приходило более десятка правительств!
Очередной военный переворот сентября 1980 года привел к власти Кенана Эврена, который в очередной раз распустил парламент и запретил деятельность всех политических партий. Начались массовые политические репрессии. В 1982 году была принята новая Конституция. После того начался некоторый подъем экономики, развитие мелкого и среднего предпринимательства. Но к концу 80-х и особенно в 90-е годы стали активизироваться происламские партии, стремящиеся к реставрации ислама.
Несмотря на политическую нестабильность Стамбул оставался крупнейшим городом страны
Одним из лидеров исламской партии «Рефах» был и мэр Стамбула – Реджеп Эрдоган, который в конце 90-х годов четыре месяца провел в тюремном заключении за свою происламскую деятельность. Сегодня на основе партии «Рефах» функционирует «Партия справедливости и развития», являющаяся на данный момент правящей.
С начала 2000-х годов «Партия справедливости и развития» стала правящей и направила развитие страны на подъем турецкого бизнеса, на стабилизацию положения в стране, на сближение с Евросоюзом, на снижение влияния военных в политике и т.д. С 2003 года Р.Эрдоган возглавил правительство, с 2013 года стал лидером «Партии справедливости и развития», а в 2014 года на первых в стране всенародных выборах Эрдоган становится Президентом Турции.
С 2014 года Президентом Турции становится Р.Эрдоган
Стамбул был в эпицентре всех политических событий страны. Сказались на нем и экономические кризисные ситуации, но сегодня он активно участвует в развитии экономики, в частности в одной из важнейших ее сторон – туризме. Город разрастается, гармонично сочетая в себе историческое прошлое и техническую современность. Здесь функционируют аэропорты и метро, имеются красивые современные мосты и скоростные трамваи, отлично развита сеть отелей и ресторанов, что привлекает в город миллионы туристов из всех стран мира.
Знаменитый Дворец Топкапы ежедневно посещают сотни туристов
Но особую уникальность Стамбулу придает его историческое прошлое, сохранившееся в архитектуре и городской застройке. Сегодняшний Стамбул – это узкие старинные запутанные улочки с маленькими кафе и многочисленными сувенирными магазинчиками, это уникальные архитектурные памятники византийской и османской культур, это удивительные водные просторы Мраморного моря и знаменитого Босфора.
Сегодняшний Стамбул наполнен яркими красками и сочными звуками жизни
Здесь есть, где погулять, отдохнуть, чему удивиться и чем восхититься. Здесь никогда не будет скучно или неинтересно. Краски, звуки, силуэты Стамбула навсегда запечатлеваются в памяти и сердцах туристов.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Отзывы туристов
Войдите, чтобы оставить свой отзыв.
Читайте также:
Стамбул В 16 веке
В течение 16 века османской истории Стамбул был разделен на четыре района: сам Стамбул, Галата, Эйюп и Ускюдар. Каждый из них развил отчетливый городской и социальный характер. Эйюп возник вокруг могилы Шейха Эбу Энсари, сподвижника пророка Мухаммеда, возглавившего первую мусульманскую осаду Константинополя. Шейх Эбу Энсари погиб во время осады. Фатих Султан Мехмед построил мечеть Эйюпа, а вокруг гробницы устроил религиозную школу и кухню. Он превратился в крупный центр паломничества и место захоронения османской элиты и религиозных сановников. Опоясание нового султана произошло и в Эйюпе. Еще одной особенностью Эйюпа были его сады. Греческие, армянские, албанские и болгарские бакалейщики поставляли овощи и фрукты. Более того, ферма Бейлик располагалась в Эйюпе и поставляла молоко и йогурт для дворца. Сельские мигранты с Балкан также поселились в Эйюпе и снабжали город продуктами питания и сезонными рабочими. Характер Эйюпа был сельским, и поэтому он стал излюбленным местом для летних резиденций. Кагитане находился по дороге в Эйюп и был популярным местом для пятничных пикников. Однако его слава исходила от легендарных вечеринок Kağıthane и его павильонов. В период тюльпанов в Кагытхане было построено более 170 павильонов и дворцов. Там же находился и знаменитый дворец Саадабад, где султан и его великий визирь устраивали множество банкетов и празднеств. По мнению консервативных жителей города, Кагытхане стал синонимом упадка и морального упадка правящего класса.
