Стамбул в 16 веке: История Стамбула кратко: Византий, Константинополь и Истанбул

История Стамбула кратко: Византий, Константинополь и Истанбул

История Стамбула

История Стамбула кратко и в интересных фактах — на Istanbul-life.info. Кем и когда был основан Стамбул, он же Византий, он же Новый Рим, Константинополь и Царьград. Трехтысячелетняя история города-государства, а позже столицы четырех империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской.

Содержание

  • Предистория
  • Основание: город Византий
  • Римская история Стамбула: Новый Рим
  • Византийская история Константинополя
  • Османская история Стамбула кратко
  • История Стамбула после распада Османской империи

Предистория

Первые люди на территории современного Стамбула жили еще в период неолита и медного века — в VI — III тысячелетиях до нашей эры.

А самые ранние поселения ученые датируют седьмым веком — 6700 годом до н.э. Их нашли в европейской части Стамбула в 2008, когда строили Мармарай и метро.

В 680 г. до н. э. древнегреческое племя дорийцы основало на азиатском берегу Босфора на месте нынешнего района Кадыкёй город Халкедон. Десятком лет ранее на европейском берегу пролива они же заложили город Византий. Халкедон и Византий длительное время были двумя разными городами.

Основание: город Византий

Предшественником Стамбула является древнегреческий город Византий. Основали его дорийцы из древнегреческого города Мегары в 667 году до нашей эры. Примерно в 660 — 667 гг. до н. э. они вытеснили проживающих в этой местности фракийцев (индоевропейские племена). И на мысе Сарайбурну, между Золотым Рогом и Мраморным морем, построили Византий. Сегодня это территория центрального стамбульского района Фатих.

Кстати, назвали город греки именем своего вождя — Византа.

Город Византий на карте, нарисованной в 1784  г.

В 512 году до н. э. персидский царь Дарий I в походе против скифов захватил Византий.

Уже в 448 г. до н. э. греческие войска под руководством спартанского полководца Павсания осадили и отвоевали Византий у Персии.

Стоит отметить, что Византий был создан независимым греческим городом-государством. Он успешно пользовался своей автономией, сам вступал в союзы. По состоянию на 387 год до н. э. параллельно пребывал в союзе с Афинами.

Но вскоре город был латинизирован римлянами. В итоге Византий вошел в состав Римской империи (II в. до н. э.) и стал одним из ее важнейших городов.

Римская история Стамбула: Новый Рим

В I веке нашей эры, при правлении Веспасиана, сильная Римская империя продолжала контролировать Византий все больше. В 70-е годы н. э. город-государство полностью утратило автономию и подчинилось римскому наместнику.

324 г. — началась закладка нового города, который позже превзошел своего предшественника. В 330 году решением правящего римского императора Константина город-государство Византий назвали Новым Римом. И провозгласили столицей Римской империи. После смерти Константина город переназвали в память об императоре — Константинополем. Уже через 50 лет город так разросся, что, как и Рим, стоял на семи холмах.

С 330 до 395 года Константинополь являлся столицей Римской империи.

Византийская история Константинополя

В 395 году Римская империя распалась на две части: Восточную и Западную. Константинополь стал столицей Восточно-Римской, или Византийской империи. Она и стала государством-правопреемником Рима. Западная Римская империя тем временем потеряла много владений и сократилась до размеров Италии. А в 476 году и вовсе навсегда распалась.

С 395 года по 1204 год Константинополь оставался столицей Византийской империи. На протяжении средних веков являлся богатейшим и крупнейшим городом Европы. Древнерусским названием города был Царьград.

Территория города включала европейскую часть света между Золотым Рогом и Мраморным морем. А также район Галата, что на противоположной стороне Золотого Рога:

Карта Константинополя при Византии. К территории, которая сегодня является районом Фатих, добавился район Галата на другой стороне Золотого Рога

То есть, Константинополь был во много раз меньше нынешнего Стамбула (смотреть карту современного Стамбула).

В 1204 византийскую столицу разграбили крестоносцы, установив там до 1261 года Латинскую империю. Но уже в 1261 Византийская империя восстановилась под властью династии Палеологов. Она просуществовала до 15 века и пала в 1453 году, когда Константинополь захватили турки-османы. С этого времени началась история Стамбула.

Подробнее история Константинополя при Византии описана в статье.

Османская история Стамбула кратко

Константинополь пал во вторник 28 мая 1453 года. Османская армия во главе с султаном Мехмедом II Фатихом завоевала столицу Византии, а император Константин XI погиб в бою. Падение Константинополя означало крах всей Восточной Римской империи. А самого Мехмеда после такой победы прозвали Завоевателем.

Все земли Византийской империи перешли империи османов. Оставшимся в городе грекам султан даровал право самоуправления. Во главе их общины встал патриарх Константинопольский, ответственный перед падишахом.

Константинополь превратился в Istanbul и стал столицей Османской империи. Кстати, в османский период появилось название Высокая Порта (Блистательная Порта). Этим термином европейские дипломаты называли турецкое правительство, заседающее в Стамбуле в султанском диване.

Гравюра 1903 г: султан Мехмед Завоеватель с войском под стенами Константинополя

Столицей Османской империи Истанбул оставался вплоть до ее краха в 1922.

Итак, Мехмед Завоеватель построил великолепный султанский дворец Топкапы. Он на многие столетия стал резиденцией падишахов, а сегодня — едва ли не главной достопримечательностью Стамбула.

Золотой век Стамбула наступил при правнуке Мехмеда — Сулеймане Законодателе (Великолепном). Стоит сказать, что султан правил почти полвека — с 1520 по 1566 год. И за это время существенно расширил границы Османской империи. При нем появилась знаменитая мечеть Сулеймание.

В это же время знаменитая славянская жена султана построила бани своего имени — хамам Хюррем-султан. Также возводились новые городские стены, школы и парки.

Одна из крупнейших и красивейших мечетей мира — Голубая мечеть (Султанахмет). Она появилась в Стамбуле при султане Ахмеде I, который правил в 1603 — 1617 г. В этот период империя все еще была на пике развития.

