Спасо евфимиев монастырь в суздале святыни: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — подробная информация с фото

Содержание

Спасо-Евфимиев монастырь — Суздаль, Россия

Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.

7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич.

16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией.

Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым

Тюрьма в монастыре

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников».

В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской.

В 1826 году по приказанию императора Николая I в Суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 г. в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.

В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения, некоторые, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 годы в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 г. четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев.

В 1923—1939 годы в монастырской тюрьме существовал политизолятор (с 1935 г. — тюрьма особого назначения). В нём содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, партийные и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Последующая история

В 1940 г. в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошло 8232 человека.

1 января 1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.

С 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек).

В 1968 г. монастырь стал музеем.

Наследие ЮНЕСКО

Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их завораживающий перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудится знаменитый Ю. Ю. Юрьев.

Список сооружений монастыря

  • Спасо-Преображенский собор (1594 год)
  • Монастырская звонница (XVI—XVII века)
  • Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII века)
  • Успенская трапезная церковь (XVI век)
  • Дом архимандрита (XVII век)
  • Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год)
  • Братский келейный корпус (XVII—XIX века)
  • Тюремный замок (XVIII век)
  • Башни монастыря (XVII век)

Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря


Братский корпус Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль. Вид с крыши Главной проездной башни.


Вид на монастырь со стороны Каменки


Проездная башня монастыря


Юго-восточная угловая башня. Вид с проездной башни


Благовещенская надвратная церковь


Монастырская звонница

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 гг.. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 метра сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли свою оборонительную функцию.


Спасо-Преображенский собор

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594 г.). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.


Успенская трапезная церковь


Фрески Спасо-Преображенского собора

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролетной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.


Братский корпус


Никольская больничная церковь


Архимандритский корпус


Склеп князя Пожарского

Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.

В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожающей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания (на илл. ) и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои.

Никольская церковь реставрировалась в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.


Оригинальная почтовая марка России Суздалю 975 лет с изображением стен Спасо-Евфимиева монастыря, 1999 год

Настоятели

  • Евфимий Суздальский (1352—1454)
  • Кирилл (упом. 1511)
  • Савватий (1570—1571)
  • Иов (1572—1587)
  • Герасим (1605—1612)
  • Питирим (1650—1654)
  • Досифей (Глебов) (1709—1710)
  • Гервасий (Линцевский) (17 июля 1777—1788)
  • Серафим (Чичагов) (1899—1904)
  • Павел (Борисовский) (1916—1921)
  • Леонтий (Стасевич) (1922—1923)

Спасо-Евфимиев монастырь в г. Суздаль

Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на реке Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних.

Первоначально монастырь был Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI-XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.

7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (к. XVI в.) — построен в традициях древней белокаменная архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.

Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым.

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма. В 1829 году здесь скончался доведённый до сумашествия декабрист Шаховской, Фёдор Петрович.

В 1826 году по приказанию императора Николая I в суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви.

В «Судальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители: архиепископ Аркадий, епископ Алимпий, епископ Конон, епископ Геннадий и др. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных келиях, не дождавшись освобождения, некоторые, как Аркадий (просидевший в одиночной келии 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл граф Л. Н. Толстой.

В 1923-1939 г. в монастырской тюрьме существовал политизолятор (затем — тюрьма особого назначения). В нем содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, экономисты Н.Кондартьев, Л. Юровский, партийные и комсомольские деятели В.Невский, М.Рютин, Л. Шацкин.

Архитектурный комплекс монастыря внесен в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их завораживающий перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудится знаменитый Ю.Ю. Юрьев.
Сайт: http://www.museum.vladimir.ru

Спасо-Евфимиев монастырь | Россия

Крупнейшим монастырем Суздаля является Спасо-Евфимиев монастырь, который иногда принимают за Суздальский кремль из-за его больших крепостных стен. Монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем Суздальско-Нижегородским, первоначально как укрепление. Первоначально монастырь назывался Спасским монастырем, но позже был переименован в Спасо-Евфимиев монастырь в честь преподобного Евфимия (Евфимия) Суздальского, посланного князем Борисом Константиновичем в Суздаль для основания монастыря. Монастырь был закрыт после революции и некоторое время использовался для заключения политических заключенных. В 1968 г. он был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, которому монастырь принадлежит и сегодня. В 1992 году монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Белых памятников Владимира и Суздаля.