Собственно Стамбул, старый город Константинополя, был ограничен на западе Феодосиевыми стенами, морскими стенами вдоль Золотого Рога и Мраморным морем на юге. В городских стенах было двадцать семь ворот, которые открывались в несколько кварталов. В районе Стамбула было пятнадцать подрайонов; каждый был назван в честь комплекса мечетей, и каждый был разделен на несколько кварталов. Кварталы не выходили за пределы стен, а население внутри было плотным. Гавани и бухты, окруженные рыбацкими деревнями и лесистыми садами, усеивали берега Босфора. Греческие общины жили вдоль побережья в Кум-Капы, Саматья и Фенер. Штаб-квартира греческого православного патриархата находилась в Фенере с 1601 года. Еврейская община проживала в основном в Балате и Айван-Сарае на левом берегу Золотого Рога. Армяне и цыгане жили в Сулу-Куле и Саматье. Штаб-квартира армянского патриархата находилась в Саматье. Греческий православный и армянский патриархи были назначены султаном с широкими правами для управления религиозными, юридическими и культурными делами греческого православия. и армянские общины по всей империи. В районе Стамбула находились дворец Топкапы, ипподром, собор Святой Софии и Большой базар. Дворцовый комплекс Топкапы, частная резиденция османской династии и центр правительства, стоит на первом холме у ЭаСарай Бурну. Мехмед II построил дворец над частями Большого Константинопольского дворца. Дворец Топкапы, окруженный стенами и разделенный на четыре двора, содержал общественные здания, в которых велись государственные дела. Дворец Топкапы вмещал более 6000 человек. Первый двор дворца Топкапы, также называемый двором янычар, содержал военные объекты. Во втором дворе находился Имперский совет, который функционировал как кабинет и высший апелляционный суд. В третьем дворе находился Тронный зал, где султан принимал чиновников, просителей и иностранных послов. Императорский гарем, тюльпановый сад Ахмеда III и киоски располагались в четвертом дворе, центре частной жизни султана и его семьи, откуда открывался вид на Мраморное море. В империале было более трехсот комнат, в которых проживали несколько сотен представительниц династии, османских принцев и их многочисленный персонал во главе с главным чернокожим евнухом. Рядом с дворцом Топкапы, собором Святой Софии и бывшим византийским ипподромом. Ипподром был древним церемониальным центром и общественной площадью. При османах он был переименован в Ат Мейданы и продолжал функционировать как церемониальный центр. На ипподроме проходили шествия, военные учения и публичные праздники, посвященные рождению и обрезанию османских принцев, а также рождению и свадьбе принцесс. Рядом с ипподромом располагались янычарские казармы и Эт Мейданы (мясная площадь), где янычары получали свой мясной паек. Повстанцы использовали ипподром в качестве своей базы в 1703 и 1730 годах. Торговый центр города располагался очень близко к ипподрому и дворцу Топкапы. Диван Йолу (via ignatia) ответвлялась в нескольких направлениях от ипподрома и соединяла этот район с торговым центром города, Гранд-базаром и окружающими его жилыми и торговыми районами, с одной стороны, а также с Египетским рынком и портом. с другой стороны на Золотой Рог. Раздача продовольствия и сырья происходила в районе порта на Золотом Роге, где стояли на якоре корабли со всей империи и средиземноморских портов. Ун Капаны и Йемиш искелеси раздавали пекарям муку по установленным государством ценам и фрукты по всему городу. На рынке различные религиозные общины смешивались, вели дела и принадлежали к одним и тем же гильдиям. Как и следовало ожидать, этот район также стал центром преступности из-за его коммерческого богатства и социального разнообразия. Район Стамбула находился под более строгим контролем правительства, чем остальная часть города, потому что здесь располагался дворец Топкапы, главная резиденция султана и его семьи. Управление городом находилось под управлением великого визиря и его свиты янычар, главного кади (мусульманского судьи) Стамбула, главного инспектора рынков, начальника ночной полиции, начальника дневной полиции, ага (командующего) янычар в Стамбуле и начальник дворцовой стражи.