Но уже с середины XVII века Стамбул начал приходить в упадок из-за финансового и политического кризиса империи. Лишь в XIX столетии, при султане Абдул-Меджиде I, столица снова начала развиваться. В 1842-1853 султан построил новую резиденцию османских правителей — дворец Долмабахче. Сегодня это самый большой и живописный дворец Турции, работает как музей. Также при Абдул-Меджиде появился дворец Йылдыз и ипподром.

Смотрите также: красивые фото Стамбула

История Стамбула после распада Османской империи

Первая мировая война завершилась катастрофой для Османской империи. Армия турок проиграла на всех фронтах. Страна и политическая верхушка была деморализована. В октябре 1918 после капитуляционного для османов договора с Антантой Константинополь оккупировала Антанта.

С согласия последнего султана Османской империи Мехмеда VI в марте 1920 года в Стамбуле высадились английские войска. Город официально объявили оккупированным, а турецкий парламент распустили. Вплоть до 1923 года Стамбул был занят войсками стран Антанты.

В ответ на это в апреле-мае 1920 в Анкаре собрался патриотический меджлис. И под председательством военачальника Мустафы Кемаль-паши образовалось новое  правительство. Однако же в Стамбуле его не приняли. В Анатолии под флагом Кемаля шло освободительное движение против оккупации турецких территорий. И в ходе греко-турецкой войны 1919—1922 гг. греческие интервенты потерпели поражение.

1 ноября 1922 парламент Ататюрка в Анкаре упразднил султанат. Так закончилась многовековая история Османской империи. Последний турецкий султан Мехмед Шестой 17 ноября бежал на Мальту.

В 1923 г. движение Ататюрка окончательно победило и основало Турецкую республику. Столичные функции Стамбула перешли Анкаре, а Кемаль стал президентом Турецкой республики.

Мустафа Ататюрк изменил историю Стамбула и всей страны

Тогда же началось принудительное выселение из республики христиан. При этом Стамбул оставался единственным городом страны, где осталась значительная часть греков.

Но в последующие прошел ряд погромов и дискриминационных экономических мер кемалистов против греческого района Пера. Эта привело процветающую часть города к запустению. Греческая община становилась все малочисленнее.

Тем не менее, сегодня Стамбул остается центром Константинопольского Патриархата. В квартале Фанар находится резиденция Вселенского Патриарха, с которой считается весь православный мир.

Также город на Босфоре остался и до сих пор является крупнейшим торгово-промышленным, культурным и туристическим центром Турции.

7 полезных ссылок:

  • такси в Стамбуле и международные трансферы заказывай на Intui.travel
  • трансфер в аэропорт — на Kiwitaxi
  • шорт-туры из Стамбула в Кападдокию (полетай на воздушном шаре!), Бурсу, Трою и другие крутые полисы по всему миру покупай на GetYourGuide 
  • лучшие необычные экскурсии в Стамбуле, а также всевозможные кораблики на Босфоре как всегда у Трипстера
  • билеты на Биг-Басы забирай онлайн на Big Bus Istanbul
  • отели и хостелы в Стамбуле бронируй на старом добром Booking
  • туристическую страховку, в т. ч. от коронавируса, купи на Tripinsurance.ru

Автор: Анна Заславская

Дворец Топкапы в Стамбуле: история, фото и описание

Дворцово-парковый ансамбль Топкапы — великая достопримечательность Стамбула и всей Турции. В его стенах обдумывались главные исторические события Османской империи. Это резиденция султанов, хранящая тайны и интриги. Только в 1924 году здесь открылся музей, доступный сегодня для туристов со всего мира.

Описание дворца Топкапы в Стамбуле не может ограничиваться архитектурными особенностями: каждое строение связано с определёнными периодами истории. Дворцовый комплекс по площади больше Ватикана в два раза, в определённые временные отрезки здесь единовременно проживало около 50 000 человек. В зданиях были мечети, бани и зоопарки. Находясь во дворце, туристы осознают, как жили султаны, их придворные. Это даёт представление об огромной эпохе существования Османской империи.

Как строился и обогащался дворец

История дворца Топкапы в Стамбуле начинается в XV веке, когда Константинополь был завоёван турками-османами. Султану Мехмеду II понадобилась новая резиденция: после завоевания он жил в здании, где сейчас находится площадь Беязыт. От старого дворца ничего не осталось.

Новый дворец было решено сооружать на месте развалин, оставшихся от прежних императорских резиденций. Топкапы использовался для «рабочих задач», как это было и со старым дворцом. Гарем же был вне дворцового комплекса. Так было заведено до тех пор, пока наложница султана Сулеймана в середине XVI века не воспользовалась своим положением, чтобы перенести гарем на территорию дворца. В результате произошла перестройка Топкапы — самая крупная с основания.

В дальнейшем дворцово-парковый ансамбль становился крупнее, богаче и красивее. Его история насчитывает 400 лет — здесь была обитель 25 османских султанов. Так продолжалось, пока Абдул-Меджид не стал жить в новом дворце — Долмабахче. Впоследствии именно это здание стало резиденцией турецких правителей.

Устройство дворца: результат многовекового строительства

Схема дворца Топкапы в Стамбуле регулярно менялась. Во время строительства ансамбля не было глобальных проектов: каждое здание построено для конкретных целей. Если у правителей постройка была в приоритете — она выполнялась. Это делает дворец оригинальным, не похожим на другие.

Топкапы устроен следующим образом: 4 двора, отделяющиеся друг от друга монументальными воротами. Отдельного внимания заслуживает гарем.

Первый двор

Пройдя через Императорские ворота, посетитель попадает в первый двор — Алай Мейданы. Именно через него въезжали султаны на своих конях. Внутри расположен монетный двор, фонтан, а также постройка, сохранившаяся со времён Константинополя — церковь Святой Ирины. Императорские врата напоминают двери средневековых замков. Их отличает двухэтажная структура и сводчатое перекрытие. На верхнем этаже находилась ложа для правителей: отсюда они могли наблюдать за проходившими здесь мероприятиями. На фасаде выбиты надписи — стихи из Корана.

