Содержание
Спасо-Евфимиев монастырь в г. Суздаль
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на реке Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних.
Первоначально монастырь был Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.
Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI-XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.
7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.
Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (к. XVI в.) — построен в традициях древней белокаменная архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.
Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым.
По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма. В 1829 году здесь скончался доведённый до сумашествия декабрист Шаховской, Фёдор Петрович.
В 1826 году по приказанию императора Николая I в суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви.
В «Судальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители: архиепископ Аркадий, епископ Алимпий, епископ Конон, епископ Геннадий и др. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных келиях, не дождавшись освобождения, некоторые, как Аркадий (просидевший в одиночной келии 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл граф Л. Н. Толстой.
В 1923-1939 г. в монастырской тюрьме существовал политизолятор (затем — тюрьма особого назначения). В нем содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, экономисты Н.Кондартьев, Л. Юровский, партийные и комсомольские деятели В.Невский, М.Рютин, Л. Шацкин.
Архитектурный комплекс монастыря внесен в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их завораживающий перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудится знаменитый Ю.Ю. Юрьев.
Сайт: http://www. museum.vladimir.ru
20 главных церквей и храмов Суздаля
Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения — монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв. Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско — Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.
Содержание
- 1 Спасо-Евфимиев монастырь
- 2 Собор Рождества Богородицы
- 3 Смоленский храм
- 4 Лазаревская церковь
- 5 Воскресенская церковь
- 6 Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
- 7 Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
- 8 Покровский монастырь
- 9 Ризположенский монастырь
- 10 Борисоглебская церковь
- 11 Кресто-Никольская церковь
- 12 Цареконстантиновская церковь
- 13 Александровский монастырь
- 14 Успенская церковь
- 15 Петропавловская церковь
- 16 Васильевский монастырь
- 17 Покровский собор
- 18 Церковь Вознесения Господня
- 19 Никольская церковь
- 20 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
- 21 Церкви и храмы Суздаля на карте
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.
Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.
У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.
На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.
Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.
В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.
Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.
Собор Рождества Богородицы
К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.
В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).
Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.
Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения». Богородице — Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.
Смоленский храм
Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название — Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.
Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.
Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.
Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.
Лазаревская церковь
На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.
Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.
Воскресенская церковь
Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.
Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.
Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.
Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.
Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века.
В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. «нарышкинского» барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез.
На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря — игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма.
С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке — обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке — добавлен Сергиево-Радонежский придел.
Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.
Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.
Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и охраняется организацией ЮНЕСКО.
Покровский монастырь
Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века.
Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.
Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.
Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.
Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым — 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Ризположенский монастырь
Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви — Ризположенская.
Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.
Борисоглебская церковь
Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв.
Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской.
Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница.
На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора — пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.
Кресто-Никольская церковь
Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни»Кресты», которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора.
Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.
Цареконстантиновская церковь
Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.
В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.
В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых — Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.
Александровский монастырь
Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г.
На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.
Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.
Успенская церковь
Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции.
К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие «нарышкинскому» барокко.
В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А. Варганова.
Петропавловская церковь
Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью.
Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.
Васильевский монастырь
Васильевская обитель входит в «пятерку» монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами.
На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета.
Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.
Покровский собор
Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.
Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.
В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня.
Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).
Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.
Церковь Вознесения Господня
Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.
В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.
После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины.
Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.
Никольская церковь
Церковь Николы является типичным примером т. наз. «клетских храмов». Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев — Польский район, Владимирская область).
В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св. 250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.
Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню.
По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре — мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.
Церкви и храмы Суздаля на карте
Спасо-Евфимиев монастырь | Россия
Крупнейшим монастырем Суздаля является Спасо-Евфимиев монастырь, который иногда принимают за Суздальский кремль из-за его больших крепостных стен. Монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем Суздальско-Нижегородским, первоначально как укрепление. Первоначально монастырь назывался Спасским монастырем, но позже был переименован в Спасо-Евфимиев монастырь в честь преподобного Евфимия (Евфимия) Суздальского, посланного князем Борисом Константиновичем в Суздаль для основания монастыря. Монастырь был закрыт после революции и некоторое время использовался для заключения политических заключенных. В 1968 г. он был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, которому монастырь принадлежит и сегодня. В 1992 году монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Белых памятников Владимира и Суздаля.