Галата и Пера, расположенные на противоположной стороне Золотого Рога от района Стамбула, были центром западноевропейской торговли и центром дипломатии, финансов, развлечений и проживания европейцев в период раннего Нового времени. Обнесенный стеной город Галата был бывшей генуэзской колонией, частью итальянского торгового поселения на Черном море в византийские времена. Галата получила полную автономию благодаря союзу с Византийской империей против Венеции во время восстановления византийского правления в 1261 году. Она также оказывала финансовую и военную поддержку византийским войскам во время османской осады в марте-апреле 1453 года. Некоторые купцы сотрудничали с османской армии и передал ключи от города Мехмеду II через два дня после падения Константинополя. Благодаря своевременной капитуляции Галата выжила как отдельный город в городе под властью османов. Османский султан наградил колонию капитуляцией перед Генуей и частичной автономией города. Договор предоставил генуэзской колонии религиозную и коммерческую свободу, безопасность и защиту собственности, а также освобождение от чрезвычайных налогов, принудительного труда и службы жителей в армии. Колония также получила право свободно избирать лицо, которое будет представлять ее интересы перед султаном. Взамен жители должны были согласиться не строить новые церкви и не звонить в колокола слишком громко. Позднее эти привилегии были предоставлены другим итальянским городам-государствам и западноевропейским народам в семнадцатом и восемнадцатом веках. Мехмед II разделил общину в Галате на две группы: немусульманских османских подданных, которые платили подушный налог, и подданных Генуи, которые временно проживали в Галате для торговли. В первую группу немусульманских подданных входили греки, евреи, армяне и некоторые генуэзцы. Вторая группа, определенная как защищенные неосманские купцы, получила свободу торговли в обмен на уплату таможенных сборов. Обе группы пользовались определенной правовой и религиозной автономией. Чтобы установить османский контроль над Галатой, Мехмед II разрушил некоторые сухопутные стены и сохранил морскую стену нетронутой. Однако стены восстановил его сын Султан Баязид II. Галатская башня служила пожарной охраной, тюрьмой для задолжавших торговцев и рабов, а также складом. Галата была разделена на три части, разделенные внутренними стенами, которые стояли еще в семнадцатом веке. Его морские стены и внутренние стены имели одиннадцать внешних ворот и шесть внутренних ворот, ведущих в разные районы. Галата внутри стен была густонаселенным районом с 200 000 немусульман и 64 000 мусульман. В пятнадцатом веке в Галате было одиннадцать католических, девять греко-православных и армянских церквей и всего две мечети. Однако к шестнадцатому веку количество мечетей внутри и вокруг стен Галаты увеличилось до двенадцати. Были также две ложи Мевлеви в Галате и Бешикташе, в которых жили суфии Мевлеви. В восемнадцатом веке, когда в районе Галата поселилось все больше немусульман, количество греческих церквей в районе Галата выросло до сорока, несмотря на ранее существовавший запрет на строительство церквей. Кроме того, западноевропейские страны снова смогли восстановить и построить новые католические церкви в соответствии с Карловицким договором, а их коммерческое присутствие выросло после 169 г.9. Франция и Великобритания заключили торговые договоры, которые предоставили им экстерриториальные права, свободу торговли, более низкие таможенные пошлины и юридическую неприкосновенность. Франция сменила Венецию в качестве экспортера шелковых тканей и других предметов роскоши. Капитуляция, предоставленная Франции в 1740 году, также защитила католическую общину и привела к увеличению французской миссионерской деятельности в восемнадцатом