Имперские ворота отличаются особым величием. Это арка, через которую все посетители проходили пешком, некоторые значимые гости прибывали верхом на коне. Все остальные территории были закрыты для посещения.

Алай Мейданы является внешним двором и занимает самую большую площадь. Именно здесь проводились церемонии, сборы султанов в походы. Пятничные молитвы и праздники также устраивались в этом месте. Если представители иностранных государств и другие важные гости приезжали к османскому правителю — двор предназначался для ожидания.

Христианская церковь

Церковь Святой Ирины в Топкапы отличается тем, что её решили не преобразовывать в мечеть. После того, как Константинополь пал при завоеваниях османов — из неё сделали оружейный склад. Но некоторые изменения всё же присутствуют: Ахмед III добавил таблички из мрамора, на которых содержались письмена. Только во времена правления Махмуда I из церкви делали военный музей, остальное время она служила складом.

Второй двор

Врата Приветствия построены во времена Мехмеда II и восстановлены Сулейманом, они стали входом во второй двор. Две башни напоминают о европейской замковой архитектуре, арка же выполнена в классическом для империи османов стиле. Султан мог проходить через них на своём коне, другим это было запрещено. Сегодня они стали главным входом в музей дворца Топкапы.

Здание государственного совета — одна из главных построек: тут обсуждались имперские дела и записывались постановления. Заседания проводились 4 раза в неделю.

Особенностью постройки является позолоченная решётка. Сквозь неё был виден интерьер — это значит, что принимаемые здесь решения не были конфиденциальными. Султан также мог наблюдать за Советом и контролировать происходящее. Также во дворе важны следующие постройки.

Башня правосудия. Интересная постройка конусообразной формы. Её высота позволяла смотреть за городом и видеть события, происходящими во дворце. Отсюда султан мог наблюдать за решениями государственного Совета — через окно.

Внешнее казначейство. Здание предназначалось для хранения собранных налогов, дарований правителю Османской империи и других ценных вещей. Архитектурный объект имеет восемь куполов, которые опираются на три колонны.

Во дворе также находится помещение для придворных слуг дворца Топкапы. Служащие были обязаны убирать женскую и мужскую части дома, вели переписки султана и ухаживали за троном перед проведением важных церемоний. Во дворе построены султанские конюшни. Здесь хранилось казначейство правителей, включая сёдла и упряжки. Дворцовые кухни — невысокие здания из камня, покрытые кирпичом. Здесь готовили кушанья для высокопоставленных чинов, занятых в управлении империей.

Отдельная мечеть также была во втором дворе: это не слишком приметное здание в неоклассическом архитектурном стиле. Привлекает внимание стоящий манускрипт построенной Ахмедом III крепости Сухуми. Он располагался на черноморском побережье, но во время войны было принято решение перенести его в Топкапы.

Третий двор

Главный дворец Стамбула Топкапы внутри представляет собой загадочное место. Двор Эндерун — «самый внутренний». На входе стоят ворота Счастья, отделяя двор от внешней части. Через них мог проходить только султан, его семья и особые личности. Ворота построены в стиле рококо, их декорации относятся к XVIII-XIX вв. А деревянный купол выполнен в стиле турецкого барокко. В третьем дворе есть несколько примечательных зданий:

  • Палата Аудиенций — сюда приезжали послы и привозили дарования из других стран.
  • Библиотека Ахмеда III — здание, окружённое фонтанами, здесь находятся книжные стеллажи с серебряной отделкой.
  • Палата Сокровищ — тут хранились драгоценности, добытые в боях и накопленные правителями.
  • Мечеть Агалар — самая большая мечеть. Сюда приходили султан, его оруженосцы и пажи.

Четвёртый двор

В султанском саду Тулип правители проводили немало времени. Здесь они были наедине с собой, могли обдумывать важные события и принимать решения. Интересны и другие объекты:

  • Зал обрезания. Был построен при Сулеймане — тут проходила церемония в соответствии с известной мусульманской традицией.
  • Ереванский павильон. Необычное здание в форме восьмиугольника. Создан в честь памяти о завоевании Еревана. Здесь хранятся важные материалы дворцовой библиотеки.
  • Багдадский павильон. Построен как память о завоевании Багдада. Красивое здание с белыми буквами, высеченными на голубом фоне.
  • Павильон Ифтарийе. Красивый киоск, с которого султаны могли любоваться закатами. Также они здесь ужинали.
  • Павильон Софы. Внутри помещения правители принимали гостей и могли наблюдать за спортивными событиями.
  • Мечеть Софы. В этой святыне молились султанские служащие, занятые в Палате Казначейства и Сокровищнице.

Чтобы султан мог поправить здоровье, ему нужен был лекарь. Поэтому в четвёртом дворе есть Киоск Медицины и Башня Главного лекаря. Также рядом расположена гардеробная.

Гарем и покои жены Сулеймана

Одно из интереснейших мест, которые таит дворец Топкапы в Стамбуле — покои Хюррем Султан. Известно, что Роксолана, ставшая главной женой Сулеймана, добилась особого положения, и гарем разместили как можно ближе к покоям султана.

Старый гарем находился на месте Топкапы. Потом из него сделали сохранившийся до сегодняшних дней изразцовый павильон.

Что нужно знать посетителям

Внимательно изучив план дворца, делаем вывод: чтобы посмотреть весь ансамбль, потребуется целый день. Это нужно учесть и приехать заранее, под открытие для посещения.

Рассказы туристов, ездивших туда самостоятельно часто содержат множество пробелов и нестыковок. Чтобы не было недопонимания, лучше всего посещать дворец Топкапы на экскурсии с гидом. Он расскажет интересные факты, проведёт по всей территории и продемонстрирует основные достопримечательности. Тогда у туриста будет целостное восприятие этого удивительного места.

