Содержание
Зовущая на подвиг: с чего начиналась «Родина-мать»
В 1967 году была возведен самый высокий монумент в мире – «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане
Сталинградская битва, с которой начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, продолжалась около двухсот дней. Хотя войска нацистов изначально превосходили советские числом и в своем распоряжении имели больше техники, они потерпели сокрушительное поражение. В Третьем рейхе впервые за годы войны был объявлен национальный траур.
Важнейший стратегический объект Сталинграда – Мамаев курган – советские солдаты в тяжелейших условиях доблестно защищали 135 дней. На каждый квадратный метр возвышенности пришлось более тысячи осколков и пуль, и даже зимой Мамаев курган не белел от снега – вся земля была черной от разорвавшихся бомб. В первую весну после окончания войны здесь, на выжженой земле, не выросло ни одной травинки. В наши дни на Мамаевом кургане располагается историко-мемориальный комплекс, увековечивший подвиг советских солдат. Его центральная часть – всемирно известный монумент «Родина-мать зовет!».
Звездный час Евгения Вучетича
Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.
Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»
Источник: gorno-altaisk.info
На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.
Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».
Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане
Источник: regnum.ru
Построить всей страной
Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.
Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.
Установка монумента
Источник: regnum.ru
Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.
Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.
Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе
Источник: iknigi.net
Рождение легенды
Некоторые загадки, связанные с монументом на Мамаевом кургане, окончательно не разгаданы до сих пор. Хотя искусствоведы единодушны во мнении, что на создание фигуры «Родины-матери» скульптора вдохновила античная скульптура богини победы Ники, кто именно позировал Вучетичу, неизвестно. Вероятнее всего, прототипами стали как минимум две женщины – советская спортсменка, призер Олимпийских игр 1952 года в метании диска Нина Думбадзе, а также супруга скульптора Вера Владимировна. Неслучайно Вучетич ласково называл «Родину-мать» Верочкой. Кроме того, на мастера не мог не повлиять известный образ, появившийся в начале Великой Отечественной войны на советских плакатах. Речь идет о плакате «Родина-мать зовет!» художника Ираклия Тоидзе. Согласно легенде жена живописца по радио услышала о нападении фашистов на Советский Союз и вбежала к нему в мастерскую, воскликнув: «Война!». Тоидзе запомнил выражение ее лица в этот момент и сделал наброски для одного из самых впечатляющих агитационных плакатов.
Открытие монумента состоялось в 1967 году. С тех пор его реставрировали трижды: в 1972, 1986 и 2019 годах. Специалисты занимались очисткой памятника, вернули ему первоначальный светлый цвет и удалили все загрязнения. Далеко не всем известно, что в Москве тоже есть своя «Родина-мать», правда, очень маленькая по сравнению с оригиналом. Находится она во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице – здесь Е.В. Вучетич и создавал эскизы для легендарного монумента.
Советская легкоатлетка Нина Думбадзе
Источник: russianphoto.ru
Обложка: tourister.ru
Смотрите также:
Мамаев курган: бессмертие подвига и торжество победы в камне
Герои Сталинградской битвы
Кто самый знаменитый снайпер из героев Сталинграда?
«Белая лилия Сталинграда» Лидия Литвяк
Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов
«Родина-мать зовет!»: какой ценой в Сталинграде решался исход войны
Статуя «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде, где сейчас отмечают окончание Сталинградской битвы, стала символом Победы в Великой Отечественной войне. Творение скульптора Евгения Вучетича является самым крупным монументом, посвященным событиям Второй мировой войны.
Официальной датой окончания Сталинградской битвы считается 2 февраля 1943 года, но уже за неделю до этого стало понятно, что город на Волге удалось не просто отстоять, но и нанести здесь сокрушительное поражение немецким захватчикам. Исход войны был предрешен именно здесь, не умаляя героизма советских солдат в битве под Москвой, на Курской дуге, в боях под Киевом, при штурме Берлина, да и во всех оборонительных и наступательных операциях Красной армии, одержавшей победу над неприятелем. Но именно в Сталинграде, который в течение 200 дней сдерживал натиск фашистских войск, изменился ход всей Великой Отечественной войны, и стало понятно, что победа будет за нами.