веке. Число французских жителей увеличилось с 40 в 1682 году до 175 в 1719 году. Растущая французская община проживала в районе Берекетзаде. Европейские посольства переехали в виноградники Перы к северу от Галаты в семнадцатом и восемнадцатом веках. Их дворцы имели большой штат и свиту, в которой работало много людей. Французское посольство имело даже церковь, суд, типографию и тюрьму. Посольство Великобритании построило летние резиденции в деревнях вдоль Босфора в Бююкдере и Тарабье. Галата стала важным торговым и финансовым центром, где многие богатые армянские и еврейские купцы работали в качестве агентов европейских народов и банкиров для членов правящего класса, включая откупщиков и янычар. Европейские товары проходили через пристань Галата, где на набережной в Каракёй, Мумхане и Азап Капы располагались порты, склады, магазины, таможни и мастерские. В Галате был крытый рынок с двенадцатью куполами, 3080 магазинов, двенадцать крупных торговых домов, ганы и пшеничный склад, принадлежавший грекам и франкам. Арсенал и верфь в Касым-паше, а также пороховой завод и пушечный завод в Топхане были военно-промышленным сектором Стамбула, в котором работало много рабочих и галерных рабов. Галата внутри стен также содержала район красных фонарей Стамбула с множеством борделей и таверн вдоль гавани, обслуживающих моряков, торговцев, янычар и большое количество одиноких мужчин и мужчин из рабочего класса, которые проживали в комнатах холостяков. Эвлия Челеби, известный османский путешественник и житель Стамбула, насчитал двести домов с дурной репутацией и таверн вдоль береговых стен в середине семнадцатого века; ими управляли греки и евреи, каждый из которых обслуживал от пятисот до шестисот мусульман и немусульман в середине семнадцатого века. Подача алкогольных напитков мусульманам была запрещена шариатом, но многие посетители-мусульмане отдыхали от бдительных взглядов соседей и местных властей, когда посещали многочисленные таверны и публичные дома на извилистых улочках Галаты и вдоль гавани Касым-паши. Галата была самым криминальным районом города, требующим усиленного контроля. Мехмед II назначил главного кади, субаши (начальника полиции) и воеводу (мэра) для надзора за делами жителей. Главный кади Галаты был самым важным должностным лицом и подчинялся непосредственно султану. Его заместители вершили суды в округах и тесно сотрудничали с главами немусульманских общин. Воевода назначался султаном, функционировал как мэр и работал с начальниками дневной и ночной полиции. Инспектор рынка контролировал весы и цены и следил за ценами. Ага янычар поддерживала закон и порядок, особенно в районе красных фонарей, где часто происходили драки. У немусульманской и европейской общин были свои чиновники и представители, которые работали с кади и полицейскими над поддержанием правопорядка. Население Галаты внутри стен со временем рассеялось по деревням на европейском берегу Босфора, таким как Бешикташ, Ортакёй и Бебек, которые были смешанными по этническому и социальному составу. Все эти деревни были этнически, религиозно и социально смешанными. В Бешикташе, помимо мусульманского большинства, был один греческий и один еврейский квартал, шесть тысяч летних домов и множество садов, принадлежащих знати и вельможам. Султан и члены его дома, особенно принцессы, построили дворцы и особняки по обоим берегам Босфора, видимые символы демонстративного потребления. Дворец Чираган, построенный великим визирем Ибрагимом-пашой, дворец Долмабахче и дворец Йылдыз находились в Бешикташе. Ортакёй был населен преимущественно греками, армянами и евреями. Дворец Хадидже Султан, дочери Мустафы III, в районе Дефтердар является самым известным. Османские принцессы Бейхан Султан и Эсма Султан-старшая также владели дворцами в Ортакёй и Бебеке.