Детям предоставляются скидки, самые маленькие могут пройти бесплатно. Стоимость посещения дворца Топкапы меняется, многие туристы советуют обменивать валюту и посещать культурно-исторические объекты с лирами. Вход в некоторые здания оплачивается дополнительно — это касается Гарема и церкви.

Правила посещения

Туристам нельзя снимать фото внутри залов. Девушкам нужно обязательно позаботиться о головном уборе, закрыть ноги. Мужчины не могут проходить в священные отделы в шортах. Но это правило уже привычно, если вы посещали мечети. Нельзя заходить с детской коляской. Если при съёмке вы хотите задействовать дополнительное оборудование (например, штатив) — для этого требуется получение разрешения у администрации.

Часы работы дворца Топкапы в Стамбуле зависят от периода посещения. В зимний сезон — с конца октября по апрель — объект работает с 9 утра до 16:45. В летний — на два часа дольше. Не стоит приходить сюда под закрытие, т. к. кассы закрываются за 45 минут до прекращения работы.

Если вы не знаете, где находится дворец Топкапы в городе, посмотрите карту: сюда приезжают на трамвае, выйти нужно на остановке Султанахмет. Оттуда недолго идти пешком. Но лучше — отправляйтесь во дворец в составе организованной экскурсии по Стамбулу.

Музей не работает по вторникам. Во время государственных и религиозных праздников он открывается только в послеобеденное время.

Стамбул В 16 веке

В течение 16 века османской истории Стамбул был разделен на четыре района: сам Стамбул, Галата, Эйюп и Ускюдар. Каждый из них развил отчетливый городской и социальный характер. Эйюп возник вокруг могилы Шейха Эбу Энсари, сподвижника пророка Мухаммеда, возглавившего первую мусульманскую осаду Константинополя. Шейх Эбу Энсари погиб во время осады. Фатих Султан Мехмед построил мечеть Эйюпа, а вокруг гробницы устроил религиозную школу и кухню. Он превратился в крупный центр паломничества и место захоронения османской элиты и религиозных сановников. Опоясание нового султана произошло и в Эйюпе. Еще одной особенностью Эйюпа были его сады. Греческие, армянские, албанские и болгарские бакалейщики поставляли овощи и фрукты. Более того, ферма Бейлик располагалась в Эйюпе и поставляла молоко и йогурт для дворца. Сельские мигранты с Балкан также поселились в Эйюпе и снабжали город продуктами питания и сезонными рабочими. Характер Эйюпа был сельским, и поэтому он стал излюбленным местом для летних резиденций. Кагитане находился по дороге в Эйюп и был популярным местом для пятничных пикников. Однако его слава исходила от легендарных вечеринок Kağıthane и его павильонов. В период тюльпанов в Кагытхане было построено более 170 павильонов и дворцов. Там же находился знаменитый дворец Саадабад, где султан и его великий визирь устраивали множество банкетов и празднеств. По мнению консервативных жителей города, Кагытхане стал синонимом упадка и морального упадка правящего класса.

Собственно Стамбул, старый город Константинополя, был ограничен на западе Феодосиевыми стенами, морскими стенами вдоль Золотого Рога и Мраморным морем на юге. В городских стенах было двадцать семь ворот, которые открывались в несколько кварталов. В районе Стамбула было пятнадцать подрайонов; каждый был назван в честь комплекса мечетей, и каждый был разделен на несколько кварталов. Кварталы не выходили за пределы стен, а население внутри было плотным. Гавани и бухты, окруженные рыбацкими деревнями и лесистыми садами, усеивали берега Босфора. Греческие общины жили вдоль побережья в Кум-Капы, Саматья и Фенер. Штаб-квартира греческого православного патриархата находилась в Фенере с 1601 года. Еврейская община проживала в основном в Балате и Айван-Сарае на левом берегу Золотого Рога. Армяне и цыгане жили  в Сулу-Куле и Саматье. Штаб-квартира армянского патриархата находилась в Саматье. Греческий православный и армянский патриархи были назначены султаном с широкими правами для управления религиозными, юридическими и культурными делами греческого православия. и армянские общины по всей империи. В районе Стамбула находились дворец Топкапы, ипподром, собор Святой Софии и большой базар. Дворцовый комплекс Топкапы, частная резиденция османской династии и центр правительства, стоит на первом холме у ЭаСарай Бурну. Мехмед II построил дворец над частями Большого Константинопольского дворца. Дворец Топкапы, окруженный стенами и разделенный на четыре двора, содержал общественные здания, в которых велись государственные дела. Дворец Топкапы вмещал более 6000 человек. Первый двор дворца Топкапы, также называемый двором янычар, содержал военные объекты. Во втором дворе находился Имперский совет, который функционировал как кабинет и высший апелляционный суд. В третьем дворе находился Тронный зал, где султан принимал чиновников, просителей и иностранных послов. Императорский гарем, тюльпановый сад Ахмеда III и киоски располагались в четвертом дворе, центре частной жизни султана и его семьи, откуда открывался вид на Мраморное море. В империале было более трехсот комнат, в которых проживали несколько сотен представительниц династии, османских принцев и их многочисленный персонал во главе с главным чернокожим евнухом. Рядом с дворцом Топкапы, собором Святой Софии и бывшим византийским ипподромом. Ипподром был древним церемониальным центром и общественной площадью. При османах он был переименован в Ат Мейданы и продолжал функционировать как церемониальный центр. На ипподроме проходили шествия, военные учения и публичные праздники, посвященные рождению и обрезанию османских принцев, а также рождению и свадьбе принцесс. Рядом с ипподромом располагались янычарские казармы и Эт Мейданы (мясная площадь), где янычары получали свой мясной паек. Повстанцы использовали ипподром в качестве своей базы в 1703 и 1730 годах. Торговый центр города располагался очень близко к ипподрому и дворцу Топкапы. Диван Йолу (via ignatia) ответвлялась в нескольких направлениях от ипподрома и соединяла этот район с торговым центром города, большим базаром и окружающими его жилыми и торговыми районами с одной стороны, а также с Египетским рынком и портом. с другой стороны на Золотой Рог. Раздача продовольствия и сырья происходила в районе порта на Золотом Роге, где стояли на якоре корабли со всей империи и средиземноморских портов. Ун Капаны и Йемиш искелеси раздавали пекарям муку по установленным государством ценам и фрукты по всему городу. На рынке различные религиозные общины смешивались, вели дела и принадлежали к одним и тем же гильдиям. Как и следовало ожидать, этот район также стал центром преступности из-за его коммерческого богатства и социального разнообразия. Район Стамбула находился под более строгим контролем правительства, чем остальная часть города, потому что здесь располагался дворец Топкапы, главная резиденция султана и его семьи. Управление городом находилось под управлением великого визиря и его свиты янычар, главного кади (мусульманского судьи) Стамбула, главного инспектора рынков, начальника ночной полиции, начальника дневной полиции, ага (командующего) янычар в Стамбуле и начальник дворцовой стражи.