Волгоград, прежде носивший названия Царицын и Сталинград, – это город истории. В том числе истории Победы, с которой 75 лет назад началось освобождение нашей страны от фашистских захватчиков. Именно со Сталинградской битвы произошел коренной перелом в войне, после чего наша армия уже никогда не отступала. Цена победы была высока – только на Мамаевом кургане, где шли ожесточенные бои, похоронено более 34 тысяч солдат и офицеров, погибших при защите города. Для сравнения: за десять лет войны в Афганистане из состава ограниченного контингента советских войск погибло 15 тысяч человек.
Сталинград стал символом мужества и отваги. Здесь решалась судьба Родины. И неслучайно именно здесь, на берегу великой русской реки Волги, появился памятник защитникам Отечества, известный во всем мире под названием «Родина-мать зовет!». Его видно практически из любой части города, его знают и во всей России – величественный монумент женщины с поднятым мечом, зовущей сыновей на бой с захватчиками, стал олицетворением свободы и независимости нашей страны. Пошедших еще со слов князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет!». К слову, Указ о федеральном статусе празднования 75-летия победы под Сталинградом был подписан президентом России Владимиром Путиным еще год назад – в феврале 2017 года.
«В Волгограде есть много памятных мест, посвященных Сталинградской битве, – рассказывает директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Помимо известного Дома Павлова, музея пленения фельдмаршала Паульса, буквально в ближайшие дни, приуроченные к 75-й годовщине завершения битвы, откроем в Центральном парке памятный знак «Командный пункт 13-й стрелковой дивизии А. И. Родимцева». Долгое время это историческое место оставалось заброшенным, сегодня памятник военной истории приведен в порядок. В 1942 году на берегу Волги, на последнем рубеже, располагался блиндаж штаба командующего 13-й гвардейской дивизией генерала Александра Родимцева. Теперь это место украшает огромная георгиевская лента, а также панно, «сотканное» из сотен фотографий фронтовиков. На стены воинского мемориального кладбища на Мамаевом кургане нанесено более 20 тысяч имен солдат и офицеров, погибших в период Сталинградской битвы. Фамилии героев были установлены поисковым отделом музея-заповедника «Сталинградская битва». Обширная база имен погибших долгие годы создавалась кропотливым трудом сотрудников музея, и теперь память павших увековечена в камне».
«Но основным символом города, да и всей нашей страны, остается монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане, – продолжает Алексей Васин. – Сооружение этого монумента было начато еще в мае 1959 года, а закончено 15 октября 1967 года. Скульптура «Родина-мать зовет!» на момент создания стала самым высоким изваянием в мире. Это многометровая фигура женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Это современная богиня победы Ника, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление».
Технические характеристики монумента действительно поражают. Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона – 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота памятника – 85 метров, он стоит на бетонной конструкции глубиной 16 метров. Высота женской фигуры составляет 52 метра, и там есть выход к руке, держащей меч. Туда пускают не всех, разве что реставраторов, но директор музея-заповедника «Сталинградская битва» сделал исключение и позволил подняться (внутри монумент, несмотря на кажущуюся монолитность, полый) на эту высоту. Скульптура действительно раскачивается на ветру – удержать ее помогают несколько сотен тросов, расположенных внутри. Особенно шатает меч, который в длину составляет 33 метра и весит 14 тонн. Сейчас лезвие изготовлено из фторированной стали и оснащено специальными жалюзи в верхней своей части, что позволяет снизить нагрузку воздушных потоков. Впрочем, снизу они не видны.
Изначально скульптура, творение Евгения Вучетича, который уже успел создать «Солдата-освободителя» в берлинском Трептов-парке, была значительно ниже, 36 метров. И в руках у нее должно было быть знамя, а не меч. Решили догнать и обогнать Америку – сделать выше, чем статуя Свободы. Для работ привлекли несколько армейских батальонов, которые насыпали холм и установили бетонную «подушку». Ныне «Родина-мать» в Волгограде занимает 11-е место в Книге рекордов Гиннесса по высоте.
Что делает Родина-Мать зовет Знаковое место Волгограда
«Родина-мать зовет» — одно из таких исторических мест в России, которое никогда не перестанет восхищать вас своей знаменательной историей и завораживающим памятником. Это незамеченное место России и идеальное воплощение ансамбля памятников Героям Сталинградской битвы. Если вы в восторге от его очаровательного произведения искусства, вы определенно испытаете эмоции, узнав, почему оно было вырезано. В этой статье мы кратко рассмотрим историческое значение, интересные факты, то, что вы можете здесь сделать, и несколько других сведений.