Стены и входная башня

Первоначально большинство зданий монастыря были деревянными, а новые каменные постройки датируются периодом между 16 и 17 веками. Его впечатляющие каменные стены были возведены во второй половине 17 века. Стены имеют 12 башен, включая входную башню высотой 22 метра. Главный вход в музей находится здесь, и вам нужно купить билет, чтобы войти. Вам также необходимо купить билеты на выставки внутри здесь.


Благовещенская надвратная церковь

Сразу за Входной башней находится Благовещенская надвратная церковь, датируемая как минимум 1628 годом и включающая в себя часть более ранних ворот 15 века. В Благовещенской надвратной церкви сейчас находится выставка, посвященная князю Дмитрию Пожарскому.


Спасо-Преображенский собор и звонница

Доминантным зданием в центре монастыря является величественный Спасо-Преображенский собор. Собор фактически начал свою жизнь как небольшая церковь, построенная между 1507 и 1511 годами над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Эта первоначальная часть сохранилась как придел к основной части собора, завершенной в 159 г.4. Интерьер собора был украшен фресками Гурия Никитина в 17 веке, которые сохранились до наших дней и их можно посмотреть, купив билет в собор.

Перед Спасо-Преображенским собором находится Иоанно-Предтеченская церковь и колокольня. Церковь – старейшая часть ансамбля, датируемая первой четвертью XVI века, прямоугольная колокольня надстроена в конце века. Сейчас на звоннице 17 колоколов.


Архимандритские палаты и монашеские покои

В центре монастыря перед Спасо-Преображенским собором расположены бывшие административные и жилые здания, в которых сегодня размещаются экспозиции Музея-заповедника. В красивой Успенской трапезной церкви XVI века находится Музей наивного искусства, открытый в 2006 году. В соседней Архимандритской палате есть две выставки: «Русские иконы XIII–XX веков» и «Книги последних шести веков». ‘.

В длинном здании Монашеских кварталов расположены две экспозиции: музей-реставрация, рассказывающий об истории суздальских монастырей и реставрационных работах, проводившихся в городе, и выставка «Переплетение судеб», рассказывающая о заточении итальянских военнопленных в монастырь и творчество Тонино Гуэрра и Андрея Тарковского


Мемориальная часовня Дмитрия Пожарского

Сразу за Монашескими кварталами, рядом с Спасо-Преображенским собором, находится мемориальная часовня Дмитрия Пожарского. Князь Дмитрий Пожарский, один из главных героев Смутного времени, был похоронен в монастыре в 1642 году в родовом склепе Пожарских. Однако его могила была разрушена большевиками в 1933 г., когда монастырь использовался как тюрьма для политических заключенных. Крест на этом месте был установлен во время реставрации монастыря в 1960-х годах после его передачи Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, а в 2009 году президентом Дмитрием Медведевым был открыт мемориал-часовня.


Больничный храм св. Николая и Тюремный блок

Выставка «Золотая кладовая» открылась в 2006 году в храме св. Николая госпитального и представляет предметы прикладного искусства и церковную утварь. Рядом с церковью находится бывший тюремный корпус монастыря, основанный Екатериной Великой в ​​1766 году и использовавшийся вплоть до 19 века.67. В Тюремном блоке сейчас проходит выставка «Сузальская тюрьма», рассказывающая о царской, а затем советской эпохе тюрьмы.


Аптекарский огород

Восточную часть территории монастыря занимает Аптекарский огород, созданный в середине XVII века по приказу царя Алексея для выращивания лечебных трав для царских нужд. семья и армия.


 

Местоположение Улица Ленина
Веб-сайт http://www. vladmuseum.ru
Часы 10:00 — 18:00. Закрыт по понедельникам и в последний четверг месяца.

20 главных церквей и храмов Суздаля

Свято-Евфимиев монастырь

Собор Рождества Богородицы

Смоленский храм

Лазаревская церковь

Воскресенская церковь

Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

Покровский монастырь

Ризположенский монастырь

Борисоглебская церковь

9000 2 Крестовоздвиженская церковь

Царь-Константиновская церковь

Александровский монастырь

Успенская церковь

Петропавловская церковь

Васильевский монастырь

Покровский собор

Церковь Вознесения Господня

Николаевская церковь

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Древний центр Ростово-Суздальского княжества славится своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв. км) сосредоточено 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 веками. Многие заказники давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Самые известные постройки были отмечены ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.