На азиатской стороне Босфора район Ускюдар представлял собой небольшое поселение из пяти районов, известных своими кипарисовыми рощами, мирными деревнями, кладбищами и резными надгробиями. Ускюдар был густонаселенным районом с семьюдесятью мусульманскими кварталами, одиннадцатью греческими православными и армянскими кварталами и одним еврейским кварталом в семнадцатом веке. Деревни Кадыкёй, Иставрос, Бейлербейи и Кузгунчук на той же стороне Босфора были населены мусульманами, греками и евреями и содержали особняки и сады вельмож. В Ускюдаре также были комплексы мечетей, принадлежащие королевской семье. Большой комплекс мечетей под названием Атик Валиде Ками был построен великим архитектором Синаном для Нур Бану Султан, матери Мурада III, в 1583 году. Он состоял из мечети, медресе, богадельни, бани и гостевого дома. Комплекс мечети Йени Валиде королевы-матери Гюльнуш Султан, построенный между 1700 и 1710 годами, включал общественный фонтан и находился недалеко от берега Ускюдара. Султан Селим III построил мечеть и современные казармы Селимийе в 1800 году для размещения новых войск. Ускюдар так и не превратился в международный порт, но стал незаменимым перевалочным пунктом для азиатских товаров на пути в Стамбул и Галату. Его основная торговля велась с Ираном, многие из купцов которого вели караванную торговлю шелком и другими товарами и проживали в руках Ускюдара. Иранские посланники жили в Ускюдаре, и, как и европейским посланникам, им не разрешалось проживать в районе Стамбула. Каждый год большие караваны паломников останавливались в Ускюдаре на несколько недель перед своим походом в Мекку. Более того, это было место ссылки для османских чиновников, впавших в немилость. Управление Ускюдаром находилось в руках кади и его пяти заместителей судей, субаши и дивизии янычарского корпуса. Его население не росло такими же темпами, как население районов Стамбула и Галата, потому что его поток населения был направлен на торговлю, промышленность и деятельность правительства.
#ottoman #galata Tower #Hagia Sophia #Galata #16th Century
Фотография: Хенрик Бергер Джёргенсен
Взгляд двух арабских путешественников на шестнадцатом веке Istanbul
9. город, из которого ученые со всех концов страны могли информировать султана и государственных деятелей о своих научных занятиях и где они смогли достичь пика своей карьеры. И Бадр ад-Дин ал-Газзи (ум. 1577), ученый, компетентный в религиоведении, литератор и поэт, и Кутб ад-Дин ал-Макки (ум. 1582), известный своими работами о Мекке и Йемен записал свои впечатления о Стамбуле после посещения. В то время как Газзи в первую очередь интересовался трансформацией и развитием, которые претерпел Стамбул с османами, Макки подчеркивал важность столицы в достижении единства в исламском мире.
Родившийся 23 июня 1499 года, Бадр ад-Дин аль-Газзи, член дамасской семьи, в которой выросли различные известные ученые. Как поэт с диваном , компетентный ученый в области религиоведения и составивший более 110 произведений, некоторые из которых были написаны в стихах, аль-Газзи умер в Дамаске 16 января 1577 года.
Он посетил Стамбул 16 мая 1530 г. со своим сыном Шахаб ад-Дином Ахмадом и некоторыми друзьями; он приехал, чтобы обратиться к дворцу с некоторыми просьбами, и записал свои переживания по пути из Дамаска в Стамбул в 9 г.0024 al-Matali’ al-Badriyya fi al-Manazil (fi al-Rihlat) Rumiyya .Его первые впечатления о первом месте, куда он прибыл, Ускюдаре; Ускюдар был важным базаром и поселением. «Это яркий, красивый город с мягкой погодой, взрослыми деревьями и богатыми виноградниками. Босфор проходит перед Ускюдаром, в котором есть красивые мечети, большие гостиницы, отличные базары и коммерческие здания».
Спускаясь по Босфору на лодке, Газзи резюмирует то, что значил Стамбул в качестве столицы в шестнадцатом веке, давая свои первые впечатления: «Здесь центр турецких городов и столица султанов. Этот великий город, который также является центром, в котором вращается судьба, источником знаний и обучения, штаб-квартирой династии интеллектуалов и государственных деятелей, источником удачи и местом, где сбываются желания и желания, является местом, где Солнце счастья восходит и светит».