Историческое значение Родины-Мать Звонки
Монумент Родина-Мать считается одним из самых важных памятников в истории России. Это внесло большой вклад в политическую идентичность страны. Еще в 1942 году, когда шла Сталинградская битва, немецкие солдаты напали на нынешний парк Мамаев курган в России. Это было сделано, чтобы доминировать над Советским Союзом. Эта битва вписана в страницы истории кровью, так как длилась 5 месяцев в неделю и 3 дня с непрекращающимися боями, боевыми действиями и воздушными налетами. Она пролила кровь бесчисленных солдат, оставив страну в слезах.
Битва за Сталинград велась между державами Оси, чтобы получить полный контроль над мощностями промышленного пояса Сталинграда, а также заблокировать реку Волгу, которая затем использовалась для поставок боеприпасов и судоходной нефти. После того, как кровопролитная битва продолжалась несколько месяцев, русская армия взяла под свой контроль атаки серией контратак во имя операции «Уран». Эта операция помогла русской армии взять ситуацию под контроль и в итоге ослабила армию Германии в 1943.
Хотя битва закончилась на положительной для русских ноте, многие советские солдаты погибли. Однако, перелистывая страницы истории Второй мировой войны, можно увидеть, что решение, принятое русской армией контратаковать немецких солдат операцией «Уран», имело большое значение. Это не только прервало победный путь немецкой армии за последние годы, но и помогло России занять прочное место в истории. До Сталинградской битвы Германия правила Восточным блоком, но уступила продуманному и стратегическому шагу русской армии. Фактически, это внесло свой вклад в историческое наследие страны, сделав ее могущественной милитаризованной державой. Кроме того, пропаганда и национализм вывели страну на видное место в культуре.
Рекомендуем прочитать: Сафари в России: 3 лучших места, где есть шанс увидеть амурского тигра
Лучшее время для посещения Родина-мать зовет значимые памятники России, которые можно посетить в мае, сентябре и октябре. В эти месяцы будет более мягкая погода с минимальным количеством осадков.
Родина-мать зовет Адрес: Статуя «Родина-мать зовет» находится на проспекте Ленина, Мамаев курган, Волгоград 400005, Россия 9
Источник изображения из местности время от времени, но и туристов по всему миру каждый год. У этого памятника есть определенные факты, которые обязательно вызовут у вас интерес. Давайте посмотрим на некоторые из них:
- «Родина-мать зовет» была спроектирована известным скульптором Евгением Вучетичем совместно с Николаем Никитиным, инженером-строителем после окончания битвы. В 1967, эта статуя также была отмечена как самая высокая статуя в мире и остается самой высокой статуей в Европе и самой высокой статуей женщины в мире.
- «Родина-мать зовет» имеет 200 ступеней от основания площади до подножия статуи, символизирующей 200 дней кровавой Сталинградской битвы. Эта статуя была открыта 15 октября 1967 года.
- Те времена, когда люди из других сильных стран считали Россию слабым соперником, были погребены под песками вместе с этой скульптурой. Когда статуя была объявлена самой большой статуей в мире в 1967, весь мир был ошеломлен сильным сигналом, посланным русскими. В нем четко говорилось, что Россия не должна рассматриваться как более слабая нация и будет стоять сильной и стойкой против всех невзгод, встречающихся на ее пути.
Рекомендуем прочитать: 6 фестивалей в Москве: феерия, которая осветит ваши русские каникулы!
Детали статуи «Родина-мать зовет»
Статуи женщины с упрямым выражением лица достаточно, чтобы враги дважды подумали, прежде чем нападать на нацию. «Родина-мать зовет» — это точное изображение того же самого, которое поясняет, что людям, которые подумают напасть на страну, придется столкнуться с смелыми и сильными людьми. Кроме того, большой меч в ее руке свидетельствует о том, что страна вооружена и готова сражаться вопреки всему. По сути, это квинтэссенция представления нации, которая не позволит ни одному человеку вторгнуться за ее границы с негативным намерением.
Родина-мать зовет против Статуи Свободы
Источник изображения
Хотя оба монумента расположены в разных странах, сравнение корректно, так как оба представляют собой роскошные статуи женщины. На самом деле, это одно из самых популярных сравнений. Оба они представляют собой великолепное представление об историческом и культурном значении соответствующих стран и являются обязательными для посещения душами, жаждущими странствий.