Монастырь Святого Евфимия

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу реки. Каменки в северной части города. Его основателем был сподвижник Сергия Радонежского Евфимий. Он основал монастырь в 1352 году. Расцвет монастыря пришелся на 17 век.

Богатство и наличие свободной рабочей силы, из числа крепостных, позволяли проводить масштабные строительные работы. Новые здания строились из камня. Стены монастыря имели фортификационное значение. Для усиления обороны по периметру возвели 12 башен.

У главного входа возвышается Пассажная башня высотой 22 метра. На участке перед ним в середине 20 в. помещена бронзовая фигура Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими захватчиками.

Родовая усыпальница рода Пожарских издавна находилась на территории Спасо-Евфимиева монастыря. В конце 18 века он пришел в упадок и был заброшен.

Только в середине 19 в. обнаружен и реконструирован склеп национального героя. Архитектор А. Горностаев спроектировал мавзолей. Мраморное здание существовало с 1885 по 19 гг.33. Несмотря на долгое запустение, могила Пожарского уцелела.

В 2008-09 годах над могилой поставили крест, а затем воссоздали мавзолей. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще один интересный уголок монастыря – Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и оборудован в традициях 17 века.

Древняя архитектура и древние традиции Спасо-Евфимиева монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Собор Рождества Богородицы

Среди древнейших культовых сооружений Суздаля — храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 века. Над строительством храма работали киевские мастера. В качестве строительного материала использовался цоколь, т.е. обожженная квадратная плита.

В середине 12 в. задача была построена заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Количество куполов увеличилось с 3 до 5. На внутренней поверхности появились росписи. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного здания можно увидеть фрагменты разных эпох (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы известных княжеских и боярских родов (Долгоруких, Шуйских и др.), сохранившиеся в склепе. Двери являются уникальным декоративным элементом интерьера.

Их створки выполнены в технике «огневого золочения». Богородице-Рождественская церковь включена в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находится под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение : Русская православная церковь и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Смоленский храм

Для нужд ремесленников, работавших в Спасо-Евфимовском монастыре, был построен отдельный храм. Он посвящен Смоленской иконе Божией Матери, за что и получил соответствующее название – Смоленская. Храм располагался в слободе Скучилиха (ныне улица Ленина), в северной части Суздаля.

Изначально использовался только в теплое время года, как летняя церковь. Для зимнего богослужения рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позднее к архитектурному комплексу была пристроена колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, свойственных классическому стилю. Перед входом есть крыльцо. Верхнюю часть здания венчают 5 куполов, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз украшен каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Здание датируется концом 17 и началом 18 века. В 60-х годах 20 века. под руководством архитектора О. Гусевой проведен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

На территории Суздальского Посада в 15-18 вв. образовался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.

Каменная церковь в честь Воскресения праведного Лазаря заменила деревянную постройку 15 века. Архитектурное решение здания характерно для стиля классицизм. Поверхность стен украшают различными декоративными элементами: наличниками, кокошниками, фальш-арками. Каркас из камня венчают 5 позолоченных куполов.

Воскресенская церковь

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей, расположен на главной городской площади. Храмы строились в 20-30-е гг. 17 век Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.

Отличается от других суздальских звонниц шаровидным навершием со шпилем. Церковь Воскресения Христова имеет 2-столпную конструкцию, т.е. свод поддерживается 2-мя столпами. На стенах внутри комнаты можно увидеть фрески 18-19 вв.вв.

Главной достопримечательностью храма является икона Божией Матери, признанная чудотворной. Преподобный Иоаким, насельник Николаевского монастыря, написал образ после сна. Во сне Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.

Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. Предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы, сохранились до наших дней.

Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря

Успенская церковь возведена на месте одноименной предшественницы, сгоревшей во время пожара. Для безопасности и прочности здания в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют здание серединой XVII века.

В начале 18 века Успенская церковь была перестроена и приобрела черты т. н. «нарышкинское» барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть украшена каменными кокошниками. С запада здание примыкает к трапезной палате.