Бадр ад-Дин аль-Газзи описывает этот центр, столицу на протяжении тринадцати веков, этот город, который был Константинополем для Восточной Римской империи, как «самый большой, самый красивый и самый сильный из городов злобы и неверности»; он резюмирует, почему ее завоевание следует считать одной из величайших побед не только в истории тюрков и ислама, но и в мировой истории:
величие Великого Фатиха и подчинились господству турецких мусульманских войск, которые вошли в город, полируя свои штыки текбир и молитвы. Сразу после завоевания церкви были превращены в мечети, исламские минареты заменили замолчавшие церковные колокола. Они не довольствовались звуками эзана , поднимающегося между землей и небом, а строили медресе, постоялые дворы и мечети. Короче говоря, Коран заменил Библию, мусульманские ученые заменили священников и монахов, солнце ислама взошло, и исламский закон и порядок восторжествовали. В Стамбуле есть арабские, персидские и особенно турецкие ученые, а также мощная армия, которой он может гордиться.
Из отрывка из рассказа легко понять, что идея всей деятельности, предпринятой после завоевания, была направлена на то, чтобы дать возможность мусульманскому обществу легко выполнять требования религии и облегчить жизнь в исламско- Турецкий город. Хотя некоторые памятники были заброшены и лежали в руинах, эти и прекрасные курорты добавили Стамбулу особую черту и продемонстрировали величие и великолепие османской столицы. При каждом удобном случае аль-Газзи подчеркивает значение, которое приобрел Стамбул после завоевания османами; он предполагает, что все цивилизованные события в столице были непосредственно связаны с функционированием учебных заведений. Аль-Газзи был действительно впечатлен мечетью Фатих и külliye, , где он остановился; он сделал важные записи во всех разделах külliye , особенно о maristan . Он особо подчеркивает, что ни в какой другой части мира не было таких высококвалифицированных врачей или фармацевтов, и хвалит услуги, предлагаемые пациентам.
аль-Газзи также пишет о соборе Святой Софии, который после завоевания был преобразован в большую мечеть: город. Он настолько красив и обладает такой уникальной архитектурной композицией, что все смотрят на него с благоговением. Причиной для беспокойства может быть ветхость некоторых из этих украшений и тот факт, что они начинают разрушаться. Неправильно сравнивать Святую Софию с церковью Сергио-Баха, которая имеет некоторые типичные орнаменты и эстетические ценности.
Во время своего пребывания в Стамбуле аль-Газзи встретился с несколькими людьми, в том числе с анатолийским казаскером Абдулкадиром Хамиди Челеби (ум. 1548), третьим визирем Касымом-пашой, муфтием Стамбула, Сади Челеби, Эбюль-Фетхом Абдуррахимом. Шериф эль-Аббаси и его сыновья, кади Мухиддин Ибнуль-Фенари, Фетхуллах и Кемаль, мудеррис (лектор) Семание Шейх Имам Абдулла, мечеть Фатих Хатип Шейх Ибрагим, попечители султана Селима Имарет , Шейх Мухаммед и Ходжа Баша и Хафиз Юсуф Синан Челеби, который очень красиво читал Коран.
Из-за отсутствия султана в Стамбуле, обрезания его сыновей и вспышки бляшек в городе аль-Газзи на некоторое время уехал в Измит. Он описывает Картал, где он остановился, как красивый и веселый город, в котором было много рыбы и население которого было частично христианским.
Отправляясь из Стамбула 9 июня 1531 года, в пятницу, аль-Газзи так описывает холодные зимние дни и переход к весне:
Дул сильный ветер и свирепствовали бури, с небо; иногда шел снег целыми днями. Таким образом, мы пережили долгие дни, в течение которых мы скучали по солнцу, по облачной погоде днем и ночью и по сидению у угольной горелки; теперь мы стоим лицом к лицу с распустившимися цветами, растущей травой и распустившимися почками на деревьях, которые предвещают приход весны.