Теперь для сравнения: «Родина-мать зовет» была разработана уже после окончания Сталинградской битвы, а Статуя Свободы была подарком французов американцам. Первое означает, что Россия сильная страна и вооружена против всех негативных сил. С другой стороны, последний изображает Либертас, римскую богиню свободы. У статуи также есть tabula ansata в левой руке и высоко поднятый факел в правой. Общая высота «Родина-мать зовет» — 279футов, в то время как Статуя Свободы составляет 305 футов.
Рекомендуем прочитать: 12-дневные поездки из Москвы, чтобы исследовать прекрасную столицу России!
Чем заняться в районе «Родина-мать зовет»
Хотя «Родина-мать зовет» — это харизматическая выставка динамичной скульптуры и архитектурного совершенства, вы также можете посетить и другие места. Они перечислены ниже:
1. Вечный огонь
Источник изображения
Это мемориальный зал с огромной рукой, держащей вечный огонь, и отмечен именами и часовыми, которые держат винтовки времен Второй мировой войны. Это место напомнит вам о жертвах солдат-мучеников. Точно так же, как у нас есть Амар Джаван Джиоти у Ворот в Индию для солдат-мучеников, Вечная слава в честь русских солдат, которые пожертвовали своей жизнью за нацию.
Местонахождение: Аллея Героев, Волгоград, Россия
2. Зал Воинской Славы
Источник изображения
Здесь собраны имена воинов-мучеников и выставлены в честь их жертв и преданности нации. Надеюсь, вы возьмете с собой носовой платок, потому что сайт сделает вас эмоционально патриотичным по отношению к своей нации. Это напомнит вам обо всех жертвах, на которые идут наши солдаты, чтобы сохранить нас и нацию в безопасности.
Адрес: Мамаев Курган, Волгоград, Россия
Рекомендуем прочитать: 10-дневные поездки из Санкт-Петербурга для знакомства с завораживающим городом России!
3. Памятник Мамаев курган
Источник изображения
Этот памятник представляет собой территорию, где немецкая армия потерпела поражение от солдат из Советского Союза во время Второй мировой войны, и, безусловно, является одним из самых важных мест для посещения. С высоты можно увидеть весь город Волгоград, а вид на статую отсюда просто захватывает дух. Весь комплекс создан в память о Сталинградской битве. Стоя там наверху, вы почувствуете, что ничего подобного раньше не видели.
Местонахождение: Мамаев Курган | Зал Воинской Славы, Волгоград 400005, Россия
Как доехать «Родина-мать зовет»
Image Source
«Родина-мать зовет» находится в Волгограде, до него легко добраться самолетом и поездом. Сядьте на рейс до международного аэропорта Волгограда и сядьте на поезд до Волгограда, который находится примерно в 24 километрах от отеля и займет около 14 минут.
Читайте также: 10 национальных парков России, в которых природа и дикая природа объединятся
Если вам нужно место, идеально представляющее культурно-исторический баланс, то «Родина зовет» — то, что вам нужно. Станьте свидетелем жертвы солдат, которые выстояли против мощной армии, обученной Гитлером, и вернули их серией контратак, которые продемонстрировали не только их мужество, но и преданность нации. Чтобы ощутить грандиозность статуи «Родина-мать зовет», спланируйте поездку в Москву с друзьями или семьей и проведите незабываемый отпуск.
Хотите заказать международный праздник?
Забронируйте незабываемый отдых на TravelTriangle с более чем 650 проверенными турагентами по более чем 65 внутренним и международным направлениям.
Родина-мать зовет: Памятник на Мамаевом кургане
Вторая мировая война была, пожалуй, величайшей человеческой катастрофой, которую когда-либо видел мир. Историки всегда изо всех сил пытались найти слова, которые могли бы передать хотя бы намек на его общий масштаб. Мы приводим бесконечную статистику — более 100 миллионов солдат мобилизовано, более 60 миллионов человек убито, более 1,6 триллиона долларов потрачено впустую — но такие цифры настолько велики, что для большинства людей они бессмысленны.