Галата и Пера, расположенные на противоположной стороне Золотого Рога от района Стамбула, были центром западноевропейской торговли и центром дипломатии, финансов, развлечений и проживания европейцев в период раннего Нового времени. Обнесенный стеной город Галата был бывшей генуэзской колонией, частью итальянского торгового поселения на Черном море в византийские времена. Галата получила полную автономию благодаря союзу с Византийской империей против Венеции во время восстановления византийского правления в 1261 году. Она также оказывала финансовую и военную поддержку византийским войскам во время османской осады в марте-апреле 1453 года. Некоторые купцы сотрудничали с османской армии и передал ключи от города Мехмеду II через два дня после падения Константинополя. Благодаря своевременной капитуляции Галата выжила как отдельный город в городе под властью османов. Османский султан наградил колонию капитуляцией перед Генуей и частичной автономией города. Договор предоставил генуэзской колонии религиозную и коммерческую свободу, безопасность и защиту собственности, а также освобождение от чрезвычайных налогов, принудительного труда и службы жителей в армии. Колония также получила право свободно избирать лицо, которое будет представлять ее интересы перед султаном. Взамен жители должны были согласиться не строить новые церкви и не звонить в колокола слишком громко. Позднее эти привилегии были предоставлены другим итальянским городам-государствам и западноевропейским народам в семнадцатом и восемнадцатом веках. Мехмед II разделил общину в Галате на две группы: немусульманских османских подданных, которые платили подушный налог, и подданных Генуи, которые временно проживали в Галате для торговли. В первую группу немусульманских подданных входили греки, евреи, армяне и некоторые генуэзцы. Вторая группа, определенная как защищенные неосманские купцы, получила свободу торговли в обмен на уплату таможенных сборов. Обе группы пользовались определенной правовой и религиозной автономией. Чтобы установить османский контроль над Галатой, Мехмед II разрушил некоторые сухопутные стены и сохранил морскую стену нетронутой. Однако стены восстановил его сын Султан Баязид II. Галатская башня служила пожарной охраной, тюрьмой для задолжавших торговцев и рабов, а также складом. Галата была разделена на три части, разделенные внутренними стенами, которые стояли еще в семнадцатом веке. Его морские стены и внутренние стены имели одиннадцать внешних ворот и шесть внутренних ворот, ведущих в разные районы. Галата внутри стен была густонаселенным районом с 200 000 немусульман и 64 000 мусульман. В пятнадцатом веке в Галате было одиннадцать католических, девять греко-православных и армянских церквей и всего две мечети. Однако к шестнадцатому веку количество мечетей внутри и вокруг стен Галаты увеличилось до двенадцати. Были также две ложи Мевлеви в Галате и Бешикташе, в которых жили суфии Мевлеви. В восемнадцатом веке, когда в районе Галата поселилось все больше немусульман, количество греческих церквей в районе Галата выросло до сорока, несмотря на ранее существовавший запрет на строительство церквей. Кроме того, западноевропейские страны снова смогли восстановить и построить новые католические церкви в соответствии с Карловицким договором, а их коммерческое присутствие выросло после 169 г.9. Франция и Великобритания заключили торговые договоры, которые предоставили им экстерриториальные права, свободу торговли, более низкие таможенные пошлины и юридическую неприкосновенность. Франция сменила Венецию в качестве экспортера шелковых тканей и других предметов роскоши. Капитуляция, предоставленная Франции в 1740 году, также защитила католическую общину и привела к увеличению французской миссионерской деятельности в восемнадцатом веке. Число французских жителей увеличилось с 40 в 1682 году до 175 в 1719 году. Растущая французская община проживала в районе Берекетзаде. Европейские посольства переехали в виноградники Перы к северу от Галаты в семнадцатом и восемнадцатом веках. Их дворцы имели большой штат и свиту, в которой работало много людей. Французское посольство имело даже церковь, суд, типографию и тюрьму. Посольство Великобритании построило летние резиденции в деревнях вдоль Босфора в Бююкдере и Тарабье. Галата стала важным торговым и финансовым центром, где многие богатые армянские и еврейские купцы работали в качестве агентов европейских народов и банкиров для членов правящего класса, включая откупщиков и янычар. Европейские товары проходили через пристань Галата, где на набережной в Каракёй, Мумхане и Азап Капы располагались порты, склады, магазины, таможни и мастерские. В Галате был крытый рынок с двенадцатью куполами, 3080 магазинов, двенадцать крупных торговых домов, ганы и пшеничный склад, принадлежавший грекам и франкам. Арсенал и верфь в Касым-паше, а также пороховой завод и пушечный завод в Топхане были военно-промышленным сектором Стамбула, в котором работало много рабочих и галерных рабов. Галата внутри стен также содержала квартал красных фонарей Стамбула с множеством борделей и таверн вдоль гавани, обслуживающих моряков, торговцев, янычар и большое количество одиноких мужчин и мужчин из рабочего класса, которые проживали в комнатах холостяков. Эвлия Челеби, известный османский путешественник и житель Стамбула, насчитал двести домов с дурной репутацией и таверн вдоль береговых стен в середине семнадцатого века; ими управляли греки и евреи, каждый из которых обслуживал от пятисот до шестисот мусульман и немусульман в середине семнадцатого века. Подача алкогольных напитков мусульманам была запрещена шариатом, но многие посетители-мусульмане отдыхали от бдительных взглядов соседей и местных властей, когда они часто посещали многочисленные таверны и публичные дома на извилистых улочках Галаты и вдоль гавани Касым-паши. Галата была самым криминальным районом города, требующим усиленного контроля. Мехмед II назначил главного кади, субаши (начальника полиции) и воеводу (мэра) для надзора за делами жителей. Главный кади Галаты был самым важным должностным лицом и подчинялся непосредственно султану. Его заместители вершили суды в округах и тесно сотрудничали с главами немусульманских общин. Воевода назначался султаном, функционировал как мэр и работал с начальниками дневной и ночной полиции. Инспектор рынка контролировал весы и цены и следил за ценами. Ага янычар поддерживала закон и порядок, особенно в районе красных фонарей, где часто происходили драки. У немусульманской и европейской общин были свои чиновники и представители, которые работали с кади и полицейскими над поддержанием правопорядка. Население Галаты внутри стен со временем рассеялось по деревням на европейском берегу Босфора, таким как Бешикташ, Ортакёй и Бебек, которые были смешанными по этническому и социальному составу. Все эти деревни были этнически, религиозно и социально смешанными. В Бешикташе, помимо мусульманского большинства, был один греческий и один еврейский квартал, шесть тысяч летних домов и множество садов, принадлежащих знати и вельможам. Султан и члены его дома, особенно принцессы, построили дворцы и особняки по обоим берегам Босфора, видимые символы демонстративного потребления. Дворец Чираган, построенный великим визирем Ибрагимом-пашой, дворец Долмабахче и дворец Йылдыз находились в Бешикташе. Ортакёй был населен преимущественно греками, армянами и евреями. Дворец Хадидже Султан, дочери Мустафы III, в районе Дефтердар является самым известным. Османские принцессы Бейхан Султан и Эсма Султан-старшая также владели дворцами в Ортакёй и Бебеке.