Стены и входная башня
Первоначально большинство зданий монастыря были деревянными, а новые каменные постройки датируются периодом между 16 и 17 веками. Его впечатляющие каменные стены были возведены во второй половине 17 века. Стены имеют 12 башен, включая входную башню высотой 22 метра. Главный вход в музей находится здесь, и вам нужно купить билет, чтобы войти. Вам также необходимо купить билеты на выставки внутри здесь.
Благовещенская надвратная церковь
Сразу за Входной башней находится Благовещенская надвратная церковь, датируемая как минимум 1628 годом и включающая в себя часть более ранних ворот 15 века. В Благовещенской надвратной церкви сейчас находится выставка, посвященная князю Дмитрию Пожарскому.
Спасо-Преображенский собор и звонница
Доминантным зданием в центре монастыря является великолепный Спасо-Преображенский собор. Собор фактически начал свою жизнь как небольшая церковь, построенная между 1507 и 1511 годами над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Эта первоначальная часть сохранилась как придел к основной части собора, завершенной в 159 г.4. Интерьер собора был украшен фресками Гурия Никитина в 17 веке, которые сохранились до наших дней и их можно посмотреть, купив билет в собор.
Перед Спасо-Преображенским собором находится Иоанно-Предтеченская церковь и колокольня. Церковь – старейшая часть ансамбля, датируемая первой четвертью XVI века, прямоугольная колокольня надстроена в конце века. Сейчас на звоннице 17 колоколов.
Архимандритские палаты и монашеские покои
В центре монастыря перед Спасо-Преображенским собором расположены бывшие административные и жилые здания, в которых сегодня размещаются экспозиции Музея-заповедника. В красивой Успенской трапезной церкви XVI века находится Музей наивного искусства, открытый в 2006 году. В соседней Архимандритской палате есть две выставки: «Русские иконы XIII–XX веков» и «Книги последних шести веков». ‘.
В длинном здании Монашеских кварталов находятся две экспозиции: музей-реставрация, рассказывающий об истории суздальских монастырей и проводимых в городе реставрационных работах, и выставка «Переплетение судеб», рассказывающая о заточении итальянских военнопленных в монастырь и творчество Тонино Гуэрра и Андрея Тарковского
Мемориальная часовня Дмитрия Пожарского
Сразу за Монашескими кварталами, рядом с Спасо-Преображенским собором, находится мемориальная часовня Дмитрия Пожарского. Князь Дмитрий Пожарский, один из главных героев Смутного времени, был похоронен в монастыре в 1642 году в родовом склепе Пожарских. Однако его могила была разрушена большевиками в 1933 г., когда монастырь использовался как тюрьма для политических заключенных. Крест на этом месте был установлен во время реставрации монастыря в 1960-х годах после его передачи Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, а в 2009 году президентом Дмитрием Медведевым был открыт мемориал-часовня.
Больничный храм св. Николая и Тюремный блок
Выставка «Золотая кладовая» открылась в 2006 году в храме св. Николая госпитального и представляет предметы прикладного искусства и церковную утварь. Рядом с церковью находится бывший тюремный корпус монастыря, основанный Екатериной Великой в 1766 году и использовавшийся вплоть до 19 века.67. В Тюремном корпусе сейчас проходит выставка «Сузальская тюрьма», рассказывающая о царской, а затем советской эпохе тюрьмы.
Аптекарский огород
Восточную часть территории монастыря занимает Аптекарский огород, созданный в середине XVII века по приказу царя Алексея для выращивания лечебных трав для царских нужд. семья и армия.
Местоположение | Улица Ленина |
---|---|
Веб-сайт | http://www.vladmuseum.ru |
Часы | 10:00 — 18:00. Закрыт по понедельникам и в последний четверг месяца. |
20 главных церквей и храмов Суздаля
Монастырь Святого Евфимия
Собор Рождества Богородицы
Смоленский храм
Лазаревская церковь
Воскресенская церковь
Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря
Покровский монастырь
Ризположенский монастырь
Борисоглебская церковь
Крестовоздвиженская церковь
Царь Константиновская церковь
Александровский монастырь
Успенская церковь
Церковь Петра и Павла
Васильевский монастырь
Покровский собор
Церковь Вознесения
Никольская церковь
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Древний центр Ростово-Суздальского княжества славится своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв. км) сосредоточено 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 веками. Многие заказники давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Самые известные постройки были отмечены ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.