На востоке, рядом с корпусом, находится часовня Святого Диомеда. В непосредственной близости от Успенской церкви находится монастырская звонница и комната архимандрита.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

После кончины основателя Спасо-Евфимиева монастыря игумена Евфимия над его могилой была поставлена ​​небольшая церковь. Это самая старая постройка на территории монастыря (1507-1511 гг.). В конце 16 века к зданию пристроили большой храмовый корпус.

С тех пор церковь носит название Евфимьевской часовни, а собор — Спасо-Преображенского собора. При проектировании святилища за образец был взят макет Рождественской церкви Суздальского Кремля. Впоследствии архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке была оборудована круговая галерея вдоль стен, в 19 веке пристроена Сергиево-Радонежская часовня.

Внешняя поверхность стен расписана в 17 веке. Элементом традиционного декора, присущего владимиро-суздальскому стилю, является аркадно-колонный пояс. Храм относится к многокупольным культовым сооружениям.

Над центральной частью возвышаются 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены картинами 17 века. Над его созданием работала художественная группа под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и колоннах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор входит в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находится под охраной ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь основан в 1364 году. Инициатором строительства нового монастыря в Суздале был князь Андрей Константинович. Каменные постройки заменили деревянные в начале 16 века.

Причиной капитального ремонта монастыря стало превращение его в место ссылки жизни неугодных княжеских и царских жен. Стены монастыря навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.

Первой коронованной монахиней была жена великого князя Московского Василия III. Была сослана в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания построены по единому проекту, поэтому отличаются только размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Его внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о его фортификационном назначении.

Башни, относящиеся к разным эпохам, различаются по архитектуре: с шатровой вершиной – 17 век, с полукруглой вершиной – 18 век. Корпуса построены в форме восьмигранника. На стенах окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровского монастыря включен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризположенский монастырь

Комплекс Ризположенского монастыря создавался почти 300 лет (16-19веков). Центральное место занимал Троицкий собор с 5 куполами. Он был разрушен во время антирелигиозной борьбы в 30-х годах прошлого века. Второй храм на территории монастыря появился в 1688 году. Его главный престол посвящен празднику Положения Риза. Отсюда и название церкви – Ризположенская.

В ознаменование победы русских войск в Отечественной войне 1812 года возведена Благовещенская колокольня. Он имеет три яруса и является самым высоким каменным религиозным сооружением в городе (72 м). Здание выполнено в стиле классицизма. Он увенчан острым шпилем. Святые ворота признаны памятником архитектуры. Их верхняя часть заканчивается двускатным навершием.

Борисоглебская церковь

Правый берег реки Каменки украшает храм в память святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был построен в 17-18 веках.

Церковь появилась на месте одноименного монастыря, сгоревшего в Смутное время. В приходах по традиции церкви строились попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодное время года прихожане переселялись в Никольский корпус.

Внешний вид алтаря соответствует стилю барокко. Помимо основного помещения, где проходят богослужения, к зданию пристроены столовая и колокольня.

На фоне наружных стен церкви выделяются декоративные элементы – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен картинами 18-19 века.

Мы рекомендуем вам оформить туристическую страховку с покрытием для лечения коронавируса (COVID-19)

Крестовоздвиженская церковь

Отдельный храм посвящен Святителю Николаю Чудотворцу, почитаемому народом. Называется Крестово-Никольская. Святилище было возведено на месте старой вотивной часовни «Кресты», посвященной чудесному спасению города от моровой язвы.

Храм расположен в северной части рыночной площади. Он отличается от других городских соборов своим двухцветным убранством. Некоторые стены комнаты окрашены в белый цвет, а некоторые в желтый. Вокруг церкви образовался комплекс культовых сооружений. Он включал трапезную и колокольню.

Царско-Константиновская церковь

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбящей и Цареконстантиновской церквей. Они были построены во второй половине 18 века. Бывшая церковь короля Константина была деревянной и полуразрушенной. Его пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. За свою историю святилище несколько раз перестраивалось.

В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря была построена в конце 18 века. Крыльцо у главного входа было построено в начале 19 века.век. Собор является одним из многоглавых. Его верхняя часть увенчана 5 куполами.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как льносклад, а потом как гараж и общественный туалет. В конце 70-х гг. 20 века здание было возвращено под опеку Русской православной церкви. Он был реконструирован и смог хранить мощи суздальских святых – Евфросинии и Евфимии. Услуги возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Согласно легенде, основателем монастыря был знаменитый князь Александр Невский. Монастырь должен был стать прибежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского нашествия. Строительные работы начались в 1240 году.