На азиатской стороне Босфора район Ускюдар представлял собой небольшое поселение из пяти районов, известных своими кипарисовыми рощами, мирными деревнями, кладбищами и резными надгробиями. Ускюдар был густонаселенным районом с семьюдесятью мусульманскими кварталами, одиннадцатью греческими православными и армянскими кварталами и одним еврейским кварталом в семнадцатом веке. Деревни Кадыкёй, Иставрос, Бейлербейи и Кузгунджук на той же стороне Босфора были населены мусульманами, греками и евреями и содержали особняки и сады вельмож. В Ускюдаре также были комплексы мечетей, принадлежащие королевской семье. Большой комплекс мечетей под названием Атик Валиде джами был построен великим архитектором Синаном для Нур Бану Султан, матери Мурада III, в 1583 году. Он состоял из мечети, медресе, богадельни, бани и гостевого дома. Комплекс мечети Йени Валиде королевы-матери Гюльнуш Султан, построенный между 1700 и 1710 годами, включал общественный фонтан и находился недалеко от берега Ускюдара. Султан Селим III построил мечеть и современные казармы Селимийе в 1800 году для размещения новых войск. Ускюдар так и не превратился в международный порт, но стал незаменимым перевалочным пунктом для азиатских товаров на пути в Стамбул и Галату. Его основная торговля велась с Ираном, многие из купцов которого вели караванную торговлю шелком и другими товарами и проживали в руках Ускюдара. Иранские посланники жили в Ускюдаре, и, как и европейским посланникам, им не разрешалось проживать в районе Стамбула. Каждый год большие караваны паломников останавливались в Ускюдаре на несколько недель перед своим походом в Мекку. Более того, это было место ссылки для османских чиновников, впавших в немилость. Управление Ускюдаром находилось в руках кади и его пяти заместителей судей, субаши и дивизии янычарского корпуса. Его население не росло такими же темпами, как население районов Стамбула и Галата, потому что его поток населения был направлен на торговлю, промышленность и деятельность правительства.

#galata #walls #palace #istanbul #sultan


Фото: Хенрик Бергер Йоргенсен СТАМБУЛ

В османский период Стамбул был городом которые ученые со всех концов страны могли сообщить султану и государственным деятелям о своих научных занятиях и где они смогли достичь пика своей карьеры. И Бадр ад-Дин ал-Газзи (ум. 1577), ученый, компетентный в религиоведении, литератор и поэт, и Кутб ад-Дин ал-Макки (ум. 1582), известный своими работами о Мекке и Йемен записал свои впечатления о Стамбуле после посещения. В то время как Газзи в первую очередь интересовался трансформацией и развитием, которые претерпел Стамбул с османами, Макки подчеркивал важность столицы в достижении единства в исламском мире.

Родившийся 23 июня 1499 года, Бадр ад-Дин аль-Газзи, член дамасской семьи, в которой выросли различные известные ученые. Как поэт с диваном , компетентный ученый в религиоведении и составивший более 110 произведений, часть из которых написана в стихах, аль-Газзи умер в Дамаске 16 января 1577 года.

Он посетил Стамбул 16 мая 1530 г. со своим сыном Шахаб ад-Дином Ахмадом и некоторыми друзьями; он приехал, чтобы обратиться к дворцу с некоторыми просьбами, и записал свои переживания по пути из Дамаска в Стамбул в 9 г.0024 al-Matali’ al-Badriyya fi al-Manazil (fi al-Rihlat) Rumiyya .Его первые впечатления о первом месте, куда он прибыл, Ускюдаре; Ускюдар был важным базаром и поселением. «Это яркий, красивый город с мягкой погодой, взрослыми деревьями и богатыми виноградниками. Босфор проходит перед Ускюдаром, в котором есть красивые мечети, большие гостиницы, отличные базары и коммерческие здания».