Монастырь Святого Евфимия
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу реки. Каменки в северной части города. Его основателем был сподвижник Сергия Радонежского Евфимий. Он основал монастырь в 1352 году. Расцвет монастыря пришелся на 17 век.
Богатство и наличие свободной рабочей силы, из числа крепостных, позволяли проводить масштабные строительные работы. Новые здания строились из камня. Стены монастыря имели фортификационное значение. Для усиления обороны по периметру возвели 12 башен.
У главного входа возвышается Пассажная башня высотой 22 метра. На участке перед ним в середине 20 в. помещена бронзовая фигура Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими захватчиками.
Родовая усыпальница рода Пожарских издавна находилась на территории Спасо-Евфимиева монастыря. В конце 18 века он пришел в упадок и был заброшен.
Только в середине 19 в. обнаружен и реконструирован склеп национального героя. Архитектор А. Горностаев спроектировал мавзолей. Мраморное здание существовало с 1885 по 19 гг.33. Несмотря на долгое запустение, могила Пожарского уцелела.
В 2008-09 годах над могилой поставили крест, а затем воссоздали мавзолей. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще один интересный уголок монастыря – Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и оборудован в традициях 17 века.
Древняя архитектура и древние традиции Спасо-Евфимиева монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Собор Рождества Богородицы
Среди древнейших культовых сооружений Суздаля — храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 века. Над строительством храма работали киевские мастера. В качестве строительного материала использовался цоколь, т.е. обожженная квадратная плита.
В середине 12 в. задача была построена заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Количество куполов увеличилось с 3 до 5. На внутренней поверхности появились росписи. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного здания можно увидеть фрагменты разных эпох (13-17 вв.).
Интерес для посетителей представляют усыпальницы известных княжеских и боярских родов (Долгоруких, Шуйских и др.), сохранившиеся в склепе. Двери являются уникальным декоративным элементом интерьера.
Их створки выполнены в технике «огневого золочения». Богородице-Рождественская церковь включена в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находится под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение : Русская православная церковь и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Смоленский храм
Для нужд ремесленников, работавших в Спасо-Евфимовском монастыре, был построен отдельный храм. Он посвящен Смоленской иконе Божией Матери, за что и получил соответствующее название – Смоленская. Храм располагался в слободе Скучилиха (ныне улица Ленина), в северной части Суздаля.
Изначально использовался только в теплое время года, как летняя церковь. Для зимнего богослужения рядом был построен храм Симеона Столпника.
Позднее к архитектурному комплексу была пристроена колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, свойственных классическому стилю. Перед входом есть крыльцо. Верхнюю часть здания венчают 5 куполов, которые установлены на высоких тонких барабанах.
Карниз украшен каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Здание датируется концом 17 и началом 18 века. В 60-х годах 20 века. под руководством архитектора О. Гусевой проведен комплекс реставрационных работ.
Лазаревская церковь
На территории Суздальского Посада в 15-18 вв. образовался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.
Каменная церковь в честь Воскресения праведного Лазаря заменила деревянную постройку 15 века. Архитектурное решение здания характерно для стиля классицизм. Поверхность стен украшают различными декоративными элементами: наличниками, кокошниками, фальш-арками. Каркас из камня венчают 5 позолоченных куполов.
Воскресенская церковь
Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей, расположен на главной городской площади. Храмы строились в 20-30-е гг. 17 век Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.
Отличается от других суздальских звонниц шаровидным навершием со шпилем. Церковь Воскресения Христова имеет 2-столпную конструкцию, т.е. свод поддерживается 2-мя столпами. На стенах внутри комнаты можно увидеть фрески 18-19 вв.вв.
Главной достопримечательностью храма является икона Божией Матери, признанная чудотворной. Преподобный Иоаким, насельник Николаевского монастыря, написал образ после сна. Во сне Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.
Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. Предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы, сохранились до наших дней.
Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря
Успенская церковь возведена на месте одноименной предшественницы, сгоревшей во время пожара. Для безопасности и прочности здания в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют здание серединой XVII века.
В начале 18 века Успенская церковь была перестроена и приобрела черты т. н. «нарышкинское» барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть украшена каменными кокошниками. С запада здание примыкает к трапезной палате.