Кутб ад-Дин аль-Макки, который был муфтием Мекки и кади османского правительства, а также первым ханафитским лектором Сулеймание Медресе , умер 20 мая 1582 года в Мекке. Кутб ад-Дин аль-Макки владел письменными и устными источниками османской истории и культуры, умел использовать источники из первых рук при поиске информации. Его наиболее существенный вклад в турецкую историографию заключался в том, что он ввел турецкую политическую и административную терминологию в арабский язык и историографию.
Кутб ад-Дин аль-Макки предпринял два путешествия в Стамбул после того, как Мекка попала под власть османов; он записал эти путешествия в своей работе под названием al-Fawaid al-Saniyya fi al-Rihlat al-Madaniyya wa al-Rumiyya . Его записи об Османском Стамбуле в основном основаны на его втором путешествии, которое началось 30 марта 1558 года. во время этого визита он внимательно наблюдал за работой османской бюрократии и имел возможность встретиться с известными учеными и принять участие в двусторонних научных дискуссиях. Хотя он не предоставляет никакой информации о гражданских событиях в Стамбуле и преобразованиях города, он собрал много ценных записей об османских государственных деятелях и бюрократии.
Тот факт, что он прибыл в столицу Османской империи из Хиджаза, привлек к нему особое внимание. Он был не просто обычным послом, а представителем рода Шерифов, которому было поручено управление Харамейном; эта семья происходила от пророка Мухаммеда. Подарки, которые он привозил государственным деятелям, от высших до низших чинов, вызывали особый интерес как сувениры Хиджаза; это было продемонстрировано в обмене дарами между Харамейном и Стамбулом в шестнадцатом веке. Некоторые из подарков Хюррем Султан были переданы Михримах Султан, которая не получила никаких подарков; произошло это благодаря хитрости Рустема-паши, мужа Михримах Султан.
аль-Макки, которого приветствовали как особого гостя, имел возможность получить аудиенцию у султана Сулеймана I и побеседовать с ним. Он пишет, что султан «имеет сияющее стройное лицо, определенного возраста и одет в зеленое»; у него была аудиенция у султана 11 апреля 1558 года. аль-Макки также описывает печаль, которую султан чувствовал из-за болезни Хюррем Султан, и то, как это отражалось на его лице и поведении. В то же время аль-Макки упоминает, что ближайшее окружение султана, в первую очередь Рустем-паша, всегда вело себя как бы несчастным и переживало из-за болезни Хюррем Султан. Он также пишет о Хюррем Султан и ее похоронах 15 апреля 1558 года:
26 Джумада аль-Тани, в 965 году в субботу, валиде султан скончалась после того, как ей не удалось оправиться от лихорадки и боли, от которых она страдала некоторое время. Она основала множество благотворительных фондов и принесла подарки Харамейну и Иерусалиму. Она имела большое влияние на султана; решение многих проблем было возможно только в ее руках. Она родила Селима, Баязида, Джихангира, Мехмеда и Ханым Султан (Михримах). Султан Сулейман, который был глубоко привязан к ней большой любовью, был убит горем после ее смерти. Ее тело было доставлено в мечеть Баязида на плечах визирей. Она была похоронена на кладбище мечети Сулеймание после того, как великий муфтий Эбуссууд Эфенди совершил поминальную молитву. Все жители Стамбула оплакивали ее смерть.
Одним из самых важных людей, которых аль-Макки встретил в Стамбуле, был великий визирь Рустем-паша, который в тот период был на пике своей карьеры. Важная деталь, которую он сообщает нам, заключается в том, что Рустем-паша, который очень любил его в Стамбуле, принимал материалы, но не золото или драгоценности из подарков, которые аль-Макки привез из Мекки. Он описывает второго визиря (Семиза) Али-пашу, которого он встретил после Рустем-паши, как более веселого, милосердного и прямолинейного, чем великий визирь. Это весьма важно с точки зрения определения достоверности некоторых сведений об этих двух государственных деятелях, противоречивых в османских источниках.