Памятники, мемориалы и музеи не полагаются на статистику: они находят другие способы представить масштаб событий военного времени. Один-единственный удачно подобранный символ часто может намекнуть на это куда лучше, чем любые слова. Например, кто может смотреть на гору обуви, выставленной в музее Холокоста в Освенциме-Биркенау, не представляя множество трупов, из которых эта обувь была украдена? Иногда даже крошечный предмет может навести на мысль о чем-то гигантском. В Мемориальном музее мира в Хиросиме выставлены часы, которые остановились точно в момент атомного взрыва. Атомная бомба, говорят они, была настолько мощной, что могла остановить время.
Но, пожалуй, самый эффективный способ, с помощью которого мемориалы передают масштабы событий военного времени, также и самый простой: через их собственный размер. Многие памятники в этой книге больше, чем жизнь. Некоторые действительно гигантские. Для большинства из них действует простое эмпирическое правило: чем масштабнее событие, которое отмечается, тем больше памятник.
В этой главе рассказывается об одной из самых больших из них: огромной статуе, которая стоит на вершине Мамаева кургана в городе Волгограде в России. Его размеры многое говорят нам — не только о Второй мировой войне, но и о русской психике и узах, которые продолжают держать ее в плену.
* * *
Мамаев курган – это не один памятник, а целый комплекс памятников, каждый из которых крупнее предыдущего. В первый раз, когда я попал сюда, мне показалось, что я попал в царство титанов. У подножия холма стоит огромная скульптура мужчины с обнаженным торсом, сжимающего в одной руке автомат, а в другой гранату. Он словно поднимается из самой скалы, его туловище колышется, высотой с трехэтажный дом. За ним, по обеим сторонам ступенек, ведущих на вершину, стоят рельефные скульптуры гигантских солдат, выпрыгивающих из разрушенных стен, словно посреди битвы. Еще выше на холме виднеется гигантская фигура скорбящей матери, более чем в два раза превышающая размер моего дома. Она склонилась над телом своего мертвого сына и рыдает в большом бассейне с водой, называемом «Озеро слез».
Десятки статуй, расставленных в этом парке, все гиганты: ни одна из них не ниже шести метров (20 футов) в высоту, а некоторые из них изображают героев в три или четыре раза больше. И все же они затмеваются единственной статуей, которая возвышается над ними всеми на вершине холма. Здесь, с видом на Волгу, стоит колоссальное изображение Матери-России, манящей своих детей, чтобы они пришли и сражались за нее. Ее рот открыт в боевом крике, ее волосы и платье развеваются на ветру; а в правой руке она держит огромный меч, устремленный в небо. От ног до кончика меча она достигает 85 метров (280 футов) в высоту. Она почти в два раза выше и в сорок раз тяжелее Статуи Свободы в Нью-Йорке. Когда она была впервые представлена в 1967 лет, она была самой большой статуей в мире.
Этот мемориал под названием «Родина-мать зовет!» является одним из самых знаковых памятников во всей России. Это было творение советского скульптора Евгения Вучетича, который потратил годы на его проектирование и строительство. Он содержит около 2500 метрических тонн металла и 5500 тонн бетона. Один только меч весит 14 тонн. Эта статуя была настолько огромной, что Вучетич был вынужден сотрудничать с инженером-строителем Николаем Никитиным, чтобы она не рухнула под собственным весом. В мече пришлось просверлить отверстия, чтобы уменьшить угрозу того, что ветер подхватит его и раскачает всю конструкцию.
Будь этот монумент в Италии или во Франции, он показался бы нелепо грандиозным, но здесь, на берегу Волги, в городе, который когда-то назывался Сталинградом, он кажется вполне уместным. Битва, которая произошла здесь в 1942 году, затмевает все, что происходило на Западе. Он начался с величайшей немецкой бомбардировки войны и продолжился атаками и контратаками более дюжины целых армий. В самом городе солдаты сражались с улицы на улицу и даже из комнаты в комнату среди разрушенных домов. В течение пяти месяцев около двух миллионов человек лишились жизни, здоровья или свободы. Совокупные потери в этом сражении были больше, чем потери, которые Великобритания и Америка вместе понесли за всю войну.
Стоя на вершине Мамаева Кургана в тени гигантской статуи Родины, чувствуешь тяжесть всей этой истории. Это угнетает даже иностранца. Но для многих россиян это место свято. Слово «Курган» в переводе с русского означает курган или курган. Этот холм является древним местом, посвященным военачальнику 14-го века, но после величайшей битвы величайшей войны в истории он теперь несет в себе новый символизм. Это место было одним из главных полей сражений 1942, и здесь захоронено неизвестное количество солдат и мирных жителей. Даже сегодня, прогуливаясь по холму, можно найти фрагменты металла и кости, зарытые в землю. Статуя Родина-мать стоит и в переносном, и в прямом смысле на горе трупов.