На востоке, рядом с корпусом, находится часовня Святого Диомеда. В непосредственной близости от Успенской церкви находится монастырская звонница и комната архимандрита.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря
После кончины основателя Спасо-Евфимиева монастыря игумена Евфимия над его могилой была поставлена небольшая церковь. Это самая старая постройка на территории монастыря (1507-1511 гг.). В конце 16 века к зданию пристроили большой храмовый корпус.
С тех пор церковь носит название Евфимьевской часовни, а собор — Спасо-Преображенского собора. При проектировании святилища за образец был взят макет Рождественской церкви Суздальского Кремля. Впоследствии архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке была оборудована круговая галерея вдоль стен, в 19 веке пристроена Сергиево-Радонежская часовня.
Внешняя поверхность стен расписана в 17 веке. Элементом традиционного декора, присущего владимиро-суздальскому стилю, является аркадно-колонный пояс. Храм относится к многокупольным культовым сооружениям.
Над центральной частью возвышаются 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены картинами 17 века. Над его созданием работала художественная группа под руководством Гурия Никитина.
Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и колоннах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор входит в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находится под охраной ЮНЕСКО.
Покровский монастырь
Покровский монастырь основан в 1364 году. Инициатором строительства нового монастыря в Суздале был князь Андрей Константинович. Каменные постройки заменили деревянные в начале 16 века.
Причиной капитального ремонта монастыря стало превращение его в место ссылки жизни неугодных княжеских и царских жен. Стены монастыря навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.
Первой коронованной монахиней была жена великого князя Московского Василия III. Была сослана в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.
Оба здания построены по единому проекту, поэтому отличаются только размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Его внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о его фортификационном назначении.
Башни, относящиеся к разным эпохам, различаются по архитектуре: с шатровой вершиной – 17 век, с полукруглой вершиной – 18 век. Корпуса построены в форме восьмигранника. На стенах окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровского монастыря включен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Ризположенский монастырь
Комплекс Ризположенского монастыря создавался почти 300 лет (16-19веков). Центральное место занимал Троицкий собор с 5 куполами. Он был разрушен во время антирелигиозной борьбы в 30-х годах прошлого века. Второй храм на территории монастыря появился в 1688 году. Его главный престол посвящен празднику Положения Риза. Отсюда и название церкви – Ризположенская.
В ознаменование победы русских войск в Отечественной войне 1812 года возведена Благовещенская колокольня. Он имеет три яруса и является самым высоким каменным религиозным сооружением в городе (72 м). Здание выполнено в стиле классицизма. Он увенчан острым шпилем. Святые ворота признаны памятником архитектуры. Их верхняя часть заканчивается двускатным навершием.
Борисоглебская церковь
Правый берег реки Каменки украшает храм в память святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был построен в 17-18 веках.
Церковь появилась на месте одноименного монастыря, сгоревшего в Смутное время. В приходах по традиции церкви строились попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодное время года прихожане переселялись в Никольский корпус.
Внешний вид алтаря соответствует стилю барокко. Помимо основного помещения, где проходят богослужения, к зданию пристроены столовая и колокольня.
На фоне наружных стен церкви выделяются декоративные элементы – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен картинами 18-19 веков.
Мы рекомендуем вам оформить туристическую страховку с покрытием для лечения коронавируса (COVID-19)
Крестовоздвиженская церковь
Отдельный храм посвящен Святителю Николаю Чудотворцу, почитаемому народом. Называется Крестово-Никольская. Святилище было возведено на месте старой вотивной часовни «Кресты», посвященной чудесному спасению города от моровой язвы.
Храм расположен в северной части рыночной площади. Он отличается от других городских соборов своим двухцветным убранством. Некоторые стены комнаты окрашены в белый цвет, а некоторые в желтый. Вокруг церкви образовался комплекс культовых сооружений. Он включал трапезную и колокольню.
Царско-Константиновская церковь
Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбящей и Цареконстантиновской церквей. Они были построены во второй половине 18 века. Бывшая церковь короля Константина была деревянной и полуразрушенной. Его пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. За свою историю святилище несколько раз перестраивалось.
В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря была построена в конце 18 века. Крыльцо у главного входа было построено в начале 19 века.век. Собор является одним из многоглавых. Его верхняя часть увенчана 5 куполами.
В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как льносклад, а потом как гараж и общественный туалет. В конце 70-х гг. 20 века здание было возвращено под опеку Русской православной церкви. Он был реконструирован и смог хранить мощи суздальских святых – Евфросинии и Евфимии. Услуги возобновились в 2011 году.