Спускаясь по Босфору на лодке, Газзи резюмирует то, что значил Стамбул в качестве столицы в шестнадцатом веке, давая свои первые впечатления: «Здесь центр турецких городов и столица султанов. Этот великий город, который также является центром, в котором вращается судьба, источником знаний и обучения, штаб-квартирой династии интеллектуалов и государственных деятелей, источником удачи и местом, где сбываются желания и желания, является местом, где Солнце счастья восходит и светит».

Бадр ад-Дин аль-Газзи описывает этот центр, столицу на протяжении тринадцати веков, этот город, который был Константинополем для Восточной Римской империи, как «самый большой, самый красивый и самый сильный из городов злобы и неверности»; он резюмирует, почему ее завоевание следует считать одной из величайших побед не только в истории тюрков и ислама, но и в мировой истории:

величие Великого Фатиха и подчинились господству турецких мусульманских войск, которые вошли в город, полируя свои штыки текбир и молитвы. Сразу после завоевания церкви были превращены в мечети, исламские минареты заменили замолчавшие церковные колокола. Они не довольствовались звуками эзана , поднимающегося между землей и небом, а строили медресе, постоялые дворы и мечети. Короче говоря, Коран заменил Библию, мусульманские ученые заменили священников и монахов, солнце ислама взошло, и исламский закон и порядок восторжествовали. В Стамбуле есть арабские, персидские и особенно турецкие ученые, а также мощная армия, которой он может гордиться.

Из отрывка из рассказа легко понять, что идея всей деятельности, предпринятой после завоевания, была направлена ​​на то, чтобы дать возможность мусульманскому обществу легко выполнять требования религии и облегчить жизнь в исламско- Турецкий город. Хотя некоторые памятники были заброшены и лежали в руинах, эти и прекрасные курорты добавили Стамбулу особую черту и продемонстрировали величие и великолепие османской столицы. При каждом удобном случае аль-Газзи подчеркивает значение, которое приобрел Стамбул после завоевания османами; он предполагает, что все цивилизованные события в столице были непосредственно связаны с функционированием учебных заведений. Аль-Газзи был действительно впечатлен мечетью Фатих и külliye, , где он остановился; он сделал важные записи во всех разделах külliye , особенно о maristan . Он особо подчеркивает, что ни в какой другой части мира не было таких высококвалифицированных врачей или фармацевтов, и хвалит услуги, предлагаемые пациентам.

аль-Газзи также пишет о соборе Святой Софии, который после завоевания был преобразован в большую мечеть: город. Он настолько красив и обладает такой уникальной архитектурной композицией, что все смотрят на него с благоговением. Причиной для беспокойства может быть ветхость некоторых из этих украшений и тот факт, что они начинают разрушаться. Неправильно сравнивать Святую Софию с церковью Сергио-Баха, которая имеет некоторые типичные орнаменты и эстетические ценности.

Во время своего пребывания в Стамбуле аль-Газзи встретился с несколькими людьми, в том числе с анатолийским казаскером Абдулкадиром Хамиди Челеби (ум. 1548), третьим визирем Касым-пашой, муфтием Стамбула, Сади Челеби, Эбюль-Фет Абдуром. Рахим Шериф эль-Аббаси и его сыновья, кади Мухиддин Ибнуль-Фенари, Фетхулла и Кемаль, мудеррис (лектор) Семание Шейх Имам Абдулла, мечеть Фатих Хатип Шейх Ибрагим, попечители султана Селима Имарет , Шейх Мухаммед и Хока Ба Ша и Хафиз Юсуф Синан Челеби, который очень красиво читал Коран.

Из-за отсутствия султана в Стамбуле, обрезания его сыновей и вспышки бляшек в городе аль-Газзи на некоторое время уехал в Измит. Он описывает Картал, где он остановился, как красивый и веселый город, в котором было много рыбы и население которого было частично христианским.

Отправляясь из Стамбула 9 июня 1531 года, в пятницу, аль-Газзи так описывает холодные зимние дни и переход к весне: небо; иногда шел снег целыми днями. Таким образом, мы пережили долгие дни, в течение которых мы скучали по солнцу, по облачной погоде днем ​​и ночью и по сидению у угольной горелки; теперь мы стоим лицом к лицу с распустившимися цветами, растущей травой и распустившимися почками на деревьях, которые предвещают приход весны.

Кутб ад-Дин аль-Макки, который был муфтием Мекки и кади османского правительства, а также первым ханафитским лектором Сулеймание Медресе , умер 20 мая 1582 года в Мекке. Кутб ад-Дин аль-Макки владел письменными и устными источниками османской истории и культуры, умел использовать источники из первых рук при поиске информации. Его наиболее существенный вклад в турецкую историографию заключался в том, что он ввел турецкую политическую и административную терминологию в арабский язык и историографию.

Кутб ад-Дин аль-Макки предпринял два путешествия в Стамбул после того, как Мекка попала под власть османов; он записал эти путешествия в своей работе под названием al-Fawaid al-Saniyya fi al-Rihlat al-Madaniyya wa al-Rumiyya . Его записи об Османском Стамбуле в основном основаны на его втором путешествии, которое началось 30 марта 1558 года. во время этого визита он внимательно наблюдал за работой османской бюрократии и имел возможность встретиться с известными учеными и принять участие в двусторонних научных дискуссиях. Хотя он не предоставляет никакой информации о гражданских событиях в Стамбуле и преобразованиях города, он собрал много ценных записей об османских государственных деятелях и бюрократии.

Тот факт, что он прибыл в столицу Османской империи из Хиджаза, привлек к нему особое внимание. Он был не просто обычным послом, а представителем рода Шерифов, которому было поручено управление Харамейном; эта семья происходила от пророка Мухаммеда. Подарки, которые он привозил государственным деятелям, от высших до низших чинов, вызывали особый интерес как сувениры Хиджаза; это было продемонстрировано в обмене дарами между Харамейном и Стамбулом в шестнадцатом веке. Некоторые из подарков Хюррем Султан были переданы Михримах Султан, которая не получила никаких подарков; произошло это благодаря хитрости Рустема-паши, мужа Михримах Султан.