* * *
Масштабы войны в России – одна из причин, по которой памятники на Мамаевом кургане такие огромные, но не единственная, на самом деле даже не главная. Статуи мускулистых героев и плачущих матерей могут быть огромными, но над всеми ними доминирует великанша на вершине холма. Важно помнить, что это изображение не войны, а Родины. Его посыл прост: как бы ни была велика битва и как бы ни был велик враг, Родина все равно больше. Ее колоссальный размер должен быть утешением для всех борющихся солдат и плачущих матерей, напоминанием о том, что, несмотря на все их жертвы, они, по крайней мере, являются частью чего-то могущественного и величественного. В этом истинное значение Мамаева кургана.
После Второй мировой войны народу Советского Союза было нечего утешать. Они были не только травмированы потерей, но и столкнулись с неопределенным будущим. Русские не получили экономической выгоды от войны, как американцы: насилие оставило их экономику в руинах. Русские также не добились новых свобод: несмотря на широко распространенные надежды на политическую оттепель после 1945 года, сталинские репрессии вскоре возобновились. Жизнь в России после войны была мрачной.
Рельефные скульптуры гигантских воинов на Мамаевом кургане
Единственным утешением для русских и других советских людей было то, что их страна наконец доказала, что она действительно великая нация. В 1945 году СССР располагал самой большой армией, которую когда-либо видел мир. Он господствовал не только на обширной территории Евразии, но также в Балтийском и Черном морях. Вторая мировая война не только восстановила границы страны, но и расширила их как на запад, так и на восток, и теперь советское влияние распространилось глубоко в сердце Европы. Перед войной Советский Союз был второсортной державой, ослабленной внутренними потрясениями. После войны это была сверхдержава.
Статуя «Родина-мать» на Мамаевом кургане призвана служить доказательством всего этого. Он был построен в 1960-х годах, когда СССР был на пике своего могущества. Это было предупреждением для всех, кто посмеет напасть на Советский Союз, но также и символом уверенности для советского народа. Гигант, заявил он, всегда будет их защищать.
Для граждан России, впервые вставших на вершину этого холма со статуей Родины-Матери за спиной, перспективы казались бесконечными. Все к западу от них на тысячу миль было советской территорией. На восток они могли путешествовать через девять часовых поясов, ни разу не покидая своей страны. Даже небеса, казалось, принадлежали им: первый человек в космосе был русским, и первая женщина тоже. Невозможно смотреть на статую Родины-Матери, не глядя также за ее пределы, в бескрайние небеса над ней.
С тех пор Россия не переставала строить военные мемориалы. Многие из них такого же масштаба, как и в Волгограде. В 1974 году, например, в Мурманске был установлен 42-метровый памятник советскому солдату в память о мужчинах, погибших при обороне Арктической России в июле 1941 года. В начале 1980-х годов, когда Украина еще была частью Советского Союза в Киеве был установлен второй памятник Родине-Матери. (Как и статуя на Мамаевом кургане, она тоже была спроектирована Вучетичем. Вместе с постаментом ее высота составляет более 100 метров.) А в 19 в.85, в ознаменование 40-летия окончания войны, в Риге, столице советской Латвии, установлен 79-метровый памятник Победы.
Все эти статуи и монументы должны были быть символами власти и уверенности. Но спустя поколение после того, как в Волгограде была открыта статуя Родины-Матери, советская власть начала шататься. В 1980-х годах страны Восточного блока, такие как Польша и Восточная Германия, начали выходить из-под советского влияния, что привело к краху коммунизма в этих странах в 1919 году.89. Затем начали откалываться куски самого Советского Союза: сначала Литва в марте 1990 года, за ней быстро последовали тринадцать других государств Балтии, Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Гигант рушился. Окончательно о распаде СССР было объявлено 26 декабря 1991 года.
Чувство отчаяния, которое испытывали многие россияне в этот период, было ощутимым. Мадлен Олбрайт, которая была госсекретарем США в конце 1990-х годов, рассказывает историю встречи с россиянином, который жаловался: «Раньше мы были сверхдержавой, а теперь мы Бангладеш с ракетами». На протяжении десятилетий национальное величие было единственным утешением за все потери, которые такие люди, как он, понесли на протяжении века. Теперь и это отняли.