мулаземет (испытательный срок судьи), полученный аль-Макки при встрече с Эбуссуудом Эфенди, проложил путь к его назначению муфтием Мекки по возвращении. Среди людей, находившихся под влиянием аль-Макки, особое место занимал Ахмед Челеби, сын шейха аль-Ислама. Следующие наблюдения о научных познаниях Ахмеда Челеби, высокомерие и высокомерие которого были аксиомой жителей Стамбула, важны с точки зрения изображения уровня образования османского Стамбула в шестнадцатом веке:0003
Умный, интеллигентный, веселый, тихий и остроумный человек. Его арабский язык был довольно беглым и ясным. Он сказал мне, что составил тахми , добавив по три строки к каждому стиху Касиде-и Таннане аль-Мутанабби. Его выражения и слова аль-Мутанабби так гармонируют друг с другом, что даже великим арабистам было бы трудно добиться этого. Их читал турецкий мальчик; это был турецкий ученый, который никогда не был в арабских землях, никогда не отдыхал под сенью буков и тополей, не жевал палочек из miswak дерево и не ехал на полной скорости ömür meydanı .
Хеким Челеби, один из накшбандийских шейхов, имел обширные познания в эзотерике и экзотерике и был уважаемой фигурой в Османском дворце; он был одним из тех, кого аль-Макки встретил в Стамбуле. Его текке служили бездомным и беднякам, а также дервишам и были основным местом, имевшим большое значение в культурной жизни Стамбула.
Мекки был одним из ярых сторонников Ehl-i sünnet концепция, которую османы пытались внедрить в качестве государственной политики в начале шестнадцатого века. Хотя он признавал тот факт, что политическое единство исламского мира имело прямую связь с османским правительством, он без колебаний выражал свое беспокойство после казни Шехзаде Мустафы. Он дает следующую информацию о Яхье Челеби, которого он представляет нам как «молочного брата» султана Сулеймана I:
Этот уважаемый ученый находился в убежище в своем саду в Бешикташе после того, как оставил земные дела. Здесь он кормил бездомных. Он имел большую репутацию в глазах государственных деятелей и имел право голоса. Он ходатайствовал перед властями за людей, имевших дела с государством, и помогал им выполнять свою работу. Его отношения с султаном ухудшились после братоубийства Шехзаде Мустафы, он обиделся на султана, когда тот произносил крепкие слова, и они поссорились. Для меня было честью знать и быть принятым этим суфийским персонажем.
Эбюль-Фетх эль-Аббаси, лекции которого посещал аль-Макки, Шихаб ад-Дин Ахмед ан-Нуайми из мечети Фатих, имамы, третий визирь Мехмед-паша, четвертый визирь Пертев-паша, румельянин казаскеров Хамид Эфенди и Синан Эфенди, анатолийцы kazaskers Бостан Эфенди и Джелалзаде Мустафа Челеби, которых аль-Макки встретил в своем особняке в Эйюпе и с которыми он обсуждал Османское государство, можно причислить к государственным деятелям, ученым и интеллектуалам, которые аль- Макки познакомился в Стамбуле во время своего пребывания в 9Дом 0024 Сакабаши в районе Махмут Паша.
аль-Газзи, Бадр аль-Дин, аль-Матали аль-Бадрийя фи аль-Маназиль (фи аль-Рихлат) Румийя , Библиотека Кепрюлю, нет. 1390.
аль-Макки, Кутб аль-Дин, аль-Фаваид ас-Сания фи аль-Рихлат аль-Маданийя ва аль-Румийя , Библиотека Кепрюлю №. 2440.
Камиль Экрем, Хикри Онунку-Милади Оналтынджи Асырда Юрдумузу Долашан Арап Сейяхлариндан Газзи ве Мекки Сейахатнамеси, Тарих Семинери Дергиси , том.