На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался заботой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Монастырь часто называли Большой Лаврой. В конце XVII века царица Наталья Кирилловна финансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.

Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. В 18 веке храм перешел к местному городскому приходу.

Успенская церковь

Участок на востоке Суздальского кремля занимает церковь Успения Пресвятой Богородицы. Считается, что святилище было построено на месте разрушенной во время пожара старой деревянной церкви. В начале 18 века здание было реконструировано.

К главному зданию пристроена колокольня с шатровым куполом. Отдельное место, отгороженное стеной, занимала Радонежская часовня. Просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо просматриваются черты, присущие «нарышкинскому» барокко.

В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.Варганова.

Петропавловская церковь

Построенный в конце XVII века храм в честь святых апостолов Петра и Павла. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и был превращен в музей в 20 веке. В экспозицию вошли предметы, украшенные резьбой и росписью.

Гордостью музея является Иорданский балдахин (XVII век). Он выполнен в виде деревянной беседки. Красивый павильон был использован для покрытия проруби для Крещенских купаний. В Суздале сохранился единственный сохранившийся экземпляр балдахина. Над его оформлением работали мастера и ремесленники Покровского монастыря и Архиерейского дома.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь — один из «пяти» монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Самые старые постройки монастыря датируются 13 веком. Монастырь не имел богатых покровителей, поэтому строительство в нем велось медленными темпами.

На строительство главного храма ушло 7 лет. В 21 веке святилище продолжает функционировать как религиозный центр. Помимо паломников на территорию пускают экскурсантов. У посетителей есть возможность посмотреть на монастырь с высоты птичьего полета.

Для этого достаточно подняться на колокольню 19 века.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 век). Здание возвышается на высоком цоколе. С трех сторон вдоль стен открытая галерея в 2 этажа. К нему можно подняться по лестнице с 2 сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.

Его можно узнать по спрятанным в нишах окнам. Интерьер поражает своей простотой. Пол покрыт черной керамической плиткой. На стенах нет фресок. В отделке преобладают ткани с высокохудожественной вышивкой. Посетителей интересует могила ссыльных жен князей и царей, насильно постриженных в монахини Покровского монастыря.

В нем покоятся около 20 знатных монахинь. За всю историю своего существования храм претерпел множество изменений. В ходе реставрационных работ в 60-х годах 20 века святилище было восстановлено в первоначальном виде. Колокольня примыкает к северо-западной части Покровского собора.

Верх над ним выполнен в виде шатра. Внизу небольшая церковь (16 век). Он носит название в честь Происхождения честных деревьев креста. Паломники приходят в монастырь помолиться перед мощами Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).

Женщины традиционно просят у святой долгожданного ребенка.

Вознесенская церковь

Александровский монастырь, или иначе Великая Лавра, был основан князем Александром Невским в 1240 году. Его закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.

В архитектурном ансамбле монастыря соборная церковь вместе с зимней церковью занимала ключевое место. В конце XVII века на их месте возвели каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства на строительство выделила овдовевшая царица, мать Петра I, Наталья Кирилловна.

После упразднения монастыря церковь перешла к городскому приходу. Вознесенская церковь имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания находится придел. По преданию, в его склепе сохранилась гробница принцесс Марии и Агриппины.

Согласно легенде, княжеские гробы прикованы цепями и подвешены в воздухе. Проход к гробнице замурован.

Николаевская церковь

Церковь Св. Николая является типичным образцом т. н. «кельтские храмы». Он состоит из нескольких срубов, в которых оборудованы отдельные части храма: алтарь, зал для молитв, притвор. Здание находилось в селе Глотово (Юрьево-Польский район Владимирской области).

Древесина использовалась в качестве строительного материала. Возраст здания св. 250 лет. В 60-е годы. В 20 веке здание было реконструировано группой архитекторов под руководством М.М. Шаронов. Тогда же было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.

Святилище гармонично вписывается в ландшафтное пространство местного Кремля и служит главным ориентиром его западной части. Является одним из объектов Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Необычным по форме и назначению объектом Покровского монастыря являются Святые врата. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для богослужений, но и при необходимости могла превратиться в оборонительную башню.