В такой атмосфере гигантские военные мемориалы России стали меньше походить на символы власти и больше на Озимандиаса из знаменитой поэмы Шелли: реликвии былой славы, которым суждено медленно, но верно быть поглощенными песками времени. . Но это не помешало российским властям их построить. Это далеко не так: Россия никогда не переставала праздновать славу Второй мировой войны. В 1995 году, например, в Москве открылся совершенно новый «Музей Великой Отечественной войны». Перед ним стоит памятник, который даже выше статуи на Мамаевом кургане: на самом деле, его высота 141,8 метра (или 465 футов), это самый высокий мемориал Второй мировой войны в мире. Затем последовали другие памятники. В апреле 2007 года Белгород, Курск и Орел были объявлены «Городами воинской славы» за ту роль, которую они сыграли во время войны, и в каждом месте были установлены новые обелиски. В октябре следующего года это звание было присвоено еще пяти городам и возведено еще пять обелисков. Всего за пять лет так чествовали более сорока городов по всей России, а от Выборга до Владивостока выросли совершенно новые памятники.
Почему русские продолжают так вспоминать войну? С последних дней войны прошло более 75 лет – не пора ли положить ей конец?
Есть несколько возможных объяснений кажущейся безграничной зависимости этой страны от массивных памятников Второй мировой войны. Во-первых, травма, нанесенная войной, была настолько велика, что россияне просто не могут ее забыть. Они чувствуют себя обязанными рассказывать истории о войне снова и снова, точно так же, как у людей, переживших травму, часто возникают воспоминания. Эти новые мемориалы, каждый из которых кажется больше предыдущего, — способ России примириться со своим прошлым.
Я уверен, что это правда, но это также немного упрощенно. Например, это не объясняет, почему эти мемориалы растут и тиражируются сейчас больше, чем когда-либо. Есть ли что-то в сегодняшней жизни в России, что вызывает эти конкретные воспоминания? Я не могу отделаться от ощущения, что должно возобновиться чувство нестабильности или уязвимости, которое заставляет россиян еще более настойчиво настаивать на своем военном героизме. Другими словами, памятники, которые они воздвигают сегодня, имеют столько же общего с настоящим, сколько и с прошлым.
Или, возможно, речь идет просто о государственном строительстве. Россия уже не та страна, что была когда-то. Она потеряла империю и еще не нашла себе новую роль в мире. Для многих россиян строительство военных мемориалов служит напоминанием о статусе, который когда-то был у их страны, и, возможно, также вселяет надежду на то, что однажды Россия снова возродится. Чем больше памятник, тем больше чувство гордости – и тем сильнее ностальгия. Прославление войны стало центральной частью программы Владимира Путина по формированию нового чувства национальной идентичности.
Это тоже можно почувствовать на Мамаевом кургане. В 1990-е годы, когда рушилась российская власть, начала разваливаться и статуя Родина-мать на Мамаевом кургане. Ветхие трубы вокруг «озера слез» начали просачивать воду на холм вокруг статуи, делая почву неустойчивой. К 2000 году на плечах статуи начали появляться глубокие трещины. Несколько лет спустя появились сообщения о том, что он кренится на 20 см в сторону. Безденежное российское правительство продолжало обещать оплатить ремонтные работы, но деньги так и не поступили. Никто не знал, было ли это официальное пренебрежение следствием новообретенной бедности России или ее вновь обретенной амбивалентностью по отношению к своему советскому прошлому.
Однако в последние годы памятник обрел новую жизнь. Когда я был в 2018 году, статуя Родина-мать только что была отремонтирована. Другие памятники в центре Волгограда также подверглись косметическому ремонту, а весь городской парк Победы был закрыт на реконструкцию. На центральной площади, которая носит название «Площадь Павших Героев», школьники отрабатывали марш на церемонию чествования погибших в Сталинграде.
Здесь и гордость, и печаль в равной мере. Когда вы сегодня поднимаетесь на холм, вы видите людей со всей России, которые приезжают сюда, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Семьи приводят детей, чтобы рассказать им о героизме их прадедов. Молодые женщины фотографируются перед статуей Родины-Матери и несут красные гвоздики, чтобы положить их к подножию памятников. Военные приходят в парадной форме, их медали звенят, когда они поднимаются по ступенькам.