аль-Макки, которого приветствовали как особого гостя, имел возможность получить аудиенцию у султана Сулеймана I и побеседовать с ним. Он пишет, что султан «имеет сияющее стройное лицо, определенного возраста и одет в зеленое»; у него была аудиенция у султана 11 апреля 1558 года. аль-Макки также описывает печаль, которую султан чувствовал из-за болезни Хюррем Султан, и то, как это отражалось на его лице и поведении. В то же время аль-Макки упоминает, что ближайшее окружение султана, в первую очередь Рустем-паша, всегда вело себя как бы несчастным и переживало из-за болезни Хюррем Султан. Он также пишет о Хюррем Султан и ее похоронах 15 апреля 1558 года:

26 Джумада аль-Тани, в 965 году в субботу, валиде султан скончалась после того, как ей не удалось оправиться от лихорадки и боли, от которых она страдала некоторое время. Она основала множество благотворительных фондов и принесла подарки Харамейну и Иерусалиму. Она имела большое влияние на султана; решение многих проблем было возможно только в ее руках. Она родила Селима, Баязида, Джихангира, Мехмеда и Ханым Султан (Михримах). Султан Сулейман, который был глубоко привязан к ней большой любовью, был убит горем после ее смерти. Ее тело было доставлено в мечеть Баязида на плечах визирей. Она была похоронена на кладбище мечети Сулеймание после того, как великий муфтий Эбуссууд Эфенди совершил поминальную молитву. Все жители Стамбула оплакивали ее смерть.

Одним из самых важных людей, которых аль-Макки встретил в Стамбуле, был великий визирь Рустем-паша, который в тот период был на пике своей карьеры. Важная деталь, которую он сообщает нам, заключается в том, что Рустем-паша, который очень любил его в Стамбуле, принимал материалы, но не золото или драгоценности из подарков, которые аль-Макки привез из Мекки. Он описывает второго визиря (Семиза) Али-пашу, которого он встретил после Рустем-паши, как более веселого, милосердного и прямолинейного, чем великий визирь. Это весьма важно с точки зрения определения достоверности некоторых сведений об этих двух государственных деятелях, противоречивых в османских источниках.

мулаземет (испытательный срок судьи), полученный аль-Макки при встрече с Эбуссуудом Эфенди, проложил путь к его назначению муфтием Мекки по возвращении. Среди людей, находившихся под влиянием аль-Макки, особое место занимал Ахмед Челеби, сын шейха аль-Ислама. Следующие наблюдения о научных познаниях Ахмеда Челеби, высокомерие и высокомерие которого были аксиомой жителей Стамбула, важны с точки зрения изображения уровня образования османского Стамбула в шестнадцатом веке:0003

Умный, интеллигентный, веселый, тихий и остроумный человек. Его арабский язык был довольно беглым и ясным. Он сказал мне, что составил тахми , добавив по три строки к каждому стиху Касиде-и Таннане аль-Мутанабби. Его выражения и слова аль-Мутанабби так гармонируют друг с другом, что даже великим арабистам было бы трудно добиться этого. Их читал турецкий мальчик; это был турецкий ученый, который никогда не был в арабских землях, никогда не отдыхал под сенью буков и тополей, не жевал палочек из miswak дерево и не ехал на полной скорости ömür meydanı .

Хеким Челеби, один из накшбандийских шейхов, имел обширные познания в эзотерике и экзотерике и был уважаемой фигурой в Османском дворце; он был одним из тех, кого аль-Макки встретил в Стамбуле. Его текке служили бездомным и беднякам, а также дервишам и были основным местом, имевшим большое значение в культурной жизни Стамбула.

Мекки был одним из ярых сторонников Ehl-i sünnet концепция, которую османы пытались внедрить в качестве государственной политики в начале шестнадцатого века. Хотя он признавал тот факт, что политическое единство исламского мира имело прямую связь с османским правительством, он без колебаний выражал свое беспокойство после казни Шехзаде Мустафы. Он дает следующую информацию о Яхье Челеби, которого он представляет нам как «молочного брата» султана Сулеймана I:

Этот уважаемый ученый находился в убежище в своем саду в Бешикташе после того, как оставил земные дела. Здесь он кормил бездомных. Он имел большую репутацию в глазах государственных деятелей и имел право голоса. Он ходатайствовал перед властями за людей, имевших дела с государством, и помогал им выполнять свою работу. Его отношения с султаном ухудшились после братоубийства Шехзаде Мустафы, он обиделся на султана, когда тот произносил крепкие слова, и они поссорились. Для меня было честью знать и быть принятым этим суфийским персонажем.

Эбюль-Фетх эль-Аббаси, лекции которого посещал аль-Макки, Шихаб ад-Дин Ахмед ан-Нуайми из мечети Фатих, имамы, третий визирь Мехмед-паша, четвертый визирь Пертев-паша, румельянин казаскеров Хамид Эфенди и Синан Эфенди, анатолийцы казаскеров Бостан Эфенди и Джелалзаде Мустафа Челеби, которых аль-Макки встретил в своем особняке в Эйюпе и с которыми он обсуждал Османское государство, можно причислить к государственным деятелям, ученым и интеллектуалам, которые аль- Макки познакомился в Стамбуле во время своего пребывания в 9Дом 0024 Сакабаши в районе Махмут Паша.

аль-Газзи, Бадр аль-Дин, аль-Матали аль-Бадрийя фи аль-Маназиль (фи аль-Рихлат) Румийя , Библиотека Кепрюлю, нет. 1390.

аль-Макки, Кутб аль-Дин, аль-Фаваид ас-Сания фи аль-Рихлат аль-Маданийя ва аль-Румийя , Библиотека Кепрюлю №. 2440.

Камиль Экрем, Хикри Онунку-Милади Оналтынджи Асырда Юрдумузу Долашан Арап Сейяхлариндан Газзи ве Мекки Сейахатнамеси, Тарих Семинери Дергиси , том.