Александровский монастырь
Согласно легенде, основателем монастыря был знаменитый князь Александр Невский. Монастырь должен был стать прибежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского нашествия. Строительные работы начались в 1240 году.
На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался заботой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Монастырь часто называли Большой Лаврой. В конце XVII века царица Наталья Кирилловна финансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.
Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. В 18 веке храм перешел к местному городскому приходу.
Успенская церковь
Участок на востоке Суздальского кремля занимает церковь Успения Пресвятой Богородицы. Считается, что святилище было построено на месте разрушенной во время пожара старой деревянной церкви. В начале 18 века здание было реконструировано.
К главному зданию пристроена колокольня с шатровым куполом. Отдельное место, отгороженное стеной, занимала Радонежская часовня. Просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо просматриваются черты, присущие «нарышкинскому» барокко.
В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.Варганова.
Петропавловская церковь
Построенный в конце XVII века храм в честь святых апостолов Петра и Павла. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и был превращен в музей в 20 веке. В экспозицию вошли предметы, украшенные резьбой и росписью.
Гордостью музея является Иорданский балдахин (XVII век). Он выполнен в виде деревянной беседки. Красивый павильон был использован для покрытия проруби для Крещенских купаний. В Суздале сохранился единственный сохранившийся экземпляр балдахина. Над его оформлением работали мастера и ремесленники Покровского монастыря и Архиерейского дома.
Васильевский монастырь
Васильевский монастырь — один из «пяти» монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Самые старые постройки монастыря датируются 13 веком. Монастырь не имел богатых покровителей, поэтому строительство в нем велось медленными темпами.
На строительство главного храма ушло 7 лет. В 21 веке святилище продолжает функционировать как религиозный центр. Помимо паломников на территорию пускают экскурсантов. У посетителей есть возможность посмотреть на монастырь с высоты птичьего полета.
Для этого достаточно подняться на колокольню 19 века.
Покровский собор
Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 век). Здание возвышается на высоком цоколе. С трех сторон вдоль стен открытая галерея в 2 этажа. К нему можно подняться по лестнице с 2 сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.
Его можно узнать по спрятанным в нишах окнам. Интерьер поражает своей простотой. Пол покрыт черной керамической плиткой. На стенах нет фресок. В отделке преобладают ткани с высокохудожественной вышивкой. Посетителей интересует могила ссыльных жен князей и царей, насильно постриженных в монахини Покровского монастыря.
В нем покоятся около 20 знатных монахинь. За всю историю своего существования храм претерпел множество изменений. В ходе реставрационных работ в 60-х годах 20 века святилище было восстановлено в первоначальном виде. Колокольня примыкает к северо-западной части Покровского собора.
Верх над ним выполнен в виде шатра. Внизу небольшая церковь (16 век). Он носит название в честь Происхождения честных деревьев креста. Паломники приходят в монастырь помолиться перед мощами Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).
Женщины традиционно просят у святой долгожданного ребенка.
Вознесенская церковь
Александровский монастырь, или иначе Великая Лавра, был основан князем Александром Невским в 1240 году. Его закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.
В архитектурном ансамбле монастыря соборная церковь вместе с зимней церковью занимала ключевое место. В конце XVII века на их месте возвели каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства на строительство выделила овдовевшая царица, мать Петра I, Наталья Кирилловна.
После упразднения монастыря церковь перешла к городскому приходу. Вознесенская церковь имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания находится придел. По преданию, в его склепе сохранилась гробница принцесс Марии и Агриппины.
Согласно легенде, княжеские гробы прикованы цепями и подвешены в воздухе. Проход к гробнице замурован.
Николаевская церковь
Церковь Св. Николая является типичным образцом т. н. «кельтские храмы». Он состоит из нескольких срубов, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молитв, притвор. Здание находилось в селе Глотово (Юрьево-Польский район Владимирской области).
Древесина использовалась в качестве строительного материала. Возраст здания св. 250 лет. В 60-е годы. В 20 веке здание было реконструировано группой архитекторов под руководством М.М. Шаронов. Тогда же было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.
Святилище гармонично вписывается в ландшафтное пространство местного Кремля и служит главным ориентиром его западной части. Является одним из объектов Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Необычным по форме и назначению объектом Покровского монастыря являются Святые врата. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для богослужений, но и при необходимости могла превратиться в оборонительную башню.